28OS0000-01-2019-000226-55 производство № 3а-13/2020
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
13 января 2020 года г. Благовещенск
Амурский областной суд в составе:
председательствующего судьи Диких Е.С.,
при секретаре Емельянове А.А.,
с участием административного истца Голощаповой М.А., представителя административного ответчика администрации г. Благовещенска Вивдич Е.Н., представителя административного ответчика финансового управления администрации г. Благовещенска Рожковой Н.А., представителя заинтересованных лиц правительства Амурской области и министерства социальной защиты населения Амурской области Туз М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ф.И.О.1 к администрации г. Благовещенска, финансовому управлению администрации г. Благовещенска о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины,
УСТАНОВИЛ:
Голощапова М.А. обратилась в Амурский областной суд с настоящим административным исковым заявлением, в обоснование указав, что постановлением администрации г. Благовещенска от 19.12.2013 г. Голощапова М.А. была принята на регистрационный учет как лицо, нуждающееся в жилом помещении из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Благовещенского городского суда Амурской области от 07 апреля 2016 г. на администрацию г. Благовещенска возложена обязанность по предоставлению Голощаповой М.А. жилого помещения на территории муниципального образования г. Благовещенска, общей площадью не менее 18 кв.м. 03 августа 2016 г. судебным приставом-исполнителем УФССП России по Амурской области было возбуждено исполнительное производство <номер>. До настоящего времени решение суда от 07 апреля 2016 г. не исполнено, администрация г. Благовещенска длительное время уклоняется от его исполнения. Кроме того, администрация г. Благовещенска не только не исполняет решение суда, но своими действиями (обращение в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда) способствует, чтобы предоставление жилого помещения было отложено на неопределенный срок. Определением суда от 19 июля 2019 г. в предоставлении отсрочки исполнения решения суда отказано. Длительность не исполнения решения суда (более трех лет) является чрезмерной и не отвечает критерию разумности. При этом не предоставление административному истцу жилого помещения в течение длительного времени нарушает гарантированное Конституцией Российской Федерации право на жилище и ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Кроме этого, административный истец является сиротой, не имеет материальной поддержки от родных и близких, не имеет своего жилья, имеет на иждивении несовершеннолетнюю дочь, вынуждена арендовать жилое помещение и нести дополнительные расходы по арендной плате, что ухудшает без того ее тяжелое материальное положение. На основании Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», просит суд взыскать с администрации г. Благовещенска за счет средств местного бюджета в пользу Голощаповой М.А. компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок 400000 рублей, судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В судебном заседании административный истец Голощапова М.А. на удовлетворении заявленных административных исковых требований настаивала, изложила доводы аналогичные административному исковому заявлению, в дополнение указав, что решение суда от 07 апреля 2016 г. до настоящего времени не исполнено. Сумма компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок сложилась из понесенных ею расходов по арендной плате жилого помещения, что в среднем в месяц составляет 12 000 руб. Просит административный иск удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации г. Благовещенска в судебном заседании, а также в письменных возражениях на административный иск, с заявленными требованиями не согласилась, указав, что в силу Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии сиротам на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Администрацией г. Благовещенска предпринимаются все возможные меры по исполнению решения суда, в том числе неоднократно направлялись обращения в правительство Амурской области, министерство финансов Амурской области, министерство социальной защиты населения Амурской области с просьбой о предоставлении финансирования в большем объеме, поскольку доведенных лимитов явно недостаточно для обеспечения данной категории лиц жилыми помещениями. Ни субъект Российской Федерации - Амурская область, ни главный распорядитель бюджетных средств - министерство социальной защиты населения Амурской области не исполняют свои обязательства по финансированию переданных органу местного самоуправления полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам в требуемом объеме. Просит в удовлетворении административного иска отказать.
Представитель финансового управления администрации г. Благовещенска в судебном заседании и в письменных возражениях на административный иск с заявленными требованиями не согласилась, указав, что финансовое обеспечение по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений осуществляется за счет средств областного бюджета в виде субвенций. На приобретение жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений в городском бюджете были предусмотрены ассигнования, которые за 2016 - 2019 годы освоены в полном объеме. Двухмесячный срок исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, в соответствии со ст. 36 Федерального закона «Об исполнительном производстве», не является пресекательным. Администрация г. Благовещенска принимает все необходимые меры, направленные на исполнение судебного акта по предоставлению жилого помещения, что подтверждается неоднократными обращениями в правительство Амурской области, министерство финансов Амурской области, министерство социальной защиты населения в течение 2016, 2017, 2018, 2019 годов с просьбой о выделении дополнительных денежных средств на приобретение жилых помещений детям-сиротам. Из поступивших ответов следует отсутствие возможности предоставить муниципальному образованию г. Благовещенска дополнительные субвенции. В действиях администрации г. Благовещенска отсутствует вина в неисполнении судебного акта, поскольку обязанность по финансированию дополнительных гарантий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по предоставлению жилых помещений, является расходным обязательством субъекта и предоставляется из областного бюджета в виде субвенции. Общая продолжительность исполнения судебного акта о предоставлении жилого помещения Голощаповой М.А. к моменту обращения административного истца в суд за компенсацией, с учетом предмета исполнения, особенностей бюджетного процесса и особенностей исполнения законодательства Российской Федерации в данной области, не выходит за рамки срока, который в конкретном случае является разумным. Просит в удовлетворении административного иска отказать.
Представитель заинтересованных лиц правительства Амурской области и министерства социальной защиты населения Амурской области в судебном заседании и в письменных возражениях от имени министерства социальной защиты населения Амурской области с заявленными требованиями не согласилась, указав, что в настоящее время в список детей-сирот, достигших 18 лет, которые подлежат обеспечению жильем в Амурской области, включено 2946 человек. Предварительный объем средств, необходимый для обеспечения указанных лиц жилыми помещениями составляет 3406369,23 тыс. руб. Из них 1065 человек, в отношении которых имеются неисполненные судебные решения, на исполнение которых необходимый объем средств составляет 369191,38 тыс. руб. Предусмотренные бюджетные ассигнования на реализацию мероприятия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам в установленном законом порядке были доведены до министерства, а впоследствии перераспределены между бюджетами муниципальных районов и городских округов. Учитывая рост численности детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, и снижение с 2017 г. объемов финансирования, министерством направлялось обращение в Министерство образования и науки Российской Федерации по вопросу увеличения Амурской области в 2017 г. объема субвенции на предоставление жилых помещений детям-сиротам. Из ответа Министерства образования и науки Российской Федерации от 02 марта 2017 г. следует, что в 2017 г. выделение дополнительных средств федерального бюджета на предоставление жилых помещений детям-сиротам Амурской области не планируется. О сложившейся ситуации по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот в 2017 г. министерством сообщалось прокурору Амурской области, заместителю Генерального прокурора Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе. Ходатайство о рассмотрении возможности выделения дополнительных средств было направлено в адрес Министра образования и науки Российской Федерации. Ходатайство о содействии в выделении дополнительных средств направлялось в адрес заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе. Также министерством было направлено обращение в министерство финансов Амурской области о рассмотрении возможности увеличения объема финансирования при уточнении бюджета на приобретение жилых помещений детям-сиротам. В августе 2018 г. губернатором Амурской области было направлено обращение Президенту Российской Федерации о выделении дополнительной финансовой помощи региону в размер 2,95 млр. руб., а также предложение Правительству Российской Федерации разработать правила определения очередности обеспечения жильем сирот с учетом даты постановки на регистрационный учет и даты вступления решения суда в законную силу. В июне 2019 г. на совещании губернатора Амурской области принято решение о разработке механизма совместного финансирования строительства жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, через государственные программы. 26 июля 2019 г. на совещании губернатора Амурской области принято решение об увеличении объема субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов области на обеспечение предоставления жилых помещений в 2019 г. Министерством, как главным распорядителем денежных средств, предприняты все возможные меры, предусмотренные действующим законодательством, направленные на увеличение субвенций на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и устранению сложившейся ситуации по неисполнению судебных решений по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений. Просит в удовлетворении административного иска отказать.
Представители заинтересованных лиц министерства финансов Амурской области, УФССП России по Амурской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, в соответствии со ст. 150, 258 КАС Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы настоящего административного дела, материалы гражданского дела <номер>, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что решением Благовещенского городского суда Амурской области от 07 апреля 2016 г., вступившим в законную силу 11 мая 2016 г., на администрацию г. Благовещенска Амурской области возложена обязанность предоставить Голощаповой М.А. (как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) жилое помещение на территории муниципального образования г. Благовещенска, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв.м., по договору специализированного найма жилого помещения.
19 мая 2016 г. Голощаповой М.А. получен исполнительный лист.
21 июля 2016 г. указанный исполнительный лист поступил в Специализированный отдел судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области (заявление от Голощаповой М.А. датировано 06 июля 2016 г., вх. № 14996/16 от 21 июля 2016 г.).
03 августа 2016 г. судебным приставом-исполнителем Специализированного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области на основании предъявленного Голощаповой М.А. исполнительного листа вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства <номер>, в отношении должника администрации г. Благовещенска, которое до настоящего времени не окончено.
Администрация г. Благовещенска обращалась в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения Благовещенского городского суда от 07 апреля 2016 г., в удовлетворении указанного заявления определением Благовещенского городского суда от 19 июля 2019 г., вступившим в силу 11 сентября 2019 г., было отказано.
С настоящим административным иском Голощапова М.А. обратилась в суд 29.11.2019 г.
В соответствии с ч.1 ст.6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950 г.) каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом.
Европейский суд по правам человека рассматривает стадию исполнения судебного решения как неотъемлемую часть судопроизводства, которое, по его мнению, завершается только в момент полного исполнения решения суда надлежащим образом в отношении надлежащего лица без каких-либо изъятий, в особенности, когда должником является государство или финансируемые им органы, иные публичные образования (постановления «Вассерман против Российской Федерации», «Плотниковы против Российской Федерации», «Рябых против Российской Федерации», Гиззатова против Российской Федерации и другие).
Согласно ч.1 ст.1 Федерального закона от 30 апреля 2010 г. №68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники, а также подозреваемые, обвиняемые, подсудимые, осужденные, оправданные, потерпевшие, гражданские истцы, гражданские ответчики в уголовном судопроизводстве, в предусмотренных федеральным законом случаях другие заинтересованные лица при нарушении их права на судопроизводство в разумный срок, в том числе лица, не являющиеся подозреваемыми, обвиняемыми или лицами, несущими по закону материальную ответственность за их действия, при нарушении разумного срока применения меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество, или права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
В силу ч.1 ст.250 КАС Российской Федерации лицо, полагающее, что государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, должностным лицом нарушено его право на исполнение судебного акта в разумный срок, может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок. Административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта (ч.4).
Как следует из ч.2 ст.1 Федерального закона от 30 апреля 2010 г. №68-РФ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации (далее - заявитель), за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков рассмотрения дела или исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц (ч.3).
В соответствии с ч.3 ст.258 КАС Российской Федерации при рассмотрении административного искового заявления о присуждении компенсации суд устанавливает факт нарушения права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок исходя из доводов, изложенных в административном исковом заявлении, содержания принятых по делу судебных актов, из материалов дела и с учётом следующих обстоятельств: правовая и фактическая сложность дела; поведение административного истца и иных участников судебного процесса; достаточность и эффективность действий суда или судьи, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения дела; достаточность и эффективность осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов; общая продолжительность судебного разбирательства по делу и неисполнения судебного акта.
В пункте 55 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 г. №11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» указано, что при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных п. 2 ст. 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта.
В силу ст.2 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно ст.36 указанного Федерального закона «Об исполнительном производстве» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6.1 настоящей статьи.
Как разъяснено в пункте 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 г. №11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7 Конституции РФ).
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72, п. «ж» ч. 1).
При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (п.3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (п.4).
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подп. 24 п. 2 ст. 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счёт средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ, имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 2).
В частности, данный Федеральный закон в ст. 8 предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (ст.4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях) (ст.5).
Согласно ст.109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Из абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» во взаимосвязи с другими приведенными законоположениями следует, таким образом, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, одним из принципов деятельности которых в силу подп. «ж» п.1 ст.1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий.
Конституция Российской Федерации, закрепляя основы конституционного строя Российской Федерации, устанавливает, что местное самоуправление в Российской Федерации признается и гарантируется в пределах своих полномочий самостоятельно, а его органы не входят в систему органов государственной власти (ст.12).
Местное самоуправление, согласно Конституции Российской Федерации, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ч.1 ст.130), оно гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (ст.133), его органы самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, решают иные вопросы местного значения, а также могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (ст.132).
Из ст.132 Конституции Российской Федерации, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30 ноября 2000 г. №15-П, следует, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем - федеральным или субъекта Российской Федерации - и только в форме закона с учетом установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 71-73).
Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с ч. 1 ст. 19 указанного Закона наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации.
Статья 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счёт и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.
Законом Амурской области от 11.04.2005 г. № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» государственные полномочия субъекта по обеспечению жильем лиц, рассматриваемой категории переданы органам местного самоуправления (ст. 5).
Согласно ч. 2 ст. 5 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 г. №472-ОЗ финансовое обеспечение расходов на предоставление дополнительных гарантий по социальной поддержке осуществляется за счет средств областного бюджета. Средства на реализацию полномочий, а также расходы на оплату услуг почтовой связи и (или) банковских услуг предоставляются бюджетам муниципальных районов и городских округов области из областного бюджета в виде субвенции. Порядок расходования субвенций устанавливается Правительством области. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения областного бюджета порядке на счета бюджетов муниципальных районов и городских округов.
Таким образом, в силу Закона Амурской области от 11 апреля 2005 г. № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления уполномочены на решение вопросов по предоставлению жилых помещений данной категории граждан по договорам специализированного найма за счет средств областного бюджета.
В соответствии с п.6 ст.140 Бюджетного кодекса, ч.2 ст.5 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 г. №472-ОЗ постановлением правительства Амурской области от 15 мая 2008 г. №113 утвержден Порядок расходования субвенции, предоставляемой бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно п. 2 указанного Порядка, министерство социальной защиты населения Амурской области (далее - главный распорядитель) на основании соглашений, заключенных с органами местного самоуправления о предоставлении субвенции бюджету муниципального образования, заявок органов местного самоуправления, представленных по форме, установленной главным распорядителем, а также на основании сводной бюджетной росписи областного бюджета, лимитов бюджетных обязательств, предельных объемов финансирования после поступления субвенции осуществляет ее перечисление органам местного самоуправления на балансовый счет Управления Федерального казначейства по Амурской области № 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации» для последующего перечисления в установленном порядке на единый счет бюджета соответствующего органа местного самоуправления.
В силу п. 4 этого же Порядка органы местного самоуправления осуществляют юридически значимые действия по обеспечению предоставления жилых помещений детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с постановлением правительства Амурской области от 8 апреля 2013 г. № 144 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно п. 7 настоящего Порядка главный распорядитель ежемесячно, не позднее 12 числа месяца, следующего за отчетным, представляет в министерство финансов Амурской области сводные сведения о расходовании субвенции, полученной из областного бюджета; средства субвенции носят целевой характер и не могут быть направлены на иные цели (п. 8).
Постановлением правительства Амурской области от 8 апреля 2013 г. №144 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» утвержден Порядок предоставления указанной категории детей благоустроенных жилых помещений специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, согласно п. 17 которого органы местного самоуправления приобретают жилые помещения для предоставления детям-сиротам за счет субвенции, предусмотренной Законом Амурской области от 11 апреля 2005 г. №472-ОЗ.
В соответствии с п.5 ч.9 ст.3 Федерального закона от 30 апреля 2010 г. №68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.
Учитывая изложенное, а также решение Благовещенского городского суда от 07 апреля 2016 г., суд приходит к выводу, что надлежащими административными ответчиками по настоящему административному делу являются администрация г. Благовещенска как главный распорядитель субвенций, выделенных субъектом на приобретение жилья детям-сиротам, и финансовое управление администрации г. Благовещенска как финансовый орган администрации г. Благовещенска.
На приобретение жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, по договорам найма специализированных жилых помещений в бюджете муниципального образования г. Благовещенска были предусмотрены ассигнования в следующих размерах:
в 2016 г. - 74510, 2 тыс. руб., в том числе 46258,3 тыс. руб. - средства федерального бюджета (освоены в полном объеме), 28251,8 - средства областного бюджета (освоено 27666,8 тыс. руб.);
в 2017 г. - 72317,9 тыс. руб., в том числе 31749,3 тыс. руб. - средства федерального бюджета, 40 568,6 тыс. руб. - средства областного бюджета, освоены в полном объеме;
в 2018 г. - 36126,3 тыс. руб., в том числе 29070,9 тыс. руб. - средства федерального бюджета, 7055,4 тыс. руб. - средства областного бюджета, освоены в полном объеме;
в 2019 г. - 35535,4 тыс. руб., освоены в полном объеме.
Как следует из пояснений представителя административного ответчика администрации г. Благовещенска жилые помещения предоставлялись детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по решениям суда, состоявшимся до 2016 г.
Администрацией г. Благовещенска представлены списки лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в отношении которых имеются неисполненные решения суда на 24.12.2019 г., согласно которым не исполнено 343 судебных акта, в том числе по решениям от 2015 г.
Из представленных материалов исполнительного производства <номер> следует, что службой судебных приставов не было допущено бездействия, предпринимались все предусмотренные законом меры для исполнения решения суда от 07 апреля 2016 г.
Администрация г. Благовещенска неоднократно предоставляла в адрес службы судебных приставов сведения о том, что в пределах выделенных бюджетных средств администрация не имеет возможности исполнения всех решений суда, возлагающих на орган местного самоуправления обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Из п. 8 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», подп. 14.2 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» следует, что обеспечение жильем лиц обозначенной категории относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно Законам Амурской области об областном бюджете на 2016, 2017, 2018, 2019 годы в областном бюджете были предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию мероприятия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений за счет средств федерального и областного бюджетов. Предусмотренные бюджетные ассигнования на реализацию указанного мероприятия доведены до министерства социальной защиты населения Амурской области, а впоследствии перераспределены между бюджетами муниципальных районов и городских округов.
По инициативе министерства социальной защиты населения Амурской области в целях усиления контроля за деятельностью органов местного самоуправления в вопросах приобретения жилья были внесены изменения в Закон Амурской области от 11 апреля 2005 г. №472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», изменена Методика расчёта субвенции для муниципальных районов и городских округов Амурской области на приобретение жилья, которая установила единые правила его распределения, что позволяет приобретать большее количество качественного жилья, разработана квартальная форма мониторинга.
15 июня 2016 г. министерство социальной защиты населения Амурской области обращалось в Министерство образования и науки Российской Федерации, в котором сообщило, что на 01 января 2016 г. в список детей-сирот, сформированный в министерстве социальной защиты населения Амурской области, включены 1305 лиц, из них имеют неисполненные судебные решения 461 человек. Объем субвенций недостаточен для обеспечения жилыми помещениями данную категории лиц, необходимы дополнительные средства в размере 1536,4 млн.руб., в том числе по неисполненным судебным решением 601,74 млн. руб.
Из ответа Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 марта 2017 г. №ВК-717/07 следует, что правовые основания для выделения дополнительных средств федерального бюджета в виде субсидии бюджету Амурской области отсутствуют.
О сложившейся ситуации по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот в 2017 г. губернатор Амурской области сообщал прокурору Амурской области, заместителю Генерального прокурора Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе (обращения от 31 января 2017 г. № 01-13-421, от 31 января 2017 г. № 01-13-420).
Из ответа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 6 апреля 2017 г. №72/2-140-2017 следует, что принятие мер Генеральной прокуратурой Российской Федерации в целях увеличения ассигнований федерального бюджета бюджету Амурской области не представляется возможным.
Ходатайства о рассмотрении возможности выделения дополнительных средств были направлены губернатором Амурской области 31 января 2017 г. заместителю Председателя Правительства Российской Федерации - полномочному представителю Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе (№01-2-422), 1 и 28 августа 2017 г. в адрес Министра образования и науки Российской Федерации № 01-4-3314, 01-04-3850), 15 августа 2018 г. - в адрес Президента Российской Федерации В.В. Путина (№01-2-3679).
22 ноября 2017 г. министерством социальной защиты населения Амурской области было направлено обращение за № 17-4879 в министерство финансов Амурской области о рассмотрении возможности увеличения объема финансирования при уточнении бюджета на приобретение жилых помещений детям-сиротам.
Из ответов следует, что возможности выделения дополнительных средств, не имеется.
11 сентября 2018 г. Правительство Российской Федерации обратилось к Президенту Российской Федерации в связи с обращением губернатора Амурской области от 15 августа 2018 г. с информацией о размерах предоставления субсидий бюджету Амурской области на 2018, 2019, 2020 г., о том, что правовых оснований для увеличения средств субсидии бюджету Амурской области не имеется, о ситуации, сложившейся в данном вопросе, и о том, что федеральными органами исполнительной власти прорабатываются по внесению изменений в законодательство Российской Федерации в части расширения форм и механизмов обеспечения детей-сирот жильём.
10 октября 2018 г. правительство Амурской области обратилось в аппарат полномочного Представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе с информацией о ситуации, сложившейся в данном вопросе, и о том, что правительством Амурской области формируются предложения по расширению форм и механизмов обеспечения детей-сирот жильём.
10 июня 2019 г. на совещании губернатора Амурской области принято решение проработать механизм совместного финансирования строительства жилых помещений для детей-сирот через государственные программы.
26 июля 2019 г. губернатором Амурской области проводилось совещание по данным вопросам, в том числе принято решение об увеличении субвенций муниципальных районов и городских округов в целях обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2019 г.
Таким образом, министерством социальной защиты населения Амурской области как главным распорядителем денежных средств областного бюджета, выделяемых для финансового обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, а также правительством Амурской области как органом, ежегодно предусматривающим в областном бюджете субвенции на предоставление жилья детям-сиротам, и устанавливающим порядок расходования этих субвенций, предприняты все меры, направленные на увеличение субвенций на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и устранению сложившейся ситуации по неисполнению судебных решений по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений, в том числе для исполнения решения в отношении Голощаповой М.А.
Уставом муниципального образования г. Благовещенска, принятым решением Думы города Благовещенска 26 мая 2005 г. №62/89, направление средств городского бюджета на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилья детям-сиротам, не предусмотрено.
В муниципальном образовании г. Благовещенска отсутствует свободный жилищный фонд, пригодный для исполнения решения в отношении Голощаповой М.А. Денежные средства для пополнения жилищного фонда в муниципальном образовании отсутствуют.
Лимиты бюджетных обязательств, доведённые до муниципального образования города Благовещенска, не покрывают потребность администрации г. Благовещенска на исполнение переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе не позволяют исполнить решение Благовещенского городского суда Амурской области от 07 апреля 2016 г. в отношении Голощаповой М.А.
Администрация г. Благовещенска в течение 2016, 2017, 2018, 2019 годов неоднократно обращалась в правительство Амурской области, министерство социальной защиты населения Амурской области, министерство финансов Амурской области с просьбой выделить дополнительные денежные средства на приобретение жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (22 октября 2015 г. № 06-09/7110, 09 февраля 2016 г. № 01-09/707, 09 февраля 2016 г. № 01-09/710, 09 января 2017 г. № 01-09/37, 11 мая 2017 г. № 01-09/3600, 11 мая 2017 г. № 01-09/3599, 28 сентября 2017 г. № 01-09/7552, 28 ноября 2017 г. № 01-03/3115, 23 января 2018 г. № 01-09/424, 11 октября 2018 г. № 01-09/8028, 12 декабря 2018 г. № 01-09/9736, 02 апреля 2019 г. № 01-09/2749, 26 февраля 2019 г. № 01-09/1516, 24 декабря 2019 г. № 06-09/12984).
Из поступивших ответов следует, что отсутствует возможность предоставления муниципальному образованию городу Благовещенску в 2016, 2017, 2018, 2019 годах дополнительных субвенций.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что действия администрации г. Благовещенска и финансового управления администрации г. Благовещенска, на которых законом возложена обязанность по исполнению судебного акта в отношении Голощаповой М.А., являются достаточными и эффективными, поскольку производятся в целях исполнения решения суда от 07 апреля 2016 г.
Разрешая вопрос о том, превысила ли продолжительность исполнения судебного акта срок, который в рассматриваемой ситуации можно считать разумным, суд, с учетом практики Европейского суда по правам человека, отмечает, что в отличие от решений по взысканию денежных средств, исполнение решения о предоставлении жилого помещения имеет ряд объективных трудностей, которые установлены судом по настоящему административному делу и изложены выше.
Суд делает вывод о том, что общая продолжительность исполнения судебного акта к моменту обращения административного истца в суд за компенсацией (29.11.2019 г.) с учетом предмета исполнения, особенностей бюджетного процесса и особенностей исполнения законодательства в данной области, не выходит за рамки срока, который в конкретном случае может быть признан разумным.
Факт нарушения процедурных условий (срока исполнения решения суда), обеспечивающих реализацию права Голощаповой М.А. на исполнение решения суда от 07 апреля 2016 г. в разумный срок, не свидетельствует о нарушении прав административного истца.
При этом суд учитывает положения ч.2 ст.1 Федерального закона от 30 апреля 2010 г. № 68-ФЗ, согласно которому нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Административный истец Голощапова М.А. ссылается на то, что она вынуждена все это время арендовать жилое помещение, нести дополнительные расходы, в среднем в месяц арендная плата составляет 12 000 руб., в подтверждение чего ею представлены договора коммерческого найма жилого помещения от 25 апреля 2015 г., 11 февраля 2017 г., 31 июля 2018 г., при этом она находится в тяжелом материальном положении, на иждивении у нее малолетний ребенок (свидетельство о рождении I-ОТ <номер> от <дата>).
Между тем, согласно п.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 г. №11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» данная компенсация не направлена на восполнение имущественных потерь заинтересованного лица и не заменяет собой возмещения имущественного вреда, причиненного ему незаконными действиями (бездействием) государственных органов.
Действующими нормами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и Федерального закона от 30 апреля 2010 г. № 68-ФЗ не предусмотрена возможность рассмотрения требований о возмещении имущественного вреда в рамках настоящего административного дела.
При таких обстоятельствах, учитывая доводы, изложенные административным истцом в административном исковом заявлении и в судебном заседании; содержание судебного акта в отношении Голощаповой М.А., подлежащего исполнению; рост численности детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (что, в том числе следует из списка, представленного администрацией города); принятие административными ответчиками и заинтересованными лицами по настоящему делу всех необходимых мер для обеспечения возможности административных ответчиков исполнить решение суда; степень достаточности и эффективности, осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий административных ответчиков, на которых законом возложены обязанности по обеспечению исполнения судебных актов; общую продолжительность неисполнения судебного акта, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного истца Голощаповой М.А.
При отказе в удовлетворении административного иска понесённые административным истцом судебные расходы по оплате государственной пошлины возмещению не подлежат (ст.111 КАС Российской Федерации).
Руководствуясь ст.175-180, 259 КАС Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении требований административного искового заявления Ф.И.О.1 к администрации г. Благовещенска, финансовому управлению администрации г. Благовещенска о присуждении компенсации в размере 400 000 рублей за нарушение права на исполнение судебного акта - решения Благовещенского городского суда Амурской области от 07 апреля 2016 г. в разумный срок, взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины - отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции (630005, г. Новосибирск, ул. Ломоносова, д.57а) через суд первой инстанции, т.е. через Амурский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Е.С. Диких
Решение в окончательной форме принято 20 января 2020 г.
Председательствующий судья Е.С. Диких
28OS0000-01-2019-000226-55 производство № 3а-13/2020