ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
18 декабря 2018 года г. Улан-Удэ
Верховный Суд Республики Бурятия в составе судьи Булгытовой С.В.
при секретаре Черепановой О.М.
с участием прокурора Бадмацыреновой Ю.С., административного истца ФИО1, представителя административных истцов ФИО2, представителя административного ответчика ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-140/2018 по административному исковому заявлению ФИО4, ФИО1, ФИО5 к Избирательной комиссии Республики Бурятия об оспаривании постановления об отказе в регистрации региональной подгруппы,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО4, ФИО1, ФИО5 являются уполномоченными представителями Бурятской республиканской региональной подгруппы инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации.
14 августа 2018 года они обратились в Избирательную комиссию Республики Бурятия (далее – избирательная комиссия, комиссия) с ходатайством о регистрации Бурятской республиканской региональной подгруппы инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации по вопросу референдума: «Согласны ли Вы с тем, что установленный законодательством Российской Федерации о пенсионном обеспечении по состоянию на 1 июня 2018 года возраст, достижение которого дает право на назначение страховой пенсии по старости (для мужчин – 60 лет, для женщин – 55 лет), повышаться не должен?».
Постановлением № 107/1277-6 от 31 августа 2018 года комиссия отказала в регистрации региональной подгруппы по мотиву, что 23 августа 2018 года зарегистрировала другую региональную подгруппу Республики Бурятия инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации по вопросу: «Вы за то, чтобы установленный законодательством Российской Федерации о пенсионном обеспечении по состоянию на 1 июля 2018 года возраст, по достижении которого граждане Российской Федерации получают право на назначении пенсии, не повышался?».
Комиссия пришла к выводу, что новой региональной подгруппой предлагается такой же по смыслу вопрос.
ФИО4, ФИО1, ФИО5 обратились в суд с административным иском и просят суд отменить постановление комиссии от 31 августа 2018 года, ссылаясь на то, что вопрос, предложенный ранее, выясняет согласие избирателя на повышение установленного пенсионного возраста в настоящее или ближайшее время, а вопрос, предложенный их региональной подгруппой, выясняет отношение избирателей к тому, что установленный пенсионный возраст не должен повышаться в принципе, т.е. никогда, и по своей формулировке является более развернутым и полным.
В заседании суда ФИО1 и представитель административных истцов поддержали доводы административного иска.
Представитель Избирательной комиссии РБ возражал против удовлетворения жалобы, пояснив, что оспариваемое постановление комиссии принято в соответствии с требованиями закона. Также указал, что административные ответчики обратились в суд с пропуском срока, установленного частью 4 статьи 240 КАС РФ.
Прокурор в заключении указала, что оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
Суд считает, что срок обращения в суд административными истцами не пропущен.
Из части 4 статьи 240 КАС РФ следует, что административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в такой регистрации, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения.
Оспариваемое постановление принято 31 августа 2018 года.
Административный иск направлен в суд через организацию почтовой связи и поступил в Верховный Суд РБ 13 сентября 2018 года. На конверте стоит почтовый штемпель с датой 11 сентября 2018 года, однако из представленного отчета об отслеживании почтового отправления следует, что отправление принято в отделении связи 10 сентября 2018 года. Со слов представителя административных истцов квитанция о приеме отправления утеряна за давностью времени.
Суд толкует возникшие сомнения в пользу административных истцов, поскольку иное будет означать ограничение доступа к правосудию по формальным основаниям.
Рассмотрев дело по существу, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска.
В соответствии со статьей 1 Федерального конституционного закона от 28.06.2004 № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» (далее – Закон о референдуме) референдум Российской Федерации – это всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 14 Закона о референдуме инициатива проведения референдума принадлежит не менее чем двум миллионам граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в референдуме, - при условии, что на территории одного субъекта Российской Федерации или в совокупности за пределами территории Российской Федерации находится место жительства не более 50 тысяч из них.
Порядок реализации инициативы проведения референдума, принадлежащей гражданам Российской Федерации, предусмотрен статьей 15 Закона о референдуме.
Из частей 1 и 2 данной статьи следует, что участники референдума образуют инициативную группу по проведению референдума; инициативная группа по проведению референдума должна состоять из региональных подгрупп, создаваемых более чем в половине субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 11 данной статьи уполномоченные представители региональной подгруппы обращаются в избирательную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации с ходатайством о регистрации региональной подгруппы, в котором указывается формулировка вопроса (вопросов) референдума, которая утверждена на собрании региональной подгруппы.
Согласно части 14 данной статьи избирательная комиссия субъекта Российской Федерации в течение 15 дней со дня получения ходатайства о регистрации региональной подгруппы проверяет соответствие ходатайства и приложенных к нему документов требованиям, предусмотренным данным Федеральным конституционным законом, и принимает решение о регистрации региональной подгруппы либо об отказе в регистрации региональной подгруппы.
Часть 15 данной статьи устанавливает, что решение об отказе в регистрации региональной подгруппы принимается также в случае, предусмотренном частью 18 данной статьи.
Согласно части 18 данной статьи после регистрации избирательной комиссией субъекта Российской Федерации региональной подгруппы иная региональная подгруппа, утвердившая на своем собрании такую же по смыслу или содержанию формулировку вопроса (вопросов) референдума, не может быть зарегистрирована этой же комиссией до окончания процедур по реализации инициативы проведения референдума по данному вопросу (данным вопросам).
Оспариваемое постановление Избирательной комиссии РБ принято правомерно, поскольку ранее, 23 августа 2018 года, уже зарегистрирована другая региональная подгруппа с вопросом «Вы за то, чтобы установленный законодательством Российской Федерации о пенсионном обеспечении по состоянию на 1 июля 2018 года возраст, по достижении которого граждане Российской Федерации получают право на назначении пенсии, не повышался?».
Этот вопрос по смыслу аналогичен вопросу, который предложен региональной подгруппой, представляемой административными истцами, что в силу закона не позволяет регистрировать новую региональную подгруппу до окончания процедур по реализации инициативы проведения референдума.
Доводы административных истцов о том, что предложенный их региональной подгруппой вопрос является более развернутым и полным, нельзя принять во внимание, поскольку применение иных словосочетаний не меняет смысл вопроса. Оба вопроса направлены на выяснение мнения о повышении возраста, при достижении которого возникает право на назначение пенсии по старости, поэтому Избирательная комиссия РБ правомерно отказала в регистрации региональной подгруппы, представляемой административными истцами.
Ссылки административных истцов на то, что комиссия нарушила установленный частью 14 статьи 15 Закона о референдуме срок рассмотрения ходатайства о регистрации региональной подгруппы, подлежат отклонению, поскольку данное обстоятельство само по себе не является основанием для возложения на комиссию обязанности зарегистрировать региональную подгруппу.
Руководствуясь статьями 180, 244 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного искового заявления ФИО4, ФИО1, ФИО5 к Избирательной комиссии Республики Бурятия об оспаривании постановления об отказе в регистрации региональной подгруппы отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья