ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-13/20 от 28.01.2020 Верховного Суда Республики Марий Эл (Республика Марий Эл)

Дело <№>а-13/2020

(3а-97/2019)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Йошкар-Ола 28 января 2020 года

Верховный Суд Республики Марий Эл в составе:

председательствующего судьи Салиховой Э.И.,

прокурора Назарова А.А.,

при секретаре Демаковой В.А.,

с участием:

представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью «Росагропром» ФИО1,

представителя административного ответчика Министерства государственного имущества Республики Марий Эл ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Росагропром» к Министерству государственного имущества Республики Марий Эл об оспаривании в части приказа Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 26 декабря 2018 года № 19-нп «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год»,

у с т а н о в и л:

приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 26 декабря 2018 года № 19-нп, опубликованным 28 декабря 2018 года на официальном интернет-портале Республики Марий Эл (марийэл.рф) и на официальном сайте Министерства государственного имущества Республики Марий Эл (www.mari-el.gov.ru), определен перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год (далее – Перечень).

Пунктами 8178, 8179, 8181, 8182 приложения к приказу № 19-нп «Список зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, расположенных на территории Республики Марий Эл, подлежащих включению в Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база на имущество организаций и физических лиц определяется как кадастровая стоимость на 2019 год» в Перечень включены здания, расположенные по адресу: <адрес>, принадлежащие на праве собственности
ООО «Росагропром» (далее также общество).

Общество обратилось в Верховный Суд Республики Марий Эл с административным иском к Министерству государственного имущества Республики Марий Эл о признании недействующими указанных пунктов Перечня, определенного приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 26 декабря 2018 года № 19-нп, со дня его принятия.

Административный истец считает незаконным включение принадлежащих ему объектов недвижимого имущества в Перечень, полагая, что они не обладают признаками объектов налогообложения, определенными в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ). Нормативный правовой акт в оспариваемой части незаконно возлагает на ООО «Росагропром» обязанность по уплате налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Пунктом 8178 в Перечень включено здание с кадастровым номером <№> – здание магазина с офисными и складскими помещениями (V очередь строительства), <...>, расположенное на земельном участке с кадастровым номером <№>, имеющем вид разрешенного использования – размещение производственно-коммунальных объектов, для обслуживания и благоустройства прилегающей территории.

Пунктом 8179 в Перечень включено здание с кадастровым номером <№> – здание магазина с офисными и складскими помещениями (<...>, расположенное на земельном участке с кадастровым номером <№>, имеющем вид разрешенного использования – размещение производственно-коммунальных объектов, для обслуживания и благоустройства прилегающей территории.

Пунктом 8181 в Перечень включено здание с кадастровым номером <№> – здание магазина с офисными и складскими помещениями (<...>, расположенное на земельном участке с кадастровым номером <№>, имеющем вид разрешенного использования – размещение производственно-коммунальных объектов, для обслуживания и благоустройства прилегающей территории.

Пунктом 8182 в Перечень включено здание с кадастровым номером <№> – здание магазина с офисными и складскими помещениями (<...>, расположенное на земельном участке с кадастровым номером <№>, имеющем вид разрешенного использования – размещение производственно-коммунальных объектов, для обслуживания и благоустройства прилегающей территории.

Административный истец ссылается на то, что указанные магазины с офисными и складскими помещениями включены в оспариваемый Перечень как здания, предназначенные для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, исходя только из их наименования. В действительности спорные объекты не предназначены для использования в названных целях, менее 20% их общей площади занимают кабинеты для размещения административного персонала. Помещения в зданиях не могут быть однозначно отнесены к офисам и сопутствующей инфраструктуре, заняты под склады. Кроме того, все объекты исключены из списка объектов недвижимого имущества, подлежащих включению в Перечень на очередной налоговый период, в связи с их несоответствием условиям, установленным пунктами 3-5 статьи 378.2 НК РФ, что установлено в ходе обследования, проведенного Межведомственной комиссией по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения.

В письменных возражениях на административное исковое заявление Министерство государственного имущества Республики Марий Эл (далее – Мингосимущество Республики Марий Эл) указало, что спорные объекты включены в Перечень, поскольку согласно полученной от Управления Росреестра по Республике Марий Эл информации они имеют назначение – нежилое, наименование - магазин с офисными и складскими помещениями, то есть относятся к офисным объектам и (или) объектам торговли, бытового обслуживания, следовательно, подлежат включению в Перечень. С учетом изложенного административный ответчик просил в удовлетворении заявленных требований обществу отказать.

В судебном заседании представитель административного истца
ООО «Росагропром» ФИО1 поддержала заявленные административные исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, пояснила, что спорные объекты используются под склады, что было установлено в ходе их обследования и послужило причиной невключения их в Перечень на 2020 год.

Представитель административного ответчика Мингосимущества Республики Марий Эл ФИО2 административный иск не признала, поддержала представленные письменные возражения, суду пояснила, что в связи с тем, что административный истец с установленный срок в министерство не обращался, до издания Перечня на 2019 год обследование спорных объектов не проводилось.

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора Назарова А.А., полагающего административный иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 1 статьи 14, пункт 1 статьи 372 НК РФ).

Согласно пункту 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направляет перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с Положением о Министерстве государственного имущества Республики Марий Эл, утвержденным постановлением Правительства Республики Марий Эл от 5 февраля 2018 года № 39, Министерство в соответствии с возложенными на него задачами определяет перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость для целей налогообложения, расположенных на территории Республики Марий Эл.

Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 4 августа 2017 года № 325 «Об утверждении порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, о внесении изменения в постановление Правительства Республики Марий Эл от 30 января 2014 года № 29 и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Марий Эл» на Мингосимущество Республики Марий Эл возложены полномочия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения в соответствии с Порядком, утвержденным настоящим постановлением; по определению перечня зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; по созданию межведомственной комиссии по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (пункт 2).

Указом Президента Республики Марий Эл от 10 ноября 2010 года
№ 237 определено, что официальными источниками опубликования правовых актов Республики Марий Эл являются: периодическое печатное издание «Марийская правда. Официальный еженедельник»; периодическое печатное издание «Марий Эл. Официальный документым савыктыше газет»; официальный интернет-портал Республики Марий Эл (марийэл.рф); «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что приказ Мингосимущества Республики Марий Эл от 26 декабря 2018 года № 19-нп издан уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов, правил введения в действие и опубликования.

Соблюдение Мингосимуществом Республики Марий Эл порядка принятия оспариваемого в части нормативного правового акта, в том числе требований, устанавливающих полномочия органа на принятие нормативного правового акта, к форме нормативного правового акта, к процедуре его принятия, правил введения нормативного правового акта в действие, порядка его опубликования и вступления в силу административный истец не оспаривает. Кроме того, этим обстоятельствам уже дана правовая оценка вступившими в законную силу решениями Верховного Суда Республики Марий Эл, принятыми по ранее рассмотренным делам.

В соответствии с положениями части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее –
КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В оспариваемые пункты 8178, 8179, 8181, 8182 Перечня, определенного приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 26 декабря 2018 года № 19-нп, по мнению административного истца, незаконно включены принадлежащие ему на праве собственности объекты недвижимого имущества, вследствие чего у ООО «Росагропром» возникла обязанность по уплате налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости объектов.

Согласно пункту 2 статьи 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении признаваемых объектами налогообложения административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (подпункт 1); в отношении нежилых помещений, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых центров, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).

Подпунктами 1 и 2 статьи 1.1 Закона Республики Марий Эл от 27 октября 2011 года № 59-З «О регулировании отношений в области налогов и сборов в Республике Марий Эл» установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых центров, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 НК РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 % общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 % его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 НК РФ торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 % общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 % его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В соответствии с частью 9 статьи 213, частью 2 статьи 62 КАС РФ административный ответчик обязан доказать законность включения принадлежащих административному истцу зданий в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год.

Как следует из материалов дела, здание с кадастровым номером <№>, включенное в Перечень под пунктом 8178, согласно сведениям ЕГРН представляет собой здание магазина с офисными и складскими помещениями (<...>, (л.д. 17). Здание принадлежит ООО «Росагропром» на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от <дата><№>, право собственности общества зарегистрировано <дата> (л.д. 10). Объект расположен на земельном участке с кадастровым номером <№>, общей площадью <...>, принадлежащем ООО «Росагропром», имеющем вид разрешенного использования – размещение производственно-коммунальных объектов, для обслуживания и благоустройства прилегающей территории (л.д. 44).

Из технического паспорта на спорный объект недвижимости следует, что здание (<...>.

Согласно акту обследования здания с кадастровым номером <№> по состоянию на <дата>, утвержденному министром государственного имущества Республики Марий Эл, оно используется в целях размещения склада для хранения промышленных товаров (л.д. 186).

Письмом Мингосимущества Республики Марий Эл от <дата><№> ООО «Росагропром» уведомлено об исключении из списка объектов недвижимого имущества, подлежащих включению в Перечень на очередной налоговый период, оспариваемого объекта в связи с его несоответствием условиям, установленным пунктами 3-5 статьи 378.2
НК РФ (л.д. 130).

Обосновывая включение спорного здания в Перечень на 2019 год, Мингосимущество Республики Марий Эл сослалось на информацию, полученную от Управления Росреестра по Республике Марий Эл, согласно которой объект недвижимости имеет назначение – нежилое, наименование – магазин с офисными и складскими помещениями, исходя из чего административный ответчик пришел к выводу об отнесении его к объектам делового, административного, коммерческого назначения и включению в Перечень.

Суд находит выводы административного ответчика о соответствии спорного объекта условиям, предусмотренным статьей 378.2 НК РФ, безосновательными.

В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213
КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения спорного здания в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Мингосимуществом Республики Марий Эл доказательств, подтверждающих соответствие спорного здания условиям, установленным НК РФ и необходимым для включения его в Перечень, не представлено. В материалах дела отсутствуют данные, свидетельствующие о том, что в отношении объекта недвижимости в 2018 году проводились мероприятия по обследованию здания с целью определения вида его фактического использования и включения в Перечень на 2019 год.

Таким образом, ни документы технического учета, ни сведения о фактическом использовании здания не подтверждают наличие обстоятельств, которые позволяли бы включить спорный объект в Перечень на 2019 год.

Учитывая изложенное, а также распределение бремени доказывания, суд полагает, что стороной административного ответчика не доказан факт соответствия объекта недвижимости с кадастровым номером <№> критериям, поименованным в статье 378.2 НК РФ.

При таких обстоятельствах у Мингосимущества Республики Марий Эл отсутствовали правовые основания для включения принадлежащего
ООО «Росагропом» на праве собственности объекта недвижимости в оспариваемый нормативный правовой акт на 2019 год.

Здание с кадастровым номером <№> включенное в Перечень под пунктом 8179, согласно сведениям ЕГРН представляет собой здание магазина с офисными и складскими помещениями (<...> (л.д. 21). Здание принадлежит ООО «Росагропром» на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от <дата><№>, право собственности общества зарегистрировано <дата> (л.д. 11). Объект расположен на земельном участке с кадастровым номером <№>, общей площадью <№>, принадлежащем
ООО «Росагропром», имеющем вид разрешенного использования – размещение производственно-коммунальных объектов, для обслуживания и благоустройства прилегающей территории (л.д. 63).

Из технического паспорта на спорный объект недвижимости следует, что здание (литера В2) занято под склад площадью 740,7 м? (л.д. 81 экспликация к плану строения).

Согласно акту обследования здания с кадастровым номером <№> по состоянию на <дата>, утвержденному министром государственного имущества Республики Марий Эл, оно используется в целях размещения склада для хранения промышленных товаров (л.д. 177).

Письмом Мингосимущества Республики Марий Эл от <дата><№> ООО «Росагропром» уведомлено об исключении из списка объектов недвижимого имущества, подлежащих включению в Перечень на очередной налоговый период, оспариваемого объекта в связи с его несоответствием условиям, установленным пунктами 3-5 статьи 378.2
НК РФ (л.д. 130).

Обосновывая включение спорного здания в Перечень на 2019 год, Мингосимущество Республики Марий Эл сослалось на информацию, полученную от Управления Росреестра по Республике Марий Эл, согласно которой объект недвижимости имеет назначение – нежилое, наименование – магазин с офисными и складскими помещениями, исходя из чего административный ответчик пришел к выводу об отнесении его к объектам делового, административного, коммерческого назначения и включению в Перечень.

Суд находит выводы административного ответчика о соответствии спорного объекта условиям, предусмотренным статьей 378.2 НК РФ, безосновательными.

В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213
КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения спорного здания в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Мингосимуществом Республики Марий Эл доказательств, подтверждающих соответствие спорного здания условиям, установленным НК РФ и необходимым для включения его в Перечень, не представлено. В материалах дела отсутствуют данные, свидетельствующие о том, что в отношении объекта недвижимости в 2018 году проводились мероприятия по обследованию здания с целью определения вида его фактического использования и включения в Перечень на 2019 год.

Таким образом, ни документы технического учета, ни сведения о фактическом использовании здания не подтверждают наличие обстоятельств, которые позволяли бы включить спорный объект в Перечень на 2019 год.

Учитывая изложенное, а также распределение бремени доказывания, суд полагает, что стороной административного ответчика не доказан факт соответствия объекта недвижимости с кадастровым номером <№> критериям, поименованным в статье 378.2 НК РФ.

При таких обстоятельствах у Мингосимущества Республики Марий Эл отсутствовали правовые основания для включения принадлежащего
ООО «Росагропом» на праве собственности объекта недвижимости в оспариваемый нормативный правовой акт на 2019 год.

Здание с кадастровым номером <№>, включенное в Перечень под пунктом 8181, согласно сведениям ЕГРН представляет собой здание магазина с офисными и складскими помещениями <...> (л.д. 25). Здание принадлежит ООО «Росагропром» на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от <дата>, право собственности общества зарегистрировано <дата> (л.д. 12). Объект расположен на земельном участке с кадастровым номером <№>, общей площадью <...>, принадлежащем
ООО «Росагропром», имеющем вид разрешенного использования – размещение производственно-коммунальных объектов, для обслуживания и благоустройства прилегающей территории (л.д. 44).

Из технического плана здания спорного объекта недвижимости следует, что здание (литера В5) занято под склад площадью 153,9 м? (л.д. 84 экспликация к плану строения).

Согласно акту обследования здания с кадастровым номером 12:05:0403007:398 по состоянию на 12 июля 2019 года, утвержденному министром государственного имущества Республики Марий Эл, оно используется в целях размещения склада для хранения строительных материалов (л.д. 170).

Письмом Мингосимущества Республики Марий Эл от 19 ноября 2019 года № 11-5587 ООО «Росагропром» уведомлено об исключении из списка объектов недвижимого имущества, подлежащих включению в Перечень на очередной налоговый период, оспариваемого объекта в связи с его несоответствием условиям, установленным пунктами 3-5 статьи 378.2
НК РФ (л.д. 130).

Обосновывая включение спорного здания в Перечень на 2019 год, Мингосимущество Республики Марий Эл сослалось на информацию, полученную от Управления Росреестра по Республике Марий Эл, согласно которой объект недвижимости имеет назначение – нежилое, наименование – магазин с офисными и складскими помещениями, исходя из чего административный ответчик пришел к выводу об отнесении его к объектам делового, административного, коммерческого назначения и включению в Перечень.

Суд находит выводы административного ответчика о соответствии спорного объекта условиям, предусмотренным статьей 378.2 НК РФ, безосновательными.

В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213
КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения спорного здания в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Мингосимуществом Республики Марий Эл доказательств, подтверждающих соответствие спорного здания условиям, установленным НК РФ и необходимым для включения его в Перечень, не представлено. В материалах дела отсутствуют данные, свидетельствующие о том, что в отношении объекта недвижимости в 2018 году проводились мероприятия по обследованию здания с целью определения вида его фактического использования и включения в Перечень на 2019 год.

Таким образом, ни документы технического учета, ни сведения о фактическом использовании здания не подтверждают наличие обстоятельств, которые позволяли бы включить спорный объект в Перечень на 2019 год.

Учитывая изложенное, а также распределение бремени доказывания, суд полагает, что стороной административного ответчика не доказан факт соответствия объекта недвижимости с кадастровым номером <№> критериям, поименованным в статье 378.2 НК РФ.

При таких обстоятельствах у Мингосимущества Республики Марий Эл отсутствовали правовые основания для включения принадлежащего
ООО «Росагропом» на праве собственности объекта недвижимости в оспариваемый нормативный правовой акт на 2019 год.

Пунктом 8182 в Перечень включено здание с кадастровым номером– здание магазина с офисными и складскими помещениями (4-й этап строительства), назначение – нежилое, 1-этажное, общей площадью литера В3, расположенное на земельном участке с кадастровым номером <№>, имеющем вид разрешенного использования – размещение производственно-коммунальных объектов, для обслуживания и благоустройства прилегающей территории.

Здание с кадастровым номером <№>, включенное в Перечень под пунктом 8182, согласно сведениям ЕГРН представляет собой здание магазина с офисными и складскими помещениями <...> (л.д. 34). Здание принадлежит ООО «Росагропром» на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от <дата><№>, право собственности общества зарегистрировано <дата>
(л.д. 13). Объект расположен на земельном участке с кадастровым номером <№>, общей площадью <№>, принадлежащем
ООО «Росагропром», имеющем вид разрешенного использования – размещение производственно-коммунальных объектов, для обслуживания и благоустройства прилегающей территории (л.д. 54).

Из технического паспорта спорного объекта недвижимости следует, что здание (литера В3) занято под склад площадью <№> (л.д. 114 экспликация к плану строения).

Согласно акту обследования здания с кадастровым номером <№> по состоянию на <дата>, утвержденному министром государственного имущества Республики Марий Эл, оно используется в целях размещения склада для хранения автозапчастей. Торговая часть объекта составляет 6,61% от общей площади здания магазина (л.д. 162).

Письмом Мингосимущества Республики Марий Эл от 19 ноября 2019 года № 11-5587 ООО «Росагропром» уведомлено об исключении из списка объектов недвижимого имущества, подлежащих включению в Перечень на очередной налоговый период, оспариваемого объекта в связи с его несоответствием условиям, установленным пунктами 3-5 статьи 378.2
НК РФ (л.д. 130).

Обосновывая включение спорного здания в Перечень на 2019 год, Мингосимущество Республики Марий Эл сослалось на информацию, полученную от Управления Росреестра по Республике Марий Эл, согласно которой объект недвижимости имеет назначение – нежилое, наименование – магазин с офисными и складскими помещениями, исходя из чего административный ответчик пришел к выводу об отнесении его к объектам делового, административного, коммерческого назначения и включению в Перечень.

Суд находит выводы административного ответчика о соответствии спорного объекта условиям, предусмотренным статьей 378.2 НК РФ, безосновательными.

В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213
КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения спорного здания в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Мингосимуществом Республики Марий Эл доказательств, подтверждающих соответствие спорного здания условиям, установленным НК РФ и необходимым для включения его в Перечень, не представлено. В материалах дела отсутствуют данные, свидетельствующие о том, что в отношении объекта недвижимости в 2018 году проводились мероприятия по обследованию здания с целью определения вида его фактического использования и включения в Перечень на 2019 год.

Таким образом, ни документы технического учета, ни сведения о фактическом использовании здания не подтверждают наличие обстоятельств, которые позволяли бы включить спорный объект в Перечень на 2019 год.

Учитывая изложенное, а также распределение бремени доказывания, суд полагает, что стороной административного ответчика не доказан факт соответствия объекта недвижимости с кадастровым номером <№> критериям, поименованным в статье 378.2 НК РФ.

При таких обстоятельствах у Мингосимущества Республики Марий Эл отсутствовали правовые основания для включения принадлежащего
ООО «Росагропом» на праве собственности объекта недвижимости в оспариваемый нормативный правовой акт на 2019 год.

С учетом изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска ООО «Росагропом» в полном объеме.

Согласно статье 3 КАС РФ одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ, принимая во внимание, что оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия (на 2019 год), считает, что в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца приказ Мингосимущества Республики Марий Эл от <дата><№> в оспариваемой части подлежит признанию недействующим со дня его принятия.

В силу пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию на официальном Интернет-портале Республики Марий Эл и на официальном сайте Министерства государственного имущества Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административный иск общества с ограниченной ответственностью «Росагропром» удовлетворить.

Признать недействующими со дня принятия пункты 8178, 8179, 8181, 8182 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, определенного приказом Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 26 декабря 2018 года № 19-нп.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию на официальном Интернет-портале Республики Марий Эл и на официальном сайте Министерства государственного имущества Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Э.И. Салихова

Мотивированное решение составлено 7 февраля 2020 года