Московский областной суд в составе председательствующего судьи Ершова В.В., при секретаре Овсянниковой А.Б., с участием прокурора Козловой О.А., представителей административных истцов ФИО1 и ФИО2 – ФИО3 и ФИО4, представителя административного ответчика ФИО5, представителей заинтересованного лица ФИО6 и ФИО7, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1395/2020 по административным исковым заявлениям ФИО1 и ФИО2, действующей в интересах несовершеннолетней ФИО8, а также по заявлению заместителя прокурора Московской области в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Московской области об оспаривании в части постановления Правительства Московской области от 13.02.2013 № 75/5 «О мерах по реализации Закона Московской области «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей», заинтересованное лицо: Министерство образования Московской области, УСТАНОВИЛ: ФИО1 и ФИО2, действующая в интересах несовершеннолетней ФИО8, а также заместитель прокурора Московской области в интересах неопределенного круга лиц обратились в Московский областной суд с административными исковыми заявлениями и заявлением соответственно об оспаривании в части постановления Правительства Московской области от 13.02.2013 № 75/5 «О мерах по реализации Закона Московской области «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей». Определением суда от 29 июля 2020 г. дела по указанным административным исковым заявлениям и заявлению объединены в одно производство. ФИО1 и ФИО2, действующая в интересах несовершеннолетней ФИО8, просят суд признать недействующими с момента принятия следующие положения Постановления Правительства Московской области от 11 декабря 2019 г. № 945/42 «О внесении изменений в постановление Правительства Московской области от 13.02.2013 № 75/5 «О мерах по реализации Закона Московской области «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей»: 1) в пункте 2 Порядка приема заявления об исключении из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, и включении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список по новому месту жительства в Московской области при перемене места жительства (приложение 1 к постановлению) в части слов: «при наличии одного из оснований: если ребенок-сирота имеет место жительства в Московской области более 5 лет; если ребенок-сирота, оставленный матерью в родильном доме (отделении) или иной медицинской организации при рождении, или в отношении которого родители дали письменное согласие на усыновление в родильном доме (отделении) или иной медицинской организации при рождении, или в свидетельстве о рождении ребенка-сироты отсутствуют сведения о родителях и не имеет регистрации по месту жительства ни в одном субъекте Российской Федерации», 2) подпункт «д» пункта 5 Порядка приема заявления об исключении из списка (приложение 1 к постановлению), 3) абзац семнадцатый Перечня документов, прилагаемых к заявлению о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Московской области (приложение 2 к постановлению), в связи с их несоответствием законодательству Российской Федерации, а именно: статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Правилам формирования списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 г. № 397, статье 8 Закона Московской области от 29 декабря 2007 года № 248/2007-03 «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей». Заместитель прокурора Московской области с учетом уточненных требований просит суд признать недействующими с момента принятия: - абзац 2 пункта 2 Порядка приема заявления об исключении из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, и включении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список по новому месту жительства в Московской области при перемене места жительства, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 13.02.2013 № 75/5; - подпункт «д» пункта 5 Порядка приема заявления об исключении из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, и включении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список по новому месту жительства в Московской области при перемене места жительства, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 13.02.2013 № 75/5; - абзац 17 Перечня документов, прилагаемых к заявлению о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 13.02.2013 № 75/5; - абзац 19 Перечня документов, прилагаемых к заявлению о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 13.02.2013 № 75/5; - положения Перечня документов, прилагаемых к заявлению о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 13.02.2013 № 75/5, следующего содержания: «В случае неоднократной перемены места жительства предоставляются документы, подтверждающие, что заявитель не включен в список по прежнему месту жительства». В обоснование своих требований ФИО1, ФИО2, а также заместитель прокурора Московской области указали, что оспариваемые положения противоречат федеральным законам и устанавливают дополнительные требования, ограничивающие права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Представители административных истцов и прокурор в судебном заседании заявленные требования поддержали, просили удовлетворить. Представитель административного ответчика и представители заинтересованного лица Министерство образования Московской области в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменных возражениях. Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям. Согласно ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 данной статьи, в том числе процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Исходя из положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. К жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации). Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет. Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации. Аналогичные положения закреплены законом Московской области от 29.12.2007 № 248/2007-ОЗ «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей». Во исполнение вышеуказанных положений законодательства Правительством Московской области принято постановление от 13.02.2013 № 75/5 «О мерах по реализации Закона Московской области «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей». Постановлением Правительства Московской области от 11.12.2019 № 945/42 внесены изменения в постановление Правительства Московской области от 13.02.2013 № 75/5 «О мерах по реализации Закона Московской области «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей». Так, Постановлением Правительства Московской области от 13.02.2013 № 75/5 «О мерах по реализации Закона Московской области «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей», в редакции Постановления Правительства Московской области от 11.12.2019 № 945/42, в частности, утверждены: - порядок приема заявления об исключении из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, и включении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список по новому месту жительства в Московской области при перемене места жительства (далее – Порядок приема заявления); - перечень документов, прилагаемых к заявлению о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Московской области (далее – Перечень документов). Постановление Правительства Московской области от 11.12.2019 № 945/42 опубликовано 12.12.2019 г. на интернет-портале Правительства Московской области (http://www.mosreg.ru), а также в издании «Ежедневные Новости. Подмосковье» (№ 242 24.12.2019). Таким образом, оспариваемое постановление принято в рамках компетенции Правительства Московской области с соблюдением требований к порядку его принятия и опубликования. В соответствии с ч. 2 ст. 215 КАС РФ нормативный правовой акт (или его часть), не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты. В силу ч. 1 и ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина, социальная защита, включая социальное обеспечение, а также жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. «б», п. «ж» и п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации). Согласно ч. 2 и ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 76 Конституции Российской Федерации). Таким образом, законодатель субъекта Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов может самостоятельно осуществлять правовое регулирование при отсутствии соответствующего федерального закона либо в случаях неурегулирования в федеральном законе тех или иных общественных отношений, при этом должны быть соблюдены конституционные требования о непротиворечии законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации федеральным законам и о соблюдении прав и свобод человека и гражданина. В силу пп. 3 п. 3.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из списка в случае включения их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства. Порядок исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства устанавливается Правительством Российской Федерации. Таким образом, федеральным законом установлено, что указанный порядок исключения устанавливается именно Правительством Российской Федерации. Такой порядок утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2019 № 397 (Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства). Пунктом 23 данных правил предусмотрено, что при перемене места жительства детей-сирот с заявлением в письменной форме об исключении их из списка по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по новому месту жительства детей-сирот обращаются их законные представители. Исчерпывающий перечень документов, прилагаемых к заявлению об исключении из списка, установлен пунктом 25 правил. При этом в силу пункта 29 правил орган по новому месту жительства (орган местного самоуправления, уполномоченная организация по новому месту жительства) не вправе отказать в приеме заявления об исключении из списка и прилагаемых к нему документов. Исходя из буквального толкования правил, в случае перемены места жительства дети-сироты подлежат обязательному включению в списки по новому месту жительства при отсутствии оснований для отказа в таком включении. Исчерпывающий перечень оснований для принятия решения об отказе во включении в список по новому месту жительства установлен в пункте 35 правил. При таких обстоятельствах, отношения, связанные с исключением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей из списка в случае включения их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства, имеют правовое регулирование, установленное федеральным законодателем. Право устанавливать дополнительные требования, которым должны соответствовать дети-сироты, включенные в списки по прежнему месту жительства и меняющие место жительства, субъектам Российской Федерации не предоставлено ни Конституцией Российской Федерации, ни федеральными законами. Между тем, оспариваемыми положениями постановления Правительства Московской области установлено дополнительное основание для подачи заявления при перемене места жительства ребенка-сироты об исключении его из списка по прежнему месту жительства, расположенному за пределами Московской области, и включении его в список по новому месту жительства в Московской области, а именно - наличие места жительства в Московской области более 5 лет (пункт 2 Порядка приема заявления). Так, согласно пункта 2 Порядка приема заявления при перемене места жительства ребенка-сироты заявление подается при наличии одного из оснований: если ребенок-сирота имеет место жительства в Московской области более 5 лет; если ребенок-сирота, оставленный матерью в родильном доме (отделении) или иной медицинской организации при рождении, или в отношении которого родители дали письменное согласие на усыновление в родильном доме (отделении) или иной медицинской организации при рождении, или в свидетельстве о рождении ребенка-сироты отсутствуют сведения о родителях и не имеет регистрации по месту жительства ни в одном субъекте Российской Федерации. К заявлению об исключении из списка прилагаются документы, подтверждающие место жительства ребенка-сироты в Московской области более 5 лет на дату обращения или лица из числа детей-сирот более 5 лет на момент достижения совершеннолетия (подпункт «д» пункта 5 Порядка приема заявления). Абзацем 17 Перечня документов предусмотрена обязанность прилагать к заявлению о включении в список документ, подтверждающий место жительства в Московской области более 5 лет. Такие требования федеральным законодателем не установлены. Доводы административного ответчика о том, что оспариваемые положения закреплены в связи с необходимостью урегулирования существующего правового пробела, в целях расширения правовых гарантий на предоставление жилых помещений указанной категории детей-сирот на территории Московской области, основаны на неправильном толковании норм материального права. В данном случае отсутствует неурегулированность в федеральном законе. Оспариваемые положения снижают установленный федеральными нормами уровень правовых гарантий указанной категории граждан и ограничивают реализацию конституционного права, ставя в неравные условия, в зависимости от сроков проживания по конкретному месту жительства. Из материалов дела следует и установлено судом, что <данные изъяты> относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. <данные изъяты> включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <данные изъяты>. В настоящее время <данные изъяты> проживает в <данные изъяты>. Распоряжением <данные изъяты> о включении <данные изъяты> в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения водителей, а также лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений за счёт средств бюджета Московской области. Данным распоряжением <данные изъяты> отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения водителей, а также лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений за счёт средств бюджета Московской области, в связи с тем, что она имеет место жительства в Московской области менее 5 лет. Также судом установлено, что <данные изъяты> относится к категории детей-сирот. <данные изъяты> включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <данные изъяты>. В настоящее время <данные изъяты> проживает в <данные изъяты>. По результатам рассмотрения заявления <данные изъяты> действующей в интересах несовершеннолетней <данные изъяты> Управлением опеки и попечительства Министерства образования Московской области по <данные изъяты> в письме от <данные изъяты> сообщено, что не представлен документ, подтверждающий место жительства несовершеннолетней <данные изъяты> в Московской области более 5 лет при включении в список при перемене места жительства из другого субъекта Российской Федерации, указанный в перечне документов, прилагаемых к заявлению о включении в список. Таким образом, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом выявления которых не является Московская область, но проживающие на ее территории, фактически лишены социальной поддержки органов государственной власти субъекта, что является дискриминацией по признаку происхождения и места жительства. Установление условий дискриминационного характера при регламентации вопросов предоставления жилых помещений детям-сиротам, равно как и иным категориям граждан, - недопустимо. Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания), независимо от того, в каком порядке органы государственной власти субъекта наделены названными правомочиями - в порядке, предусмотренном федеральным законом, или вне зависимости от наличия таковых предписаний федерального закона (Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.11.2013). Учитывая, что правила, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2019 № 397, не содержат требований к обязательному предоставлению решения суда о том, что ребенок не является членом семьи нанимателя по договору социального найма, а также документов, подтверждающих, что заявитель не включен в список по прежнему месту жительства, то соответствующие абзацы Перечня документов, возлагающие обязанность по их предоставлению, также нельзя признать соответствующими нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. Вышеуказанные требования Порядка приема заявления и Перечня документов не предусмотрены ни Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ни Законом Московской области от 29.12.2007 № 248/2007-ОЗ «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей». При таких обстоятельствах, поскольку постановление Правительства Московской области от 13.02.2013 № 75/5 «О мерах по реализации Закона Московской области «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей», в редакции Постановления Правительства Московской области от 11.12.2019 № 945/42, в указанных частях, противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права, свободы и законные интересы административных истцов и неопределенного круга лиц, то суд приходит к выводу о том, что имеются правовые основания для удовлетворения заявленных требований. В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Московской области, в котором были опубликованы оспоренные положения нормативного правового акта. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, РЕШИЛ: административные исковые заявления ФИО1 и ФИО2, действующей в интересах несовершеннолетней ФИО8, а также заявление заместителя прокурора Московской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить. Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу Постановление Правительства Московской области от 13.02.2013 № 75/5 «О мерах по реализации Закона Московской области «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей», в редакции Постановления Правительства Московской области от 11.12.2019 № 945/42, в следующих частях: - пункт 2 Порядка приема заявления об исключении из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, и включении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список по новому месту жительства в Московской области при перемене места жительства, в части слов: «при наличии одного из оснований: если ребенок-сирота имеет место жительства в Московской области более 5 лет; если ребенок-сирота, оставленный матерью в родильном доме (отделении) или иной медицинской организации при рождении, или в отношении которого родители дали письменное согласие на усыновление в родильном доме (отделении) или иной медицинской организации при рождении, или в свидетельстве о рождении ребенка-сироты отсутствуют сведения о родителях и не имеет регистрации по месту жительства ни в одном субъекте Российской Федерации»; - подпункт «д» пункта 5 Порядка приема заявления об исключении из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, и включении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список по новому месту жительства в Московской области при перемене места жительства; - абзац 17 Перечня документов, прилагаемых к заявлению о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Московской области; - абзац 19 Перечня документов, прилагаемых к заявлению о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Московской области; - положения Перечня документов, прилагаемых к заявлению о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Московской области, следующего содержания: «В случае неоднократной перемены места жительства предоставляются документы, подтверждающие, что заявитель не включен в список по прежнему месту жительства». Сообщение о принятии данного решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в официальном печатном издании Правительства Московской области, в котором были опубликованы оспоренные положения нормативного правового акта. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья Ершов В.В. |