ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-13/19 от 28.08.2019 Приморского краевого суда (Приморский край)

Дело № 3а-13/19

25ОS0000-01-2018-000342-57

Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

28 августа 2019 года город Владивосток

Приморский краевой суд в составе:

судьи Приморского краевого суда Римского Я.А.,

при секретаре Петровой Е.В.,

с участием прокурора Кольцовой М.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилкомхоз» к департаменту по тарифам Приморского края, заинтересованные лица Краевое государственное унитарное предприятие «Примтеплоэнерго» и администрация Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края о признании недействующим со дня принятия постановление департамента по тарифам Приморского края от 19 декабря 2017 года № 72/9 «Об установлении нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района» (в редакции постановления департамента по тарифам Приморского края от 27 декабря 2018 года № 73/2),

у с т а н о в и л:

департаментом по тарифам Приморского края 19 декабря 2017 года принято постановление № 72/9 «Об установлении нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района» (далее – постановление департамента по тарифам Приморского края от 19 декабря 2017 года № 72/9), которое официально опубликовано в изданиях Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru 26 декабря 2017 года и «Приморская газета» 27 декабря 2017 года спецвыпуск, № 154(1492).

Постановлением департамента по тарифам Приморского края от 27 декабря 2018 года № 73/2 «О внесении изменений в постановление департамента по тарифам Приморского края от 19 декабря 2017 года № 72/9 «Об установлении нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района» (далее – постановление департамента по тарифам Приморского края от 27 декабря 2018 года № 73/2), которое официально опубликовано в изданиях Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru 27 декабря 2018 года и «Приморская газета» 1 января 2018 года спецвыпуск № 1(1631), внесены изменения в приложение «Нормативы расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района» к постановлению департамента по тарифам Приморского края от 19 декабря 2017 года № 72/9, слова «0,06462127» заменены словами «0,0644112».

Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилкомхоз» (далее - ООО «УК «Жилкомхоз») обратилось в Приморский краевой суд с административным исковым заявлениям, уточнённым в ходе рассмотрения административного дела, о признании недействующим со дня его принятия постановление департамента по тарифам Приморского края от 19 декабря 2017 года № 72/9 (в редакции постановления департамента по тарифам Приморского края от 27 декабря 2018 года № 73/2). В обоснование заявленных требований представитель юридического лица указал, что данный нормативный правовой акт не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а именно, статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), а так же Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 (далее – Правила от 23 мая 2006 года № 306). Нормативы расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению определены и установлены с применением расчётного метода, однако административным ответчиком не были запрошены и учтены все показатели, которые согласно законодательству являются неотъемлемыми и обязательными элементами расчётного метода, а именно количество домов с неизолированными и изолированными стояками, с наличием или отсутствием полотенцесушителей, температура горячей воды, поступающей потребителям из системы централизованного горячего водоснабжения, проживающим в Ярославском городском поселении Хорольского муниципального района Приморского края и средняя продолжительность отопительного периода за пять предшествующих отопительных периодов подряд.

До рассмотрения дела по существу, суд привлёк к участию в административном деле в качестве заинтересованных лиц Краевое государственное унитарное предприятие «Примтеплоэнерго» (далее – КГУП «Примтеплоэнерго») и администрацию Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края.

Представители административного истца Ефимов Д.А. и Перова Н.А. в судебном заседании заявленные требования поддержали по основаниям и доводам, изложенным в административном исковом заявлении. По существу пояснили, что при установлении норматива и внесении изменений департаментом по тарифам Приморского края информация об оснащенности многоквартирных жилых домов изолированными или неизолированными стояками, наличия или отсутствия полотенцесушителей исходя из сведений, содержащихся в проектной документации домов, у органа местного самоуправления и управляющих организаций не запрашивалась, как не запрашивались у ресурсоснабжающей организации сведения о температуре горячей воды, поступающей потребителям из систем централизованного горячего водоснабжения, определяемой в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами. Администрацией Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края по запросу КГУП «Примтеплоэнерго» был предоставлен некий перечень, давность и первоисточник которого не определён. Данный перечень впоследствии ресурсоснабжающей организацией был предоставлен административному ответчику и послужил основанием для расчёта, оспариваемого норматива. В материалы административного дела были представлены акты, которые свидетельствуют об отсутствии системы горячего водоснабжения и полотенцесушителей в ряде многоквартирных жилых домов, но при этом норматив не дифференцируется. Кроме того, в нарушение пункта 15 Правил от 23 мая 2006 года № 306, согласно которому изменение нормативов потребления коммунальных услуг, и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме осуществляется в порядке, определённом для их установления, при внесении изменений в оспариваемое постановление административным ответчиком продолжительность отопительного периода 197 суток была взята на основании решения Приморского краевого суда от 28 ноября 2018 года за период 2012-2017 год, тогда как на момент внесения изменений закончился отопительный период 2017-2018 года, который при установлении норматива не рассматривался.

Представитель департамента по тарифам Приморского края Степаненко О.В. в судебном заседании доводы, указанные в представленных возражениях и дополнениях к ним поддержала, по существу пояснила, что для установления оспариваемого норматива информация об оснащённости многоквартирного или жилого дома неизолированными стояками и полотенцесушителями была предоставлена ресурсоснабжающей организацией по запросу регулирующего органа. В свою очередь КГУП «Примтеплоэнерго» перечень жилых домов Ярославского городского поселения, подключённых к открытой системе горячего водоснабжения, в которых имеются изолированные и неизолированные стояки и полотенцесушители был предоставлен органом местного самоуправления. Установив минимальную температуру воды равную 60°С, регулятор не нарушил права административного истца, поскольку температура воды в местах водоразбора должна быть не ниже 60°С и не выше 75°С. Многоквартирные и жилые дома, в которых отсутствует горячее водоснабжение не участвуют в расчёте норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Количество домов, представленных в перечне, не влияет на величину норматива, поскольку при его расчёте не используется ни площадь, ни количество домов. Постановление департамента по тарифам Приморского края от 27 декабря 2018 года № 73/2 принято на основании решения Приморского краевого суда от 28 ноября 2018 года по делу № 3а-167/18 и соответствует Правилам от 23 мая 2006 года № 306. При этом, департамент по тарифам Приморского края не рассчитывал новый норматив, а исправил ошибку, допущенную при расчёте норматива, установленного постановлением от 19 декабря 2017 года № 72/9 на которую указал суд, использовав показатель продолжительности отопительного сезона равный 197 суток. Обязанность использования данного показателя ещё и за отопительный период 2017-2018 года Правилами от 23 мая 2006 года № 306 не предусмотрена.

Представитель заинтересованного лица КГУП «Примтеплоэнерго» Иванов Е.Ю. в судебном заседании против удовлетворения заявленных административных исковых требований возражал по основаниям и доводам, указанным в представленных возражениях. По существу пояснил, что в силу пункта 32(1) Правил от 23 мая 2006 года № 306 уполномоченный орган устанавливает норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, с учётом вида системы горячего водоснабжения. Информация об оснащённости многоквартирного дома или жилого дома изолированными или неизолированными стояками и полотенцесушителями на территории субъекта Российской Федерации предоставляется органами местного самоуправления исходя из сведений, содержащихся в проектной документации домов. При отсутствии необходимых сведений в проектной документации дома указанная информация определяется на основании сведений, полученных от исполнителей коммунальных услуг. Такую информацию администрация Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края в письме от 19 октября 2017 года № 2103 предоставила в адрес ресурсоснабжающей организации. КГУП «Примтеплоэнерго» в свою очередь направило вышеуказанную информацию в адрес департамента по тарифам Приморского края. Таким образом, административным ответчиком не нарушен порядок получения информации, предусмотренный Правилами от 23 мая 2006 года № 306. Возможное наличие многоквартирных домов без полотенцесушителей на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края не означает, что расчёт норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, произведён неверно. При расчёте норматива административным ответчиком использована минимально допустимая температура горячей воды 60°С, что обусловлено принципом экономической целесообразности, поскольку использование температуры выше 60°С приведёт к неоправданному повышению платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению. Постановлением от 27 декабря 2018 года № 73/2 изменена величина норматива утверждённого в декабре 2017 года, следовательно, отопительные периоды с осени 2012 и по весну 2017 будут по отношению к обжалуемому нормативу предыдущими, подряд и последними.

Представитель заинтересованного лица администрации Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного разбирательства был извещён надлежащем образом, согласно ранее направленному отзыву удовлетворения административного иска возражений не имеет.

Выслушав объяснения представителей административного истца ООО «УК «Жилкомхоз» Ефимова Д.А. и Перовой Н.А., возражения представителя административного ответчика департамента по тарифам Приморского края Степаненко О.В., представителя заинтересованного лица КГУП «Примтеплоэнерго» Иванова Е.Ю., исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора Кольцовой М.Ю., полагавшей, что административные исковые требования подлежат удовлетворению частично, суд приходит к выводу о необходимости частичного удовлетворения заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учёта, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.

В соответствии с пунктом 3 Правил от 23 мая 2006 года № 306 нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Департамент по тарифам Приморского края, согласно пункту 1.2 Положения о департаменте по тарифам Приморского края, утверждённого постановлением администрации Приморского края от 14 февраля 2019 года № 85-па и пункту 2 раздела 1 Положения о департаменте по тарифам Приморского края, утверждённого постановлением администрации Приморского края от 6 августа 2007 года № 214-па, которое действовало на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, является органом исполнительной власти Приморского края, уполномоченным осуществлять функции государственного регулирования тарифов (цен) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и региональный государственный контроль (надзор) за их применением.

Постановлением департамента по тарифам Приморского края от 19 декабря 2017 года № 72/9, которое официально опубликовано в изданиях Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru 26 декабря 2017 года и «Приморская газета» 27 декабря 2017 года спецвыпуск, № 154(1492), установлены нормативы расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района. В настоящее время действует в редакции от 27 декабря 2018 года № 73/2.

Постановлением департамента по тарифам Приморского края от 27 декабря 2018 года № 73/2, которое официально опубликовано в изданиях Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru 27 декабря 2018 года и «Приморская газета» 1 января 2018 года спецвыпуск № 1(1631), внесены изменения в приложение «Нормативы расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района» к постановлению департамента по тарифам Приморского края от 19 декабря 2017 года № 72/9, слова «0,06462127» заменены словами «0,0644112».

Таким образом, постановление департамента по тарифам Приморского края от 19 декабря 2017 года № 72/9 (в редакции от 27 декабря 2018 года № 73/2) принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, опубликовано в установленном законом порядке и по этим основаниям не обжалуется.

Частью 5 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ) установлено, что тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.

Согласно части 9 статьи 32 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ) тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определённом основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными Правительством Российской Федерации.

Пунктом 24 Правил от 23 мая 2006 года № 306 предусмотрено, что норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении при установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду (далее - норматив потребления горячей воды) определяется путём установления норматива потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

Нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с применением расчётного метода определяются по формулам, предусмотренным разделом II приложения № 1 к настоящим Правилам (пункт 43 Правил от 23 мая 2006 года № 306).

В соответствии с пунктом 9 Правил от 23 мая 2006 года № 306 установление нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме производится по инициативе уполномоченных органов, ресурсоснабжающих организаций, а также управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных или иных специализированных потребительских кооперативов либо их объединений.

Уполномоченный орган проводит анализ представленных документов в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и при необходимости запрашивает дополнительные сведения у ресурсоснабжающей организации или управляющей организации обоснованием запроса.

Из оспариваемого Постановления следует, что нормативы расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края были определены расчётным методом по формулам, предусмотренным разделом II Приложения № 1 к Правилам от 23 мая 2006 года № 306.

В суде установлено и подтверждается материалами дела, что 7 апреля 2017 года в департамент по тарифам Приморского края поступило заявление КГУП «Примтеплоэнерго» об установлении норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края.

С целью сбора недостающих материалов 25 апреля 2017 года регулятором в адрес генерального директора ресурсоснабжающей организации направлено письмо «О нормативах расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды», в котором предложено предоставить данные: об оснащенности многоквартирных и жилых домов изолированными или не изолированными стояками и полотенцесушителями на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края, содержащиеся в проектной документации домов; средней температуре холодной воды в сети водопровода определённой на основании сведений, предоставленных органами гидрометеорологической службы; сведения о действующих нормативах.

В ответ на данное письмо в адрес департамента по тарифам Приморского края поступил Перечень жилых домов Ярославского городского поселения, подключённых к открытой системе горячего водоснабжения, в которых имеется изолированные и неизолированные стояки и полотенцесушители, ответ генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Метеосервис» (далее – ООО «Метеосервис») от 18 октября 2017 года о невозможности предоставления сведений о средней температуре холодной воды в сети водопровода, данные, необходимые для определения нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в форме таблицы.

Давая оценку доводам административного истца о несоответствии постановления департамента по тарифам Приморского края от 19 декабря 2017 года № 72/9 (в редакции постановления департамента по тарифам Приморского края от 27 декабря 2018 года № 73/2) требованиям законодательства, суд приходит к следующему.

Пункты 31 - 32(2) Правил от 23 мая 2006 года № 306, устанавливают порядок получения и изучения информации о типах домов для целей формирования выборки.

В соответствии с пунктом 32 Правил от 23 мая 2006 года № 306, уполномоченный орган дифференцирует нормативы потребления коммунальных услуг по группам многоквартирных домов или жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и расположенных в аналогичных климатических условиях, в соответствии с установленными настоящими Правилами требованиями.

В силу требований пункта 32(1) Правил от 23 мая 2006 года № 306, уполномоченный орган устанавливает норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, с учётом вида системы горячего водоснабжения (открытая, закрытая) внутри многоквартирного дома или жилого дома, а также следующих конструктивных особенностей таких домов: неизолированные стояки и полотенцесушители; изолированные стояки и полотенцесушители; неизолированные стояки и отсутствие полотенцесушителей; изолированные стояки и отсутствие полотенцесушителей.

Согласно пункту 24(1) Правил от 23 мая 2006 года № 306, при установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (Гкал на 1 куб.м), при применении расчётного метода определяется по формуле: 23.1 раздела II Приложения № 1 к Правилам от 23 мая 2006 года № 306, где:

Из Перечня жилых домов Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края, подключённых к открытой системе горячего водоснабжения, в которых имеется изолированные и неизолированные стояки и полотенцесушители, следует, что все 224 дома подключены к системе горячего водоснабжения и оборудованы неизолированными стояками и полотенцесушителями.

Вместе с тем, из ответа администрации Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края от 15 июля 2019 года, актов приёма многоквартирного жилого дома и актов осеннего осмотра многоквартирных жилых домов от 4 октября 2018 года, 15 октября 2018 года, 23 октября 2018 года, 24 октября 2018 года, 12 ноября 2018 года, 15 ноября 2018 года следует, что многоквартирные дома, расположенные по адресам: проезд Школьный, 2, 4, 5, улица Ленинская, 3, улица Ломоносова, 4, 7, 27, 30, улица Матросова, 11, 12, 14, 18, 19 в Ярославском городском поселении Хорольского муниципального района Приморского края к системе горячего водоснабжения подключены не были, в многоквартирных домах, расположенных по адресам: ул. Ломоносова, 7, 25, 27, 30, улица Матросова, 19, проспект Ленина, 6 в Ярославском городском поселении Хорольского муниципального района Приморского края полотенцесушители отсутствуют в связи с конструктивными особенностями указанных многоквартирных домов.

Дом, расположенный по адресу: Хорольский район, Ярославское городское поселение, улица Светланская, 33 является нежилым зданием хлоратной и иловой насосной, что подтверждается представленной представителем административного истца справочной информацией по объектам недвижимости Росреестра.

Информация об оснащённости многоквартирного дома или жилого дома изолированными или неизолированными стояками и полотенцесушителями на территории субъекта Российской Федерации предоставляется органами местного самоуправления исходя из сведений, содержащихся в проектной документации домов. При отсутствии необходимых сведений в проектной документации дома указанная информация определяется на основании сведений, полученных от исполнителей коммунальных услуг.

Таким образом, предусмотренный Правилами от 23 мая 2006 года № 306 порядок сбора информации был нарушен, административным ответчиком не представлено доказательств того, что регулирующим органом предпринимались действия по формированию объёма выборки каждого типа многоквартирных домов или жилых домов.

Кроме того, представленное письмо от 25 апреля 2017 года свидетельствует о том, что информация запрашивалась у ресурсоснабжающей организации, в распоряжении которой проектная документация по жилому фонду отсутствует. Обращение к исполнителям коммунальных услуг с целью установления значимых данных по фактическому состоянию предусмотрено Правилами от 23 мая 2006 года № 306 только в случае отсутствия необходимых сведений в проектной документации, о чём регулятору в установленном порядке должно быть доведено по запросу органами местного самоуправления.

Одним из показателей формулы 23.1 раздела II Приложения № 1 к Правилам от 23 мая 2006 года № 306 является tгв - температура горячей воды, поступающей потребителям из систем централизованного горячего водоснабжения (°С), определяемая в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.

Согласно пункту 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09, температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60°C и не выше 75°C.

В обжалуемом нормативном правовом акте регулятором применён минимальный показатель tгв - равный 60°C.

Поскольку, необходимая для расчёта норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в соответствии с пунктом 24(1) Правил от 23 мая 2006 года № 306 температура горячей воды, поступающей потребителям не должна быть меньше 60°С и не выше 75°C, административному ответчику необходимо было запросить информацию о температуре горячей воды, поступающей потребителям из систем централизованного горячего водоснабжения проживающим в Ярославском городском поселении Хорольского муниципального района Приморского края.

Ещё одной из переменных формул, предусмотренных разделом II Приложения № 1 к Правилам от 23 мая 2006 года № 306 является продолжительность отопительного периода (суток) (Формула 24).

Из пояснений представителя департамента по тарифам Приморского края следует, что постановление от 27 декабря 2018 года № 73/2 принято на основании решения Приморского краевого суда от 28 ноября 2018 года № 3а-167/18 по административному делу по административному исковому заявлению Ивановой Т.И., Друговой Л.И., Большак Т.А., Перовой Н.А., Нешенковой Т.Г. и ООО «УК «Жилкомхоз» об оспаривании в части постановления департамента по тарифам Приморского края от 28 марта 2018 года № 14/4 «О внесении изменений в постановление департамента по тарифам Приморского края от 7 октября 2015 года № 41/3 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Яковлевского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края», которым установлено, что количество дней среднесуточной температуры наружного воздуха +8 °С за периоды 2012-2013, 2013-2014, 2014-2015, 2015-2016, 2016-2017 годов, то есть за пять отопительных периодов равнялось 197.

Апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2019 года № 56-АПА19-4 решение Приморского краевого суда от 28 ноября 2018 года оставлено без изменения.

Согласно пункту 44 Правил от 23 мая 2006 года № 306 среднесуточная температура наружного воздуха в отопительный период определяется на основании сведений, предоставляемых органами гидрометеорологической службы за предыдущие пять отопительных периодов подряд, как среднеарифметическое средних суточных температур наружного воздуха за отопительный период. При отсутствии такой информации средняя температура наружного воздуха в отопительный период определяется исходя из климатических параметров, применяемых при проектировании зданий и сооружений, систем отопления.

В связи с окончанием на момент принятия оспариваемого постановления (в редакции постановления от 27 декабря 2018 года № 73/2) отопительного периода 2017-2018 года, суд считает, что регулятором при расчёте нормативов расчётным методом не верно применены значения среднесуточной температуры наружного воздуха за отопительные периоды 2012-2017 года.

Сведения о среднесуточной температуре наружного воздуха за период 2013-2018 год из органов гидрометеорологической службы департамент по тарифам Приморского края не запрашивал.

Довод представителя административного ответчика о том, что департамент по тарифам Приморского края не рассчитывал новый норматив, а исправил ошибку, допущенную при расчёте норматива, не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку изменение нормативов потребления коммунальных услуг осуществляется в порядке, определённом для их установления (пункт 15 Правил от 23 мая 2006 года № 306).

Установленный пунктом 16 Правил от 23 мая 2006 года № 306 перечень оснований для изменения нормативов потребления коммунальных услуг, в том числе по инициативе установившего их органа, является исчерпывающим.

Исходя из изложенного, требования административного истца в части оспаривания нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края подлежат удовлетворению.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд удовлетворяет заявленные требования, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признаётся не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определённой судом даты.

Как следует из разъяснений, содержащиеся в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», согласно которому если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Оспариваемое постановление подлежит признанию недействующим с момента вступления решения суда в законную силу, поскольку оно ранее применялось в конкретных правоотношениях, на его основании реализованы права граждан и организаций.

Принимая решение об удовлетворении административного искового заявления, суд, с учётом положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, считает необходимым обязать департамент по тарифам Приморского края опубликовать настоящее решение суда в официальном печатном издании в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 178, 180, 215-217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

р е ш и л:

административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилкомхоз» удовлетворить частично.

Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу постановление департамента по тарифам Приморского края от 19 декабря 2017 года № 72/9 «Об установлении нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района» (в редакции постановления департамента по тарифам Приморского края от 27 декабря 2018 № года 73/2).

Обязать департамент по тарифам Приморского края опубликовать сообщение о настоящем решении суда в официальном печатном издании данного органа исполнительной власти Приморского края, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Приморский краевой суд.

Судья Я.А. Римский