Дело № 3а-140/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 августа 2017 года Новосибирский областной суд в составе:
председательствующего судьи Петруниной И.Н.
при секретаре Низаметовой О.С.
рассмотрел в открытом судебном заседании с участием прокурора Козловой М.В. административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании незаконным решения окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 21 по дополнительным выборам депутата Законодательного Собрания Новосибирской области шестого созыва от 28 июля 2017 года №15/29
установил:
Постановлением Избирательной комиссии Новосибирской области от 9 июня 2017 года № 164/1254-5 «О назначении дополнительных выборов депутата Законодательного Собрания Новосибирской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 21» на 10 сентября 2017 года назначены дополнительные выборы депутата Законодательного Собрания Новосибирской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 21 (л.д. 28).
Постановлением Избирательной комиссии Новосибирской области от 26 мая 2017 года № 163/1246-5 на территориальную избирательную комиссию Железнодорожного района города Новосибирска возложены полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 21 по дополнительным выборам депутата Законодательного Собрания Новосибирской области шестого созыва (л.д.26).
Решением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 21 по дополнительным выборам депутата Законодательного Собрания Новосибирской области шестого созыва (далее по тексту – окружная избирательная комиссия) от 28 июля 2017 года №15/29 отказано в регистрации кандидату в депутаты Законодательного Собрания Новосибирской области шестого созыва ФИО1, выдвинутому в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу № 21.
ФИО1 обратился в Новосибирский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит отменить данное решение об отказе в регистрации, ссылаясь на нарушение окружной избирательной комиссией положений Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Полагает, что признание недостоверными 71 подписи избирателей, на основании сведений представленных органами миграционного учета является неправомерным, поскольку данные сведения содержат большое количество недостатков, которые бесспорно не свидетельствуют о недействительности подписей избирателей. Заключение эксперта-графолога о том, что даты в подписях отдельных избирателей выполнены ими не собственноручно, опровергается заявлениями от избирателей, которые непосредственно и собственноручно поставили свои подписи в подписных листах.
В судебном заседании ФИО1 и его представитель адвокат Чернявская А.В. поддержали заявленные требования.
Представитель административного ответчика ФИО2 действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения иска, полагая отказ в регистрации ФИО1 правомерным, поскольку им представлено недостаточное количество достоверных подписей избирателей, необходимых для регистрации в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Новосибирской области шестого созыва.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения сторон, показания специалиста Б.М.Л., заключение прокурора, полагавшего, что административный иск не подлежит удовлетворению, Новосибирский областной суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований. При этом суд исходит из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом.
Постановлением Избирательной комиссии Новосибирской области от 9 июня 2017 года № 164/1259-5 определено количество подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, необходимое для его регистрации –1746 подписей, а максимальное количество подписей избирателей, предоставляемое в окружную избирательную комиссию для регистрации кандидата – 1920 (л.д. 29).
19 июля 2017 года административным истцом ФИО1 в окружную избирательную комиссию были представлены подписные листы, содержащие 1 920 подписей избирателей (л.д. 33).
Пунктом 3 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлено, что проверке могут подлежать все представленные подписи или часть подписей, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата количества подписей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).
В соответствии с постановлением Избирательной комиссии Новосибирской области от 9 июня 2017 года № 164/1260-5 «О количестве подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, подлежащих проверке в окружной избирательной комиссии на дополнительных выборах депутата Законодательного Собрания Новосибирской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 21» на дополнительных выборах депутата Законодательного Собрания Новосибирской области шестого созыва подлежат проверке в окружной избирательной комиссии 20 процентов подписей избирателей в поддержу выдвижения кандидата, необходимых для регистрации кандидата, а именно 350 подписей (л.д. 31).
20 июля 2017 года, путем проведения случайной выборки (жребия) было отобрано 350 подписей избирателей, содержащихся в подписных листах в поддержку выдвижения кандидата ФИО1 (протокол л.д. 74).
В результате проверки, проведенной окружной избирательной комиссией, 71 подпись (20,28%) из отобранных 350 подписей, признаны недостоверными и недействительными, с указанием в ведомостях проверки подписных листов и итоговом протоколе о результатах проверки подписных листов (л.д.134-139).
Не согласившись с решением окружной избирательной комиссии, ФИО1 обжаловал его в Избирательную комиссию Новосибирской области.
Проведя повторную проверку представленных подписей, в связи с возражениями ФИО1, Избирательная комиссия Новосибирской области исключила из числа недействительных одну подпись избирателя (папка 3, лист 17, подпись 2), таким образом, количество недействительных и недостоверных подписей составило 70, что составляет более 10 процентов об общего количества подписей, отобранных для проверки (л.д. 166).
Доводы административного истца о том, что он не обязан указывать в заявлении в суд конкретные подписи и конкретные обстоятельства, которые признаны избирательной комиссией ошибочно недействительными, а суд обязан самостоятельно провести повторную проверку подписей избирателей, на предмет их достоверности, так как им оспариваются справки отдела миграционного учета в целом, являются несостоятельными, и основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального права.
Исходя из содержания пункта 7 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», предусматривающего возможность повторной проверки подписных листов после принятия комиссией решения о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации кандидата судом или комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 76 данного Федерального закона и только в пределах подписей, подлежавших проверке, а также учитывая, что прерогатива проверки подписных листов принадлежит избирательной комиссии, суд вправе произвести повторную проверку подписных листов только при условии указания в заявлении, поданном в суд в установленные процессуальные сроки, конкретных фактов нарушения норм избирательного законодательства, являющихся основанием для отмены решения избирательной комиссии о регистрации кандидата.
Принимая во внимание, что в поданном суду административном исковом заявлении ФИО1 оспаривает недействительность 71 подписи, но при этом приводит обоснование ошибочности выводов избирательной комиссии только в отношении 6 подписей избирателей указанных непосредственно в административном исковом заявлении (л.д.6), а с учетом уточнений исковых требований в судебном заседании, административным истцом фактически оспариваются только 14 подписей, следовательно, проверке судом подлежат только эти 14 подписей избирателей.
Согласно частям 3 и 4 статьи 44 Закона Новосибирской области от 15 февраля 2007 года № 87-ОЗ «О выборах депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области», соответствующая избирательная комиссия обращается с представлением о проверке достоверности сведений о кандидатах, представляемых в соответствии с настоящим Законом, о проверке выполнения требований, предусмотренных частью 5.1 статьи 34, частями 4.1, 11.1 статьи 37 настоящего Закона, в соответствующие органы, которые обязаны в течение 10 дней, сообщить избирательной комиссии, направившей соответствующее представление, о результатах проверки. Соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, работников аппарата избирательной комиссии, привлеченных специалистов. К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов.
Во исполнение вышеуказанных требований законодательства, окружная избирательная комиссия привлекла к проверке подписных листов эксперта Экспертно-Криминалистического центра ГУ МВД России по Новосибирской области.
Согласно пункта 6.3 и подпункта «е» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» недостоверными признаются подписи, выполненные от имени одного лица другим лицом, а также подписи, даты внесения которых, проставлены избирателями не собственноручно, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей в соответствии с пунктом 3 этой статьи.
Аналогичные положения содержатся в пункте 5 части 10 статьи 44 Закона Новосибирской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области».
Из материалов дела следует, что 2 подписи избирателей (папка 1 лист 6 строка 3 и папка 4 лист 128 строка 1) признаны окружной избирательной комиссией недостоверными на основании письменного заключения эксперта Экспертно-Криминалистического центра ГУ МВД России по Новосибирской области.
Заключением эксперта № 5093 от 21 июля 2017 года установлено, что записи дат в графе «Дата внесения подписи» в папке 1: лист 6 строка 3 и лист 68 строка 1 – выполнены одним лицом, а также в папке 4 лист 128: строки 1 и 2 – выполнены одним лицом.
Выводы экспертного заключения являются достоверными, убедительными и не содержат противоречий.
Согласно консультации специалиста - эксперта Б.М.Л., привлеченного судом в порядке статьи 50 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, исследуемые экспертом записи – «даты внесения подписи» имеют как общие, так и частные признаки, по которым можно установить их выполнение (написание) одним или несколькими лицами. Примененная экспертом методика проведения почерковедческих экспертиз «Типовые экспертные методики исследования вещественных доказательств», под редакцией ФИО3, ФИО4 с достоверностью позволяет определить одним ли лицом выполнены записи.
Доказательств, опровергающих изложенные обстоятельства, административным истцом суду не представлено.
Ссылки административного истца на представленные в окружную избирательную комиссию письменные заявления избирателей (л.д. 144, 145), чьи подписи были признаны недостоверными, о собственноручном проставлении даты ее внесения, не обоснованы, поскольку заявления требованиям допустимости доказательств не отвечают и не опровергают выводов эксперта и пояснений специалиста.
В связи с чем, окружная избирательная комиссия правомерно, руководствуясь пунктом 5 части 10 статьи 44 Закона Новосибирской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области» признала подписи в папке 1 лист 6 строка 3 и в папке 4 лист 128 строка 1 недостоверными, а подписи: в папке 1 лист 68 строка 1 и в папке 4 лист 128 строка 2 – достоверными.
Кроме того, судом учитывается и то обстоятельство, что в отношении подписей в папке 1 лист 6 строка 3 и в папке 4 лист 128 строка 1 окружной избирательной комиссией выявлены одновременно несколько оснований для признания их недостоверными и недействительными.
Так относительно подписи в папке 1 лист 6 строка 3 установлены нарушения, предусмотренные пунктами 5, 7 части 10 статьи 44 Закона Новосибирской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области», а относительно подписи в папке 4 лист 128 строка 1 – нарушения, предусмотренные пунктами 2, 5 части 10 статьи 44 Закона Новосибирской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области».
В силу пункта 2 части 10 статьи 44Закона Новосибирской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области» недействительными считаются подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях рабочей группой окружной избирательной комиссии использовалась ГАС «Выборы» (л.д.79 и 104).
В связи с установлением расхождений между сведениями, содержащимися в подписных листах и данными ГАС «Выборы», окружной избирательной комиссией 20 июля 2017 года были направлены соответствующие запросы в отделение по вопросам миграции ОП №2 «Железнодорожный» ГУ МВД России по Новосибирской области (л.д. 117) и в отдел полиции № 3 «Заельцовский» отдел по вопросам миграции УМВД России по городу Новосибирску (л.д. 125).
Утверждения административного истца о том, что Таблицы сведений, представленные органами миграционного учета, являются недопустимыми доказательствами не основаны на нормах действующего законодательства.
В подпункте «в» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», содержится императивное указание на то, что подпись избирателя признается недействительной при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства.
Таблицы сведений, содержащихся в подписных листах с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата, были проверены сотрудниками органов миграционного учета, указаны выявленные несоответствия. Таблицы заверены подписью руководителя и печатью.
Поскольку рабочей группой Избирательной комиссии Новосибирской области в ходе рассмотрения жалобы ФИО1 были выявлены ошибки в написании данных избирателей, указанных в подписных листах, при направлении запроса в отделы по вопросам миграции от 20 июля 2017 года, то Избирательная комиссия Новосибирской области 3 августа 2017 года направила уточняющие запросы в Управление по вопросам миграции (л.д.160, 163).
Имеющиеся орфографические ошибки и описки в наименовании улиц муниципальных образований не влияют на правильность их восприятия и понимания, и не влекут признание недостоверными представленных ими Таблиц сведений.
Доводы ФИО1 и его представителя о том, что в Таблицах сведений, представленных органами миграционного учета, содержится значительное количество недостоверных данных об избирателях являются крайне неопределенными, декларативными, не содержат указаний на конкретные факты, что лишает возможности их проверки.
Согласно пункта 5 статьи 2, пункта 8 статьи 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также части 1 статьи 41 Закона Новосибирской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области», в каждом подписном листе указывается, помимо иных сведений, адрес места жительства избирателя (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Указание адреса места жительства в соответствии с требованиями избирательного закона является необходимым условием реализации как активного, так и пассивного избирательного права.
Таким образом, требование об указании в графе «адрес места жительства» адреса места жительства избирателя по данным регистрационного учета является обязательным.
В исследованных судом подписных листах, установлено, что в папке 1 лист 6 строка 5 избирателем неправильно указан адрес места жительства.
В подписи избирателя в папке 4 лист 128 строка 3 указан не полный адрес местожительства, а именно не указан номер квартиры в многоквартирном доме.
В силу пункта 4 статьи 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа.
Абзацем 2 части 1 статьи 5 Закона Новосибирской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области», установлено, что гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет и место жительства которого расположено на территории Новосибирской области, вправе избирать депутатов Законодательного Собрания по единому областному избирательному округу, а гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет и место жительства которого расположено на территории одномандатного избирательного округа, вправе избирать депутата Законодательного Собрания по соответствующему одномандатному избирательному округу.
Подписи избирателей в папке 1: лист 6 строки 1 и 4, лист 17 строка 2, лист 46 строка 5; папка 3 лист 17 строка 5 выполнены лицами, не обладающими активным избирательным правом по дополнительным выборам депутата Законодательного Собрания Новосибирской области и не проживающими в пределах 21 одномандатного избирательного округа г. Новосибирска.
Суд не может согласиться с доводами административного истца о достоверности подписи избирателя в папке 1 лист 6 строка 4.
Так в папке 1 лист 6 строка 4 содержится подпись избирателя Т.А.А., проживающего по адресу: <адрес>.
Согласно сведений органов миграционного учета, данный избиратель зарегистрирован по иному адресу: <адрес> (л.д. 126).
Допущенная органами миграционного учета техническая ошибка в написании улицы «Кылова» вместо «Крылова», не влияет на правильность восприятия наименования улицы места проживания избирателя.
Более того, при повторном запросе органы миграционного учета исправили данную ошибку (л.д. 161).
В соответствии с подпунктом «в» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», недействительными признаются подписи избирателей, участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности.
Так, в ходе проверки, по данным органов миграционного учета выявлены следующие недостоверные сведения об избирателях, поставивших свою подпись в подписных листах: в папке 4 лист 93 сроки 3 и 5 неверно указаны данные паспорта избирателей.
В подписи в папке 3 лист 127 строка 4 неверно указана фамилия избирателя «Карпаухова» вместо «Карнаухова».
Аналогичная ситуация с подписью в папке 2 лист 97 строка 3: неверно указана фамилия избирателя «Кошгородов» вместо – ФИО5 (л.д. 161).
Данное обстоятельство подтверждается и представленной административным истцом копией паспорта этого избирателя, в которой отчётливо читается фамилия «ФИО5» (л.д. 143).
Доказательств, свидетельствующих об обратном, административный истец суду не представил.
В связи с чем, окружная избирательная комиссия правомерно признала данные подписи недостоверными.
Вместе с тем, следует согласиться с доводами административного истца об отсутствии оснований для признания недостоверной подписи избирателя в папке 4 лист 79 строка 3, поскольку суду был представлен для обозрения паспорт серии --- номер --- избирателя М.В.В., --- года рождения, в котором содержится запись о его регистрации по месту жительства с 7 сентября 2006 года по адресу:
<адрес>, и этот же адрес указан в подписном листе.
Следовательно, подпись в папке 4 лист 79 строка 3 является достоверной.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что количество недостоверных и недействительных подписей избирателей, представленных в поддержку самовыдвижения ФИО1 составляет – 69, что более 10 процентов от общего количества подписей, отобранных для проверки.
В соответствии с пунктом 7 части 6 статьи 45 Закона Новосибирской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области», основанием для отказа в регистрации кандидата являются недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что у окружной избирательной комиссии имелись основания для отказа ФИО1 в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Новосибирской области шестого созыва.
Согласно пункта 6 статьи 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Исходя из того, что судом таких нарушений не установлено, заявленные требования ФИО1 не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление ФИО1 о признании незаконным решения окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 21 по дополнительным выборам депутата Законодательного Собрания Новосибирской области шестого созыва от 28 июля 2017 года №15/29 – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в пятидневный срок со дня изготовления решения в окончательной форме, в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, путем подачи апелляционной жалобы через Новосибирский областной суд.
Председательствующий по делу Петрунина И.Н.