ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-138/2022 от 13.09.2022 Астраханского областного суда (Астраханская область)

№3а-138/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Астрахань 13 сентября 2022 года

Астраханский областной суд в составе:

председательствующего судьи Мухамбеталиевой Н.Х.

при секретаре Искандарян А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявление ФИО1 о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратилась в Астраханский областной суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 121800,00 рублей, мотивируя свои требования тем, что вступившим в законную силу решением Кировского районного суда г.Астрахани от 29 августа 2016 г. на Правительство Астраханской области возложена обязанность по предоставлению ей жилого помещения по договору найма жилого помещения специализированного жилого фонда, пригодного для постоянного проживания и отвечающего установленным санитарным и техническим нормам. До настоящего времени судебное решение не исполнено, что дает ей право на обращение с названными исковыми требованиями.

Указывает, что на основании Федерального закона от 30 апреля 2010 г. № 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" она имеет право на присуждение компенсации.

В ходе подготовки административного дела к рассмотрению определением Астраханского областного суда от 26 июля 2022 года в качестве заинтересованных лиц привлечены к участию в административном деле министерство социального развития и труда Астраханской области, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, министерство имущественных и градостроительных отношений Астраханской области, осуществляющих принудительное исполнение судебного акта.

В судебном заседании административный истец ФИО1 поддержала требования в полном объеме. Указала, что вынуждена проживать в старом доме родителей, на иждивении имеется несовершеннолетний ребенок, остро нуждается в жилом помещении.

Представители министерства финансов Астраханской области, Правительства Астраханской области, министерства социального развития и труда Астраханской области, министерства имущественных и градостроительных отношений Астраханской области, министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления службы судебных приставов по Астраханской области, Управления службы судебных приставов по Астраханской области в судебное заседание не явились, извещены о дне слушания дела надлежащим образом.

Из письменных возражений представителей министерства имущественных и градостроительных отношений Астраханской области, министерства финансов Астраханской области, министерства социального развития и труда Астраханской области, следует, что они возражают по существу предъявленных требований, поскольку названные органы принимают все возможные меры для исполнения решения суда. Указали, что в 2015 году жилые помещения не приобретались по причине отсутствия заявок на участие в аукционе. В 2016 году агентством госимущества Астраханской области приобретено 51 жилое помещение в муниципальном образовании «Город Камызяк» и муниципальном образовании «Город Астрахань», в 2017 году проведены 17 аукционов на приобретение квартир на территории Астраханской области, но аукционы признаны несостоявшимися в связи с отсутствием заявок, в 2018 году приобретено 66 жилых помещений на территории МО «Город Астрахань». В настоящее время также ведется работа по приобретению жилых помещений с дальнейшей передачей их лицам указанной категории. В настоящее время в городе Астрахани и районах Астраханской области ведется строительство многоквартирных домов – всего 144 квартиры. Законами Астраханской области о бюджете Астраханской области ежегодно предусматриваются средства на мероприятия по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Указанные средства использованы и используются исключительно на реализацию мероприятий по обеспечению жилыми помещениями лиц указанной категории. Просили принять во внимание комплекс мер, принятых органами, на которые возложена обязанность по исполнению судебного акта, степень сложности исполнительного производства, предмет исполнения решения суда и отказать в удовлетворении административного иска.

Руководствуясь статьями 150, 258 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд рассмотрел административное дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав административного истца, исследовав материалы гражданского дела №, исполнительного производства № -ИП, материалы административного дела, Астраханский областной суд приходит к следующему.

Право на судебную защиту признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации и включает в себя, в том числе, право на исполнение судебного акта в разумный срок, которое реализуется посредством организации и обеспечения своевременного и эффективного исполнения судебных актов.

Вступившие в законную силу судебные постановления, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Порядок принудительного исполнения судебных актов регламентирован Федеральным законом от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в соответствии со статьей 36 которого, содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, если срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований установлен федеральным законом или исполнительным документом, то требования должны быть исполнены в срок, установленный соответственно федеральным законом или исполнительным документом.

Согласно статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

В силу статьи 1 Федерального закона № 68-ФЗ от 30 апреля 2010 г. (в редакции от 19 декабря 2016 г.) «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» граждане Российской Федерации, являющиеся в судебном процессе сторонами при нарушении их права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации. Компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок. Присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Согласно пункту 5 части 9 статьи 3 этого Федерального закона, при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы субъекта Российской Федерации представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.

Пленумом Верховного Суда Российской Федерации 29 марта 2016 г. принято Постановление № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», в котором даны разъяснения судам порядка рассмотрения дел данной категории в свете правовых позиций Европейского Суда и Конституционного Суда Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 40, 47, 48, 55, 56 названного Постановления при рассмотрении заявления о компенсации суд не связан с содержащимися в нем доводами и устанавливает факт нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, исходя из содержания судебных актов и иных материалов дела с учетом правовой и фактической сложности дела, поведения заявителя…, а также действий органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, направленных на своевременное исполнение судебного акта, общей продолжительности исполнения судебного акта. Действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта. При оценке своевременности мер, принимаемых органами, организациями и должностными лицами, на которые возложена обязанность по исполнению судебного акта, также следует принимать во внимание исключительные обстоятельства, которые обусловливали необходимость безотлагательного исполнения судебного акта и непринятие во внимание которых фактически привело к лишению лица права на судебную защиту.

При исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации или Федеральным Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, части 1 и 3 статьи 428 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Период предоставленной судом отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта включается в общую продолжительность исполнения судебного акта (статья 358 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статья 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). В общую продолжительность судопроизводства или исполнения судебного акта подлежит включению период приостановления производства по делу или исполнения судебного акта.

В ходе рассмотрения настоящего административного дела установлено, что вступившим 30 сентября 2016 г. в законную силу решением Кировского районного суда г.Астрахани от 29 августа 2016 г. удовлетворен иск ФИО1 и на Правительство Астраханской области возложена обязанность предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, пригодного для постоянного проживания и отвечающего установленным санитарным и техническим нормам.

Согласно Закону Астраханской области от 10 октября 2006 г. № 75/2006-ОЗ «О предоставлении жилых помещений в Астраханской области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилые помещения предоставляются по договорам социального найма из государственного жилищного фонда Астраханской области в размере 33 кв. метра общей площади на одиноко проживающих граждан (статья 1).

Формирование специализированного жилищного фонда на территории Астраханской области осуществляется путем строительства жилых домов и приобретения квартир с целью дальнейшего обеспечения жилыми помещениями лиц указанной категории.

Распоряжением Правительства Астраханской области от 19 ноября 2010 г. № 485-Пр «О представлении интересов Правительства Астраханской области» министерство социального развития и труда Астраханской области уполномочено представлять интересы Правительства Астраханской области в судах общей юрисдикции по гражданским делам, связанным с обеспечением жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в управлении Федеральной службы судебных приставов по Астраханской области и его структурных подразделениях по совершению всех действий, связанных с исполнительным производством.

Обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Астраханской области жилыми помещениями после 01 января 2013 г. осуществляется в порядке, установленном Законами Астраханской области от 11 февраля 2002 г. № 6/2002-03 «О защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Астраханской области», от 10 октября 2006 г. № 75/2006-03 «О предоставлении жилых помещений в Астраханской области», постановлением Правительства Астраханской области от 19 декабря 2012 г. № 571-П «Об отдельных вопросах обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» путем предоставления жилых помещений по договорам найма жилого помещения специализированного жилищного фонда Астраханской области.

Организация исполнения судебных решений осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Астраханской области от 12 сентября 2014 г. № 399-П «О государственной программе «Социальная защита, поддержка и социальное обслуживание населения Астраханской области» и распоряжением Правительства Астраханской области от 22 августа 2013 г. № 388- Пр. «Об исполнении судебных решений» и реализуется через исполнительные органы государственной власти Астраханской области:

- министерством социального развития и труда Астраханской области организуется формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в отношении которых имеются судебные решения, вступившие в законную силу до 01 января 2013 г., в порядке принятия судебных решений по месту включения претендентов в список; работа межведомственной комиссии по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) по распределению приобретенных (построенных) за счет средств бюджета Астраханской области жилых помещений по договорам социального найма;

- агентством по управлению государственным имуществом Астраханской области осуществляется приобретение в государственную собственность Астраханской области жилых помещений для последующего предоставления по договорам социального найма;

- министерством строительства и дорожного хозяйства Астраханской области осуществляются мероприятия по оформлению земельных участков, разработке проектно-сметной документации и размещению заказов на строительство жилых домов, для реализации жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Распоряжением Правительства Астраханской области от 06.12.2021 N 427-Пр «О внесении изменений в распоряжение Правительства Астраханской области от 21 марта 2013 года № 124-Пр» министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области определено:

- уполномоченным органом по реализации Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, прилагаемых к государственной программе Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1710 (далее - Правила), в части:

организации деятельности по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

обеспечения заключения соглашения между уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и Правительством Астраханской области о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Астраханской области на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - соглашение);

представления в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти отчетов, указанных в Правилах и соглашении;

- ответственным:

за строительство жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

за приобретение в государственную собственность Астраханской области жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам участия в долевом строительстве, заключенным в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации";

за дальнейшую передачу жилых помещений, построенных и приобретенных в соответствии с абзацами седьмым, восьмым настоящего пункта, в агентство по управлению государственным имуществом Астраханской области для государственной регистрации права государственной собственности Астраханской области и отнесения их к специализированному жилищному фонду Астраханской области;

за предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и эксплуатацию специализированного жилищного фонда Астраханской области.

Министерство имущественных и градостроительных отношений Астраханской области определено ответственным:

за приобретение в государственную собственность Астраханской области жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением жилых помещений, приобретаемых в соответствии с абзацем восьмым пункта 1 настоящего Распоряжения);

за последующую организацию отнесения жилых помещений, построенных и приобретенных в соответствии с абзацами седьмым, восьмым пункта 1 настоящего Распоряжения, абзацем вторым настоящего пункта, к специализированному жилищному фонду Астраханской области.

В добровольном порядке вступившее в законную силу решение суда не исполнено, в связи с чем исполнительный документ направлен для принудительного исполнения.

Судом установлено, что ФИО1 ранее обращалась с административным иском в Астраханский областной суд о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Решением Астраханского областного суда от 21 декабря 2020 года за нарушение сроков исполнения судебного решения от 29 августа 2016 года с министерства финансов Астраханской области за счет средств бюджета Астраханской области в пользу ФИО1 взыскана компенсация в размере 45000 рублей. Решение вступило в законную силу и исполнено.

Исходя из правовой позиции, изложенной в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.03.2016 № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», принятие решения по делу о компенсации не препятствует обращению вновь в суд с заявлением о компенсации, если основанием для его подачи будут являться другие фактические обстоятельства, связанные с иным периодом длительного рассмотрения дела, исполнения судебного акта, осуществления уголовного преследования. При этом обстоятельства, ранее исследованные судом по первоначальному требованию о присуждении компенсации, не доказываются и не могут оспариваться в другом аналогичном деле, в котором участвует тот же заявитель, административный истец.

Вместе с тем общая суммарная продолжительность судопроизводства по делу или исполнения судебного акта в целом может оцениваться судом в аспекте длительности судопроизводства или исполнения судебного акта и его значимости для заявителя.

Постановлением судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Астраханской области от 14 ноября 2016 г. возбуждено исполнительное производство № -ИП, должнику предложено в 5-дневный срок со дня получения постановления добровольно исполнить требования, указанные в исполнительном документе. Должник предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в пятидневный срок, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере не менее 50000 рублей. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных непреодолимых препятствий, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику предложено в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя. Должник предупрежден об административной ответственности, а также об уголовной ответственности, предусмотренной статьей 315 Уголовного кодекса Российской Федерации, за длительное неисполнение решения суда.

08 декабря 2016 года должник обратился в Кировский районный суд г.Астрахани с вопросом об отсрочке исполнения решения суда до 01 ноября 2017 года.

Определением Кировского районного суда г.Астрахани от 18 января 2017 г. должнику предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 01 ноября 2017 года.

Постановлением судебного пристава исполнителя МООИП УФССП России по Астраханской области от 08 декабря 2016 года с Правительства Астраханской области взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей.

Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 14 марта 2017 года должник освобожден от взыскания исполнительского сбора.

29 июля 2021 года начальником МОСП по ОИП УФССП по Астраханской области вынесено постановление о привлечении Правительства Астраханской области к административной ответственности по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

В рамках исполнительного производства судебным приставом-исполнителем принимались меры по исполнению судебного акта в соответствии со статьей 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве», должнику неоднократно направлялись требования-предупреждения о необходимости исполнения решения суда и предоставлении документов, свидетельствующих о принятии мер к исполнению решения.

Однако в установленные законом сроки вступившее в законную силу решение суда органом исполнительной власти Астраханской области не исполнено. В ответах на вышеуказанные требования и предупреждения должник сообщил о невозможности исполнения вступившего в законную силу решения суда в связи с недостаточностью финансирования, отсутствием соответствующего жилого фонда, наличием сводного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, и установленного порядка предоставления жилых помещений с учетом очередности лиц данной льготной категории.

Установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что Управлением Федеральной службы судебных приставов по Астраханской области принимались определенные меры по исполнению требований исполнительного документа, возбужденного на основании вступившего в законную силу судебного постановления, принятого в пользу административного истца. Реализация указанных мероприятий в течение более пяти лет не привела к реальному исполнению должником обязанности по предоставлению жилого помещения.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что общий срок исполнения судебного решения, начиная с возбуждения исполнительного производства (09 ноября 2016 года) по 06 июля 2022 года (день подачи административного искового заявления в суд) составляет 5 лет 7 месяцев 27 дней, а срок исполнения судебного акта за проверяемый период – с 21 декабря 2020 года по 06 июля 2022 года (день подачи административного искового заявления в суд) составляет 1 год 6 месяцев 15 дней, не отвечают критерию разумности.

Исходя из пояснений ФИО1, в течение всего периода исполнения судебного акта она принимала активные меры, направленные на понуждение должника к исполнению требований исполнительного документа, неоднократно обращаясь в органы исполнительной власти Астраханской области с просьбами о принятии мер к исполнению судебного решения и предоставлении ей жилого помещения. В настоящее время ФИО1 жилого помещения не имеет, вынуждена проживать совместно с сестрами и их детьми в старом доме, имеет на иждивении несовершеннолетнего ребенка, остро нуждается в предоставлении жилого помещения.

Суд приходит к выводу, что жилое помещение для ФИО1 является предметом первой необходимости и задержка исполнения решения суда не совместима с требованиями действующего законодательства.

Таким образом, неисполнение судебного акта произошло по причинам, не зависящим от взыскателя.

Правительством Астраханской области, министерством социального развития и труда Астраханской области, агентством по управлению государственным имуществом Астраханской области, министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области принимались определенные меры по обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, по предоставлению гражданам жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда. Однако принятые меры не привели к реализации права ФИО1 на жилище, а также к исполнению вступившего в законную силу судебного постановления, принятого в пользу административного истца.

Правительство Астраханской области, заинтересованные лица допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля Правительства Астраханской области, подтверждающих уважительность причин неисполнения решения в срок, установленный действующим законодательством, не представили.

Не установлено таких доказательств и судом в ходе судебного разбирательства.

Утверждения, что период, в течение которого административному истцу не предоставляется жилье и не исполняется вступившее в законную силу решение суда, соответствует общим срокам обеспечения граждан жильем, поскольку у органа исполнительной власти Астраханской области отсутствуют достаточное количество соответствующего жилищного фонда и финансовых средств для покупки либо строительства квартир, не могут быть приняты судом во внимание, так как сами по себе факты отсутствия свободных жилых помещений и недостаточность денежных средств на строительство и приобретение жилья для реализации мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являются исключительными обстоятельствами для неисполнения решения суда, поскольку его исполнение является гарантией защиты прав граждан, и не свидетельствует об отсутствии вины должника - высшего исполнительного органа государственной власти Астраханской области в неисполнении в установленный срок требований исполнительного документа.

Из представленных доказательств не следует, что разработан механизм взаимодействия органов, ответственных за реализацию жилищных программ, направленных на скорейшее обеспечение жильем лиц, нарушение прав которых восстановлено вступившими в законную силу судебными постановлениями. Отсутствие достаточного финансирования программ социального обеспечения жильем влечет за собой невозможность своевременного исполнения решений судов, а также исполнения полномочий органов местной власти по предоставлению жилья социально незащищенным категориям граждан, и как следствие, подрывает доверие граждан к судебной и исполнительной власти.

Доказательств подтверждающих намерение исполнительного органа исполнить решение суда путем ускорения процесса предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда, согласно установленным социальным нормам и отвечающее установленным санитарным и техническим нормам и требованиям не представлено.

При определении размера компенсации, подлежащей присуждению, суд учитывает, что основанием для возложения обязанности по предоставлению жилого помещения административному истцу явилось то обстоятельство, что он признан гражданином, находящимся в трудной жизненной ситуации, нуждающимся в особой поддержке со стороны общества и государства, меры принятые органами, на которые возложена обязанность по исполнению судебного акта, обязывающего решить вопрос обеспечения жильем лица, особо в этом нуждающегося, требования административного истца, общую продолжительность нарушения и значимость его последствий для административного истца, неисполнение судебного акта до настоящего времени и невозможность исполнения в ближайшее время.

Определяя размер подлежащей присуждению компенсации, суд исходит из следующего.

Согласно статье 2 Закона о компенсации компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается судом в денежной форме. Размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности и справедливости.

Согласно разъяснениям, изложенным в абзаце 3 пункта 1 постановления Пленума ВС РФ от 29.03.2016 N 11, компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок как мера ответственности государства имеет целью возмещение причиненного неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию данных прав в разумный срок. Данная компенсация не направлена на восполнение имущественных потерь заинтересованного лица и не заменяет собой возмещения имущественного вреда, причиненного ему незаконными действиями (бездействием) государственных органов.

Оценив в соответствии с требованиями главы 6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь статьей 6 Федерального Конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации", положениями Федерального закона о компенсации, правовыми позициями, изложенными в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2016 № 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок", установив факт нарушения права ФИО1 на исполнение судебного акта в разумный срок, учитывая срок, в течение которого не исполнялся судебный акт, действия самого административного истца, основываясь на принципах разумности, справедливости, принимая во внимание ранее принятое и исполненное решение о взыскании компенсации, суд полагает необходимым определить сумму компенсации в размере 50000 рублей.

Суд считает, что указанная сумма позволит компенсировать негативные последствия установленного судом факта нарушения права административного истца на исполнение судебного решения в разумный срок.

В силу пункта 3 части 2 статьи 5 Федерального закона от 30 апреля 2010 г. № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.

Согласно пункту 1.1 Положения о министерстве финансов Астраханской области, утвержденному постановлением Правительства Астраханской области от 06 мая 2010 г. № 199-П, министерство финансов Астраханской области является исполнительным органом государственной власти области, осуществляющим функции по обеспечению проведения единой государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере финансовой, бюджетной и налоговой политики Астраханской области и координирующим деятельность иных исполнительных органов государственной власти Астраханской области в этой сфере. Министерство финансов Астраханской области является финансовым органом субъекта Российской Федерации – Астраханской области.

Таким образом, решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта о возложении на Правительство Астраханской области обязанности обеспечить ФИО1 благоустроенным жилым помещением в разумный срок подлежит исполнению за счет средств бюджета Астраханской области министерством финансов Астраханской области (часть 3 статьи 4 Федерального закона от 30 апреля 2010 г. № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок»).

В силу пункта 2 части 1 статьи 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации взысканные денежные средства подлежат перечислению административному истцу на банковский счет, указанный в представленной им выписке.

Решение суда по административному делу о присуждении компенсации в соответствии с частью 3 статьи 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 - 176, 178, 180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Астраханский областной суд

р е ш и л :

административные исковые требования ФИО1 о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок удовлетворить частично.

Взыскать с Астраханской области в лице министерства финансов Астраханской области за счет средств бюджета Астраханской области в пользу ФИО1 компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 50000 рублей, перечислив указанные денежные средства на счет получателя ФИО1 № , открытый <данные изъяты>».

Решение суда по административному делу в части присуждения компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию - третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.