Дело №3а-13/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 февраля 2017 года, город Калуга
Калужский областной суд в составе:
председательствующего судьи Сычева Ю.В.,
при секретаре Бармашовой Д.А.,
с участием прокурора Земскова А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ООО Управляющая компания «Город Сосенский», ООО «Многоотраслевое предприятие коммунального хозяйства», ООО «Управляющая компания Козельского района», ООО «Управляющая компания» к Министерству тарифного регулирования Калужской области об оспаривании нормативного правого акта в части,
УСТАНОВИЛА:
приказом Министерства тарифного регулирования Калужской области от 29 сентября 2015 года № 166 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению с применением расчетного метода и метода аналогов на территории Калужской области» утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды согласно приложению № 3 к настоящему Приказу.
Названный Приказ вступает в силу с 01 декабря 2015 года (п.3).
В последующем, в этот Приказ Министерством тарифного регулирования Калужской области внесены изменения приказом от 20 июля 2016 года № 189.
Данный Приказ зарегистрирован в администрации Губернатора Калужской области 06 октября 2015 года № 5379, текст которого официально опубликован 09 октября 2015 года в сетевом издании «Сайт «Газеты Калужской области «Весть» httr//www.vest-news.ru.
В Приложении № 3 к вышеуказанному Приказу установлены нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды, которые дифференцированы по группам в зависимости от категории многоквартирных домов:
для многоквартирных домов, не оборудованных лифтами и электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения норматив составляет 1,8 кВ.ч в месяц на кв.метр;
для многоквартирным домов, оборудованных лифтами и не оборудованных электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения норматив составляет 4,1 кВт.ч в месяц на кв.метр;
для многоквартирных домов, не оборудованных лифтами и оборудованных электроотопительными и (или) электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, в отопительный период норматив составляет 2,7 кВт.ч в месяц на кв.метр;
для многоквартирных домов, не оборудованных лифтами и оборудованных электроотопительными и (или) электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, вне отопительного периода норматив составляет 2,7 кВт.ч в месяц на кв.метр.
ООО Управляющая компания «Город Сосенский», ООО «Многоотраслевое предприятие коммунального хозяйства», ООО «Управляющая компания Козельского района» обратились в Калужский областной суд с административным исковым заявлением к Министерству тарифного регулирования Калужской области, в котором просили признать недействующим приложение № 3 к Приказу Министерства тарифного регулирования Калужской области от 29 сентября 2015 года № 166 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению с применением расчетного метода и метода аналогов на территории Калужской области» с момента вступления в силу данного приказа. Ссылаясь на то, что административные истцы являются управляющими компаниями и исполнителями коммунальных услуг для многоквартирных домов города Сосенский Козельского района Калужской области. В расчете оспариваемых нормативов регулирующий орган использовал не общую площадь всех помещений, входящих в состав общего имущества собственников согласно статье 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, а только площадь тех помещений, которая применяется при расчетах нормативов на холодное и горячее водоснабжение на общедомовые нужды согласно пункту 27 Приложения № 1 к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 206 года № 306. Не включение перечисленных выше площадей в состав общего имущества многоквартирного дома нарушает права и законные интересы управляющих компаний, поскольку при расчетах между исполнителями коммунальной услуги и ресурсоснабжающими организациями, между исполнителями и потребителями объем коммунального ресурса определяется с учетом общей площади помещений. Таким образом, в случае превышений предельных норм потребления коммунальных ресурсов на общедомовые нужды управляющие организации будут вынуждены принимать на себя дополнительные необоснованные расходы по оплате сверхнормативного потребления на общедомовые нужды в связи с занижением объемов потребления коммунальных услуг по электрснабжению на общедомовые нужды.
Также, ООО «Управляющая компания» обратилось в Калужский областной суд с административным исковым заявлением к Министерству тарифного регулирования Калужской области, в котором просило признать недействующим приказ Министерства тарифного регулирования Калужской области от 29 сентября 2015 года № 166 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению с применением расчетного метода и метода аналогов на территории Калужской области» в части установления норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды на 1 кв.м. общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме на территории Калужской области (пункт 1.11 Приказа и Приложение № 3).
Впоследствии, ООО «Управляющая компания» в лице представителя в судебном заседании уточнило заявленные требования, просило признать недействующим приложение № 3 к Приказу Министерства тарифного регулирования Калужской области от 29 сентября 2015 года № 166 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению с применением расчетного метода и метода аналогов на территории Калужской области» с момента вступления в силу данного приказа. Ссылаясь на то, что оспариваемые нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды рассчитаны без учета площадей технических этажей, чердаков, подвалов и лифтовых шахт, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, что не соответствует ч.1 ст.36 Жилищного кодекса Российской Федерации и нарушает права административного истца, поскольку управляющие организации будут вынуждены оплачивать за счет собственных средств электроэнергию, фактически потребленную на общедомовые нужды в местах общего пользования, не учтенных оспариваемым нормативным правовым актом.
Определением судьи от 27 декабря 2016 года вышеуказанные административные дела в соответствии со ст.212 КАС РФ были объединены в одно производство для их совместного рассмотрения.
В ходе разбирательства дела, судом привлечено к участию в деле в качестве административного соответчика Министерство конкурентной политики Калужской области. Постановлением Правительства Калужской области от 06 октября 2016 года № 539 Министерство конкурентной политики Калужской области реорганизовано путем присоединения к нему Министерства тарифного регулирования Калужской области; Министерство конкурентной политики Калужской области является правопреемником Министерства тарифного регулирования Калужской области в части осуществления полномочий (л.д.<данные изъяты>).
При рассмотрении дела в суде представитель ООО Управляющая компания «Город Сосенский», ООО «Управляющая компания Козельского района» Карпенко А.В., а также представитель ООО «Многоотраслевое предприятие коммунального хозяйства» Мосина И.В. и представитель ООО «Управляющая компания» Тувенков С.А., заявленные требования поддержали.
Представитель Министерства конкурентной политики Калужской области Финакин А.О. возражал против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что оспариваемые положения прав административных истцов не нарушают и соответствуют действующему законодательству.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей от заинтересованных лиц - Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калужской области и ОАО «Калужская сбытовая компания», извещавшихся о месте и времени судебного заседания.
Выслушав объяснения участников процесса, заключение прокурора, полагавшего подлежащими удовлетворению заявленные требования, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту «к» части 1 статьи 72, а также частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы жилищного законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такой порядок был утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг».
Пунктом 3 указанных Правил, действовавших на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, было установлено, что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.3.6.1 Положения о Министерстве тарифного регулирования Калужской области, утвержденного постановлением Калужской области № 11 от 01 марта 2013 года, действовавшего на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, Министерство тарифного регулирования Калужской области в сфере жилищно-коммунального комплекса утверждает нормативы потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) при отсутствии приборов учета.
Проверив порядок принятия оспариваемого приказа, суд приходит к выводу о том, что он принят компетентным органом, в пределах его полномочий, с соблюдением правил введения его в действие и опубликования, соответствует установленной законом форме.
Проверяя содержание приказа на предмет соответствия его положений нормативному правовому акту, регулирующему данные правоотношения и имеющему большую юридическую силу, а именно ч.1 ст.36 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306, действовавших на момент его принятия, суд установил следующее.
Из имеющейся в деле переписки между Министерством тарифного регулирования Калужской области и управляющим организациями по вопросу определения нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды (л.д.<данные изъяты>), а также представленной информации в суд (<данные изъяты>), следует, что при расчетах оспариваемых нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды, Министерством тарифного регулирования Калужской области использовалась общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяемая как суммарная площадь следующих помещений (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа), то есть как указано регулирующим органом, при расчете нормативов использовалась площадь помещений, входящих в состав общего имущества, аналогично площадям помещений, указанных в пункте 27 Приложения № 1 к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
В пункте 27 Приложения № 1 к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг содержится формула расчета, по которой определяются нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды (куб. м. в месяц на 1 кв.м. общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме).
В этом названном выше пункте дано определение общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, из которого следует, что общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащим отдельным собственникам.
Между тем норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды с использованием показаний приборов учета электрической энергии (кВт.ч в месяц на 1 кв.м. общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме) определяется по формуле 10, которая содержится в приложении № 1 к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (пункт 9 Приложения № 1).
Составляющая данной формулы - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах (кв.м.) – в формуле 10 не раскрыта.
Таким образом, согласно данной формуле, для расчета норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды, необходимо учитывать общую площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, которая согласно статье 36 Жилищного кодекса Российской Федерации включает площадь помещений в данном доме, не являющихся частями квартир и предназначенных для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
Также, аналогичное предписание относительно помещений, которые включаются в состав общего имущества в многоквартирном доме, содержится и в пункте 2 раздела I Постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».
Изложенное дает основания для вывода о том, что для расчета норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды, необходимо учитывать помещения, отвечающие критериям, установленным статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, не включение регулирующим органом в состав общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, площадей технических этажей, чердаков, подвалов и лифтовых шахт приводит к неправильному определению кВт/ч в месяц на 1 кв.м. общей площади помещений, входящих в состав общего имущества.
Не включение указанных выше площадей помещений в состав общего имущества многоквартирного дома нарушает права и законные интересы управляющих организаций, поскольку общая площадь помещений при расчетах между исполнителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями, между исполнителями коммунальных услуг и потребителями рассчитывается по формуле 15 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354, согласно которой объем коммунального ресурса определяется с учетом общей площади помещений в качестве множителя.
При таких обстоятельствах установленные в Приложении № 3 к Приказу Министерства тарифного регулирования Калужской области от 29 сентября 2015 года № 166 нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды, нельзя признать законными и обоснованными, соответствующими требованиям статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ № 306 от 23 мая 2006 года, действовавших на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта.
Поскольку оспариваемые нормативы применялись при расчетах за коммунальные услуги на территории Калужской области, суд считает необходимым признать их недействующими со дня вступления настоящего решения в законную силу.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
удовлетворить административное исковое заявление ООО Управляющая компания «Город Сосенский», ООО «Многоотраслевое предприятие коммунального хозяйства», ООО «Управляющая компания Козельского района», ООО «Управляющая компания».
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Приложение № 3 к приказу Министерства тарифного регулирования Калужской области от 29 сентября 2015 года № 166 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению с применением расчетного метода и метода аналогов на территории Калужской области».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Калужский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Ю.В.Сычев