ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-138/2023 от 04.10.2023 Иркутского областного суда (Иркутская область)

УИД 38OS0000-01-2023-000218-87

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

4 октября 2023 г. г. Иркутск

Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Ларичевой И.В., при секретаре судебного заседания Моисеевой Т.А., с участием старшего прокурора отдела прокуратуры Иркутской области Каримовой О.А., представителя административного истца Иркутского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» - Обухова А.В., представителя административного ответчика Избирательной комиссии Иркутской области - Штурневой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-138/2023 по административному исковому заявлению Иркутского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» к Избирательной комиссии Иркутской области об отмене постановления Избирательной комиссии Иркутской области № 27/232 от 13.09.2023 «Об общих результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва», обязании признать выборы депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по областному избирательному округу и по 22 одномандатным округам несостоявшимися, результаты - недействительными,

УСТАНОВИЛ:

Иркутское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» обратилось в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением к Избирательной комиссии Иркутской области об отмене постановления Избирательной комиссии Иркутской области № 27/232 от 13.09.2023 «Об общих результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва», обязании признать выборы депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по областному избирательному округу и по 22 одномандатным округам несостоявшимися, результаты - недействительными.

В обоснование административных исковых требований указало, что Постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 07.06.2023 № 69/1-ЗС «О назначении выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва» на 10.09.2023 были назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва.

Постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 27.07.2023 № 14/156 был зарегистрирован областной список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва, выдвинутый Иркутским областным отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации.

Постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 04.08.2023 № 17/184 156 был зарегистрирован областной список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва, выдвинутый (данные изъяты)

13.09.2023 Избирательной комиссией Иркутской области принято постановление № 27/232 «Об общих результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва», которым Избирательная комиссия Иркутской области постановила считать выборы депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по областному избирательному округу и по 22 одномандатным округам состоявшимися, результаты выборов - действительными.

Административный истец не согласен с данным постановлением, считает, что выборы депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва проведены с грубыми нарушениями действующего избирательного законодательства, не позволяющими с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.

Указывает, что решением Иркутского областного суда от 13.02.2023 по административному делу Номер изъят признан недействующим абз. 3 п. 7 ст. 37 Устава Зиминского городского муниципального образования в части исполнения полномочий руководителя аппарата городской Думы её председателем. Решение суда подлежало опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Данным решением суда установлено, что обязанности руководителя аппарата Зиминской городской Думы исполнялись ее председателем ФИО22 что нарушает требования ч. 2 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и положения других федеральных и областных законов. Апелляционным определением Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 29.06.2023 решение Иркутского областного суда в данной части оставлено без изменений, указано, что апелляционное определение подлежит опубликованию в течение месяца со дня его вынесения, при этом в установленный законом срок судебные акты не были опубликованы (данный период приходился на период предвыборной агитации, что могло повлиять на отношение избирателей к кандидату). Также указывает, что действующий депутат и председатель Зиминской городской Думы ФИО23 не была освобождена от занимаемых должностей. Более того, Иркутским региональным отделением (данные изъяты) она была выдвинута кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области 4-го созыва.

Также указывает, что поданное представителем административного истца административное исковое заявление о защите избирательных прав было принято Зиминским городским судом Иркутской области в соответствии с правилами главы 22 КАС РФ в нарушение абз. 2 ч. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2023 № 24 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». При этом подготовка к судебному заседанию была назначена на 06.09.2023, что фактически исключило возможность рассмотрения административных исковых требований до дня голосования.

Постановлением Избирательной комиссии Иркутской области № 17/184 от 04.08.2023 зарегистрирован областной список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва, выдвинутый (данные изъяты) в составе которого кандидатом в депутаты выдвинута ФИО24 которая также является депутатом и председателем Думы Зиминского городского муниципального образования. Считает, что указание сведений о кандидате в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области ФИО25 в части сведений о замещаемых должностях депутата и председателя Думы Зиминского городского муниципального образования, регистрация списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области, которая подтверждает законность включения указанных сведений о кандидате и, соответственно, законность замещения должностей ФИО26 нарушает требования Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 25.12.2008 № 73-ФЗ «О противодействии коррупции» и на основании ч. 6 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» является основанием для отмены регистрации указанного кандидата.

Указывает, что представитель административного истца обращался в Избирательную комиссию Иркутской области с соответствующей жалобой, но ответ на жалобу предоставлен не был. Считает, что бездействие Избирательной комиссии Иркутской области нарушает избирательные права всех жителей области, так как в случае отмены регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва ФИО27 вся региональная группа № 16 областного списка кандидатов, выдвинутого Иркутским региональным отделением (данные изъяты) состоящая на тот момент из трех человек, подлежала снятию с выборов, что существенным образом повлияло бы на итоги голосования и итоги выборов в целом. Считает, что действия (бездействие) Зиминской городской Думы, мэра города Зима, Избирательной комиссии Иркутской области, Зиминского городского суда привели к ситуации, когда лицо, в отношении которого судами судебной системы Российской Федерации были установлены факты нарушений федерального законодательства и законов Иркутской области, принимаемых Законодательным Собранием Иркутской области, было допущено не только к выборам депутатов Законодательного Собрания Иркутской области в качестве кандидата, но и к распределению мандатов.

Также административный истец указывает, что согласно информации, размещенной на официальном сайте (данные изъяты) местные отделения (данные изъяты) расположены в служебных помещениях администраций соответствующих районов, либо бюджетных учреждений, учредителями которых являются администрации, также указаны номера телефонов партии, которые являются служебными номерами телефонов данных учреждений. Кроме того, руководители отделений партий являются муниципальными служащими, занимают определенные должности. Данные обстоятельства указывают на нарушение п. «б» ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях», согласно которому органы местного самоуправления оказывают поддержку на равных условиях политическим партиям, их региональным отделениям и иным структурным подразделениям посредством создания равных условий предоставления помещений и средств связи, находящихся муниципальной собственности, на условиях, аналогичных условиям их предоставления муниципальным учреждениям. После опубликования решения о назначении выборов депутатов Законодательного собрания Иркутской области стало известно, что местные отделения (данные изъяты) находятся по адресам территориальных избирательных комиссии соответствующих районов.

Считает, что указанные факты свидетельствуют о массовом (неоднократном) нарушении со стороны (данные изъяты) ограничений и запретов, установленных ст. 40 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Данная статья закона устанавливает запрет на использование кандидатами в ходе избирательной кампании преимуществ своего должностного (служебного положения) (использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, организациями, использование телефонной, факсимильной иных видов связи, обеспечивающих функционирование государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, организаций).

Указывает, что (данные изъяты) включает в себя 44 местных отделения, из которых два являются дубликатами, а из 42 местных отделений 25 имеют признаки фиктивных юридических лиц: находятся по адресам администраций муниципальных образований или муниципальных бюджетных учреждений и возглавляются сотрудниками муниципальных администраций либо сотрудниками бюджетных учреждений, то есть лицами, находящимися в прямой служебной зависимости от администраций муниципальных образований. Таким образом, в нарушение требований п. 4 и п. 5 ст. 9 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» функции местных отделений (данные изъяты) фактически исполняют администрации муниципальных образований.

Считает, что в соответствии с ч. 4, ч. 7 ст. 39, п. «а» ч. 3, ч. 5 ст. 42 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях», ч. 4 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ч. 4 ст. 76 Закона Иркутской области от 06.04.2011 № 18-03 «О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области» (данные изъяты) не может принимать участие в выборах в Законодательное Собрание Иркутской области.

Также указывает, что представитель Обухов А.В. сам обращался с административным исковым заявлением в Иркутский областной суд к Избирательной комиссии Иркутской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения. Определением Иркутского областного суда от 30.08.2023 в принятии административного искового заявления ему было отказано. Апелляционным определением от 01.09.2023 определение Иркутского областного суда было отменено, разъяснено право на обращение с административным исковым заявлением в районный суд. 08.09.2023 (в день голосования) Обухов А.В. обратился с административным исковым заявлением о защите избирательных прав гражданина Российской Федерации в Кировский районный суд г. Иркутска, административное исковое заявление не было зарегистрировано. В связи с чем представитель административного истца обратился с жалобой на бездействие сотрудников Кировского районного суда г. Иркутска к председателю Кировского районного суда. Определением и.о. председателя суда от 14.09.2023 разъяснено, что его административное исковое заявление не будет рассмотрено в день голосования, в связи с отсутствием для этого оснований. В связи с бездействием Кировского районного суда г. Иркутска также была подана жалоба в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации на бездействие Избирательной комиссии Иркутской области. Данная жалоба оставлена без ответа.

Кроме того, постановлениями Избирательной комиссии Иркутской области от 15.09.2023 № Номер изъят на основании личных заявлений из областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва, выдвинутого (данные изъяты) были исключены следующие кандидаты, избранные депутатами Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва: ФИО28ФИО29ФИО30ФИО31ФИО32ФИО33ФИО34ФИО35ФИО36ФИО37ФИО38ФИО39ФИО40ФИО41ФИО42 Считает, что столь массовый отказ избранных кандидатов от депутатских мандатов свидетельствует о допущенном с их стороны злоупотреблении своим пассивным избирательным правом. Данные лица своими действиями намеренно вводили избирателей Иркутской области в заблуждение, чем нарушили ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, устанавливающую, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Указанное обстоятельство также не позволяет выявить действительную волю избирателей Иркутской области на выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва.

Считает, что допущенные грубые нарушения избирательного законодательства, в том числе Федерального закона от 11.07.2011 № 95-ФЗ «О политических партиях», на состоявшихся выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области 4-го созыва нарушают право Иркутского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» на участие в выборах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Просит суд отменить постановление Избирательной комиссии Иркутской области № 27/232 от 13.09.2023 «Об общих результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва», обязать признать выборы депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по областному избирательному округу и по 22 одномандатным округам несостоявшимися, результаты - недействительными.

В судебном заседании представитель административного истца Иркутского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» - Обухов А.В., действующий на основании доверенности, административные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просил суд административное исковое заявление удовлетворить.

В судебном заседании представитель административного ответчика Избирательной комиссии Иркутской области - Штурнева М.В., действующая на основании доверенности, поддержала доводы, изложенные в возражениях на административное исковое заявление, просила суд отказать в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.

В соответствии с ч. 1 ст. 243 КАС РФ Центральная избирательная комиссия Российской Федерации уведомлена о принятии к производству суда административного иска.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела, заслушав заключение прокурора, полагавшей, что административные исковые требования Иркутского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» не подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему выводу.

В силу ч. 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 07.06.2023 № 69/1-ЗС «О назначении выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва» назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва на 10.09.2023.

Постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 16.06.2023 № 2/15 «О проведении голосования на выборах, назначенных на территории Иркутской области на 10 сентября 2023 года, в течение нескольких дней подряд» постановлено провести голосование на выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва, а также на иных выборах, назначенных на территории Иркутской области на 10 сентября 2023 г., в течение нескольких дней подряд - 8, 9 и 10 сентября 2023 г.

Постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 13.09.2023 № 27/232 «Об общих результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва» постановлено, что выборы депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по областному избирательному округу и по 22 одномандатным избирательным округам считать состоявшимися, результаты выборов - действительными.

Административный истец, оспаривая данное постановление Избирательной комиссии Иркутской области от 13.09.2023 № 27/232 «Об общих результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва», считает, что выборы депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва проведены с грубыми нарушениями действующего избирательного законодательства, не позволяющими с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.

В соответствии с ч. 15 ст. 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, инициативная группа по проведению референдума и (или) ее уполномоченные представители, в установленных законом случаях прокурор.

Согласно административному исковому заявлению и приложенных к нему документов суд приходит к выводу о наличии у административного истца - Иркутского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» права на обращение в суд с данным административным исковым заявлением, поскольку постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 27.07.2023 № 14/156 был зарегистрирован областной список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва, выдвинутый Иркутским областным отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации.

В силу п. 7 ч. 1 ст. 20 КАС РФ данный спор подсуден Иркутскому областному суду, так как к подсудности областных судов отнесены дела об оспаривании решений избирательных комиссий субъектов Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума).

В соответствии с ч. 3 ст. 240 КАС РФ после опубликования результатов выборов, референдума административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума о результатах выборов, референдума может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов, референдума.

Оспариваемое постановление Избирательной комиссии Иркутской области № 27/232 от 13.09.2023 «Об общих результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва» опубликовано 15.09.2023 в общественно-политической газете «Областная», в сетевом издании «Официальный интернет-портал правовой информации Иркутской области» (www.ogirk.ru). Административный истец обратился с данным административным исковым заявлением 27.09.2023, таким образом, сроки на подачу административного искового заявления о защите избирательных прав соблюдены.

Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 67-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального Закона № 67-ФЗ законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.

Порядок проведения выборов в Законодательное Собрание Иркутской области регламентируется Законом Иркутской области от 06.04.2011 № 18-ОЗ «О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области».

В силу ст. 90 Закона области № 18-ОЗ отмена решения избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области осуществляется в порядке и сроки, которые установлены в ст. ст. 77, 78 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации, определены Федеральным законом № 67-ФЗ.

Согласно п. 2 ст. 77 Федерального закона № 67-ФЗ суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов в случае установления им одного из следующих обстоятельств:

а) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом;

а.1) отсутствие пассивного избирательного права у кандидата, признанного избранным;

б) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;

в) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, при проведении агитации вышли за рамки ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона, что не позволяет выявить действительную волю избирателей;

г) кандидат, признанный избранным, руководитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;

д) признание после дня голосования незаконным отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, если это нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;

е) установление иных нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.

Как следует из п. 129 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2023 № 24 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» закон об основных гарантиях избирательных прав предусматривает перечень обстоятельств, в случае установления которых суд может отменить решение комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, референдума. Суд также вправе отменить соответствующее решение комиссии, если установит иные существенные нарушения законодательства о выборах и референдумах, например распространение вводящих в заблуждение избирателей, участников референдума поддельных изображений, аудио- и аудиовизуальных материалов, в том числе созданных с помощью компьютерных технологий, если такие нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума (ст. 44, п. 2 ст. 45, п. 1, п.п. "е" п. 2 ст. 48, п.п. "д" п. 1.2, п.п. "е" п. 2 ст. 77 Федерального закона № 67-ФЗ).

Согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, выраженным в Постановлении Конституционного Суда Федерации от 22.04.2013 № 8-П, конституционные принципы правового государства, основанного на верховенстве права и правовой демократии, предполагают в целях поддержания гражданского мира и согласия необходимость установления нормативно-правового регулирования, которое обеспечивало бы цивилизованные формы разрешения избирательных споров, что делает наиболее востребованными именно судебные механизмы защиты избирательных прав.

В силу приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, судебная защита должна быть доступной для избирателей и эффективной не только в случаях, когда нарушения избирательных прав, включая право избирать в органы государственной власти, органы местного самоуправления, возникают в период избирательной кампании до начала или непосредственно в ходе голосования, но и на следующих стадиях избирательного процесса, направленных на определение результатов выборов.

Вместе с тем судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права.

В связи с чем, не любые, а лишь существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены результатов выборов судом на соответствующей территории. Помимо установления факта нарушения необходимо выяснить степень влияния таких нарушений на результаты выборов.

Таких оснований для отмены постановления Избирательной комиссии Иркутской области № 27/232 от 13.09.2023 «Об общих результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва» судом не установлено.

Проверяя процедуру принятия оспариваемого постановления, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 18 ст. 80 Закона области № 18-ОЗ общие результаты выборов устанавливаются на основании протокола Избирательной комиссии Иркутской области о результатах выборов депутатов Законодательного Собрания по областному избирательному округу и протоколов окружных избирательных комиссий о результатах выборов депутатов Законодательного Собрания по одномандатным избирательным округам не позднее чем через 2 недели после дня голосования. Принятие решения об установлении общих результатов выборов депутатов Законодательного Собрания отнесено к полномочиям Избирательной комиссии Иркутской области (п. 31 ч. 1 ст. 22, ч. 18 ст. 80 Закона области № 18-ОЗ).

Оспариваемое постановление принято 13.09.2023 после подписания протокола Избирательной комиссии Иркутской области о результатах выборов депутатов Законодательного Собрания по областному избирательному округу от 13.09.2023 и протоколов окружных избирательных комиссий о результатах выборов депутатов Законодательного Собрания по одномандатным избирательным округам № № 1 - 22.

Постановление от 13.09.2023 № 27/232 принято на заседании Избирательной комиссии Иркутской области, проведенном в соответствии со ст. 14 Закона от 18.07.2008 № 51-оз «Об Избирательной комиссии Иркутской области» (далее – Закон области № 51-оз) и Регламентом Избирательной комиссии Иркутской области, утвержденным постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 22.01.2009 № 2/10. На заседании Комиссии оспариваемое постановление было принято большинством голосов от установленного числа членов Комиссии с правом решающего голоса согласно ч. 12 ст. 14 Закона области № 51-оз. В силу ч. 14 ст. 14 Закона области № 51-оз решения Комиссии оформляются постановлениями, подписываются председателем и секретарем Комиссии (председательствующим на заседании и секретарем заседания).

Данное постановление опубликовано 15.09.2023 в общественно-политической газете «Областная», в сетевом издании «Официальный интернет-портал правовой информации Иркутской области» (www.ogirk.ru).

Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление Избирательной комиссии Иркутской области № 27/232 от 13.09.2023 «Об общих результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва» принято с соблюдением установленного законодательством порядка.

Судом также не установлено нарушений избирательного законодательства (со стороны (данные изъяты) как указано в административном иске), которые могли бы повлечь безусловную отмену решения избирательной комиссии о результатах выборов или которые не позволяют выявить действительную волю избирателей.

Довод административного истца, что кандидат ФИО43 выдвинутая в составе списка кандидатов (данные изъяты) являющаяся председателем и депутатом Думы Зиминского городского муниципального образования, незаконно участвовала в выборах, поскольку решением Иркутского областного суда от 13.02.2023 по административному делу № Номер изъят установлены факты запрета законодательства о противодействии коррупции, является необоснованным. ФИО44 установленном законодательством порядке участвовала в выборах депутатов Законодательного Собрания. В Избирательную комиссию Иркутской области были представлены документы о выдвижении областного списка кандидатов, в том числе заявление о согласии баллотироваться в составе областного списка кандидатов ФИО45 В данном заявлении указаны сведения об основном месте работы или службы, занимаемой должности ФИО46 - Дума Зиминского городского муниципального образования, председатель. Областной список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва (данные изъяты) в составе которого выдвинута ФИО47 (региональная группа № 16), был зарегистрирован постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 04.08.2023 № Номер изъят. Указанное постановление Избирательной комиссии Иркутской области в установленном законом порядке не оспаривалось и не признавалось незаконным. Ссылка административного истца на незаконность указания в сведениях о кандидате в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области ФИО48 сведений о замещении должностей депутата и председателя Думы Зиминского городского муниципального образования, в связи с нарушением положений Федерального закона № 131-ФЗ и принятием судебных актов не подтверждают факта незаконности участия в выборах. Решение Иркутского областного суда от 13.02.2023 по административному делу № Номер изъят вынесено в порядке абстрактного нормоконтроля и заключается в признании недействующей одной нормы Устава Зиминского городского муниципального образования (абз. 3 п. 7. ст. 37), предусматривающей, что председатель Думы осуществляет полномочия руководителя аппарата Думы. Замещение (не замещение) данной должности председателем, неисполнение им требований антикоррупционного законодательства, предметом рассмотрения административного дела № Номер изъят не являлось.

Доводы административного истца, что судебные акты по административному делу № Номер изъят не были опубликованы в установленный законом срок, что действующий депутат и председатель Зиминской городской Думы ФИО49 не была освобождена от занимаемых должностей, что поданное представителем административного истца административное исковое заявление о защите избирательных прав было принято Зиминским городским судом Иркутской области в соответствии с правилами главы 22 КАС РФ в нарушение абз. 2 ч. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2023 № 24 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», что представитель административного истца обращался в Избирательную комиссию Иркутской области с соответствующей жалобой, но ответа на данную жалобу предоставлен не был, фактически сводятся к его несогласию с действиями (бездействием) Зиминской городской Думы, мэра города Зима, Избирательной комиссии Иркутской области, Зиминского городского суда Иркутской области, правового значения для рассмотрения данного административного дела не имеют.

Доводы административного истца, что (данные изъяты) массово (неоднократно) нарушало ограничения и запреты, установленные ст. 40 Федерального закона № 67-ФЗ, согласно которой установлен запрет на использование кандидатами в ходе избирательной кампании преимуществ своего должностного (служебного положения) (использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, организациями, использование телефонной, факсимильной иных видов связи, обеспечивающих функционирование государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, организаций), что функции местных отделений (данные изъяты) фактически исполняют администрации муниципальных образований, не обоснованы и доказательства этому административным истцом в нарушение ст. 62 КАС РФ не представлены.

В п. 5 ст. 40 Федерального закона № 67-ФЗ разъяснено, что понимается под использованием преимуществ должностного или служебного положения в настоящем Федеральном законе.

Согласно п. 118 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2023 № 24 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» законом установлен закрытый перечень действий, которые могут рассматриваться в качестве использования преимуществ должностного или служебного положения при проведении избирательной кампании, кампании референдума. Данный перечень не подлежит расширительному толкованию.

Из правовой позиции, отраженной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 22.04.2013 № 8-П следует, что судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права. Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.

Таким образом, помимо установления факта нарушения необходимо выяснить степень влияния таких нарушений на результаты выборов.

Данный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 15.01.2002 № 1-П, и имеет значение применительно к формированию конкретных юрисдикционных процедур, инициирование которых должно быть обусловлено наличием веских оснований полагать, что при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов волеизъявление избирателей было действительно искажено.

Поскольку обстоятельств, которые не позволяли бы выявить действительную волю избирателей, не установлено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания недействительными результатов выборов и отмены постановления Избирательной комиссии Иркутской области № 27/232 от 13.09.2023 «Об общих результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва».

Доводы административного истца не свидетельствуют о наличии перечисленных в Федеральном законе № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» нарушений, с которыми законодатель связывает невозможность выявления действительной воли избирателей по итогам голосования. При этом суд учитывает, что само по себе указание местоположений отделений (данные изъяты) в административных зданиях органов местного самоуправления не подтверждает, что данное обстоятельство повлияло на волеизъявление избирателей и привело к искажению результатов.

Довод административного истца, что (данные изъяты) не может принимать участие в выборах в Законодательное Собрание Иркутской области также является необоснованным, поскольку в силу п. 9 ст. 35 Федерального закона № 67-ФЗ составление списка политических партий, их региональных отделений и иных структурных подразделений политических партий, иных общественных объединений, имеющих право в соответствии с Законом о партиях и Федеральным законом принимать участие в выборах в качестве избирательных объединений, по состоянию на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов и направление указанного списка в избирательную комиссию, организующую выборы, возложено на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений и политических партий (Минюст), его территориальные органы.

09.06.2023 Управлением Минюста по Иркутской области в Комиссию направлен список партий. Список был размещен на сайте Избирательной комиссии Иркутской области во исполнение требований п.п. 4.5.28 п. 4.5 Инструкции по размещению данных Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», утвержденной постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 27.07.2022 № 91/748-8.

В данный список включено (данные изъяты) В установленном законом порядке решений о приостановлении деятельности либо ликвидации избирательного объединения не принималось. Иных оснований для ограничения участия избирательного объединения в выборах Федеральный закон № 67-ФЗ не содержит.

Довод административного истца, что Обухов А.В. обращался с административным исковым заявлением в Иркутский областной суд, Кировский районный суд г. Иркутска к Избирательной комиссии Иркутской области о признании бездействия незаконным, но данный административный иск не был рассмотрен, а также подавал жалобу в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации на бездействие Избирательной комиссии Иркутской области, но ответа не получил, к предмету рассмотрения данного административного дела не относится, сводится к несогласию с действиями судов, Избирательной комиссии Иркутской области.

Довод административного истца, что основанием для отмены оспариваемого постановления является отказ от мандатов зарегистрированных кандидатов, избранных в составе списка кандидатов (данные изъяты), не имеет правового значения, поскольку основанием для отмены решения избирательной комиссии о результатах выборов могут быть только нарушения избирательного законодательства. Отказ от получения депутатского мандата является правом гражданина.

По смыслу ч. 1 ст. 244 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного искового заявления об оспаривании решения избирательной комиссии, ее действий (бездействия) является установление судом одновременно двух обстоятельств: несоответствия оспариваемого действия, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушения им прав и законных интересов административного истца.

Решение, в том числе избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей комиссией или судом (п. 11 ст. 20 Федерального закона № 67-ФЗ).

Учитывая, что установленных Федеральным законом № 67-ФЗ нарушений законодательства о выборах не допущено, оснований для признания постановления Избирательной комиссии Иркутской области от 13.09.2023 № 27/232 «Об общих результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва» противоречащим закону либо принятым с превышением установленной компетенции и его отмены не имеется, оспариваемое постановление не нарушает избирательное право административного истца, в связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований Иркутского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации».

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 239-244 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административных исковых требований Иркутского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» к Избирательной комиссии Иркутской области об отмене постановления Избирательной комиссии Иркутской области № 27/232 от 13.09.2023 «Об общих результатах выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва», обязании признать выборы депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по областному избирательному округу и по 22 одномандатным округам несостоявшимися, результаты - недействительными - отказать.

На решение могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Иркутский областной суд в течение 5 дней со дня принятия судом решения.

Судья И.В. Ларичева

Мотивированное решение изготовлено 5 октября 2023 г. в 10 час. 00 мин.