ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1400/19 от 18.03.2020 Московского областного суда (Московская область)

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

<данные изъяты>,

Московская область 18 марта 2020 года

Московский областной суд в составе:

председательствующего - судьи Терещенко А.А.,

при секретаре Подкопаевой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело <данные изъяты>а-433/20 по административному исковому заявлению Заместителя прокурора Московской области о признании недействующими со дня принятия части 1 статьи 7 в части слов «осуществляет свои полномочия на постоянной основе» и части 4 статьи 7 Положения о Совете депутатов городского округа Красноармейск Московской области утвержденного решением Совета депутатов городского округа Красноармейск Московской области от 28 марта 2018 года № 18-1 «О принятии нормативного правового акта «Положение о Совете депутатов городского округа Красноармейск Московской области»,

установил:

Заместитель прокурора Московской области обратился в Московский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими со дня принятия части 1 статьи 7 в части слов «осуществляет свои полномочия на постоянной основе» и части 4 статьи 7 Положения о Совете депутатов городского округа Красноармейск Московской области утвержденного решением Совета депутатов городского округа Красноармейск Московской области от 28 марта 2018 года № 18-1 «О принятии нормативного правового акта «Положение о Совете депутатов городского округа Красноармейск Московской области». В административном и сковом заявлении прокурор указал, что Положение о Совете депутатов городского округа Красноармейск Московской области, утвержденное решением Совета депутатов городского округа Красноармейск Московской области от 28.03.2018г. № 18-1 в части слов «осуществляет свои полномочия на постоянной основе» части 1 и части 4 статьи 7 Положения о Совете депутатов городского округа Красноармейск Московской области подлежит признанию не действующим со дня принятия по следующим основаниям.

В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003г. 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 33 Устава городского округа Красноармейск и статьей 1 Регламента работы Совета депутатов, утвержденного решением Совета депутатов названного городского округа от 27.10.2010г. <данные изъяты>, численность Совета депутатов составляет 15 депутатов.

Решениями территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> от 27.03.2017г. «Об определении результатов голосования на досрочных выборах депутатов Совета депутатов городского округа <данные изъяты><данные изъяты>» утверждены протоколы территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> по всем созданным для целей проведения досрочных выборов пятнадцати избирательным округам. Выборы признаны по всем пятнадцати избирательным округам состоявшимися, а депутаты в количестве 15 человек - избранными.

Советом депутатов городского округа <данные изъяты> 28.03.2018г. принято решение <данные изъяты> «О принятии нормативного правового акта положение о Совете депутатов городского округа <данные изъяты>», частью 1 статьи 7 которого предусмотрено, что заместитель председателя Совета депутатов избирается на первом правомочном заседании Советом депутатов городского округа из своего состава на срок полномочий Совета депутатов в порядке, установленном регламентом Совета депутатов городского округа и осуществляет свои полномочия на постоянной основе по решению Совета депутатов городского округа, а частью 4 статьи 7 названного Положения предусмотрено, что размер и структура денежного содержания заместителя председателя Совета депутатов, работающего на постоянной основе, устанавливаются Советом депутатов городского округа в соответствии с законами <данные изъяты>, регулирующими вопросы оплаты труда лиц, занимающих муниципальные должности в <данные изъяты>.

До принятия названного решения Советом депутатов городского округа принято решение от 28.02.2018г. <данные изъяты> «О статусе заместителя председателя Совета депутатов городского округа <данные изъяты>», определяющее статус депутата, избранного на должность заместителя председателя названного Совета как лица, замещающего муниципальную должность в Совете депутатов на постоянной основе, денежное содержание которого устанавливается решением Совета депутатов в соответствии с законом <данные изъяты> от 11.11.2011г. <данные изъяты> «О денежном содержании лиц замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы в <данные изъяты>». Названным решением по вопросу организации деятельности представительного органа муниципального образования разрешен опрос о статусе заместителя председателя Совета депутатов.

Согласно части 5 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования. Депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. На постоянной основе могут работать не более 10% процентов депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования, а если численность представительного органа муниципального образования составляет менее 10 человек, - 1 депутат.

В силу части 1 статьи 38 Устава городского округа Красноармейск председатель Совета депутатов городского округа осуществляет свою деятельность на постоянной основе в течение срока полномочий Совета депутатов городского округа в соответствии с настоящим уставом.

Таким образом, исходя из установленных законодательно нормативов численности, в Совете депутатов городского округа Красноармейск один депутат может осуществляет свою деятельность на постоянной основе. Следовательно, иное лицо дополнительно осуществлять полномочия на постоянной основе не вправе.

Численность депутатов в Совете депутатов городского округа <данные изъяты> составляет 15 человек, следовательно, 10% от 15депутатов будет равняться 1,5 человек. По мнению прокурора, данное число не можетокругляться до целого числа в сторону увеличения, то есть на постоянной основе может работать только один депутат.

Оспариваемое решение Совета депутатов городского округа<данные изъяты> от 28.03.2018г. <данные изъяты> в нарушение законов, определяющих общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, устава городского округа Красноармейск Московскойобласти предусматривает право заместителя председателя Совета депутатов на осуществление депутатских полномочий на постоянной основе и на получение денежного вознаграждения за счет казны городского округа <данные изъяты>, что ведет к нарушению прав муниципального образованиянеопределенного круга лиц, необоснованно увеличивают расходную часть бюджета.

Представитель Совета депутатов городского округа<данные изъяты>, не согласился с требованиями, заявленными прокурором. Пояснил, что в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ структураи порядок формирования органов местного самоуправления определяется уставом муниципального образования. Решение вопроса об исполнении тем или иным депутатом своих полномочий на постоянной основе относится к компетенции представительного органа муниципального образования.

Таким образом, в Положении о Совете депутатов административный ответчик вправе предусмотреть статус депутата, замещающего должность заместителя председателя городского Совета депутатов.

Оспариваемые слова части 1 статьи 7 Положения «осуществляет свои полномочия на постоянной основе» вырваны из контекста нормы. Согласно части 1 статьи 7 Положения дословно: «1.Заместитель председателя Совета депутатов избирается на первом правомочном заседании Советом депутатов городского округа из своего состава на срок полномочий Совета депутатов в порядке, установленном Регламентом Совета депутатов городского округа, и осуществляет свои полномочия на постоянной основе по решению Совета депутатов городского округа».

Как видно из текста эта норма не являетсяимперативной, а носит диспозитивный характер с отлагательным условием. Возникновение статуса заместителя председателя на постоянной основе поставлено в зависимость отобстоятельства: решения Совета депутатов, относительно которого неизвестно, наступит оно или не наступит, будет принято такое решение либо нет.

Право принятия такого решения (но не обязанность) закреплена в части 2 статьи 37 Устава городского округа Красноармейск: «2. Депутаты ведут работу в Совете депутатов городского округа на непостоянной основе. По решению Совета депутатов городского округа на постоянной основе может работатьне более 10% депутатов от установленной численности Совета депутатов городского округа». Таким образом, статья 37 Устава города определяет в качестве основания работыдепутата на постоянной основе - решение Совета депутатов города.

Позиция административного истца о том, что Устав города не содержит положений о возможности осуществления полномочий на постоянной основе другим депутатом, кромепредседателя, по мнению административного истца, не соответствует выше приведенным положениям статьи 37 Устава города.

В соответствии с частью 1 статьи 38 Устава: «1. Председатель Совета депутатов городского округа осуществляет свою деятельность на постоянной основе в течение срокаполномочий Совета депутатов городского округа в соответствии с настоящим Уставом». Как видно из текста эта норма носит императивный характер, а значит, статус председателяСовета, осуществляющего свою деятельность на постоянной основе не может определяться решением Совета депутатов городского округа, то есть этот статус безотзывной, в отличие отстатуса депутатов, о которых идет речь в части 2 статьи 37 Устава города.

Таким образом, в соответствии с положениями Устава города, статус депутата, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе возникает по двум основаниям: в силу Устава города: депутат избран председателем городского Совета депутатов (ч.1, ст.38 Устава); на основании отдельного муниципального правого акта - принятого решения Совета депутатов городского округа об осуществлении полномочий депутата на постоянной основе (ч.2, ст.37 Устава).

Согласно части 2 статьи 37 Устава города на постоянной основе может работать не более 10% депутатов от установленной численности Совета депутатов городского округа порешению Совета депутатов городского округа. Исходя из буквального значения формулировок, помимо председателя Совета депутатов, по второму основанию осуществления депутатом своих полномочий на постоянной основе принятого решения Совета депутатов может работать, еще один депутат (10% от установленной численности -15). В оспариваемой части 1 статьи 7 Положения закреплено, что если будет принято такое решение, то таким депутатом будет заместитель председателя Совета депутатов.

Согласно вышеприведенным доводам комментируемые выше положения Устава самостоятельны и не являются альтернативой друг другу. Эти нормы Устава городаявляются действующими, никем не оспорены и не отменены.

По мнению административного ответчика, оспариваемые слова пункта 1 статьи 7 Положения«осуществляет свои полномочия на постоянной основе» в контексте содержания всего пункта 1 статьи 7 Положения не нарушает нормы Устава города, которыми согласноположениям Федерального закона № 131-ФЗ определяется структура и порядок формирования органов местного самоуправления.

Заслушав объяснения сторон, исследовав положения оспариваемого нормативного правового акта, исследовав материалы административного дела, суд находит административное исковое заявление Заместитель прокурора <данные изъяты>, подлежащим удовлетворению.

Как видно из материалов дела Заместитель прокурора <данные изъяты> обратился в Московский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими со дня принятия части 1 статьи 7 в части слов «осуществляет свои полномочия на постоянной основе» и части 4 статьи 7 Положения о Совете депутатов городского округа <данные изъяты> утвержденного решением Совета депутатов городского округа <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> «О принятии нормативного правового акта «Положение о Совете депутатов городского округа <данные изъяты>».

Решением Совета депутатов городского округа <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> «О принятии нормативного правового акта «Положение о Совете депутатов городского округа <данные изъяты>» утверждено Положения о Совете депутатов городского округа <данные изъяты>.

В соответствии с часть 1 статьи 7 Положения о Совете депутатов городского округа Красноармейск Московской, заместитель председателя Совета депутатов избирается на первом правомочном заседании Советом депутатов городского округа из своего состава на срок полномочий Совета депутатов в порядке, установленном регламентом Совета депутатов городского округа, и осуществляет свои полномочия на постоянной основе по решению Совета депутатов городского округа.

Частью 4 статьи 7 Положения установлено, что размер и структура денежного содержания заместителя председателя Совета депутатов, работающего на постоянной основе, устанавливаются Советом депутатов городского округа в соответствии с законами <данные изъяты>, регулирующими вопросы оплаты труда лиц, занимающих муниципальные должности в <данные изъяты>.

В соответствии с ч. 5, ст. 40 ФЗ от <данные изъяты> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования. Депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. На постоянной основе могут работать не более 10 процентов депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования, а если численность представительного органа муниципального образования составляет менее 10 человек, - 1 депутат.

В соответствии с ч. 5.1, ст. 40 ФЗ от <данные изъяты> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 33 Устава городского округа <данные изъяты> и статье 1 Регламента работы Совета депутатов городского округа Красноармейск, утвержденного решением Совета депутатов от <данные изъяты>, численность депутатов в Совете депутатов городского округа Красноармейск составляет 15 депутатов.

Решениями территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> от 27.03.2017г. «Об определении результатов голосования на досрочных выборах депутатов Совета депутатов городского округа <данные изъяты><данные изъяты>» утверждены протоколы территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> по всем созданным для целей проведения досрочных выборов пятнадцати избирательным округам. Выборы признаны по всем пятнадцати избирательным округам состоявшимися, а депутаты в количестве 15 человек - избранными.

Пунктом 1 ст. 38 Устава городского округа <данные изъяты>, установлено, что председатель Совета депутатов городского округа Красноармейск осуществляет свою деятельность на постоянной основе в течение срока полномочий Совета депутатов городского округа в соответствии с данным уставом.

Исходя из установленных законодательно нормативов численности депутатов, в Совете депутатов городского округа Красноармейск, только один депутат может осуществляет свою деятельность на постоянной основе

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что округление количества депутатов работающих на постоянной основе до двух от 1,5(10% от 15) противоречит положениям Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Соответственно в Совете депутатов городского округа Красноармейск депутаты, кроме председателя Совета депутатов, не могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе.

Кроме того, решением Пушкинского городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты>, вступившим в законную силу, признано недействующим решение Совета депутатов городского округа <данные изъяты> от <данные изъяты> «О статусе заместителя председателя Совета депутатов городского округа <данные изъяты>», который предусматривал, что заместитель председателя Совета депутатов городского округа Красноармейск является лицом, замещающим муниципальную должность в Совете депутатов городского округа Красноармейск на постоянной основе.

Поэтому суд приходит к выводу о том, что требования, заявленные Заместителем прокурора <данные изъяты>, подлежат удовлетворению. Часть 1 статьи 7 в части слов «осуществляет свои полномочия на постоянной основе» и часть 4 статьи 7 Положения о Совете депутатов городского округа <данные изъяты>, необходимо признать недействующими со дня принятия.

Руководствуясь статьями 175-178, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление Заместителя прокурора <данные изъяты> удовлетворить.

Признать недействующей со дня принятия часть 1 статьи 7 в части слов «осуществляет свои полномочия на постоянной основе» и часть 4 статьи 7 Положения о Совете депутатов городского округа <данные изъяты> утвержденного решением Совета депутатов городского округа <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> «О принятии нормативного правового акта «Положение о Совете депутатов городского округа <данные изъяты>»

На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление прокурором в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Терещенко А.А.