РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Абакан 17 июня 2016 года
Верховный Суд Республики Хакасия в составе
председательствующего Шалгинова С.Н.,
при секретаре Шумиловой У.Е.,
при участии представителя административного истца Винокуровой Л.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-13/2016 по административному исковому заявлению начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия о ликвидации регионального отделения Всероссийской политической партии «Союз Труда» в Республике Хакасия,
УСТАНОВИЛ:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия обратилось в суд с заявлением о ликвидации регионального отделения Всероссийской политической партии «Союз Труда» в Республике Хакасия (далее - Региональное отделение). Требования мотивированы следующим: 24 декабря 2015 года деятельность Регионального отделения приостановлена судом на три месяца. Нарушения, послужившие основанием для приостановления деятельности, административным ответчиком не устранены.
В судебном заседании представитель административного истца Винокурова Л.Г. административный иск поддержала, пояснила, что обстоятельства опубликования 17 июня 2016 года решения о назначении выборов депутатов в Верховный Совет Республики Хакасия является основанием для приостановления производства по делу.
Представитель административного ответчика, извещенный о времени и месте рассмотрения административного дела, в судебное заседание не явился. Руководствуясь частью 4 статьи 263 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.
Выслушав объяснения представителя административного истца, всесторонне исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Статьей 1 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» (далее - Федеральный закон «О политических партиях») установлено, что предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами Российской Федерации права на объединение в политические партии и особенностями создания, деятельности, реорганизации и ликвидации политических партий в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О политических партиях» политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Политическая партия является видом общественной организации как организационно-правовой формы юридических лиц (пункт 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Под региональным отделением политической партии в настоящем Федеральном законе понимается структурное подразделение политической партии, созданное по решению ее уполномоченного руководящего органа и осуществляющее свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации. В субъекте Российской Федерации, в состав которого входит (входят) автономный округ (автономные округа), может быть создано единое региональное отделение политической партии. Иные структурные подразделения политической партии (местные и первичные отделения) создаются в случаях и порядке, предусмотренных ее уставом (пункт 3 статьи 3 Федерального закона «О политических партиях»).
Согласно подпункту «а» пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О политических партиях» политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения обязаны соблюдать в своей деятельности Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также устав политической партии.
Как следует из материалов дела, Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия 10 апреля 2013 года принято решение о государственной регистрации некоммерческой организации регионального отделения Всероссийской политической партии «Союз Труда» в Республике Хакасия.
Запись о Региональном отделении внесена в единый государственный реестр юридических лиц 17 апреля 2013 года за основным государственным регистрационным №.
Решением Верховного Суда Республики Хакасия от 24 декабря 2015 года в связи с нарушениями Региональным отделением требований законодательства, как то: непредоставление в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ сведений о поступлении и расходовании средств за 2 квартал 2015 года; в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ документов об изменении адреса (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица; в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ документов об изменении фамилии, имени, отчества и должности лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, деятельность регионального отделения Всероссийской политической партии «Союз Труда» в Республике Хакасия приостановлена на срок три месяца.
Пунктом 3 статьи 42 Федерального закона «О политических партиях» предусмотрены случаи ликвидации регионального отделения и иного структурного подразделения политической партии по решению суда.
Так, согласно подпункту «б» пункта 3 статьи 42 Федерального закона «О политических партиях» ликвидация регионального отделения и иного структурного подразделения политической партии по решению суда осуществляется в случае неустранения в установленный решением суда срок нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности регионального отделения и иного структурного подразделения политической партии.
Сведений об устранении Региональным отделением нарушений законодательства, послуживших основанием для приостановления его деятельности, материалы дела не содержат.
Вместе с тем необходимо учитывать следующие обстоятельства.
Пунктом 5 статьи 42 Федерального закона «О политических партиях» предусмотрено, что не допускается ликвидация регионального отделения политической партии по решению суда со дня официального опубликования решения о назначении (проведении) выборов в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и до дня официального опубликования результатов указанных выборов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Таким образом, закон установил запрет на ликвидацию регионального отделения политической партии по решению суда во всех случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 42 Федерального закона «О политических партиях», в период проведения выборов в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением запрета деятельности политических партий, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности.
Согласно абзацу первому статьи 1 Закона Республики Хакасия от 19 сентября 1995 года № 46 «О Верховном Совете Республики Хакасия» Верховный Совет Республики Хакасия является постоянно действующим высшим представительным и единственным законодательным органом государственной власти Республики Хакасия.
Частью 9 статьи 69 Закона Республики Хакасия от 9 июня 2012 года № 50-ЗРХ «О выборах депутатов Верховного Совета Республики Хакасия» предусмотрено, что в случае досрочного прекращения полномочий депутата Верховного Совета, избранного по одномандатному избирательному округу, в этом избирательном округе Избирательная комиссия Республики Хакасия назначает дополнительные выборы.
Согласно материалам дела 16 июня 2016 года Избирательная комиссия Республики Хакасия приняла решение о назначении на 18 сентября 2016 года дополнительных выборов депутатов Верховного Совета Республики Хакасия шестого созыва по одномандатным избирательным округам №№ 6, 11 в связи с досрочным прекращением полномочий депутатов ФИО7., ФИО6., данное постановление Избирательной комиссии Республики Хакасия № 168/1261-6 официально опубликовано в газете «Хакасия» № 111 (23218) от 17 июня 2016 года.
Таким образом, на дату вынесения настоящего решения имеется нормативно установленный запрет с целью необходимости обеспечить всем политическим партиям свободу и равные права для участия в выборах на ликвидацию регионального отделения политической партии до дня официального опубликования результатов дополнительных выборов депутатов Верховного Совета Республики Хакасия шестого созыва по одномандатным избирательным округам №№ 6, 11, назначенных на 18 сентября 2016 года.
Запрет на ликвидацию регионального отделения политической партии по решению суда, предусмотренный пунктом 5 статьи 42 Федерального закона «О политических партиях», не препятствует повторному обращению контролирующим органом в суд с заявлением о ликвидации регионального отделения политической партии после отпадения правовых основания для такого запрета.
При таких обстоятельствах в удовлетворении административного искового заявления начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия о ликвидации регионального отделения Всероссийской политической партии «Союз Труда» в Республике Хакасия следует отказать.
Доводы представителя административного истца о необходимости приостановления производства по делу до дня официального опубликования результатов дополнительных выборов депутатов Верховного Совета Республики Хакасия являются несостоятельными, поскольку оснований для приостановления производства по административному делу, предусмотренных статьями 190 и 191 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 174-175, 177, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административного искового заявления начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия о ликвидации регионального отделения Всероссийской политической партии «Союз Труда» в Республике Хакасия.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 21 июня 2016 года.
Председательствующий Шалгинов С.Н.