Дело N 3а-140/2017
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Г.Хабаровск 3 октября 2017 г.
Хабаровский краевой суд в составе председательствующего судьи Иском Е.П., при секретаре Диановой О.С., с участием прокурора Криковцовой Е.Г., представителя административного истца Автономной некоммерческой организации «Краевой сельскохозяйственный фонд» ФИО1, представителя административного ответчика Правительства Хабаровского края ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Автономной некоммерческой организации «Краевой сельскохозяйственный фонд» о признании недействующим абз.3 п.2.12 раздела 2 Постановления Правительства Хабаровского края от 20.10.2015г. №331-пр «О порядке определения объема и предоставления субсидий из краевого бюджета автономной некоммерческой организации «Краевой сельскохозяйственный фонд»
УСТАНОВИЛ:
20 октября 2015 года Правительством Хабаровского края принято Постановление №331-пр «О порядке определения объема и предоставления субсидий из краевого бюджета автономной некоммерческой организации «Краевой сельскохозяйственный фонд» (далее Постановление №331-пр).
Постановление №331-пр опубликовано на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края http://www.pravo.gov.ru 21.10.2015 г.
Автономная некоммерческая организация «Краевой сельскохозяйственный фонд» обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании противоречащим законодательству и недействующим абз.3 п.2.12 раздела 2 Постановления №331-пр как несоответствующего абз.3 статьи 1 Федерального закона от 8 декабря 1995г. №193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации».
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что оспариваемый нормативный правовой акт устанавливает правила предоставления субсидии автономной некоммерческой организации "Краевой сельскохозяйственный фонд" на соответствующий финансовый год, а также цели и условия ее предоставления. Согласно ч. 3 п. 2.1 Постановления одним из условий предоставления субсидии является достижение АНО КСФ установленных договором о предоставлении субсидии значений показателей результативности использования субсидии.
В соответствии с абз. 3 п. 2.12 раздела 2 Постановления, одним из показателей результативности
предоставления субсидии Заявителю является количество созданных сельскохозяйственных кооперативов. То есть, на административного истца возлагается обязанность по созданию сельскохозяйственных кооперативов, как одно из условий предоставления средств субсидий.
Требования оспариваемого нормативного правового акта противоречат абз. 3 и абз. 7 статьи 1 Федерального закона от 8 декабря 1995 г. N 193-Ф3 "О сельскохозяйственной кооперации", которыми установлено понятие сельскохозяйственного кооператива и сельскохозяйственного товаропроизводителя.
АНО «Краевой сельскохозяйственный фонд» была создана в целях предоставления услуг, направленных на содействие комплексному развитию сельскохозяйственного производства и сельских территорий Хабаровского края, формирование и развитие системы сельскохозяйственной и потребительской кооперации на территории Хабаровского края, и не является сельскохозяйственным товаропроизводителем по смыслу, определенному в ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», что делает невозможным создание сельскохозяйственных кооперативов Заявителем и достижения данного показателя результативности предоставления субсидии.
Таким образом, абз. 3 п. 2.12 раздела 2 Постановления нарушает права и свободы заявителя, а именно устанавливает неисполнимые показатели результативности предоставления субсидии, что, согласно п. 3.2 части 3 Постановления, влечёт за собой возникновение обязанности по возврату средств субсидии. Кроме того, положения абз. 3 п. 2.12 раздела 2 Постановления прямо противоречат требованиям абз. 3 статьи 1 ФЗ о сельскохозяйственной кооперации.
В судебном заседании представитель административного истца, исковые требования поддержал по вышеизложенным основаниям, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Правительства Хабаровского края ФИО2 исковые требования не признал, пояснил что оспариваемое Постановление №331-пр принято Правительством края в пределах полномочий и с соблюдением порядка принятия данного акта. Оспариваемой нормой (абз. 3 п. 2.12 Порядка) установлен один из показателей результативности предоставления субсидии - количество созданных сельскохозяйственных кооперативов. Спорный показатель результативности предоставления субсидии не противоречит положению абз. 3 ст. 1 Федерального закона от 08.12.1995 № 195-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», поскольку данная норма, раскрывает понятие сельскохозяйственного кооператива, и не регулирует условия предоставления и использования субсидий. Спорная норма не предусматривает непосредственной обязанности некоммерческой организации создавать (выступить учредителем) сельскохозяйственные кооперативы. Непосредственные права и обязанности, связанные с использованием субсидии, АНО «Краевой сельскохозяйственный фонд» приобретает в результате заключения договора о предоставлении субсидии при соблюдении установленных Порядком условий (п. 2.2).
Подпунктом 4 п. 2.2.1 договора о предоставлении субсидии в виде имущественного взноса №1 от 28.10.2015 АНО «Краевой сельскохозяйственный фонд» обязалось достигнуть значений показателей результативности предоставления субсидии, одним из которых является количество созданных сельскохозяйственных кооперативов (Приложение № 1 к Договору) до конца 2015 года. Из буквального толкования данного условия также не следует, что на АНО «Краевой сельскохозяйственный фонд» лежит обязанность лично создать сельскохозяйственный кооператив.
В соответствии с п. 1.2 Порядка субсидия предоставляется в целях финансового обеспечения видов деятельности АНО «Краевой сельскохозяйственный фонд», предусмотренных его уставом, согласно смете расходов на ведение уставной деятельности, направленных на реализацию мероприятий, предусмотренных Программой, включающей, в том числе, развитие и поддержку системы сельскохозяйственных производственных и сельскохозяйственных потребительских кооперативов на территории Хабаровского края.
Достижение спорного показателя результативности предоставления субсидии необходимо рассматривать во взаимосвязи с положениями Программы, Порядком, а также уставной деятельностью АНО «Краевой сельскохозяйственный фонд».
АНО «Краевой сельскохозяйственный фонд» создана в соответствии с распоряжением Правительства края от 27.05.2015 № 327-рп. В соответствии с п. 2 указанного распоряжения, основной целью деятельности АНО «Краевой сельскохозяйственный фонд» является предоставление услуг в сфере содействия и обеспечения комплексного развития сельскохозяйственного производства и сельских территорий края, формирование и развитие единой системы сельскохозяйственной и потребительской кооперации на территории Хабаровского края.
Указанное также следует из п. 2.1 Устава АНО «Краевой сельскохозяйственный фонд».
Более того, в соответствии с утвержденной Программой, деятельность АНО «Краевой сельскохозяйственный фонд» направлена на обеспечение правовой, информационной, образовательной и имущественной поддержки по созданию малых форм хозяйствования и развитию сельскохозяйственной кооперации, состоящая из системы сельскохозяйственных производственных и сельскохозяйственных потребительских кооперативов и их союзов.
Таким образом, посредством осуществления уставной деятельности АНО «Краевой сельскохозяйственный фонд», в том числе в результате проведенных указанной организацией семинаров, консультаций, публичных и иных организационных мероприятий среди сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также граждан, ведущих личные подсобные хозяйства, в результате которых, последними могли быть созданы сельскохозяйственные кооперативы, спорный показатель результативности предоставленной субсидии является достижимым.
При этом, указанное аргументируется и соотносится с Программой, предусматривающей в качестве результата ее реализации создание сельскохозяйственных кооперативов при содействии АНО «Краевой сельскохозяйственный фонд» (подпрограмма «Устойчивое развитие сельских территорий»). Таким образом, оспариваемый показатель результативности использования субсидии, не противоречит Закону о сельскохозяйственных кооперациях и является достижимым.
Вывод административного истца о невозможности АНО «Краевой сельскохозяйственный фонд» выступать участником сельскохозяйственного кооператива основан на ошибочном толковании законодательства.
Указанное обстоятельство подтверждается созданием двух производственных кооперативов - «Вяземский» и «Полётненское», участниками которых является АНО «Краевой сельскохозяйственный фонд», виды деятельности которых связаны с производством, переработкой и сбытом сельскохозяйственной продукции.
Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, выслушав прокурора, считающего заявленные требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
В силу п.1 и пп. 9 п. 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится в том числе решение вопросов поддержки сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами), разработки и реализации государственных программ (подпрограмм) субъекта Российской Федерации, содержащих мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства, и проектов в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
В силу п.2., п.3 ч.4 ст. 5, Федеральный закон от 29.12.2006 N 264-ФЗ (ред. от 01.07.2017) "О развитии сельского хозяйства" основными направлениями государственной аграрной политики является формирование и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие его инфраструктуры; государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции.
В целях реализации полномочий органов государственной власти Хабаровского края по поддержке сельскохозяйственного производства, установленных Федеральным законом № 184-ФЗ, принят Закон Хабаровского края от 26.07.2005 № 288 «О поддержке сельскохозяйственного производства в Хабаровском крае».
Постановлением Правительства края от 17.08.2012 № 277-пр утверждена государственная программа Хабаровского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Хабаровском крае на 2013-2020 годы».
Одним из мероприятий входящей в Программу подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» является создание и развитие автономной некоммерческой организации "Краевой сельскохозяйственный фонд".
Пунктом 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ установлено, что в законе субъекта РФ о бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.
Во исполнение программы Правительством Хабаровского края принято Постановление Правительства Хабаровского края №331-пр «О порядке определения объема и предоставления субсидий из краевого бюджета автономной некоммерческой организации «Краевой сельскохозяйственный фонд», которым установлены, в том числе, и условия предоставления субсидий АНО «Краевой сельскохозяйственный фонд».
Из изложенного следует, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Правительством Хабаровского края в пределах полномочий с соблюдением порядка принятия нормативного акта.
Согласно ч. 3 п. 2.1 Постановления одним из условий предоставления субсидии является достижение АНО КСФ установленных договором о предоставлении субсидии значений показателей результативности использования субсидии.
Абз.3 п.2.12 Порядка установлен один из показателей результативности предоставления субсидий - количество созданных сельскохозяйственных кооперативов.
Оспаривая данное положение Порядка, административный истец полагает, его противоречащим абз.3 ст.1 Федерального закона от 8 декабря 1995г. №193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», поскольку, не являясь сельскохозяйственным товаропроизводителем по смыслу указанной нормы, АНО «Краевой сельскохозяйственный фонд» не может являться учредителем и принимать участие в создании сельскохозяйственных кооперативов. Данный показатель является недостижимым, поскольку от деятельности организации не зависит напрямую создание сельскохозяйственных кооперативов.
Суд полагает, что данные доводы административного истца являются необоснованными по следующим основаниям.
Абз. 3 ст. 1, Федерального закона от 08.12.1995 N 193-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О сельскохозяйственной кооперации" предусмотрено, что сельскохозяйственный кооператив - организация, созданная сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) ведущими личные подсобные хозяйства гражданами на основе добровольного членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на объединении их имущественных паевых взносов в целях удовлетворения материальных и иных потребностей членов кооператива. Сельскохозяйственный кооператив может быть создан в форме сельскохозяйственного производственного кооператива или сельскохозяйственного потребительского кооператива.
Приведенное положение Федерального закона устанавливает понятие сельскохозяйственного кооператива, а не регулирует условия предоставления субсидий.
Вместе с тем из положений государственной программы Хабаровского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Хабаровском крае на 2013-2020 годы» утвержденной Постановлением Правительства края от 17.08.2012 № 277-пр, следует, что целями создания АНО «Краевой сельскохозяйственный фонд» является вовлечение в процесс сельскохозяйственного производства и переработки продукции населения и организаций края, развитие всех форм кооперации на селе, повышение занятости населения.
В соответствии с п. 1.2 Порядка субсидия предоставляется в целях финансового обеспечения видов деятельности АНО «Краевой сельскохозяйственный фонд», предусмотренных его уставом, согласно смете расходов на ведение уставной деятельности, направленных на реализацию мероприятий, предусмотренных Программой, включающей, в том числе, развитие и поддержку системы сельскохозяйственных производственных и сельскохозяйственных потребительских кооперативов на территории Хабаровского края.
Пунктом 2.1 Устава АНО «Краевой сельскохозяйственный фонд», предусмотрено, что основной целью деятельности Организации является предоставление услуг, направленных на содействие комплексному развитию сельскохозяйственного производства и сельскохозяйственных территорий Хабаровского края, формирование и развитие системы сельскохозяйственной и потребительской кооперации на территории Хабаровского края.
Согласно п.2.2.1 Устава предметом деятельности Организации является оказание услуг неограниченному кругу лиц посредством вовлечения в процесс производства и переработки продукции населения и организаций края, развития всех форм кооперации на селе.
Договором №1 о предоставлении субсидии в виде имущественного взноса от 28 октября 2015г., заключенным между Министерством сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий Хабаровского края и АНО «Краевой сельскохозяйственный фонд» предусмотрено предоставление получателю субсидии субсидии, в виде имущественного взноса в целях финансового обеспечения уставных видов деятельности.
В соответствии с пп.4 п.2.2.1 получатель субсидии обязуется достигнуть значений показателей результативности предоставления субсидии согласно приложению №1 к договору.
Приложением №1 к договору предусмотрено достижение следующих показателей: до конца 2015г. количество созданных сельскохозяйственных кооперативов - 2.
Из пояснений сторон в судебном заседании установлено, что в 2015г. были созданы два производственных кооператива - «Вяземский» и «Полётненское», участниками которых является АНО «Краевой сельскохозяйственный фонд», виды деятельности которых связаны с производством, переработкой и сбытом сельскохозяйственной продукции.
Учитывая вышеизложенное, суд полагает, что доводы административного истца о недостижимости установленного оспариваемым положением показателя, не соответствует установленным по делу обстоятельствам.
Оспариваемая норма, согласно которой одним из показателей результативности предоставления субсидий является количество созданных сельскохозяйственных кооперативов, корреспондирует приведенным положениям Устава, в силу которого одним из видов деятельности АНО «Краевой сельскохозяйственный фонд» является развитие всех форм кооперации на селе. Вместе с тем оспариваемая норма не возлагает на истца обязанность создавать сельскохозяйственные кооперативы, а является одним из показателей результативности деятельности организации, предусмотренной Уставом и договором. Кроме того, в силу пп. «д» п.3.1 Устава организация вправе вступать в производственные и потребительские сельскохозяйственные кооперативы, в том числе вносить в них паевые взносы.
Доводы представителя административного истца о том, что в силу положений Федерального закона N 193-ФЗ организация не вправе самостоятельно создавать сельскохозяйственные кооперативы, не имеют правого значения, поскольку оспариваемая норма не возлагает на организацию обязанности по их созданию. Вместе с тем положениями ГК РФ (ст.ст.106.1, 123.2), Федерального закона N 193-ФЗ (ст.ст.4,8.14) предусмотрена возможность участия юридических лиц в деятельности сельскохозяйственных кооперативов.
Также суд учитывает, что предоставление субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации, является компетенцией субъекта Российской Федерации, в связи с чем установление оспариваемого показателя результативности является правом Правительства Хабаровского края.
В судебном заседании не установлено, что оспариваемое Постановление №331-пр нарушает права заявителя, не возлагает на него какие либо обязанности.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции Правительства Хабаровского края, федеральному закону, иным нормативным правовым актам не противоречит, в связи с чем, основания для удовлетворения требования административного истца отсутствуют.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
РЕШИЛ:
Автономной некоммерческой организации «Краевой сельскохозяйственный фонд» в удовлетворении требований о признании недействующим абз.3 п.2.12 раздела 2 Постановления Правительства Хабаровского края от 20.10.2015г. №331-пр «О порядке определения объема и предоставления субсидий из краевого бюджета автономной некоммерческой организации «Краевой сельскохозяйственный фонд» отказать.
Сообщение о принятии настоящего решения опубликовать в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края http://www.pravo.gov.ru.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в административную коллегию Верховного Суда РФ через Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме
Решение в окончательной форме принято 9 октября 2017г.
Судья Хабаровского краевого суда Е.П.Иском