Дело № 3а-13/2021
УИД 37OS0000-01-2020-000105-15
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 февраля 2021 года г. Иваново
Ивановский областной суд в составе
председательствующего судьи Степановой Л.А.,
при секретаре Жаворонковой Е.А.,
с участием прокурора Хохловой А.П.
представителя административного истца ФИО1
представителя административного ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Муниципального предприятия «Теплосервис» Лежневского муниципального района Ивановской области о признании недействующим в части постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 20 декабря 2019 года № 59-т/31 «О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию на 2020 - 2021 годы, установлении тарифов на тепловую энергию, услуги по передаче тепловой энергии на 2020 год для потребителей МП "Теплосервис" (Лежневский район)»,
установил:
Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области (далее - орган регулирования, Департамент) от 20 декабря 2019 года № 59-т/31 «О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию на 2020 - 2021 годы, установлении тарифов на тепловую энергию, услуги по передаче тепловой энергии на 2020 год для потребителей МП "Теплосервис" (Лежневский район)» (далее – постановление № 59-т/31) установлены тарифы на тепловую энергию для потребителей МП "Теплосервис" (Лежневский район) на 2020 год согласно приложению 2 (л.д. 13-19).
В частности в приложении 2 установлены тарифы для МП «Теплосервис» от котельной ООО «Тепловик» (с. Новые Горки) на 2020 год с разбивкой по полугодиям (руб./Гкал):
в п. 5,8 - для потребителей, подключенных к тепловой сети без дополнительного преобразования на тепловых пунктах, эксплуатируемой теплоснабжающей организацией в размере 1928,87 на первое полугодие, 1970,61 – 2 полугодие;
в п. 6,9 для потребителей, подключенных к тепловой сети после тепловых пунктов, эксплуатируемой теплоснабжающей организацией в размере 2364,55 на первое полугодие, 2411,71 – 2 полугодие;
Указанный нормативный правовой акт официально опубликован в печатном издании "Ивановская газета" № 3(6312) от 17.01.2020 г.
МП «Теплосервис» обратилось в Ивановский областной суд с настоящим административным иском, в котором просит признать недействующим со дня принятия разделы 5,6,8,9 Приложения 2 к постановлению Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 20 декабря 2019 года № 59-т/31.
Свои требования мотивируют тем, что установленные в оспариваемом постановлении тарифы существенно занижены в виду того, что затраты на приобретение тепловой энергии учтены Департаментом без учета НДС, в то время как ООО «Тепловик», у которого приобретается тепловая энергия применяет общую систему налогообложения.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном иске, дополнениях к нему.
В судебном заседании представитель Департамента энергетики и тарифов Ивановской области ФИО2 возражал против удовлетворения административного иска по основаниям, изложенным в письменных возражениях, из которых следует, что Департаментом при расчетах нормативной валовой выручки допущена техническая ошибка в части невключения в полном объеме в расчет налога на добавленную стоимость на покупную тепловую энергию. Однако в соответствии с п. 13 Основ ценообразования образовавшие в связи с допущенной ошибкой выпадающие доходы включены в полном объеме при формировании необходимой валовой выручки на 2022 год. Пересмотр нормативного правового акта путем корректировки необходимой валовой выручки на 2020 год посредством включения НДС приведет к повторному учету одних и тех же расходов, нарушению законных прав и интересов потребителей.
Выслушав пояснения представителей административного истца, административного ответчика, исследовав и оценив материалы дела, заключение прокурора, полагавшего требования административного истца не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
Государственное регулирование тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075, которым утверждены, в том числе Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования, Основы), Правила регулирования цен (тарифов) в теплоснабжении (далее - Правила регулирования цен (тарифов)), а также приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 № 760-э "Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения" (далее - Методические указания № 760-э).
В соответствии с частью 1, пунктом 1 части 2 статьи 5, частью 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении установление тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, является полномочием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения.
Департамент энергетики и тарифов Ивановской области осуществляет
данные полномочия в сфере тарифного регулирования в соответствии с п. 3.3.1 Положения о Департаменте энергетики и тарифов, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 25 декабря 2014 г. № 577-п.
В силу пунктов 12-17,28, 30-32 Правил, установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов, которое осуществляется, в том числе по предложению регулируемой организации. К заявлению об установлении тарифов прилагаются обосновывающие материалы. Орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает её результаты в своем экспертном заключении. Решения правления (коллегии) органа регулирования тарифов принимаются на основании представленных материалов.
Проверяя в порядке части 8 статьи 213 КАС РФ полномочия органа,
принявшего оспариваемые нормативные правовые акты, процедуру их принятия и введения в действие, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что постановлением администрации Лежневского муниципального района № 604 от 04.12.2019г. «О внесении изменений в Постановление Администрации Лежневского муниципального района Ивановской области от 11.09.2014г. № 542 «О присвоении статуса единой теплоснабжающей организации на территории Лежневского муниципального района» МП «Теплосервис» было наделено статусом единой теплоснабжающей организации на территории Новогоркинского сельского поселения Лежневского муниципального района Ивановской области в зоне деятельности ООО «Тепловик» с. Новые Горки до конечного потребителя с 01.10.2020г. (л.д. 42-44).
МП «Теплосервис» оказывает услуги теплоснабжения сторонним потребителям, в соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2010г. № 190-ФЗ является теплоснабжающей организацией и, следовательно, деятельность ООО «Теплосервис» подлежала государственному регулированию.
Для осуществления регулируемого вида деятельности МП «Теплосервис» приобретает тепловую энергию на цели отопления и горячего водоснабжения от стороннего источника теплоснабжения – котельной ООО «Тепловик» с. Новые Горки.
19 ноября 2019 года МП «Теплосервис» обратилось в Департамент энергетики и тарифов Ивановской области с заявлением об открытии дела об установлении тарифов на тепловую энергию (л.д. 25).
Приказом Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 29.11.2019г. № 71-у было открыто дело об установлении тарифов на тепловую энергию, проведена экспертиза представленных предприятием тарифных предложений, о чем 20 декабря 2019 года составлено экспертное заключение (л.д. 28-39, 115-120).
На заседании правления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области 20.12.2019г. (протокол №59/1, л.д. 155-158) принято решение об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей МП «Теплосервис» на 2020 год.
В этот же день вынесено оспариваемое постановление, текст которого в соответствии с предписаниями п. 1.4 Положения о Департаменте энергетики и тарифов Ивановской области, п. 35 Правил, статьи 2 Закона Ивановской области от 23 ноября 1994 года № 27-ОЗ "О порядке обнародования (официального опубликования) правовых актов Ивановской области, иной официальной информации" размещен на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также официально опубликован в печатном издании - "Ивановская газета".
Правомочность органа, принявшего оспариваемое Постановление, соблюдение установленной процедуры его принятия, правил введения в действие и опубликования административным истцом в ходе судебного разбирательства не оспаривались.
Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области в пределах своих полномочий с соблюдением требований законодательства Российской Федерации и Ивановской области к его форме, порядку принятия и введения в действие.
Проверяя оспариваемый нормативный акт на предмет его соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст. 10 Закона «О теплоснабжении» государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения
В силу пунктов 5 и 6 части 1 статьи 3 Федерального закона № 190-ФЗ к общим принципам организации отношений в сфере теплоснабжения относятся соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала.
Одним из основных принципов регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения является обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя (пункт 2 части 1 статьи 7 этого Федерального закона).
В соответствии с пунктом 39 Основ ценообразования расходы регулируемой организации на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются как произведение цен (тарифов), установленных для таких организаций органами регулирования, и расчетных объемов приобретаемых услуг при осуществлении регулируемых видов деятельности.
Согласно пункту 22 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования.
Согласно части 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога.
Административный истец не согласен с установленными оспариваемым постановлением тарифами в связи с невключением в состав необходимой валовой выручки налога на добавленную стоимость на приобретаемую тепловую энергию.
Как следует из материалов дела МП «Теплосервис» применяет упрощенную систему налогообложения.
Эксплуатирующей организацией источника тепловой энергии - котельной в с. Новые Горки является ООО «Тепловик», с которым МП «Теплосервис» заключило договор поставки тепловой энергии и (или) теплоносителя на нужды отопления МКД, объектов социальной сферы и иных потребителей в с. Новые Горки.
При этом ООО «Тепловик» применяет общую систему налогообложения, в связи с чем затраты на приобретаемые ресурсы должны быть включены в состав необходимой валовой выручки с учетом налога на добавленную стоимость, рассчитанного по ставке 20% в соответствии с ч. 3 ст. 164 Налогового кодекса РФ.
Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 20 декабря 2019 года № 59-т/57 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, теплоноситель для потребителей ООО «Тепловик» (Лежневский район) на 2020 год» утверждены одноставочные тарифы на первое полугодие 2020 года в размере 1571,78 руб./Гкал без НДС, на второе полугодие - в размере 1607,60 руб./ГКал без НДС.
В то же время согласно приложению к экспертному заключению по материалам дела об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей МП «Теплосервис» с Новые Горки Лежневского муниципального района на 2020 года от 20.12.2019г. затраты на приобретение тепловой энергии учтены в размере 1571,78 руб./Гкал и 1607,60 руб. /Гкал, т. е. без учета НДС.
В судебном заседании представитель административного ответчика не оспаривал указанные обстоятельства, пояснив, что при расчете нормативной валовой выручки органом регулирования была допущена техническая ошибка в части невключения в расчеты налога на добавленную стоимость.
Таким образом, суд соглашается с доводами административного иска и полагает, что действия Департамента в данном случае являлись неправомерными.
Вместе с тем, как следует из представленного в материалы дела экспертного заключения от 4 декабря 2020 года, Департаментом повторно был проведен анализ расчета необходимой валовой выручки 2020 года при формировании тарифов на следующий период регулирования.
В соответствии с п. 13 Основ ценообразования в случае если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с незапланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, в том числе вызванного осуществлением расчетов за коммунальную услугу по отоплению равномерно в течение календарного года, учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме.
С учетом указанных положений, исходя из названного экспертного заключения, Департамент при формировании необходимой валовой выручки на 2022 год учел выпадающие доходы за 2020 год в полном объеме.
Постановлением Департамента от 04.12.2020 года № 66-т/14 «О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию, услуги по передаче тепловой энергии, долгосрочных параметров регулирования на тепловую энергию, услуги по передаче тепловой энергии для потребителей МП «Теплосервис» (Лежневский район) на 2021-2023 годы» (в редакции постановления от 01.02.2021г. № 4-т/1 «О внесении изменений в ряд постановлений Департамента энергетики и тарифов Ивановской области») утверждены тарифы на тепловую энергию для потребителей МП «Теплосервис» от стороннего источника теплоснабжения ООО «Тепловик» на 2021-2023 годы с учетом выпадающих доходов, не учтенных органом регулирования при установлении для МП «Теплосервис» регулируемых цен на 2020 год.
Включение выпадающих доходов и их размер в необходимую валовую выручку на 2022 год представитель административного истца не оспаривал, однако настаивал на требованиях административного иска, полагая, что в 2022 году организация уже может не осуществлять регулируемую деятельность.
Указанные доводы суд не может принять во внимание, поскольку они являются лишь предположениями административного истца. При этом суд учитывает, что для предприятия в настоящее время установлены долгосрочные тарифы на 2021-2023 годы, в связи с чем включение Департаментом выпадающих доходов на 2022 год не противоречит требованиям действующего законодательства.
При указанных обстоятельствах, как верно отметил представитель Департамента в своих возражениях, удовлетворение требований административного истца приведет к повторному учету одних и тех же расходов и нарушению прав и интересов потребителей МП «Теплосервис».
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований административного истца не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Муниципального предприятия «Теплосервис» Лежневского муниципального района Ивановской области о признании недействующим в части постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 20 декабря 2019 года № 59-т/31 «О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию на 2020 - 2021 годы, установлении тарифов на тепловую энергию, услуги по передаче тепловой энергии на 2020 год для потребителей МП "Теплосервис" (Лежневский район)» отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ивановский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.А. Степанова
Мотивированное решение составлено 12 марта 2021 года.