ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-13/19 от 26.03.2019 Пермского краевого суда (Пермский край)

Дело № 3а-13/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 марта 2019 года г. Пермь

Пермский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Ефремовой О.Н.,

при секретаре Силенок О.В.,

с участием прокуроров прокуратуры Пермского края Масленниковой И.А., ФИО1,

законного представителя административного истца ФИО2, представителя административного истца ФИО3, действующего на основании доверенности,

представителей Министерства по тарифам Пермского края ФИО4 и ФИО5, действующих на основании доверенностей,

представителя заинтересованного лица ПКГУП «Теплоэнерго» ФИО6, действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Буматика» о признании недействующим постановления Региональной службы по тарифам Пермского края от 26 октября 2018 года № 22-о «О тарифах на захоронение твердых коммунальных отходов общества с ограниченной ответственностью «Буматика» (Краснокамский район)», признании недействующим Приказа Региональной службы по тарифам Пермского края от 30 октября 2018 года № СЭД-46-04-38-30 «Об утверждении инвестиционной программы в области обращения с твердыми коммунальными отходами ООО «Буматика» (Краснокамский район) на 2018 год»,

УСТАНОВИЛ:

постановлением Региональной службы по тарифам Пермского края (РСТ Пермского края, регулирующий орган) от 26.10.2018 № 22-о для общества с ограниченной ответственностью «Буматика» (далее - ООО «Буматика», Общество) (Краснокамский район) утверждена производственная программа на 2018 год согласно приложению 1 и установлены тарифы на захоронение твердых коммунальных отходов с момента вступления в силу настоящего постановления по 31.12.2018 соответствующие производственной программе согласно приложению 2.

Постановление опубликовано 30.10.2018 на официальном сайте РСТ Пермского края по адресу: http://rst.permkrai.ru; а также в официальном источнике публикации «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», за № 43 от 05.11.2018.

Приказом Региональной службы по тарифам Пермского края от 30.10.2018 № СЭД-46-04-38-30 утверждена инвестиционная программа в области обращения с твердыми коммунальными отходами ООО «Буматика» (Краснокамский район) на 2018 год» с общим объемом финансирования 653, 9 тыс. рублей. Приказ опубликован 31.10.2018 на официальном сайте РСТ Пермского края: http://rst.permkrai.ru.

ООО «Буматика» обратилось в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением о признании не действующим полностью со дня принятия постановления Региональной службы по тарифам Пермского края от 26.10.2018 № 22-о, которым утверждена для ООО «Буматика» (Краснокамский район) производственная программа на 2018 год и установлены тарифы на захоронение твердых коммунальных отходов (далее – Постановление № 22-о), истец просит возложить на регулирующий орган обязанность устранить допущенные нарушения в виде принятия нового нормативного правового акта, заменяющего отмененный тариф.

Также, Общество обратилось с административным иском о признании недействующим полностью со дня принятия Приказа Региональной службы по тарифам Пермского края от 30.10.2018 № СЭД-46-04-38-30 «Об утверждении инвестиционной программы в области обращения с твердыми коммунальными отходами ООО «Буматика» (Краснокамский район) на 2018 год» (далее Приказ № СЭД-46-04-38-30).

Определением суда от 27.02.2019 административные дела по заявлению ООО «Буматика» о признании недействующими Постановления № 22-о и Приказа № СЭД-46-04-38-30 объединены в одно производство для совместного рассмотрения.

В обоснование административного иска, с учетом окончательно сформулированных требований, Общество указало, что установленный Постановлением № 22-о тариф на захоронение твердых коммунальных отходов является экономически необоснованным, поскольку регулирующий орган занизил заявленные ООО «Буматика» затраты на приобретение топлива, исключив из парка автотранспорта 2 единицы (УАЗ-220695-03 и LADA 213100 4х4), что повлекло снижение количества необходимых ГСМ и дизельного топлива, как следствие была необоснованно занижена статья расходов на приобретение сырья и материалов. Указывает административный истец и на неверное определение статьи затрат по оплате труда основного производственного персонала и ремонтного персонала, в связи с применением ставки рабочего 1 разряда в размере МРОТ вместо фактических данных, что повлекло и неверное исчисление размера отчислений на социальные нужды. При расчете необходимых расходов на ремонт и содержание основных средств регулирующий орган не применил коэффициент роста объемов принимаемых отходов 1,298, приняв расходы на уровне подтвержденного факта за 2017 год с учетом индекса роста цен 1,04. Расходы на аренду/лизинг учтены РСТ Пермского края без расходов на автомобиль УАЗ-220695-03 и погрузчика фронтального SDLG LG933L. Кроме того, РСТ Пермского края среднегодовое количество ТКО учло в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, что превысило заявленный Обществом объем и привело к снижению размера заявленного ООО «Буматика» тарифа. Также истец не согласен с исключением из прочих операционных расходов заявленной суммы 20 млн. рублей на рекультивацию и реконструкцию полигона до утверждения инвестиционной программы. В согласованной между администрацией Краснокамского муниципального района и ООО «Буматика» инвестиционной программе, представленной в РСТ Пермского края на 2018 год запланированы инвестиции на подготовку проектной документации и на выполнение мероприятий по обработке ТКО (в том числе доля расходов, относящаяся к регулируемому виду деятельности – обращение с ТКО), однако данные инвестиционные расходы также не были учтены регулирующим органом в составе нормативной прибыли. Заявленные изначально Обществом выпадающие доходы от продажи вторичного сырья, полученного в результате обработки отходов в размере 12315, 78 тыс. рублей, в последующем были скорректированы по итогам работы 9 месяцев 2018 года до 3830, 9 тыс. рублей, вместе с тем РСТ Пермского края данное предложение не учло при установлении тарифа, что снизило НВВ на 8484, 88 тыс. рублей.

Административный истец указал на допущенные регулирующим органом нарушения процессуального характера при принятии Постановления № 22-о, так как по результатам экспертного заключения регулирующий орган не определил размер необходимой валовой выручки. При формировании тарифного дела регулирующий орган, несмотря на то, что в отношении ООО «Буматика» в течение 2017 года не осуществлялось государственное регулирование тарифов, принял фактические расходы за 2017 год: фактические данные количества дизельного топлива и горюче смазочных материалов на основании показателей 2016-2017 годов, фактические данные стоимости дизельного топлива.

В обоснование требований о признании недействующим Приказа № СЭД-46-04-38-30 ООО «Буматика» указало, что нарушен порядок утверждения инвестиционной программы, предусмотренный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2016 № 424, поскольку регулирующий орган вместо отправления инвестиционной программы на доработку самовольно утвердило измененную и не согласованную с регулируемой организацией инвестиционную программу, тем самым превысив свои полномочия. Общество не согласно с утвержденными числовыми характеристиками инвестиционной программы, в связи с тем, что не учтены в тарифах расходы на строительство, реконструкцию и модернизацию полигона в соответствии с условиями концессионного соглашения.

В судебном заседании законный представитель и представитель административного истца, действующий на основании доверенности, на удовлетворении заявленных требований, изложенных в первоначальном и дополнительном иске, настаивали, просили признать оспариваемые нормативные правовые акты недействующими по основаниям, изложенным в сравнительной таблице, представленной в судебное заседание.

Региональная служба по тарифам Пермского края переименована в Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края (далее – Министерство по тарифам Пермского края) на основании Указа губернатора Пермского края от 17.10.2018 № 99.

Представители административного ответчика с требованиями истца не согласились по основаниям, изложенным в письменных отзывах.

Привлеченное к участию в деле в качестве заинтересованного лица Управление федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела, участия своего представителя в судебном заседании не обеспечил.

Представитель заинтересованного лица – регионального оператора ПКГУП «Теплоэнерго» в судебном заседании просит отказать в удовлетворении требований административного истца, указывая, что увеличение необходимой валовой выручки повлечет необходимость пересмотра тарифа, утвержденного для регионального оператора.

Суд, заслушав участвующих в деле лиц, допросив в качестве свидетеля - начальника отдела регулирования промышленной сферы Министерства по тарифам Пермского края – Щ., исследовав письменные материалы дела и материалы тарифного дела в 7 томах, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца подлежат удовлетворению в части признания недействующим Приказа № СЭД-46-04-38-30, приходит к следующему выводу.

В соответствии с пунктом 1 статьи 24.8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ) захоронение твердых коммунальных отходов относится к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Государственное регулирование тарифов в сфере обращения с коммунальными отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 89-ФЗ, Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила регулирования тарифов), которые утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484, Приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами» (далее – Методические указания).

Предельные тарифы, инвестиционные и производственные программы в области обращения с твердыми коммунальными отходами устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами (статья 6 Федерального закона № 89-ФЗ).

В рамках компетенции, предусмотренной положениями пунктов 1.1, 3.8.8, 3.8.16.1, 3.8.19, 5.2.12 и 5.5 Положения о Региональной службе по тарифам Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 05.08.2013 № 1057-п, РСТ Пермского края, являясь исполнительным органом государственной власти Пермского края, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов), вправе устанавливать тарифы на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов (тарифы на услуги по утилизации) исходя из Основ ценообразования и Правил регулирования тарифов; утверждать инвестиционные и производственные программы в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Как усматривается из материалов дела, оспариваемые нормативные правовые акты изданы уполномоченным органом в установленной форме при наличии необходимого кворума коллегиального органа и официально опубликованы в порядке, определенном указом губернатора Пермского края от 24.07.2008 № 37 «О порядке вступления в силу и опубликования актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, актов исполнительных органов государственной власти Пермского края».

Таким образом, оспариваемые административным истцом Постановление № 22-0 и Приказ № СЭД-46-04-38-30 приняты полномочным органом в пределах предоставленной компетенции, в надлежащей форме, опубликованы в порядке, установленном пунктом 4 Указа губернатора Пермского края от 24.07.2008 № 37.

ООО «Буматика» (ИНН <***>) осуществляет деятельность по обработке и утилизации неопасных отходов, обработке и утилизации опасных отходов и прочих отходов, не включенных в другие группировки.

22.08.2016 Обществу выдана лицензия, в том числе на осуществление деятельности по обработке и размещению (в части захоронения) твердых коммунальных отходов IV класса опасности на полигоне, расположенном в Пермском крае, Краснокамский район, ГП Оверятское в 2,5 км северо-восточнее с. Черная. 07.11.2017 указанная лицензия переоформлена, выдана лицензия № (59)-4872-СТОУРБ.

04.12.2017 Обществом впервые представлены в РСТ Пермского края материалы и документы для установления тарифа на обработку твердых коммунальных отходов (далее также ТКО) на 2018 год. Поскольку в материалах содержалась не полная информация для расчета тарифа, регулирующий орган запросил дополнительную информацию. После представления дополнительных материалов (с заявлением от 26.02.2018, от 11.04.2018, от 27.04.2018, от 05.06.2018), приказом РСТ Пермского края № 114-од от 09.06.2018 открыто дело об установлении тарифов по обращению с ТКО (л.д. 121 том 1).

Постановлением от 26.10.2018 № 22-о регулирующий орган утвердил основные показатели производственной программы ООО «Буматика» в сфере захоронения ТКО на 2018 год, согласно которой планируемый объем размещаемых твердых коммунальных отходов на 2018 год составил 100 тыс. тонн, объем финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы (без учета НДС) установлен 16901, 2 тыс. руб., инвестиционная составляющая на 2018 год (без НДС) составила 653, 9 тыс. руб. (л.д. 122 том 1).

Также оспариваемым постановлением регулирующий орган установил и ввел в действие с момента вступления в силу настоящего постановления по 31.12.2018 соответствующие производственной программе тарифы: для населения IV класс опасности (с учетом НДС) 211, 29 руб./тонна, иные потребители IV класс опасности (без НДС) 179, 06 руб./тонна, население V класс опасности (с учетом НДС) 119, 60 руб./тонна, иные потребители V класс опасности (без НДС) 101, 36 руб.

Приказом от 30.10.2018 № СЭД-46-04-38-30 РСТ Пермского края утверждена инвестиционная программа ООО «Буматика», осуществляющей деятельность в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Краснокамского района на 2018 год с общим объемом финансирования 653, 9 тыс. рублей (без НДС), в том числе за счет прибыли, направленной на инвестиции – 653, 9 тыс. рублей.

Согласно пункту 2 статьи 24.8 Федерального закона № 89-ФЗ регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляются по ценам, которые определены соглашением сторон, но не должны превышать предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, установленные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области регулирования тарифов. Предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, и в отношении каждого осуществляемого вида деятельности с учетом территориальной схемы обращения с отходами.

Регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, и отказывает во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, если экономическая обоснованность таких расходов не подтверждена в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями (пункты 17, 18 и 22 Правил регулирования тарифов).

Согласно пункту 18 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема и (или) массы твердых коммунальных отходов. Расчетный объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются в соответствии с Методическими указаниями на основании данных о фактическом объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов - исходя из данных территориальной схемы или при ее отсутствии, - исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Аналогичные положения предусмотрены пунктами 7, 14 Методических указаний.

Согласно пункту 16 Основ ценообразования необходимая валовая выручка определяется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения показателей эффективности.

Руководствуясь пунктами 19, 20, 28 Основ ценообразования, тарифный орган при установлении тарифов ООО «Буматика» (ИНН <***>) правомерно применил на 2018 год метод экономически обоснованных расходов (затрат), поскольку ранее в отношении Общества государственное регулирование тарифов не осуществлялось, впервые предложение об установлении тарифов представлено 04.12.2017.

При применении данного метода необходимая валовая выручка определяется как сумма планируемых на очередной период регулирования: производственных расходов, ремонтных расходов, административных расходов, сбытовых расходов, расходов на амортизацию основных средств, расходов на аренду/концессионную плату, на уплату налогов/сборов, нормативной прибыли, расчетной предпринимательской прибыли, расходов на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ТКО (пункт 29 Основ ценообразования).

Как следует из экспертного заключения, при установлении тарифа на захоронение ТКО величина необходимой валовой выручки (далее - НВВ) определена органом регулирования в соответствии с вышеприведенными положениями Основ ценообразования, при этом в наименовании полученного результата экономически обоснованного объема финансовых средств, необходимого Обществу для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования, указана «товарная продукция».

Термин «товарная продукция» - объем всей произведенной предприятием за определенный период (чаще всего за год) конечной продукции, исчисленный в денежном выражении, который приводится в Современном экономическом словаре, 6-е изд., перераб.и доп. М., (ИНФА-М, 2011) под ред. ФИО7, ФИО8, ФИО9, аналогичен по значению термину «необходимая валовая выручка». В связи с чем, суд считает, что неверное применение регулирующим органом терминологии необходимой валовой выручки не нарушает прав и интересов административного истца.

По расчету РСТ Пермского края величина НВВ на 2018 год без учета платы за негативное воздействие на окружающую среду составила 8405, 8 тыс. руб., при предложении ООО «Буматика» - 57636, 9 тыс. рублей без учета платы за негативное воздействие на окружающую среду (л.д. 179 том 1).

При определении необходимой валовой выручки регулируемой организации в составе производственных расходов были уменьшены расходы на приобретение сырья и материалов, расходы на приобретение топлива, а также уменьшены расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды.

Регулирующий орган, уменьшая расходы на дизельное топливо и ГСМ с 4689, 3 тыс. рублей, заявленных ООО «Буматика», до 2385, 9 тыс. рублей, исходил из объема дизельного топлива 70,19 тыс. литров и объема ГСМ – 3, 35 тыс. литров. При этом стоимость 1 литра дизельного топлива и ГСМ учтена на уровне заявленных организацией с учетом индекса роста цен 105,1% по данным прогноза Минэкономразвития Российской Федерации на 2018 год.

РСТ Пермского края уменьшил объем дизельного топлива со 128573 литров, заявленных Обществом, до 70198, 9 литров в связи с расчетом объема топлива исходя из 7 единиц спецтехники и среднего расхода топлива на 1 куб.м, указанного ООО «Буматика» в предложении об установлении тарифов. При этом средний расход топлива на объем размещения отходов на 1 куб.м рассчитан РСТ Пермского края как среднее значение за 2016-2017 годы и равен 101,8 л на 1 куб.м (118,6+86,2)/2. В сравнение в экспертном заключении приведен фактический подтвержденный объем дизельного топлива за 2016 год - 54,47 тыс.л., за 9 месяцев 2017 года – 49,6 тыс.л (стр. 193-194 том 2 тарифного дела). Не учтен регулирующим органом объем топлива по автомобилям УАЗ-220695-03 и LADA 213100 4х4 (административный транспорт).

Уменьшая расходы на горюче-смазочные материалы с 6749, 7 литров, заявленных Обществом, до 3 355 литров, тарифный орган исходил из расчета затрат на 7 единиц спецтехники пропорционально объему размещаемых на полигоне ТКО на 1 тыс. куб.м (всего на 689, 6 куб.м или 100 тыс. тонн). В подтверждение фактических расходов Общества за 2016-2017 годы были представлены: договор поставки продукции с ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» № 4536Ц17П от 21.12.2016, счета-фактуры и товарные накладные за 2016-2017 годы на приобретение дизельного топлива и ГСМ во входящем письме № СЭД-46-07-15-1850 от 06.12.2017.

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля Щ. указала, что объем расходов на дизельное топливо и горюче-смазочные материалы был уменьшен в связи с исключением двух единиц техники - автомобилей УАЗ-220695-03 и LADA 213100. Расход затрат на приобретение топлива и ГСМ был определен расчетным путем, исходя из удельного расхода топлива на 1 единицу объема и умножено на плановый показатель размещения твердых коммунальных отходов, а также данных о норме расхода топлива по каждому виду техники и стоимости 1 литра топлива, представленным организацией. При этом регулирующий орган произвел расчет необходимых расходов на дизельное топливо и ГСМ из объема размещаемых ТКО 100 тыс. тонн.

Оснований не доверять показаниям допрошенного свидетеля суд не усматривает, свидетелем сообщены сведения по тем обстоятельствам, непосредственным участником которых он являлся, показания логичны и не противоречат изложенным в экспертном заключении выводам по результатам проверки предложения организации об установлении тарифов.

Суд считает, что две единицы спецтехники: автомобиль УАЗ-220695-03 и LADA 213100 4х4, используемые для доставки работников на Полигон с целью обеспечения трудового режима, исключены органом регулирования из расчета необходимого объема дизельного топлива и ГСМ обоснованно, в связи с отсутствием экономического и правового основания для включения.

Из содержания пункта 9 Методических указаний следует, что в необходимую валовую выручку включаются только такие экономически обоснованные расходы регулируемой организации, которые необходимы ей для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения показателей эффективности.

Состав данных расходов при установлении тарифов с применением метода экономически обоснованных расходов определен главой VI Основ ценообразования и главой III Методических указаний.

Расходы на доставку персонала к месту работы и обратно не могут быть отнесены ни к одной из данных групп расходов. Отнесение этих расходов, как полагают представители административного истца, к производственным расходам возможно только в том случае, если имеются доказательства необходимости несения данных расходов для осуществления регулируемого вида деятельности. Однако подобных доказательств в материалы дела представлено не было.

Осуществление ООО «Буматика» доставки сотрудников к месту работы и обратно фактически является мерой дополнительного стимулирования работников, которая устанавливается, как правило, с учетом финансового положения организации.

Не имеет юридического значения для рассмотрения вопроса о включении указанных расходов в необходимую валовую выручку факт отсутствия в непосредственной близости от места расположения Общества остановок общественного транспорта. Расходы ООО «Буматика» на доставку персонала на полигон не подлежали включению в состав экономически обоснованных расходов для определения НВВ.

Административный истец в ходе рассмотрения дела указывал, что автомобили УАЗ-220695-03 и LADA 213100 4х4 используются только для доставки персонала на полигон, что также следует из путевых листов (стр. 464-492 том 1 тарифного дела), а также производственной программы, представленной в РСТ Пермского края 04.12.2017, где автомобили поименованы как «административный транспорт». Принимая во внимание, что в тарифном деле, как и материалах административного дела, отсутствуют документы, подтверждающие использование указанных выше автомобилей в регулируемом виде деятельности Общества, в связи с изложенным, следует признать правомерным определение тарифным органом парка спецтехники в количестве 7 единиц.

Судом отклоняется довод административного истца о том, что РСТ Пермского края в нарушение пунктов 15, 17, 18 Методических указаний и пунктов 29, 30 Основ ценообразования при определении расходов Общества на приобретение дизельного топлива и ГСМ не правомерно не учла объем ожидаемого расхода топлива на 2018 год исходя из 9 единиц спецтехники и увеличения объема размещаемых на полигоне отходов в 1,5 раз, а также представленного Приказа предприятия о нормах расхода топлива и ГСМ от 29.12.2017 № Б<***>-17-12-29/3.

Вопрос о порядке определения расходов регулируемой организации на приобретение сырья и материалов, используемых для производственных нужд, урегулирован пунктами 14, 40 Основ ценообразования и пунктом 16 Методических указаний. Согласно данным нормам, расходы на приобретение сырья и материалов рассчитываются как сумма расходов по каждому виду сырья и материалов, являющихся произведением плановых (расчетных) цен на сырье и материалы и экономически обоснованных объемов потребления сырья и материалов. При определении расчетных значений расходов орган регулирования использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов и цены (тарифы) на них, с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 14 Основ ценообразования. В случае невозможности получения сведений из одного из источников регулирующий орган последовательно использует последующие источники.

Как было указано выше расчетный объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются в соответствии с пунктом 14 Методических указаний на основании данных о фактическом объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов - исходя из данных территориальной схемы или, при ее отсутствии, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Тарифы для ООО «Буматика» (ИНН <***>) устанавливались впервые, так как из материалов, представленных в тарифное дело, следует, что деятельность по размещению ТКО Общество осуществляло на полигоне с 29.12.2017 на основании заключенного 18.12.2017 Концессионного соглашения, договора № 313 от 29.12.2017 безвозмездного пользования недвижимым имуществом, заключенным между ООО «Буматика» (ИНН <***>) и Комитетом имущественных отношений и территориального планирования администрации Краснокамского муниципального района (стр. 23-125 том 2 тарифного дела).

Информацию о фактических объемах образования ТКО Общество за последний отчетный год (2017 год) не представило, как и не представило данные о динамике образования отходов за последние 3 года, в связи с чем, при расчете тарифов на услуги по захоронению ТКО административным ответчиком обоснованно принята масса ТКО в размере 100 тыс. тонн по данным Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Пермского края, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края от 09.12.2016 № СЭД-35-01-12-503 (далее также - Территориальная схема), что соответствует положениям пункта 18 Основ ценообразования.

Представленные в деле расчетный объем и масса ТКО, оформленные в соответствии с Приложением 2 и Приложением 3 к Методическим указаниям, с предложением об установлении тарифов 04.12.2017 (стр. 388-389 том 1 тарифного дела) и с предложением от 21.02.2018 (стр. 156-157 том 2 тарифного дела), уточняющая справка от 16.10.2018 (том 7 тарифного дела), формы 2-ТП (отходы) за 2016 и 2017 годы (том 6 тарифного дела) содержат противоречивую информацию. Иные статистические данные ООО «Буматика» (ИНН <***>) о фактической массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год, оформленные в соответствии приложением № 2 к Порядку учета в области обращения с отходами, утвержденному приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721, а также действовавшим Федеральным классификационным каталогам отходов, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 № 242 в материалы тарифного дела не представлены.

Суд исходит из того, что принятое регулирующим органом среднегодовое размещение отходов в 100 тыс. тонн не противоречит проектной вместимости и фактической мощности эксплуатируемого ООО «Буматика» полигона. Как следует из концессионного соглашения, вместимость объекта размещения отходов составляет 2008819 куб.м (1614600 тонн) с учетом присоединения 4 карты. По состоянию на 01.01.2017 размещено на полигоне 659411 тонн. По территориальной схеме остаточная емкость спорного полигона составляет 957, 6 тыс. тонн (стр. 45 том 2 тарифного дела, стр. 45 территориальной схемы).

Утверждение административного истца о том, что в РСТ Пермского края были представлены документы, подтверждающие осуществление деятельности по размещению ТКО с 2015 года, опровергается материалами тарифного дела.

Представленный в материалы дела договор субаренды от 21.12.2016 № Б2129-16-12-21/1 (на срок до 31.12.2017) земельных участков с кадастровыми номерами ** и ** (участки захоронения отходов 1-3 карты) правомерно не принят тарифным органом в подтверждение осуществления деятельности на полигоне с 23.12.2016 (акт приема-передачи объектов), в связи с не представлением с договором субаренды согласия арендодателя передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем) в порядке пункта 2 статьи 615 ГК РФ, а также отсутствия государственной регистрации договора в соответствии с пунктом 2 статьи 651 ГК РФ, пунктом 2 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации, так как договор заключен на срок с 23.12.2016 по 31.12.2017.

При этом следует принять во внимание имеющиеся в тарифном деле и в материалах настоящего дела документы, указывающие на то, что Комитетом имущественных отношений и территориального планирования администрации Краснокамского муниципального района уведомление об изменении размера арендной платы за землю на 2017 год по договору аренды от 09.08.2008 № 133 направлялось в адрес ООО «Буматика» (ИНН <***>), а из договоров субаренды, заключенных между ООО «Буматика» (ИНН <***>) и ООО «Буматика» (ИНН <***>) 01.09.2015, следует, что арендатор передавал в субаренду не только земельные участки, но и пусковой и технологический комплекс по захоронению твердых бытовых отходов, участок захоронения отходов.

На основании изложенного, орган регулирования при определении объема расхода дизельного топлива и ГСМ правомерно использовал экономически (технологически, технически) обоснованные объемы потребления сырья, по данным организации, исходил из количества единиц техники регулируемой организации и объема, размещаемых на полигоне ТКО.

По изложенным выше обстоятельствам не имеется оснований утверждать, что РСТ Пермского края при определении расходов на приобретение дизельного топлива и ГСМ допущено нарушение пунктов 40, 41, 14 Основ ценообразования, пунктов 16, 17 Методических указаний.

Расходы на оплату труда основного производственного персонала приняты РСТ Пермского края в размере 3 578, 3 тыс. рублей, снижены от предложения Общества на 913, 6 тыс. рублей (от 4491,9 тыс. рублей). Отчисления на социальные нужды включены в размере 30,3% к фонду оплаты труда.

На 2018 год фонд оплаты труда основного производственного персонала рассчитан органом регулирования исходя из ставки рабочего 1 разряда в размере 12424,6 руб./мес. в общей сумме 3578, 3 тыс. руб. на основании Постановления Правительства Пермского края от 25.07.2018 № 422-п «Об установлении величины прожиточного минимума за 2 кв. 2018 года» 10804 рублей с учетом уральского коэффициента из расчета численности основного производственного персонала 24 человека согласно нормативам в соответствии со штатным расписанием на период с 01.01.2018 (12424, 6 руб./мес. х 24 чел. х 12 мес./1000 = 3578, 3 тыс. руб.).

Согласно пункту 42 Основ ценообразования, при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

В силу пункта 26 Методических указаний при определении расходов на оплату труда учитываются параметры отраслевого тарифного соглашения (при его наличии), параметры трехстороннего соглашения, заключенного представителями работников, работодателей и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления (региональное отраслевое соглашение) (при его наличии), условия коллективного договора, размер фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования и планового и (или) фактического уровня фонда оплаты труда, сложившегося за последний период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, прогнозный индекс потребительских цен.

Поскольку ООО «Буматика» ранее не осуществляло регулируемую деятельность, оно не располагало данными о фактически понесенных расходах на оплату труда за предыдущие периоды регулирования. В РСТ Пермского края первоначально Обществом представлены: штатное расписание на 01.01.2018, Приложение № 5 (с расчетом расходов на оплату труда), соглашение о минимальной заработной плате в Пермском крае на 2017-2019 годы от 11.11.2016 № СЭД-01-37-89, постановление Правительства Пермского края от 01.11.2017 № 888-п (стр. 398-400 тарифное дело том 1). В расчете регулируемой организацией была заявлена численность основного производственного персонала 12 человек, среднемесячная оплата труда 13282, 5 рублей, при фактической средней заработной плате за 2016 год в размере 12075 рублей.

Дополнительно представленные материалы 21.02.2018 в части расчета расходов на оплату труда (Приложение № 5 к Методическим указаниям на стр. 183-185 том 2 тарифного дела) содержат информацию о численности в 2018 году основного производственного персонала 24 человека, среднемесячной оплате труда 15596, 88 рублей, фонде оплаты труда в размере 4491, 90 тыс. рублей.

На результаты предварительной экспертизы предложений об установлении тарифов 27.07.2018 ООО «Буматика» представила свои возражения, скорректировав статьи затрат «оплата труда основного производственного персонала» из расчета 24 человека на 2018 год, рассчитав фонд оплаты труда в размере 3578, 3 тыс. рублей, учитывая ставку рабочего 1 разряда 12424, 6 рублей (минимальный прожиточный минимум).

При этом Общество не представило Положение об оплате труда своих работников, трудовые договоры с работниками, данные о фактически отработанном времени, фактических разрядах рабочих, бухгалтерские документы о перечислении заработной платы работникам, в связи с чем РСТ Пермского края расчет затрат на оплату труда произвела исходя из предложения ООО «Буматика» - из минимального размера оплаты труда в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы, утвержденным Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 08.12.2016 (действовавшем на момент принятия тарифного решения), действие которого распространяется на полигоны по захоронению твердых коммунальных отходов.

Согласно пункту 2.3 названного Отраслевого тарифного соглашения минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), устанавливается согласно Приложений № 1 к настоящему Соглашению. Заработная плата работника, рассчитанная на основании минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, не может быть менее законодательно установленного в субъекте Российской Федерации минимального размера оплаты труда и величины прожиточного минимума на душу населения, установленных законами субъектов Российской Федерации.

Величина прожиточного минимума на душу населения в Пермском крае на II квартал 2018 года для трудоспособного населения установлена Постановлением Правительства Пермского края от 25.07.2018 № 422-п в размере 10804 рубля. С учетом уральского коэффициента составляет 12424, 6 рублей.

Средняя заработная плата основного производственного персонала принята в соответствии с предложением организации от базовой месячной тарифной ставки рабочего первого разряда в размере 12 424, 6 рублей, без учета иных выплат, связанных с режимом работы и условиями труда, премирования и прочих надбавок.

Фонд оплаты труда ремонтного персонала определен специалистами органа регулирования в размере 596, 4 тыс. рублей также в соответствии с предложением организации от базовой месячной тарифной ставки рабочего первого разряда и рассчитан исходя из штатной численности 4 единицы. При исчислении заработной платы ремонтного персонала, как и основного производственного персонала ООО «Буматика» в тарифное дело не представила доказательств осуществления выплат персоналу, связанных с режимом работы и условиями труда, о премировании работников, осуществлении иных выплат, предусмотренных коллективным договором.

Поскольку статья затрат «Отчисления на социальные нужды» является расчетной и расходы по ней принимаются в зависимости от принятого размера фонда оплаты труда и дополнительного учета не требуют, суд признает экономически обоснованными расходы по указанной статье затрат в отношении основного производственного персонала и ремонтного персонала, учтенные органом регулирования в общем размере 30,3% на основании статьи 425 Налогового кодекса Российской Федерации.

Прочие производственные расходы учтены регулирующим органом в размере 763 тыс. рублей, вместо заявленных ООО «Буматика» 20814, 4 тыс. рублей на уровне фактических данных за 2017 год: в том числе, мониторинг окружающей среды, банковские гарантии для обеспечения обязательств по концессионному соглашению, предрейсовые осмотры. Непосредственно подтвержденные Обществом затраты в размере 653, 9 тыс. рублей на рекультивацию полигона отнесены регулирующим органом в статью затрат «нормативная прибыль».

Административный истец не согласен с тем, что в составе прочих производственных расходов не учтены планируемые затраты Общества в сумме 20000 тыс. рублей на рекультивацию полигона на основании концессионного соглашения.

Суд с данными доводами административного истца согласиться не может, поскольку затраты на формирование резервного фонда для рекультивации полигона не подлежали включению в необходимую валовую выручку ООО «Буматика», поскольку представленные обществом документы не соответствуют требованиям пункта 14 Основ ценообразования, подпункта "е" пункта 8 Правил регулирования тарифов и не подтверждают экономическую обоснованность затрат.

Разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель (пункты 3, 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель»).

Согласно пунктам 6 - 7 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации № 525, Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству № 67 от 22.12.1995 (действовавших на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта), рекультивация включает, в том числе, проектно-изыскательские работы, государственную экологическую экспертизу проекта рекультивации, деятельность рабочих комиссий по приемке-передаче рекультивированных земель (транспортные затраты, оплату работы экспертов, проведение полевых обследований, лабораторных анализов и др.) и иные работы, предусмотренные проектом рекультивации.

Разработка проектов рекультивации осуществляется на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного участка.

В составе производственных расходов учитываются затраты на оплату выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями работ и (или) услуг, связанных с эксплуатацией объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, и прочие производственные расходы, определяемые в соответствии с Методическими указаниями (подпункты "в" и "ж" пункта 30 Основ ценообразования).

Следовательно, затраты на рекультивацию полигона могут быть включены в НВВ при условии их экономической обоснованности и документального подтверждения.

Согласно положениям концессионного соглашения от 18.12.2017 объем инвестиций в размере 200000 тыс. рублей направлен на рекультивацию и реконструкцию полигона захоронения твердых бытовых отходов г. Краснокамск. Работы по рекультивации включают, в том числе, работы на 4-ой карте участка захоронения отходов, строительство которой осуществляется в порядке реконструкции полигона, при этом работы выполняются поэтапно, по мере заполнения карт участков захоронения, окончательная рекультивация полигона установлен в период со дня получения заключения государственной экологической экспертизы Проектной документации до 31.12.2030 (пункты 4.3, 4.6, 4.7, 9.3, Приложение 6 к соглашению).

Между тем ООО «Буматика» в материалы тарифного дела представило только расчет указанных расходов без приложения экономического обоснования исходных данных. В материалах дела, так же как и в материалах тарифного дела отсутствует согласованный в установленном порядке проект рекультивации и документы, подтверждающие расходы на его разработку. Расчет общества фактически представляет собой ориентировочную стоимость работ и материалов, проведение которых потребуется по окончании срока эксплуатации полигона до 31.12.2028, без указания источников цен, нормативов расхода материалов. Данные обстоятельства не оспариваются и административным истцом в ходе рассмотрения дела, который указал, что проект рекультивации был разработан, но не утвержден до настоящего времени.

Ремонтные расходы ООО «Буматика» были уменьшены с 3131 тыс. рублей по предложению организации до 2065, 2 тыс. рублей, в связи со снижением расходов регулируемой организации на запчасти и ремонт спецтехники и основных средств на 851, 7 тыс. рублей (утверждены в размере 1288,1 тыс. рублей), а также снижением расходов на оплату труда ремонтного персонала на 164, 3 тыс. рублей (утверждены в размере 596, 4 тыс. рублей) и как следствие уменьшения отчислений на социальные нужды на 49,8 тыс. рублей (утверждены в размере 180,7 тыс. рублей).

Как было указано выше расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды ремонтного персонала приняты РСТ Пермского края в соответствии с требованиями пункта 41 Основ ценообразования, пункта 26 Методических указаний и статьи 425 Налогового кодекса Российской Федерации, и подлежат признанию экономически обоснованными.

Пунктом 43 Основ ценообразования установлено, что при определении расходов регулируемой организации на текущий и капитальный ремонт используются расчетные цены и экономически (технически, технологически) обоснованный объем ремонтных работ, предусмотренный производственной программой регулируемой организации.

Аналогичные положения содержатся в пункте 18 Методических указаний.

Регулирующий орган на 2018 год учел затраты на ремонт спецтехники в размере 1288, 1 тыс. рублей на уровне фактически представленных данных за 2017 год – 1238, 5 тыс. рублей, в том числе: ремонт и содержание основных средств – 326, 94 тыс. рублей, расходы на содержание грузового транспорта – 357, 8 тыс. рублей, расходы на содержание спецтехники – 553, 7 тыс. рублей с учетом индекса роста цен 104% по данным прогноза Минэкономразвития России на 2018 год.

Административный истец указывает, что размер планируемых расходов на текущий ремонт основных средств был рассчитан от объема планируемых к размещению на полигоне твердых бытовых отходов в 100 тыс. тонн, что составляет рост объемов производственных фондов на 33,3% (подтверждающие документы за 2017 год на стр. 163, 227, 255-266, 267-320, 351-372 том 2 тарифного дела).

Как следует из представленной на утверждение тарифного органа производственной программы, ООО «Буматика» включены мероприятия по текущему ремонту и обслуживанию основных средств (спецтехники и прочего имущества, используемого в процессе обработки и захоронения ТКО). При этом в составе фактически понесенных расходов на обслуживание и ремонт транспортных средств было включено 9 единиц транспорта, из которых 2 единицы административного транспорта.

Вместе с тем, мероприятия производственной программы могут включать такие мероприятия, которые направлены на обеспечение поддержания объектов обработки, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов в состоянии, соответствующем установленным требованиям технических регламентов. Поскольку, как было указано выше, РСТ Пермского края правомерно был определен парк спецтехники в количестве 7 единиц, то оснований для учета еще двух единиц административного транспорта при расчете фактических расходов за 2017 год на обслуживание и ремонт основных средств не допустимо (пункт 4 Правил разработки, утверждения и корректировки производственных программ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2016 № 424).

Доказательств того, что ООО «Буматика» при разработке производственной программы в текущий ремонт включило мероприятия, направленные на проведение периодических работ исходя из срока полезного использования объектов и оборудования, в материалы тарифного дела не представлено, как и не было представлено доказательств периодичности таких работ. С учетом изложенного, при определении размера затрат на ремонт спецтехники и основных средств органом регулирования размер расходов на ремонт установлен в соответствии с требованиями пункта 43 Основ ценообразования и пункта 18 Методических указаний.

Основные показатели на реализацию производственной программы учтены РСТ Пермского края в соответствии с Основами ценообразования на основании пункта 14 Правил разработки, утверждения и корректировки производственных программ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2016 № 424.

РСТ Пермского края на 2018 год учла расходы на аренду имущества в размере 4320, 2 тыс. рублей, против заявленных Обществом 4986,1 тыс. рублей, исключив затраты в размере 148, 45 тыс. рублей на аренду автомобиля УАЗ-220695-03, как не подлежащего учету при определении НВВ в связи с тем, что использование данного транспортного средства не связано с осуществлением регулируемого вида деятельности. Исключив затраты на аренду погрузчика фронтального SDLG LG933L в сумме 517, 44 тыс. рублей, как не используемого в период 2017 года, а также тарифным органом не учтена концессионная плата в размере 38,5 тыс. рублей.

Суд находит законным и обоснованным исключение из необходимой валовой выручки затрат на аренду автомобиля УАЗ-220695-03, ввиду того, что транспортное средство не используется ООО «Буматика» при осуществлении регулируемого вида деятельности.

Как следует из материалов тарифного дела (стр. 126, 193 том 1 тарифного дела) погрузчик фронтальный SDLG LG933L в 2017 году не использовался в процессе обработки и захоронения ТКО, в Приложении 1 «Транспорт и спецтехника» данный погрузчик не включен, в Приложении 7 «Определение расходов на топливо» расходы Общества на погрузчик фронтальный в 2018 году не были заложены, в связи чем, на основании пункта 22 Основ ценообразования РСТ Пермского края правомерно не учла расходы на аренду указанного транспортного средства.

РСТ Пермского края правомерно в силу положений пунктов 15 и 35 Основ ценообразования не учла в составе аренды концессионную плату, ссылаясь на то, что ООО «Буматика» не представлены в тарифное дело платежные поручения, оборотно-сальдовые ведомости, анализ счетов на которых могла быть отражена «концессионная плата», в приложении 9 (стр. 197 том 1 тарифного дела) Обществом представлена расшифровка прочих производственных расходов, в пункте 2.2 которого концессионная плата за 2017 и 2018 годы равна нулю.

Кроме того, следует учитывать, что переданные по концессионному соглашению объекты (Приложение № 1 к концессионному соглашению) участвуют в непосредственном производственном процессе по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, и при расчете затрат на аренду необходимо руководствоваться положениями, закрепленными в пункте 35 Основ ценообразования, а именно исходить из принципа возмещения арендодателю амортизации, налогов на имущество, в том числе на землю, и других обязательных платежей собственника передаваемого в аренду имущества, связанных с владением указанным имуществом.

В строке «Выпадающие доходы» орган регулирования учел сумму дохода в размере предложения ООО «Буматика», полученного от продажи вторичных материалов, уменьшив НВВ на 12315, 8 тыс. рублей (стр. 163 том 2 тарифного дела) в соответствии с пунктом 12 Основ ценообразования.

В соответствии с пунктом 11 Методических указаний из необходимой валовой выручки регулируемой организации исключаются доходы, полученные от продажи вторичных материальных ресурсов, электроэнергии, тепловой энергии, газа и других ресурсов, полученных из отходов, при этом стоимость таких ресурсов определяется органом регулирования на основе данных, предоставляемых регулируемой организацией и может устанавливаться на долгосрочный период регулирования.

Согласно положениям пунктов 7, 8, 17, 18 Правил регулирования цен установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений организаций об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных в обоснование этих предложений. К числу обосновывающих документов относится расчет расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами с приложением экономического обоснования исходных данных, разработанного в соответствии с Методическими указаниями.

Приложением 1 к Методическим указаниям предусмотрено, что в перечень материалов, включаемых в предложение по установлению тарифов методом экономически обоснованных расходов входит расчет тарифа, оформленный в соответствии с приложением 4 к Методическим указаниям.

Поскольку ООО «Буматика» представило в регулирующий орган предложение об установлении тарифов, в котором указало получение дохода от продажи отсортированного вторсырья на сумму 12315,8 руб., подтвердив размер выпадающих доходов за 2017 год соответствующими бухгалтерскими документами, РСТ Пермского края правомерно учла предложение организации при формировании необходимой валовой выручки, исключив из нее заявленные ООО «Буматика» доходы. Иных предложений организацией представлено не было.

Ссылка административного истца на то, что 12.10.2018 Обществом были представлены возражения на предварительный расчет тарифа регулирующего органа, а также дополнительные документы в виде бухгалтерского регистра «Продажи» за 9 месяцев 2018 года, которыми подтвержден доход от продажи вторсырья за 9 месяцев 2018 года на сумму 2873, 2 тыс. рублей за 127,346 тыс. тонн, не свидетельствует о нарушении тарифным органом положений действующего тарифного законодательства.

Как указала в ходе судебного заседания свидетель Щ., в материалы тарифного дела ООО «Буматика» были представлены бухгалтерские документы за 2017 год, в которых отражена сумма дохода от продажи вторсырья в размере 12315, 8 рублей. С возражениями 12.10.2018 были представлены документы о полученном доходе за 9 месяцев 2018 года, однако они не могли быть учтены при установлении тарифа на 2018 год, так как не влияли на полученные доходы от продажи вторсырья за 2017 год.

В составе нормативной прибыли РСТ Пермского края учла затраты на капитальные вложения на 2018 год в размере 653, 91 тыс. рублей (рекультивация полигона) в размере фактически понесенных затрат за 2017 год, которые подтверждены документально (стр. 114-118 том 3 тарифного дела). Поскольку затраты на сумму 20000 тыс. рублей не были подтверждены документально во включении данной суммы было отказано.

В силу пункта 38 Основ ценообразования нормативная прибыль включает в себя: а) расходы на капитальные вложения (инвестиции), определяемые в соответствии с утвержденными инвестиционными программами регулируемых организаций; б) средства на возврат займов и кредитов, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы регулируемой организации; в) экономически обоснованные расходы на выплаты, предусмотренные коллективными договорами, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (расходов, относимых на прибыль после налогообложения) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Как указал административный истец планируемая сумма в размере 20000 тыс. рублей представляет собой инвестиции в общем размере 4012, 71 тыс. рублей, направленные на подготовку проектной документации по реконструкции и рекультивации полигона, а также на выполнение мероприятий по модернизации линии обработки ТКО, в том числе доля расходов, относящаяся к регулируемому виду деятельности 3278, 39 тыс. рублей.

Пунктом 24(1) Методических указаний установлено, что для юридического лица, впервые представившего предложение об установлении тарифов, в случае, если им реализованы мероприятия утвержденной инвестиционной программы в части соответствующего регулируемого вида деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, расчет нормативной прибыли осуществляется исходя из необходимости компенсации расходов на капитальные вложения (инвестиции), определенных в соответствии с такой инвестиционной программой, и расходов на возврат займов и кредитов, привлеченных на реализацию мероприятий инвестиционной программы, а также процентов по таким займам и кредитам, размер которых определен с учетом положений, предусмотренных пунктом 12 настоящих Методических указаний.

При этом расходы на капитальные вложения (инвестиции) учитываются в размере фактически произведенных расходов на реализацию мероприятий инвестиционной программы (п. 24(1) введен Приказом ФАС России от 01.11.2018 № 1488/18).

Системный анализ положений пунктов 38, 38 (1) Основ ценообразования и пункта 24 (1) Методических указаний, позволяет суду прийти к выводу, что орган регулирования в отсутствии утвержденной на 26.10.2018 (на дату установления тарифов на захоронение ТКО) инвестиционной программы вправе был учесть фактически понесенные расходы организации в виде капитальных вложений (инвестиций), направленных на реконструкцию, рекультивацию полигона.

Вместе с тем, административный истец в ходе рассмотрения дела не отрицал, что в 2017 году фактические затраты на рекультивацию составили 653, 91 тыс. рублей, данное обстоятельство подтвердил и допрошенный в судебном заседании свидетель, затраты на разработку проектов по реконструкции и рекультивации до настоящего времени не понесены, так как разработанные проекты в 2018 году не прошли экспертизу, в связи с чем, оснований для включения в составе нормативной прибыли планируемых затрат на капитальные вложения, ни в размере 4012, 71 тыс. рублей, ни в размере 20000 тыс. рублей не имелось.

Принимая во внимание, что в утвержденной производственной программе перечень мероприятий по текущей эксплуатации объектов, соответствует мероприятиям, заложенным административным истцом, планируемый объем размещаемых отходов, объем финансовых потребностей необходимых для реализации программы, инвестиционная составляющая на реализацию производственной программы учтены при установлении тарифов в порядке, установленном Основами ценообразования, суд приходит к выводу, что не имеется оснований для признания Постановления № 22-о в части утверждения производственной программы недействующим.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что необходимая валовая выручка ООО «Буматика» установлена в соответствии с требованиями нормативных правовых актов в области регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами. Оспариваемым Постановлением № 22-о не нарушены права, свободы и законные интересы административного истца, при принятии нормативного правового акта соблюдены требования правовых актов, устанавливающих полномочия РСТ Пермского края (Министерства по тарифам Пермского края), как и соблюдены форма и вид нормативного правового акта, процедура его принятия и введения в действие, оснований для признания Постановления № 22-о недействующим не имеется.

Утверждение административного истца о том, что регулирующим органом нарушен порядок установления тарифов, предусмотренный Правилами регулирования тарифов, суд находит не основанным на материалах тарифного дела, поскольку РСТ Пермского края неоднократно в соответствии с требованиями пункта 13 Правил регулирования тарифов запрашивались от ООО «Буматика» обосновывающие материалы, в том числе дополнительные сведения, подтверждающие фактически понесенные регулируемой организацией расходы в 2017 году.

Ссылка ООО «Буматика» на то, что РСТ Пермского края обязана была учесть показатели объема валовой выручки, указанной в концессионном соглашении, то есть предыдущего оператора Полигона ТБО в Краснокамском районе с учетом индексов-дефляторов 2015-2017 годов, правомерно отклонена регулирующим органом при определении необходимой валовой выручки ООО «Буматика» (ИНН <***>).

Регулирующий орган в соответствии с пунктом 17 Основ ценообразования проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении. Органом регулирования был рассчитан размер НВВ ООО «Буматика» на основании представленных в тарифном деле документов, в то время как в концессионном соглашении от 18.12.2017 указан не экономически обоснованный размер валовой выручки.

В отношении Приказа № СЭД-46-04-38-30 судом установлено следующее.

Основанием для принятия указанного приказа послужило то, что органом регулирования утверждена инвестиционная программа в области обращения с твердыми коммунальными отходами административного истца на 2018 - 2028 годы. При этом общий объем финансирования определен органом регулирования в размере 653, 9 тыс. рублей за счет прибыли, направленной на инвестиции, в то время как ООО «Буматика» объем финансирования в части обработки ТКО на 2018 год определила в размере 3050, 85 тыс. рублей, на мероприятия по подготовке проектной документации для реализации мероприятий инвестиционной программы 961, 86 тыс. рублей.

Суд считает, что при утверждении инвестиционной программы на 2018 год РСТ Пермского края допущено нарушение порядка утверждения инвестиционной программы, установленного Правилами разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2016 № 424 (далее - Правила разработки и утверждения инвестиционных программ).

Совокупный анализ положений пунктов 2, 5, 8, 11, 11(2), 11 (3), 14, 16, 17, 19, 26, 29, 38 Правил разработки и утверждения инвестиционных программ позволяет суду прийти к выводу, что проект инвестиционной программы, как и доработка его проекта в случае не обоснованности расходов на реализацию мероприятий инвестиционной программы, разрабатываются регулируемой организацией.

Региональная служба по тарифам Пермского края по результатам рассмотрения проекта инвестиционной программы ООО «Буматика» на соответствие требованиям раздела II настоящих Правил при выявлении не обоснованности расходов на реализацию мероприятий инвестиционной программы вправе была истребовать у регулируемой организации обосновывающие расчеты и (или) направить Обществу уведомление об отказе в утверждении проекта инвестиционной программы с описанием выявленных несоответствий и приложением проекта инвестиционной программы.

После получения доработанного проекта инвестиционной программы с учетом устранения указанных уполномоченным органом замечаний по инвестиционной программе утвердить проект инвестиционной программы, либо передать вопрос на разрешение согласительной комиссии.

Вместе с тем, данных действий регулирующий орган не совершил. После доработки ООО «Буматика» проекта инвестиционной программы, РСТ Пермского края утвердила проект инвестиционной программы, внеся в него свои корректировки, что свидетельствует о нарушении процедуры утверждения инвестиционной программы и не соответствии Приказа № СЭД-46-04-38-30 требованиям Правил разработки и утверждения инвестиционных программ, что влечет признание его недействующим.

Довод административного ответчика о том, что Приказ № СЭД-46-04-38-30 не является нормативным правовым актом, суд отклоняет, так как Приказ издан уполномоченным органом, направлен на урегулирование общественных отношений, опосредованно влияет на размер тарифа на захоронение ТКО, поскольку инвестиционная составляющая программы в порядке пункта 15 Правил регулирования тарифов может быть учтена в последующем периоде регулирования, следовательно, Приказ рассчитан на неоднократное применение, содержит нормы и правила, обязательные в отношении неопределенного круга лиц, подлежит официальному опубликованию в соответствии с требованиями пункта 20 Правил разработки и утверждения инвестиционных программ и пункта 4 Указа губернатора Пермского края № 37, и в силу изложенного отвечает признакам нормативного правового акта.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Определяя момент, с которого что Приказ № СЭД-46-04-38-30 должен быть признан недействующим, суд полагает, что поскольку он был принят с нарушением порядка его принятия, то подлежит признанию не действующим со дня его принятия.

Исходя из положений статьи 215 КАС РФ в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано на официальном сайте Министерства по тарифам Пермского края.

Руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Буматика» удовлетворить в части.

Признать недействующим со дня принятия Приказ Региональной службы по тарифам Пермского края от 30 октября 2018 года № СЭД-46-04-38-30 «Об утверждении инвестиционной программы в области обращения с твердыми коммунальными отходами ООО «Буматика» (Краснокамский район) на 2018 год».

В удовлетворении остальной части заявленных требований – отказать.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу на официальном сайте Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края: http://rst.permkrai.ru.

Решение может быть обжаловано и на него может быть принесено представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 29 марта 2019 года.

Судья (подпись)