Дело № 3а-13/2019 14 января 2019 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Архангельский областной суд в составе:
председательствующего судьи Рассошенко Н.П.
при секретаре Рогалевой Г.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске 14 января 2019 года административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратилась в Архангельский областной суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
В обоснование исковых требований указала, что 05 ноября 2014 года заместитель прокурора г. Северодвинска обратился в суд с иском в ее интересах к администрации Северодвинска о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда, который решением Северодвинского городского суда Архангельской области от 17 декабря 2014 года по делу № 2-5917/2014 был удовлетворен. 12 февраля 2015 года судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Северодвинску возбуждено исполнительное производство №. До настоящего времени решение суда не исполнено. С декабря 2014 года истец имеет право проживать не в коммунальной квартире в перекошенном деревянном доме с численностью проживающих совместно с ней 9 человек, а в отдельной квартире/доме. Вместо этого на протяжении 4 лет истец вынуждена скитаться по съемным квартирам и родственникам, продолжая оплачивать коммунальные услуги по адресу регистрации, где фактически не проживает с 2004 года после оформления двоюродной сестрой над ней опеки. Сняться с регистрационного учета истец не может ввиду отсутствия иного жилья. Истцом неоднократно направлялись запросы/жалобы в ОСП по г. Северодвинску, прокуратуру г. Северодвинска, Администрацию Северодвинска, она лично обращалась в Управление муниципального жилищного фонда, получая ответ, что жилья нет. Существенное затягивание сроков исполнения судебного решения имеет место по независящим от истца обстоятельствам. Не имея юридического образования и не обладая специальными познаниями, для защиты своих прав истец обратилась за юридической помощью к специалисту – ФИО2, с которым 12 ноября 2018 года заключен договор об оказании юридических услуг №. В рамках данного договора исполнитель проконсультировал истца о порядке и способах взыскания компенсации за нарушение права за неисполнение решения суда в разумный срок, составил административное исковое заявление, за что истец уплатила ему 15 000 рублей. Просит взыскать с ответчика компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 500 000 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 15 000 рублей и уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Представитель административного ответчика администрации муниципального образования «Северодвинск» ФИО3 в судебном заседании с иском не согласилась. Пояснила, что Администрация Северодвинска является ненадлежащим ответчиком по делу. Выделенные на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями субвенции освоены в полном объеме, в 2018 году приобретено 7 квартир. Практика взыскания компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок с министерства финансов Архангельской области привела к положительному результату, на 2019 год муниципальному образованию «Северодвинск» выделены денежные средства на приобретение детям-сиротам 17 квартир. В Администрации Северодвинска по состоянию на 29 декабря 2018 года решение о предоставлении истцу жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений находится на исполнении под номером 27. ФИО1 за предоставлением ей жилого помещения маневренного фонда не обращалась. Администрация полагает, что требования истца не основаны на законе, просит в удовлетворении требований отказать. В случае если суд придет к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований, Администрация Северодвинска просит снизить размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок ввиду несоразмерности последствиям нарушенного права. Просит уменьшить размер судебных расходов на оплату услуг представителя, поскольку данное дело не представляет сложности, представитель истца составил типовое исковое заявление, сбором всех необходимых документов и доказательств занимался суд.
Административный истец, представители административных ответчиков Финансового управления Администрации Северодвинска, министерства финансов Архангельской области, заинтересованных лиц Управления социального развития, опеки и попечительства Администрации Северодвинска, министерства образования и науки Архангельской области, Отдела судебных приставов по г. Северодвинску УФССП России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились.
Министерством финансов Архангельской области в отзыве на административное исковое заявление указано, что Министерство является ненадлежащим административным ответчиком по делу, поскольку судебным решением какие-либо обязанности на органы исполнительной власти Архангельской области не возложены. Компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок должна быть взыскана с лица, на которое этим актом возложена соответствующая обязанность. Просит уменьшить размер судебных расходов на оплату услуг представителя, поскольку данное дело не представляет сложности, при подготовке административного искового заявления не требуются существенные временные и трудозатраты.
Заслушав пояснения представителя административного ответчика администрации муниципального образования «Северодвинск», исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частями 1-3 статьи 1 Федерального закона от 30.04.2010 № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – Федеральный закон № 68-ФЗ) граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
Компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Согласно части 1 статьи 2 данного Федерального закона компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается судом в денежной форме.
В силу части 8 статьи 3 указанного Федерального закона, части 4 статьи 250 КАС РФ заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд до окончания производства по исполнению судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, или производства по принудительному исполнению судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 10 КАС РФ, частью 1 статьи 6.1 ГПК РФ исполнение судебных актов осуществляется в разумные сроки.
Согласно пункту 55 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.03.2016 № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).
В силу разъяснений, данных в пункте 46 названного постановления Пленума Верховного Суда РФ, действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта.
При этом необходимо учитывать, в частности, своевременность выдачи надлежащим образом оформленного исполнительного документа, направления его и документов, предусмотренных статьей 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, судом или взыскателем в орган, организацию или должностному лицу, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов, а также выяснять, не вызвана ли задержка в выдаче или направлении исполнительного документа поведением заявителя, например путем непредставления им реквизитов банковского счета (часть 5 статьи 253 КАС РФ, пункт 13 статьи 242.3, пункт 12 статьи 242.4, пункт 12 статьи 242.5 БК РФ).
По смыслу части 2 статьи 1 Закона о компенсации, компенсация не присуждается, если длительность судопроизводства по делу или исполнения судебного акта вызвана исключительно действиями административного истца, заявителя либо чрезвычайными и непредотвратимыми при данных условиях обстоятельствами (непреодолимой силой) (пункт 59 указанного постановления).
Как следует из материалов дела, истец как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и пункта 2 статьи 11 закона Архангельской области от 17.12.2012 № 591-36-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области» имеет право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Судом установлено, что вступившим в законную силу 23 января 2015 года решением Северодвинского городского суда Архангельской области от 17 декабря 2014 года по гражданскому делу № 2-5917/2014 исковые требования заместителя прокурора г. Северодвинска в интересах ФИО1 удовлетворены. На администрацию муниципального образования «Северодвинск» возложена обязанность предоставить истцу благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений специализированного жилищного фонда, в виде дома или отдельной квартиры, общей площадью не менее 14 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям, в пределах муниципального образования «Северодвинск» за счет средств субвенций бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
23 января 2015 года судом выдан исполнительный лист №, который был представлен в ОСП по г. Северодвинску 12 февраля 2015 года.
12 февраля 2015 года судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Северодвинску на основании поступившего исполнительного документа вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №. Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Должник предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор. Также должник предупрежден, что за неисполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, неисполнение судебного акта виновные лица могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности.
В рамках данного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем в отношении должника неоднократно выносились требования об исполнении судебного решения, устанавливались новые сроки исполнения, должник предупреждался о привлечении к уголовной ответственности за неисполнение решения суда.
Судом также установлено, что до настоящего времени решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 17 декабря 2014 года по гражданскому делу № 2-5917/2014 не исполнено, исполнительное производство № судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Северодвинску не окончено.
С настоящим административным исковым заявлением ФИО1 обратилась в Архангельский областной суд через Северодвинский городской суд Архангельской области 05 декабря 2018 года, т.е. в установленный частью 8 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ, частью 4 статьи 250 КАС РФ срок, поскольку на момент обращения в суд решение суда не было исполнено.
Продолжительность исполнения судебного решения в данном случае составляет 03 года 11 месяцев 21 день (со дня вступления решения суда в законную силу по день вынесения настоящего решения).
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что указанный выше срок исполнения судебного решения нельзя признать разумным. Поведение административного истца не влияло на длительность исполнения судебного акта.
В качестве причин, препятствующих администрации муниципального образования «Северодвинск» исполнить решение суда о предоставлении ФИО1 жилого помещения, указано, что для муниципального образования «Северодвинск» на 2015-2018 годы были утверждены размеры субвенции на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений, с помощью которых в г. Северодвинске приобретено 27 квартир, субвенции израсходованы в полном объеме. Законом Архангельской области от 15.12.2017 № 581-40-ОЗ «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» на приобретение детям-сиротам специализированных жилых помещений за счет средств федерального и областного бюджетов предусмотрены субвенции, с помощью которых в 2018 году возможно было приобрести 7 квартир, на 29 декабря 2018 года 7 квартир приобретены. В адрес министерства образования и науки Архангельской области ежемесячно направляются отчеты о количестве решений суда по гражданским делам о предоставлении детям-сиротам жилых помещений в рамках указанных государственных полномочий, находящихся на контроле в Администрации Северодвинска. Указанные показатели, согласно методике расчета распределения субвенций Архангельской области, учитываются при распределении средств субвенций муниципальным образованиям. Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется только за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых ежегодно муниципальному образованию «Северодвинск».
Министерством финансов Архангельской области указано, что ответственность за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть возложена исключительно на муниципальное образование «Северодвинск», являющееся ответчиком по рассмотренному Северодвинским городским судом Архангельской области делу № 2-5917/2014. Данным судебным решением какие-либо обязанности на органы исполнительной власти Архангельской области не возложены. Надлежащим административным ответчиком по делу является администрация муниципального образования «Северодвинск». На осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений бюджету муниципального образования «Северодвинск» на 2015 год перечислены субвенции на общую сумму 16 954,7 тыс. руб., на 2016 год – 17 788,1 тыс. руб., на 2017 год – на сумму 24 646,7 тыс. руб., на 2018 год –18 034,9 тыс. руб., на 2019 год на указанные цели предусмотрены субвенции в размере 36 552,6 тыс. руб. Дополнительная потребность средств для исполнения судебных решений данной категории на территории Архангельской области по состоянию на 01 декабря 2018 года составила 1 160 322,2 тыс. руб.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 1 вышеназванного постановления от 29.03.2016 № 11, компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебного акта в разумный срок, как мера ответственности государства, имеет целью возмещение причиненного неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию данных прав в разумный срок, независимо от наличия или отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
В соответствии со статьей 5, пунктом 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 5 закона Архангельской области от 17.12.2012 № 591-36-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области» финансирование мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в части предоставления им жилых помещений осуществляется также в форме субсидий из федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Законом Архангельской области от 20.09.2005 № 84-5-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области отдельными государственными полномочиями» органы местного самоуправления городских округов Архангельской области наделены государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 45, пункт 1 статьи 46).
В силу пункта 2 статьи 46 данного закона в целях осуществления государственных полномочий по предоставлению детям-сиротам жилых помещений органы местного самоуправления муниципальных образований, в частности, осуществляют следующие государственные полномочия: приобретают жилые помещения либо осуществляют организацию строительства жилых домов, либо приобретают не завершенные строительством жилые помещения и организуют проведение работ по завершению строительства данных жилых помещений; включают жилые помещения в специализированный жилищный фонд; заключают с детьми-сиротами договоры найма специализированных жилых помещений и т.д.
Порядок предоставления и расходования субвенций из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Архангельской области на осуществление государственных полномочий, указанных в статье 46 областного закона № 84-5-ОЗ, установлен постановлением Правительства Архангельской области от 14.01.2014 № 1-пп, в соответствии с которым финансирование расходов на указанные цели осуществляется путем предоставления министерством образования и науки Архангельской области органам местного самоуправления Архангельской области субвенций в соответствии со сводной бюджетной росписью, кассовым планом областного бюджета в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств путем перечисления указанных сумм в порядке межбюджетных отношений на лицевые счета, открытые в Управлении Федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.
По сообщению министерства образования и науки Архангельской области на 2015 год муниципальному образованию «Северодвинск» на осуществление государственных полномочий по предоставлению детям-сиротам жилых помещений были выделены денежные средства из федерального и областного бюджетов в размере 10 339 279,40 руб. Также в 2015 году муниципальному образованию «Северодвинск» восстановлены остатки денежных средств из областного бюджета, не использованные на вышеуказанные цели в 2014 году, в размере 6 166 200,00 руб. Таким образом, общий объем финансирования в 2015 году составил 16 505 479,40 руб. По состоянию на 31 декабря 2015 года вышеуказанные средства Администрацией Северодвинска израсходованы в полном объеме, жилыми помещениями обеспечены 6 человек.
На 2016 год муниципальному образованию «Северодвинск» на указанные цели были выделены денежные средства из федерального и областного бюджетов в размере 17 788 064,00 руб. По состоянию на 31 декабря 2016 года предусмотренные средства Администрацией Северодвинска израсходованы в полном объеме, жилыми помещениями обеспечены 8 человек.
На 2017 год муниципальному образованию «Северодвинск» за счет средств федерального и областного бюджетов на те же цели выделено 24 646 680,00 руб. По состоянию на 31 декабря 2017 года средства Администрацией Северодвинска израсходованы в полном объеме, приобретено 13 благоустроенных квартир для детей-сирот, обеспечено жильем 15 человек.
На 2018 год муниципальному образованию «Северодвинск» на указанные цели были выделены денежные средства из федерального и областного бюджетов в размере 18 343 240,00 руб., на которые в текущем году приобретено 7 благоустроенных квартир, планируется приобрести еще 2 квартиры для детей-сирот.
По состоянию на 01 декабря 2018 года численность детей-сирот, включенных в список на обеспечение жильем в г. Северодвинске, составила 221 человек, в том числе лиц, у которых право на получение жилого помещения возникло и не было реализовано, – 191 человек, количество неисполненных судебных решений о предоставлении детям-сиротам жилья в г. Северодвинске – 141. Общая потребность средств на приобретение жилых помещений для лиц указанной категории в г. Северодвинске составляет 428 730 060,00 руб., из них 316 497 060,00 руб. необходимо на исполнение судебных решений.
В 2017 году муниципальному образованию «Северодвинск» на исполнение государственных полномочий по предоставлению детям-сиротам жилых помещений были увеличены объемы финансирования из федерального и областного бюджетов на 7 423 580,00 руб. (с 17 223 100,00 руб. до 24 646 680,00 руб.).
Также в 2018 году на октябрьской сессии Архангельского областного Собрания депутатов на вышеуказанные цели муниципальному образованию «Северодвинск» были дополнительно выделены средства из областного бюджета в размере 308 267,09 рублей.
Вследствие дефицита областного бюджета, который сформирован с предельным уровнем государственного долга, не представляется возможным предусмотреть объемы финансирования муниципальному образованию «Северодвинск» на осуществление государственных полномочий в полной мере.
Изложенное свидетельствует о том, что предпринимаемых органами государственной власти Архангельской области мер недостаточно для обеспечения благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда даже тех лиц указанной категории, в отношении которых состоялись судебные решения о предоставлении жилья.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о наличии оснований для присуждения компенсации за неисполнение принятого в пользу административного истца судебного акта в разумный срок за счет средств бюджета Архангельской области.
В тоже время, суд отмечает, что в силу положений части 3 статьи 1 Федерального закона от 30.04.2010 № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» обязанность выплатить компенсацию в случае установления факта нарушения права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок возникает независимо от вины органов государственной власти, местного самоуправления, на которые возложена обязанность по исполнению вступившего в законную силу судебного акта.
Пунктом 2 статьи 46 закона Архангельской области от 20.09.2005 № 84-5-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области отдельными государственными полномочиями» и пунктом 3 статьи 14 закона Архангельской области от 17.12.2012 № 591-36-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области» предусмотрено, что именно органы местного самоуправления городского округа принимают решение о предоставлении данной категории граждан жилого помещения специализированного жилищного фонда и заключают договор найма.
В соответствии с пунктом 5 части 9 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 5 данного Федерального закона судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, либо судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.
В силу пунктов 1.1, 1.5 Положения о Финансовом управлении Администрации Северодвинска, утвержденного решением Совета депутатов Северодвинска от 24.05.2007 № 64, названный орган местного самоуправления является функциональным органом Администрации Северодвинска, осуществляющим составление и организацию исполнения местного бюджета, является финансовым органом Северодвинска. Управление является юридическим лицом.
Согласно пунктам 1, 5 и 6 Положения о министерстве финансов Архангельской области, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 18.12.2009 № 217-пп, данный исполнительный орган государственной власти Архангельской области осуществляет функции финансового органа Архангельской области, обладает правами юридического лица, его финансирование осуществляется за счет средств областного бюджета.
Следовательно, компенсация за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта должна быть взыскана как с Финансового управления Администрации Северодвинска за счет средств местного бюджета, так и с министерства финансов Архангельской области за счет средств бюджета Архангельской области.
При определении размера компенсации, суд учитывает положения части 2 статьи 2 Федерального закона № 68-ФЗ, в соответствии с которой размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.
Учитывая обстоятельства дела, продолжительность срока исполнения судебного акта, значимость его последствий для истца, суд считает необходимым взыскать в пользу ФИО1 компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок с Финансового управления Администрации Северодвинска за счет средств местного бюджета в размере 40 000 рублей, с министерства финансов Архангельской области за счет средств бюджета Архангельской области в размере 60 000 рублей, которая подлежит зачислению на расчетный счет административного истца.
В силу части 4 статьи 4 Федерального закона № 68-ФЗ, части 3 статьи 259 КАС РФ решение суда подлежит немедленному исполнению.
Согласно части 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
К издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся, в том числе расходы на оплату услуг представителей; другие признанные судом необходимыми расходы (пункты 4, 7 статьи 106 КАС РФ).
На основании части 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах (статья 112 КАС РФ).
При подаче данного административного искового заявления истцом уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей. По договору № об оказании юридических услуг от 12 ноября 2018 года, предметом которого является комплекс юридических услуг: консультация о порядке и способах взыскания компенсации за нарушение права за неисполнение решения суда в разумный срок, составление и подача искового заявления о взыскании компенсации за нарушение права за неисполнение решения суда в разумный срок, истец уплатила ФИО2 15 000 рублей, что подтверждается распиской в получении денежных средств от 20 ноября 2018 года.
В соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ при подаче административного искового заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок государственная пошлина физическими лицами уплачивается в размере 300 рублей.
Как разъяснено в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (часть 4 статьи 2 КАС РФ).
Вместе с тем в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (статьи 3, 45 КАС РФ) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
Поскольку административные ответчики заявили о чрезмерности судебных расходов на оплату услуг представителя, а также исходя из принципов разумности и справедливости, суд учитывает следующие обстоятельства. Составление административного искового заявления по данной категории дел для представителя, оказывающего юридические услуги на профессиональной основе, не представляло сложности и не требовало сбора и анализа документов, обосновывающих исковые требования. Дела данной категории не представляют правовой сложности. Представитель истца в судебном заседании участия не принимал.
При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым снизить расходы на оплату услуг представителя до 2 000 рублей за составление административного искового заявления.
Следовательно, взысканию в пользу ФИО1 с Финансового управления Администрации Северодвинска за счет средств местного бюджета и с министерства финансов Архангельской области за счет средств бюджета Архангельской области подлежат расходы на оплату услуг представителя в сумме по 1 000 рублей с каждого, государственная пошлина в возврат в сумме по 150 рублей с каждого.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 259 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление ФИО1 о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок удовлетворить.
Взыскать с Финансового управления Администрации Северодвинска за счет средств местного бюджета в пользу ФИО1 компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в сумме 40 000 (сорок тысяч) рублей, перечислив денежные средства на расчетный счет ФИО1 №, открытый в <данные изъяты>.
Взыскать с министерства финансов Архангельской области за счет средств бюджета Архангельской области в пользу ФИО1 компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в сумме 60 000 (шестьдесят тысяч) рублей, перечислив денежные средства на расчетный счет ФИО1 №, открытый в <данные изъяты>.
Взыскать с Финансового управления Администрации Северодвинска за счет средств местного бюджета в пользу ФИО1 расходы на оплату услуг представителя в сумме 1 000 рублей, государственную пошлину в возврат в сумме 150 рублей, всего 1 150 рублей.
Взыскать с министерства финансов Архангельской области за счет средств бюджета Архангельской области в пользу ФИО1 расходы на оплату услуг представителя в сумме 1 000 рублей, государственную пошлину в возврат в сумме 150 рублей, всего 1 150 рублей.
Решение суда в части взыскания компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит немедленному исполнению.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Архангельского областного суда в течение месяца со дня вынесения решения путем подачи апелляционной жалобы через Архангельский областной суд.
Председательствующий Н.П.Рассошенко