Дело № 3а-13/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Анадырь 3 сентября 2021 года
Суд Чукотского автономного округа в составе
председательствующего судьи Принцева С.А.,
при ведении протокола помощником судьи Буриковой Л.И.,
с участием прокурора Билыка М.В.,
представителей административного ответчика Избирательной комиссии Чукотского автономного округа председателя ФИО1, действующего на основании постановления Избирательной комиссии Чукотского автономного округа от 20 мая 2021 года № 117/652, ФИО2, действующего на основании доверенности,
рассмотрев в предварительном судебном заседании административное дело № 3а-13/2021 по административному исковому заявлению ФИО3 к Избирательной комиссии Чукотского автономного округа, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации об оспаривании постановления Избирательной комиссии Чукотского автономного округа от 12 августа 2021 года № 140/815 «Об отказе в регистрации окружного списка кандидатов в депутаты Думы Чукотского автономного округа седьмого созыва, выдвинутого политической партией «Политическая партия КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ» по единому избирательному округу», постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 23 августа 2021 года № 46/387-8 об оставлении жалобы без удовлетворения, возложении обязанности зарегистрировать список кандидатов в депутаты Думы Чукотского автономного округа,
установил:
31 августа 2021 года ФИО3 обратился в суд с административным иском к Избирательной комиссии Чукотского автономного округа (далее – ИК ЧАО), Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (далее – ЦИК РФ) об оспаривании постановления Избирательной комиссии Чукотского автономного округа от 12 августа 2021 года № 140/815 «Об отказе в регистрации окружного списка кандидатов в депутаты Думы Чукотского автономного округа седьмого созыва, выдвинутого политической партией «Политическая партия КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ» по единому избирательному округу», постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 23 августа 2021 года № 46/387-8 об оставлении жалобы без удовлетворения, возложении обязанности зарегистрировать список кандидатов в депутаты Думы Чукотского автономного округа.
В обоснование заявленных требований указано, что обжалуемые решения административных ответчиков нарушают конституционные и международно-публичные права ФИО3 на свободные парламентские выборы и законные интересы кандидата в депутаты, выдвинутого по партийному списку кандидатов. Содержащиеся в подписных листах сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений, не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной. Единственной причиной отказа в регистрации списка кандидатов в депутаты Думы Чукотского автономного округа седьмого созыва, выдвинутого политической партией «Политическая партия КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ» по единому избирательному округу, послужило недостаточное число подписей избирателей (139 вместо 164), собранных в поддержку указанного списка, за вычетом подписей, признанных недостоверными (41). В то же время ни в отношении одной из 180 представленных подписей нет заключения о выполнении подписи от имени одного лица другим лицом. Подписи избирателей в подписных листах не могли быть признаны недействительными, поскольку содержащаяся в них информация достаточна для однозначной идентификации избирателей, поддержавших выдвижение списка. В связи с этим просил признать оспариваемые постановления незаконными и отменить их.
В возражениях на административное исковое заявление ФИО3 административный ответчик ИК ЧАО указала, что постановлением ИК ЧАО от 17 июня 2021 года № 120/690 количество подписей, которое необходимо для регистрации окружных списков кандидатов в депутаты Думы Чукотского автономного округа, составляет 164. При этом максимальное количество подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, представляемых в Избирательную комиссию, составляет 180. 4 августа 2021 года в ИК ЧАО избирательным объединением «Политическая партия КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ» представлены документы для регистрации окружного списка кандидатов в депутаты Думы Чукотского автономного округа седьмого созыва, среди которых представлены 180 подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения окружного списка кандидатов. В результате проверки подписных листов ИК ЧАО признана недействительной 41 подпись избирателей. Достоверными признаны 139 подписей избирателей, что недостаточно для регистрации окружного списка кандидатов. 12 августа 2021 года ИК ЧАО было принято постановление № 140/815 «Об отказе в регистрации окружного списка кандидатов в депутаты Думы Чукотского автономного округа седьмого созыва, выдвинутого политической партией «Политическая партия КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ» по единому избирательному округу», на основании подпункта «г» пункта 25 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ) в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации окружного списка кандидатов. В ходе изучения в ЦИК РФ подписных листов, ранее исследованных ИК ЧАО, при рассмотрении жалобы на постановление ИК ЧАО от 12 августа 2021 года № 140/815 было установлено, что при составлении итогового протокола проверки подписных листов рабочей группой ИК ЧАО была допущена ошибка при подсчёте количества подписей по коду 14 (неоговоренные исправления в сведениях об избирателе) – в соответствующей графе итогового протокола указано на три недействительные подписи вместо четырёх. Между тем девять подписей ЦИК РФ признаны подлежащими исключению из числа недействительных, поскольку при формировании запроса в УМВД России по Чукотскому автономному округу были допущены ошибки в сведениях об избирателях. ЦИК РФ признаны достоверными 147 подписей избирателей, что также недостаточно для регистрации окружного списка кандидатов. Кроме того, ЦИК РФ по результатам проверки было выявлено, что подписи избирателей, которые согласно итоговому протоколу проверки подписных листов рабочей группы ИК ЧАО были признаны недействительными, в мотивировочной части обжалуемого постановления поименованы как недостоверные. Между тем указанные обстоятельства не повлияли на законность принятого ИК ЧАО постановления, поскольку количество недействительных подписей и основание для отказа в регистрации окружного списка кандидатов в депутаты были указаны верно. Данные для составления итогового протокола основывались на результатах проверки Отдела по вопросам миграции УМВД России по Чукотскому автономному округу. Подписи, собранные Уполномоченным представителем политической партии «Политическая партия КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ», признаны недействительными в большинстве случаев в связи с неуказанием в подписных листах избирателями адреса места жительства. ИК ЧАО своевременно уведомила уполномоченного представителя политической партии о наличии оснований для отказа в регистрации окружного списка кандидатов по подпункту «г» пункта 25 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ. Замечаний и возражений по существу указанных недостатков уполномоченным представителем политической партии «Политическая партия КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ» в ИК ЧАО представлено не было, на заседания рабочей группы и Избирательной комиссии уполномоченный представитель партии не явился. Постановлением ЦИК РФ от 23 августа 2021 года № 46/387-8» жалоба «Политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ» на постановление ИК ЧАО от 12 августа 2021 года № 140/815 оставлена без удовлетворения. Также указали на пропуск ФИО3 срока подачи административного искового заявления, поскольку последним днём срока обращения в суд являлось 30 августа 2021 года. Просили отказать в удовлетворении административного искового заявления (л.д. 45-51).
В возражениях на административное исковое заявление административный ответчик ЦИК РФ указал на несогласие с заявленными требованиями. Сообщили, что 16 августа 2021 года уполномоченным представителем избирательного объединения «Политическая партия КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ» ФИО3 в ЦИК РФ была подана жалоба на постановление ИК ЧАО от 12 августа 2021 года № 140/815, содержащая требование отменить указанное постановление и принять решение по существу – зарегистрировать окружной список кандидатов в депутаты Думы Чукотского автономного округа седьмого созыва, выдвинутого политической партией «Политическая партия КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ» по единому избирательному округу. В ходе изучения подписных листов, исследованных ИК ЧАО, было установлено, что при составлении итогового протокола проверки подписных листов рабочей группой ИК ЧАО была допущена ошибка при подсчёте количества подписей по коду 14 (неоговоренные исправления в сведениях об избирателе) – в соответствующей графе итогового протокола указано на три недействительные подписи вместо четырёх. ЦИК России сделан вывод о том, что девять подписей (1-9-3; 1-11-2; 1-21-1; 1-23-4; 1-27-5; 1-29-3; 1-30-1; 1-36-4; 1-37-3) подлежат исключению из числа недействительных, поскольку при формирования запроса в УМВД России по Чукотскому автономному округу были допущены ошибки в сведениях об избирателях. В отношении иных подписей, признанных ИК ЧАО недействительными, ЦИК РФ была подтверждена правомерность выводов ИК ЧАО. ЦИК РФ достоверными признаны 147 подписей избирателей, что недостаточно для регистрации окружного списка кандидатов. В ходе проведённой по жалобе проверки также было выявлено, что подписи избирателей, которые согласно итоговому протоколу проверки подписных листов рабочей группы ИК ЧАО были признаны недействительными, в мотивировочной части обжалуемого постановления поименованы как недостоверные. Между тем, по мнению ЦИК РФ, указанные обстоятельства не повлияли на законность принятого ИК ЧАО постановления, поскольку недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации списка кандидатов, является самостоятельным основанием для отказа в регистрации списка кандидатов. В связи с этим постановлением ЦИК РФ от 23 августа 2021 года № 46/387-8 жалоба избирательного объединения «Политическая партия КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ» на постановление ИК ЧАО от 12 августа 2021 года № 140/815 была оставлена без удовлетворения. Постановление ЦИК России от 23 августа 2021 года № 46/387-8 принято по установленной законом процедуре правомочным составом 14-ю голосами членов комиссии «за» (единогласно). Также указали на подачу административного искового заявления ФИО3 31 августа 2021 года с пропуском установленного законом срока обращения в суд. Просили оставить административное исковое заявление без удовлетворения.
В предварительном судебном заседании представители административного ответчика ИК ЧАО ФИО1 и ФИО2 просили в удовлетворении административного искового заявления отказать, поддержали направленные в суд возражения на иск по изложенным в них доводам.
Прокурор Билык М.В. в судебном заседании также просил отказать в удовлетворении административного иска.
Административный истец ФИО3 в предварительное судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещён надлежащим образом, в предварительном судебном заседании было вынесено определение о его проведении в отсутствие административного истца, в удовлетворении ходатайства ФИО3 о проведении судебного заседания путём использования систем видео-конференц-связи отказано по причине невозможности обеспечения Железнодорожным городским судом, о котором ходатайствовал административный истец, видео-конференц-связи с судом Чукотского автономного округа в запрашиваемое судом время.
Выслушав объяснения представителей административного ответчика ИК ЧАО, заключение прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
ФИО3 в соответствии с частью 10 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) как кандидат в депутаты и уполномоченный представитель избирательного объединения обладает правом на обращение с настоящим иском в суд.
Проверив полномочия административных ответчиков на принятие оспариваемых решений, суд приходит к выводу, что оспариваемые постановления приняты Избирательной комиссией Чукотского автономного округа и Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в пределах их компетенции, полномочными составами, с соблюдением установленного порядка, подписаны уполномоченными должностными лицами.
Постановлением Думы Чукотского автономного округа от 16 июня 2021 года № 1398 назначены выборы депутатов Думы Чукотского автономного округа седьмого созыва на 19 сентября 2021 года.
В соответствии с постановлением Избирательной комиссии Чукотского автономного округа от 17 июня 2021 года № 120/690 количество подписей, которое необходимо для регистрации окружных списков кандидатов, составляет 164. При этом максимальное количество подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, представляемых в ИК ЧАО, составляет 180.
4 августа 2021 года в ИК ЧАО от уполномоченного представителя политической партии «Политическая партия КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ» ФИО3 поступили документы для регистрации окружного списка кандидатов в депутаты Думы Чукотского автономного округа седьмого созыва, выдвинутого политической партией «Политическая партия КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ» (л.д. 54).
В соответствии с частью 7 статьи 33 Закона Чукотского автономного округа от 17 декабря 2015 года № 122-ОЗ «О порядке проведения выборов депутатов Думы Чукотского автономного округа» (принят Думой Чукотского автономного округа 24 ноября 2015 года) проверке подлежат все подписи, представленные кандидатом, избирательным объединением для регистрации и соответствующие им сведения, содержащиеся в подписных листах. Внесение каких-либо исправлений в подписные листы, принятые избирательной комиссией, не допускается. Избирательная комиссия не вправе восполнять и (или) устранять нарушения, допущенные кандидатами, иными лицами при оформлении подписных листов и иных документов, представляемых при выдвижении и регистрации кандидата, окружного списка кандидатов.
В силу подпункта «г» пункта 25 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основанием отказа в регистрации списка кандидатов является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации списка кандидатов.
Согласно ведомости и итоговому протоколу проверки подписных листов, представленных политической партией «Политическая партия КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ», от 8 августа 2021 года из 180 представленных подписей избирателей признаны недостоверными (недействительными) 41 подпись, количество достоверных (действительных) подписей – 139 (л.д. 112, 113-114).
Постановлением Избирательной комиссии Чукотского автономного округа от 8 августа 2021 года № 138/806 уполномоченный представитель политической партии «Политическая партия КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ» извещён о выявленных недостатках в представленных подписных листах, и о проведении заседания Комиссии, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации окружного списка кандидатов в депутаты Думы Чукотского автономного округа седьмого созыва, выдвинутого данной политической партией, 12 августа 2021 года в 09 часов 00 минут (л.д. 111).
Извещение о выявленных недостатках направлено ФИО3 8 августа 2021 года (л.д. 115).
Постановлением Избирательной комиссии Чукотского автономного округа от 12 августа 2021 года № 140/815 отказано в регистрации окружного списка кандидатов в депутаты Думы Чукотского автономного округа седьмого созыва, выдвинутого политической партией «Политическая партия КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ» в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей в поддержку окружного списка кандидатов (л.д.120-121).
17 августа 2021 года в ЦИК РФ поступила жалоба политической партии «Политическая партия КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ» на постановление Избирательной комиссии Чукотского автономного округа от 12 августа 2021 года № 140/815 «Об отказе в регистрации окружного списка кандидатов в депутаты Думы Чукотского автономного округа седьмого созыва, выдвинутого политической партией «Политическая партия КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ» по единому избирательному округу.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 23 августа 2021 года № 46/387-8 «О жалобе избирательного объединения «Политическая партия КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ» на постановление Избирательной комиссии Чукотского автономного округа от 12 августа 2021 года № 140/815», жалоба избирательного объединения «Политическая партия КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ» оставлена без удовлетворения, при этом ЦИК РФ установлена ошибка при подсчёте количества подписей, признанных недействительными, по коду 14 (неоговоренные исправления в сведениях об избирателе) – в соответствующей графе итогового протокола указано на три недействительных подписи вместо четырёх. Девять подписей было исключено из числа недействительных, поскольку при формировании запроса в УМВД России по Чукотскому автономному округу были допущены ошибки в сведениях об избирателях. Достоверными признаны 147 подписей избирателей, что признано недостаточным для регистрации окружного списка кандидатов. Также в ходе проверки по жалобе выявлено, что подписи избирателей, которые согласно итоговому протоколу проверки подписных листов рабочей группы Избирательной комиссии Чукотского автономного округа были признаны недействительными, в мотивировочной части обжалуемого постановления поименованы как недостоверные, что признано не повлиявшим на законность принятого постановления (л.д. 127-128).
Согласно пункту 6.3 Федерального закона № 67-ФЗ недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей, участников референдума в соответствии с пунктом 3 данной статьи.
Принимая во внимание, что в Избирательной комиссии Чукотского автономного округа не было установлено фактов выполнения в подписных листах подписей от имени одних лиц другими лицами, что также подтвердили в судебном заседании и представители ИК ЧАО, суд признаёт верным вывод ЦИК РФ в оспариваемом постановлении об ошибочном указании в мотивировочной части постановления ИК ЧАО от 12 августа 2021 года № 140/815 на наличие в представленных подписных листах недостоверных подписей избирателей.
На основании пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ недействительными признаются:
а) подписи избирателей, собранные вне периода сбора подписей, в том числе до дня оплаты изготовления подписных листов;
б) подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом;
в) подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 данной статьи;
г) подписи избирателей, участников референдума без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с указанным Федеральным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи в подписной лист;
д) подписи избирателей, сведения о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;
е) подписи избирателей, с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 данной статьи;
ж) подписи избирателей, с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей;
з) все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и (или) уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом;
и) все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к Федеральному закону № 67-ФЗ, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 указанного Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 названного Федерального закона. Неточное указание в подписном листе наименования законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, наименования субъекта Российской Федерации, наименования и (или) номера избирательного округа, если оно соответствует образцу, утвержденному в соответствии с пунктом 8.1 статьи 37 указанного Федерального закона, не может служить основанием для признания подписей избирателей недействительными;
к) подписи избирателей, собранные с нарушением требований, предусмотренных пунктом 6 статьи 37 данного Федерального закона;
л) подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, внесенных в этот подписной лист, а также если фамилия, имя, отчество указаны избирателями несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 данной статьи;
м) все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, который заверен осуществлявшим сбор подписей избирателей лицом, не внесенным в список, составленный в соответствии с пунктом 16 статьи 37 данного Федерального закона (если составление списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей предусмотрено законом);
н) подписи избирателей, которые внесены в подписной лист позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, и (или) уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов;
о) все подписи избирателей в подписном листе, если заверительная запись лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, внесена позднее внесения заверительной записи уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов.
Проверив представленные ИК ЧАО подписные листы избирательного объединения «Политическая партия КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ», с учётом наличия информации врио начальника отдела по вопросам миграции Управления министерства внутренних дел Российской Федерации по Чукотскому автономному округу от 6 августа 2021 года о проверке сведений, содержащихся в подписных листах с подписями избирателей в поддержку выдвижения списка кандидатов политической партии «Политическая партия КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ» (л.д. 98-110), суд признаёт правильным выводы ЦИК РФ о достоверности 147 подписей избирателей.
При этом действующее законодательство не позволяет устранить недостатки подписных листов путём допроса избирателей в качестве свидетелей для проверки достоверности сведений об избирателях, подлинности внесённых в эти подписные листы них подписей избирателей и других сведений.
При таких обстоятельствах оснований для признания обжалуемых постановлений ИК ЧАО и ЦИК РФ незаконными не имеется.
Кроме того, в соответствии с частями 4, 7, 10 статьи 240 КАС РФ административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии о регистрации списка кандидатов, об отказе в такой регистрации может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией оспариваемого решения. В случае предварительного обжалования решения избирательной комиссии об отказе в регистрации списка кандидатов в порядке, установленном федеральным законом, административное исковое заявление может быть подано в течение пяти дней со дня принятия соответствующей комиссией решения об оставлении жалобы без удовлетворения. Сроки, указанные в частях 2 - 6 данной статьи, не подлежат восстановлению независимо от причин их пропуска. Пропуск срока обращения в суд с административным исковым заявлением о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации без уважительных причин, а также невозможность восстановления пропущенного срока является основанием для отказа в удовлетворении указанного заявления.
Согласно части 5 статьи 138 КАС РФ в предварительном судебном заседании суд может выяснять причины пропуска административным истцом установленного данным Кодексом срока обращения в суд. В случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.
В соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 92 КАС РФ процессуальные действия совершаются в процессуальные сроки, установленные данным Кодексом. Процессуальный срок определяется датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или периодом. В последнем случае процессуальное действие может быть совершено в течение всего периода. В сроки, исчисляемые днями, включаются только рабочие дни, за исключением сроков совершения судом, лицами, участвующими в деле, и другими участниками судебного процесса процессуальных действий по административным делам, предусмотренным частью 2 статьи 213, главами 24, 28, 30, 31, 31.1 КАС РФ. Течение процессуального срока, исчисляемого днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало.
Согласно части 2, 4 статьи 93 КАС РФ в случае, если последний день процессуального срока приходится на нерабочий день, днем окончания процессуального срока считается следующий за ним рабочий день. Процессуальное действие, для совершения которого установлен процессуальный срок (за исключением процессуального срока, исчисляемого часами), может быть совершено до двадцати четырех часов последнего дня процессуального срока. В случае, если жалоба, документы или денежные суммы были сданы в организацию почтовой связи до двадцати четырех часов последнего дня установленного процессуального срока, срок не считается пропущенным, за исключением процессуальных сроков, установленных статьей 240, частями 3 и 3.1 статьи 298, частью 2 статьи 314 данного Кодекса.
В силу части 1 статьи 94 КАС РФ право на совершение процессуальных действий погашается с истечением установленного данным Кодексом процессуального срока.
Согласно пункту 4.3 Порядка подачи в федеральные суды общей юрисдикции документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, утверждённого приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 27 декабря 2016 года № 251 (далее – Порядок), в целях определения момента подачи документов дата и время поступления документов в информационную систему фиксируются автоматически, по общему правилу определяются по московскому времени и учитываются судом при рассмотрении вопроса о соблюдении срока для направления обращения в суд согласно процессуальному законодательству Российской Федерации (часть 3 статьи 108 ГПК РФ, часть 4 статьи 93 КАС РФ, статья 129 УПК РФ). В целях определения момента подачи документов по общему правилу принимается во внимание дата и время информационной системы, а не дата и время часовой зоны, в которой находится суд - адресат направляемого обращения.
Принимая во внимание, что постановление ЦИК РФ об отказе в удовлетворении жалобы на постановление ИК ЧАО от 12 августа 2021 года было вынесено 23 августа 2021 года, последним днём обращения в суд с административным иском об оспаривании указанных постановлений был понедельник 30 августа 2021 года (с учётом того, что пятый день срока пришёлся на субботу 28 августа).
Вместе с тем с настоящим иском ФИО3 обратился в суд 31 августа 2021 года, подав административное исковое заявление в электронном виде.
В связи с изложенным административное исковое заявление ФИО3 не подлежит удовлетворению также и в связи с пропуском срока обращения в суд.
Доводы ФИО3 о том, что срок обращения в суд с настоящим административным иском им не пропущен, поскольку он первоначально подавал административное исковое заявление в электронном виде 28 и 30 августа 2021 года, являются несостоятельными.
В соответствии с пунктом 4.4 Порядка просмотр документов, поданных в суд в электронном виде, осуществляется работником аппарата суда, ответственным за прием документов в электронном виде, который должен убедиться в том, что документы, поступившие в информационную систему, адресованы суду, доступны для прочтения, оформлены в соответствии с Порядком подачи документов, включая соблюдение требования о наличии графической подписи лица в электронном образе обращения в суд, требований к электронной подписи. Если данные условия соблюдены, пользователю в личный кабинет направляется уведомление о получении судом поданных в электронном виде документов. Если названные условия не соблюдены, пользователю направляется уведомление о том, что документы не могут быть признаны поступившими в суд. В уведомлении указываются причины, в силу которых документы не могут считаться поступившими в суд.
28 августа 2021 года ФИО3 направлял в суд в электронном виде административное исковое заявление об оспаривании постановлений избирательных комиссий, являющихся предметом настоящего административного спора (л.д. 223-227).
Данное обращение в суд было отклонено по причине: «Электронный образ обращения в суд не содержит графической подписи лица, обратившегося в суд» (л.д. 228).
Согласно пункту 2.2.5 Порядка электронный образ документа заверяется в соответствии с Порядком подачи документов простой электронной подписью или усиленной квалифицированной электронной подписью.
В соответствии с пунктом 2.3.5 Порядка электронный документ должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью. Порядок подачи документов не предусматривает подачу электронных документов, подписанных простой электронной подписью или усиленной неквалифицированной электронной подписью.
В силу пункта 3.3.1 раздела 3.3 «Подача документов в рамках административного судопроизводства (в соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации)» Порядка обращение в суд и прилагаемые к нему документы могут быть поданы в суд в виде электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью лица, подающего документы (заявителя или его представителя), либо в виде электронных образов документов, заверенных простой электронной подписью или усиленной квалифицированной электронной подписью лица, подающего документы.
С учётом того, что административное исковое заявление Абрамовича от 28 августа 2021 года не имело графической подписи заявителя и было подписано простой электронной подписью, оно не соответствовало требованиям Порядка к оформлению электронных документов (образов документов).
В соответствии с подпунктами 7, 8, 9 пункта 4.5 Порядка документы отклоняются, если в нарушение законодательства Российской Федерации и Порядка подачи документов обращение в суд в виде электронного документа не подписано усиленной квалифицированной электронной подписью либо обращение в суд в виде электронного образа документа не заверено усиленной квалифицированной электронной подписью; электронный образ обращения в суд не содержит графической подписи лица, обратившегося в суд; электронная подпись не соответствует виду, установленному Порядком подачи документов.
30 августа 2021 года ФИО3 направил в суд в электронном виде административное исковое заявление (уточнённое) от 30 августа 2021 года (л.д. 229-255), к которому приложил электронные образы документов.
Данное обращение в суд было отклонено по причине: «Обращение в суд и (или) прилагаемые к нему документы не представлены в виде отдельных файлов: в одном файле содержится несколько электронных документов или несколько электронных образов документов. Наименование файлов не позволяет идентифицировать документы, в них содержащиеся. Письмо Избиркома ЧАО от 12.08.2021 с приложениями направлен в одном файле. Административный иск в суд ЧАО от 28.08.2021 в первоначальной редакции отсутствует. В приложении файл поименован как «ответ ФМС от 06.08.2021» содержится таблица» (л.д. 256).
В силу пунктов 2.2.3, 2.3.3 Порядка каждый отдельный документ должен быть представлен в виде отдельного файла. Наименование файла должно позволять идентифицировать документ и количество листов в документе (например: исковое заявление от 05122016 3л.pdf).
В нарушение указанного положения письмо Избиркома ЧАО от 12 августа 2021 года с приложениями на 6 листах представлено в виде одного файла, в котором помимо собственно письма ИК ЧАО содержатся также постановление ИК ЧАО от 12 августа 2021 года № 140/815 и итоговый протокол проверки подписных листов от 8 августа 2021 года. В файле, поименованном ФИО3 как «Ответ ФМС от 06.08.2021 г. на 1 листе» содержится таблица сведений от 6 августа 2021 года на 12 страницах.
Кроме того, документ, поименованный ФИО3 как «Административный иск в Суд ЧАО ФИО3 от 28.08.2021 г. (уточнённая редакция) на 9 листах», фактически датирован 30 августа 2021 года.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 4.5 Порядка документы отклоняются если обращение в суд и (или) прилагаемые к нему документы не представлены в виде отдельных файлов: в одном файле содержится несколько электронных документов или несколько электронных образов документов. Наименование файлов не позволяет идентифицировать документы, в них содержащиеся.
С учётом изложенного, вопреки доводам административного истца, документы, поданные им в суд Чукотского автономного округа 28 и 30 августа 2021 года, были отклонены обоснованно, в связи с чем утверждения ФИО3 о соблюдении им срока обращения в суд не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с частью 2 статьи 244 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если пропущен срок обращения в суд и отсутствует возможность его восстановления или если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.
Руководствуясь статьями 175-180, 244 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО3 к Избирательной комиссии Чукотского автономного округа, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о признании незаконными и отмене постановления Избирательной комиссии Чукотского автономного округа от 12 августа 2021 года № 140/815 «Об отказе в регистрации окружного списка кандидатов в депутаты Думы Чукотского автономного округа седьмого созыва, выдвинутого политической партией «Политическая партия КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ» по единому избирательному округу», постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 23 августа 2021 года № 46/387-8 об оставлении жалобы на постановление Избирательной комиссии Чукотского автономного округа от 12 августа 2021 года № 140/815 «Об отказе в регистрации окружного списка кандидатов в депутаты Думы Чукотского автономного округа седьмого созыва, выдвинутого политической партией «Политическая партия КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ» по единому избирательному округу», без удовлетворения; возложении на Избирательную комиссию Чукотского автономного округа обязанности зарегистрировать список кандидатов в депутаты Думы Чукотского автономного округа седьмого созыва, выдвинутых политической партией «Политическая партия КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ» по единому избирательному округу, отказать.
Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение пяти дней со дня принятия судом решения путём подачи апелляционной жалобы, представления через суд Чукотского автономного округа.
Судья С.А. Принцев
Мотивированное решение изготовлено 6 сентября 2021 года.