ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-13/2022 от 20.05.2022 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело №3а-13/2022

УИД 47OS0000-01-2021-000374-41

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербург 20 мая 2022 года

Ленинградский областной суд в составе:

председательствующего судьи Павловой О.Н.

с участием прокурора Чигаркиной Е.Н.

при секретаре Кирьяновой В.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому акционерного общества «ЛОЭСК – Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области» о признании недействующим приказа Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 29 октября 2021 года № 148-п «О внесении изменений в приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 29 июня 2021 года № 71-п «О внесении изменений в приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 30 декабря 2020 года № 665-п «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2021 год»,

установил:

30.12.2020 Комитетом по тарифам и ценовой политики Ленинградской области (далее также – ЛенРТК) принят приказ № 665-п «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2021 год», которым установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области, поставляемой прочим потребителям, на 2021 год согласно приложению 1 и необходимая валовая выручка (НВВ) сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь) согласно приложению 4.

В таблице 1 приложения 1 и приложение 4 Приказа № 665-п приведены сведения о размере НВВ акционерного общества «ЛОЭСК – Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области» (далее также – АО «ЛОЭСК») (без учета оплаты потерь) на 2021 год – 5409985,15 тыс. руб. В приложение 5 указан размер индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на 2021 год, в том числе для взаиморасчетов между АО «ЛОЭСК» и публичным акционерным обществом «Россети Ленэнерго» (далее также – ПАО «Россети Ленэнерго»).

Приказом ЛенРТК от 29.06.2021 № 71-п «О внесении изменений в приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 30 декабря 2020 года № 665-п «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2021 год» в таблице 1 приложения 1 и в приложении 4 приказа № 665-п в размер НВВ АО «ЛОЭСК» внесены изменения, а именно: цифры «5409985,15» заменены цифрами «1639431,08».

Приказом ЛенРТК от 30.08.2021 № 98-п в таблице 1 приложения 1 и в приложении 4 приказа № 665-п в размер НВВ ПАО «Россети Ленэнерго» внесены изменения, а именно: цифры «20838362,96» заменены цифрами «24608917,97», без изменения индивидуального тарифа общества на 2021 год.

26.10.2021 Федеральной антимонопольной службой (далее также – ФАС России) принят приказ №117021 «Об отмене приказа Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 30.12.2020 №665-п «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2021 год».

29.10.2021 ЛенРТК на основании приказа ФАС России от 26.10.2021 №1170/21 принят приказ № 148-п «О внесении изменений в приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 29.06.2021 № 71-п «О внесении изменений в приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 30.12.2020 № 665-п «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2021 год» (далее также – приказ № 148-п), которым установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между АО «ЛОЭСК» и ПАО «Россети Ленэнерго» путем дополнения приказа ЛенРТК от 29.06.2021 № 71-п пунктом 1.3 следующего содержания:

«в таблице «Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на 2021 год» в приложении 5 в строке 3 «Акционерное общество «ЛОЭСК – Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области» – Публичное акционерное общество «Россети Ленэнерго»:

- в столбце 6 «Ставка за содержание электрических сетей, руб./МВтмес» цифру «970239,32» заменить цифрой «0,01»;

- в столбце 8 «Одноставочный тариф, руб./кВтч» цифру «1,85753» заменить цифрой «0,37012».».

АО «ЛОЭСК» в административном исковом заявлении просит суд признать недействующим приказ ЛенРТК от 29.10.2021 № 148-п и взыскать с административного ответчика расходы по уплате государственной пошлины в размере 4500 руб. В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что у ФАС России отсутствовали полномочия на издание приказа от 26.10.2021 №1170/21 о пересмотре индивидуальных тарифов для взаиморасчетов между АО «ЛОЭСК» и ПАО «Россети Ленэнерго» на 2021 год; оспариваемый приказ принят ЛенРТК с нарушениями общих требований нормотворчества, поскольку вносит изменения не в основной нормативный правовой акт, а во вносящий в него изменения приказ. При этом в нарушение п.п. 22, 23 Правил государственного регулирования ЛенРТК не изготовлено экспертное заключение, на основании которого принято решение об изменении индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии. Кроме того, АО «ЛОЭСК» ссылается на допущенные процессуальные нарушения при принятии оспариваемого приказа в связи с нарушением установленного 10-дневного срока извещения до дня заседания правления ЛенРТК по вопросу установления нового срока исполнения решения ФАС России от 23.07.2021 №СП/61880/21, назначенного на 27.10.2021, и принятии оспариваемого решения 29.10.2021. Вместе с тем, АО «ЛОЭСК» полагает установленный приказом № 148-п т 29.10.2021 индивидуальный тариф экономически необоснованным и заниженным, поскольку при его расчете ЛенРТК использовал размер НВВ АО «ЛОЭСК», установленный приказом ЛенРТК от 30.12.2020 № 665-п, действующим в редакции приказа от 29.06.2021 № 71-п, который также является экономически необоснованным и заниженным.

Административный ответчик ЛенРТК, не соглашаясь с заявленными АО «ЛОЭСК» требованиями, в возражениях на административное исковое заявление указал, что расчет НВВ АО «ЛОЭСК» на 2021 год осуществлялся методом долгосрочной индексации НВВ в соответствии с Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э на основании оценки представленных АО «ЛОЭСК» расчетных и обосновывающих документов и материалов. Решение об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2021 год, оформленное приказом ЛенРТК от 30.12.2020 № 665-п принято правлением ЛенРТК на заседании 30.12.2020 (протокол №36). Приказ опубликован в установленном порядке на официальном интернет-портале Администрации Ленинградской области (http://bptr.lenreg.ru/). Впоследствии в приказ ЛенРТК от 30.12.2020 № 665-п внесены изменения приказами ЛенРТК от 22.01.2021 № 1-п, от 29.06.2021 №71-п, от 31.08.2021 № 98-п. Так, на основании приказа ЛенРТК от 29.06.2021 №71-п пересмотрена величина НВВ АО «ЛОЭСК» на 2021 год (снижена с 5409985,15 тыс. руб. до 1639431,08 тыс. руб.). Суммарная (котловая) необходимая валовая выручка территориальных сетевых организаций, индивидуальные и единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год не пересматривались. В решении ФАС России от 23.07.2021 № СП/61880/21, принятом по результатам рассмотрения заявления ПАО «Россети Ленэнерго» о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики с ЛенРТК указано на необходимость пересмотра индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год с учетом приказа ЛенРТК от 29.06.2021 №71-п (пункт 7 резолютивной части решения). В целях исполнения указанного решения подготовлен отчет об исполнении решении ФАС России от 23.07.2021 №СП/61880/21, в котором, в том числе, отражены вопросы, связанные с пересмотром индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год с учетом приказа ЛенРТК от 29.06.2021 № 71-п. Результаты расчета индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии с учетом пересмотра величины необходимой валовой выручки АО «ЛОЭСК» и предложение об их пересмотре доложены на заседании правления ЛенРТК; вопрос о внесении в приказ ЛенРТК от 30.12.2020 № 665-п (с последующими изменениями) предлагаемых изменений, связанных с пересмотром тарифно-балансовых решений в отношении АО «ЛОЭСК», вынесен на рассмотрение правления ЛенРТК, но в результате голосования решение «за» не принято. 06.10.2021 в решении ФАС России от №СП/84237/21 об установлении нового срока исполнения решения ФАС России от 23.07.2021 № СП/61880/21 указано, что ЛенРТК не пересмотрены тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Ленинградской области на 2021 год, в том числе индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для АО «ЛОЭСК», а также установлен новый срок исполнения ЛенРТК решения ФАС России от 23.07.2021 № СП/61880/21 – 01.11.2021. При проведении анализа ЛенРТК установлено, что величина НВВ АО «ЛОЭСК» (на содержание), приходящаяся с учетом объемов услуг по передаче электрической энергии на 1 полугодие 2021 (3407970,42 тыс. руб.), превышает величину пересмотренной с 01.07.2021 НВВ на весь 2021 год (1639431,08 тыс. руб.), что с учетом применения для расчетов индивидуальных тарифов, установленных приказом ЛенРТК от 30.12.2020 №665-п, привело к получению АО «ЛОЭСК» экономически необоснованных денежных средств. Получение дополнительных средств приводит к неправильному перераспределению тарифной выручки. Вместе с тем, установление «нулевого» тарифа, как следует из определения Верховного суда Российской Федерации от 30.03.2017 № 53-АПГ17-1 и данных в письме ФАС России от 16.08.2021 №СП/68574/21 разъяснений, нарушает баланс экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии как один из основных принципов организации экономических отношений в сфере электроэнергетики, противоречит методике расчетов индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии. Учитывая компенсационный характер индивидуальных тарифов, перераспределение избытка средств не должно приводить к ситуации, когда у предприятия отсутствует возможность получать плату от потребителей за оказанные ею услуги. Поскольку минимальной денежной единицей на территории Российской Федерации является 1 копейка, при ее использовании для расчетов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям НВВ на содержание электрических сетей АО «ЛОЭСК» с учетом периода действия индивидуальных тарифов с 01.11.2021 по 31.12.2021 (2 месяца) определено в размере 0,012 тыс. руб., величина ставки на содержание электрических сетей АО «ЛОЭСК» на период с 01.11.2021 по 31.12.2021 – 0,01 руб./МВт. мес. Ставка на оплату технологического расхода (потерь) принята без изменений на уровне ставки 2-полугодия 2021 года, установленной приказом ЛенРТК от 30.12.2020 № 665-п, поскольку её величина не оспаривалась и не признавалась необоснованной в установленном порядке; одноставочный тариф АО «ЛОЭСК» на период с 01.11.2021 по 31.12.2021 определен в размере 0,37012 руб./кВт.ч. Результаты анализа и расчеты изложены в отчете об исполнении решения ФАС России от 23.07.2021 № СП/61880/21 (с учетом решения ФАС России от 06.10.2021 № СП/84237/21 об установлении нового срока его исполнения), принятого по результатам рассмотрения заявления ПАО «Россети Ленэнерго» о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики с ЛенРТК, доложены на заседании правления ЛенРТК (протокол заседания правления ЛенРТК от 27.10.2021 №33/1). Решение оформлено приказом ЛенРТК от 29.10.2021 № 148-п. Приказ опубликован в установленном порядке на официальном интернет-портале Администрации Ленинградской области (http://bptr.lenreg.ru/). Кроме того, ЛенРТК ссылается на то, что экспертиза предложения АО «ЛОЭСК» об установлении тарифов на 2021 год проводилась ЛенРТК и экспертное заключение по её результатам оформлялось при принятии соответствующего тарифно-балансового решения на 2021 год. В связи с тем, что на основании решения ФАС России от 23.07.2021 № СП/61880/21 (с учетом решения ФАС России от 06.10.2021 №СП/84237/21 об установлении нового срока его исполнения) надлежало пересмотреть индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год с учетом приказа ЛенРТК от 29.06.2021 №71-п, то есть отдельные параметры тарифно-балансового решения, результаты исполнения оформлены именно отчетом об исполнении, а не экспертным заключением. Представители АО «ЛОЭСК» уведомлены о дате, времени и месте заседания правления ЛенРТК по вопросу об исполнении решения ФАС России от 23.07.2021 № СП/61880/21 (с учетом решения ФАС России от 06.10.2021 № СП/84237/21 об установлении нового срока его исполнения) письмом от 15.10.2021; им также обеспечена возможность ознакомления с материалами, на основании которых подготовлен проект решения, включая проект решения. Письмом АО «ЛОЭСК» от 27.12.2021 №00-02/3479 направлены сведения об уполномоченных на участие в заседании правления ЛенРТК представителях общества. Письменная позиция АО «ЛОЭСК», направленная письмом от 01.11.2021, в установленном порядке приобщена к протоколу. В связи с получением ЛенРТК приказа ФАС России от 26.10.2021 № 1170/21 СП/61880/21, рассмотрение вопроса об исполнении решения ФАС России от 23.07.2021 №СП/61880/21 (с учетом решения ФАС России от 06.10.2021 № СП/84237/21 об установлении нового срока его исполнения) отложено на 29.10.2021, о чем участвовавшие в заседании правления представители АО «ЛОЭСК» уведомлены.

Заинтересованное лицо ПАО «Россети Ленэнерго» в объяснениях по делу ссылалось на то, что приказ № 148-п принят во исполнение приказа ФАС России от 26.10.2021 №1170/21, поводом для принятия которого послужило систематическое неисполнение ЛенРТК предписаний и решений ФАС России. В целях исполнения предписания ФАС России от 29.06.2021 состоялось заседание Правления ЛенРТК, по результатам которого принят приказ ЛенРТК от 29.06.2021 № 71-п. Этим приказом в таблице 1 приложения 1 и в приложении 4 приказа № 665-п внесены изменения в размер НВВ АО «ЛОЭСК», однако не пересмотрены индивидуальные тарифы для взаиморасчётов между ПАО «Россети Ленэнерго» и АО «ЛОЭСК», установленные на второе полугодие 2021 года. В целях исполнения решения ФАС России от 23.07.2021 № СП/61880/21 состоялось заседание Правления ЛенРТК, по результатам которого принят приказ ЛенРТК от 31.08.2021 № 98-п, которым вновь не пересмотрены индивидуальные тарифы для взаиморасчётов между ПАО «Россети Ленэнерго» и АО «ЛОЭСК», установленные на 2021 год. 06.10.2021 ФАС России вынес решение № СП/84237/21 о продлении срока исполнения решения от 23.07.2021, в том числе в части обязанности ЛенРТК пересмотреть индивидуальные тарифы. Длительное бездействие ЛенРТК в виде не пересмотра индивидуальных тарифов для взаиморасчетов между ПАО «Россети Ленэнерго» и АО «ЛОЭСК» послужило основанием для отмены приказом ФАС России от 26.10.2021 № 1170/21 с 01.11.2021 индивидуальных тарифов, установленных приказом ЛенРТК от 30.12.2020 №665-п. Приказ № 148-п принят ЛенРТК в соответствии с действующим законодательством в пределах предоставленных ЛенРТК полномочий, отсутствует какая-либо неопределенность правового регулирования в области тарифов на территории Ленинградской области. В свою очередь, изготовление ЛенРТК экспертного заключения при издании приказа № 148-п не требовалось, равно как и не требовалось соблюдение пункта 25 Правил государственного регулирования для уведомления АО «ЛОЭСК». Экспертиза предложений АО «ЛОЭСК» об установлении тарифов на 2021 год проводилась ЛенРТК в 2020 году и экспертное заключение по её результатам оформлялось при принятии тарифно-балансового решения на 2021 год. Поскольку на основании решений ФАС России от 23.07.2021 № СП/61880/21, с учетом решения ФАС России №СП/84237/21 от 06.10.2021, приказа ФАС России от 26.10.2021 № 1170/21, надлежало изменить отдельные параметры тарифно-балансового решения, результаты анализа оформлены отчетом об исполнении, а не экспертным заключением. Доводы АО «ЛОЭСК» о нарушении процедуры принятия приказа № 148-п, поскольку ЛенРТК не уведомил АО «ЛОЭСК» в установленные сроки о заседании правления ЛенРТК, ПАО «Россети Ленэнерго» также полагало необоснованными, поскольку решения регулирующих органов, направленные на приведение ранее принятых решений об установлении тарифов в соответствие с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, могут быть приняты в течение периода регулирования (финансового года) без открытия дела об установлении цены (тарифа), в связи с чем не признанный в установленном порядке незаконным приказ ФАС России от 26.10.2021 №1170/21, является основанием для принятия приказа № 148-п, направленного на приведение ранее принятого тарифного решения в соответствие с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, без открытия дела об установлении цен (тарифов) и, соответственно, без необходимости составления ЛенРТК экспертного заключения и соблюдения требований п.25 Правил регулирования в части сроков извещения и ознакомления.

Заинтересованное лицо ФАС России, в свою очередь, в письменных объяснениях по делу указало, что во исполнение решения ФАС России от 04.05.2021 № СП/36389/21 и впоследствии от 28.05.2021 № СП/43619/21 об установлении нового срока исполнения предписания ФАС России от 26.12.2018 № СП/107200/18, выданного по результатам ранее проведенной в отношении ЛенРТК плановой выездной проверки, установлено, что экономически обоснованный размер НВВ АО «ЛОЭСК» на 2021 год составляет 1639431,08 тыс. руб., в связи с чем издан приказ от 29.06.2021 №71-п, однако не пересмотрены тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Ленинградской области на 2021 год. В связи с указанными обстоятельствами ФАС России 26.10.2021 принят приказ № 1170/21, которым с 01.11.2021 отменена строка 1 приложения 5 «Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на 2021 год» к приказу ЛенРТК от 30.12.2020 № 665-п, а также на Комитет возложена обязанность в срок до 01.11.2021 установить и ввести в действие индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между АО «ЛОЭСК» и ПАО «Россети Ленэнерго» на 2021 год на основании необходимых валовых выручек, утвержденных для данных территориальных сетевых организаций на 2021 год. Приказ ЛенРТК № 148-п, оспариваемый в рамках настоящего дела и устанавливающий размер индивидуального тарифа для взаиморасчетов между АО «ЛОЭСК» и ПАО «Россети Ленэнерго», принят во исполнение Приказа ФАС России, законность которого подтверждена постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2022 по делу № А40-237032/2021. При этом ФАС России ссылается на то, что какое-либо противоречие между положениями Приказа ЛенРТК №148-п, принятого во исполнение Приказа ФАС России, и решением Ленинградского областного суда от 18.10.2021 по делу №3а-264/2021 отсутствует, напротив, как в Приказе ФАС России, как в решении суда указано на допущенное ЛенРТК нарушение норм действующего тарифного законодательства в части не пересмотра индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год на территории Ленинградской области.

Представители административного истца АО «ЛОЭСК» – Ноздрачева А.Ю. и Лисина И.Ю., в судебное заседание явились, требования административного искового заявления поддержали.

Представители административного ответчика ЛенРТК – Пономаренко Г.В., в судебное заседание явился, требования административного искового заявления не признал, поддержал доводы письменных возражений на иск.

Представители заинтересованного лица ПАО «Россети Ленэнерго» - Шалманов Е.Г., Целиков Д.В. и Леонтьевский В.А., в судебное заседание явились, требования административного иска не поддержали, просили в его удовлетворении отказать, ссылаясь на доводы, изложенные в письменных объяснениях по делу.

Представитель заинтересованного лица ФАС России – Карпусь П.Б., в судебное заседание явился, требования административного иска не поддержал, ссылаясь отсутствие оснований для их удовлетворения по доводам, изложенным в письменных объяснениях по делу.

Участвующий в деле прокурор отдела по обеспечению участия прокурора в гражданском и арбитражном процессе Ленинградской областной прокуратуры Чигаркина Е.Н. в заключение указала, что требования административного истца подлежат удовлетворению, поскольку определенный в приказе ЛенРТК № 148-п размер индивидуального тарифа установлен в отсутствие математического расчета и экономического обоснования.

Суд, выслушав объяснения представителей административного истца, административного ответчика и заинтересованных лиц, исследовав представленные доказательства, принимая во внимание заключение прокурора, приходит к следующему.

Государственное регулирование цен (тарифов), надбавок в области электроэнергетики осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике), Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178.

В соответствии с п. 3 ст. 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Исходя из положений ст. 23.1 Закона об электроэнергетике государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям.

В Ленинградской области органом исполнительной власти субъекта в области государственного регулирования тарифов является ЛенРТК, положение о котором утверждено постановлением Правительства Ленинградской области от 28.08.2013 № 274.

К полномочиям ЛенРТК в сфере электроэнергетики отнесено установление цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям (п. 2.1.1 Положения о комитете по тарифам и ценовой политике Ленинградской области).

АО «ЛОЭСК» и ПАО «Россети Ленэнерго» являются территориальными сетевыми организациями, осуществляющими услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям на территории Ленинградской области.

Как видно из материалов дела, оспариваемый приказ № 148-п устанавливает индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между АО «ЛОЭСК» и ПАО «Россети Ленэнерго».

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Следовательно, АО «ЛОЭСК», являясь субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе полагать, что этим актом нарушаются его права, свободы и законные интересы.

Судом установлено, что 30.12.2020 ЛенРТК принят приказ № 665-п, которым установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области, поставляемой прочим потребителям, на 2021 год согласно приложению 1 и НВВ сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь) согласно приложению 4.

Так, в таблице 1 приложения 1 и приложение 4 приведены сведения о размере НВВ акционерного АО «ЛОЭСК» (без учета оплаты потерь) на 2021 год – 5409985,15 тыс. руб. В приложение 5 указан размер индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на 2021 год, в том числе для взаиморасчетов между АО «ЛОЭСК» и ПАО «Россети Ленэнерго».

Приказом ЛенРТК от 29.06.2021 № 71-п внесены изменения в приказ №665-п в части размера НВВ АО «ЛОЭСК», а именно в таблице 1 приложения 1 и в приложении 4 цифры «5409985,15» заменены цифрами «1639431,08».

Пунктом 81 утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее Основы ценообразования № 1178) предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в рамках указанных предельных уровней в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, устанавливают единые (котловые) тарифы.

Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом ФСТ России от 06.08.2004 №20-э/2, определен порядок расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в том числе на основании утвержденной НВВ регулируемых организаций.

Вместе с тем, поскольку при принятии приказа № 71-п ЛенРТК не пересмотрены тарифы н услуги по передаче электрической энергии на территории Ленинградской области на 2021 год, ФАС России 23.07.2021 принято решение об установлении органу исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике срока до 01.09.2021 для пересмотра индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год на территории Ленинградской области.

Приказом ФАС России от 26.10.2021 № 1170/21 в порядке, предусмотренном утвержденными постановлением Правительства РФ от 03.03.2004 № 123 Правилами отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила), с 01.11.2021 отменена строка 1 приложения 5 «Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на 2021 год» к приказу ЛенРТК от 30.12.2020 №665-п, а также на ЛенРТК возложена обязанность в срок до 01.11.2021 установить и ввести в действие индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между АО «ЛОЭСК» и ПАО «Россети Ленэнерго» на 2021 год на основании необходимых валовых выручек, утвержденных для данных территориальных сетевых организаций на 2021 год.

29.10.2021 ЛенРТК на основании приказа ФАС России от 26.10.2021 №1170/21 принят приказ № 148-п, которым установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между АО «ЛОЭСК» и ПАО «Россети Ленэнерго» путем дополнения приказа ЛенРТК от 29.06.2021 № 71-п пунктом 1.3 следующего содержания:

«в таблице «Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на 2021 год» в приложении 5 в строке 3 «Акционерное общество «ЛОЭСК – Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области» – Публичное акционерное общество «Россети Ленэнерго»:

- в столбце 6 «Ставка за содержание электрических сетей, руб./МВтмес» цифру «970239,32» заменить цифрой «0,01»;

- в столбце 8 «Одноставочный тариф, руб./кВтч» цифру «1,85753» заменить цифрой «0,37012».».

08.02.2022 решением Арбитражного суда города Москвы по делу №А40-237032/21-130-1658 удовлетворены исковые требования АО «ЛОЭСК» о признании недействительным и отмене приказа ФАС России №1170/21 от 26.10.2021 с момента его принятия.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2022 решение Арбитражного суда города Москвы от 08.02.2022 отменено, в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене приказа ФАС России № 1170/21 от 26.10.2021 отказано.

Исходя из вышесказанного и учетом положений ч. 2 ст. 65 КАС РФ, суд критически оценивает доводы административного истца об отсутствии у ФАС России полномочий на издание приказа от 26.10.2021 №1170/21 о пересмотре индивидуальных тарифов для взаиморасчетов между АО «ЛОЭСК» и ПАО «Россети Ленэнерго» на 2021 год, поскольку обстоятельства законности принятого соответствующего приказа ФАС России установлены вступившим в законную силу постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2022.

ЛенРТК подготовлен отчет об исполнении решения ФАС России от 23.07.2021 № СП/61880/21 (с учетом решения ФАС России от 06.10.2021 №СП/84237/21 об установлении нового срока его исполнения), принятого по результатам рассмотрения заявления ПАО «Россети Ленэнерго» о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики с ЛенРТК (далее также – отчет об исполнении решения ФАС России), который представлен и доведен до сведения присутствующих на заседании.

Вместе с тем, на заседании правления ЛенРТК 29.10.2021 рассмотрен вопрос об установлении и введении в действие с 01.11.2021 индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между АО «ЛОЭСК» и ПАО «Россети Ленэнерго» на основании НВВ, утвержденных для данных территориальных сетевых организаций на 2021 год путем соответствующего дополнения приказа ЛенРТК от 29.06.2021 №71-п.

В этот же день 29.10.2021 заместителем председателя ЛенРТК Степановой С.Н. пописан приказ № 148-п «О внесении изменений в приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 29.06.2021 № 71-п «О внесении изменений в приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 30.12.2020 № 665-п «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2021 год», который опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 30.10.2021.

Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий административного ответчика с соблюдением требований законодательства к процедуре принятия, форме нормативного правового акта, порядку опубликования и введения в действие и по этим основаниям не оспаривается административным истцом.

При этом доводы административного истца о нарушении ЛенРТК установленного срока извещения АО «ЛОЭСК» о дате заседания правления суд оценивает критически, поскольку данные обстоятельства при непосредственной явке на заседание представителя общества не могут свидетельствовать о нарушении процедуры установления тарифов.

Доводы АО «ЛОЭСК» о не изготовлении ЛенРТК в нарушение п.п. 22, 23 Правил государственного регулирования экспертного заключения, на основании которого принято решение об изменении индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии суд также считает несостоятельными, учитывая, что экспертиза предложения АО «ЛОЭСК» об установлении тарифов на 2021 год проводилась ЛенРТК и экспертное заключение по её результатам оформлялось при принятии соответствующего тарифно-балансового решения на 2021 год; на основании решения ФАС России от 23.07.2021 № СП/61880/21 (с учетом решения ФАС России от 06.10.2021 №СП/84237/21 об установлении нового срока его исполнения) надлежало пересмотреть индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год с учетом приказа ЛенРТК от 29.06.2021 №71-п, то есть отдельные параметры тарифно-балансового решения, результаты исполнения которого оформлены именно отчетом об исполнении, а не экспертным заключением.

Кроме того, доводы административного истца о принятии ЛенРТК оспариваемого приказа с нарушениями общих требований нормотворчества, поскольку он вносит изменения не в основной нормативный правовой акт, а во вносящий в него изменения приказ, суд оценивает критически, принимая во внимание, что Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов, утвержденных Государственной Думой Федерального Собрания РФ, и Постановление Законодательного собрания Ленинградской области от 23.04.2002 № 186, на положения которых ссылается АО «ЛОЭСК», содержат рекомендации по оформлению иных нормативных правовых актов.

В соответствии с абзацем 10 подпункта 3 пункта 3 Основ ценообразования в систему регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) входят индивидуальная цена (тариф) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между 2 сетевыми организациями за оказываемые друг другу услуги по передаче.

Согласно пункта 63 Основ ценообразования тариф взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями определяется исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).

Пунктом 49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее также - Методические указания), установлено, что индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, то есть для взаиморасчетов пары сетевых организаций, определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).

Установление индивидуальных тарифов сетевых организаций, которые предназначены для перераспределения выручки (передачи избытка или получения недостатка средств), получаемой по единым (котловым) тарифам, является завершающим этапом тарифного регулирования.

Пункт 52 Методических указаний предусматривает, что индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются одновременно в двух вариантах: двухставочный и одноставочный.

Расчет одноставочного индивидуального тарифа производится по формуле, установленной семнадцатым абзацем пункта 52 Методических указаний.

Как видно из вышеназванного отчета об исполнении решения ФАС России, величина НВВ АО «ЛОЭСК» (на содержание) приходящаяся с учетом объемов услуг по передаче электрической энергии на 1 полугодие 2021 года, превышает величину пересмотренной с 01.07.2021 НВВ на весь 2021 год, однако установление «нулевого» тарифа, как следует из определения Верховного суда РФ от 30.03.2017 № 53-АПГ17-1 и данных в письме ФАС России от 16.08.2021 № СП/68574/21 разъяснений, нарушает баланс экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии как один из основных принципов организации экономических отношений в сфере электроэнергетики, противоречит методике расчетов индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии. Принимая во внимание, что минимальной денежной единицей на территории Российской Федерации является 1 копейка, при ее использовании для расчетов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, НВВ на содержание электрических сетей АО «ЛОЭСК» с учетом периода действия индивидуальных тарифов с 01.11.2021 по 31.12.2021 (2 месяца) определена в размере 0,012 тыс. руб., величина ставки на содержание электрических сетей – 0,01 руб./МВт.мес., одноставочный тариф – 0,37012 руб./кВт.ч.

Аналогичные основания для установления индивидуального тарифа отражены в протоколе заседания правления ЛенРТК от 27.10.2021-29.10.2021 №33/1.

Между тем, ни в отчете об исполнении решения ФАС России, ни в протоколе заседания правления ЛенРТК расчет индивидуального тарифа не указан.

В свою очередь, Основы ценообразования и Методические указания изложенные ЛенРТК обстоятельства не перечисляют в качестве оснований для отступления от порядка определения величин индивидуальных тарифов для взаиморасчетов между сетевыми организациями.

Согласно пункту 2 статьи 23 Закона об электроэнергетике при государственном регулировании цен (тарифов) должны соблюдаться, в том числе следующие принципы:

определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов);

обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии.

Таким образом, поскольку установить, каким образом ЛенРТК рассчитаны индивидуальные тарифы, не представляется возможным, суд приходит к выводу, что их нельзя признать экономически обоснованными. При этом доказательств обратного в материалы дела не представлено.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый нормативный правовой акт признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

При таких обстоятельствах, оспариваемый приказ № 148-п противоречит пункту 63 Основ ценообразования и пунктам 49, 52 Методических указаний, в связи с чем подлежит признанию недействующим.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд, руководствуясь ст. 215 КАС РФ и разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в п. 38 Постановления от 25.12.2018 № 50, приходит к выводу о признании недействующим приказа № 148-п со дня его принятия.

Согласно п.7 Основ ценообразования регулирующий орган принимает решения об установлении (пересмотре) долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, об установлении (изменении) цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, во исполнение вступившего в законную силу решения суда в месячный срок со дня вступления в силу решения суда.

Как указано в п.33 (1) Правил регулирования, в случае признания судом в текущем периоде регулирования решения регулирующего органа об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, долгосрочных параметров регулирования в этом периоде регулирования не соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и недействующим полностью или в части, регулирующий орган во исполнение указанного судебного решения обязан в течение 20 рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда принять решение об установлении (пересмотре) цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, долгосрочных параметров регулирования, заменяющее решение, признанное недействующим полностью или в части. Указанное решение об установлении (пересмотре) цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, долгосрочных параметров регулирования, заменяющее в текущем периоде регулирования решение, признанное недействующим полностью или в части, вступает в силу со дня отмены решения, признанного недействующим полностью или в части.

Поскольку обязанность ЛенРТК принять новый нормативный правовой акт, заменяющий приказ № 148-п, признанной судом недействующим, вытекает из требований законодательства о тарифном регулировании, то оснований для вынесения судебного решения в этой части не имеется.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 44 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором подлежал опубликованию оспоренный нормативный правовой акт.

В соответствие с частью 1 статьи 111 КАС РФ с ЛенРТК в пользу АО «ЛОЭСК» подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины за подачу административного искового заявления в сумме 4500 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

административное исковое заявление акционерного общества «ЛОЭСК – Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области» – удовлетворить.

Признать недействующим с даты принятия приказ Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 29 октября 2021 года № 148-п «О внесении изменений в приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 29 июня 2021 года № 71-п «О внесении изменений в приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 30 декабря 2020 года № 665-п «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2021 год».

Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором подлежал опубликованию оспоренный нормативный правовой акт.

Взыскать с Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области в пользу акционерного общества «ЛОЭСК – Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области» судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 4500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.

Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинградский областной суд.

Судья О.Н. Павлова

В окончательной форме решение изготовлено 14 июня 2022 года