ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-138/2023 от 21.08.2023 Владимирского областного суда (Владимирская область)

Дело № 3а-138/2023

УИД 33OS0000-01-2023-000226-91

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Владимир 21 августа 2023 года

Владимирский областной суд в составе:

председательствующего судьи Завьялова Д.А.

при секретаре Мусатовой А.В.,

с участием прокурора Денисова А.А., представителей административного истца Избирательной комиссии Владимирской области по доверенностям Бриль Е.В. и Исаевой И.А., представителя административных ответчиков Рыкунова В.В. и избирательного объединения «Владимирское региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России» по ордерам адвоката Минец К.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Избирательной комиссии Владимирской области об отмене регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Владимирской области восьмого созыва Рыкунова Владимира Владимировича, включённого в зарегистрированный список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением «Владимирское региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России»,

УСТАНОВИЛ:

постановлением Законодательного Собрания Владимирской области от 9 июня 2023 года № 171 назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Владимирской области восьмого созыва на 10 сентября 2023 года (т.1,л.д.19).

Постановлением Избирательной комиссии Владимирской области от 24 июня 2023 года № 127 заверен список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Владимирской области восьмого созыва, выдвинутый избирательным объединением «Владимирское региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России» по единому избирательному округу (т.1,л.д.32-37).

Постановлением Избирательной комиссии Владимирской области от 24 июля 2023 года № 181 зарегистрирован список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Владимирской области восьмого созыва, выдвинутый избирательным объединением «Владимирское региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России» по единому избирательному округу, в состав которого, в общей части под № 4 включён Рыкунов В.В. (т.1,л.д.38-50).

Избирательная комиссия Владимирской области 18 августа 2023 года приняла постановление № 221 «Об обращении во Владимирский областной суд с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Владимирской области восьмого созыва Рыкунова Владимира Владимировича, включённого в зарегистрированный список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением «Владимирское региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России» (т.1,л.д.51,52).

Административный истец Избирательная комиссия Владимирской области обратилась во Владимирский областной суд с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Владимирской области восьмого созыва Рыкунова В.В., включённого в зарегистрированный список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением «Владимирское региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России» (т.1, л.д.7-13).

Свои требования мотивировала тем, что после регистрации списка кандидатов избирательной комиссии стало известно, что Рыкунов В.В., в том числе к моменту представления документов, необходимых для регистрации списка кандидатов и последующей регистрации владел иностранными финансовыми инструментами среди которых: 9 штук депозитарных расписок **** (страна эмитента ****), 3 штуки акций **** (страна эмитента ****), 1 штука акции **** (страна эмитента ****), 21 штука депозитарных расписок **** (страна эмитента ****), 25 штук акций **** (страна эмитента ****), 12 штук акций **** (страна эмитента ****), 9 штук акций **** (страна эмитента ****), 11 штук акций **** (страна эмитента ****), 21 штука акций **** (страна эмитента ****), 2 штуки акций **** (страна эмитента ****).

Указанные сведения в соответствии с требованиями пунктов 6,6.3 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Указанием Центрального банка Российской Федерации от 5 мая 2016 года № 4012-У «О порядке получения кредитными организациями, держателями реестра и депозитариями от Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации запросов о предоставлении сведений о счетах, вкладах, ценных бумагах кандидатов в депутаты или на иные выборные должности, их супругов и несовершеннолетних детей, а также порядке и сроках направления кредитными организациями, держателями реестра и депозитариями ответов на соответствующие запросы» были получены административным истцом с использованием Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» в электронной форме с использованием информационных ресурсов Банка России от **** на основании соответствующего запроса при проведении проверки выполнения кандидатом требований, предусмотренных пунктом 3.3 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Никаких дополнительных сведений о наличии у кандидата указанных ценных бумаг и возникающих трудностях, связанных с их отчуждением в Избирательную комиссию Владимирской области до получения результатов проверки представлено не было.

После получения Избирательной комиссией Владимирской области результатов проверки кандидат представлял копию договора дарения акций от 11 мая 2023 года, согласно которому все выявленные в ходе проверки ценные бумаги были подарены Р.С.Д. Пунктами 1.2, 3.2, 4.1 Договора указано, что оформление дарения производится в ****, являющимся держателем реестра акционеров. При этом даритель или одаряемый обязуются обратиться в **** для внесения в реестр акционеров записи о переходе права собственности на акции. Пунктом 4.3 Договора установлено, что акции переходят к одаряемому с момента подписания договора. Однако в силу пункта 2 статьи 149.2 Гражданского кодекса Российской Федерации права по бездокументарной ценной бумаге переходят к приобретателю с момента внесения лицом, осуществляющим учет прав на бездокументарные ценные бумаги, соответствующей записи по счету приобретателя.

Пунктами 1 и 2 статьи 29 Федерального закона от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» право на эмиссионную ценную бумагу переходит к приобретателю:

1) в случае учета прав на ценные бумаги в реестре - с даты внесения приходной записи по лицевому счету приобретателя;

2) в случае учета прав на ценные бумаги в депозитарии - с даты внесения приходной записи по счету депо приобретателя.

Права, закрепленные эмиссионной ценной бумагой, переходят к их приобретателю с даты перехода прав на эту ценную бумагу.

Согласно отчетам о проведенных операциях по счетам ДЕПО от 22 июня 2023 года, подтверждающим права на ценные бумаги на конец операционного дня календарной даты, указанной в отчете, представленным Рыкуновым В.В., выявленные по результатам проверки иностранные финансовые инструменты (ценные бумаги) принадлежат Рыкунову В.В, то есть в реестр акционеров записи о переходе права собственности на данные ценные бумаги не поступали.

15 мая 2023 года и 24 июня 2023 года даритель и одаряемый обращались к **** о зачислении данных ценных бумаг Р.С.Д.

3 июля 2023 года **** был дан ответ Рыкунову В.В., что ценные бумаги заблокированы, и продать их пока не получится.

Из представленных сведений усматривается, что имеющимся у Рыкунова В.В. ценным бумагам присвоены международные идентификационные коды ценных бумаг (ISIN), которые отображаются на официальном сайте Национального расчетного депозитария (www.isin.ru), наделённым статусом центрального депозитария приказом ФСФР России от 6 ноября 2012 года № 12-2761/ПЗ-И, при вводе их реквизитов в раздел «Справочник иностранных финансовых инструментов, отвечающих требованиям Указания Банка России о квалификации», странами эмитентами указаны **** и **** соответственно.

Поскольку, в том числе на дату регистрации списка кандидатов установлен факт владения зарегистрированным кандидатом Рыкуновым В.В. иностранными финансовыми инструментами, то в силу подпункта «и» пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», его регистрация, по мнению Избирательной комиссии Владимирской области, подлежит отмене.

В судебном заседании представители административного истца Избирательной комиссии Владимирской области по доверенностям Бриль Е.В. и Исаева И.А. настаивали на удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в административном иске.

Административный ответчик Рыкунов В.В., извещённый надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего административного дела, присутствие которого не было признано судом обязательным и не является таковым по закону, прибывший в судебное заседание со значительным опозданием только для того чтобы передать своему представителю - адвокату Минец К.М. дополнительные документы, по его - Рыкунова В.В. ходатайству, с учётом мнения лиц, участвующих в деле, был освобождён судом от участия в судебном заседании.

В судебном заседании представитель административных ответчиков Рыкунова В.В. и избирательного объединения «Владимирское региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России» адвокат Минец К.М., действующий на основании ордеров, возражал против удовлетворения административного иска Избирательной комиссии по Владимирской области, поддержал позицию, изложенную в представленных в суд письменных возражениях Рыкунова В.В. и избирательного объединения «Владимирское региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России» (т.1, л.д.105-107, т.5, л.д.8-11), согласно которой Рыкунов В.В. до момента выдвижения и представления документов для регистрации списка кандидатов в Избирательную комиссию Владимирской области осуществил все возможные действия по отчуждению иностранных ценных бумаг на основании договора дарения от 11 мая 2023 года, при этом новый владелец акций надлежащим образом уведомил брокера о состоявшейся сделке, что исключило возможность у Рыкунова В.В. пользоваться и распоряжаться иностранными активами с указанного момента. Исходя из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в пунктах 60,61 постановления от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», после передачи имущества одаряемому, но до принятия к учету прав нового владельца соответствующим номинальным депозитарием как даритель, так и одаряемый не вправе им распоряжаться, поскольку указанное имущество служит предметом исполненного дарителем обязательства, возникшего из договора дарения, а одаряемый является его законным владельцем. Факт исполнения Рыкуновым В.В. обязательств по договору дарения акций от 11 мая 2023 года в части их передачи подтверждается актом приема-передачи от 11 мая 2023 года, заявлением Р.С.Д. от 15 мая 2021 года в **** о зачислении на её имя ценных бумаг по договору дарения от 11мая 2023 года.

В настоящее время процедура зачисления указанных иностранных финансовых инструментов на брокерский счёт Р.С.Д. в **** осуществляется номинальным держателем в индивидуальном порядке.

При таких обстоятельствах, юридически значимыми действиями являются именно передача Рыкуновым В.В. иностранных акций в пользу третьего лица, уведомление брокера - **** о состоявшемся факте передачи и фактическое прекращение участия в иностранных активах, в то время как действия и (или) бездействие как самого брокера, так и иных лиц, для настоящего дела правовых последствий не имеют.

Иностранные ценные бумаги, переданные Рыкуновым В.В. в пользу Р.С.Д. по договору дарения, эмитированные на территории иностранных государств в соответствии с национальным законодательством этих государств, учитываются и обращаются в Российской Федерации по правилам статьи 51.1 Федерального закона от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

По смыслу абзаца 2 пункта 9 статьи 51.1 Федерального закона от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» учёт прав на ценные бумаги иностранных эмитентов осуществляет только депозитарий, которому открыт счёт лица, действующего в интересах других лиц, в иностранной организации, осуществляющей учёт прав на ценные бумаги и соответствующей критериям, установленным нормативными актами Банка России. Учёт прав на ценные бумаги иностранных эмитентов может также осуществлять депозитарий, которому открыт счёт депо номинального держателя в депозитарии, указанном в абзаце втором настоящего пункта.

Таким образом, конечное место хранения иностранных ценных бумаг - иностранные вышестоящие депозитарии. Переход прав на ценные бумаги между депонентами одного и того же номинального держателя не отражается на его лицевом счёте или счёте депо номинального держателя.

Фактически, реальным владельцем иностранной ценной бумаги в Российской Федерации является номинальный держатель, а физическое лицо - «условным» владельцем. Информация об «условном» владельце ценной бумаги отсутствует у вышестоящего иностранного депозитария. При установленном порядке учёта иностранных ценных бумаг доход по иностранной ценной бумаге в виде дивидендов или купонного дохода зачисляется на счёт номинального держателя, а не напрямую «условному» владельцу - физическому лицу, которое не состоит в правоотношениях с иностранным эмитентом, не имеет возможности осуществлять корпоративный контроль и пользоваться правами акционера иностранной компании.

Особенности учёта прав на ценные бумаги иностранных организаций, действующих в интересах других лиц, приведены в статье 8.4 Федерального закона от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», регламентирующей, в том числе учёт и переход прав на иностранные ценные бумаги в соответствии с личным законом эмитента. С учётом особого порядка регулирования таких операций с иностранными ценными бумагами ссылка Избирательной комиссии Владимирской области на положения статьи 149.2 Гражданского кодекса Российской Федерации в рассматриваемом случае несостоятельна.

При указанных обстоятельствах и требованиях закона, при смене владельца иностранной ценной бумаги (физического лица) права нового владельца (физического лица) не вносятся в реестр акционеров и не отражаются приходной записью по счёту депо, а подлежат учёту номинальным держателем на основании состоявшейся сделки.

Следовательно, перечисленные в пунктах 1 и 2 статьи 29 Федерального закона от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» условия, на которые ссылается Избирательная комиссия Владимирской области в обоснование своих доводов, не регулируют переход прав по иностранным ценным бумагам.

Заслушав объяснения представителей сторон, заключение прокурора, полагавшего, что административный иск подлежит удовлетворению, исследовав и оценив материалы административного дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьей 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

С административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов в суд может обратиться, в том числе, избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов (часть 11 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон № 67-ФЗ).

Принцип равенства кандидатов установлен пунктом 1 статьи 39 Федерального закона № 67-ФЗ, согласно которому все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом. Указанный принцип равенства кандидатов направлен на конкретизацию принципа равенства, провозглашенного в статье 19 Конституции Российской Федерации, при проведении выборов, предполагая в частности, что выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты по тем или иным округам осуществляется на одних и тех же условиях.

Положениями пункта 3.3 статьи 33, пункта 1.6 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ установлено, что при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации кандидат обязан к моменту представления документов, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов, закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов. При проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации кандидат представляет в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов, списков кандидатов, вместе с иными документами, необходимыми для регистрации кандидата, письменное уведомление о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.

Аналогичные положения содержатся и в пункте 3-2 статьи 28, пункте 2-5 статьи 33 Закона Владимирской области от 13 февраля 2003 года № 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области» (далее также - Избирательный кодекс Владимирской области).

При этом понятие «иностранные финансовые инструменты» используется в Федеральном законе № 67-ФЗ в значении, определённом Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» (далее также - Федеральный закон № 79-ФЗ).

Согласно пункту 1 части 2 статьи 1 Федерального закона № 79-ФЗ для целей настоящего Федерального закона под иностранными финансовыми инструментами понимаются ценные бумаги и относящиеся к ним финансовые инструменты нерезидентов и (или) иностранных структур без образования юридического лица, которым в соответствии с международным стандартом «Ценные бумаги - Международная система идентификации ценных бумаг (международные идентификационные коды ценных бумаг (ISIN)», утвержденным международной организацией по стандартизации, присвоен международный идентификационный код ценной бумаги. В настоящем Федеральном законе понятие «иностранная структура без образования юридического лица» используется в значении, определенном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, понятие «нерезидент» в значении, определенном пунктом 7 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Исходя из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в пункте 93 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2023 года № 24 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», если иное не предусмотрено законом, установление судом факта открытия или наличия у кандидата на дату представления документов, необходимых для его регистрации, счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами свидетельствует о неисполнении им предусмотренных законом обязанностей и является основанием для отказа в его регистрации, отмены решения о регистрации, отмены регистрации.

В силу пункта 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» под иностранными финансовыми инструментами, в том числе понимаются ценные бумаги и относящиеся к ним финансовые инструменты нерезидентов и (или) иностранных структур без образования юридического лица, которым в соответствии с международным стандартом «Ценные бумаги - Международная система идентификации ценных бумаг (международные идентификационные коды ценных бумаг (ISIN)», утвержденным международной организацией по стандартизации, присвоен международный идентификационный код ценной бумаги.

В случае, если ценные бумаги, которыми владеет кандидат (независимо от их количества), имеют международный идентификационный код ценной бумаги (ISIN), а компании (эмитенты таких бумаг) не являются российскими юридическими лицами, регистрация названного кандидата, в том числе включенного в зарегистрированный список кандидатов, выдвинутый политической партией, может быть отменена судом, за исключением случаев, установленных законом (пункты 3, 3.1, 3.3 статьи 33, подпункт «а.2» пункта 24 статьи 38, пункт 5 статьи 81 Закона об основных гарантиях избирательных прав).

В соответствии с пунктом 9 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ регистрация кандидата, включенного в зарегистрированный список кандидатов, может быть отменена судом по заявлению избирательной комиссии, зарегистрировавшей список кандидатов, в том числе в случае, предусмотренном подпунктом «и» пункта 7 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ, согласно которому регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации в случае установления факта открытия или наличия у зарегистрированного кандидата счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами.

Аналогичные положения содержатся в подпункте «и» пункта 7, пункте 9 статьи 75 Избирательного кодекса Владимирской области.

В соответствии с пунктом 6 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ избирательная комиссия обращается, в том числе с представлением, о проверке выполнения требований, предусмотренных пунктом 3.3 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ, в соответствующие органы, учреждения и организации, которые обязаны сообщить о результатах проверки выполнения требований, предусмотренных пунктом 3.3 указанной статьи Федерального закона № 67-ФЗ, в течение двадцати дней.

Согласно пункту 6.3 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ избирательные комиссии субъектов Российской Федерации при проведении проверки достоверности сведений, представленных кандидатами, в том числе полученных от иных избирательных комиссий, запрашивают у держателей реестра и депозитариев имеющиеся у них сведения о ценных бумагах, принадлежащих кандидатам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, сведения о ценных бумагах, принадлежащих супругам и несовершеннолетним детям кандидатов.

Порядок получения кредитными организациями, держателями реестра и депозитариями от Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации запросов о представлении сведений и порядок направления кредитными организациями, держателями реестра и депозитариями имеющихся у них сведений устанавливаются Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (пункт 6.6 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ).

Такой порядок установлен Указанием Центрального банка Российской Федерации от 5 мая 2016 года № 4012-У «О порядке получения кредитными организациями, держателями реестра и депозитариями от Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации запросов о предоставлении сведений о счетах, вкладах, ценных бумагах кандидатов в депутаты или на иные выборные должности, их супругов и несовершеннолетних детей, а также порядке и сроках направления кредитными организациями, держателями реестра и депозитариями ответов на соответствующие запросы» (далее также - Указание).

В силу пункта 1 Указания избирательные комиссии субъектов Российской Федерации при проведении проверки достоверности сведений, представленных кандидатами, в том числе полученных от иных избирательных комиссий, в целях формирования запросов о предоставлении сведений используют Государственную автоматизированную систему Российской Федерации «Выборы».

Согласно пункту 2 Указания формирование запросов о предоставлении сведений, их направление участникам рынка и получение избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации от участников рынка ответов на запросы о предоставлении сведений с использованием информационных ресурсов Банка России обеспечивает Федеральный центр информатизации при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, осуществляющий в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 10 января 2003 года № 20-ФЗ «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» организационное и техническое обеспечение Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы».

Из приведённых положений следует, что взаимодействие между Избирательной комиссией Владимирской области и участниками финансового рынка в целях проверки сведений о счетах, вкладах, ценных бумагах кандидатов в депутаты или на иные выборные должности, их супругов и несовершеннолетних детей осуществляется в электронной форме с использованием информационных ресурсов Банка России.

Судом установлено и следует из материалов административного дела, что 15 июля 2023 года уполномоченным представителем избирательного объединения «Владимирское региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России» в Избирательную комиссию Владимирской области представлены документы для регистрации списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Владимирской области восьмого созыва, выдвинутого указанным избирательным объединением по единому избирательному округу, в состав которого включён Рыкунов В.В. (т.1,л.д.27-31).

В числе документов, необходимых для выдвижения списка кандидатов по единому избирательному округу, уполномоченным представителем избирательного объединения «Владимирское региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России» в Избирательную комиссию Владимирской области были представлены сведения о размере и об источниках доходов имуществе, принадлежащем указанному кандидату на праве собственности, о счетах, вкладах в банках, ценных бумагах, а также письменное уведомление Рыкунова В.В. о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и не пользуется иностранными финансовыми инструментами датированное 10 июня 2023 года (т.1,л.д.20,22-25).

Постановлением Избирательной комиссии Владимирской области от 24 июля 2023 года № 181 зарегистрирован список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Владимирской области восьмого созыва, выдвинутый избирательным объединением «Владимирское региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России» по единому избирательному округу, в состав которого, в общей части под № 4 включён Рыкунов В.В. (т.1,л.д.38-50).

Вместе с тем после принятия Избирательной комиссией Владимирской области постановления от 24 июля 2023 года № 181, которым зарегистрирован список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением «Владимирское региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России» по единому избирательному округу в депутаты Законодательного Собрания Владимирской области восьмого созыва, где кандидатом в депутаты являлся, в том числе, Рыкунов В.В., в Избирательную комиссию Владимирской области по результатам исполнения запроса, направленного во исполнение предписаний пунктов 6.3, 6.4, 6.6 статьи 33 Федерального закона № 67-Федерального закона, с учетом Указаний Центрального банка Российской Федерации от 5 мая 2016 года № 4012-У «О порядке получения кредитными организациями, держателями реестра и депозитариями от Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации запросов о предоставлении сведений о счетах, вкладах, ценных бумагах кандидатов в депутаты или на иные выборные должности, их супругов и несовершеннолетних детей, а также порядке и сроках направления кредитными организациями, держателями реестра и депозитариями ответов на соответствующие запросы» в рамках проведения проверки достоверности сведений, представленных кандидатами, в том числе полученных от иных избирательных комиссий, поступили сведения, подтвержденные **** о том, что Рыкунов В.В., в том числе к моменту представления документов, необходимых для регистрации списка кандидатов владел иностранными финансовыми инструментами среди которых: 9 штук депозитарных расписок **** (страна эмитента ****), 3 штуки акций **** (страна эмитента ****), 1 штука акции **** (страна эмитента ****), 21 штука депозитарных расписок **** (страна эмитента ****), 25 штук акций **** (страна эмитента ****), 12 штук акций **** (страна эмитента ****), 9 штук акций **** (страна эмитента ****), 11 штук акций **** (страна эмитента ****), 21 штука акций **** (страна эмитента ****), 2 штуки акций **** (страна эмитента ****) (т.1, л.д.70-90,95).

Из представленных сведений усматривается, что имеющимся у Рыкунова В.В. ценным бумагам присвоены международные идентификационные коды ценных бумаг (ISIN), которые отображаются на официальном сайте Национального расчетного депозитария (www.isin.ru), который наделен статусом центрального депозитария приказом ФСФР России от 6 ноября 2012 года № 12-2761/ПЗ-И, при вводе их реквизитов в разделе «Справочник иностранных финансовых инструментов, отвечающих требованиям Указания Банка России о квалификации», странами эмитентами указаны **** и **** соответственно (т.1, л.д.91-94).

Следует также отметить, что административными ответчиками в суд не представлено и в материалах административного дела отсутствуют доказательства, которые могли бы подтвердить недостоверность либо поставить под сомнение достоверность информации, указанной в предоставленных компетентными органами сведениях проверки.

При этом суд обращает внимание, что никаких дополнительных сведений о наличии у кандидата указанных ценных бумаг и возникающих трудностях, связанных с их отчуждением в Избирательную комиссию Владимирской области до получения результатов проверки представлено не было.

После получения Избирательной комиссией Владимирской области результатов проверки Рыкуновым В.В. была представлена копия договора дарения акций от 11 мая 2023 года, согласно которому все выявленные в ходе проверки ценные бумаги были подарены Р.С.Д. Пунктами 1.2, 3.2, 4.1 Договора указано, что оформление дарения производится в ****, являющимся держателем реестра акционеров. При этом даритель или одаряемый обязуются обратиться в **** для внесения в реестр акционеров записи о переходе права собственности на акции. Пунктом 4.3 Договора предусмотрено, что акции переходят к одаряемому с момента подписания договора (т.1, л.д.65-66).

15 мая 2023 года Р.С.Д. и 24 июня 2023 года Рыкунов В.В. обращались к **** о зачислении данных ценных бумаг на имя Р.С.Д. (т.1, л.д.67,68).

3 июля 2023 года **** был дан ответ Рыкунову В.В. о том, что ценные бумаги заблокированы, и продать их пока не получится (т.1, л.д.69).

Право собственности на имущество может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества (пункт 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Передача прав на бездокументарные ценные бумаги приобретателю осуществляется посредством списания бездокументарных ценных бумаг со счета лица, совершившего их отчуждение, и зачисления их на счет приобретателя на основании распоряжения лица, совершившего отчуждение. Законом или договором правообладателя с лицом, осуществляющим учет прав на бездокументарные ценные бумаги, могут быть предусмотрены иные основания и условия списания ценных бумаг и их зачисления, в том числе возможность списания ценных бумаг со счета лица, совершившего отчуждение, без представления его распоряжения. Права по бездокументарной ценной бумаге переходят к приобретателю с момента внесения лицом, осуществляющим учет прав на бездокументарные ценные бумаги, соответствующей записи по счету приобретателя (пункты 1, 2 статьи 149.2 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу пунктов 1,2 статьи 29 Федерального закона от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» право на эмиссионную ценную бумагу переходит к приобретателю: в случае учета прав на ценные бумаги в реестре - с даты внесения приходной записи по лицевому счету приобретателя; в случае учета прав на ценные бумаги в депозитарии - с даты внесения приходной записи по счету депо приобретателя. Права, закрепленные эмиссионной ценной бумагой, переходят к их приобретателю с даты перехода прав на эту ценную бумагу.

Согласно отчетам о проведенных операциях по счетам ДЕПО от 22 июня 2023 года, подтверждающим права на ценные бумаги на конец операционного дня календарной даты, указанной в отчете, выявленные по результатам проверки иностранные финансовые инструменты (ценные бумаги) принадлежат Рыкунову В.В, то есть в реестр акционеров записи о переходе права собственности на данные ценные бумаги не поступали (т.1, л.д.70-84).

Более того, согласно письменным возражениям административных ответчиков, представленным в суд (т.1,л.д.105-107,т.5,л.д.8-11), поддержанным в судебном заседании адвокатом Минец К.М. и дополнительно представленным стороной ответчиков в суд 5 копиям поручений на совершение Депозитарной операции в отношении ценных бумаг (т.5, л.д.22-26), подлинники которых также были исследованы судом,- процедура зачисления указанных иностранных финансовых инструментов на брокерский счет Р.С.Д. в **** в настоящее время осуществляется в индивидуальном порядке номинальным держателем на основании договора дарения от 11 мая 2023 года.

С учетом изложенного выше, не могут быть признаны обоснованными доводы административных ответчиков, приведённые в письменных возражениях, представленных в суд, поддержанные в судебном заседании их представителем адвокатом Минец К.М., в том числе относительно того, что: Рыкунов В.В. до момента выдвижения и представления документов для регистрации списка кандидатов в Избирательную комиссию Владимирской области осуществил все возможные действия по отчуждению иностранных ценных бумаг на основании договора дарения от 11 мая 2023 года; юридически значимыми действиями являются именно передача Рыкуновым В.В. иностранных акций в пользу третьего лица, уведомление брокера - **** о состоявшемся факте передачи и фактическое прекращение участия в иностранных активах, в то время как действия и (или) бездействие как самого брокера, так и иных лиц, для настоящего дела правовых последствий не имеют; переход прав на ценные бумаги между депонентами одного и того же номинального держателя не отражается на его лицевом счёте или счёте депо номинального держателя; с учётом особого порядка регулирования операций с иностранными ценными бумагами ссылка Избирательной комиссии Владимирской области на положения статьи 149.2 Гражданского кодекса Российской Федерации в рассматриваемом случае несостоятельна; перечисленные в пунктах 1 и 2 статьи 29 Федерального закона от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» условия, на которые ссылается Избирательная комиссия Владимирской области в обоснование своих доводов, не регулируют переход прав по иностранным ценным бумагам.

Таким образом, судом доподлинно установлено, и подтверждается материалами дела, что к моменту представления документов, необходимых для регистрации кандидата, включенного в список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Владимирской области восьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Владимирское региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России» по единому избирательному округу, и фактически в последующем после регистрации кандидат Рыкунов В.В. не осуществил отчуждение иностранных финансовых инструментов, владея ими, что в силу требований действующего избирательного законодательства, в том числе приведённого выше, является основанием для отмены его регистрации.

Согласно части 1 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав граждан Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180,244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Избирательной комиссии Владимирской области удовлетворить.

Отменить регистрацию кандидата в депутаты Законодательного Собрания Владимирской области восьмого созыва Рыкунова Владимира Владимировича, включённого в зарегистрированный список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением «Владимирское региональное отделение Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России» по единому избирательному округу.

На решение могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Владимирский областной суд в течение пяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий судья

Владимирского областного суда Д.А.Завьялов