ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-13/17 от 24.05.2017 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Дело № 3а-13/2017

г. Кызыл 24 мая 2017 года

Верховный Суд Республики Тыва в составе:

председательствующего Кунгаа Т.В.,

с участием прокурора Ооржак С.А.,

при секретаре Монгуш А.А.,

с участием административного истца ФИО1, представителя административного истца ФИО2, представителя заинтересованного лица – Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Тыва ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Тыва, Мэрии города Кызыла, Департаменту финансов Мэрии города Кызыла о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО4 обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, указывая, что вступившим в законную силу решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 21 ноября 2012 года на Мэрию города Кызыла возложена обязанность предоставить ФИО5, как лицу из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в шестимесячный срок со дня вступления в законную силу решения суда по договору социального найма муниципальное жилое помещение на территории города Кызыла Республики Тыва. На основании исполнительного листа серии от 03 мая 2013 года, выданного Кызылским городским судом, возбуждено исполнительное производство. До настоящего времени решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 21 ноября 2012 года не исполнено. Исполнительные действия судебного пристава-исполнителя ограничились направлением требований в адрес Мэрии города Кызыла. Общий срок исполнения судебного акта составляет 3 года 6 месяцев. Судебными приставами-исполнителями не принимается комплекс мер, необходимых для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительного документа. 09 января 2017 года ФИО1 обратилась с жалобой в Европейский суд по правам человека. На указанную жалобу 20 февраля 2017 года ФИО1 направлен ответ о возможности на основании части 2 статьи 3 Федерального закона от 19 декабря 2016 года № 450-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" в части присуждения компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего исполнение государством требований имущественного и (или) неимущественного характера» в течение шести месяцев со дня вступления данного закона в силу обратиться в компетентный суд Российской Федерации с заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, указав в заявлении дату обращения с жалобой в Европейский Суд и номер жалобы. Весь период нарушения права ФИО1 приходилось нести расходы по аренде жилья. Просит присудить компенсацию в размере 831 156,75 рублей за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

В судебном заседании административный истец ФИО1 и ее представитель ФИО2 административное исковое заявление по изложенным в нём основаниям поддержали.

Представитель заинтересованного лица – Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Тыва ФИО3, действующий по доверенности, оставил разрешение иска на усмотрение суда.

Представители административных ответчиков – Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Тыва, Департамента финансов Мэрии города Кызыла, Мэрии города Кызыла, представитель заинтересованного лица – Федеральной службы судебных приставов России в судебное заседание не явились, извещены о рассмотрении дела надлежащим образом, об уважительности причины неявки не сообщили.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, прокурора, поддержавшего исковые требования истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее - Федеральный закон № 68-ФЗ) граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники, а также подозреваемые, обвиняемые, подсудимые, осужденные, оправданные, потерпевшие, гражданские истцы, гражданские ответчики в уголовном судопроизводстве, в предусмотренных федеральным законом случаях другие заинтересованные лица при нарушении их права на судопроизводство в разумный срок, в том числе лица, не являющиеся подозреваемыми, обвиняемыми или лицами, несущими по закону материальную ответственность за их действия, при нарушении разумного срока применения меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество, или права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации (часть 1).

В силу статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) лицо, полагающее, что государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, должностным лицом нарушено его право на судопроизводство в разумный срок, включая досудебное производство по уголовному делу и применение меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество, или право на исполнение судебного акта в разумный срок, может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Частью 4 названной статьи предусмотрено, что административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона № 68-ФЗ, присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Из материалов гражданского дела следует, что решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 21 ноября 2012 года, вступившим в законную силу 29 декабря 2012 года, на Мэрию города Кызыла возложена обязанность предоставить в шестимесячный срок со дня вступления в законную силу решения суда ФИО5 на условиях договора социального найма муниципальное жилое помещение на территории города Кызыла Республики Тыва, соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, общей площадью не ниже 12,5 кв.м.

В целях принудительного исполнения указанного решения суда 03 мая 2013 года выдан исполнительный лист серии . Исполнительный лист поступил в Межрайонный отдел судебных приставов г. Кызыла по реализации особо важных исполнительных производств (МОСП г. Кызыла по РОВИП) – 30 мая 2013 года.

03 июня 2013 года судебным приставом-исполнителем МОСП г. Кызыла по РОВИП Т. на основании исполнительного листа , выданного Кызылским городским судом Республики Тыва 03 мая 2013 года, возбуждено исполнительное производство с предметом исполнения: обязать Мэрию города Кызыла предоставить в шестимесячный срок со дня вступления в законную силу решения суда ФИО5 на условиях договора социального найма муниципальное жилое помещение на территории города Кызыла Республики Тыва, соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, общей площадью не ниже 12,5 кв.м., должнику предоставлен 5-дневный срок для добровольного исполнения.

В установленный срок должником – Мэрией города Кызыла требования исполнительного листа не исполнены, в этой связи судебным приставом-исполнителем МОСП г. Кызыла по РОВИП вынесено постановление о назначении нового срока исполнения требований исполнительного документа до 18 октября 2013 года и направлено требование о выполнении требований исполнительного документа.

14 ноября 2013 года судебным приставом-исполнителем МОСП г. Кызыла по РОВИП вынесено постановление о назначении нового срока исполнения требований исполнительного документа до 21 ноября 2013 года и направлено требование о выполнении требований исполнительного документа.

В письме от 21 ноября 2013 года в ответ на требование судебного пристава-исполнителя от 14 ноября 2013 года Мэрия города Кызыла сообщает, что для полного исполнения судебного решения о предоставлении жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закрепленного жилого помещения, необходимо дополнительное время. По поводу предоставления жилого помещения ФИО5 сообщается, что свободного муниципального жилья не имеется. По мере освобождения жилого помещения из муниципального жилого фонда Мэрия во исполнение судебного решения предоставит ФИО5 жилое помещение.

20 мая 2014 года должнику повторно направлено требование о выполнении требований исполнительного документа в срок до 27 мая 2014 года.

08 июля 2014 года должнику повторно направлены требования о выполнении требований исполнительного документа в срок до 10 июля 2014 года и о явке мэру города Кызыла в МОСП г. Кызыла по РОВИП 10 июля 2014 года.

В письме от 11 июля 2014 года Мэрия города Кызыла сообщает, что решается вопрос о включении в список получателей жилья в 2014 году Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва 52 детей-сирот с судебными решениями, которые на сегодняшний день остаются неисполненными.

25 августа 2014 года руководителю организации-должника объявлено предупреждение о привлечении к уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ, предупреждение также выносилось 17 ноября 2014 года.

Должнику повторно направлялись требования об исполнении решения суда в срок до 11.00 часов 01 сентября 2014 года, до 12.00 часов 17 ноября 2014 года, 14.00 часов 12 февраля 2015 года.

В письме от 01 сентября 2014 года Мэрия города Кызыла сообщает, что для строительства жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в федеральном бюджете на 2014 год для Республики Тыва предусмотрены финансовые средства в размере 218 129,3 тыс. рублей, в бюджете Республики Тыва 204 601,4 тыс. рублей. В целях исполнения решений судов, Мэрией города Кызыла выделены земельные участки по ул. Парижских Коммунаров г. Кызыла для строительства жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. На территории г. Кызыла на 2014 год планируется обеспечить 90 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем строительства многоквартирного жилого дома. Указанные судебные решения не исполняются из-за недостаточного финансирования Министерством финансов Республики Тыва переданных государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот. Мэрия города Кызыла неоднократно обращалась в Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва включить в список получателей жилья в 2014 году 51 судебные решения. В настоящее время данный вопрос решается на уровне Правительства РТ и стоит на контроле в мэрии г. Кызыла.

07 октября 2014 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, копия которого получена Мэрией города Кызыла 22 октября 2014 года.

В письме от 14 ноября 2014 года Мэрия города Кызыла сообщает, что судебные решения не исполняются из-за недостаточного финансирования Министерством финансов Республики Тыва переданных государственных полномочий по обеспечению жильём детей-сирот. По данному факту 06.06.2012 года прокурором Республики Тыва на имя Главы - Председателя Правительства РТ внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, а также направлена информация Председателю Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва.

Такой же ответ дан Мэрией города Кызыла в письме от 16 декабря 2014 года.

В письме от 12 февраля 2015 года Мэрия сообщает, что в 2014 году в г. Кызыле жилье для детей-сирот не строилось. За счет предусмотренных в республиканском и федеральном бюджете денежных средств на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2015 год в г. Кызыле планируется построить более ста жилых помещений. Список по распределению жилых помещений будет утвержден распоряжением Мэрии города Кызыла после определения застройщика органами исполнительной власти республики и заключения государственного контракта. Вышеперечисленные граждане будут включены в этот список, после утверждения списка по распределению жилых помещений. Мэрией города Кызыла будут поданы заявления в суд об отсрочке. По информации Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва соглашение между Правительством Республики Тыва и Министерством образования Российской Федерации о предоставлении субсидии на строительство жилых помещений детям-сиротам не подписано и находится на стадии согласования.

В ответе от 21 апреля 2015 года на запрос о строящихся жилых домах Министерство строительства Республики Тыва сообщает, что в рамках республиканской программы «Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма специализированных жилых помещений на 2013-2015 годы» по государственным контрактам построены жилые помещения, в настоящее время производятся работы по государственной регистрации, которые планируются закончить приблизительно до июля 2015 года, после чего жилые помещения будут переданы Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва.

19 июня 2015 года Мэрия города Кызыла сообщила судебному приставу-исполнителю о том, что в результате переписки с органами исполнительной власти республики, которая длилась 2,5 года о выделении финансовых средств на строительство жилья оставшимся 50 детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, у которых имеются решения Кызылского городского суда о возложении обязанности на Мэрию города Кызыла предоставить им жилые помещения, которые были вынесены до вступления в силу изменений, внесенных в ст. 8 159-ФЗ, Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва письмом от 12 мая 2015 года дала согласие на выделение 34 жилых помещений в 2015 году. Строительство жилых помещений началось и будет окончено к концу 2015 года. Приказом Агентства по делам семьи и детей РТ будет утвержден список 34 получателей жилых помещений. В настоящее время список находится на стадии согласования. Письмом от 19.06.2015 года Агентство направило его на согласование с Мэрией города Кызыла. ФИО5 включена в указываемый список. Таким образом, решение суда в отношении ФИО5 будет исполнено к концу 2015 года. Мэрия города Кызыла намерена обратиться в Кызылский городской суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда.

19 июня 2015 года Мэру города Кызыла поступило письмо из Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва, в котором сообщается, что в 2015 году в г. Кызыле запланировано обеспечить жилыми помещениями 85 лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Из списка детей-сирот, имеющих судебные решения в зависимости от даты и времени поступления заявлений, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в 2015 году, утв. директором Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва от 09 мая 2015 года, видно, что ФИО5 состоит в списке под номером 20.

16 ноября 2015 года в Мэрию города Кызыла поступило повторное требование судебного пристава-исполнителя от 11 ноября 2015 года об исполнении требования, содержащегося в исполнительном документе, в 7-дневный срок со дня поступления.

17 ноября 2015 года судебному приставу-исполнителю поступил ответ о том, что причиной неисполнения судебных решений послужило недостаточное финансирование Министерством финансов Республики Тыва переданных государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот. Мэрией города Кызыла были направлены письма от 10.07.2014 г. и от 31.07.2014 г. заместителю Председателя Правительства Республики Тыва Д. с просьбой дать поручение Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва включить в список получателей жилья в 2014 году 52 сирот с судебными решениями, в том числе ФИО5 Также Мэрией города Кызыла подано исковое заявление в Арбитражный Суд Республики Тыва к субъекту Российской Федерации – Республике Тыва в лице Министерства финансов Республики Тыва о взыскании расходов в пользу Мэрии города Кызыла по предоставлению жилых помещений детям-сиротам. Рассмотрение отложено на 09.12.2015 года. Таким образом, исполнить решение суда в отношении ФИО5 Мэрия города Кызыла не имеет возможности.

Постановлением Правительства Республики Тыва от 30.12.2014 года N 625 Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва наделено полномочием по предоставлению жилых помещений, предназначенных для проживания в них детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, входящих в состав специализированного жилищного фонда.

В письме от 01 февраля 2016 года за Мэрия города Кызыла сообщает, что с 1 января 2013 года полномочия по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, были возложены на Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва. По мере поступления субсидий из республиканского бюджета в рамках переданных государственных полномочий решения судов исполнялись. В настоящее время неисполненными остаются 49 решений судов. Указанные судебные решения не были исполнены Мэрией города Кызыла из-за недостаточного финансирования Министерством финансов Республики Тыва переданных государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот. Мэрия неоднократно обращалась к Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва с просьбой принять на исполнение решения суда о предоставлении жилых помещений детям-сиротам. Директором Агентства Мэрии г. Кызыла было предложено предусмотреть соответствующие расходы в местном бюджете. Решением Хурала представителей г. Кызыла от 28.05.2013 года № 481 предложение Мэрии г. Кызыла по внесению изменений в местный бюджет городского округа на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов в части увеличения бюджетных ассигнований по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот отклонено депутатами Хурала представителей г. Кызыла. Учитывая данные обстоятельства, Мэрия города Кызыла обратилась в Арбитражный суд Республики Тыва с исковым заявлением об обязании предоставить жилые помещения 49 детям-сиротам, в отношении которых имеются неисполненные решения Кызылского городского суда. В ходе рассмотрения данного дела между Министерством финансов Республики Тыва, Министерством строительства и модернизации коммунального хозяйства Республики Тыва, Агентством по делам семьи и детей и Мэрией г. Кызыла заключено мировое соглашение, согласно условиям которого Министерство строительства и модернизации коммунального хозяйства Республики Тыва обязуется построить за счет бюджетных средств Республики Тыва 49 жилых помещений, а Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва после окончания строительства и оформления в собственность Республики Тыва жилых помещений обязуется предоставить 49 жилых помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в отношении которых имеются решения Кызылского городского суда Республики Тыва об обязании Мэрии города Кызыла предоставить жилые помещения.

Указанное мировое соглашение утверждено определением Арбитражного суда Республики Тыва от 22 января 2016 года, заключено между Мэрией города Кызыла, Агентством по делам семьи и детей Республики Тыва, Министерством строительства и модернизации коммунального хозяйства Республики Тыва и Министерством финансов Республики Тыва, по условиям которого Министерство строительства и модернизации коммунального хозяйства Республики Тыва обязуется построить за счет бюджетных средств Республики Тыва 2015 года 34 жилые помещения в срок до 01.12.2016 года, Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва после окончания строительства и оформления в собственность Республики Тыва жилых помещений обязуется предоставить 34 жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в отношении которых имеются решения Кызылского городского суда об обязании Мэрии г. Кызыла предоставить жилые помещения. Министерство строительства и модернизации коммунального хозяйства Республики Тыва обязуется построить за счет бюджетных средств Республики Тыва 2016 года 15 жилых помещений до 31.12.2017 года, Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва после окончания строительства и оформления в собственность Республики Тыва жилых помещений обязуется предоставить 15 жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в отношении которых имеются решения Кызылского городского суда об обязании Мэрии г. Кызыла предоставить жилые помещения.

01 марта 2016 года в Мэрию города Кызыла направлено повторное требование об исполнении в 7-дневный срок со дня поступления требования, содержащиеся в исполнительном документе.

11 марта 2016 года Мэрией г. Кызыла дан аналогичный ответ об утверждении определением Арбитражного суда Республики Тыва от 22 января 2016 года мирового соглашения, заключенного между Мэрией города Кызыла, Агентством по делам семьи и детей Республики Тыва, Министерством строительства и модернизации коммунального хозяйства Республики Тыва и Министерством финансов Республики Тыва. Также сообщает о подаче в Кызылский городской суд Республики Тыва заявлений об отсрочке исполнения решений суда.

Определением судьи Кызылского городского суда Республики Тыва от 14 июня 2016 года заявление Мэрии г. Кызыла о предоставлении отсрочки исполнения решения суда удовлетворено, предоставлена отсрочка исполнения решения Кызылского городского суда Республики Тыва от 21 ноября 2012 года по иску прокурора г. Кызыла в интересах сироты ФИО5 к Мэрии города Кызыла о возложении обязанности предоставить жилое помещение до 31 декабря 2016 года.

19 января 2017 года исполнительное производство в отношении Мэрии города Кызыла о предоставлении жилья ФИО5 по акту приема-передачи передано в производство судебного пристава-исполнителя МОСП г. Кызыла по РОВИП К.

20 февраля 2017 года должнику повторно направлено требование о представлении, подтверждающих документов об исполнении решения суда в срок до 02.03.2017 года.

15 марта 2017 года судебным приставом-исполнителем МОСП г. Кызыла по РОВИП составлен акт о том, что требование исполнительного документа не исполнено.

15 марта 2017 года судебным приставом-исполнителем МОСП г. Кызыла по РОВИП вынесено постановление о назначении нового срока для исполнения до 15 апреля 2017 года.

15 марта 2017 года должнику вынесено предупреждение об уголовной ответственности.

26 апреля 2017 года министру финансов Республики Тыва направлено требование о предоставлении информации о перечисленных денежных средствах для строительства жилых помещений по определению Арбитражного суда по Республике Тыва по делу от 22.01.2016 года.

26 апреля 2017 года министру строительства и модернизации коммунального хозяйства Республики Тыва направлено требование о предоставлении информации о построенных и переданных жилых помещениях по определению Арбитражного суда по Республике Тыва по делу ** от 22.01.2016 года.

26 апреля 2017 года Мэру города Кызыла направлено уведомление о составлении протокола об административном правонарушении.

28 апреля 2017 года судебным приставом-исполнителем МОСП г. Кызыла по РОВИП составлен акт о том, что требование исполнительного документа не исполнено.

28 апреля 2017 года в отношении Мэрии города Кызыла составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ.

Постановлением заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава МОСП г. Кызыла по РОВИП ФИО3 от 02 мая 2017 года Мэрия города Кызыла признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, и привлечена к административному наказанию в виде административного штрафа в сумме 30 000 рублей.

02 марта 2017 года Арбитражным судом Республики Тыва принято заявление Мэрии города Кызыла о выдаче исполнительного листа на основании определения от 22 января 2016 года об утверждении мирового соглашения по делу .

11 апреля 2017 года определением Арбитражного суда Республики Тыва заявление Мэрии города Кызыла о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение мирового соглашения удовлетворено.

02 мая 2017 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о назначении нового срока для исполнения до 26 мая 2017 года.

Судом установлено, что в связи с заключением брака 12.09.2015 года ФИО5 присвоена фамилия - Михальская, что подтверждается свидетельством о заключении брака от 12.09.2015 года.

Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 18 февраля 2016 года по иску ФИО4 к Министерству финансов Российской Федерации, Федеральной службе судебных приставов, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва, Мэрии г. Кызыла о компенсации морального вреда за длительное неисполнение судебного акта иск ФИО6 удовлетворен частично, с Федеральной службы судебных приставов за счет казны Российской Федерации в пользу ФИО1 в счет компенсации морального вреда взысканы 5 000 руб., с Мэрии г. Кызыла в лице Департамента финансов Мэрии г. Кызыла – 20 000 руб.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное решение отменено в части удовлетворения искового требования ФИО4 к Федеральной службе судебных приставов, Мэрии г. Кызыла о компенсации морального вреда, принято в этой части новое решение об отказе в удовлетворении иска к данным ответчикам, в остальной части решение суда оставлено без изменения.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва от 15 октября 2015 года решение Кызылского городского суда РТ от 22 июня 2015 года отменено, принято новое решение об удовлетворении заявления ФИО5 о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя, бездействие пристава исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов г.Кызыла ФИО7 по исполнительному производству № 14022/13/02/17 признано незаконным, на судебного пристава-исполнителя возложена обязанность принять предусмотренные законом меры по исполнению решения Кызылского городского суда Республики Тыва от 21 ноября 2012 года.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 55 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок", при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, часть 3.1 статьи 319 АПК РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.2, пункт 7 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).

Период предоставленной судом отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта включается в общую продолжительность исполнения судебного акта (статья 358 КАС РФ, статья 324 АПК РФ, статья 434 ГПК РФ).

Таким образом, общая продолжительность исполнения судебного акта со дня поступления исполнительного листа в службу судебных приставов - ДД.ММ.ГГГГ до дня поступления заявления о компенсации в суд, уполномоченный его рассматривать, - ДД.ММ.ГГГГ составила - 3 года 10 месяцев 5 дней.

В силу части 3 статьи 258 КАС РФ при рассмотрении административного искового заявления о присуждении компенсации суд устанавливает факт нарушения права административного истца на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок исходя из доводов, изложенных в административном исковом заявлении, содержания принятых по делу судебных актов, из материалов дела и с учетом следующих обстоятельств: правовая и фактическая сложность дела; поведение административного истца и иных участников судебного процесса; достаточность и эффективность осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов; общая продолжительность судебного разбирательства по делу и неисполнения судебного акта.

При этом под органом, организацией или должностным лицом, на которых возложена обязанность по исполнению судебного акта, понимаются лица, на которых возложена обязанность по исполнению судебного акта, по которому допущено превышение разумного срока исполнения, а также соответствующий финансовый орган, орган Федерального казначейства или орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета казенного учреждения субъекта Российской Федерации или лицевого счета муниципального казенного учреждения, как органы, осуществляющие организацию исполнения судебного акта в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, либо Федеральная служба судебных приставов (далее - ФССП) как орган, осуществляющий принудительное исполнение судебных актов на территории Российской Федерации (абзац 2 пункта 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2016 N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок".

В данном случае решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 21 ноября 2012 года, которым на Мэрию города Кызыла возложена обязанность по исполнению судебного акта, вступило в законную силу 29 декабря 2012 года. В службу судебных приставов с заявлением для принудительного исполнения исполнительный документ поступил 30 мая 2013 года.

В соответствии с п.5 ч. 9 ст. 3 Федерального закона от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Закон о компенсации) при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.

В силу п.15 ч.1 ст.50 Устава городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" мэр города Кызыла осуществляет от лица мэрии города Кызыла функции главного распорядителя финансовых средств, предусмотренных местным бюджетом для осуществления полномочий в соответствии с настоящим Уставом.

В соответствии с частью 1 статьи 36 Закона об исполнительном производстве, содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2-6 этой статьи.

Часть вторая данной нормы права, определяет, что если срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований установлен исполнительным документом, то требования должны быть исполнены в соответствующий срок, установленный исполнительным документом.

Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 21 ноября 2012 года Мэрией города Кызыла в шестимесячный срок со дня вступления в законную силу решения суда, установленный судом в решении, не исполнено.

В период принудительного исполнения с 30 мая 2013 года по 05 апреля 2017 года исполнительное производство, возбужденное на основании исполнительного листа серии , не окончено, должником требование исполнительного документа не исполнено.

Таким образом, длительность неисполнения судебного акта составляет более трех лет, в то время как судебным решением установлен шестимесячный срок для исполнения. Такой срок исполнения судебного акта суд расценивает как не отвечающий критерию разумности.

Компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебного акта в разумный срок (далее - компенсация), как мера ответственности государства, имеет целью возмещение причиненного неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию данных прав в разумный срок, независимо от наличия или отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц (абзац 3 пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 11).

Согласно статье 2 Закона N 68-ФЗ и разъяснениям в пункте 60 Постановления N 11, в каждом конкретном случае суду надлежит обеспечивать индивидуальный подход к определению размера компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Размер компенсации должен определяться судом с учетом требований лица, обратившегося в суд с заявлением, обстоятельств дела или производства по исполнению судебного акта, по которым допущено нарушение, продолжительности нарушения, наступивших вследствие этого нарушения последствий, их значимости для лица, обратившегося в суд с заявлением о компенсации. При определении размера присуждаемой компенсации суду следует также принимать во внимание практику Европейского Суда по правам человека, размер сумм компенсаций вреда, присуждаемых этим судом за аналогичные нарушения (часть 2 статьи 2 Закона N 68-ФЗ).

Оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, суд считает установленным факт нарушения права заявителя на исполнение судебного акта в разумный срок, а обращение ФИО1 с заявлением о присуждении компенсации правомерным и обоснованным.

Административный истец просит присудить ей компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 831 156,75 рублей.

Исходя из требований ФИО1, принимая во внимание, что исполнительное производство по исполнительному листу до настоящего времени в полном объеме не завершено, длительность неисполнения судебного акта составляет более 3 лет, а также учитывая причины, вызвавшие превышение разумных сроков исполнения судебного акта, практику Европейского Суда по правам человека, принципы разумности и справедливости, суд определяет размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 70 000 рублей.

Доводы представителя административного ответчика о невозможности своевременного исполнения судебного акта в связи с отсутствием в бюджете муниципального образования соответствующей статьи расходов, а также отсутствием бюджетного финансирования на строительство жилых домов на территории города Кызыла не имеют правового значения для разрешения вопроса о присуждении компенсации, поскольку исполнение судебного акта должно быть осуществлено в установленный законом срок и не ставится в зависимость от вопросов финансирования и сложностей межбюджетных отношений, а в данном случае срок неисполнения судебного решения не отвечает критерию разумности.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 5 Федерального закона № 68-ФЗ с судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, либо судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.

Под финансовым органом, указанным в пункте 3 части 2 статьи 5 Федерального закона № 68-ФЗ, в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации понимаются Министерство финансов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации), органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований).

Согласно пункту 1.1 Положения о Департаменте финансов мэрии города Кызыла и предельной численности работников, утв. Решением Хурала представителей г. Кызыла от 06.09.2011 N 328, Департамент финансов мэрии города Кызыла является уполномоченным органом мэрии города Кызыла по управлению средствами бюджета городского округа "Город Кызыл Республики Тыва", обеспечивающим проведение единой финансовой политики города, осуществляющим функции по организации исполнения бюджета города. Департамент является структурным подразделением мэрии города Кызыла, юридическим лицом.

Следовательно, в данном случае финансовым органом, на который должна быть возложена обязанность по исполнению судебного акта по присуждению компенсации, является Департамент финансов мэрии города Кызыла.

При этом требования ФИО1 к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Тыва о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок удовлетворению не подлежат, поскольку в силу вышеприведенных норм права обязанность по исполнению настоящего судебного акта по присуждению компенсации исполняется финансовым органом муниципального образования.

Подпунктом "б" пункта 2 части 1 статьи 259 КАС РФ установлено, что резолютивная часть решения о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок должна содержать указание на это и сведения о размере компенсации; наименование органа, организации или должностного лица, на которых в соответствии с федеральным законом возложены обязанности по исполнению судебных актов о присуждении компенсации.

В соответствии с ч. 1 ст. 111 КАС РФ за счет средств бюджета муниципального образования - Городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» также в пользу ФИО1 подлежат возмещению её расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей, поскольку оплата административным истцом указанной суммы подтверждается чеком-ордером от 03 апреля 2017 года.

В силу ч. 3 ст. 259 КАС РФ решение суда по административному делу о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление ФИО1 к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Тыва, Мэрии города Кызыла, Департаменту финансов Мэрии города Кызыла о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок удовлетворить частично.

Присудить ФИО1 компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 70 000 (семьдесят тысяч) рублей, 300 (триста) рублей в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины.

Решение подлежит исполнению Департаментом финансов мэрии города Кызыла за счёт средств бюджета муниципального образования - Городского округа «Город Кызыл Республики Тыва».

В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 отказать.

Взысканные денежные суммы перечислить на банковский счет получателя – ФИО1 номер счета карты , открытый в **, , , корреспондентский счёт .

Решение подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Тыва в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято - 26 мая 2017 года.

Судья Т.В. Кунгаа