РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Дело № 3а-13/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Калининградский областной суд в лице судьи Шкуратовой А.В.,
при секретаре Лакман Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Правительству Калининградской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Калининградской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Калининградской области в лице его филиала, администрации МО «Гурьевский городской округ» об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка,
УСТАНОВИЛ :
ФИО1 к. обратилась в суд с названным выше административным иском, указав с учетом поданных уточнений административных требований (л.д. 23-26), что она являлась в период с 30.08.2017 г. по 12.01.2018 г. собственником земельного участка с кадастровым номером № категории земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием земельные участки (территории) общего пользования, площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного в пос. ФИО2 района Калининградской области, кадастровая стоимость которого определена в размере 45962541,24 руб. по состоянию на 29.08.2014 года – дату постановки земельного участка на учет.
Сославшись на неверное определение ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» в лице его филиала кадастровой стоимости указанного земельного участка, которая на основании пунктов 1.2.16, 2.5 Приказа Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 г. № 39 не рассчитывается, а устанавливается в размере 1 рубля за весь земельный участок с разрешенным использованием для организации проезда, ФИО1 к. просила суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № равной 1 рублю.
ФИО1 к., представители ФГБУ «ФКП Росреестра» по Калининградской области в лице его филиала, администрации МО «Гурьевский городской округ», Правительства Калининградской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Калининградской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении разбирательства дела не заявили.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из представленных доказательств, ФИО1 к. в период с 30.08.2017 г. по 12.01.2018 г. являлась собственником многоконтурного земельного участка с кадастровым номером № категории земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием земельные участки ( территории) общего пользования, площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного в пос. ФИО2 района Калининградской области, поставленного на государственный кадастровый учет 29.08.2014 г. на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости № и межевого плана, подготовленного в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием трехсот трех земельных участков путем перераспределения земельных участков из земель населенных пунктов с кадастровыми номерами №, №; №; №; №; №; №, которые имели разрешенное использование-ведение крестьянского хозяйства и находились в частной собственности физических лиц.
С 12.01.2018 г. земельный участок с кадастровым номером № зарегистрирован на праве собственности за муниципальным образованием «Гурьевский городской округ».
Постановлением Правительства Калининградской области от 29 августа 2013 года № 641 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Калининградской области, учтенных в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 01.01.2012 года.
Из кадастровой справки о кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка видно, что его кадастровая стоимость определена по состоянию на 29.08.2017 г. на основании акта об утверждении кадастровой стоимости № от 29.08.2017 г. в размере 45962541,24 руб., сведения о кадастровой стоимости внесены в государственный кадастр недвижимости 29.08.2017 г. (л.д. 27).
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Порядок определения кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков установлен в разделе 2 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утверждённых Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12 августа 2006 года № 222.
Согласно пункту 2.1.3 Порядка, в случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в границах существующего населенного пункта кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок на площадь земельного участка.
В соответствии с положениями ст. 24.19 ФЗ «Об оценочной деятельности» при осуществлении внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Полномочия по определению кадастровой стоимости ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
Указанными полномочиями Приказом Россреестра от 12.05.2015 № П/210 наделено федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».
Исходя из представленной филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Калининградской области информации, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № при образовании его путем перераспределения земельных участков из земель населенных пунктов с кадастровыми номерами №, №; №; №; №; №; № была рассчитана как произведение площади земельного участка с кадастровым номером № – <данные изъяты> кв. м и удельного показателя кадастровой стоимости земель кадастрового квартала №, отнесенных ко 2 группе видов разрешенного использования, – 404,18 руб. руб. за кв. м (таблица № 2 к Постановлению Правительства Калининградской области от 29 августа 2013 года № 641), в результате чего получилась величина в размере 45962541,24 руб., внесенная административным ответчиком в качестве кадастровой стоимости образованного земельного участка с кадастровым номером № в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости.
Приведенный расчет полностью соответствует требованиям изложенных выше нормативных правовых актов, исходные данные, использованные в расчете, утверждены в установленном порядке соответствующим органом государственной власти.
В соответствии с абз. вторым ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Так, результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены административным истцом в судебном порядке посредством предъявления следующих требований:
об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки (далее - заявления о пересмотре кадастровой стоимости);
об оспаривании решения или действия (бездействия) Комиссии.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.
Исходя из установленных по делу обстоятельств суд приходит к выводу о том, что искажения данных земельного участка с кадастровым номером №, на основаниикоторых определялась его кадастровая стоимость, не допущено, в связи с чем административные требования ФИО1 к. об установлении судом кадастровой стоимости земельного участка равной 1 рублю подлежат оставлению без удовлетворения.
ФИО1 к. заявлены, в том числе, и требования о признании незаконным и об отмене решения административного ответчика от 04.10.2018 года №.
Приведенные ФИО1 к. реквизиты письма соответствуют имеющемуся в материалах дела ответу филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Калининградской области на обращение ФИО1 к. об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № равной одному рублю, в чем ей было отказано. Фактически данные требования административного истца также сводятся к несогласию с кадастровой стоимостью принадлежавшего ей в период с 30.08.2017 г. по 12.01.2018 г. земельного участка и самостоятельными в рассматриваемом деле не являются.
Доводы административного истца о том, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №, подлежащего отнесению к 16 группе разрешенного использования, в силу пункта 2.5 Приказа Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 г. № 39 не должна рассчитываться и подлежала установлению равной одному рублю за земельный участок, суд считает несостоятельными, поскольку в 16 группу разрешенного использования включены земельные участки, относящиеся к территории общего пользования, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц и которые не могут быть переданы в частную собственность в силу прямого законодательного запрета (пункт 12 статьи 85 ЗК РФ).
Руководствуясь статьями 175-180, 248-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1 к. об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Калининградского областного суда в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 30 января 2019 года.
Судья Калининградского
областного суда А.В. Шкуратова