ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1409/18 от 17.09.2018 Самарского областного суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 сентября 2018 года г. Самара

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Родиной Т.А.

при секретаре Матвеевой О.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1409/2018 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Кондитерская фабрика «СлаСти» о признании недействующим нормативного правового акта в части,

с участием прокурора Атяскиной О.А.,

представителя Министерства имущественных отношений Самарской области Зубовой Е.В.,

У с т а н о в и л :

общество с ограниченной ответственностью «Кондитерская фабрика «СлаСти» обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647, в части включения в него под пунктом нежилого здания с кадастровым номером , под пунктом нежилого здания с кадастровым номером , под пунктом нежилого здания с кадастровым номером , под пунктом нежилого здания с кадастровым номером , под пунктом нежилого здания с кадастровым номером , под пунктом нежилого здания с кадастровым номером , под пунктом нежилого здания с кадастровым номером , под пунктом нежилого здания с кадастровым номером , под пунктом нежилого здания с кадастровым номером , под пунктом нежилого помещения с кадастровым номером , со дня принятия, а также о взыскании с административного ответчика расходов по уплате государственной пошлины в размере 4500 руб.

Требования обоснованы тем, что в названные пункты Перечня включены принадлежащие административному истцу на праве собственности нежилые здания и нежилое помещение, расположенные по адресу: <адрес>, не подпадающие под критерии, установленные статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку вышеуказанные объекты недвижимости образуют единый комплекс кондитерской фабрики, используются для производственной деятельности промышленного предприятия. Вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположены указанные объекты недвижимости, не позволяет размещать на нем офисные здания делового, административного и коммерческого назначения.

В судебное заседание представитель общества не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области Зубова Е.В. возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что нежилые здания включены в Перечень как объекты административного, делового, коммерческого назначения.

Заслушав представителя министерства имущественных отношений Самарской области, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что исковые требования подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования следует удовлетворить.

В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации /статьи 14, 372 НК РФ/.

Статьёй 1.1 Законом Самарской области «О налоге на имущество организаций на территории Самарской области» от 25 ноября 2003 года № 98-ГД налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В рамках переданных полномочий приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647 утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год /далее Перечень/.

В пункт Перечня включено нежилое здание с кадастровым номером , в пункт - нежилое здание с кадастровым номером , в пункт - нежилое здание с кадастровым номером , в пункт - нежилое здание с кадастровым номером , в пункт - нежилое здание с кадастровым номером , в пункт - нежилое здание с кадастровым номером , в пункт - нежилое здание с кадастровым номером , в пункт - нежилое здание с кадастровым номером , в пункт - нежилое здание с кадастровым номером , расположенные по адресу: <адрес>, а в пункт – нежилое помещение с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>.

Приказ Министерства издан в установленном порядке уполномоченным органом и опубликован в изданиях "Волжская коммуна", N 281(30176), 31.10.2017 (Приказ, приложение (пп. 1 - 90)), "Волжская коммуна", N 283(30178), 01.11.2017 (Приложение (пп. 91 - 16435)),"Волжская коммуна", N 285(30180), 02.11.2017 (Приложение (пп. 16436 - 20775)),"Волжская коммуна", N 297(30192), 16.11.2017 (Приложение (пп. 20776 - 34378)).

В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;

4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Из материалов дела следует, что обществу с ограниченной ответственностью Кондитерская фабрика «СлаСти» на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости:

- нежилое здание с кадастровым номером , площадью 657,9 кв.м., расположенное по адресу <адрес>, имеет назначение: административное здание и столовая,

- нежилое здание с кадастровым номером , площадью 2 282,4 кв.м., расположенное по адресу <адрес>, с назначением: безалкогольный цех №2,

- нежилое здание (Лит. А2) с кадастровым номером , площадью 1055,5 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, имеет назначение – – безалкогольный цех № 1,

- нежилое здание с кадастровым номером , общей площадью 3 361,5 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, имеет назначение – кондитерский цех № 2,

- нежилое здание (лит. А10) с кадастровым номером , площадью 1000,0 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, имеет назначение – овощехранилище,

- нежилое здание (Лит.А18) с кадастровым номером , площадью 69,1 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, имеет назначение – – подстанция,

- нежилое здание (Лит.А1) с кадастровым номером , площадью 84,5 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, имеет назначение – – проходная и весовая,

- нежилое здание (Лит. А5) с кадастровым номером , площадью 437,1 кв.м., А5, расположенное по адресу: <адрес>, имеет назначение – ремонтно-механическая мастерская,

- нежилое здание (ЛитА6) с кадастровым номером , этажный, общей площадью 531,3 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, имеет назначение – склад–модуль № 1,

- нежилое помещение, с кадастровым номером , площадью 1 508,6 кв.м., расположенное <адрес>, имеет назначение – нежилое.

Указанные объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером с видом разрешенного использования – объекты промышленного назначения IV-V классов опасности, общей площадью 37 793 кв.м.

Согласно техническим паспортам здания представляют собой производственные и хозяйственно-бытовые постройки, а также административно-бытовой корпус 1990, 1985, 1981, 1966, 1973, 1961, 1969, 1971 годов постройки.

Решением Самарского областного суда от 27 февраля 2017 года по делу , вступившим в законную силу 7 апреля 2017 года, спорные объекты недвижимости были исключения из Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год», утверждённого приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 30 ноября 2015 года № 3033.

Решением Самарского областного суда от 6 сентября 2017 года по делу , вступившими в законную силу 11 сентября 2017 года, вышеуказанные объекты недвижимости были исключены из Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённого приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года № 1907.

На основании актов осмотра недвижимого имущества, составленных 1 и 2 марта 2017 года Государственным казённым учреждением Самарской области «Региональный центр недвижимости» установлено, что в оспариваемых нежилых зданиях и помещениях отсутствуют объекты административного назначения либо объекты, предназначенные для осуществления торговли, общественного питания или бытового обслуживания.

Доказательств изменения функционального назначения зданий и помещений после проведённого осмотра, суду не представлено.

Предприятие осуществляет производственную деятельность, все спорные объекты задействованы в едином производственном цикле.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц и Устава общества с ограниченной ответственностью «Кондитерская фабрика «СлаСти» следует, что основными видами деятельности предприятия является производство шоколада и сахаристых кондитерских изделий.

Наличие в здании помещений, используемых в качестве столовой, не свидетельствует о том, что обществом осуществляется оказание услуг по общественному питанию населению, поскольку столовая организована для сотрудников предприятия и работает только в рабочее время, комплексные обеды предоставляет не за наличный расчет, а с помощью талонов на питание, выдаваемых обществом сотрудникам предприятия.

Кабинеты в указанных зданиях предназначены для размещения сотрудников предприятия и как помещения офисного назначения не используются.

На предприятии действует пропускной режим, не позволяющий посторонним лицам беспрепятственно проходить на территорию предприятия.

Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что назначение нежилых зданий и нежилого помещения и их фактическое использование, составляющие инфраструктуру промышленного предприятия и предназначенные для размещения его сотрудников не предполагают размещение в них объектов офисного назначения, объектов торговли, общественного питания или бытового обслуживания и в силу этого включение объектов недвижимости в Перечень на 2018 год не соответствует критериям, предусмотренным статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

В связи с этим требования административного истца о признании недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённого Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647, в части включения в него в пункт нежилого здания с кадастровым номером , в пункт нежилого здания с кадастровым номером , в пункт нежилого здания с кадастровым номером , в пункт нежилого здания с кадастровым номером , в пункт нежилого здания с кадастровым номером , в пункт нежилого здания с кадастровым номером , в пункт нежилого здания с кадастровым номером , в пункт нежилого здания с кадастровым номером , в пункт нежилого здания с кадастровым номером , в пункт нежилого помещения с кадастровым номером , подлежат удовлетворению.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

С учетом ограниченного срока применения оспариваемой нормы /2018 год/, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемой нормы недействующей со дня принятия.

Согласно пункту 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

В связи с тем, что заявленное административным истцом требование судом удовлетворено, расходы, понесенные истцом по уплате государственной пошлины в размере 4500 руб., подлежат взысканию в его пользу с административного ответчика.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р е ш и л :

Требования общества с ограниченной ответственностью «Кондитерская фабрика «СлаСти» удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2018 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647, в части включения в него под пунктом нежилого здания с кадастровым номером , под пунктом нежилого здания с кадастровым номером , под пунктом 10593 нежилого здания с кадастровым номером , под пунктом нежилого здания с кадастровым номером , под пунктом нежилого здания с кадастровым номером , под пунктом нежилого здания с кадастровым номером , под пунктом нежилого здания с кадастровым номером , под пунктом нежилого здания с кадастровым номером , под пунктом нежилого здания с кадастровым номером , под пунктом нежилого помещения с кадастровым номером .

Взыскать с Министерства имущественных отношений Самарской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Кондитерская фабрика «СлаСти» государственную пошлину в размере 4 500 руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья: Т.А.Родина