ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-13/20 от 25.06.2020 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Дело № 3а–13/2020

УИД 26OS0000-04-2019-000203-24

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ставрополь 25 июня 2020 года

Ставропольский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Товчигречко М.М.,

при секретаре судебного заседания Гапот Н.А.,

с участием: административного истца О.Е.Е.,

представителя Министерства имущественных отношений Ставропольского края М.К.С.,

прокурора отдела прокуратуры Ставропольского края Л.Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску О.Е.Е. к Правительству Ставропольского края, Губернатору Ставропольского края о признании нормативного правового акта недействующим в части,

установил :

О.Е.Е. обратился в Ставропольский краевой суд с административным иском, впоследствии уточненным, к Правительству Ставропольского края, Губернатору Ставропольского края о признании недействующим ставки арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленных в аренду без торгов, за исключением земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения, и земельных участков, отнесенных к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах, установленные по III и IV группе видов разрешенного использования земельных участков для города ФИО1 Ставропольского края, содержащиеся в части V таблицы 2 приложения к Порядку определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленных в аренду без торгов, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 26 декабря 2018 года № 601-п (в редакции постановления Правительства Ставропольского края от 28 декабря 2019 года № 633-п).

В обоснование административных исковых требований указано, что на основании договоров аренды от 26 января 2018 года № 2833-У, от 02 марта 2018 года № 2839-У, от 18 сентября 2018 года № 2888-У, О.Е.Е. является арендатором следующих земельных участков: с кадастровым номером ….., площадью 3 345 кв.м., с видом разрешенного использования «земельные участки для строительства и эксплуатации жилых домов», расположенного по адресу: …..;

с кадастровым номером ….., площадью 2 058 кв.м., с видом разрешенного использования «земельные участки, предназначенные для домов малоэтажной жилой застройки», расположенного по адресу: …..;

с кадастровым номером ….., площадью 667 кв.м., с видом разрешенного использования «земельные участки, предназначенные для строительства и эксплуатации жилых домов», расположенного по адресу: …...

Указанные земельные участки относятся к землям, государственная собственность на которые не разграничена.

На момент заключения указанных договоров аренды ставки арендной платы были установлены Порядком определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленных в аренду без торгов, утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края от 29 марта 2016 года № 112-п.

Данный порядок устанавливал для каждого муниципального образования индивидуальные ставки арендной платы по видам разрешенного использования земель с учетом экономических показателей территорий, из которых они устанавливались, с соблюдением принципа экономической обоснованности, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582.

Согласно расчетам арендной платы, являющимся приложениями к договорам аренды земельных участков, ставка арендной платы в соответствии с постановлением Правительства Ставропольского края от 29 марта 2016 года №112-п для арендуемых административным истцом участков, расположенных на территории г. ФИО1, составляла 0,3 % от кадастровой стоимости участка.

Постановлением Правительства Ставропольского края от 26 декабря 2018 года № 601-п утвержден Порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленных в аренду без торгов.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 3 Порядка (в редакции постановления Правительства Ставропольского края от 21 октября 2019 года №454-п) при предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов в случаях, указанных в настоящем пункте, арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в размере 3,00 % в отношении земельного участка, предоставленного в случаях, не указанных в подпунктах 1 - 5 настоящего пункта.

Административным ответчиком в период рассмотрения дела судом принято постановление Правительства Ставропольского края от 28 декабря 2019 года № 633-п «О внесении изменения в Порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленных в аренду без торгов, утвержденный постановлением Правительства Ставропольского края от 26 декабря 2018 года № 601-п», согласно которому Порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и предоставленных в аренду без торгов, изложен в новой редакции.

В части V таблицы 2 Приложения к Порядку установлены ставки арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленных в аренду без торгов, за исключением земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения, и земельных участков, отнесенных к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах, которые в частности по III и IV группе видов разрешенного использования (жилая застройка) земельных участков для города ФИО1 Ставропольского края составляют 0,60 и 4,00 процента соответственно.

По мнению административного истца, изменение правового регулирования определения размера арендой платы и ставок арендной платы в связи с принятием постановления Правительства № 601-п привело к значительному непрогнозируемому, экономически необоснованному увеличению размера арендной платы по ранее заключенным договорам аренды, без учета факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории, а также без многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков.

Представители административных ответчиков Правительства Ставропольского края, Губернатора Ставропольского края, заинтересованных лиц: Управления имущественных отношений администрации г. ФИО1, администрации г. ФИО1, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, об отложении слушания дела ходатайств не заявляли.

При таких обстоятельствах суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотреть заявленные административные исковые требования в отсутствие надлежащим образом извещенных и не явившихся в судебное заседание лиц в порядке части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В судебном заседании административный истец О.Е.Е. поддержал заявленные административные исковые требования в полном объеме по доводам, изложенным в административном иске.

Представитель Министерства имущественных отношений Ставропольского края М.К.С. требования административного иска не признала, поддержала доводы представленных в материалы дела письменных возражений.

Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Л.Н.В., полагавшей административные исковые требования подлежащими удовлетворению, исследовав письменные доказательства по делу, обозрев материалы административного дела №3а-212/2019, суд приходит к следующему.

Из материалов административного дела следует, что административный истец О.Е.Е. на основании договора аренды от 26 января 2018 года №2833-У, заключенного с Управлением имущественных отношений администрации г.ФИО1 (Арендодатель), является арендатором земельного участка с кадастровым номером ……, площадью 3 345 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: земельные участки для строительства и эксплуатации жилых домов, расположенного по адресу: …... Срок аренды установлен по 25 января 2021 года.

02 марта 2018 года Управление имущественных отношений администрации города ФИО1 (Арендодатель) и О.Е.Е. (Арендатор) заключили договор аренды № 2839-У земельного участка с кадастровым номером ….., площадью 2 058 кв.м., с видом разрешенного использования «земельные участки, предназначенные для домов малоэтажной жилой застройки», категория земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: ……. Настоящий договор заключен на срок по 01 марта 2021 года.

Согласно договору аренды от 18 сентября 2018 года № 2888-У, заключенному с Управлением имущественных отношений администрации города ФИО1 (Арендодатель), О.Е.Е. (Арендатор) принял в аренду земельный участок с кадастровым номером …, площадью 667 кв.м., с видом разрешенного использования «земельные участки, предназначенные для строительства и эксплуатации жилых домов», категория земель: земли населенных пунктов, расположенный по адресу: …... Срок аренды по 25 января 2021 года.

Согласно расчетам арендной платы, являющимся приложениями к договорам аренды земельных участков, ставка ежегодной арендной платы в соответствии с постановлением Правительства Ставропольского края от 29 марта 2016 года №112-п для арендуемых административным истцом участков, расположенных на территории г. ФИО1, составляла 0,3 % от кадастровой стоимости участка.

Постановлением Правительства Ставропольского края от 26 декабря 2018 года № 601-п утвержден Порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленных в аренду без торгов.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 3 Порядка (в редакции постановления Правительства Ставропольского края от 21 октября 2019 года №454-п) при предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов в случаях, указанных в настоящем пункте, арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в размере 3,00 % в отношении земельного участка, предоставленного в случаях, не указанных в подпунктах 1 - 5 настоящего пункта.

В период рассмотрения дела судом принято постановление Правительства Ставропольского края от 28 декабря 2019 года № 633-п «О внесении изменения в Порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленных в аренду без торгов, утвержденный постановлением Правительства Ставропольского края от 26 декабря 2018 года № 601-п», согласно которому Порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и предоставленных в аренду без торгов, изложен в новой редакции.

В части V таблицы 2 Приложения к Порядку установлены ставки арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленных в аренду без торгов, за исключением земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения, и земельных участков, отнесенных к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах, которые в частности по III и IV группе видов разрешенного использования (жилая застройка) земельных участков для города ФИО1 Ставропольского края составляют 0,60 и 4,00 процента соответственно.

В соответствии с частью 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью либо в части в суд может обратиться лицо, в отношении которого применен этот акт, а также лицо, которое является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Из вышеизложенного следует, что административный истец, являясь арендатором земельных участков, арендная плата за которые исчисляется из ставки, утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края плата № 601-п, вправе обжаловать данное постановление, затрагивающие его законные права арендатора.

Оспариваемое постановление подписано Губернатором Ставропольского края, опубликовано в установленном порядке. Первоначальный текст документа опубликован в изданиях: официальный интернет-портал правовой информации Ставропольского края www.pravo.stavregion.ru, 28.12.2018 года, официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 29.12.2018 года.

Настоящее постановление вступает в силу с 01 января 2019 года.

Изменения, внесенные постановлением Правительства Ставропольского края от 28.12.2019 года № 633-п, вступили в силу с 01 января 2020 года.

Начало действия редакции - 01.01.2020 года.

Проверяя процедуру принятия оспариваемого нормативного акта и полномочия органа, его принявшего, суд не находит нарушений действующего законодательства.

Постановление Правительства Ставропольского края от 26 декабря 2018 года № 601-п принято в пределах компетенции, в соответствии с требованиями законов Ставропольского края от 12 октября 1994 года № 6-кз «Устав (основной закон) Ставропольского края», от 31 июля 1996 года № 15-кз «О системе органов государственной власти Ставропольского края», от 6 ноября 1997 года № 32-кз «О Правительстве Ставропольского края», подписано Губернатором Ставропольского края в соответствии с Постановления Правительства Ставропольского края от 20 ноября 2013 года № 419-п «О регламенте Правительства Ставропольского края», и по данным основаниям не оспаривается административным истцом. Кроме того, процедура принятия оспариваемого нормативного акта уже была предметом проверки при рассмотрении административного дела №3а-212/2019 по административному иску Г.А.Г. о признании недействующим в части этого же нормативного правового акта

Проверяя соответствие оспариваемого административным истцом нормативного правового акта федеральному законодательству и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

В соответствии со статьей 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 582 от 16 июля 2009 года «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) установлены и являются общеобязательными при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами, следующие основные принципы:

- принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 года № 697);

- принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;

- принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости;

- принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков;

- принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога;

- принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться;

- принцип учета наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют.

Одним из принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, является принцип экономической обоснованности установления ставки арендной платы, который, по мнению административного истца, в данном случае не соблюден административным ответчиком.

Указанный принцип экономической обоснованности предусматривает, что арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 11 мая 2004 года № 209-О, при отсутствии единых правил орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть, основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. Не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий муниципальных образований, суды должны выявлять, проводились ли при его принятии, помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли, анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности, т.е. осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков. Данная позиция применяется и к вопросам установления размера арендной платы за землю, находящуюся в муниципальной, государственной собственности или в отношении которой государственная собственность не разграничена, в том числе к отдельным элементам формулы расчета размера такой арендной платы.

Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, и документов, непосредственно подтверждающих проведение расчета величины базовой ставки.

Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 ноября 2015 года № 1380 «Об утверждении результатов определения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае» утверждены результаты определения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае по состоянию на 01 января 2015 года.

Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25 ноября 2019 года № 1175 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Ставропольского края» утверждены очередные результаты определения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае по состоянию на 01 января 2019 года.

В силу части 1 статьи 22 Закона Ставропольского края от 09 апреля 2015 года № 36-кз «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений», если иное не установлено Земельным кодексом Российской Федерации или другими федеральными законами, частью 2 настоящей статьи, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Ставропольского края, а также за земельные участки, собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, устанавливается Правительством Ставропольского края.

В целях реализации вышеназванных полномочий по вопросам регулирования земельных отношений Правительством Ставропольского края 26 декабря 2018 года принято постановление № 601-п «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленных в аренду без торгов», которым утвержден новый Порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленных в аренду без торгов.

Прежнее постановление Правительства Ставропольского края от 29 марта 2016 года № 112-п «Об утверждении порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленных в аренду без торгов» утратило силу с принятием данного постановления.

Постановлением Правительства Ставропольского края от 26 декабря 2018 года № 601-п утвержден Порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленных в аренду без торгов. Настоящий Порядок определяет расчет размера арендной платы за использование земельного участка одним из следующих способов :

1) на основании кадастровой стоимости земельного участка;

2) на основании рыночной стоимости права аренды земельного участка, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности

Постановлением Правительства Ставропольского края от 28 декабря 2019 года № 633-п внесены изменения в Порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленных в аренду без торгов, утвержденный постановлением Правительства Ставропольского края от 26 декабря 2018 года № 601-п «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленных в аренду без торгов» (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Ставропольского края от 21 октября 2019 года № 454-п), изложив его в прилагаемой редакции.

Приложением к указанному Порядку являются ставки арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленных в аренду без торгов.

В части V таблицы 2 Приложения к Порядку установлены ставки арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленных в аренду без торгов, за исключением земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения, и земельных участков, отнесенных к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах, которые в частности по III и IV группе видов разрешенного использования (жилая застройка) земельных участков для города ФИО1 Ставропольского края составляют 0,60 и 4,00 процента соответственно.

Установленная ставка арендной платы от кадастровой стоимости, являясь одним из показателей расчета арендной платы, подразумевает необходимость экономического обоснования его размера и, соответственно, должна отвечать принципу экономической обоснованности.

Вместе с тем, установленная ставка арендной платы этому принципу не отвечает.

Указанный довод ранее уже был предметом рассмотрения. В обоснование законности установления оспариваемой арендной ставки ответчики и заинтересованные лица сослались на то, что постановление Правительства Ставропольского края № 601-п не противоречит постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года №582, поскольку кадастровая оценка земель основана на принципах классификации земель по целевому назначению и виду разрешенного использования, а возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости, является основным принципом определения арендной платы в соответствии с указанным постановлением № 582. При разработке проекта оспариваемого постановлении № 601-п учитывались мнения органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края по вопросу установления ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся на территории конкретных муниципальных образований края.

В подтверждение довода о надлежащем экономическом обосновании оспариваемого постановления № 601-п представлено заключение экономического обоснования возможности применения ставки исчисления арендной платы в размере 3% от кадастровой стоимости, за подписью кандидата экономических наук, доцента ФИО2

Допрошенный в качестве свидетеля Р.И.И. в рамках административного дела №3а-212/2019 по иску Г.А.Г. пояснял, что с ним не заключался договор о сотрудничестве в рассматриваемой области, он не участвовал в разработке экономический обоснований по оспариваемому нормативному правовому акту.

Из представленного в материалы указанного дела правового заключения Ставропольского Государственного центра исследования проблем собственности – филиал государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт» (НГГТИ) за подписью директора О.Р.Э. следует, что на исследование в институт представлялся оспариваемый проект постановления № 601-п. По итогам исследования сделан вывод о его соответствии требованиям статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлению Правительства Российской Федерации № 582 от 16 июля 2009 года и сложившейся судебной практики.

Изложенные документы, пояснение свидетеля, отсутствие других доказательств по делу, свидетельствуют о том, что при подготовке оспариваемого постановления административным ответчиком не учитывались данные об оценке доходности указанных в иске земельных участков; о прибыли, полученной арендатором от осуществления разрешенной деятельности на таких участках; о доле арендных платежей в совокупных затратах арендатора, связанных с использованием участка; влияние увеличенного размера арендной платы на рентабельность деятельности по его эксплуатации и фактическую возможность арендатора уплачивать арендную плату с учетом ее увеличения.

Указанные в правовом заключении выводы сами по себе, в отсутствие надлежащей оценки общеобязательных принципов при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю, не подтверждают соблюдения принципа экономической обоснованности определения арендной платы, и к новой редакции оспариваемого постановления не применимы.

Приобщенные к материалам настоящего дела заключение экономического обоснования возможности применения ставки исчисления арендной платы в размере 3% от кадастровой стоимости, за подписью кандидата экономических наук, доцента Р.И.И., а также правовое заключение Ставропольского Государственного центра исследования проблем собственности – филиал государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт» (НГГТИ) за подписью директора О.Р.Э. уже были предметом рассмотрения при разрешении административного иска Г.А.Г. и им дана соответствующая оценка, данные документы не приняты в качестве надлежащего экономического обоснования.

В ходе судебного разбирательства по настоящему делу представитель административных ответчиков (в предыдущих заседаниях до истечения срока доверенностей) и заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Ставропольского края М.К.С. пояснила, что экономического обоснования ставок арендной платы, установленных постановлением Правительства Ставропольского края от 28 декабря 2019 года № 633-П, не имеется.

Каких-либо иных документов, подтверждающих наличие экономического обоснования возможности применения ставок исчисления арендной платы, в материалах дела не имеется.

Нельзя согласиться, по мнению суда, и с утверждением представителя административных ответчиков о том, что оценка экономической обоснованности факторов, влияющих на доходность земельного участка, произведена в рамках государственной кадастровой оценки, в связи с чем отсутствует необходимость установления такой обоснованности повторно. Вышеуказанным постановлением Правительства Российской Федерации №582 установлен принцип экономической обоснованности, согласно которому при определении арендной платы должно быть установлено соответствие ее размера доходности земельного участка. Определение экономических характеристик земельного участка в рамках государственной кадастровой оценки не исключает необходимости расчета указанного выше соответствия.

Доказательств того, что уровень доходности предоставленных в аренду административному истцу земельных участков изменился, что позволило повысить ставку арендной платы и при этом соблюсти экономически справедливый баланс интересов арендодателя и арендатора, в материалы дела не представлено.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что административным ответчиком не представлено доказательств соблюдения принципа экономической обоснованности при установлении оспариваемых размеров ставки арендной платы для земельных участков.

Произвольное установление размера ставки арендной платы нарушает права административного истца, не отвечает принципу экономической обоснованности, который означает, что арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок и его разрешенное использование, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидии, предоставляемые организациям, осуществляющим деятельностьна таком земельном участке. Оспариваемое постановление фактически уровняло в доходности земельные участки с разными видами разрешенного использования.

Поскольку в судебном заседании установлено, что обжалуемый в части нормативный правовой акт высшего исполнительного органа государственной власти в крае - Правительства Ставропольского края от 26 декабря 2018 года № 601–п противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу – постановлению Правительства Российской Федерации №582 от 16 июля 2009 года «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», заявленные в административном иске требования подлежат удовлетворению.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается в том числе, решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В соответствии с пунктом 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Учитывая, что оспариваемый нормативный акт до вынесения решения суда применялся, и на его основании реализовывались права граждан и организаций, суд пришел к выводу о признании постановления Правительства Ставропольского края № 601-п недействующим в части со дня вступления данного решения суда в законную силу.

В соответствии с частью 1 Закона Ставропольского края от 18 июня 2012 № 56-кз «О порядке официального опубликования и вступления в силу правовых актов Ставропольского края» официальным опубликованием правового акта Ставропольского края считается опубликование его полного текста в газете «Ставропольская правда» с пометкой «Официальное опубликование», и (или) на «Официальном интернет - портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), и (или) «Официальном интернет - портале правовой информации Ставропольского края» (www.pravo.stavregion.ru).

Первоначально оспариваемый нормативный акт опубликован в установленном порядке на сайте www. рravo.stavregion.ru 28 декабря 2018 года.

Исходя из изложенного, суд пришел к выводу о возложении на Губернатора Ставропольского края обязанности опубликовать сообщение о принятии настоящего судебного решения на официальном сайте в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.

Руководствуясь статьями 175-180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил :

административное исковое заявление О.Е.Е. к Правительству Ставропольского края, Губернатору Ставропольского края о признании недействующим в части нормативного правового акта - удовлетворить.

Признать недействующими ставки арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленных в аренду без торгов, за исключением земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения, и земельных участков, отнесенных к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах, установленные по III и IV группе видов разрешенного использования земельных участков для города ФИО1 Ставропольского края, содержащиеся в части V таблицы 2 приложения к Порядку определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленных в аренду без торгов, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 26 декабря 2018 года № 601-п «Об утверждении порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленных в аренду без торгов» (в редакции постановления Правительства Ставропольского края от 28 декабря 2019 года № 633-п), со дня вступления настоящего решения в законную силу.

Обязать Губернатора Ставропольского края опубликовать сообщение о принятии настоящего решения на официальном интернет - портале правовой информации Ставропольского края в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ставропольский краевой суд.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 29.06.2020 года.

Председательствующий судья М.М. Товчигречко