Дело № 3а-140/18Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
город Владивосток 25 июня 2018 года
Приморский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Зайцевой О.А.
при секретаре Сылко Н.А.,
с участием прокурора Нишоновой Ф.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Автотранспортное предприятие «Приморье-Такси» к Администрации Приморского края, заинтересованное лицо департамент транспорта и дорожного хозяйства Приморского края о признании Порядка привлечения перевозчиков к выполнению перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок в пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 19 ноября 2010 года № 375-па, недействующим в части,
установил:
Администрацией Приморского края 19 ноября 2010 года принято постановление № 375-па «Об организации маршрутов регулярных перевозок в пригородном и межмуниципальном сообщении пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования и привлечении перевозчиков к выполнению перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования на территории Приморского края» (далее – Постановление), которое опубликовано в газете «Приморская газета» 30 ноября 2010 года, спецвыпуск № 98 (489).
Постановлением утвержден Порядок привлечения перевозчиков к выполнению перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок в пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Приморского края (далее – Порядок).
Пунктом 1.6. Порядка определено, что предметом конкурса является право на заключение договора согласно утвержденному расписанию движения. Конкурс является открытым и проводится в отношении одного договора согласно утвержденному расписанию движения, так и в отношении нескольких договоров согласно утвержденным расписаниям движения. При этом каждый из договоров составляет отдельный лот.
Абзацем 3 пункта 1.7. Порядка установлено, что конкурс проводится, в частности, в случае установления дополнительного расписания движения.
ООО «АТП «Приморье-Такси» (далее - Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании не действующим с 11 января 2016 года Порядка привлечения перевозчиков к выполнению перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок в пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 19 ноября 2010 года № 375-па, в части пункта 1.6., абзаца 3 пункта 1.7. В обоснование своих требований указало, что Общество осуществляет деятельность на основании лицензии № от 30 января 2003 года, с видом работ, выполняемых в составе лицензируемого вида деятельности «регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении, регулярные перевозки пассажиров в междугородном сообщении». Так, Общество выполняет перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования на территории Приморского края по маршрутам регулярных перевозок в пригородном и межмуниципальном сообщении, в том числе по маршруту регулярных перевозок № 107МП «Арсеньев-Новосысоевка-Арсеньев» (регистрационный номер маршрута 107/4) на основании договора на выполнение перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования на территории Приморского края по маршрутам регулярных перевозок в пригородном и межмуниципальном сообщении № 148 от 27 июля 2015 года. Порядок в оспариваемой части не соответствует положениям части 1 статьи 7(1) Закона Приморского края от 2 августа 2005 года № 278-КЗ «Об организации транспортного обслуживания населения в Приморском крае»; части 1 статьи 21, части 2 статьи 19 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации» и создает реальную угрозу нарушения исключительных прав Общества на перевозки по маршруту регулярных перевозок № 107МП, так как позволяет проводить конкурс и соответственно предоставляет возможность выиграть право перевозок по маршруту № 107МП «Арсеньев-Новосысоевка-Арсеньев» иному лицу.
В судебном заседании представитель ООО «АТП «Приморье-Такси» - ФИО7 поддержал заявленные требования в полном объеме, по основаниям и доводам, изложенным в административном иске.
Представитель Администрации Приморского края ФИО8 в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований, ранее представила письменные возражения на иск. По существу указала, что в целях реализации Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ департаментом транспорта и дорожного хозяйства Приморского края разработан проект постановления Администрации Приморского края о реализации мероприятий по организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом общего пользования в межмуниципальном и пригородном сообщении на территории Приморского края, которым предусмотрено признание утратившим силу постановление Администрации Приморского края от 19 ноября 2010 года № 375-па.
Представитель департамента транспорта и дорожного хозяйства Приморского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд в известность не поставил. Ранее представил письменные возражения на иск.
Выслушав объяснения представителя ООО «АТП «Приморье-Такси» - ФИО7, возражения представителя Администрации Приморского края ФИО8, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурораНишоновой Ф.А., полагавшей, что исковые требования подлежат удовлетворению, давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, Приморский краевой суд приходит к следующему.
На федеральном уровне отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок, регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ).
Законодательство Российской Федерации в области организации регулярных перевозок состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, поименованного Федерального закона, других федеральных законов, регулирующих отношения по организации регулярных перевозок, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации (часть 1 статьи 2 Федерального закона № 220-ФЗ от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ).
Федеральный законодатель предусмотрел, что отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные нормативными правовыми актами, указанными выше, регулируются законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а не урегулированные ни федеральным, ни региональным законодательством - муниципальными нормативными правовыми актами (части 2 и 3 этой же статьи).
Согласно подпункту 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществления регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси.
Статьей 8 Устава Приморского края, принятого Думой Приморского края 12 сентября 1995 года (в ред. от 3 ноября 2015 года № 704-КЗ), определена система органов государственной власти Приморского края, которую составляют, в частности администрация Приморского края - высший исполнительный орган государственной власти Приморского края.
Согласно пункту 2 части статьи 5 Закона Приморского края от 2 августа 2005 года № 278-КЗ «Об организации транспортного обслуживания населения в Приморском крае» (далее - Закон Приморского края от 2 августа 2005 года № 278-КЗ) Администрация Приморского края издает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты в сфере организации транспортного обслуживания населения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Закона Приморского края от 2 августа 2005 года № 278-КЗ порядок организации маршрутов регулярных перевозок в межмуниципальном сообщении воздушным, водным, железнодорожным и автомобильным транспортом устанавливается Администрацией Приморского края в соответствии с действующим законодательством.
Во исполнение вышеназванного Закона Приморского края от 2 августа 2005 года № 278-КЗ Администраций Приморского края издано постановление от 19 ноября 2010 года № 375-па «Об организации маршрутов регулярных перевозок в пригородном и межмуниципальном сообщении пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования и привлечении перевозчиков к выполнению перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования на территории Приморского края»
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что при принятии оспариваемого постановления Администрацией Приморского края соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия исполнительного органа на принятие нормативного правового акта, его форму, процедуру принятия, введение в действие, в том числе порядок опубликования и вступления его в силу. Постановление Администрации Приморского края в данной части не оспаривалось.
Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ предусматривает два вида регулярных перевозок: по регулируемым тарифам, то есть регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке, и по нерегулируемым тарифам - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком (пункт 16 части 1 статьи 3).
Право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок (часть 2 статьи 17 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ, часть 4 статьи 7 (1) Закона Приморского края от 2 августа 2005 года № 278-КЗ).
Свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления, установившими данные маршруты, по результатам открытого конкурса (часть 1 статьи 19 часть 1 статьи 21 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ).
Расписание указывается в приложении к свидетельству об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок. В случае изменения расписания переоформление свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок не требуется (часть 5 статьи 27 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ).
В силу части 10 статьи 39 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ в течение ста восьмидесяти дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления приводят законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные нормативные правовые акты в соответствие с положениями настоящего Федерального закона. До приведения в соответствие с положениями настоящего Федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные нормативные правовые акты действуют в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок (далее - открытый конкурс) при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) данное свидетельство предназначено для осуществления регулярных перевозок по новому маршруту, за исключением маршрута, установленного в целях обеспечения транспортного обслуживания населения в условиях чрезвычайной ситуации;
2) данное свидетельство предназначено для осуществления регулярных перевозок после прекращения действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, выданного без проведения открытого конкурса по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 3 настоящей статьи;
3) в случае, если в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона в отношении данного маршрута принято решение о прекращении регулярных перевозок по регулируемым тарифам и начале осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам;
4) данное свидетельство предназначено для осуществления регулярных перевозок по измененному маршруту, в отношении которого в сроки, которые предусмотрены частью 3.1 статьи 12 или частью 8 статьи 13 настоящего Федерального закона, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или уполномоченный участник договора простого товарищества не обратились в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления с заявлением о продлении действия ранее выданных им свидетельств и карт данного маршрута на следующий срок в соответствии с принятым решением об изменении данного маршрута.
Согласно части 1 статьи 7(1) Закона Приморского края от 2 августа 2005 года № 278-КЗ привлечение перевозчиков к выполнению регулярных перевозок в межмуниципальном сообщении автомобильным транспортом по нерегулируемым тарифам осуществляется путем проведения открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и без проведения открытого конкурса в порядке и случаях, установленных Федеральным законом.
То есть, действующим законодательством установлен исчерпывающий перечень обстоятельств, при которых проводится открытый конкурс на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок, и расширительному толкованию не подлежит. Такой конкурс может быть проведен только на новый маршрут регулярных перевозок и не предусмотрен на существующие маршруты, которые изменяются путем установления дополнительного расписания движения уже к имеющемуся расписанию одного маршрута, для перевозок по которому уже привлечен перевозчик.
В тоже время, в соответствии с пунктом 1.6., абзацем 3 пункта 1.7. оспариваемого Порядка организации привлечения перевозчиков к выполнению перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок в пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 19 ноября 2010 года № 375-па (в ред. постановления Администрации Приморского края от 1 февраля 2012 года № 22-па), предусмотрено, что предметом конкурса является право на заключение договора согласно утвержденному расписанию движения, конкурс является открытым и проводится как в отношении одного договора согласно утвержденному расписанию движения, так и в отношении нескольких договоров согласно утвержденным расписаниям движения, при этом каждый из договоров составляет отдельный лот, а также что конкурс проводится в случае установления дополнительного расписания движения.
До настоящего времени, постановление Администрации Приморского края от 19 ноября 2010 года № 375-па в соответствие с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ не приведено.
Доказательств, что проект постановления Администрации Приморского края «О реализации мероприятий по организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом общего пользования в межмуниципальном и пригородном сообщении на территории Приморского края», которым предусмотрено признание утратившим силу оспариваемого постановления, в настоящее время подписан, административным ответчиком и заинтересованным лицом в судебное заседание не представлено.
На основании вышеизложенного, требования о признании недействующими пункта 1.6., абзаца 3 пункта 1.7. Порядка привлечения перевозчиков к выполнению перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок в пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 19 ноября 2010 года № 375-па,подлежат удовлетворению.
При этом суд учитывает, что ООО «АТП «Приморье-Такси» на основании лицензии № от 30 января 2003 года, выданной Федеральной службой по надзору в сфере транспорта, осуществляет деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, а именно регулярные перевозки пассажиров в городском и пригодном сообщении, регулярные перевозки пассажиров в междугородном сообщении.
27 июля 2015 года между департаментом промышленности и транспорта Приморского края («Уполномоченный орган») и ООО «АТП «Приморье-Такси» («Перевозчик») заключен договор на выполнение перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования на территории Приморского края по маршрутам регулярных перевозок в пригородном и межмуниципальном сообщении № 148, согласно которому Уполномоченный орган предоставляет Перевозчику право выполнять перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования на территории Приморского края по маршруту регулярных перевозок в пригородном и межмуниципальном сообщении № 107 МП «Арсеньев-Новосысоевка-Арсеньев» по утвержденному расписанию движения по этому маршруту, которое является неотъемлемой частью Договора. Срок действия Договора до 27 июля 2020 года (пункт 15).
25 октября 2017 года между департаментом транспорта и дорожного хозяйства Приморского края («Уполномоченный орган») и ООО «АТП «Приморье-Такси» («Перевозчик») заключено дополнительное соглашение к договору от 27 июля 2015 года № 148, которым, в том числе, внесены изменения в расписание движения.
Следовательно, ООО «АТП «Приморье-Такси» является надлежащим административным истцом по делу, поскольку существует реальная угроза нарушений прав перевозчика на регулярном маршруте в пригородном и межмуниципальном сообщении № 107 МП «Арсеньев-Новосысоевка-Арсеньев», связанная с возможностью применения указанных оспариваемых положений постановления Администрации Приморского края от 19 ноября 2010 года № 375-па и предоставления иному лицу право перевозок по маршруту № 107МП при установлении дополнительного расписания.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
По смыслу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, в случае, если нормативный правовой акт впоследствии может быть проверен в процедуре конституционного судопроизводства на соответствие положениям Конституции Российской Федерации, суд общей юрисдикции признает его недействующим с момента вступления решения суда в законную силу (постановления от 16 июня 1998 года № 19-П, от 11 апреля 2000 года № 6-П, от 18 июля 2003 года № 13-П, от 27 января 2004 года № 1-П).
Согласно части 2 статьи 125 Конституции РФ Конституционный Суд Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации, в том числе законов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Как указывалось выше, вопросы организации транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществления регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, следовательно, оспариваемый нормативный правовой акт издан по вопросам совместного ведения и может быть проверен Конституционным Судом Российской Федерации в порядке конституционного судопроизводства.
Кроме этого, согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце третьем пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года № 48, если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
В связи с тем, что оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся, что являются основанием для признания его недействующим в части со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 178, 180, 215-217 Кодекса административного судопроизводства РФ, Приморский краевой суд
решил:
административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Автотранспортное предприятие «Приморье-Такси» к Администрации Приморского края, заинтересованное лицо департамент транспорта и дорожного хозяйства Приморского края о признании Порядка привлечения перевозчиков к выполнению перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок в пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 19 ноября 2010 года № 375-па, недействующим в части – удовлетворить.
Признать недействующими со дня вступления в законную силу решения суда пункт 1.6., абзац 3 пункта 1.7. Порядка привлечения перевозчиков к выполнению перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок в пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 19 ноября 2010 года № 375-па.
Сообщение о данном решении суда подлежит опубликованию Администрацией Приморского края в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в официальном печатном издании в газете «Приморская газета».
На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Приморского краевого суда О.А.Зайцева