ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1394/20 от 12.10.2020 Пермского краевого суда (Пермский край)

УИД: 59ОS0000-01-2020-001007-57

Дело № 3а-1394/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 октября 2020 года Пермский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Хузяхралова Д.О.,

при секретаре Гатиной О.Ф.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Перми административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Авиационные редуктора и трансмиссии – Пермские моторы» к Министерству по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества,

У С Т А Н О В И Л:

АО «Редуктор-ПМ» обратилось в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением к Министерству по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, просит установить кадастровую стоимость:

- земельного участка с кадастровым номером **149, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: железнодорожные пути, площадью 1 229 кв.м., адрес объекта: ****, равной его рыночной стоимости в размере 1015 154 рубля по состоянию на 01 января 2019 года;

- земельного участка с кадастровым номером **460, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под объект недвижимости общества, осуществляющего общестроительные работы, площадью 632 кв.м., адрес объекта: ****, равной его рыночной стоимости в размере 514 598 рублей по состоянию на 01 января 2019 года;

- земельного участка с кадастровым номером **464, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под объект недвижимости общества, осуществляющего общестроительные работы, площадью 426 кв.м., адрес объекта: ****, равной его рыночной стоимости в размере 351 876 рублей по состоянию на 01 января 2019 года;

- земельного участка с кадастровым номером **479, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под объект недвижимости общества, осуществляющего общестроительные работы, площадью 386 кв.м., адрес объекта: ****, равной его рыночной стоимости в размере 318 836 рублей по состоянию на 01 января 2019 года;

- земельного участка с кадастровым номером **603, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под объект недвижимости общества, осуществляющего общестроительные работы, площадью 454 кв.м., адрес объекта: ****, равной его рыночной стоимости в размере 375 004 рубля по состоянию на 01 января 2019 года;

- земельного участка с кадастровым номером **129, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: промышленные и складские объекты IV класса вредности, площадью 4 394 кв.м., адрес объекта: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Почтовый адрес ориентира: ****, равной его рыночной стоимости в размере 3629 444 рубля по состоянию на 01 января 2019 года.

В обоснование заявленных требований указало, что является собственником указанных выше земельных участков, соответственно, плательщиком земельного налога. Кадастровая стоимость земельных участков не соответствует рыночной стоимости данных объектов недвижимости, что подтверждается отчетом об оценке независимого оценщика. Данное обстоятельство нарушает его права и законные интересы, поскольку влечет уплату земельного налога в завышенном размере.

В порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный истец изменил предмет заявленных требований, в окончательной форме просит установить по состоянию на 01 января 2019 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером **149 равной рыночной в размере 2038 911 рублей, кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером **460 равной рыночной в размере 1048 488 рублей, кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером **464 равной рыночной в размере 706 734 рубля, кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером **479 равной рыночной в размере 640 374 рубля, кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером **603 равной рыночной в размере 753 186 рублей, кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером **129 равной рыночной в размере 7289 646 рублей.

В судебное заседание представитель административного истца не явился, просил провести судебное заседание в отсутствие представителя.

Административный ответчик Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края в суд представителя не направило, представило заявление о проведении судебного заседания в отсутствие представителя.

Определением суда от 19 августа 2020 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (филиал по Пермскому краю), Государственное бюджетное учреждение «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, администрация города Перми.

Заинтересованное лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю в судебное заседание представителя не направило, просило рассмотреть дело в отсутствие представителя. В направленном суду отзыве на иск указало на отсутствие заинтересованности в разрешении дела.

Заинтересованные лица Государственное бюджетное учреждение «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края», Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (филиал по Пермскому краю), администрация города Перми явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте слушания дела извещены судом надлежащим образом.

С учетом надлежащего извещения лиц о времени и месте судебного разбирательства по делу, принимая во внимание, что явка указанных лиц не была признана обязательной, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (платность использования земли).

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, в том числе для целей налогообложения (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Согласно пункту 1 этой же статьи рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).

Как разъяснено в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 Налогового кодекса Российской Федерации).

Из материалов дела следует, что АО «Редуктор-ПМ» является собственником земельных участков с кадастровыми номерами **149, **460, **464, **479, **603, **129, что подтверждается представленными в материалы дела выписками из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости.

Принимая во внимание, что административный истец является собственником земельных участков, следовательно, плательщиком земельного налога, то с учетом разъяснений, изложенных в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28, АО «Редуктор-ПМ» вправе оспорить их кадастровую стоимость.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данным в пункте 12 Постановления от 30 июня 2015 года № 28, необходимо учитывать, что объектами оценки при определении кадастровой стоимости являются объекты недвижимости, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости. При оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость (абзац 4 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).

Из представленных в материалы дела выписок из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости следует, что кадастровая стоимость земельных участков определена по состоянию на 01 января 2019 года приказом Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края от 12 ноября 2019 года № СЭД-31-02-2-2-1393 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Пермского края» и для земельного участка с кадастровым номером **149 составила 3679281,88 рубль, для земельного участка с кадастровым номером **460 – 1206661,88 рубль, для земельного участка с кадастровым номером **464 – 953123,88 рубля, для земельного участка с кадастровым номером **479 – 869519,04 рублей, для земельного участка с кадастровым номером **603 – 1011312,24 рублей, для земельного участка с кадастровым номером **129 – 8366132,06 рублей.

Приведенные результаты определения кадастровой стоимости земельных участков просит пересмотреть административный истец, при этом проверка достоверности установленной в отношении каждого объекта оценки кадастровой стоимости, равно как и законность правового акта об ее утверждении, предметом рассмотрения по настоящему делу не являются.

Оспаривая кадастровую стоимость объектов недвижимости, в подтверждение заявленных (уточненных) исковых требований административным истцом представлен отчет об оценке от 01 октября 2020 года № 39/01/20-КС/О-корр, выполненный оценщиком ООО «Оценочная компания «Актив» О., согласно которому рыночная стоимость земельных участков определена по состоянию 01 января 2019 года и для земельного участка с кадастровым номером **149 составляет 2038 911 рублей, для земельного участка с кадастровым номером **460 – 1048 488 рублей, для земельного участка с кадастровым номером **464 – 706 734 рублей, для земельного участка с кадастровым номером **479 – 640 374 рублей, для земельного участка с кадастровым номером **603 – 753 186 рублей, для земельного участка с кадастровым номером **129 – 7289 646 рублей.

Проанализировав представленный в материалы дела отчет об оценке, суд приходит к выводу, что он соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки, утвержденным Минэкономразвития Российской Федерации.

Указанный отчет подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования и специальными познаниями. Так, оценщик О. является действующим членом саморегулируемой организации оценщиков, имеет необходимое образование в области оценки, стаж работы в сфере оценочной деятельности, ответственность оценщика застрахована страховой организацией.

Из содержания отчета об оценке следует, что оценщик произвел анализ рынка купли-продажи земельных участков производственного назначения, то есть того сегмента рынка, к которому относятся объекты оценки, на территории города Перми за 4 квартал 2018 года, определил основные факторы, влияющие на цену объектов оценки, а также диапазон цен, установившийся на участки, аналогичные объектам оценки.

При проведении оценки земельных участков оценщиком использован сравнительный подход с применением метода сравнения продаж, основанного на получении стоимости объектов оценки путем сравнения оцениваемых объектов с объектами-аналогами. Данный подход наиболее полно учитывает цель оценки и обеспечен исходной информацией. При этом отказ от затратного и доходного подходов в отчете полностью обоснован.

Из предложенного рынка купли-продажи земельных участков производственного назначения оценщик выбрал наиболее подходящие по элементам сравнения объекты. Исключив из выборки крайние значения (максимумы и минимумы), оценщик выбрал объекты-аналоги для оцениваемых участков. При этом оценщик ориентировался на то, чтобы аналоги были наиболее близки по основным элементам сравнения к объектам оценки. При внесении разумных корректировок, сведения о стоимости объектов достаточно полно отражают среднерыночный уровень цен продаж на рынке объектов, типичных для объектов оценки. Обоснование применения корректировок, как и отказ от применения корректировок оценщиком приведены в отчете со ссылкой на источники, которыми он руководствовался.

Вся информация об объектах-аналогах является проверяемой, поскольку имеется возможность проверить использованные оценщиком сведения о цене продажи объектов-аналогов из предложений, размещенных в сети Интернет. Приложенные к отчету скриншоты страниц интернет-сайтов являются читаемыми.

Суд считает, что содержание отчёта об оценке не вводит в заблуждение и не допускает неоднозначного толкования полученных результатов. Отчёт содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объектов недвижимости, отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности, является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объектов недвижимости, определённую по состоянию на дату их кадастровой оценки.

При рассмотрении настоящего административного дела следует иметь в виду, что обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце.

Проверив и оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд пришел к выводу о том, что в настоящем деле административный истец представил надлежащее доказательство в подтверждение рыночной стоимости объектов. Между тем, доказательств недостоверности величины рыночной стоимости объектов оценки, занижения рыночной стоимости или несоответствия представленного заявителем отчета требованиям закона, ответчиком не представлено, данных об иной рыночной стоимости спорных объектов недвижимости административным ответчиком также не приведено, ходатайство о назначении по делу судебной оценочной экспертизы административным ответчиком не заявлялось.

Таким образом, величина рыночной стоимости земельных участков, указанная в отчете оценщика, является достоверной, вследствие чего требования административного истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», положений Закона об оценочной деятельности, датой подачи заявления считается дата обращения в Комиссию или в суд.

Принимая во внимание, что Законом о кадастровой оценке не предусмотрен обязательный досудебный порядок, заявление административного истца о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости подано в суд 14 августа 2020 года, следовательно, дата обращения в суд подлежит указанию в резолютивной части решения суда.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования акционерного общества «Авиационные редуктора и трансмиссии – Пермские моторы» удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером **149, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: железнодорожные пути, площадью 1 229 кв.м., адрес объекта: ****, равной его рыночной стоимости в размере 2 038 911 рублей по состоянию на 01 января 2019 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером **460, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под объект недвижимости общества, осуществляющего общестроительные работы, площадью 632 кв.м., адрес объекта: ****, равной его рыночной стоимости в размере 1 048 488 рублей по состоянию на 01 января 2019 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером **464, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под объект недвижимости общества, осуществляющего общестроительные работы, площадью 426 кв.м., адрес объекта: ****, равной его рыночной стоимости в размере 706 734 рубля по состоянию на 01 января 2019 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером **479, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под объект недвижимости общества, осуществляющего общестроительные работы, площадью 386 кв.м., адрес объекта: ****, равной его рыночной стоимости в размере 640 374 рубля по состоянию на 01 января 2019 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером **603, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под объект недвижимости общества, осуществляющего общестроительные работы, площадью 454 кв.м., адрес объекта: ****, равной его рыночной стоимости в размере 753 186 рублей по состоянию на 01 января 2019 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером **129, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: промышленные и складские объекты IV класса вредности, площадью 4 394 кв.м., адрес объекта: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Почтовый адрес ориентира: ****, равной его рыночной стоимости в размере 7 289 646 рублей по состоянию на 01 января 2019 года.

Датой подачи заявления об установлении кадастровой стоимости земельных участков считать 14 августа 2020 года.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Пермский краевой суд.

Судья подпись

Решение в окончательной форме изготовлено 19 октября 2020 года.