ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-139/2022 от 03.08.2022 Амурского областного суда (Амурская область)

УИД 28OS0000-01-2022-000164-95

Дело № 3а-139/2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

03 августа 2022 года г. Благовещенск

Амурский областной суд в составе:

председательствующего судьи Воронина И.К.,

при секретаре Габриелян Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ф.И.О.1 к Администрации города Свободного, Финансовому управлению Администрации города Свободного о взыскании компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

УСТАНОВИЛ:

Ф.И.О.1 обратился в Амурский областной суд с настоящим административным исковым заявлением, указав, что он (Ф.И.О.1) обладает статусом лица из числа детей-сирот в соответствии с положением ст. 1 Федерального закона от № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Решением Свободненского городского суда Амурской области от на администрацию г. Свободного Амурской области возложена обязанность предоставить ему жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения. было возбуждено исполнительное производство на основании указанного решения суда. По настоящее время общая продолжительность исполнения решения суда составляет 3 года и 1,5 месяца (37,5 календарных месяцев) с даты возбуждения исполнительного производства. Административный истец считает, что указанная продолжительность судопроизводства по делу нарушает его право на судопроизводство в разумный срок. Полагает, что в связи с нарушением его права на исполнение судебного акта в разумный срок он постоянно несет материальные убытки, связанные с необходимостью оплаты коммунальных и эксплуатационно-бытовых расходов по адресу фактического проживания, в жилом помещении, не принадлежащем ему на каком-либо праве. Кроме того, нарушение его права на исполнение судебного акта в разумный срок доставляет ему моральные страдания, связанные с необходимостью проживания в чужом жилом помещении с посторонними лицами и постоянной атмосферой стресса и напряжения. Полагает, что сумма компенсации за длительное неисполнение судебного решения должна составить 246000 рублей, исход из следующего расчета - 82 евро * 80 рублей (средний курс евро к рублю за период неисполнения решения суда) * 37,5 календарных месяцев. В связи с чем, просит суд обязать администрацию города Свободного и Финансовое управление Администрации города Свободного выплатить ему компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 246000 рублей, обязать Финансовое управление Администрации города Свободного компенсировать ему судебные издержки, связанные с судебным процессом, а именно денежные средства на оплату юридических услуг в размере 5 000 рублей.

Лица, участвующие в деле, явка которых не была признана судом обязательной, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения административного дела извещены надлежащим образом. Административный истец Ф.И.О.1, представители административных ответчиков администрации города Свободного и Финансового управления администрации города Свободного просили рассмотреть дело в их отсутствие. В соответствии со статьями 150, 258 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

В письменном отзыве на административное исковое заявление Финансовое управление администрации города Свободного указало, что средства на приобретение (строительство), жилых помещений для детей-сирот должны поступать из областного бюджета. Главный распорядитель бюджетных средств (Министерство социальной защиты населения Амурской области) не обеспечивает достаточное финансирование администрации г. Свободного переданных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, в связи с чем у администрации г. Свободного отсутствует возможность по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями по независящим от органа местного самоуправления непреодолимым обстоятельствам. Главным распорядителем бюджетных средств выделяются средства из федерального и областного бюджета, но в связи с увеличением роста численности детей-сирот данных средств не хватает для обеспечения всех детей-сирот жилыми помещениями, а также предпринимаются все необходимые меры на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и устранению сложившейся ситуации по неисполнению судебных решений по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений. У администрации г. Свободного отсутствует реальная возможность исполнения решения суда от в разумный срок по независящим от них обстоятельствам. Администрацией г. Свободного и главным распорядителем бюджетных средств предпринимаются все необходимые меры для исполнения данного судебного решения. Считает размер компенсации за неисполнение судебного акта в разумный срок в сумме 246000 рублей заявленный административным истцом не целесообразен, завышенным, требования истца - не подлежащими удовлетворению.

В письменном отзыве на административное исковое заявление администрация города Свободного с заявленными требованиями не согласилась, указав, что администрация города Свободного не уклоняется от выполнения возложенных обязанностей, однако в настоящее время по объективным причинам вышеуказанное решение Свободненского городского суда не исполнено. Средства на приобретение (строительство) жилых помещений для детей-сирот должны поступать из областного бюджета. Администрация города не бездействует, ведет переписку с министерством социальной защиты населения Амурской области, министерством финансов Амурской области, правительством Амурской области. Администрацией города направляется информация о необходимости выделения дополнительных денежных средств на обеспечение детей-сирот жилыми помещениями. На приобретение квартир проводятся аукционы, по установленной стоимости 1 кв.м. жилой площади на вторичном рынке жилья заключено 23 муниципальных контракта. Таким образом, исполнены решения Свободненского городского суда, вынесенные в 2014 году, и часть от общего количества решений Свободненского городского суда, вынесенных в 2015 году, на сегодняшний день исполняются решения Свободненского городского суда, вынесенные в 2016 году. подписан проект Соглашения между министерством социальной защиты населения Амурской области и администрацией города Свободного о предоставлении субвенции из областного бюджета бюджету города Свободного на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, также заключены дополнительные соглашения, таким образом размер субвенции составляет 79 862 146,00 рублей. Лимиты, предусмотренные соглашениями, доведены в полном объеме. По итогам электронных аукционов заключено 33 муниципальных контракта. Жилые помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения предоставляются по дате вступления решения суда в законную силу. Таким образом, на сегодняшний день исполняются решения Свободненского городского суда, вынесенные в 2016 году. В 2022 году лицам, нуждающимся в жилых помещениях из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей выделено 91 401 024 рублей 00 копеек. Со стороны администрации города Свободного отсутствуют факты нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок, поэтому отсутствуют основания для присуждения компенсации. Кроме того, администрация считает, что заявитель не обосновал размер требуемой компенсации, не предоставил доказательств негативных последствий, а также понесенных убытков в результате неисполнения судебного акта.

В письменном отзыве представитель заинтересованного лица министерства социальной защиты населения Амурской области Туз М.М. с заявленными административными исковыми требованиями не согласилась, указав, что министерство социальной защиты населения Амурской области как главный распорядитель средств областного бюджета на финансовое обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам на основании соглашений, заключенных с органами местного самоуправления о предоставлении субвенции бюджету муниципального образования, заявок органов местного самоуправления, а также на основании сводной бюджетной росписи областного бюджета, лимитов бюджетных обязательств, предельных объемов финансирования после поступления субвенции осуществляет ее перечисление органам местного самоуправления. В настоящее время в список детей - сирот, которые подлежат обеспечению жильем в Амурской области включено 3716 человека, из них в возрасте от 14 лет до 18 лет - 447 человек, от 18 лет и старше - 3269 человек, из них неисполненные судебные решения имеют 1112 человек. Предусмотренные бюджетные ассигнования на реализацию мероприятия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, в установленном законом порядке были доведены до министерства, а впоследствии перераспределены между бюджетами муниципальных районов и городских округов. Кроме того отмечает, что, согласно Соглашению, заключенному между Правительством Амурской области и Министерством просвещения Российской Федерации, основным требованием в 2020 году для предоставления субсидии из федерального бюджета бюджету Амурской области на предоставление жилых помещений детям-сиротам является обязательство Амурской области по сокращению численности детей-сирот, включенных в список, в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями. В 2020 году плановый показатель в соответствии с условиями Соглашения составляет 230 жилых помещений. В текущем году для достижения данного показателя выделены средства федерального и областного бюджетов в объеме 295,7 млн. руб. (на 82,4 млн. рублей больше по сравнению с 2019 годом), в том числе: федеральный бюджет - 176714400,00 руб. В 2021 году на указные цели были выделены средства в объеме 440,0 млн. руб., из них средства федерального бюджета 263,2 млн. руб. средства областного бюджета 176,8 мл. руб. В 2022 году на указные цели были выделены средства в объеме 359 571 630,0 млн. руб., из них средства федерального бюджета 290 646,000 млн. руб. средства областного бюджета 68 925 630 руб. На 2022 год размер субвенции распределён между органами местного самоуправления в соответствии с методикой формирования объёма субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов области на финансовое обеспечение расходов государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений, утверждённой Законом Амурской области от «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Методика). Вместе с тем, учитывая рост численности детей - сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, и снижение с 2017 года объемов финансирования, министерством предпринимаются меры для увеличения финансирования для приобретения жилых помещений указанной категории граждан. Так, в августе 2018 губернатором Амурской области было направлено обращение Президенту Российской Федерации о выделении дополнительной финансовой помощи региону в размере 2,95 млр. руб., а также поручение Правительству Российской Федерации разработать правила определения очередности обеспечения жильем сирот с учетом даты постановки на регистрационный учет и даты вступления решения суда в законную силу. В июне 2019 года на совещании губернатора Амурской области по вопросу «О состоянии дел по обеспечению в 2019 году жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» принято решение о разработке механизма совместного финансирования строительства жилья для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, через государственные программы. На совещании губернатора Амурской области по вопросу обеспечения жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа от было принято решение об увеличении объема субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов области на обеспечение предоставления жилых помещений в 2019 году. Губернатором Амурской области было направлено обращение в Министерство финансов Российской Федерации Силуанову А.Г. о возможности выделения в 2022 году бюджету Амурской области дополнительных финансовых средств для предоставления субсидии из федерального бюджета на приобретение жилых помещений детям - сиротам. Таким образом, министерством как главным распорядителем денежных средств, предприняты все возможные меры, предусмотренные действующим законодательством, направленные на увеличение субвенций на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и устранению сложившейся ситуации по неисполнению судебных решений по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений. Кроме того, министерство также несогласно с размером заявленной компенсации. Считает, что размер заявленной компенсации необоснованно завышен. При указанных обстоятельствах полагает, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

В письменном отзыве представитель заинтересованного лица Правительства Амурской области Туз М.М. с заявленными административными исковыми требованиями не согласилась, указав, что с учетом периода неисполнения требований с момента поступления исполнительного листа на исполнение до момента предъявления иска о присуждении компенсации, а также мер, предпринятых администрацией г. Свободного по исполнению судебного решения, необходимости соблюдения ряда процедур, полагает, что срок исполнения судебного акта отвечает критерию разумности. Кроме того, каких-либо доказательств в обоснование заявленной суммы компенсации административным истцом не представлено.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы настоящего административного дела, материалы гражданского дела , суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в ) каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом.

Европейский суд по правам человека рассматривает стадию исполнения судебного решения как неотъемлемую часть судопроизводства, которое, по его мнению, завершается только в момент полного исполнения решения суда надлежащим образом в отношении надлежащего лица без каких-либо изъятий, в особенности, когда должником является государство или финансируемые им органы, иные публичные образования (постановления «Вассерман против Российской Федерации», «Плотниковы против Российской Федерации», «Рябых против Российской Федерации», Гиззатова против Российской Федерации и другие).

В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее - Закон о компенсации) граждане Российской Федерации, являющиеся в судебном процессе сторонами, взыскатели, должники при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

Аналогичное положение содержится в части 1 статьи 250 КАС РФ.

В соответствии с частью 8 статьи 3 Закона о компенсации, частью 4 статьи 250 КАС РФ административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

Как следует из материалов дела, Ф.И.О.1 относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Решением Свободненского городского суда Амурской области от по гражданскому делу на администрацию города Свободного Амурской области возложена обязанность предоставить Ф.И.О.1 в черте города Свободного благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, применительно к условиям города Свободного, по договору специализированного найма специализированного жилого помещения в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

В апелляционном порядке данное решение суда обжаловано не было, вступило в законную силу .

Материалы гражданского дела не содержат какого-либо ходатайства (просьбы) Ф.И.О.1 о направлении исполнительного листа в службу судебных приставов.

Ф.И.О.1 получен исполнительный лист серии ФС от , выданный на основании решения суда от по гражданскому делу .

в Межрайонном отделе судебных приставов по городу Свободному и Свободненскому району УФССП России по Амурской области зарегистрировано заявление Ф.И.О.1 о возбуждении исполнительного производства.

судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по городу Свободному и Свободненскому району УФССП России по Амурской области Пучниной Н.А. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства -ИП в отношении должника администрации города Свободного о предоставлении взыскателю Ф.И.О.1 в черте города Свободного благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, применительно к условиям города Свободного, по договору специализированного найма специализированного жилого помещения в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии указанного постановления.

Порядок принудительного исполнения судебных актов регламентирован Федеральным законом от № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

По общему правилу, установленному в статье 36 названного Федерального закона, требования, содержащиеся в исполнительном документе, должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.

Если срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований установлен федеральным законом или исполнительным документом, то требования должны быть исполнены в срок, установленный соответственно федеральным законом или исполнительным документом.

Поскольку решением Свободненского городского суда Амурской области от не был установлен срок для исполнения решения суда, оно должно было быть исполнено в срок, предусмотренный статьей 36 Федерального закона от № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», до включительно.

Вместе с тем, в установленный срок решение суда исполнено не было. Доказательств исполнения решения на момент рассмотрения настоящего административного дела также не представлено, исполнительное производство не окончено.

Настоящее административное исковое заявление Ф.И.О.1 о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок поступило в Амурский областной суд .

Согласно пункту 55 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, часть 3.1 статьи 319 АПК РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ). Период предоставленной судом отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта включается в общую продолжительность исполнения судебного акта (статья 358 КАС РФ, статья 324 АПК РФ, статья 434 ГПК РФ).

В случае, если исполнение судебного акта по требованиям имущественного или неимущественного характера осуществляется органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом или организацией, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим без выдачи исполнительного документа и возбуждения исполнительного производства или производства по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня вступления в законную силу соответствующего судебного акта до дня завершения (окончания, прекращения) исполнения судебного акта (абзац введен Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ).

Как следует из пункта 56.1 указанного Постановления, судам следует иметь в виду, что общая продолжительность исполнения судебного акта, которое не окончено, устанавливается при принятии решения об удовлетворении или об отказе в удовлетворении заявления о компенсации на день принятия такого решения.

Материалы гражданского дела не содержат какого-либо ходатайства (просьбы) Ф.И.О.1 о направлении исполнительного листа в службу судебных приставов. В МОСП по городу Свободному и Свободненскому району УФССП России по Амурской области исполнительный лист был предъявлен непосредственно Ф.И.О.1 .

С учетом изложенного, общая продолжительность исполнения решения суда от , исчисляемая со дня поступления исполнительного листа в службу судебных приставов () до дня поступления заявления о компенсации в суд, уполномоченный его рассматривать (), составила 3 года 2 месяца 6 дней, а на день принятия решения суда по настоящему административному делу () – 3 года 2 месяца 27 дней.

Период с момента вступления решения суда от , в законную силу (с ) на день поступления заявления о компенсации в суд, уполномоченный его рассматривать (), составил 3 года 3 месяца 7 дней, а на день принятия решения суда по настоящему административному делу () – 3 года 3 месяца 28 дней.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание положения части 4 статьи 250 КАС РФ, Ф.И.О.1 обладает правом на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением.

В соответствии с частями 2 и 3 статьи 1 Закона о компенсации компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы).

Присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Из материалов дела усматривается, что службой судебных приставов предпринимались все предусмотренные законом меры для исполнения решения суда. В адрес должника судебным приставом-исполнителем неоднократно направлялись требования об исполнении решения суда в установленный срок, выносились предупреждения. В ответ от администрации города Свободного поступали письма, в которых указывалось на отсутствие в муниципальной собственности свободного жилого помещения и отсутствие возможности исполнения решения суда в пределах выделенных субвенций.

Со стороны суда также не допущено каких-либо деяний, связанных с несвоевременностью исполнения решения суда. Вступивший в законную силу судебный акт в резолютивной части неясностей не содержит.

Особенность предмета исполнительного производства предполагает исполнение данной обязанности непосредственно самим должником, которым в установленный срок решение суда исполнено не было, не исполнено оно и до настоящего времени.

Из материалов дела следует, что определениями Свободненского городского суда Амурской области от , , , администрации города Свободного отказано в предоставлении отсрочки исполнения решения Свободненского городского суда Амурской области от по гражданскому делу .

Согласно материалам исполнительного производства, в связи с неисполнением должником по исполнительному производству исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по городу Свободному и Свободненскому району УФССП России по Амурской области от с администрации города Свободного взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.

Решением Свободненского городского суда Амурской области от администрация города Свободного была освобождена от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя от в рамках исполнительного производства -ИП от .

администрацией города Свободного предоставлена информация о том, что в ноябре 2019 года администрация обратилась в Свободненский городской Совет народных депутатов с проектом решения о необходимости предусмотреть в бюджете муниципального образования города Свободного денежные средства на проведение мероприятий по исполнению судебных решений и возбужденных исполнительных производств. на заседании Совета народных депутатов указанный проект не был принят в целом. В период с по в Единой информационной системе были размещены извещения о проведении электронных аукционов на приобретение благоустроенных жилых помещений для предоставления детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей. Электронные аукционы признаны несостоявшимися. По состоянию на вынесено 307 решений суда об обязании администрации города предоставить жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей. У администрации города Свободного отсутствует возможность приобретения необходимого количества жилых помещений для предоставления детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, в связи с выделением средств из областного бюджета не в полном необходимом объеме.

судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по г. Свободному и Свободненскому району УФССП России по Амурской области в адрес администрации г. Свободного направлено требование об исполнении решения суда в полном объеме в срок до (включительно).

судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по г. Свободному и Свободненскому району УФССП России по Амурской области в адрес администрации г. Свободного направлено требование об исполнении решения суда в полном объеме в срок до (включительно).

администрацией города Свободного предоставлена информация о том, что на основании соглашения между Министерством социальной защиты населения Амурской области и администрацией города Свободного доведены лимиты в размере 53 101 356 рублей на приобретение не менее 28 квартир. По итогам прошедших аукционов заключено 23 муниципальных контракта на приобретение жилых помещений для данной категории граждан. Жилые помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения предоставляются по дате вступления решения суда в законную силу.

судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по г. Свободному и Свободненскому району УФССП России по Амурской области в адрес администрации г. Свободного направлено требование об исполнении решения суда в полном объеме в срок до (включительно).

администрацией города Свободного предоставлена информация о том, что администрацией города неоднократно направляется информация о необходимости выделения дополнительных денежных средств на обеспечение детей-сирот жилыми помещениями. в Единой информационной системе были размещены извещения о проведении электронных аукционов на приобретение благоустроенных жилых помещений в количестве 10 штук для предоставления детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей. По итогам электронных аукционов будут заключены муниципальные контракты на приобретение жилых помещений для данной категории граждан. Жилые помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения предоставляются по дате вступления решения суда в законную силу. Исполняются решения Свободненского городского суда Амурской области, вынесенные в 2016 году.

Из материалов дела следует, что в настоящее время в список детей – сирот, которые подлежат обеспечению жильем в Амурской области включено 3716 человек, из них в возрасте от 14 лет до 18 лет – 447 человек, от 18 лет и старше – 3269 человек, из них имеют не исполненные судебные решения 1112 человек.

Из материалов дела также следует, что губернатором Амурской области в адрес Президента Российской Федерации направлялось обращение о рассмотрении возможности выделения дополнительных средств на обеспечение детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

на совещании губернатора Амурской области принято решение проработать механизм совместного финансирования строительства жилых помещений для детей-сирот через государственные программы.

губернатором Амурской области проводилось совещание по данным вопросам, в том числе принято решение об увеличении субвенций муниципальных районов и городских округов в целях обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2019 г.

между Министерством Просвещения Российской Федерации и правительством Амурской области заключено соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Амурской области на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.

Губернатором Амурской области было направлено обращение в Министерство финансов Российской Федерации Силуанову А.Г. о возможности выделения в 2022 году бюджету Амурской области дополнительных финансовых средств для предоставления субсидии из федерального бюджета на приобретение жилых помещений детям - сиротам.

В 2020 году плановый показатель в соответствии с условиями Соглашения составляет 230 жилых помещений. В указанном году для достижения данного показателя выделены средства федерального и областного бюджетов в объеме 295,7 млн. руб. (на 82,4 млн. рублей больше по сравнению с 2019 годом), в том числе: федеральный бюджет – 176714400,00 руб.

В 2021 году на указные цели были выделены средства в объеме 440,0 млн. руб., из них средства федерального бюджета 263,2 млн. руб. средства областного бюджета 176,8 мл. руб.

В 2022 году на указные цели были выделены средства в объеме 359 571 630,0 млн. руб., из них средства федерального бюджета 290 646,000 млн. руб. средства областного бюджета 68 925 630 руб.

На 2022 год размер субвенции распределён между органами местного самоуправления в соответствии с методикой формирования объёма субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов области на финансовое обеспечение расходов государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений, утверждённой Законом Амурской области от «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Методика).

Согласно указанной Методике средства распределены пропорционально численности детей-сирот, включенных в список на получение жилого помещения, в возрасте от 18 лет и старше, а также с учетом средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади, установленной постановлением от и нормы площади жилого помещения (33 кв.м.).

Кроме того из материалов дела следует, что администрацией города неоднократно направляется информация о необходимости выделения дополнительных денежных средств на обеспечение детей-сирот жилыми помещениями.

года администрацией города направлены письма в адрес губернатора Амурской области, министерство финансов Амурской области и министерство социальной защиты населения об оказании содействия в финансировании расходов по приобретению жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

администрацией города Свободного направлены письма в адрес губернатора Амурской области, министерства финансов Амурской области и министерства социальной защиты населения об оказании содействия в финансировании расходов по приобретению жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

администрацией города направлены аналогичные письма в адрес губернатора Амурской области, министерство финансов Амурской области и министерство социальной защиты населения Амурской области.

от Министерства социальной защиты населения Амурской области поступил ответ на вышеуказанное письмо администрации г. Свободного о том, что обеспечение лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями отнесено к полномочиям и субъектов Российской Федерации, а также финансовая поддержка, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федераций осуществляется в соответствии с единым и формализованными для всех субъектов Российской Федерации методиками, основания для принятия решения об увеличении размера субвенции администрации города Свободного, как отдельно взятому муниципальному образованию не представляется возможным. Дополнительные средства на указанные цели могут быть перераспределены только за счет экономии, сложившейся по результатам конкурсных процедур в 2022 году.

В периоды с по , с по в Единой информационной системе были размещены извещения о проведении электронных аукционов на приобретение благоустроенных жилых помещений для предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, по установленной стоимости 1 кв.м, жилой площади на вторичном рынке жилья.

Указанные электронные аукционы признаны несостоявшимися, на основании ч. 16 ст. 66 ФЗ от № 44-ФЗ, в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в электронных аукционах не подано ни одной заявки на участие в них.

подписан проект Соглашения между министерством социальной защиты населения Амурской области и администрацией города Свободного о предоставлении субвенции из областного бюджета бюджету города Свободного на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, также заключены дополнительные соглашения, таким образом размер субвенции составляет 79 862 146,00 рублей. Лимиты, предусмотренные соглашениями, доведены в полном объеме. По итогам электронных аукционов заключено 33 муниципальных контракта.

В 2022 году лицам, нуждающимся в жилых помещениях из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей выделено 91 401 024 рублей 00 копеек.

Давая оценку представленным в материалы дела доказательствам по правилам статьи 84 КАС РФ, судом учитывается, что судебное решение о предоставлении жилого помещения выносится при наличии закрепленного за гражданином Российской Федерации права на получение жилья, и длительное неисполнение таких судебных решений, нарушение принципа обязательности и неукоснительности исполнения вступившего в законную силу судебного акта подрывает авторитет органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и государства.

Таким образом, исполнение решения должно быть осуществлено в установленный законом срок и не ставится в зависимость от наличия или отсутствия жилых помещений в специализированном жилищном фонде, от наличия или отсутствия вины государственных органов и должностных лиц этих органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, от наличия обязательств в отношении иных лиц, от вопросов финансирования и сложностей межбюджетных отношений, в связи с чем доводы административных ответчиков и заинтересованных лиц об отсутствии достаточного финансирования, отсутствии свободного жилищного фонда для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются несостоятельными, поскольку не подтверждают наличие непреодолимых препятствий для исполнения решения суда.

Судом принимается во внимание то обстоятельство, что администрацией города Свободного предпринимались определенные меры по исполнению требований исполнительного документа, вместе с тем, реализация указанных мероприятий в течение длительного времени (более 3 лет) не привела к реальному исполнению должником обязанности по предоставлению жилого помещения Ф.И.О.1, до настоящего времени решение суда от , вступившее в законную силу , не исполнено, жилое помещение административному истцу не предоставлено, поэтому такие меры не могут быть признаны достаточными, своевременными и эффективными в смысле, придаваемом судебной практикой.

При этом материалы дела свидетельствуют о том, что административный истец за задержку исполнения решения суда ответственность не несет, каких-либо данных, которые бы указывали на совершение взыскателем действий, препятствующих своевременному исполнению судебного решения, материалы дела не содержат. Отсутствие свободных жилых помещений на территории города Свободного либо недостаточность денежных средств на строительство и приобретение жилья для реализации мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, не могут являться исключительными обстоятельствами для неисполнения решения суда, поскольку его исполнение является гарантией защиты прав граждан.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что материалами дела установлено нарушение права Ф.И.О.1 на исполнение судебного акта в разумный срок.

Как следует из пункта 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» поскольку сам факт нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок свидетельствует о причиненном неимущественном вреде (нарушении права на судебную защиту), а его возмещение не зависит от вины органа или должностного лица, лицо, обратившееся с заявлением о компенсации, не должно доказывать наличие этого вреда. Вместе с тем заявитель должен обосновать размер требуемой компенсации.

Установление факта нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок является основанием для присуждения компенсации (части 3 и 4 статьи 258 КАС РФ).

Определяя размер компенсации, подлежащей взысканию в пользу административного истца, суд приходит к следующему.

Административным истцом заявлена к взысканию сумма компенсации в размере 246000 рублей, в обоснование приведены доводы о длительном нарушении его конституционного права на обеспечение жилищем.

Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учётом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.

В силу разъяснений, изложенных в пункте 60 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», в каждом конкретном случае суду надлежит обеспечивать индивидуальный подход к определению размера компенсации за нарушение на исполнение судебного акта в разумный срок.

Размер компенсации должен определяться судом с учетом требований лица, обратившегося в суд с заявлением, обстоятельств дела или производства по исполнению судебного акта, по которым допущено нарушение, продолжительности нарушения, наступивших вследствие этого нарушения последствий, их значимости для лица, обратившегося в суд с заявлением о компенсации.

При определении размера присуждаемой компенсации суду следует также принимать во внимание практику Европейского Суда по правам человека, размер сумм компенсаций вреда, присуждаемых этим судом за аналогичные нарушения (часть 2 статьи 2 Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок»).

Кроме этого, судом учитывается, что согласно пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» данная компенсация не направлена на восполнение имущественных потерь заинтересованного лица и не заменяет собой возмещения имущественного вреда, причиненного ему незаконными действиями (бездействием) государственных органов.

Определяя размер компенсации, подлежащей присуждению в пользу Ф.И.О.1, руководствуясь указанными требованиями закона и разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, учитывая требования административного истца, а также то обстоятельство, что право административного истца на исполнение судебного акта в разумные сроки нарушено, принимая во внимание общую продолжительность не предоставления Ф.И.О.1 жилого помещения, существенную значимость и последствия для административного истца, который в результате длительного неисполнения решения суда лишен гарантированного им законом и установленного судебным актом права на жилище, исходя из того, что компенсация не направлена на восполнение имущественных потерь заинтересованного лица и не заменяет собой возмещения имущественного вреда, а также с учетом принципов разумности, справедливости, суд полагает необходимым присудить в его пользу компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 60 000 рублей.

Указанная сумма, по мнению суда, позволит в полном объеме компенсировать установленный судом факт нарушения права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок.

В остальной части заявленной суммы требования административного истца удовлетворению не подлежат.

Согласно статье 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; местные бюджеты.

Положениями главы 24.1 указанного Кодекса предусмотрено исполнение судебных актов за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 5 Закона о компенсации судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего, в том числе на органы местного самоуправления обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.

Под финансовым органом, указанным в пункте 3 части 2 статьи 5 данного Закона, в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации понимаются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации), органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований).

Согласно части 2 статьи 67, части 1 статьи 70 Устава муниципального образования города Свободного, утвержденного решением Свободненского городского Совета народных депутатов от , расходы местного бюджета осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Управление средствами местного бюджета, а также осуществление иных полномочий в соответствии с бюджетным законодательством осуществляются финансовым органом администрации города Свободный.

На основании Положения о финансовом управлении администрации города Свободного, утвержденного постановлением администрации города Свободного от , финансовое управление администрации города Свободного является органом администрации города Свободного, проводящим финансовую политику администрации города и осуществляющим бюджетный процесс в городе (п. 1.1). К основным задачам Управления относится обеспечение реализации единой финансовой и бюджетной политики в муниципальном образовании «город Свободный» (п. 2).

Таким образом, в соответствии с положениями пункта 3 части 2 статьи 5 Закона о компенсации и статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации решение о присуждении компенсации подлежит исполнению соответствующим финансовым органом, в качестве которого в рассматриваемом случае выступает Финансовое управление администрации города Свободного, поскольку обязанность по уплате компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок является мерой ответственности самого государства либо его соответствующего государственного образования (субъекта Российской Федерации или муниципального образования) и она не совпадает с личным обязательством должника по исполнительному производству.

С учетом изложенного, компенсация подлежит взысканию с муниципального образования город Свободный в лице Финансового управления администрации города Свободного за счет средств бюджета муниципального образования город Свободный.

Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ в связи с частичным удовлетворением административного иска за счет средств бюджета муниципального образования город Свободный в пользу Ф.И.О.1 подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины при подаче настоящего административного искового заявления в размере 300 рублей (чек по операции Сбербанк онлайн от 28 июня 2022 года).

В соответствии со статьей 112 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Административным истцом заявлены требования о взыскании расходов на оплату юридических услуг в размере 5 000 рублей. В подтверждение указанных расходов Ф.И.О.1 представлен договор на оказание юридических услуг № б/н от 27 июня 2022 года, заключенный с Денисовым П.Л., а также расписка в получении денежных средств от 27 июня 2022 года, согласно которым стоимость подготовки мотивированной правовой позиции и текста административного искового заявления в Амурский областной суд о взыскании компенсации за длительное неисполнение решения суда об обязании предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения составила 5 000 рублей.

С учетом небольшой сложности дела, принимая во внимание, что по делу было проведено одно судебное заседание, в котором административный спор был рассмотрен по существу, суд полагает разумным взыскать с муниципального образования город Свободный в лице Финансового управления администрации города Свободного за счет средств бюджета муниципального образования город Свободного в пользу административного истца расходы на оказание юридических услуг 5 000 рублей.

Согласно части 3 статьи 259 КАС РФ решение суда по административному делу о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Ф.И.О.1 к Администрации города Свободного, Финансовому управлению Администрации города Свободного о взыскании компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок – удовлетворить частично.

Взыскать с муниципального образования город Свободный в лице Финансового управления администрации города Свободного за счет средств бюджета муниципального образования город Свободного в пользу Ф.И.О.1 компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 60 000 (шестьдесят тысяч) рублей, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей и расходы по оплате юридических услуг в размере 5 000 (пять тысяч) рублей, перечислив платеж получателю Ф.И.О.1 по следующим реквизитам: счет 40, открытый на имя Ф.И.О.1, Банк получателя: Дальневосточный Банк ПАО Сбербанк, корреспондентский счет 30, БИК 040813608, ИНН 7707083893, КПП 280102001

Решение суда о присуждения компенсации подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований Ф.И.О.1 к Администрации города Свободного, Финансовому управлению Администрации города Свободного отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции (630005, г. Новосибирск, ул. Ломоносова, д.57а) через суд первой инстанции, то есть через Амурский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий И.К. Воронин

Решение в окончательной форме принято 10 августа 2022 года

Председательствующий И.К. Воронин

УИД 28OS0000-01-2022-000164-95

Дело № 3а-139/2022