ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-139/2022 от 17.06.2022 Ульяновского областного суда (Ульяновская область)

Дело № 3а-139/2022

73OS0000-01-2022-000106-17

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17  июня 2022 года                                                  город Ульяновск

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Кинчаровой О.Е.,

при секретаре ***

с участием прокурора Холодилиной Ю.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Ульяновскэлектросеть» о признании недействующими в части  приказа Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 27 декабря 2021 года № 389-П «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области, Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области и Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области», приказа Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 27 декабря 2021 года № 390-П «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Ульяновской области на 2022 год», приказа Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 27 декабря 2021 года № 392-П «Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на территории Ульяновской области на 2022 год»,

у с т а н о в и л :

25 декабря 2019 года Министерством цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области принят приказ № 06-482 «Об установлении необходимой валовой выручки (НВВ) сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь) 2020-2024 годы» (далее также приказ № 06-482).

27 декабря 2021 года Агентством по регулированию цен и тарифов Ульяновской области принят приказ № 389-П «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области, Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области и Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области» (далее также приказ № 389-П), пунктом 4 которого внесены изменения в приказ № 06-482.

27 декабря 2021 года Агентством по регулированию цен и тарифов Ульяновской области принят приказ № 390-П «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Ульяновской области на 2022 год» (далее также приказ № 390-П).

27 декабря 2021 года Агентством по регулированию цен и тарифов Ульяновской области принят приказ № 392-П «Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на территории Ульяновской области на 2022 год» (далее также приказ № 392-П).

Указанные приказы были официально опубликованы 30 декабря 2021 года на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru).

Общество с ограниченной ответственностью «Ульяновскэлектросеть» (далее также ООО «Ульяновскэлектросеть», ООО «УЭС», общество)  обратилось в Ульяновский областной суд с заявлением о признании недействующими в части приказов Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области (далее также тарифный орган, Агентство) от 27 декабря 2021 года № 389-П в части установления необходимой валовой выручки ООО «УЭС» на долгосрочный период регулирования 2020-2024 гг. (без учета оплаты потерь) на 2022 год в размере 3806,51 тыс. руб., от 27 декабря 2021 года № 390-П в части установления индивидуальных тарифов для ООО «УЭС» с ПАО «Россети Волга», от 27 декабря 2021 года №392-П в части установления необходимой валовой выручки ООО «УЭС» без учета потерь, учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии и возложении на Агентство обязанности по изданию заменяющих нормативных актов.

Административный иск мотивирован тем, что ООО «Ульяновскэлектросеть» является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Ульяновской области.

Оспариваемыми приказами нарушены права и законные интересы административного истца в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку НВВ на 2022 год необоснованно занижена.

Общество не согласно с уровнем неподконтрольных расходов, утвержденных Агентством в размере 4348,69 тыс. руб., поскольку необоснованно исключены расходы на аренду в полном объеме и необоснованно уменьшены выпадающие доходы по п. 87 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее также Основ ценообразования), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178.

Агентством неправомерно учтены показатели производственной деятельности организации за 2020 год в меньшем размере, чем фактически понесены обществом. В связи с этим неправомерно произведены следующие корректировки: корректировка неподконтрольных расходов из фактических значений 2020 года в размере: - 336,82 тыс. руб., исключены необоснованные доходы (расходы) 2020 года в размере: - 5013,78 тыс. руб. и необоснованные доходы (расходы), не учтенные  в 2021 году, в размере: - 5278,52 тыс. руб.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица было привлечено ПАО «Россетти Волга».

В ходе судебного разбирательства ООО «Ульяновскэлектросеть» дополнило основания заявленного требования административного иска следующими доводами. Исключение расходов по статье «Аренда транспортных средств, зданий и сооружений» в полном объеме  противоречит принципам государственного регулирования и нарушает законные интересы административного истца, поскольку данные затраты необходимы обществу для осуществления регулируемой деятельности.

По статье «Отчисления на социальные нужды» необходимо было при планировании расчетной величины страховых взносов применять базовые тарифы, поскольку пониженные тарифы страховых взносов, которые применялись в 2020-2021 годах, в целях поддержки малого и среднего предпринимательства в связи с распространением коронавирусной инфекции носят временный характер.

По статье «Выпадающие расходы по п. 87 Основ ценообразования» неправомерно не принят Агентством  предоставленный ООО «УЭС» расчет размера расходов, связанных с осуществлением технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно, не включаемых в состав платы за технологическое присоединение.

По статье «Амортизация основных средств» необоснованно не принят расчет амортизационных отчислений ООО «УЭС», составивших 353,81 тыс. руб.,  который выполнен с учетом балансовой стоимости объектов основных средств, находящихся на балансе предприятия по состоянию на 1 января 2021 года, с учетом плановых изменений в составе основных средств на 2022 год.

ООО «УЭС» не согласно с учетом показателей производственной деятельности организации (экономически обоснованных расходов) за 2020 год в меньшем размере, чем фактически понесенных обществом, и исключением в связи с этим  из НВВ 5013,78 тыс. руб. Неправомерно были снижены  расходы на оплату труда, поскольку их определение Агентством  с учетом среднесписочной численности общества не предусмотрено действующим законодательством в области тарифного регулирования.  Необоснованно снижены расходы по статье «Другие прочие расходы» на сумму 279,99 тыс. руб., поскольку в их подтверждение были представлены документы. Общество не согласно с исключением из статьи «Подконтрольные расходы из прибыли» расходов на подарки и штраф, факт несения которых был подтвержден документально. Таким образом, Агентством не представлено доказательств того, что подконтрольные расходы, произведенные УЭС в 2020 году, не связаны с осуществлением регулируемой деятельности, либо фактически не понесены в 2020 году, либо документально не подтверждены. По фактически понесенным неподконтрольным расходам за 2020 год неправомерно исключены расходы на аренду транспортных средств, зданий и сооружений, необоснованно снижены отчисления на социальные нужды в связи с их исчислением исходя из проведенного Агентством расчета фонда оплаты труда за 2020 год, амортизационные отчисления за 2020 год.

Общество не согласно с исключением НВВ на 2022 год расходов, учтенных при тарифном регулировании на 2019 год, но фактически не понесенных в данном периоде в размере – 5278,52 тыс. руб., поскольку это противоречит положениям абзаца 11 пункта 7 Основ ценообразования.  

В судебном заседании представитель административного истца Крылова Е.А. заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в административном иске с учетом его дополнения.

Представитель административного ответчика Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области Дьяконова М.В. просила в удовлетворении административного иска отказать, поскольку оспариваемые приказы были приняты  Агентством в соответствии с наделенными полномочиями, с соблюдением  установленных законом процедур принятия и опубликования. Приказы от 27 сентября 2021 года № 389-П, № 390-П, № 392-П в оспариваемой части нормативным правовым актам в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии, имеющим большую юридическую силу, не противоречат и прав административного истца не нарушают.

Представитель заинтересованного лица ПАО «Россетти Волга» Строганова Е.В. в судебном заседании пояснила, что считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, обозрев материалы тарифного дела, заслушав заключение прокурора Холодилиной Ю.О., полагавшей административный иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или  в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом  нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики  при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии установлены и определены Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».

Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике включает Федеральный закон от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) и иные  регулирующие отношения в сфере электроэнергетике  федеральные законы, а также указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и иные нормативные правовые акты Российской Федерации (статья 2 Закона об электроэнергетике). К таким актам, в частности относятся Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования), Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила регулирования цен), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года №1178.

Цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, подлежат государственному регулированию (пункт 1 статьи 6, пункт 2 статьи 20, пункты 1 и 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике).

В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного Федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов. 

ООО «Ульяновскэлектросеть» является  территориальной сетевой организацией, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии на территории Ульяновской области.

Приказом Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области от 25 декабря 2019 года № 06-482 «Об установлении необходимой валовой выручки (НВВ) сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь) 2020-2024 годы» была установлена необходимая валовая выручка (в том числе и для ООО «Ульяновскэлектросеть»), подлежащая ежегодной корректировке.

НВВ ООО «Ульяновскэлектросеть» на 2020 год рассчитана методом экономически обоснованных расходов.

Для ООО «УЭС» период регулирования 2020-2024 годы является   вторым пятилетним долгосрочным периодом регулирования с применением метода долгосрочной индексации НВВ.

Долгосрочные параметры регулирования для ООО «Ульяновскэлектросеть» на период 2020-2024 годы установлены приказом Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 25 декабря 2019 года № 06-481.

По итогам обращения 30 апреля 2021 года ООО «УЭС» в Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области с заявлением о корректировке тарифов на услуги по передаче электрической энергии и необходимой валовой выручки на 2022 год Агентством 27 декабря 2021 года принят приказ № 389-П «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области, Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области и Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области», пунктом 4 которого внесены изменений в  строку 19 Приложения к   приказу Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области от 25 декабря 2019 года № 06-482 «Об установлении необходимой валовой выручки (НВВ) сетевых организаций на долгосрочный период регулирования  (без учета оплаты потерь) 2020-2024 годы», в том числе установлена необходимая валовая выручка без учета оплаты потерь общества с ограниченной ответственностью «Ульяновскэлектросеть» на 2022 год в размере 3 806, 51 тыс. руб.

Текст приказа от 27 декабря 2021 года  № 389-П  был официально опубликован 30 декабря 2021 года на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), номер опубликования: 7301202112300002.

27 декабря 2021 года  Агентством по регулированию цен и тарифов Ульяновской области  принят приказ № 390-П «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Ульяновской области на 2022 год», которым установлены  индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, в том числе, для пары ПАО «Россетти Волга» и ООО «Ульяновскэлектросеть» на территории Ульяновской области.

Текст приказа от 27 декабря 2021 года  № 390-П  был официально опубликован 30 декабря 2021 года на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), номер опубликования: 7301202112300012.

27 декабря 2021 года Агентством по регулированию цен и тарифов Ульяновской области  принят приказ № 392-П «Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на территории Ульяновской области на 2022 год», которым установлена, в том числе необходимая валовая выручка ООО «УЭС» без учета потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых  (котловых)  тарифов на услуги по передаче электрической энергии 3 806,51 тыс. руб. (строка 23 таблицы № 1 приложения № 1 к указанному приказу).

Текст приказа от 27 декабря 2021 года  № 392-П  был официально опубликован 30 декабря 2021 года на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), номер опубликования: 7301202112300011.

В силу статьи 5 Закона Ульяновской области от 29 ноября 2005 года № 136-ЗО «О порядке опубликования и вступления в законную силу нормативных правовых актов Ульяновской области» официальным опубликованием нормативных правовых актов Ульяновской области считается первая публикация их полного текста в газетах  «Народная газета», «Ульяновская правда» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Полномочия Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области по осуществлению государственного регулирования тарифов на электрическую энергию предусмотрены Положением об Агентстве по регулированию цен и тарифов Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 26 марта 2020 года №6/138-П.

Согласно пункту 1.3 Порядка подготовки и издания правовых актов исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 12 июля 2013 года № 288-П, правовые акты исполнительных органов, имеющие нормативный характер, издаются в форме приказов.

Таким образом, оспариваемые приказы приняты уполномоченным органом с соблюдением формы и порядка принятия нормативных правовых актов, официального опубликования.

Согласно части 1 статьи 20 Закона об электроэнергетике основными принципами государственного регулирования и контроля в электроэнергетике  являются, в том числе: достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии; обеспечение   доступности электрической энергии для потребителей и защита их прав; обеспечение защиты потребителей от необоснованного повышения цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).

Государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном Основами ценообразования и Правилами.

Основы ценообразования определяют основные принципы и методы регулирования цен (тарифов)  в электроэнергетике, а Правила определяют основания и порядок установления (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, предусмотренных Основами ценообразования.

Пунктом 2 Основ ценообразования необходимая валовая выручка определяется как экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых  организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного  периода регулирования.

Согласно пункту  38 Основ ценообразования тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими  органами определяются  в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, на основании следующих долгосрочных параметров регулирования: базовый уровень подконтрольных расходов, устанавливаемый регулирующими органами; индекс эффективности подконтрольных расходов; коэффициент эластичности подконтрольных расходов по количеству активов; уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям; уровень надежности и качества реализуемых товаров (услуг).

На основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования.

В течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной период регулирования в соответствии с Методическими указаниями.

Порядок расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки установлен Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 года № 98-э (далее также Методические указания № 98-э).

Согласно пункту 6 Методических указаний № 98-э долгосрочные параметры регулирования, в том числе базовый уровень подконтрольных расходов, в течение долгосрочного периода регулирования не меняются.

По результатам рассмотрения обращения ООО «УЭС» в тарифный орган с заявлением об установлении НВВ и тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям на 2022 год Агентством по регулированию цен и тарифов Ульяновской области произведена корректировка необходимой валовой выручки общества.

Согласно протоколу заседания Правления Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области № 50-э от 27 декабря 2021 года (далее также протокол заседания Правления № 50-э), экспертному заключению по определению (корректировке) необходимой валовой выручки на услуги по передаче электрической энергии  ООО «Ульяновскэлектросеть» на 2022 год по методу долгосрочной индексации необходимой валовой выручки от 15 декабря 2021 года (далее также экспертное заключение), общество, обращаясь в тарифный орган с заявлением о корректировке НВВ, предлагало установить НВВ на содержание сетей в размере 20 924,34 тыс. руб., тарифным органом НВВ на содержание сетей ООО «Ульяновскэлектросеть» установлено в размере 3 806,51 тыс. руб.

Суд, проверяя доводы административного истца, суть которых выражается в несогласии с определением Агентством необходимой валовой выручки общества в размере 3 806,51 тыс. руб.,  в утверждении о несоответствии НВВ в таком размере нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения, имеющим большую юридическую силу, приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов  организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. К экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность,  относятся в том числе выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности и иных материалов:

- расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность в предыдущем периоде регулирования, не связанные с осуществлением регулируемой деятельности этих организаций и покрытые за счет поступлений от регулируемой деятельности;

-   учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов)  расходы, фактически не понесены в периоде регулирования, на который устанавливались регулируемые цены (за исключением случая применения в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала и метода  долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, а также случаев, предусмотренных пунктом 21 (1) Основ ценообразования).

Принцип признания затрат законодательно закреплен  в статье 252 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ,  и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода

По неподконтрольным расходам ООО «УЭС» были заявлены на 2022 год расходы на аренду в размере 1154,50 тыс. руб., в том числе аренда электросетевого хозяйства на сумму 470,50 тыс. руб.

Тарифным органом указанные расходы были исключены в полном объеме. Общество считает неправомерным исключение Агентством в полном объеме расходов по аренде трех транспортных средств,  нежилых помещений под склад и офис в размере 684,00 тыс. руб.

Согласно подпункту 5 пункта 28 Основ ценообразования расходы на аренду помещений, аренду транспорта и аренду земельных участков  определяются регулирующим органом в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования (подпункт 5 пункта 28 Основ ценообразования).

Пунктом 29 Основ ценообразования  определено, что при определении фактических  значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах):

установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных  цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.

Из материалов тарифного дела усматривается, что в составе обосновывающих указанную статью затрат документов, представленных обществом с заявлением о корректировке НВВ и тарифов, не представлено информации, предусмотренной пунктом 29  Основ ценообразования.

Кроме того, административным истцом не представлено обоснования необходимости использования в 2022 году указанных  в договорах аренды автомобилей в целях осуществления регулируемой деятельности.

Суд считает обоснованными доводы представителя административного ответчика о том, что  административным истцом не подтверждена законность владения нежилым помещением № 21, площадью 90 кв.м., на втором этаже многопрофильного здания, расположенного по адресу: г. Ульяновск, пер. Бородина, д. 20, переданным ему ИП Бероевым М.Э. по договору № 16    субаренды нежилого помещения от 1 сентября 2019 года.

В соответствии с подпунктом 13 пункта 17 Правил регулирования к заявлениям, направленным в соответствии с пунктами 12, 14 и 16 настоящих Правил, организации, осуществляющие регулируемую деятельность, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов прилагают обосновывающие материалы, в том числе, документы, подтверждающие осуществление (фактическое или планируемое) регулируемой деятельности, - документы, подтверждающие право собственности или иные законные основания владения в отношении объектов, используемых для осуществления деятельности.

Пунктом 2 статьи 609 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ)  договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.

В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 615 ГК РФ к договорам субаренды применяются правила о договорах аренды, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Пунктом 2 статьи 651 ГК РФ договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.

Как усматривается из договора № 16 субаренды нежилого помещения от 1 сентября 2019 года, срок аренды установлен с 1 сентября 2019 года по 1 августа 2023 года.

В нарушение требований приведенных норм ГК РФ, по смыслу которых договоры субаренды, заключенные на срок не менее года, подлежат государственной регистрации, указанный договор № 16 субаренды нежилого помещения от 1 сентября 2019 года не прошел государственную регистрацию  в установленном законом порядке, соответственно, данный договор является незаключенным.

В силу вышеизложенного суд приходит к выводу об обоснованности при расчете НВВ исключения Агентством из неподконтрольных расходов по статье «Аренда»   затрат на аренду транспортных средств и объектов недвижимого имущества (нежилых помещений под склад и офис).

По статье «Отчисления на социальные нужды» ООО «УЭС» были заявлены на 2022 год расходы в размере 2243,67 тыс. руб., рассчитанные исходя из базового тарифа  страховых взносов с выплат работникам - 30,40%. Тарифным органом данные расходы были снижены и составили 1528,52 тыс. руб., что общество считает незаконным.

Однако суд не может согласиться с позицией административного истца по следующим основаниям.

Федеральным законом от 1 апреля 2020 года № 102-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами малого или среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24 июля  2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» был определен порядок расчета по пониженным тарифам страховых  взносов с выплат работникам, которые по итогам месяца превышают минимальный размер оплаты труда.

ООО «УЭС» согласно данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства относится к микропредприятиям, в связи с чем отчисления на социальные нужды уплачиваются обществом по пониженным тарифам страховых взносов, что не отрицается административным истцом.

Тарифным органом для расчета планируемых на 2022 год расходов страховых взносов запрошена у ООО «УЭС» информация о фактических выплатах страховых взносов за 9 месяцев 2021 года. Расходы на оплату труда по данным ООО «УЭС» за 9 месяцев 2021 года составили 3985,7 тыс. руб., отчисления на социальные нужды – 827,2 тыс. руб., что составляет 20,75% от фонда оплаты труда.  Экспертами произведен расчет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование, на обязательное медицинское страхование на 2022 год в размере 20,75% к рассчитанному фонду оплаты труда на 2022 год – 7366,38 тыс. руб. и сумма страховых взносов на 2022 года составила 1528,52 тыс. руб.

Указанный расчет расходов по статье «Отчисления на социальный нужды» суд считает правильным, поскольку он основан на положениях действующего налогового законодательства, в том числе пункта 2.1 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающего, начиная с 2021 года применение понижающих тарифов страховых взносов для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами малого или среднего предпринимательства, и при этом не устанавливающего срок применения понижающих тарифов страховых взносов.

С учетом изложенного доводы представителя ООО «УЭС» о необходимости расчета планируемых расходов по отчислениям на социальные нужды  на  2022  год  исходя  из  базового размера тарифов страховых взносов (– 30,40%) являются несостоятельными.

По статье неподконтрольных расходов «Выпадающие доходы  по пункту 87 Основ ценообразования» на 2022 год предприятием были заявлены затраты  в размере 1421,57 тыс. руб. Тарифным органом был произведен расчет по указанной статье затрат и выпадающие доходы по пункту 87 Основ ценообразования составили 1182,31 тыс. руб. Общество считает необоснованным расчет, произведенный Агентством.

В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования расходы сетевой организации, связанные с технологическим присоединением энергопринимающих устройств, плата за которые устанавливается в размере не более 550 рублей, расходы на строительство  объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых  энергопринимающих устройств  и (или)  объектов электроэнергетики, связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим  сетям энергопринимающих  устройств максимальной мощностью  не более чем 150 кВт, и расходы на выплату процентов по кредитным договорам, связанным с рассрочкой  платежа за технологическое присоединение к электрическим сетям энергопринимающих устройств  максимальной мощностью свыше 15 и до 150 кВт включительно, не включаемые в состав платы за технологическое присоединение, составляют  выпадающие доходы сетевой организации, связанные с технологическим присоединением к электрическим сетям.

Расчет выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического  присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 150 кВт производится в соответствии с приказом Федеральной службы по тарифам от 11 сентября 2014 года № 215-э/1 «Об утверждении Методических указаний по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям», приказом  Федеральной антимонопольной  службы от 29 августа 2017 года № 1135/17  «Об утверждении Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям».

Согласно Примечанию Приложения № 1 к приказу  Федеральной службы по тарифам от 11 сентября 2014 года № 215-э/1 для расчета  плановых показателей на следующий период регулирования используются значения стандартизированных  тарифных ставок, утвержденных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов; плановые значения объема максимальной мощности, длины линий и количества точек учета электрической энергии (мощности) определяются на основании  фактических средних данных за три предыдущих года (при отсутствии  фактических  средних данных за три предыдущих года – за два предыдущих года, а в случае отсутствия данных за два года – за предыдущий год), но не ниже  документально  подтвержденной величины  объема максимальной мощности, длины линий и количества  точек учета электрической энергии (мощности), определенной на основании заявок на технологическое присоединение, подданных на следующий период регулирования.  Сетевые организации указывают в виде примечания к представляемой в регулирующий орган таблице  информацию о фактических параметрах за каждый год трехлетнего периода, которые были использованы для расчета  планового значения объема максимальной мощности, длины линий и количества точек учета электрической энергии (мощности) на следующий период регулирования.

Агентством был произведен следующий расчет выпадающих доходов:

- при определении расходов на выполнение организационно-технических мероприятий  применена утвержденная на 2021 год ставка за единицу  максимальной мощности С1 в размере 465,00 руб./кВт, установленная приказом Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 18 декабря 2020 года № 344-П  «Об утверждении стандартизированных ставок, ставок за единицу максимальной мощности, формул платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Ульяновской области на 2021 год» (далее – приказ № 344-П)  и объем присоединяемой мощности 119 кВт, определенный на основании фактических средних данных по выполненным договорам об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям за три предыдущих года (2018, 2019, 2020 годы): 465,00 руб./кВт х ((327 +17+14)/3= 119 кВт)) = 55,335 тыс.руб.;

- при определении расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства – от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых  объектов электроэнергетики (строительство ВО-0,4 кВ от КТП № 1671п/160 в Ульяновском районе, поселок Станция-Охотничья) применены значение стандартизированной тарифной ставки на строительство воздушной линии 0,4 кВ (С2), утвержденной приказом № 344-П, и фактическая длина ВЛ-0,4 кВ, построенная в 2020 году, которая подтверждена представленным в материалы тарифного дела актом приемки выполненных работ: 1 102 294 тыс. руб. х 0,562 км = 619,49 тыс. руб.;

- при определении расходов на обеспечение средствами коммерческого учета электрической энергии (мощности) – 2 шт. (установка ПКУ-10 кВ в Чердаклинском районе, с. Крестово-Городище по договору ТП № 40 от 13 ноября 2018 года СНТ «Белая Рыбка», установка ПКУ-10 кВ в Чердаклинском районе, земли учебного хозяйства УСХИ по договору ТП № 1/т от 1 декабря 2017 года СНТ «Полянка») применено  значение стандартизированной тарифной ставки на обеспечение  средствами коммерческого учета электрической энергии (С8), утвержденной приказом № 344-П: 253,771 тыс. руб. х 2 шт. = 507,542 тыс. руб.

Итого плановые выпадающие доходы, связанные с осуществлением технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно, ООО «УЭС» на 2022 год составили 1182,31 тыс. руб.

У суда не имеется оснований считать неправильным указанный расчет выпадающих доходов по п. 87 Основ ценообразования, поскольку он основан на представленных административным истцом документах, произведен с применением стандартизированных тарифных  ставок, утвержденных приказом Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 18 декабря 2020 года № 344-П в соответствии с приведенными выше положениями  пункта 87 Основ ценообразования и  Примечания Приложения № 1 к приказу  Федеральной службы по тарифам от 11 сентября 2014 года № 215-э/1.

Расчет выпадающих доходов по пункту 87 Основ ценообразования, произведенный административным истцом, правомерно Агентством не учтен при определении НВВ, поскольку  административным истцом при определении расходов на строительство объектов  электросетевого хозяйства – от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых  объектов электроэнергетики была применена неверная стандартизированная  тарифная ставка и  не представлено обоснования принятого значения фактической длины построенных воздушных линий.

По статье планируемых подконтрольных расходов «Амортизационные отчисления» организацией заявлена сумма амортизации в размере 353,81 тыс. руб. Тарифным органом был произведен расчет планируемых амортизационных отчислений на 2022 год с учетом максимальных сроков полезного использования и их размер составил  246,34 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования расчет амортизации основных фондов и нематериальных активов для расчета регулируемых цен (тарифов) определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. Регулирующим органом при расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период  регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленным Классификацией основных средств, включаемых  в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 года № 1.

Поскольку тарифным органом расчет амортизационных отчислений был произведен в соответствии с приведенными положениями пункта 27 Основ ценообразования, в том числе с учетом максимальных сроков полезного использования, у суда не имеется оснований не соглашаться с определенной им  суммой амортизации. С учетом этого доводы представителя административного истца о необоснованности занижения Агентством амортизационных отчислений являются необоснованными. 

В  отношении доводов административного истца ООО «УЭС» о незаконности и необоснованности проведенной корректировки НВВ с учетом фактических показателей 2020 года и исключения из НВВ суммы 5013,78 тыс. руб., суд приходит к следующему.

Согласно указанию Федеральной антимонопольной службы России, содержащемуся в письме от 19 июня 2017 года № ИА/41019/17В, в связи с тем, что законодательством, действующим в области ценообразования в электроэнергетике, не предусмотрена возможность превышения фактической величины операционных подконтрольных расходов над величиной операционных подконтрольных расходов, определенной органом регулирования в соответствии с законодательством на соответствующий год в текущем долгосрочном периоде регулирования, указанное превышение следует относить к расходам, не связанным с осуществлением регулируемой деятельности. Расходы в размере указанного превышения подлежат исключению из тарифов.

Согласно пункту 9 Методических указаний № 98-э в течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной расчетный период регулирования. По решению регулирующего органа такая корректировка может  осуществляться с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов по итогам истекшего периода текущего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, а также изменение плановых показателей.

Следовательно, при корректировке тарифов на 2022 год с учетом пунктов 9  Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 г. N 98-э, экономически не обоснованные расходы могут быть исключены, равно как компенсированы выпадающие доходы регулируемой организации, - только по итогам последнего истекшего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов.

Так, при установлении тарифов в 2021 году на 2022 год последним истекшим годом, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, является 2020 год, следовательно, произведенная Агентством корректировка НВВ с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов за 2020 год от планировавшихся значений параметров расчета тарифов на 2020 год и изменения плановых показателей основана на приведенных положениях пунктов 7 и 9 Методических указаний № 98-э.

При проведении указанной корректировки Агентством заявленные  обществом фактические затраты за 2020 год по статьям  «Расходы на оплату труда», «Другие прочие расходы» были признаны экономически обоснованными не в полном объеме, а частично, по статье «Подконтрольные расходы из прибыли» - исключены как экономически необоснованные. Это  повлекло исключение Агентством из НВВ на 2022 год учтенных при установлении тарифов ООО «УЭС» на 2020 год, но фактически не понесенных  расходов в сумме 5013,78 тыс. руб., что административный истец  считает неправомерным.

По статье  «Расходы на оплату труда» из заявленных обществом фактических затрат в размере 6 424,35 тыс. руб. были признаны экономически обоснованными затраты в сумме 3 716,87 тыс. руб.

Согласно пункту 26 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими  организациями, фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Как следует из экспертного заключения расчет экономически обоснованных расходов по данной статье за 12 месяцев выполнен исходя из среднемесячной  заработной платы  работников по полному кругу  организаций (по виду деятельности «Производство, передача и распределение электроэнергии» ОКВЭД 35.1) по данным органов статистики по Ульяновской области за 2020 год – 38 717,40 руб. и исходя из данных о среднесписочной численности по ООО «УЭС» за 2020 год – 8  человек, предоставленных УФНС по Ульяновской области. Таким образом, расчет фонда оплаты труда за 2020 год составил: 38,7174 тыс. руб. х 8 чел. х 12 мес. = 3 716,87 тыс. руб.

Принимая в расчет вышеуказанную среднестатистическую заработную плату,  эксперты  учли, что фактическая заработная плата на 1 работника за 2020 год по данным  ООО «УЭС» составила 29,74235 тыс. руб., что ниже вышеуказанного размера среднемесячной заработной платы по данным органов статистики по Ульяновской области за 2020 год.

Однако, суд считает, что использование тарифным органом сведений о среднесписочной численности ООО «УЭС» в 2020 году по данным  УФНС по Ульяновской области не соответствует пункту 26 Основ ценообразования, который предусматривает, что расчет размера данных расходов производится исходя из фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования.

При подаче заявления о корректировке тарифов на 2022 год  ООО «УЭС» представило таблицу П 1.16 «Расчет расходов на оплату труда» приложения 1 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 6 августа 2004 года № 20/э-2, согласно которой фактическая численность работников за 2020 год составила 18 человек, штатное расписание по состоянию на 31 декабря 2020 года  с указанием лиц, занимающих должности, оборотно-сальдовые ведомости по счету 70 за 2020 год с пофамильным списком работников, Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия за 2020 год (форма № МП-сп), подтверждающие фактическую численность общества в размере, превышающем принятую Агентством в расчет среднесписочную численность 8 человек,  Положение об оплате труда и премировании.

Согласно пункту 19 Правил государственного регулирования цен, в случае, если в ходе анализа представленных организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнения предложений либо их обоснований, регулирующий орган запрашивает дополнительные материалы.

С учетом этого, для проверки представленных обществом данных о фактической численности тарифный орган был вправе при необходимости запросить у регулируемой организации расчет среднесписочной численности, приказы о приеме, переводе работников на другую работу, прекращении трудового договора с ними, табели учета рабочего времени. Однако данные документы административным ответчиком не запрашивались.

Таким образом, вследствие допущенных тарифным органом нарушений, неверного определения фактической численности персонала общества, фактически понесенные экономически обоснованные расходы по оплате труда за 2020 год были определены неверно, что повлекло занижение размера необходимой валовой выручки на 2022 год вследствие исключения необоснованных расходов (доходов) за 2020 год в большем размере.  

По статье «Другие прочие расходы» из заявленных обществом фактических затрат в размере 2110,93 тыс. руб. были признаны экономически обоснованными затраты в сумме 1830,94 тыс. руб.

Агентство посчитало экономически необоснованными расходы на сумму 279,99 тыс. руб., понесенные по договору №14/У-2018  возмездного оказания услуг от 1 декабря 2018 года, заключенному ООО «УЭС» с ООО «Консул плюс».

Как следует из указанного договора, представленного в материалы тарифного дела, его предметом является оказание услуг по абонентскому обслуживанию ООО «УЭС» по вопросам, оговоренным в договоре, в том числе консультирование по вопросам тарифного регулирования и иным вопросам, связанным с экономической деятельностью,  формирование тарифных материалов, их сопровождение и продвижение до момента утверждения тарифов регулирующим органом.

Согласно пункту 2 договора ООО «УЭС» обязывается уплачивать  ООО «Консул плюс»  вознаграждение за оказываемые услуги, а также компенсировать дополнительные, заранее согласованные расходы, связанные с выполнением оговоренных услуг. В случае увеличения объема  и перечня услуг производится перерасчет оплаты услуг, что отражается в дополнительном соглашении. Пунктом 2.1 предусмотрено, что цена услуг по договору составляет 20 000 руб. в месяц, сумма, подлежащая уплате за выполненные работы, фиксируется на основании подписанного сторонами акта выполненных работ на последнее число каждого месяца.

Поскольку в тарифное дело административным истцом не были представлены документы, подтверждающие фактическое выполнение услуг, предусмотренных  условиями данного договора (акты выполненных работ), суд считает правомерным исключение Агентством указанных расходов  из понесенных обществом экономически обоснованных  подконтрольных расходов  2020 года.

Кроме того, суд считает заслуживающими внимание доводы представителя административного ответчика о правомерности исключения расходов по данному договору на том основании, что в нарушение  требований Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»  договор №14/У-2018  возмездного оказания услуг от 1 декабря 2018 года был заключен без проведения предусмотренных данным Федеральным законом конкурсных процедур.

Заявленные обществом фактические затраты по статье «Подконтрольные расходы из прибыли» в размере 86,00 тыс. руб. были признаны Агентством экономически необоснованными.

Изучив материалы тарифного дела, суд приходит к выводу о правомерности признания экономически необоснованными затрат по указанной статье, включающих расходы на подарки в размере  66,00 тыс. руб. и расходы на уплату  штрафа в размере 20,00 тыс. руб., по следующим основаниям.

Расходы на подарки сотрудникам ООО «УЭС» в денежном выражении  обоснованно были исключены из  экономически обоснованных расходов по статье затрат   «Подконтрольные расходы из прибыли» 2020 года, поскольку не было представлено документального подтверждения в виде организационно-распорядительных документов о  предоставлении сотрудникам подарков с соответствующим обоснованием.

Также правомерно исключены из указанной статьи затрат расходы общества на уплату штрафа, поскольку данные расходы, связанные с привлечением общества к административной ответственности в связи с несоблюдением требований законодательства, не могут быть отнесены к расходам на осуществление регулируемой деятельности, соответственно, не подлежат включению в НВВ.

Корректировка неподконтрольных расходов осуществляется по формуле 7, предусмотренной в пункте 11 Методических указаний № 98-э как разница между фактическими и плановыми указанными расходами за год, предшествующий году, в котором утверждается тариф на очередной финансовый год долгосрочного периода регулирования - (7).

При проведении корректировки неподконтрольных расходов по указанной формуле  Агентством заявленные  обществом фактические расходы за 2020 год по статье «Аренда» были признаны экономически необоснованными в полном объеме, по статьям «Отчисления на социальные нужды (ЕСН)», «Амортизация»   - частично. Это  повлекло проведение корректировки неподконтрольных расходов исходя из фактических значений и исключение Агентством из НВВ на 2022 год учтенных при установлении тарифов ООО «УЭС» на 2020 год, но фактически не понесенных  неподконтрольных расходов в сумме – 336,82 тыс. руб., что административный истец  считает неправомерным

Агентством были в полном объеме исключены  заявленные обществом фактические затраты за 2020 год по аренде всего имущества, включая аренду объектов электросетевого комплекса, аренду транспортных средств, здания и сооружений; из заявленных обществом фактических затрат по статье «Отчисления на социальные нужды (ЕСН)» в размере 1424,78 тыс. руб.  были признаны экономически обоснованными  расходы по данной статье в сумме 824,32 тыс. руб.; из заявленных ООО «УЭС» фактических затрат по статье «Амортизация основных средств» в размере 327,94 тыс. руб.  были признаны экономически обоснованными  расходы по данной статье в сумме 248,84 тыс. руб.

Суд, исходя из того, что административным истцом не были представлены в подтверждение расходов по статье затрат «Аренда» предусмотренные  приведенными выше подпунктом 5 пункта 28 и пунктом 29 Основ ценообразования документы и информация, считает обоснованным исключение Агентством заявленных обществом затрат по данной статье.

Кроме того, как было указано выше, суд пришел к выводу о том, что административном истцом не были представлены в тарифный орган документы, подтверждающие законность владения нежилым помещением № 21, площадью 90 кв.м., на втором этаже многопрофильного здания, расположенного по адресу: г. Ульяновск, пер. Бородина, д. 20, поскольку договор № 16    субаренды указанного нежилого помещения от 1 сентября 2019 года, заключенный ООО «УЭС» с ИП Бероевым Э.М. на срок более одного года, не прошел государственную регистрацию, соответственно в силу пункта 2 статьи 609, абзаца 3 пункта 2 статьи 615, пункта 2 статьи 651 Гражданского кодекса Российской Федерации является незаключенным.

Следует указать  также и на то, что ООО «УЭС» не были представлены тарифному органу документы, подтверждающие использование в 2020 году транспортных средств в регулируемой деятельности (например: путевые (маршрутные) листы).

Как следует из заключения экспертов, затраты по статье «Отчисления на социальные нужды (ЕСН)» были рассчитаны от величины расходов по оплате труда за 12 месяцев, определенных  исходя  из среднемесячной  заработной платы  работников по полному кругу  организацийсреднестатистической  заработной платы (по виду деятельности «Производство, передача и распределение электроэнергии» ОКВЭД 35.1) по данным органов статистики по Ульяновской области  за 2020 год – 38 717,40 руб. и среднесписочной численности ООО «УЭС»  в количестве 8 человек согласно представленным данным из УФНС по Ульяновской области, с применением  фактического страхового тарифа в размере 22,1778%.

Поскольку, как было указано выше, суд посчитал  противоречащим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, такой подсчет расходов по оплате труда, соответственно, нельзя признать правильным определение затрат по статье  «Отчисления на социальные нужды (ЕСН)»,  рассчитанных из данных расходов по оплате труда.

Расходы по статье «Амортизация основных средств» правомерно не были приняты Агентством в сумме 327,94 тыс. руб., рассчитанной административным истцом, поскольку его расчет был проведен в нарушение приведенного выше пункта 27 Основ ценообразования, предусматривающего необходимость учитывать при расчете экономически обоснованного размера амортизации основных средств максимальные сроки полезного использования, установленные Классификацией основных средств, включаемых  в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 года № 1.

Как следует экспертного заключения, учтенные при тарифном регулировании на 2019 год расходы, но фактически не понесенные в этот период регулирования составили: - 8678,89 тыс. руб. Экспертами в целях недопущения резкого снижения единых котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год было принято решение об исключении из НВВ 2021 года необоснованных расходов в размере (- 3400,37 тыс. руб.), оставшаяся сумма необоснованных расходов в размере (- 5278,52 тыс. руб.) была исключена из НВВ 2022 года.

Суд находит обоснованными доводы представителя административного истца о неправомерности исключения из НВВ 2022 года учтенных при тарифном регулировании на 2019 год расходов, но фактически не понесенных  в этот период регулирования, в размере 5278,52 тыс. руб.

В необходимую валовую выручку подлежат включению только экономически обоснованные затраты, что отвечает принципам ценообразования и исключает необоснованный рост цен на электрическую энергию для потребителей.

Как указано в абзаце 10 пункта 7 Основ ценообразования, в случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования.

Исключение экономически необоснованных доходов и расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, выявленных в том числе по результатам проверки их хозяйственной деятельности, учет экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, в целях сглаживания изменения тарифов могут осуществляться в течение периода, в том числе относящегося к разным долгосрочным периодам регулирования, который не может быть более 5 лет. В этом случае распределение исключаемых экономически необоснованных доходов и расходов, учитываемых экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования, осуществляется при расчете необходимой валовой выручки соответствующего годового периода регулирования с учетом параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации. Действие положений, установленных настоящим абзацем, не распространяется на территориальные сетевые организации, необходимая валовая выручка которых с учетом расходов на оплату потерь и оплату услуг других территориальных сетевых организаций за 3 последних периода регулирования не превысила 10 процентов суммарной необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, учтенной при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии (абзац 11 пункта 7 Основ ценообразования).

Согласно пункту 38 Основ ценообразования  тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.

Порядок расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки установлен названными Методическими указаниями, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 года № 98-э (далее Методические указания 98-э).

Согласно пункту 11 Методических указаний 98-э учитываемая в году i величина распределяемых в целях сглаживания изменения тарифов исключаемых необоснованных доходов и расходов, выявленных в том числе по результатам проверки хозяйственной деятельности регулируемой организации, учитываемых экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования, а также результаты деятельности регулируемой организации за предыдущие годы до начала долгосрочного периода регулирования методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки определяется величиной

 не определяется для территориальных сетевых организаций, необходимая валовая выручка которых с учетом расходов на оплату потерь и оплату услуг других территориальных сетевых организаций за 3 последних периода регулирования не превысила 10 процентов суммарной необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, учтенной при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, за исключением результатов деятельности регулируемой организации за предыдущие годы до начала долгосрочного периода регулирования методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

Из приведенных выше положений нормативных правовых актов следует, что правило распределения исключаемых экономически необоснованных доходов и расходов, учитываемых экономически обоснованных расходов в целях сглаживания изменения тарифов – не распространяется на территориальные сетевые организации, необходимая валовая выручка которых с учетом расходов на оплату потерь и оплату услуг других территориальных сетевых организаций за 3 последних периода регулирования не превысила 10 процентов суммарной необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, учтенной при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

Как следует из пояснений представителя административного истца, величина необходимой валовой выручки ООО «Ульяновскэлектросеть» с учетом расходов на оплату потерь и оплату услуг других территориальных сетевых организаций за 3 последних периода регулирования ниже 10 процентов (менее 1%), что было подтверждено в судебном заседании и представителем Агентства. В связи с этим  суд приходит к выводу о том, что действие абзаца 11 пункта 7 Основ ценообразования на данную территориальную сетевую организацию распространено быть не могло.

Согласно пункту 11 Методических указаний 98-э необходимая валовая выручка в части содержания электрических сетей на i-год долгосрочного периода регулирования определяется по формуле (2):

Величина Вi определяется в соответствии с формулой (3):

Из данной формулы видно, что в ее состав входит величина

, которая не должна учитываться для административного истца при установлении размера НВВ.

Согласно пункту 9 Методических указаний 98-э в течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной расчетный период регулирования. По решению регулирующего органа такая корректировка может осуществляться с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов по итогам истекшего периода текущего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, а также изменение плановых показателей на следующие периоды.

При установлении тарифов для ООО «УЭС» на 2022 год последним истекшим годом, за который известны фактические значения, является 2020 год.

Как следует из формул 3 и 7 Методических указаний 98-э, конкретизирующих пункт 7 Основ ценообразования применительно к расчету НВВ при корректировке тарифов, установленных методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, в НВВ включаются расходы, выявленные по итогам последнего истекшего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, в части неподконтрольных расходов - как разница между фактическими и плановыми указанными расходами за год, предшествующий году, в котором утверждается тариф на очередной финансовый год долгосрочного периода регулирования. С учетом того, что последним годом, за который известны фактические значения для 2022 года является 2020 год, следовательно, корректировка административного ответчика с учетом данных 2019 года  является неправомерной.

Приведенные обстоятельства влияют на итоговую величину необходимой валовой выручки и как следствие, на размер тарифа, следовательно, дают основание полагать об экономической необоснованности установленных тарифов на передачу электрической энергии.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемый пункт 4 приказа Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 27 декабря 2021 года № 389-П «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области, Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области и Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области» в части внесения изменений в  строку 19 Приложения к   приказу Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области от 25 декабря 2019 года № 06-482 «Об установлении необходимой валовой выручки (НВВ) сетевых организаций на долгосрочный период регулирования  (без учета оплаты потерь) 2020-2024 годы» в части установления необходимой валовой выручки ООО «УЭС» на 2022 год в размере 3 806,51 тыс. руб. не соответствует действующему федеральному законодательству.

В силу вышеизложенного доводы административного ответчика, суть которых сводится к утверждению о правомерности корректировки НВВ административного истца на  долгосрочный период регулирования по результатам анализа его регулируемой деятельности за 2019 год  и применения механизма сглаживания, определенного абзацем 11 пункта 7 Основ ценообразования, суд находит основанными на неверном толковании норм материального права. Не превышение 10% суммарной НВВ территориальных сетевых организаций за три последних периода регулирования является обстоятельством, исключающим применение величины распределяемых в целях сглаживания изменения тарифов исключаемых необоснованных доходов и расходов.

В соответствии с пунктом 49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 года № 20-э/2 расчет единых на территории субъекта Российской Федерации тарифов на услуги по передаче электрической энергии, дифференцированных по уровням напряжения, для потребителей услуг по передаче электрической энергии (кроме сетевых организаций), независимо от того, к сетям какой сетевой организации они присоединены (далее – единые (котловые) тарифы, производится на основе НВВ, рассчитанной в соответствии с пунктом 47 Методических указаний для каждой сетевой организации, расположенной на территории субъекта Российской Федерации.

Единые (котловые) тарифы на территории Ульяновской области на 2022 год установлены с учетом НВВ всех сетевых организаций, в том числе, НВВ ООО «УЭС» в размере 3 806, 51 тыс. руб.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу  о том, что оспариваемый подпункт 1.1 пункт 1 приказа Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области 27 декабря 2021 года № 392-П «Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на территории Ульяновской области на 2022 год» в части установления необходимой валовой выручки без учета потерь, учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в размере 3 806,51 тыс. руб. (строка 23 таблицы № 1 приложения № 1 к указанному приказу) не соответствуют действующему федеральному законодательству.

Согласно пункту 14 Методических указаний № 98-э необходимая валовая выручка регулируемой организации при расчете тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, с использованием которых услуги по передаче электрической энергии оказываются территориальными сетевыми организациями, определенная в соответствии с методическими указаниями, принимается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов при определении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, а также индивидуальных тарифов для взаиморасчета между парой регулируемых организаций.

Поскольку НВВ ООО «Ульяновскэлектросеть» на 2022 год рассчитана неверно, суд приходит к выводу о том, что размер индивидуального  тарифа для взаиморасчета с ПАО «Россетти Волга», рассчитанный на основе размера НВВ сетевой организации, определенного с ошибкой, также является неверным.

В связи с чем не соответствует федеральному законодательству пункт 1 приказа Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 27 декабря 2021 года № 390-П «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Ульяновской области на 2022 год», в части установления  индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями ПАО «Россетти Волги» и ООО «Ульяновскэлектросеть»  на территории Ульяновской области (строка 27 приложения к указанному приказу).

В связи с изложенным у суда имеются основания для удовлетворения заявленных административным истцом требований о признании недействующими в оспариваемой части приказов Агентства № 389-П, № 390-П, № 392-П.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается, в том числе, решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Определяя момент, с которого нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими, суд принимает во внимание, что оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия, признание их недействующими с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 КАС РФ.

Следовательно, оспариваемые административным истцом приказы следует признать не действующими в части с момента их принятия.

В соответствии с частью 4 статьи 216 КАС РФ следует возложить на Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области обязанность по принятию новых заменяющих нормативных актов в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Из положений части 3 статьи 178 КАС РФ следует, что при принятии решения суд решает вопросы о распределении судебных расходов.

Положения Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в том числе глава 21 КАС РФ, не устанавливают и не определяют особенностей в отношении взыскания и распределения судебных расходов по делам об оспаривании нормативных правовых актов, поэтому следует исходить из того, что вопрос в отношении взыскания и распределения судебных расходов по делам об оспаривании нормативных правовых актов разрешается судом на основании правил, предусмотренных главой 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Как предусмотрено частью 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

Материалы рассмотренного административного дела не содержат никаких сведений о понесенных административным истцом судебных расходах, за исключением уплаченных 4500 рублей государственной пошлины. Поэтому, принимая решение об удовлетворении иска, суд считает необходимым взыскать с административного ответчика в пользу административного истца расходы по уплате государственной пошлины.

На основании пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании – газете «Ульяновская правда».

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Ульяновскэлектросеть» об оспаривании нормативных правовых актов в части удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия пункт 4 приказа Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 27 декабря 2021 года № 389-П «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области, Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области и Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области» в части внесения изменений в  строку 19 Приложения к   приказу Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области от 25 декабря 2019 года № 06-482 «Об установлении необходимой валовой выручки (НВВ) сетевых организаций на долгосрочный период регулирования  (без учета оплаты потерь) 2020-2024 годы» в части установления необходимой валовой выручки без учета оплаты потерь общества с ограниченной ответственностью «Ульяновскэлектросеть» на 2022 год в размере 3 806, 51 тыс. руб.

Признать недействующим со дня принятия пункт 1 приказа Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 27 декабря 2021 года № 390-П «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на территории Ульяновской области на 2022 год», в части установления  индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями ПАО «Россетти Волги» и ООО «Ульяновскэлектросеть»  на территории Ульяновской области (строка 27 приложения к указанному приказу).

Признать недействующим со дня принятия подпункт 1.1 пункт 1 приказа Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 27 декабря 2021 года № 392-П «Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на территории Ульяновской области на 2022 год» в части установления необходимой валовой выручки ООО «Ульяновскэлектросеть»  без учета потерь, учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии (строка 23 таблицы № 1 приложения № 1 к указанному приказу).

Возложить на Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области обязанность по принятию новых заменяющих нормативных актов в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Ульяновскэлектросеть» расходы по уплате государственной пошлины 4500 руб.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в газете «Ульяновская правда».

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                                                                О.Е.Кинчарова