ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-138/2023 от 02.11.2023 Белгородского областного суда (Белгородская область)

БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Белгород 2 ноября 2023 г.

Белгородский областной суд в составе

судьи Каюкова Д.В.

с ведением протокола судебного заседания секретарями Зиновьевой Я.Г., Черных Е.В., помощником судьи Савельевой А.В.,

с участием представителей: административного истца – Щёкиной Н.Н.; административного ответчика – Пономаревой А.В.; ООО «Экотранс-С» - Ильиной Е.А.; Управления по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области - Размаитовой О.В., Шаповаловой М.В., Лебедевой Е.Ф., Миронцовой Ю.В.; прокурора Мелиховой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Центр Экологической Безопасности» Белгородской области (ООО «ЦЭБ») о признании недействующим решения Муниципального совета Яковлевского района от 30 мая 2017 г. №6 «Об утверждении инвестиционной программы ООО «Экотранс-С» по строительству на территории Яковлевского района полигона ТКО, входящего в состав Яковлевского экологического комплекса, на 2017-2023 годы»,

установил:

ООО «Экотранс С» (ранее - ООО «Экотранс-С») осуществляет деятельность в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами в Белгородской области, на его услуги по захоронению твёрдых коммунальных отходов установлены тарифы.

Решением Муниципального совета Яковлевского района Белгородской области от 30 мая 2017 г. №6 утверждена инвестиционная программа ООО «Экотранс С» по строительству на территории Яковлевского района полигона ТКО, входящего в состав Яковлевского экологического комплекса, на 2017-2023 годы, установлены надбавки к тарифам ООО «Экотранс С» для потребителей его услуг.

Дело возбуждено по административному исковому заявлению, поданному 9 августа 2023 г., в котором административный истец - региональный оператор по обращению с твёрдыми коммунальными отходами в Белгородской области требовал признать указанное решение не действующим полностью со дня принятия.

В обоснование требования административный истец сослался на то, что оспоренное решение принято представительным органом муниципального образования с превышением полномочий, без соблюдения порядка его принятия и официального опубликования, в отношении юридического лица, которое не имело статуса организации коммунального комплекса, противоречит нормативным правовым актам в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами, имеющим большую юридическую силу, влечёт для административного истца необоснованные расходы.

В судебном заседании представитель административного истца поддержала административный иск по изложенным основаниям.

Представители Совета депутатов Яковлевского городского округа Белгородской области (административный ответчик, правопреемник Муниципального совета Яковлевского района), ООО «Экотранс С», Управления по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области (заинтересованные лица), Прокуратуры Белгородской области просили отказать в удовлетворении административного иска, полагали, что оспоренное решение законно, не нарушает прав административного истца.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему решению.

До 1 января 2018 г. регулирование тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих утилизацию (захоронение) твёрдых бытовых отходов, надбавок к тарифам для потребителей, надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса осуществлялось в соответствии с Федеральным законом «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», а также Правилами регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, Основами ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. №520 (далее – Правила регулирования №520, Основы ценообразования №520).

Согласно ст. 10 Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» финансовые потребности организаций коммунального комплекса, участвующих в реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, которые необходимы для реализации их инвестиционных программ, обеспечиваются за счёт средств от оказания услуг указанных организаций, в части установленных надбавок к тарифам для потребителей данного муниципального образования (части территории этого муниципального образования).

Под надбавкой к тарифу для потребителей понимается ценовая ставка, которая учитывается при расчётах потребителей с организациями коммунального комплекса, устанавливается в целях финансирования инвестиционных программ организаций коммунального комплекса и общий размер которой соответствует сумме надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса, реализующих инвестиционные программы (п. 12 ст. 2 Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»).

Полномочиями по утверждению инвестиционных программ и установлению надбавок к тарифам для потребителей были наделены представительные органы муниципальных образований (п.п. 2, 3 ч. 1 ст. 5, ч. 11 ст. 11 Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»).

Муниципальный совет Яковлевского района являлся постоянно действующим представительным органом Яковлевского района, который по вопросам, отнесённым к его компетенции федеральными законами, принимал решения, обязательные для исполнения на территории этого муниципального района (ст.ст. 15, 16, 22 устава, принятого решением Совета депутатов Яковлевского района от 7 сентября 2007 г. №1, далее – устав Яковлевского района).

В период осуществления своих полномочий им принято оспоренное решение, которым утверждена упомянутая инвестиционная программа и установлены надбавки к тарифам ООО «Экотранс С»:

на период с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2021 г. в размере 98,14 руб./м3 - для потребителей Борисовского, Грайворонского, Яковлевского районов Белгородской области;

на период с 1 января 2022 г. по 30 сентября 2023 г. в размере 69,47 руб./м3 - для потребителей г. Белгорода, Белгородского, Борисовского, Грайворонского, Яковлевского районов Белгородской области.

Решением Муниципального совета Яковлевского района от 13 декабря 2017 г. №2 в оспоренное решение внесены изменения, которыми уточнён период действия установленных надбавок (с 31 декабря 2017 г. по 30 сентября 2023 г.).

Как следует из позиции административного истца, нарушение своих прав он усматривает в том, что установленные оспоренным решением надбавки необоснованно увеличивают размер платы, которую административный истец как региональный оператор по обращению с твёрдыми коммунальными отходами обязан вносить ООО «Экотранс С» за оказание в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2023 г. услуг по размещению твёрдых коммунальных отходов на основании договоров от 8 октября 2018 г. (т. 1 л.д. 64-70), от 28 октября 2022 г. (т. 1 л.д. 237-247).

Учитывая предъявление административного иска до истечения срока действия установленных оспоренным решением надбавок, наличие между административным истцом и ООО «Экотранс С» спора о размере платы за услуги по размещению твёрдых коммунальных отходов (т. 3 л.д. 135-140), суд не усматривает оснований для прекращения производства по настоящему делу.

Рассматривая доводы административного истца о несоблюдении правил введения оспоренного решения в действие, суд - учитывая постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 мая 2021 г. №23-П - признаёт их не влекущими удовлетворения административного иска.

Согласно ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Порядок официального опубликования нормативных правовых актов устанавливается законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами (ч. 3 ст. 12 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»).

Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования (ч.ч. 2, 3 ст. 47 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в редакции, действовавшей на день принятия оспоренного решения).

Согласно ч. 9 ст. 22 устава Яковлевского района (в редакции 30 мая 2016 г., действовавшей на день принятия оспоренного решения) решения муниципального совета, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования в районной газете «Победа» и (или) на официальном сайте муниципального совета, администрации муниципального района, а также путём размещения на официальных сайтах администраций городских, сельских поселений муниципального района в десятидневный срок с даты подписания их председателем муниципального совета и вступают в силу со дня такого опубликования, если самим решением не предусмотрен более поздний срок вступления его в силу.

Оспоренным решением предусмотрено, что оно вступает в силу со дня опубликования путём размещения на официальном сайте Администрации Яковлевского района (yakovl-adm.ru), а в части надбавок к тарифам для потребителей – с 1 января 2018 г.

Решением Муниципального совета Яковлевского района от 13 декабря 2017 г. №2, которым также предусмотрено вступление его в силу со дня опубликования путём размещения в том же источнике, изменена дата вступления оспоренного решения в силу в части установленных надбавок – с 31 декабря 2017 г.

Из анализа объяснений представителя административного ответчика, письма МБУ «Управление цифрового развития Яковлевского городского округа» от 27 сентября 2023 г. (т. 2 л.д. 148), сведений, размещённых на официальном сайте органов местного самоуправления Яковлевского городского округа (yakovlevskij-r31.gosweb.gosuslugi.ru, yakovgo.gosuslugi.ru - т. 1 л.д. 203, 204, т. 2 л.д. 146), усматривается, что оспоренное решение и решение от 13 декабря 2017 г. №2 изначально опубликованы соответственно 30 мая 2017 г. и 13 декабря 2017 г. на официальном сайте органов местного самоуправления Яковлевского района, впоследствии перемещены на новый официальный сайт органов местного самоуправления Яковлевского городского округа.

Бесплатный доступ к указанным решениям в электронном виде предоставлен неограниченному кругу лиц через МБУК «Централизованная библиотечная система Яковлевского городского округа» с 2017 г. (т. 2 л.д. 147).

Информация об оспоренном решении размещена в районной газете «Победа», выпуск 10 июня 2017 г. (т. 2 л.д. 172).

Об оспоренном решении и размере установленных им надбавок административному истцу было известно при заключении 8 октября 2018 г. договора с ООО «Экотранс С» об оказании услуг по размещению отходов (т. 1 л.д. 64-70).

Суд также принимает во внимание, что надбавки к тарифам, установленные в соответствии с Федеральным законом «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» включаются в расчёт единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (п. 85 Методических указаний по расчёту регулируемых тарифов в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утверждённых приказом Федеральной антимонопольной службы от 21 ноября 2016 г. №1638/16, далее – Методические указания по расчёту тарифов №1638/16).

Единые тарифы на услугу административного иска как регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами устанавливались:

приказом Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 14 декабря 2018 г. №33/95 – на период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2019 г. (официально опубликован 17 декабря 2018 г. на сайте «Вестник нормативных правовых актов Белгородской области» www.zakonbelregion.ru);

приказом Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 19 декабря 2019 г. №35/19 – на период с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2022 г. (официально опубликован 20 декабря 2019 г. в том же источнике);

приказом Управления по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 22 ноября 2022 г. №32/1 – на период с 1 января 2023 г. по 31 декабря 2023 г. (официально опубликован 28 ноября 2022 г. в том же источнике).

При таких обстоятельствах суд полагает, что лицам, чьи права и свободы могут затрагиваться оспоренным решением, обеспечена возможность ознакомиться с его содержанием, а до сведения потребителей в Белгородской области доведена информация об общем размере платы в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами.

Положения ч. 1 ст. 13 Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» о порядке вступления в силу надбавок, установленных оспоренным решением, соблюдены.

Довод административного истца о принятии Муниципальным советом Яковлевского района оспоренного решения с превышением своих полномочий – ввиду установления надбавок к тарифам для потребителей иных муниципальных образований Белгородской области (г. Белгорода, Белгородского, Борисовского, Грайворонского районов) – не может повлечь удовлетворения административного иска.

Согласно правовым позициям, изложенным в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 26 апреля 2016 г. №13-П, Конституция Российской Федерации, определяя в качестве предметной сферы деятельности местного самоуправления решение вопросов местного значения, исходит из того, что все вопросы, относящиеся к вопросам непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, могут и должны решать именно органы местного самоуправления, а не органы государственной власти.

Это, однако, не препятствует конструктивному, основанному на признании и гарантировании самостоятельности местного самоуправления взаимодействию между органами местного самоуправления и органами государственной власти для наиболее эффективного решения общих задач, непосредственно связанных с вопросами местного значения, в интересах населения муниципальных образований, равно как и возложению на органы местного самоуправления выполнения тех или иных имеющих общегосударственное значение публичных функций и задач на соответствующей территории - как в порядке наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, так и в иных формах конституционно обоснованного участия органов местного самоуправления в осуществлении совместно с органами государственной власти конституционных функций государства на конкретной территории.

При определении полномочий органов местного самоуправления в сфере обращения с бытовыми отходами необходимо учитывать компетенцию иных территориальных уровней публичной власти, которой они наделены в этой сфере, а также обязанности по обращению с отходами, возложенные на участников гражданского оборота.

Согласно пп. 7.1, 7.2 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», действовавшего на день принятия оспоренного решения, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относились: утверждение территориальной схемы в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами; организация деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твёрдых коммунальных отходов.

К вопросам местного значения муниципального района относилось участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твёрдых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов (п. 14 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твёрдых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, на основании которой разрабатывается инвестиционная программа в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами (п. 1 ст. 24.6, п. 1 ст. 24.13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»).

Постановлением Правительства Белгородской области от 26 сентября 2016 г. №350-пп утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами, на территории Белгородской области (далее - Территориальная схема обращения с отходами в Белгородской области), согласно которой:

с 2016 г. в Борисовском и Грайворонском районах отсутствуют полигоны для размещения твёрдых коммунальных отходов, включённые в государственный реестр объектов размещения отходов; в указанные реестр включены полигон вблизи с. Стрелецкое Белгородского района (зарегистрирован 25 сентября 2014 г. под №31-00017-3-00592-250914) и полигон в Яковлевском районе, с. Задельное, СПК «1-е Мая» (зарегистрирован 25 сентября 2014 г. под №31-00016-З-00592-250914);

твёрдые коммунальные отходы, образовавшиеся в г. Белгороде и Белгородском районе, размещаются на полигоне вблизи с. Стрелецкое Белгородского района;

твёрдые коммунальные отходы, образовавшиеся в Борисовском, Грайворонском, Яковлевском районах, размещались на полигоне вблизи с. Стрелецкое Белгородского района (согласно схеме потоков отходов по состоянию на ноябрь 2017 г.), а впоследствии - на полигоне в Яковлевском районе, с. Задельное, СПК «1-е Мая» (согласно схеме потоков отходов по состоянию на декабрь 2019 г.);

вывод полигона вблизи с. Стрелецкое Белгородского района из эксплуатации запланирован на 2023-2025 годы в связи с его полным заполнением; полигон в Яковлевском районе (Яковлевском городском округе) отнесён к функционирующим объектам размещения отходов.

Как следует из инвестиционной программы ООО «Экотранс С», новый полигон предназначен для размещения твёрдых коммунальных отходов, образовавшихся в г. Белгороде, Белгородском, Борисовском, Грайворонском, Яковлевском районах.

При таких обстоятельствах суд полагает, что принятие оспоренного муниципального акта направлено не только на решение вопроса местного значения на территории Яковлевского района, но и на участие органов местного самоуправления Яковлевского района в реализации экологической функции государства, согласовано с конституционными основами разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и Белгородской областью, обеспечивает осуществление возложенных на местное самоуправление Яковлевского района публичных задач, учитывает особенности нормативного регулирования отношений в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами, предусмотренные Федеральными законами «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и «Об отходах производства и потребления».

Ссылка административного истца на отсутствие у ООО «Экотранс С» статуса организации коммунального комплекса неубедительна.

Согласно ст. 2 Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» организацией коммунального комплекса является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие эксплуатацию объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твёрдых бытовых отходов (п. 1); под объектами, используемыми для утилизации, обезвреживания и захоронения твёрдых бытовых отходов, понимаются объекты, непосредственно используемые для этих целей (п. 3.).

Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется на основании лицензии (п. 1 ст. 9 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Из приведенных норм следует, что организацией коммунального комплекса может быть признано юридическое лицо, которое непосредственно эксплуатирует объекты, используемые для утилизации, обезвреживания и захоронения твёрдых бытовых отходов, и осуществляет такую деятельность на основании лицензии.

ООО «Экотранс С» с 2007 г. зарегистрировано в качестве юридического лица, его основной вид деятельности с 2016 г. – обработка и утилизация неопасных отходов (т. 1 л.д. 84-89).

Согласно лицензии, выданной на основании приказа управления Росприроднадзора по Белгородской области от 14 апреля 2016 г. №326, ему было разрешено осуществлять деятельность в сфере обращения с отходами - сбор (I, III, IV классы опасности), транспортирование (III, IV классы опасности), обработку (I, III, IV классы опасности), утилизацию (IV класс опасности). Место осуществления деятельности: Белгородская область, Белгородский район, с. Стрелецкое, ул. Зареченская, 85 «а» (т. 1 л.д. 92-94, т. 2 л.д. 24-29).

Лицензии, выданные на основании приказа управления Росприроднадзора по Белгородской области от 14 августа 2018 г. №295 и приказа Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 19 декабря 2022 г. №175-ЛП, разрешали ему осуществлять сбор, транспортирование, обработку, размещение отходов. Места осуществления деятельности: Белгородская область, Белгородский район, с. Стрелецкое, ул. Зареченская, 85 «а»; Белгородская область, Яковлевский район, в границах СПК «1 Мая» (т. 1 л.д. 95-99, 100-105, т. 2 л.д. 30-58, 79-100).

Из анализа экспертного заключения ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Белгородской области» от 11 марта 2009 г. №115 (т. 2 л.д. 62-67), выписок из Единого государственного реестра недвижимости (т. 2 л.д. 224-238), договора аренды оборудования от 1 апреля 2014 г. №08/14 и дополнительных соглашений к нему (т. 4 л.д. 113-118), акта Контрольно-счётной палаты Белгородской области от 30 июня 2023 г. (т. 3 л.д. 90-95), объяснений представителя ООО «Экотранс С» следует, что в период подготовки проекта инвестиционной программы и её утверждения оспоренным решением ООО «Экотранс С» непосредственно и на законном основании использовало оборудование мусоросортировочного комплекса, расположенного по адресу: Белгородская область, Белгородский район, с. Стрелецкое, ул. Зареченская, 85 «а» (кадастровый №31:15:0501001:1866), для утилизации твёрдых бытовых отходов. Это обстоятельство не оспорено лицами, участвующими в деле, не опровергнуто иными доказательствами.

В таком случае суд приходит к выводу, что ООО «Экотранс С» являлось организацией коммунального комплекса и на него распространялось действие Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».

Те обстоятельства, что ООО «Экотранс С» в 2017 г. не имело лицензии на осуществление деятельности в сфере обращения с твёрдыми отходами по адресу: Белгородская область, Яковлевский район, в границах СПК «1 Мая», не осуществляло деятельности по обезвреживанию и захоронению твёрдых отходов, не исключают наличия у него данного статуса при установленном объёме обстоятельств. Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» не содержит ни условия о необходимости одновременной эксплуатации организацией коммунального комплекса объектов утилизации, обезвреживания и захоронения твёрдых бытовых отходов, ни территориальных критериев, от которых зависит признание юридического лица организацией коммунального комплекса.

Не могут повлечь удовлетворения административного иска и доводы административного истца о необоснованности надбавок, установленных оспоренным решением, несоблюдении ст. 11 Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», предусматривающей порядок разработки и утверждения инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, порядок установления надбавок к тарифам.

На услуги ООО «Экотранс С» по захоронению твёрдых коммунальных отходов устанавливались предельные тарифы на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов с использованием метода индексации:

приказом Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 8 декабря 2017 г. №30/15 - на период с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2022 г.;

приказом Управления по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 22 ноября 2022 г. №30/26 – на период с 1 января 2023 г. по 31 декабря 2027 г.

Как следует из имеющихся доказательств, инвестиционная программа, утверждённая оспоренным решением, разработана ООО «Экотранс С» с учётом Методических рекомендаций по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, утверждённых приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10 октября 2007 г. №99, на основании условий технического задания, утверждённого постановлением Администрации Яковлевского района от 3 апреля 2017 г. №84 (т. 2 л.д. 172-179) и разработанного в соответствии с программой комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Быковского сельского поселения Яковлевского района, утверждённой решениями Земского собрания Быковского сельского поселения от 8 декабря 2011 г. №1 и от 26 октября 2015 г. №1 (т. 2 л.д. 169-170).

ООО «Экотранс С» произвело расчёт финансовых потребностей, необходимых для реализации инвестиционной программы (295 505 320 руб.) исходя из расходов на проектно-изыскательские работы (6 500 000 руб.), строительство (161 223 320 руб.), платежи за пользование инвестиционным кредитом (127 782 000 руб.), предложило за счёт надбавок к тарифам обеспечить возврат 291 148 280 руб. (с учётом использования собственных средств в размере 4 357 040 руб.), с этой целью подало в уполномоченный орган тарифного регулирования Яковлевского района - управление ЖКХ, транспорта и ТЭК Администрации Яковлевского района соответствующее заявление с приложением проекта инвестиционной программы и иных документов, предусмотренных п. 4 Правил регулирования №520 (т. 4 л.д. 1-109).

Из пояснительной записки к проекту оспоренного решения (т. 2 л.д. 137-138), письма МКУ «Управление жизнеобеспечения и развития Яковлевского городского округа» от 27 сентября 2023 г. (т. 3 л.д. 96-104) следует, что орган тарифного регулирования Яковлевского района по результатам проведённой проверки признал проект инвестиционной программы соответствующим условиям утверждённого технического задания, обоснованным расчёт финансовых потребностей, необходимых для реализации инвестиционной программы, доступными услуги ООО «Экотранс С» для потребителей, подготовил предложения о размере надбавок к тарифам с учётом ст. 13 Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», направил проект инвестиционной программы и расчёты на заключение в уполномоченный региональный орган тарифного регулирования - Комиссию по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области (п. 3.6.3 положения о Комиссии, утверждённого постановлением Правительства Белгородской области от 22 июня 2015 г. №247-пп).

Согласно заключению Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 15 мая 2017 г. проект инвестиционной программы и размер надбавок к тарифам признаны соответствующими Федеральному закону «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», условиям утверждённого технического задания, критериям доступности услуг для потребителей г. Белгорода, Белгородского, Борисовского, Грайворонского, Яковлевского районов.

Приведенные обстоятельства не опровергнуты иными доказательствами. Сомнений в факте выдачи заключения на проект инвестиционной программы и его содержании у суда не имеется.

Заверенная копия заключения предъявлена суду лицом, уполномоченным представлять данный вид доказательств, содержит штамп Комиссии и подпись председателя Комиссии, замещавшего эту должность в тот период, тождественна иной копии этого заключения (т. 3 л.д. 201). Факт выдачи заключения и содержание его копий подтверждены представителями Управления по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области, которые пояснили, что к настоящему времени ими не обнаружено никаких правовый и экономических недостатков инвестиционной программы и расчётов размера надбавок к тарифам.

Утверждение административного истца о невозможности установления факта выдачи заключения основано на избирательном толковании положений ч. 7 ст. 84 КАС Российской Федерации и не учитывает положения ч. 3 ст. 70 КАС Российской Федерации об условиях предоставления суду подлинников документов.

Вопреки мнению административного истца проведение экспертизы и запрос дополнительных документов при рассмотрении проекта инвестиционной программы и установлении надбавок к тарифам являлись правом муниципального органа тарифного регулирования, реализуемым при необходимости (п.п. 7, 16 Правил регулирования №520). Невыполнение таких действий само по себе не свидетельствует о нарушении порядка принятия оспоренного решения и необоснованности установленных надбавок к тарифам. Суду не предъявлено никаких доказательств иного обоснованного размера финансовых потребностей ООО «Экотранс С», необходимых для реализации инвестиционной программы, который бы отличался от представленных данной организацией сметного расчёта и плана кредитования.

Плановый (прогнозируемый) объём реализуемых ООО «Экотранс С» услуг за каждый год периода регулирования рассчитан путём суммирования ежегодного объёма твёрдых коммунальных отходов, образующихся в г. Белгороде, Белгородском, Борисовском, Грайворонском, Яковлевском районах (таблица 5.1 Территориальной схемы обращения с отходами Белгородской области).

Ссылка административного истца на годовой объём размещения твёрдых коммунальных отходов на полигоне в Яковлевском районе, приведенный в таблице 7.4 Территориальной схемы обращения с отходами Белгородской области (в редакции 27 апреля 2020 г.) - 41,13 тыс. тонн или 304,7 тыс. м3, не свидетельствует о необоснованности расчёта надбавок к тарифам, поскольку в указанной таблице содержится информация о фактическом объёме размещения твёрдых коммунальных отходов на действующем полигоне в Яковлевском районе (зарегистрирован в государственном реестре объектов размещения отходов 25 сентября 2014 г. под №31-00016-З-00592-250914), а не о запланированном объёме таких отходов из г. Белгорода, Белгородского, Борисовского, Грайворонского, Яковлевского районов.

Ссылка административного истца на плановый годовой объём размещения твёрдых коммунальных отходов, приведенный в производственной программе ООО «Экотранс С» на период с 1 января 2023 г. по 31 декабря 2027 г., утверждённой приказом Управления по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 22 ноября 2022 г. №30/25 (29,14 тыс. тонн или 215,85 тыс. м3), не может быть принята во внимание, поскольку в инвестиционной программе данный показатель основан на Территориальной схеме обращения с отходами Белгородской области (таблица 5.1).

Размер надбавок к тарифам рассчитан в соответствии с Методическими указаниями по расчёту тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утверждёнными приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15 февраля 2011 г. №47, как отношение финансовых потребностей ООО «Экотранс», финансируемых за счёт надбавок к тарифам, к расчётному объёму услуг, реализуемых данной организацией, выраженное в плате за 1 м3 твёрдых отходов.

Ссылка административного истца на отсутствие предварительных расчётов предельных индексов в среднем по муниципальному образованию, предусмотренных п. 9 Правил регулирования №520, не имеет правового значения, поскольку предельные индексы не применяются к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса и надбавкам к тарифам организаций, в отношении которых в предшествующем периоде не осуществлялось государственное регулирование тарифов и надбавок к тарифам (п. 53 Основ ценообразования №520).

Оспоренное решение принято с соблюдением ч.ч. 1, 1.1 ст. 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст. 16, 22 устава Яковлевского района, - по результатам правомочного заседания Муниципального совета Яковлевского района, на котором присутствовало 28 из 34 членов совета, за утверждение инвестиционной программы проголосовало 26 членов совета, воздержалось 2 члена совета (протокол от 30 мая 2017 г., вопрос повестки №6 – т. 2 л.д. 139-140), подписано председателем Муниципального совета Яковлевского района. С соблюдением этих же положений принято и решение от 13 декабря 2017 г. №2 (протокол от 13 декабря 2017 г., вопрос повестки №2 – т. 2 л.д. 145).

После принятия оспоренного решения между Администрацией Яковлевского района и ООО «Экотранс С» заключён договор от 30 мая 2017 г. о реализации утверждённой инвестиционной программы (т. 4 л.д. 110-112).

Ссылки административного истца на несовпадение срока строительства нового полигона, указанного в инвестиционной программе (2017 г.), со сроком, указанным в п. 12.3 Территориальной схемы обращения с отходами Белгородской области (2019-2024), на изменения, внесённые в Территориальную схему обращения с отходами Белгородской области 29 января 2018 г. (запланировано расширение полигона в Яковлевском районе в 2018-2021 гг.) и 27 апреля 2020 г. (запланирована модернизация полигона в Яковлевском районе в 2020-2022 гг. с ориентировочным капитальным вложением 161 000 000 руб.), не свидетельствуют о том, что инвестиционная программа по существу противоречит Территориальной схеме обращения с отходами Белгородской области.

Ссылки административного истца на фактическое строительство нового полигона с нарушением срока, установленного в инвестиционной программе, неразмещение на этом полигоне до настоящего времени твёрдых коммунальных отходов, транспортные расходы административного истца связаны с исполнением инвестиционной программы, что не может являться основанием для признания оспоренного решения недействующим.

Утрата Федеральным законом «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» силы с 1 января 2018 г. и действие Федерального закона «Об отходах производства и потребления» также не влекут признания оспоренного решения недействующим, поскольку инвестиционные программы организаций коммунального комплекса, надбавки к ценам (тарифам) для потребителей и надбавки к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса, утверждённые в соответствии с Федеральным законом «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», применяются до окончания срока, на который они были установлены, если иное не установлено Правительством Российской Федерации (ч. 7.1 ст. 23 Федерального закона от 29 декабря 2014 г. №458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»).

Доводы административного истца о нарушении его прав оспоренным решением суд признаёт неубедительными.

В силу ч. 3 ст. 3 Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» расчёты потребителей за услуги по утилизации (захоронению) твёрдых бытовых отходов осуществляются исходя из суммы, включающей тариф для потребителей и надбавку к тарифу для потребителей.

Согласно правовым позициям, изложенным в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 1 ноября 2007 г. №748-О-О, государственное регулирование отношений между организациями коммунального комплекса, осуществляющими эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, и потребителями товаров и услуг этих организаций призвано обеспечить как доступность таких услуг для потребителей, нуждающихся в них, так и гарантировать защиту права собственности и права на осуществление предпринимательской деятельности участников данных правоотношений. Соответственно, Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» в качестве общих принципов регулирования тарифов и надбавок закрепляет как достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса, так и полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ.

Установив надбавки к тарифам, федеральный законодатель тем самым урегулировал вопрос о компенсации убытков организациям коммунального комплекса, на которые возложена обязанность строительства и (или) модернизации систем коммунальной инфраструктуры, развития этих систем и объектов в соответствии с потребностями жилищного и промышленного строительства, повышения качества производимых для потребителей товаров (оказываемых услуг), улучшения экологической ситуации на территории муниципального образования.

В силу положений Федерального закона «Об отходах производства и потребления» (ст.ст. 1, 24.6, 24.7) региональный оператор по обращению с твёрдыми коммунальными отходами заключает договоры на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами с собственниками твёрдых коммунальных отходов, а также с операторами по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, владеющими объектами обработки, обезвреживания, захоронения твёрдых коммунальных отходов, данные о месте нахождения которых включены в территориальную схему обращения с отходами, и которые обязаны принимать твёрдые коммунальные отходы. Собственник твёрдых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определённой в пределах утверждённого в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Единый тариф регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами рассчитывается с учётом надбавок к тарифам, установленных в соответствии с Федеральным законом «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (п. 85 Методических указаний по расчёту тарифов №1638/16).

Указанные надбавки включаются в состав расходов регионального оператора по обработке, обезвреживанию, энергетической утилизации, захоронению твёрдых коммунальных отходов на объектах, используемых для обращения с твёрдыми коммунальными отходами (п. 85 Методических указаний по расчёту тарифов №1638/16, формула 44).

Как следует из материалов дела, административный истец является региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Белгородской области (соглашение об организации деятельности с твёрдыми коммунальными отходами на территории Белгородской области от 1 июня 2018 г. сроком на 10 лет - т. 1 л.д. 223-236), на услугу которого с 1 января 2019 г. установлен единый тариф, имеет соответствующие договоры с собственниками твёрдых коммунальных отходов и ООО «Экотранс С», на услугу которого по захоронению твёрдых коммунальных отходов установлены тарифы, рассчитываемые без учёта расходов, финансируемых за счёт надбавок к тарифам для потребителей, установленных в соответствии с Федеральным законом «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (п.п. 29, 35 Методических указаний по расчёту тарифов №1638/16, п. 54 Основ ценообразования в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 г. №484).

Из приведенный норм и обстоятельств следует, что надбавки к тарифам для потребителей, установленные оспоренным решением, предназначены исключительно для компенсации расходов ООО «Экотранс С» по реализации его инвестиционной программы. Включение таких надбавок в состав единого тарифа на услугу регионального оператора не предполагает возможности их использования административным истцом в иных целях по своему усмотрению. Следовательно, оплата административным истцом услуг ООО «Экотранс С» с учётом таких надбавок не может рассматриваться как необоснованные расходы (убытки) административного истца.

Основания для признания оспоренного решения противоречащим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца в обозначенном им аспекте отсутствуют.

Правом действовать в интересах неопределённого круга лиц (потребителей) административный истец не наделён. В этой связи доводы административного истца, связанные с нарушением прав потребителей, не могут быть приняты судом.

Исходя из изложенного, в удовлетворении административного иска следует отказать (п. 2 ч. 2 ст. 215 КАС Российской Федерации).

Руководствуясь ст. 215 КАС Российской Федерации, суд

решил:

отказать в удовлетворении административного иска ООО «Центр Экологической Безопасности» Белгородской области о признании недействующим решения Муниципального совета Яковлевского района от 30 мая 2017 г. №6 «Об утверждении инвестиционной программы ООО «Экотранс-С» по строительству на территории Яковлевского района полигона ТКО, входящего в состав Яковлевского экологического комплекса, на 2017-2023 годы».

Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу в официальном источнике, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт.

Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции путём подачи через Белгородский областной суд апелляционной жалобы (представления) в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Д.В. Каюков

Мотивированное решение изготовлено 20 ноября 2023 г.