ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1397/19 от 20.08.2019 Самарского областного суда (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Самара 20 августа 2019 года

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Калинниковой О.А.,

при секретаре судебного заседания Терентьевой М.Д.,

с участием представителей административных ответчиков Управления Росреестра по Самарской области – ФИО1, филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» оп Самарской области – ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1397/2019 по административному исковому заявлению ФИО3 о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, в связи с недостоверностью сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратился в Самарский областной суд с административным иском к Управлению Росреестра по Самарской области, филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра по Самарской области», Правительству Самаркой области в котором просит установить факт реестровой ошибки при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером и возложить обязанность на Управление Росреестра по Самарской области исправить ошибку в кадастровой стоимости участка, определив ее с учетом всех характеристик земельного участка с 01.07.2014г.

В обоснование требований указано, что административный истец с 2007 года является собственником указанного выше земельного участка. На основании постановления Правительства Самарской области от 13.11.2013г. № 610 были утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков на территории области. 01.07.2014 г. в сведения ЕГРН о данном участке были внесены изменения в части разрешенного использования земельного участка - «для размещения объектов делового назначения, размещения объектов общественного питания». Полагает, что в отчете об определении кадастровой стоимости была допущена ошибка при определении стоимости 1 кв.м участков, расположенных в квартале , а именно не был учтен особый режим расположения кадастрового квартала в санитарно-защитной зоне Новокуйбышевского Нефтеперерабатывающего завода, где стоимость должна быть в разы меньше установленной. Указанное обстоятельство привело к возникновению обязанности по уплате земельного налога в повышенном размере, чем нарушены его права.

В судебное заседание административный истец не явился, своего представителя не направил, извещен надлежащим образом.

Представитель Управления Росреестра по Самарской области на основании доверенности ФИО1 против удовлетворения административного иска возражала по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Представитель ФГБУ ФКП Росреестра в лице филиала по Самарской области ФИО2, действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку при пересчете кадастровой стоимости земельного участка в связи с изменением в 2014 году вида его разрешенного использования, каких либо реестровых ошибок не допущено. Недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, не подтверждена, в связи с чем административным истцом избран ненадлежащий способ защиты.

Представитель Правительства Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Выслушав объяснения представителей административных ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании кадастровой стоимости объектов недвижимости» при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость.

Исходя из содержания статьи 28 Закона о кадастре кадастровые ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, следует расценивать как недостоверные сведения об объекте недвижимости.

Обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (часть 5 статьи 247 и часть 1 статьи 248 КАС РФ).

Установлено, что в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о земельном участке с кадастровым номером , площадью 828+/-10 кв.м, расположенном по адресу ориентира: <адрес>.

Собственником данного участка является ФИО3, право собственности зарегистрировано 05.12.2007 г., что подтверждено выпиской из ЕГРН от 20.06.2019г.

Указанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 20.08.2007 года.

В соответствии со ст. 24.13 Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее Закон № 135-ФЗ) государственная кадастровая оценка проводится в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости (в настоящее время – Единый государственный реестр недвижимости).

Согласно статьи 9 Закона № 135-ФЗ, основанием для проведения оценки является договор на проведение оценки указанных в статье 5 настоящего Федерального закона объектов, заключенный заказчиком с оценщиком или с юридическим лицом, с которым оценщик заключил трудовой договор.

По распоряжению Правительства Самарской области № 262-р от 06.05.2013 г. в течение 2013 года проводились работы по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области по состоянию на 01.01.2013г.

Работы осуществлялись ООО «Группа комплексных решений» в соответствии с Государственным контрактом № 1/К от 10.09.2013г., федеральным законом № 135-ФЗ, а также Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 г. № 39.

В соответствии с пунктом 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 316, и пунктом 1.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 г. N 39, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и по виду функционального использования.

Методические указания № 39 (действовавшие до издания приказа Минэкономразвития от 12.05.2017 г. № 226), позволяли определять кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе 17 видов разрешенного использования, включая «земельные участки, предназначенные для дачного строительства, садоводства и огородничества» (1.2.4).

Заказчиком работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области являлось Министерство имущественных отношений Самарской области.

Постановлением Правительства Самарской области № 610 от 13.11.2013 г. «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области» утверждены результаты государственной кадастровой оценки соответствующих земельных участков по состоянию на 01.01.2013 г.

На момент проведения государственной кадастровой оценки, принадлежащий административному истцу земельный участок КН имел вид разрешенного использования «для садоводства» и его кадастровая стоимость была утверждена указанным выше постановлением № 610 исходя из 4-ой группы видов разрешенного использования – «земельные участки, предназначенные для дачного строительства, садоводства и огородничества» и в период с 25.11.2013 г. по 30.06.2014 г. составляла 240 881, 76 рублей.

В соответствии с частью 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, любой вид разрешенного использования земельного участка из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Установлено, что 26.06.2014 г. ФИО3 обратился в филиал ФГБУ ФКП Росреестра по Самарской области с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости с кадастровым номером в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка с прежнего вида: «под садоводство» на «для размещения объектов делового назначения; для размещения объектов общественного питания».

01.07.2014 г. осуществлен государственный кадастровый учет в связи с изменением вида разрешенного использования указанного земельного участка, о чем в Единый государственный реестр недвижимости внесена соответствующая информация.

Исходя из содержания статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закона о кадастре), действовавшей до 1 января 2017 г., кадастровые ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, следует расценивать как недостоверные сведения об объекте недвижимости.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 28 Закона о кадастре ошибкой в государственном кадастре недвижимости, является воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).

Кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению органом кадастрового учета в порядке, установленном Законом о кадастре.

В соответствии со статьей 61 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» реестровой ошибкой является воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия (ч.3).

В случаях, если существуют основания полагать, что исправление реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда (ч.4).

Порядок определения кадастровой стоимости существующих земельных участков, в случаях изменения вида их разрешенного использования был установлен Методическими указаниями, утвержденными приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 г. № 222 (утратил силу с 01.03.2019г.).

Согласно пункта 2.3.2 Методических указаний, в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель населенных пунктов его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель вида разрешенного использования, соответствующего измененному виду, для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.

Во исполнение Методических указаний № 222 органом кадастрового учета кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером была рассчитана в соответствии с Постановлением Правительства Самарской области № 610 и Методическими указаниями № 39, исходя из 5-ой группы видов разрешенного использования – «земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания» (1.2.5) с учетом удельного показателя кадастровой стоимости земель данного вида использования в г.о. Новокуйбышевск – 4 819, 20 руб. за 1 кв.м. При умножении указанного значения на площадь земельного участка 828+/-10 кв.м его кадастровая стоимость составила 4 022 854, 56 рублей.

Сведения об указанной стоимости и были внесены в Единый государственный реестр недвижимости 01.07.2014 года.

При таких обстоятельствах у суда не имеется оснований полагать, что при расчете кадастровой стоимости принадлежащего административном истцу земельного участка в связи с изменением вида его разрешенного использования либо при внесении сведений об указанной кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости была допущена реестровая ошибка.

Доказательств, подтверждающих недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости по состоянию на 01.07.2014 года административным истцом не представлено.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии правовых и фактических оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

В удовлетворении административных исковых требований ФИО3 отказать в полном объеме.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного суда в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий О.А.Калинникова

Решение суда в окончательной форме изготовлено 26.08.2019 года.