ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-13/18 от 27.08.2018 Камчатского краевого суда (Камчатский край)

Дело № 3а-13/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 августа 2018 года г. Петропавловск-Камчатский

Камчатский краевой суд в составе:

председательствующего судьи

Гончаровой Н.В.,

при секретаре

ФИО1,

с участием представителя административного истца старшего прокурора отдела прокуратуры Камчатского края Соловьевой О.И.,

представителя административного ответчика Законодательного Собрания Камчатского края ФИО2,

представителей административного ответчика Правительства Камчатского края ФИО3, ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Камчатского края о признании не соответствующими федеральному законодательству и недействующими с момента принятия части 2 статьи 5, статьи 16, части 1 статьи 18 Закона Камчатского края от 8 февраля 2012 года № 8 «О статусе депутата Законодательного Собрания Камчатского края» в части слов: «посещать организации независимо от форм собственности»; «руководителями и другими должностными лицами организаций и общественных объединений, расположенных на территории Камчатского края»; «должностными лицами организаций и общественных объединений, расположенных на территории Камчатского края»,

УСТАНОВИЛ:

заместитель прокурора Камчатского края обратился в суд с административным иском к Правительству Камчатского края о признании не соответствующими федеральному законодательству и недействующими с момента принятия части 2 статьи 5, статьи 16, части 1 статьи 18 Закона Камчатского края от 8 февраля 2012 года № 8 «О статусе депутата Законодательного Собрания Камчатского края» в части слов: «посещать организации независимо от форм собственности»; «руководителями и другими должностными лицами организаций и общественных объединений, расположенных на территории Камчатского края»; «должностными лицами организаций и общественных объединений, расположенных на территории Камчатского края».

В обоснование требований указал, что оспариваемые им положения Закона Камчатского края от 8 февраля 2012 года № 8 «О статусе депутата Законодательного Собрания Камчатского края» противоречат пунктам 1 и 2 статьи 1, пунктам 1 и 2 статьи 3 Гражданского кодекса РФ, поскольку при отсутствии на федеральном уровне соответствующего правового регулирования Законом Камчатского края от 8 февраля 2012 года № 8 «О статусе депутата Законодательного Собрания Камчатского края» для предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений, расположенных на территории Камчатского края, являющихся самостоятельными субъектами права, не входящих в систему органов публичной власти, предусмотрены определенные обязательства по отношению в депутату Законодательного Собрания Камчатского края и дополнительные ограничения в их деятельности, что является недопустимым, поскольку ограничение гражданских прав возможно исключительно на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и защиты законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства.

30 июля 2018 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Законодательное Собрание Камчатского края.

В судебном заседании представитель административного истца старший прокурор отдела прокуратуры Камчатского края Соловьева О.И. исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям.

Представитель административного ответчика Законодательного Собрания Камчатского края ФИО2 просила в удовлетворении требований заместителя прокурора отказать. Указала, что в соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установление гарантий депутатской деятельности отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации. В соответствии с частью 4 статьи 5 указанного Федерального закона законодательные органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены полномочием контролировать соблюдение и исполнение законов субъектов Российской Федерации наряду с другими уполномоченными на то органами. Под контроль законодательного органа Камчатского края подпадают не только органы государственной власти Камчатского края, органы местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае, но и общественные объединения, юридические и физические лица. Депутат как полномочный представитель публичной власти при осуществлении депутатской деятельности вступает в конституционно-правовые отношения, в том числе с организациями и общественными объединениями в пределах полномочий законодательного органа субъекта Российской Федерации. В этих правоотношениях он реализует свое право на посещение организаций, право первоочередного приема руководителями и другими должностными лицами организаций, общественных объединений, право на письменное обращение к должностным лицам общественных объединений и организаций независимо от форм собственности, а также получение от указанных должностных лиц письменного ответа на адресованное им обращение депутата по вопросам его деятельности. Указанные права депутата нельзя расценивать как установление дополнительных ограничений в деятельности указанных субъектов. Кроме того эти права позволяют выявлять необходимость совершенствования законодательства как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта Российской Федерации. Нормы гражданского законодательства не применимы к сфере регулирования указанных правоотношений.

Представитель административного ответчика Правительства Камчатского края ФИО3 полагала иск не подлежащим удовлетворению, представитель ФИО4 полагал Правительство Камчатского края ненадлежащим ответчиком по делу.

Заинтересованное лицо Управление Министерства юстиции по Камчатскому краю своего представителя в суд не направило, просило рассмотреть дело в его отсутствие. Представило письменное мнение, в котором указало на обоснованность требований заместителя прокурора.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 14 Устава Камчатского края Законодательное Собрание является однопалатным, постоянно действующим, высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти Камчатского края.

Законодательное Собрание принимает Устав и поправки к нему, осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения Камчатского края и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий Камчатского края, установленных Уставом, законами Камчатского края в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами, осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом и законами Камчатского края.

Согласно части 1 статьи 7 Закона Камчатского края от 14 ноября 2011 года № 691 «О Законодательном Собрании Камчатского края» правовое регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации, предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации осуществляется Законодательным Собранием в форме закона в пределах полномочий Камчатского края, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Камчатского края, настоящим Законом и иными законами Камчатского края.

Порядок принятия (издания), обнародования и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов Камчатского края регламентирован статьей 28 Устава Камчатского края.

В соответствии с частью 2 статьи 4 Конституции Российской Федерации Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

Согласно пункту «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.

В силу частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» гарантии депутатской деятельности устанавливаются конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что постановлением Законодательного Собрания Камчатского края от 30 января 2012 года № 23 принят Закон Камчатского края от 8 февраля 2012 года № 8 «О статусе депутата Законодательного Собрания Камчатского края», опубликованный 14 февраля 2012 года в официальном печатном издании «Официальные Ведомости», выпуск № 42-49.

Закон Камчатского края от 8 февраля 2012 года № 8 «О статусе депутата Законодательного Собрания Камчатского края» определяет права, обязанности и ответственность депутата Законодательного Собрания Камчатского края, а также устанавливает гарантии осуществления депутатской деятельности.

Законами Камчатского края от 5 октября 2012 года № 124, от 4 марта 2013 года № 213, от 2 июля 2013 года № 280, от 1 октября 2013 года № 327, от 20 ноября 2013 года № 353, от 10 марта 2016 года № 754, № 755, от 11 марта 2016 года № 773, от 1 июня 2017 года № 98, от 25 июля 2017 года № 125 в указанный Закон вносились изменения.

Статьей 3 Закона Камчатского края от 8 февраля 2012 года № 8 «О статусе депутата Законодательного Собрания Камчатского края» установлено, что депутатом Законодательного Собрания Камчатского края является избранное в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Законом Камчатского края от 14 марта 2011 года № 565 «О выборах депутатов Законодательного Собрания Камчатского края» в Законодательное Собрание Камчатского края лицо, осуществляющее депутатскую деятельность в соответствии с федеральными законами, Уставом Камчатского края, настоящим Законом и иными законами Камчатского края, Регламентом Законодательного Собрания.

В силу части 2 статьи 5 Закона Камчатского края от 8 февраля 2012 года № 8 «О статусе депутата Законодательного Собрания Камчатского края» удостоверение депутата Законодательного Собрания является документом, дающим право беспрепятственно посещать на территории Камчатского края при осуществлении депутатской деятельности органы государственной власти Камчатского края, государственные органы Камчатского края, органы местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, посещать организации независимо от форм собственности.

Согласно статье 16 Закона Камчатского края от 8 февраля 2012 года № 8 «О статусе депутата Законодательного Собрания Камчатского края» по вопросам депутатской деятельности депутат Законодательного Собрания пользуется правомпервоочередного приема руководителями и другими должностными лицами органов государственной власти Камчатского края, государственных органов Камчатского края, органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае, руководителями и другими должностными лицами организаций и общественных объединений, расположенных на территории Камчатского края.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона Камчатского края от 8 февраля 2012 года № 8 «О статусе депутата Законодательного Собрания Камчатского края» депутат Законодательного Собрания вправе направить письменное обращение по вопросам депутатской деятельности должностным лицам органов государственной власти Камчатского края, должностным лицам государственных органов Камчатского края, должностным лицам местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае, должностным лицам организаций и общественных объединений, расположенных на территории Камчатского края.

Частями 2 и 3 статьи 18 указанного Закона установлено, что должностные лица, указанные в части 1 настоящей статьи, которым адресовано обращение депутата Законодательного Собрания, обязаны дать письменный ответ на него или предоставить запрашиваемые сведения и документы в течение 15 дней со дня получения обращения. При необходимости проверки или дополнительного изучения вопроса, должностные лица обязаны сообщить об этом депутату Законодательного Собрания в трехдневный срок. При этом окончательный письменный ответ или запрашиваемые сведения и документы должны быть предоставлены депутату Законодательного Собрания не позднее 30 дней со дня получения обращения.

Депутат Законодательного Собрания имеет право принимать непосредственное участие в рассмотрении поставленных им вопросов, в том числе на закрытых заседаниях, проводимых должностными лицами, которым направлено обращение. О дне рассмотрения депутат Законодательного Собрания должен быть извещен заблаговременно, но не позднее чем за три дня.

Тем самым Законодательное Собрание Камчатского края, реализуя предоставленные федеральным законодательством полномочия, закрепило Законом Камчатского края от 8 февраля 2012 года № 8 «О статусе депутата Законодательного Собрания Камчатского края», как гарантии депутатской деятельности, право депутатов возлагать на организации и общественные объединения, расположенные на территории Камчатского края, обязанность обеспечить депутату беспрепятственное посещение организаций, прием депутатов в первоочередном порядке перед другими лицами, предоставление запрашиваемых депутатов сведений и документов в установленные данным законом сроки с направлением письменных ответов.

Между тем произвольное предоставление дополнительных прав депутатам Законодательного Собрания Камчатского края без взаимосвязи с федеральным законодательством и характером реализуемых указанными лицами полномочий недопустимо.

Пунктами 1 и 2 статьи 3 Гражданского кодекса РФ регламентировано, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.

Гражданское законодательство состоит из Гражданского кодекса РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 1 Гражданского кодекса РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Таким образом юридические лица приобретают и осуществляют гражданские права своей волей и в своем интересе, свободны в установлении своих прав и обязанностей. Эти права могут быть ограничены только на основании федерального закона,

Между тем оспариваемыми нормами Закона Камчатского края от 8 февраля 2012 года № 8 «О статусе депутата Законодательного Собрания Камчатского края» при отсутствии на федеральном уровне соответствующего правового регулирования предусмотрены для организаций и общественных объединений, расположенных на территории Камчатского края, определенные обязательства по отношению к депутату, а также дополнительные ограничения в их деятельности, что противоречит приведенным нормам Гражданского кодекса РФ. Нормы федерального законодательства не предоставляют субъекту Российской Федерации право регламентировать по каким-либо вопросам деятельность самостоятельных субъектов права, не входящих в систему органов публичной власти.

Ссылка административного ответчика на то, что закрепление за депутатами оспариваемых полномочий направлено на реализацию возложенных на них обязанностей по контролю за исполнением организациями и общественными объединениями, расположенными на территории Камчатского края, законов Камчатского края не может быть принята во внимание, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» контроль за соблюдением и исполнением законов субъекта Российской Федерации наряду с другими уполномоченными на то органами относится к исключительной компетенции законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах и формах, установленных конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и законами субъекта Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 13 Устава Камчатского края законодательным (представительным) органом государственной власти Камчатского края является Законодательное Собрание Камчатского края.

В соответствии со статьей 4 Закона Камчатского края от 14 ноября 2011 года № 691 «О Законодательном Собрании Камчатского края» Законодательное Собрание осуществляет свою деятельность на основе принципов законности, коллегиальности, многопартийности, политкорректности, гласности и подотчетности избирателям, а также иных принципов, установленных Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и иными федеральными законами.

Законодательное Собрание в пределах и формах, установленных Уставом Камчатского края и законами Камчатского края, осуществляет наряду с другими уполномоченными на то органами контроль за соблюдением и исполнением законов Камчатского края, исполнением краевого бюджета, исполнением бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Камчатского края, соблюдением установленного порядка распоряжения государственной собственностью Камчатского края (статья 5 Закона Камчатского края от 14 ноября 2011 года № 691 «О Законодательном Собрании Камчатского края»).

При этом на законодательном уровне не предусмотрено, что Законодательное Собрание может осуществлять свои полномочия в лице единоличного депутата.

В свою очередь статей 15 Закона Камчатского края от 8 февраля 2012 года № 8 «О статусе депутата Законодательного Собрания Камчатского края» регламентировано, что депутат Законодательного Собрания имеет право инициировать депутатский запрос к губернатору Камчатского края, должностным лицам органов государственной власти Камчатского края, государственных органов Камчатского края, должностным лицам местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае, руководителям организаций и общественных объединений, расположенных на территории Камчатского края по фактам нарушения требований федерального законодательства и (или) законодательства Камчатского края, неисполнения постановлений Законодательного Собрания либо по жизненно важным вопросам, имеющим значение для населения Камчатского края. Депутатский запрос рассматривается на сессии Законодательного Собрания и оформляется постановлением Законодательного Собрания.

Кроме того предоставление закрепленных в оспариваемых положениях Закона Камчатского края от 8 февраля 2012 года № 8 «О статусе депутата Законодательного Собрания Камчатского края» прав депутатам, работающим не на постоянной профессиональной основе без отрыва от основной деятельности, дает указанным лицам (в том числе являющимся работниками иных предприятий) преимущества на вмешательство в хозяйственную деятельность иных коммерческих организаций.

В силу пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

При указанных обстоятельствах административное исковое заявление заместителя прокурора Камчатского края подлежит удовлетворению, а часть 2 статьи 5, статья 16, часть 1 статьи 18 Закона Камчатского края от 8 февраля 2012 года № 8 «О статусе депутата Законодательного Собрания Камчатского края» в части слов: в части 2 статьи 5 - «посещать организации независимо от форм собственности»; в статье 16 - «руководителями и другими должностными лицами организаций и общественных объединений, расположенных на территории Камчатского края»; в части 1 статьи 18 - «должностными лицами организаций и общественных объединений, расположенных на территории Камчатского края» недействующими с даты вступления решения суда в законную силу, как противоречащие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу - пунктам 1 и 2 статьи 1, пунктам 1 и 2 статьи 3 Гражданского кодекса РФ.

При этом довод представителя административного ответчика о неприменение норм гражданского законодательства к спорным правоотношениям подлежит отклонению.

Действительно, напрямую нормами ГК РФ права, обязанности и ответственность депутатов, а также гарантии осуществления депутатской деятельности не регулируются, вместе с тем они не могут вступать в противоречие с федеральными законами и нарушать права иных участников гражданского оборота.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьи 35 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» сообщение о данном решении должно быть опубликовано на официальном сайте и в официальном печатном издании органа государственной власти, в которых был опубликован оспоренный нормативный правовой акт.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление заместителя прокурора Камчатского края удовлетворить.

Признать недействующими с даты вступления решения суда в законную силу часть 2 статьи 5, статью 16, часть 1 статьи 18 Закона Камчатского края от 8 февраля 2012 года № 8 «О статусе депутата Законодательного Собрания Камчатского края» в части слов: «посещать организации независимо от форм собственности»; «руководителями и другими должностными лицами организаций и общественных объединений, расположенных на территории Камчатского края»; «должностными лицами организаций и общественных объединений, расположенных на территории Камчатского края».

Возложить на Законодательное Собрание Камчатского края обязанность опубликовать сообщение о принятом судебном решении в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на официальном интернет-портале правовой информации и в печатном издании «Официальные ведомости».

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Камчатский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В окончательной форме решение изготовлено 30 августа 2018 года.

Председательствующий судья Н.В. Гончарова