ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-139/2023 от 29.08.2023 Приморского краевого суда (Приморский край)

Дело № 3а-139/2023 (3а-5/2023,3а-340/2022)

УИД 25OS0000-01-2022-000232-31

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 августа 2023 года город Владивосток

Приморский краевой суд в составе

председательствующего судьи Поломошновой Г.А.,

при секретаре Кулага Л.В.,

с участием прокуроров Парфентьевой К.И., Романовой О.Н.,

представителей административного истца общества с ограниченной ответственностью «Электросеть Восточная» - Вольных Е.Ю., Безбородова С.В.,

представителей административного ответчика агентства по тарифам Приморского края - Смуровой Е.А.. Степаненко О.В., Ивановой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Электросеть Восточная» к агентству по тарифам Приморского края, заинтересованные лица – публичное акционерное общество «Дальневосточная энергетическая компания», акционерное общество «Дальневосточная распределительная сетевая компания» об оспаривании нормативных правовых актов в части,

установил:

24 декабря 2021 года агентством по тарифам Приморского края приняты постановление № 60/11 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций Приморского края на период с 2022 по 2026 годы» и постановление № 60/35 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями».

Данные постановления опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 29 декабря 2021 года и в печатном издании «Приморская газета», № 100(1939), 30 декабря 2021 года.

В столбце 4 «Базовый уровень подконтрольных расходов» строки 6 таблицы приложения № 1 «Долгосрочные параметры регулирования для территориальных сетевых организаций Приморского края на период с 2022 по 2026 годы, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций» к постановлению агентства по тарифам Приморского края «Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций Приморского края на период с 2022 по 2026 годы» для общества с ограниченной ответственностью «Электросеть Восточная» (далее – ООО «Электросеть Восточная», Общество, организация, ТСО) установлен базовый уровень подконтрольных расходов на 2022 год ...

В строке 6 таблицы приложения № 2 «Необходимая валовая выручка территориальных сетевых организаций Приморского края на долгосрочный период регулирования с 2022 по 2024 годы (без учета оплаты потерь)» к данному постановлению определен размер необходимой валовой выручки для ООО «Электросеть Восточная» на долгосрочный период регулирования с 2022 по 2026 годы (без учета оплаты потерь)

...

...

...

...

...

Постановлением агентства по тарифам Приморского края от 24 декабря 2021 № 60/35 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Приморского края», приложение «Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Приморского края с ДД.ММ.ГГГГ (тарифы указываются без НДС)», установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ООО «Электросеть Восточная» и АО «Дальневосточная распределительная сетевая компания» (филиал «Приморские электрические сети»):

на I полугодие:

- двухставочный тариф - ставка за содержание электрических сетей в размере .../МВт* мес., ставка на оплату технологического расхода (потерь) - .../МВт*ч;

- одноставочный тариф в размере .../кВт*ч;

на II полугодие:

- двухставочный тариф - ставка за содержание электрических сетей в размере .../МВт* мес., ставка на оплату технологического расхода (потерь) - .../МВт*ч;

- одноставочный тариф в размере .../кВт*ч.

ООО «Электросеть Восточная» обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит: признать недействующими со дня принятия: столбец 4 «Базовый уровень подконтрольных расходов» строки 6 таблицы приложения № 1 «Долгосрочные параметры регулирования для территориальных сетевых организаций Приморского края на период с 2022 по 2026 годы, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций» и строку 6 таблицы приложения № 2 «Необходимая валовая выручка территориальных сетевых организаций Приморского края на долгосрочный период регулирования с 2022 по 2026 годы (без учета потерь)» к постановлению агентства по тарифам Приморского края от 24 декабря 2021 года № 60/11 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций Приморского края на период с 2022 по 2026 годы» (далее – Постановление 60/11);

признать недействующим со дня принятия постановление агентства по тарифам Приморского края от 24 декабря 2021 года № 60/35 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями» (далее - Постановление № 60/35), в части установления в приложении «Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Приморского края с ДД.ММ.ГГГГ (тарифы указываются без НДС)», устанавливающего индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ООО «Электросеть Восточная» - АО «Дальневосточная распределительная сетевая компания» (филиал «Приморские электрические сети»);

возложить на агентство по тарифам Приморского края обязанность принять нормативные правовые акты, заменяющие признанные недействующими в части постановления агентства по тарифам Приморского края от 24 декабря 2021 года № 60/11, от 24 декабря 2021 года № 60/35 в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу;

взыскать с агентства по тарифам Приморского края в пользу ООО «Электросеть Восточная» расходы по уплате государственной пошлины в размере ....

В обоснование своих требований указало, что ООО «Электросеть Восточная» считает: установленная оспариваемыми постановлениями необходимая валовая выручка на долгосрочный период регулирования с 2022 по 2026 годы и установленные на основе данной суммы индивидуальные тарифы рассчитаны с нарушением норм действующего законодательства в области регулирования тарифов на электрическую энергию, нарушают права и законные интересы административного истца на осуществление регулируемого вида деятельности. Экспертное заключение не отвечает требованиям действующего законодательства, поскольку в тексте заключения отсутствуют расчеты, произведенные органом регулирования, и конкретные формулы. Считают, что административным ответчиком неправомерно была занижена необходимая валовая выручка ООО «Электросеть Восточная» в части отдельных статей затрат, не учтены ряд статей расходов: уменьшены подконтрольные расходы, а именно: расходы по статье «Расходы на оплату труда», уменьшены неподконтрольные расходы по статье «Отчисления на социальные нужды», не учтены расходы по статье затрат «Расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов или полученного избытка (не приняты объемы оказанных услуг акционерному обществу «Дальневосточная распределительная сетевая компания» (далее -АО «ДРСК»)) (Фидер №5,№40 ПС «Промузел)», не учтены расходы на «входящий» НДС 20% по электрической энергии, приобретаемой в целях компенсации потерь, при утверждении индивидуального тарифа не учтены расходы на «входящий» НДС 20% по услугам АО «ДРСК».

Представитель заинтересованного лица АО «ДРСК» в судебное заседание не явился, надлежаще извещены о времени и месте судебного заседания. Ранее заинтересованным лицом были представлены возражения на административное исковое заявление, в тексте которых содержится ходатайство о рассмотрении административного дела в отсутствие представителя АО «ДРСК»; в возражениях на административное исковое заявление АО «ДРСК» с заявленными требованиями не согласилось, полагая, что оспариваемые положения нормативных правовых актов не противоречат действующему законодательству, имеющему большую юридическую силу, регулирующему деятельность в области электроэнергетики, и не нарушают права и законные интересы административного истца при осуществлении регулируемой деятельности; удовлетворение административного иска приведет к дисбалансу в распределении совокупной необходимой валовой выручки, установленной тарифным решением, нарушит экономические интересы сетевых организаций, повлечет значительные убытки и, как следствие, необоснованный рост тарифов, что противоречит принципам государственного регулирования цен.

Представитель заинтересованного лица публичного акционерного общества «Дальневосточная энергетическая компания» (далее - ПАО «ДЭК») принимала участие в первом судебном заседании по административному делу, после объявления перерывов в судебные заседания представитель заинтересованного лица ПАО «ДЭК» не являлся, извещены.

В соответствии с частью 2 статьей 150, частью 5 статьи 213 КАС РФ административное дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания.

В судебном заседании представители административного истца Вольных Е.Ю., Безбородов С.В. поддержали административные исковые требования по доводам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, в возражениях на возражения административного ответчика, в дополнениях к возражениям, дополнительно пояснили, что в нарушение процедуры принятия оспариваемых в части нормативных правовых актов, административным ответчиком ООО «Электросеть Восточная» не извещалось в установленный срок о заседаниях Правления, экспертное заключение не соответствует нормам действующего законодательства, не содержит экономических обоснований, анализа, формул, расчетов.

Представители агентства по тарифам Приморского края Смурова Е.А., Степаненко О.В., Иванова Е.А. в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований, по доводам, изложенным в возражениях на административное исковое заявление и дополнениях к возражениям, полагали, что оспариваемые постановления приняты в соответствии с требованиями действующего законодательства, с соблюдением установленной процедуры, расчеты произведены в соответствии с требованиями действующего законодательства, в срок тарифного регулирования, с учетом представленных ООО «Электросеть Восточная» обосновывающих документов.

Представитель заинтересованного лица ПАО «Дальневосточная энергетическая компания» в судебное заседание не явился, ранее в судебном заседании от 7 августа 2023 года представитель данного заинтересованного лица Фоменкова Е.В. пояснила, что оспариваемые нормативные правовые акты не затрагивают права и законные интересы ПАО «ДЭК», полагала, что административные исковые требования являются обоснованными.

Выслушав объяснения представителей административного истца Вольных Е.Ю., Безбородова С.В., представителей административного ответчика Смуровой Е.А., Степаненко О.В., исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора Романовой О.Н., полагавшей, что административные исковые требования подлежат удовлетворению, давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (статья 2 Закон об электроэнергетике). К таким актам, в частности, относятся Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (далее - Основы ценообразования, Правила регулирования тарифов), Методические указания по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденные Приказом ФСТ России от 17 февраля 2012 года № 98-э (далее - Методические указания № 98-э), Методические указания по расчету тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденные Приказом ФСТ России от 6 августа 2004 года № 20-э/2 (далее – Методические указания № 20-э/2), Методические указания по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утвержденные Приказом ФСТ России от 18 марта 2015 года № 421-э (далее – Методические указания № 421-э).

В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного Федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

В силу абзаца 7 пункта 4 статьи 23.1 поименованного Закона цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (максимальный и (или) минимальный) уровни таких цен (тарифов) подлежат государственному регулированию.

Согласно пункту 7 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов действует в соответствии с положением об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утвержденным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и составленным на основании типового положения, утвержденного Правительством Российской Федерации.

Полномочия агентства по тарифам Приморского края закреплены в Положении об агентстве по тарифам Приморского края, утвержденном постановлением Администрации Приморского края от 30 сентября 2019 года № 628-па «Об утверждении Положения об агентстве по тарифам Приморского края» (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов).

Согласно указанному Положению агентство по тарифам Приморского края (далее – агентство) является органом исполнительной власти Приморского края, уполномоченным осуществлять функции государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и региональный государственный контроль (надзор) за их применением (пункт 1.2).

Во исполнение Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» агентство устанавливает, в том числе цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям (подпункт «б» пункта 2.2.3 Положения).

В соответствии 2.3. Положения в пределах полномочий, определенных настоящим Положением, агентство принимает решения самостоятельно путем рассмотрения дел на заседании правления агентства и вынесения соответствующего решения.

В соответствии с подпунктом 2.5.7 пункта 2.5 Положения агентство в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право проводить экспертизу расчетных материалов, представляемых организациями, расположенными на территории Приморского края, по утверждению или согласованию цен (тарифов), надбавок, наценок. Подлежащих государственному регулированию.

Для определения основных направлений деятельности агентства и принятия решений об утверждении цен (тарифов) и их предельных уровней образуется правление – коллегиальный орган общей численностью не более девяти человек. К компетенции правления относится принятие решений об утверждении цен (тарифов) (пункт 3.6 подпункт «а» пункта 3.8 Положения).

Заседания правления является открытыми и считается правомочными, если в нем участвуют более половины членов правления. Решения принимаются простым большинством голосов и оформляются в форме постановления (пункт 3.11 Положения).

Согласно пункту 12 Правил регулирования тарифов организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявление об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, подписанное руководителем или иным уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации лицом заявителя и заверенное печатью заявителя (при наличии печати), с прилагаемыми обосновывающими материалами (подлинники или заверенные заявителем копии) об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, и на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям.

ООО «Электросеть Восточная» 27 апреля 2021 года обратилось в агентство по тарифам Приморского края (далее – Агентство по тарифам) с заявлением об установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащем на праве собственности и ином законном основании территориальной сетевой организации на 2022-2026 годы, с приложением обосновывающих документов.

На основании данного заявления и представленных документов Агентством по тарифам было открыто тарифное дело №192/э-04, о чем в адрес ООО «Электросеть Восточная» 14 мая 2021 года направлено уведомление.

В силу положений пункта 22 Правил регулирования тарифов регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и устанавливает срок ее проведения, но не более 6 месяцев. Регулирующий орган назначает экспертов из числа своих сотрудников. В случаях, определяемых регламентом рассмотрения дел об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, регулирующий орган может принять решение о проведении экспертизы сторонними организациями (физическими лицами). К делу об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней приобщаются экспертное заключение.

Распоряжением Агентства по тарифам от 13 мая 2021 года № 192 была назначена экспертная группа из числа сотрудников Агентства по тарифам.

Экспертиза документов началась 1 ноября 2021 года.

12 ноября 2021 года ООО «Электросеть Восточная» представило дополнительные документы.

По результатам проведения экспертизы 15 декабря 2021 года составлено экспертное заключение к расчету необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования на 2022-2026 годы и расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям ООО «Электросеть Восточная» на 2022 год.

Пунктом 23 Правил регулирования тарифов закреплены требования к содержанию экспертного заключения.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 23 Правил государственного регулирования тарифов экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать, в том числе анализ экономической обоснованности расходов по соответствующим статьям расходов. Такой мотивированный анализ в экспертном заключении не приведен. Экспертное заключение от 15 декабря 2021 года также не отвечает требованиям Методических указаний № 98-э, поскольку в тексте заключения отсутствуют какие-либо расчеты, и конкретные формулы, позволяющие проверить расчеты. Произведенные органом регулирования, чем нарушены права и законные интересы административного истца.

Согласно пункту 25 Правил регулирования решения об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в сферах деятельности субъектов естественных монополий принимаются на заседании коллегиального органа регулирующего органа. Организация, осуществляющая регулируемую деятельность, за 10 дней до рассмотрения вопроса об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней должна быть извещена (с подтверждением получения извещения) о дате, времени и месте заседания коллегиального органа регулирующего органа и не позднее чем за 1 день до заседания ознакомлена с его материалами, включая проект решения.

Письмом от 22 ноября 2021 года № 27/3295 Агентство по тарифам пригласило представителей ООО «Электросеть Восточная» на заседание Правления Агентства по тарифам на 1 декабря 2021 года по вопросу утверждения необходимой валовой выручки для расчета тарифа на услуги по передаче электрической энергии по сетям ООО Электросеть Восточная» на 2022 год в режиме видео-конференц-связи. Однако надлежащих доказательств, подтверждающих отправку данного письма в адрес ТСО в установленный срок административным ответчиком представлено не было.

В адрес Общества по электронной почте были направлены для ознакомления: 30 ноября 2021 года смета расходов на содержание электрических сетей ООО «Электросеть Восточная» на 2022 год, 1 декабря 2021 года (в день заседания Правления Агентства по тарифам) - откорректированная смета по численности.

1 декабря 2021 года состоялось заседание Правления Агентства по тарифам, на котором присутствовали директор ООО «Электросеть Восточная» и представитель ООО «Электросеть Восточная». На заседании Правления был рассмотрен, в том числе вопрос - о рассмотрении НВВ ООО «Электросеть Восточная» на 2022 год (вопрос повестки дня № 6). По данному вопросу решено: определить НВВ на услуги по передаче электрической энергии по сетям ООО «Электросеть Восточная» на 2022 год в размере ..., при наличии кворума решение принято единогласно.

15 декабря 2021 года Агентство по тарифам по тарифам в адрес руководителей ТСО направило уведомление приглашение на заседание Правления Агентства по тарифам на 24 декабря 2021 года в режиме видео-конференц-связи по вопросу в том числе установления индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Приморского края на 2022 год.

Представителями Агентства по тарифам не были представлены надлежащие доказательства извещения ООО «Электросеть Восточная» о данном заседании правления. Директор ООО «Электросеть Восточная» в судебном заседании пояснил, что данное приглашение не получал, в связи с чем не принимал участие в заседании Правления Агентства по тарифам.

24 декабря 2021 года состоялось заседание Правления, на котором представитель ООО «Электросеть Восточная» не присутствовал. По итогам заседания Правления Агентства по тарифам при наличии необходимого кворума, большинством голосов были приняты оспариваемые административным истцом Постановления № 60/11 и № 60/35 (на заседании Правления присутствовали 8 членов Правления, 7 членов Правления проголосовали «За», 1 член Правления представитель ассоциации НП «Совет рынка» направил письмо о заочном голосовании с позицией «Против»).

В соответствии со статьей 4 Закона Приморского края от 6 августа 2014 года № 463-КЗ «О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов Приморского края» (в редакции от 4 декабря 2019 № 641-КЗ) источниками официального опубликования правовых актов Губернатора Приморского края, Правительства Приморского края, органов исполнительной власти Приморского края являются газета «Приморская газета» и Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) (часть 1). Официальным опубликованием правового акта Губернатора Приморского края, Правительства Приморского края, органов исполнительной власти Приморского края считается первая публикация его полного текста в газете «Приморская газета» или первое размещение (опубликование) на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) (часть 2). Правовые акты Губернатора Приморского края, Правительства Приморского края, органов исполнительной власти Приморского края подлежат официальному опубликованию в течение 10 дней со дня их подписания (часть 3).

Данные постановления опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 29 декабря 2021 года и в печатном издании «Приморская газета», № 100(1939), 30 декабря 2021 года.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что при принятии оспариваемых постановлений Агентство по тарифам соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа исполнительной власти Приморского края на принятие нормативных правовых актов, его форму, правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования и вступления в силу.

Давая оценку доводам административного истца о том, что о заседании Правления, состоявшемся 1 декабря 2021 года Общество было извещено менее, чем за 10 дней – за день до заседания Правления связи с чем права Общества были реализованы не полной мере, а о заседании Правления, назначенном на 24 декабря 2021 года Общество уведомлено не было, связи с чем были нарушены права Общества, суд отмечает, что данные обстоятельства нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела, нарушение сроков направления уведомлений о заседаниях Правления, в данном случае, повлияло на права административного истца на представление своих интересов на заседаниях Правления, тем самым Агентством по тарифам нарушена процедура принятия оспариваемых в части нормативных правовых актов.

В силу требований пункта 4 статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике на срок не менее чем пять лет может осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций или на основе заключаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, соглашений об условиях осуществления регулируемых видов деятельности.

Цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии при осуществлении государственного регулирования на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций устанавливаются в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 2 Основ ценообразования под долгосрочными параметрами регулирования понимаются параметры расчета долгосрочных цен (тарифов), устанавливаемые на долгосрочный период регулирования

Система долгосрочного тарифного регулирования в сфере передачи электрической энергии определена Основами ценообразования и предусматривает использование, в том числе, метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, на основании долгосрочных параметров регулирования, в том числе базового уровня подконтрольных расходов.

Базовый уровень подконтрольных расходов определяется регулирующими органами с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов.

Согласно пунктам 2 и 15 - 34 Основ ценообразования при определении размера тарифов учету подлежит необходимая валовая выручка - экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования, в который, в частности, включаются экономически обоснованные расходы организации на осуществление регулируемой деятельности, а также иные экономически обоснованные расходы.

Пунктом 5 Методических указаний № 98-э предусмотрено, что тарифы на услуги по передаче электрической энергии, рассчитываемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, устанавливаются на долгосрочный период регулирования отдельно на каждый финансовый год и ежегодно корректируются.

В силу пункта 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организации, осуществляющих регулируемую деятельность.

Из абзаца 10 пункта 63 Основ ценообразования следует, что тариф для взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями определяется исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).

Согласно пункту 49 Методических указаний N 20-э/2 индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, то есть для взаиморасчетов пары сетевых организаций (далее - индивидуальные тарифы), определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).

Расходы территориальной сетевой организации на оплату предоставляемых ей услуг по передаче электрической энергии прочими сетевыми организациями включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии для иных потребителей ее услуг, а доходы от предоставления услуги сетевой организации, предоставляющей услугу по передаче электрической энергии, и доходы от услуг по передаче электрической энергии, предоставляемых иным потребителям, должны суммарно обеспечивать необходимую валовую выручку данной организации.

В соответствии с пунктом 52 Методических указаний N 20-э/2 индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются одновременно в двух вариантах: двухставочный; одноставочный.

Проверяя оспариваемые административным истцом нормативные правовые акты на предмет их соответствия федеральному законодательству, суд приходит к следующему.

ООО «Электросеть Восточная» - территориальная сетевая организация, основными видами деятельности которой являются передача электрической энергии на территории Приморского края и технологическое присоединение к электрическим сетям.

Ранее Общество имело наименование ООО «Стройтехэнерго», впоследствии без проведения процедуры реорганизации изменило наименование на ООО «Электросеть Восточная», о чем 15 октября 2019 года была внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц.

Для ООО «Стройтехэнерго» постановлением департамента по тарифам Приморского края от 26 декабря 2018 года № 72/13 были установлены долгосрочные параметры регулирования на период с 2019 по 2021 годы.

Постановлением департамента по тарифам Приморского края от 26 декабря 2018 года № 72/14 для ООО «Стройтехэнерго» были установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Приморского края.

Утверждение ООО «Электросеть Восточная» о том, что период с 2022-2026 годы является первым периодом долгосрочного регулирования, не основано на нормах права.

Согласно абзацу 6 пункта 2 Основ ценообразования, пункту 5 Методических указаний № 98-э, тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на долгосрочный период регулирования, на срок не менее чем пять лет (при установлении впервые тарифов на услуги по передаче электрической энергии на основе долгосрочных параметров регулирования - на срок не менее чем три года)) отдельно на каждый финансовый год в течение этого периода.

Абзацем 5 пункта 4 статьи 23 Закона об электроэнергетике установлен окончательный переход на пятилетний период регулирования цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии только с 1 января 2023 года.

Таким образом, для ООО «Электросеть Восточная» первым долгосрочным периодом регулирования является трехлетний период с 2019-2021 годы.

Период 2022-2026 годы является для ООО «Электросеть Восточная» вторым долгосрочным периодом регулирования, и, соответственно, 2022 год является первым (базовым) годом нового долгосрочного периода.

В качестве метода регулирования цен (тарифов) в отношении ООО «Электросеть Восточная» выбран метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

ООО «Электросеть Восточная» на 2022 год предложены активы для осуществления деятельности по передаче электрической энергии в размере 866,641 условных единиц, НВВ – ..., из них подконтрольные расходы на сумму ..., неподконтрольные расходы на сумму ..., расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов или полученного избытка – ...

Экспертная группа предложила учесть 569,527 условных единицы, НВВ – ... с учетом расходов, связанных с компенсацией незапланированных расходов или полученного избытка (-...), неподконтрольные расходы ..., неподконтрольные расходы – ...

Агентством по тарифам снижен размер необходимой валовой выручки ООО «Электросеть Восточная» в части отдельных статей затрат, уменьшены подконтрольные расходы, в том числе: расходы по статье «Расходы на оплату труда», уменьшены неподконтрольные расходы по статье «Отчисления на социальные нужды».

В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования при регулировании сетевой организации методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки применяются положения Методических указаний № 98-э согласно которым расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется на основе долгосрочных параметров регулирования, которые утверждаются до начала долгосрочного периода регулирования и в течение такого периода не меняются.

На основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (далее - регулирующие органы) рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования (пункт 8 Методических указаний 98-э).

Определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета (пункт 16 Основ ценообразования).

Основами ценообразования определено, что «подконтрольные расходы» - это расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, за исключением расходов на финансирование капитальных вложений, расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов, расходов на возврат и обслуживание заемных средств, в том числе направленных на финансирование капитальных вложений, расходов, связанных с арендой имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности, лизинговых платежей, расходов на оплату услуг (продукции), оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, а также налогов и сборов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, расходов на оплату нормативных потерь в сетях.

Пункт 38 Основ ценообразования к долгосрочным параметрам регулирования относит, в том числе базовый уровень подконтрольных расходов, который утверждается на 1-й год долгосрочного периода регулирования и определяется регулирующими органами с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов.

При этом базовый уровень подконтрольных расходов устанавливается как сумма доли базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (Методические указания, № 98-э) и доли базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с использованием метода сравнения аналогов в соответствии с методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой (Методические указания № 421-э).

Из положений пункта 12 Методических указаний № 98-э следует, что в составе базового уровня подконтрольных расходов учитываются расходы на сырье и материалы, используемые для производственных и хозяйственных нужд, расходы на ремонт основных средств, расходы на оплату труда, а также другие подконтрольные расходы, а также расходы по коллективным договорам и другие расходы, осуществляемые из прибыли регулируемой организации.

Помимо этого пунктом 11 Методических указаний № 98-э закреплено, что при установлении базового уровня подконтрольных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.

В соответствии с пунктом 9 Методических указаний № 421-э для расчета долгосрочных параметров регулирования на очередной долгосрочный период регулирования с применением метода сравнения аналогов в отношении ТСО базовый уровень ОПР ТСО определяется в 70% доле от базового уровня ОПР, рассчитанных в соответствии с Методическими указаниями по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала или с Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации НВВ, в зависимости от применяемого в отношении ТСО метода регулирования, и 30% доле от базового уровня ОПР для ТСО, рассчитанного в соответствии с настоящими Методическими указаниями.

(9).

Согласно пункту 10 Методических указаний № 421-э величина эффективного уровня ОПР в целях расчета базового уровня ОПР ТСО для расчета долгосрочных параметров регулирования ТСО рассчитывается на основании расчета коэффициента изменения рейтинга эффективности (по приведенным в пункте формулам).

Таким образом, в соответствии с нормами действующего законодательства Агентство по тарифам обоснованно произвело расчет подконтрольных расходов с применением коэффициента ОРЕХ.

Административным ответчиком эффективный уровень операционных, подконтрольных расходов ТСО на 2022 год определен в размере ..., экономически обоснованный базовый уровень операционных, подконтрольных расходов - ... (протокол заседания Правления Агентства по тарифам от 1 декабря 2021 года, экспертное заключение от 15 декабря 2021 года)

Доля базового уровня с учетом ОРЕХ на 2022 от экономически обоснованного 1,176 (коэффициент) (5 825,59:4 954,67)

Вместе с тем в экспертном заключении агентством не приведены расчеты показателей эффективного уровня операционных, подконтрольных расходов ОРЕХ 2022, базового уровня операционных, подконтрольных расходов (экономически обоснованного), в связи с чем, проверить правильность произведенного Агентством по тарифам расчета коэффициента - 1,176, примененного к каждой статье подконтрольных расходов, в том числе к статье «Расходы на оплату труда», не представляется возможным.

Административный истец считает, что Агентством по тарифам были незаконно и необоснованно уменьшены затраты на подконтрольные расходы по статье «Расходы на оплату труда».

Согласно пункту 26 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Последним расчетным периодом для установления тарифов для ООО «Электросеть Восточная» на 2022 год является 2020 год.

Приказом Госстроя Российской Федерации от 3 апреля 2000 года № 68 утверждены Рекомендации по нормированию труда работников энергетического хозяйства Часть 3. Нормативы численности работников коммунальных электроэнергетических предприятий (далее - Приказ Госстроя № 68), которые предназначены для определения нормативной численности работников коммунальных электроэнергетических предприятий, осуществляющих выполнение всех видов ремонтно-эксплуатационных работ электроэнергетических предприятий, осуществляющих выполнение всех видов ремонтно-эксплуатационных работ электроэнергетических устройств, оборудования и установок электрических сетей, наружного освещения и дизельных электростанций (пункт 1.1).

ООО «Электросеть Восточная» не являлась участником Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации на 2019-2021 годы и не является в настоящее время.

Расходы на оплату труда заявлены ООО «Электросеть Восточная» в размере ..., исходя из численности работников – 16,40 человек и среднемесячной заработной платы на одного работника в размере ....

Проверяя доводы административного истца о неверном определении Агентством по тарифам величины расходов по указанным статьям, суд приходит к следующему.

Агентством по тарифам указанные расходы учтены в составе необходимой валовой выручки на 2022 год: размер фонда оплаты труда с учетом с ОРЕХ в размере ..., средняя заработная плата – ..., численность по фонду оплаты труда - 10,58 человек. Базовый уровень операционных, подконтрольных расходов составил ...

При определении расходов на оплату труда ООО «Электросеть Восточная» исходило из необходимой численности работников в количестве 16,40 человек, указав, что увеличилась протяженность электрических сетей, количество обслуживаемого оборудования.

Агентством по тарифам окончательная численность определена в количестве 10,58 человек.

Как установлено в судебном заседании Агентство по тарифам рассчитало численность персонала в количестве 10,58 человек не в соответствии с Приказом Госстроя Российской Федерации от 3 апреля 2000 года № 68, поскольку, как указано в экспертном заключении от 15 декабря 2021 года, нормативная численность определенная согласно указанному Приказу меньше откорректированного предложения экспертной группы.

Согласно экспертному заключению от 15 декабря 2021 года, протоколу заседания Правления Агентства по тарифам от 1 декабря 2021 года при расчете численности Агентство по тарифам исходило из следующего:

Изначально экспертной группой было предложено по экономически обоснованному уровню операционных, подконтрольных расходов – ..., исходя из фактической численности на 2020 год, признанной экспертной группой в количестве 9 человек, фактического фонда оплаты труда за 2020 год и фактической заработной платы ... работников списочного состава и совместителей с учетом индекса потребительских цен на 2021, 2022 год 106% и 104,3 %. Базовый уровень ОПР ТСО составил – ...

На 2021 год утвержденная сумма по данной статье расходов составила ..., исходя из численности 7 человек. Факт за 2020 год на основании отчетных данных ООО «Электросеть Восточная» составил ... с численностью 13,9 человек. В подтверждение факта представлена форма статистической отчетности № П-4 (Сведения о численности и заработной плате работников). Экспертной группой факт определен ... с численностью 9 человек. Численность 9 человек принята с увеличением относительно утвержденных на 2020 год 7 человек, пропорционально увеличению условных единиц с 270,85 до 348,90 на 2020 год.

В ходе заседания Правления Агентства по тарифам директор и представитель ООО «Электросеть Восточная» выразили несогласие с предложенными экспертной группой условными единицами и численностью сотрудников.

Численность и заработная плата, в рамках утвержденного базового уровня фонда оплаты труда на 2022 год - ... откорректирована, т.к. сложившаяся заработная плата превысила предложение ТСО. Размер заработной платы принят на уровне экономически обоснованного на 2022 год исходя из факта, определенного экспертной группой за 2020 год с учетом индекса потребительских цен (далее – ИЦП) на 2021, 2022 годы 106% и 104% и численность по фонду оплаты труда составила 10,58 человек.

Вместе с тем, какие-либо расчеты, а также данные обосновывающие утверждение численности - 10,58 человек в экспертном заключении отсутствует, как и отсутствует обоснование того, что при расчете численности персонала, принимаемого по результатам расчета как факт за 2020 год (изначально признано как факт 9 человек, при утвержденных 7), с учетом фактического увеличения условных единиц за 2020 год (изначально признано как факт 9 человек, при утвержденных 7), при этом заработная плата фактически признанная за 2020 год определена Агентством по тарифам на уровне утвержденном на 2020 год, - ... Административным ответчиком не проанализирована фактическая численность работников в последнем расчетном периоде регулирования – за 2020 год.

Из пояснений, данных в судебном заседании представителями административного ответчика и письменных возражений Агентства по тарифам на административное исковое заявление следует, что исходя из операционных, подконтрольных расходов ТСО - ..., с численностью 9 человек, рассчитанной экспертной группой пропорционально увеличению размера условных единиц за 2020 год (утверждено 270,85 у.е., факт – 348,9 у.е., 7х348,9/270,85=9), заработная плата с учетом ОРЕХ составила ..., т.е. выше, чем предложило ООО «Электросеть Восточная» (...). Поскольку включение затрат органом регулирования на уровне выше предложенной организацией является экономически необоснованным, по результатам заседания Правления базовый уровень оплаты труда с учетом ОРЕХ принят в размере ..., но учитывая, что ООО «Электросеть Восточная» не присоединена к Отраслевому тарифному соглашению, откорректированная заработная плата принята на уровне признанной фактической за 2020 год, согласно письму ФАС России от 19 июня 2017 года № ИА/41019/17, с учетом ИПЦ на 2021, 2022 годы 106% и 104,3% соответственно и составила ... (32 337,15 х 106% х 104,3%). Исходя из затрат по статье «Расходы на оплату труда», рассчитанной с учетом ОРЕХ ... и заработной платы ... численность составила 10,58 человек (4 539,84 : 12 : 35 751,31 х 1000 = 10,58).

Вместе с тем, действующее законодательство не предусматривает возможность без обоснования органом регулирования при расчете исключать либо учитывать расходы и определять иные параметры исходя только из соображений целесообразности, без соответствующего экономического и правового обоснования.

При этом, Агентство по тарифам, откорректировав численность с 9 человек до 10,58 человек, снизило размер средней заработной платы до ... руб., без какого-либо обоснования и ссылок на нормативные правовые акты.

Указанный подход регулирующего органа к расчету расходов по статье «Расходы на оплату труда» не соответствует принципу экономической обоснованности, установленному частью 1 статьи 6 Закона об электроэнергетике.

Для расчета неподконтрольных расходов по статье «Отчисление на социальные нужды» ООО Электросеть Восточная» предложило сумму ... экспертная группа предложила принять ... Факт за 2020 год – ...

Принимая во внимание, что затраты на отчисления на социальные нужды являются расчетными и расходы по ним принимаются в зависимости от принятого размера фонда оплаты труда и дополнительного учета не требуют, то расходы по указанной статье в определенном Агентством по тарифам размере также являются экономически необоснованными.

Административный истец считает, что административным ответчиком необоснованно занижена НВВ на 2022 год и последующие годы долгосрочного периода регулирования, поскольку не учтены в НВВ на 2022 год расходы по статье затрат «Расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов или полученного избытка (не принятые объемы оказанных услуг АО «ДРСК» (Фидер №5,№40 ПС «Промузел)» в размере ...

Давая оценку данному доводу административного истца суд приходит к следующему:

Согласно абзацу 10 пункта 7 Основ ценообразования, в случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования.

Согласно пункта 9 Методических указаний № 98-э регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной финансовый год, с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, корректировки планируемых значений параметров расчета тарифов, а также с учетом:

величины распределяемых в целях сглаживания изменения тарифов исключаемых необоснованных доходов и расходов, выявленных в том числе по результатам проверки хозяйственной деятельности регулируемой организации, учитываемых экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования, в том числе относящихся к предыдущему долгосрочному периоду регулирования;

результатов деятельности регулируемой организации за предыдущие годы до начала долгосрочного периода регулирования с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки или до изменения метода регулирования согласно абзацу второму пункта 39 Основ ценообразования.

Как следует из материалов административного дела, ООО «Электросеть Восточная» заявлены для учета в НВВ расходы по статье затрат «Расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов или полученного избытка (не принятые объемы оказанных услуг АО «ДРСК» (Фидер №5,№40 ПС «Промузел)» в размере ...

Расчет и пояснения по указанной статье затрат были приведены в пояснительной записке ООО «Электросеть Восточная», приложенной к обосновывающим материалам тарифного дела, подтверждены интегральными актами оказанных услуг между АО «ДРСК» и ООО «Электросеть Восточная», протоколом согласования разногласий, подписанными в 2020 году (31 января 2020 года) и другими бухгалтерскими документами.

Данная сумма Агентством по тарифам не была учтена в составе НВВ ООО «Электросеть Восточная» на 2022 год.

В ходе рассмотрения административного дела установлено ООО «Электросеть Восточная» в 2018 году, уже после того как тариф на услуги по передаче электрической энергии на 2018 год был утвержден, стало владеть объектами электросетевого хозяйства, присоединенными к точкам поставки Фидер № 5, № 40 ПС «Промузел», в связи с чем указанные точки поставки в тариф на услуги по передаче электрической энергии, утвержденный ООО «Электросеть Восточная» на 2018 год включены не были.

В связи с этим, АО «ДРСК» не произвело оплату объема оказанных ООО «Электросеть Восточная» услуг по указанным точкам поставки.

ООО «Электросеть Восточная» точки поставки Фидер № 5, № 40 ПС «Промузел» были заявлены и включены в тариф только на 2019 год. Объемы услуг по данным точкам, оказанные в 2019 году, АО «ДРСК» оплатило.

Однако, за 2018 год у ООО «Электросеть Восточная» остался недополученный доход при осуществлении регулируемой деятельности по точкам поставки Фидер № 5, № 40 ПС «Промузел» в размере ..., неоплаченный АО «ДРСК».

В 2019, 2020 годах при расчете НВВ ООО «Электросеть Восточная» данную сумму не заявляло, дожидаясь подписания с АО «ДРСК» интегральных актов и снятия разногласий.

Как пояснили представители административного истца подписание интегральных актов без разногласий между ООО «Электросеть Восточная» и АО «ДРСК» по объемам за 2018 год по точкам поставки Фидер № 5, № 40 ПС «Промузел» представлялось возможным только после окончания судебного спора между ООО «Электросеть Восточная» и АО «ДРСК», рассмотрение которого было начато в 2018 году Арбитражным судом Приморского края (делу № А51-17683/2018) по иску ООО «Стройтехэнерго» к АО «ДРСК» о взыскании задолженности за январь, февраль 2018 года по договору № 17-1271 от 27 марта 2017 года оказания услуг по передаче электрической энергии по точкам поставки, принадлежащим ООО «Электросеть Восточная», присоединенным к электрическим сетям ООО «Артемовская электросетевая компания».

Решением Арбитражного суда от 29 марта 2019 года по делу № А51-17683/2018 исковые требования ООО «Стройтехэнерго» были удовлетворены в полном объеме, и после того, как были пройдены стадии обжалования данного решения, разногласия по точкам поставки, присоединенным к сетям ООО «Артемовская электросетевая компания», были АО «ДРСК» сняты и подписаны протоколы согласования разногласий в отношении данных точек поставки.

После этого, в 2020 году были сняты разногласия за 2018 год по точкам поставки фидер № 5, № 40 ПС «Промузел» по объему оказанных услуг АО «ДРСК» в размере ...

Таким образом, объем оказанных услуг АО «ДРСК» в размере ... это доход, недополученный ООО «Электросеть Восточная» в 2018 году, согласованный АО «ДРСК» в 2020 году.

Из протокола заседания Правления Агентства по тарифам от 1 декабря 2021 года и экспертного заключения от 15 декабря 2021 года следует:

«По статье «Корректировка НВВ по доходам от осуществления деятельности (в том числе не принятые объемы оказанных услуг АО «ДРСК» за 2019 год).

Предложение организации - ...

Предложение экспертной группы:

За 2019 год (-) ..., из них (-) ... предлагается к учету в НВВ на 2022 год, (-) ... - в НВВ на 2023 - 2026 гг.

За 2020 год (-) ..., из них (-) ... предлагается к учету в НВВ на 2022 год, (-) ... - в НВВ на 2023 -2026 гг.

В соответствии с формулой 7.1 Методических указаний № 98-э, экспертной группой произведен расчет корректировки НВВ по доходам от осуществления регулируемой деятельности исходя из фактического объема выручки за услуги по передаче электрической энергии за 2020 год в части содержания электрических сетей (с учетом фактически недополученной выручки по зависящим от сетевой организации причинам), определяемый исходя из установленных на 2020 год тарифов на услуги по передаче электрической энергии и фактических объемов оказанных услуг (расчет прилагается)».

Представителями административного ответчика даны пояснения, что экспертной группой доход, недополученный административным истцом за оказанные услуги АО «ДРСК» в 2018 году в размере ..., не был учтен Агентством по тарифам, поскольку при рассмотрении и утверждении НВВ на 2022 год отчетными данными являлись фактические документы, представленные за 2020 год, а фактические документы за 2018 год уже рассматривались при утверждении НВВ на 2020 год. В связи с чем, заявленные ТСО выпадающие в размере ... экспертной группой не были расценены, как выпадающие доходы за 2018 год.

Судом установлено, что по итогам 2018 года ООО «Электросеть Восточная» знало, что АО «ДРСК» не оплачены переданные объемы электрической энергии по Фидерам № 5, № 40 ПС «Промузел», неоплаченная сумма была отражена в составе кредиторской задолженности в бухгалтерской отчетности ТСО, имелись протоколы разногласий, вместе с тем в 2019, 2020 годах ООО «Электросеть Восточная» за включением указанного недополученного дохода в НВВ в Агентство по тарифам не обращалось, отказ от Агентства по тарифам в учете данной суммы при расчете НВВ ранее не получало; в Арбитражный суд к АО «ДРСК» за взысканием неоплаченной суммы в размере ... также не обращалось.

Заявленные ТСО для учета в НВВ расходы по статье затрат «Расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов или полученного избытка» в размере ..., образовались за рамками предыдущего долгосрочного периода регулирования (2019-2021 годы).

С учетом установленных обстоятельств суд считает, что невключение Агентством по тарифам данной суммы в НВВ на 2022 год является правильным.

В соответствии с формулой 7.1 Методических указаний № 98-э,, экспертной группой произведен расчет корректировки НВВ по доходам от осуществления регулируемой деятельности исходя из фактического объема выручки за услуги по передаче электрической энергии за 2020 год в части содержания электрических сетей (с учетом фактически недополученной выручки по зависящим от сетевой организации причинам), определяемый исходя из установленных на 2020 год тарифов на услуги по передаче электрической энергии и фактических объемов оказанных услуг, где i=2022 год, i-2=2020, и данные за 2018 год в расчет не могли быть включены.

Вместе с тем суд отмечает, что заявленные ООО «Электросеть Восточная» суммы недополученного дохода по статье затрат «Расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов или полученного избытка» в размере ..., экспертной группой не были расценены, как недополученные доходы и отражены в смете в строке, по которой производилась корректировка за 2020 год и предложение ТСО было представлено по строке «Корректировка НВВ по доходам от осуществления деятельности (в том числе не принятые объемы оказанных услуг АО «ДРСК» за 2019 год), при этом никакого экономического обоснования, ссылок на нормы права ни экспертное заключение от 15 декабря 2021 года ни протокол заседания Правления Агентства по тарифам от 1 декабря 2021 по этому поводу не содержат.

Административный истец считает, что административным ответчиком необоснованно занижена НВВ на 2022 год и последующие годы долгосрочного периода, поскольку административным ответчиком не учтены в НВВ на 2022 год расходы на «входящий» НДС по электрической энергии, приобретаемой сетевой организацией - ООО «Электросеть Восточная» у гарантирующего поставщика – ПАО «ДЭК» в целях компенсации потерь, а также считает незаконным Постановление № 60/35 в части индивидуального тарифа, установленного для ООО «Электросеть Восточная», поскольку данный тариф не учитывает расходы на «входящий» НДС по услугам АО «ДРСК».

В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 18 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) упрощенная система налогообложения относится к специальным налоговым режимам.

Как следует из пункта 2 статьи 346.11 НК РФ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 настоящего Кодекса.

Из подпункта 3 пункта 2 статьи 170 НК РФ, следует, что лица, не являющиеся налогоплательщиками НДС, при приобретении товаров (работ, услуг), суммы НДС, предъявленные им поставщиками, учитывают в стоимости таких товаров (работ, услуг).

ООО «Электросеть Восточная» применяет упрощенную систему налогообложения (далее – УСО).

В ходе рассмотрения административного дела установлено, что между ПАО «ДЭК» (гарантирующий поставщик) и ООО «Стройтехэнерго» (сетевая организация) (ныне ООО «Электросеть Восточная») заключен договор № 52/2016 от 9 сентября 2016 года купли-продажи электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь.

ООО «Электросеть Восточная» приобретает электроэнергию у ПАО «ДЭК» по фактическим ценам.

ПАО «ДЭК» применяет общую систему налогообложения (ОСНО), реализация электрической энергии, приобретаемой в целях компенсации потерь облагается налогом НДС (20%).

ООО «Электросеть Восточная» при подготовке предложений об установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии был выполнен расчет количества и стоимости электроэнергии, приобретаемой в целях компенсации потерь. Сумма потерь составила ... с учетом индекса потребительских цен. ООО «Электросеть Восточная указало эту сумму по статье «Энергия на собственные нужды».

Согласно протоколу заседания Правления Агентства по тарифам от 1 декабря 2021 года и экспертному заключению от 15 декабря 2021 года «по статье «Выпадающие по НДС, связанные с оплатой технологических потерь э/энергии» предложение организации – ... Организация указывает расходы на оплату потерь в операционных расходах по статье «Энергия на собственные нужды» в размере ... Экспертная группа предлагает принять сумму ... в соответствии с представленными счетами-фактурами на оплату потерь и актами за 2020 год, поскольку организация применяет упрощенную систему налогообложения, а цена потерь заложена в тариф без учета НДС.

Однако, согласно пояснительной записки, представленной Обществом, в таблице № П 1.15 «Смета расходов на передачу и распределение электрической энергии ООО «Электросеть Восточная» на долгосрочный период регулирования с 2022 по 2026» предусмотрена статья расходов «Энергия», в которой отдельно отражена статья «на хозяйственные нужды» и отдельно статья расходов «на технологически цели (потери)».

ООО «Электросеть Восточная» отразило расходы на компенсацию потерь в смете по статье 5.2. именно «На технологические цели (потери)».

В таблице «Расчет тарифа на услуги по передаче электрической энергии по сетям ООО «Электросеть Восточная» на 2022 год», который был утвержден Агентством по тарифам и направлен в адрес ООО «Электросеть Восточная» письмом от 30 декабря 2021 года № 27/3966 по строке 23 рассчитана сумма на оплату потерь в размере ... на 1-е полугодие и ... на 2-е полугодие. Итоговая стоимость потерь согласно указанному расчету составила ... без учета на оплату НДС.

Как указал административный истец НДС по электрической энергии, приобретенной в целях компенсации потерь, в таком случае составит ... (7 051,47х20%), что не было рассчитано Агентством по тарифам.

Агентство по тарифам выпадающие по НДС, связанные с оплатой технологических потерь электрической энергии компенсировало в составе НВВ по результатам анализа статистической и бухгалтерской отчетности, и иных подтверждающих документов (счета-фактуры, акты). Так, на 2022 год включены затраты за 2020 год в размере ... в соответствии с представленными счетами фактурами ПАО «ДЭК» на оплату потерь и актами за 2020 год.

Суд соглашается с доводом административного истца о том расходы на НДС по потерям (услугам) в плановом размере могут быть учтены при установлении тарифа, так как сумма расходов на потери (услуги) определяется при расчете тарифа, следовательно, может быть определена и сумма расходов на НДС по потерям (услугам).

Поскольку расходы на оплату потери Агентством по тарифам были определены, следовательно, и расходы на НДС по потерям (20%) могли быть проанализированы и определены.

В утвержденной НВВ на 2022 год для Общества не включен «входящий» НДС по электрической энергии, приобретенной в целях компенсации потерь.

Вместе с тем в протоколе заседания Правления Агентства по тарифам указано, что окончательный расчет НВВ будет определен с учетом подтвержденных ФАС России тарифов на услуги ПАО «ФСК», а также затрат на потери, при принятии решения об утверждении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

Кроме того, в экспертном заключении, как и в протоколе заседания Правления Агентства по тарифам, отсутствует анализ представленного ООО «Электросеть Восточная» в размере ... расчета по указанным расходам на соответствие нормативно-методическим документам.

В приложении «Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Приморского края с ДД.ММ.ГГГГ» к Постановлению Агентства № 60/35 для ООО «Электросеть Восточная» для взаиморасчетов между ООО «Электросеть Восточная» - АО «ДРСК» (филиал «Приморские электрические сети» установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии

Расходы на «входящий» НДС по услугам АО «ДРСК» в индивидуальном тарифе Агентством по тарифам не учтены.

Между АО «ДРСК» и ООО «Электросеть Восточная» заключен договор № 19-565 от 6 февраля 2019 года оказания услуг по передаче электрической энергии (мощности)

Расчеты между АО «ДРСК» и ООО «Электросеть Восточная» расчеты производятся по одноставочному тарифу.

Поскольку ООО «Электросеть Восточная» не является плательщиком НДС, орган регулирования при установлении тарифа должен был учесть НДС в составе всех материальных затрат данного ТСО на услуги сторонних организаций - плательщиков НДС, поскольку НВВ регулируемой организации определяется как сумма текущих расходов и должна учитываться в составе расходов того периода, в котором были приобретены соответствующие услуги, поскольку организация несет обязательства перед сторонней организацией (АО «ДРСК») по оплате оказанных услуг вместе с начисленным НДС.

Плановый объем услуг определяется как произведение планового отпуска электрической энергии и утвержденного тарифа. После определения планового объема услуги определяется НДС.

Агентство по тарифам знало сумму расходов на оплату услуг по передаче электрической энергии АО «ДРСК», до момента утверждения тарифа могло о определить сумму расходов на НДС по услугам АО «ДРСК», у регулирующего органа для расчета тарифа, который рассчитывается на основании плановых показателей, имелась вся необходимая информация.

Суммы НДС включаются в расходы на те услуги, к которым они относятся и не учитываются на отдельном бухгалтерском счете, и в бухгалтерской отчетности суммы полученного и уплаченного НДС не отражаются, в связи с чем подтвердить расходы по НДС по результатам анализа статистической и бухгалтерской отчетности ООО «Электросеть Восточная» как организации, применяющей упрощенную систему налогообложения, не представляется возможным.

Ссылка Агентства по тарифам на разъяснения Президиума ФАС России №21 от 16 ноября 2021 года №мш-28114-С/21 является необоснованной, поскольку Общество применяет УСН и не является плательщиком налога на прибыль.

С учетом установленных обстоятельств по делу у суда имеются основания для вывода о том, что оспариваемые в части Постановление № 60/11 и Постановление 60/35 не соответствуют требованиям нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере электроэнергетики, имеющих большую юридическую силу, приняты в оспариваемой части с нарушением установленной процедуры их принятия, нарушают права и охраняемые законом интересы административного истца

Таким образом, суд приходит к выводу, что НВВ для ООО «Электросеть Восточная» на 2022 год административным ответчиком рассчитана неправильно, поэтому Постановление № 60/11 в оспариваемой части следует признать недействующим, а поскольку на его основе рассчитываются индивидуальные тарифы, то с учетом данного факта и установленных обстоятельств по делу подлежит признанию недействующим и Постановление 60/35 для взаиморасчетов между сетевыми организациями Приморского края» в части индивидуального тарифа, установленного ООО «Электросеть Восточная» для взаиморасчетов между ООО «Электросеть Восточная» - АО «Дальневосточная распределительная сетевая компания».

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Из разъяснений, изложенных в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», следует, что суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 КАС РФ, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Вопрос о признании нормативного правового акта не действующим с того или иного времени решается судом в зависимости от обстоятельств дела.

Устанавливая дату, с которой оспариваемые в указанной части Постановления № 60/11 и Постановление № 60/35 должны быть признаны недействующими, суд полагает, что они подлежат признанию недействующими со дня их принятия, поскольку определение иной даты, связанной со вступлением настоящего решения в законную силу, с учетом того обстоятельства, что оспариваемые в части нормативные правовые акты имеют ограниченный срок действия, не будет отвечать задаче административного судопроизводства - защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов субъектов в сфере административных и иных публичных правоотношений.

В соответствии с частью 4 статьи 216 КАС РФ в случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти принявший оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.

Административный истец просит возложить на Агентство по тарифам Приморского края обязанность в месячный срок со дня вступления в силу решения суда принять нормативные правовые акты, заменяющие признанные не действующими в части оспариваемые нормативные правовые акты, данное административное исковое требование подлежит удовлетворению.

В соответствии со статьями 103, 111 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела, и подлежат возмещению стороне, в пользу которой состоялось решение суда.

Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» принципом распределения судебных расходов выступает возмещение судебных расходов лицу, которое их понесло, за счет лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу.

Выступающие в качестве административных ответчиков государственные органы в случае удовлетворения административного искового заявления не освобождены от возмещения судебных расходов, включая уплаченную административным истцом при обращении в суд государственную пошлину.

При подаче административного искового заявления ООО «Электросеть Восточная» уплачена государственная пошлина в установленном размере ... платежным поручением № 494 от 27 июня 2022 года.

Уплаченная госпошлина в размере ... подлежит взысканию с административного ответчика в пользу административного истца.

Суд, с учетом положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, считает необходимым обязать административного ответчика опубликовать сообщение о принятом решении суда в официальном печатном издании исполнительного органа государственной власти Приморского края в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 175, 178, 179, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Электросеть Восточная» об оспаривании нормативных правовых актов в части - удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия постановление агентства по тарифам Приморского края от 24 декабря 2021 года № 60/11 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций Приморского края на период с 2022 по 2026 годы» в части столбца 4 «Базовый уровень подконтрольных расходов» строки 6 таблицы приложения № 1 «Долгосрочные параметры регулирования для территориальных сетевых организаций Приморского края на период с 2022 по 2026 годы, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций» и строки 6 таблицы приложения № 2 «Необходимая валовая выручка территориальных сетевых организаций Приморского края на долгосрочный период регулирования с 2022 по 2026 годы (без учета потерь)».

Признать недействующим со дня принятия постановление агентства по тарифам Приморского края от 24 декабря 2021 года № 60/35 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями», в части приложения «Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Приморского края с ДД.ММ.ГГГГ (тарифы указываются без НДС)», устанавливающего индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ООО «Электросеть Восточная» - АО «Дальневосточная распределительная сетевая компания» (филиал «Приморские электрические сети»).

Возложить на агентство по тарифам Приморского края обязанность принять нормативные правовые акты, заменяющие признанные недействующими в части постановления агентства по тарифам Приморского края от 24 декабря 2021 года № 60/11, от 24 декабря 2021 года № 60/35 в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с агентства по тарифам Приморского края в пользу общества с ограниченной ответственностью «Электросеть Восточная» расходы по уплате государственной пошлины в размере ....

Сообщение о данном решении суда подлежит опубликованию агентством по тарифам Приморского края в официальном печатном издании исполнительного органа государственной власти Приморского края в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На решение могут быть поданы апелляционные жалобы, принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Г.А. Поломошнова