ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-140/20 от 03.06.2020 Омского областного суда (Омская область)

Омский областной суд

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Омский областной суд в составе

председательствующего судьи Ершовой Л.А.

при секретаре Зварич Н.И.

с участием прокурора Биенко Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 3 июня 2020 года в городе Омске административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Совету Андреевского сельского поселения Омского муниципального района Омской области об оспаривании решения Совета Андреевского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 27 марта 2019 года № 14 «О внесении изменений и дополнений в Устав Андреевского сельского поселения Омского муниципального района Омской области»,

у с т а н о в и л:

решением Совета Андреевского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 19 ноября 2005 года № 12 (далее также – решение Совета от 19 ноября 2005 года № 12) утвержден Устав Андреевского сельского поселения Омского муниципального района Омской области (далее также – Устав). 5 декабря 2005 года Устав зарегистрирован в установленном порядке.

Решением Совета от 21 июля 2015 года № 22 «О внесении изменений и дополнений в Устав Андреевского сельского поселения Омского муниципального района Омской области» статья 9 Устава – «Выборы органов местного самоуправления Андреевского сельского поселения» принята в новой редакции. Часть 5 статьи 9 гласит, что Глава Андреевского сельского поселения избирается Советом Андреевского сельского поселения из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию.

В части 3 статьи 27 Устава закреплено, что Глава Андреевского сельского поселения избирается Советом Андреевского сельского поселения из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, исполняет полномочия председателя Совета и возглавляет местную администрацию.

Данное решение Совета от 21 июля 2015 года № 22 зарегистрировано 5 августа 2015 года, опубликовано 12 августа 2015 года в газете «Омский муниципальный вестник» № 12.

Решением Совета от 27 марта 2019 года № 14 «О внесении изменений и дополнений в Устав Андреевского сельского поселения Омского муниципального района Омской области» внесены изменения в часть 3 статьи 27 Устава, которой установлено, что Глава Андреевского сельского поселения избирается на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого права при тайном голосовании.

Решение Совета от 27 марта 2019 года № 14 зарегистрировано 19 апреля 2019 года, опубликовано 24 апреля 2019 года в газете «Омский муниципальный вестник» № 5.

В настоящий момент действует как часть 5 статьи 9 Устава, регулирующая порядок избрания Главы Андреевского сельского поселения Советом Андреевского сельского поселения из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, так и часть 3 статьи 27 Устава, устанавливающая избрание Главы Андреевского сельского поселения на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого права при тайном голосовании.

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Совету Андреевского сельского поселения Омского муниципального района Омской области с требованием о признании недействующим с момента вступления решения суда в законную силу решения от 27 марта 2019 года № 14 в части внесения изменений в часть 3 статьи 27 Устава, поскольку оно нарушает его права гражданина Российской Федерации на участие в выборах в качестве кандидата на должность Главы ввиду неясности процедуры выборов, а также не соответствует пункту 2 статьи 3 Закона Омской области № 1674-ОЗ от 6 ноября 2014 года «Об отдельных вопросах реализации Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на территории Омской области и части 5 статьи 9 решения Совета от 19 ноября 2005 года № 12.

В судебном заседании административный истец ФИО1 поддержал заявленные требования по основаниям, указанным в административном исковом заявлении, полагал, что при внесении данных изменений в части оспариваемой нормы Устав приобрел неясность. Пояснил, что данное положение нарушает его права как потенциального кандидата на должность главы Андреевского сельского поселения Омского муниципального района Омской области. Доводы в части нарушения процедуры принятия оспариваемого решения административным истцом не приводятся.

Представитель административного ответчика Совета Андреевского сельского поселения Омского муниципального района Омской области ФИО2 (Глава Андреевского сельского поселения Омского муниципального района Омской области) с заявленными требованиями согласился. Пояснил, что при принятии оспариваемого решения процедура принятия была соблюдена, но депутаты не смогли прийти к единому мнению по поводу порядка избрания главы поселения. После принятия данного решения предполагалось принятие решения о внесении изменений в статью 9 Устава, но до настоящего времени такого решения не было принято.

Представитель заинтересованного лица Избирательной комиссии Омской области ФИО3 в судебном заседании пояснил, что оспариваемое решение приводит к неоднозначному пониманию процедуры выборов главы сельского поселения. При наличии двух норм Комиссия не сможет вмешаться в выборы. Правильным было бы оставить процедуру такой, как она была до принятия оспариваемого решения, а решение признать противоречащим закону(письменный отзыв - л.д. 110-111)

Представитель заинтересованного лица Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Омской области ФИО4 поддержала представленный письменный отзыв на административное исковое заявление. Пояснила, что у Управления отсутствовали полномочия для отказа в регистрации изменений в Устав ввиду неопределенности положений по избранию главы Андреевского сельского поселения. При этом обращено внимание на данные противоречия специалистов Администрации Андреевского сельского поселения Омского муниципального района Омской области в рамках консультативной помощи, но данные замечания не были ими приняты (письменный отзыв - л.д. 153-154).

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Биенко Н.В., полагавшей административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно (статья 12 Конституции Российской Федерации).

Пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее также Федерального закона № 131-ФЗ) закреплено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по принятию устава муниципального образования и внесению в него изменений и дополнений, изданию муниципальных правовых актов.

Устав муниципального образования входит в систему муниципальных правовых актов и принимается представительным органом муниципального образования, регулирует вопросы организации и деятельности местного самоуправления (пункт 1 части 1 статьи 43 и части 2 и 3 статьи 44 названного закона).

Частью 10 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ определен круг полномочий, находящихся в исключительной компетенции представительных органов муниципального образования, одним из которых является принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений (пункт 1).

В соответствии с частью 1 статьи 19 Устава Андреевского сельского поселения Омского муниципального района Омской области Совет сельского поселения является постоянно действующим представительным выборным коллегиальным органом местного самоуправления сельского поселения. Численный состав Совета сельского поселения – 10 депутатов (часть 3).

Статьей 20 Устава определена исключительная компетенция Совета сельского поселения, одним из полномочий которого является принятие Устава сельского поселения и внесение в него изменений и дополнений (пункт 1 части 1).

Порядок принятия устава муниципального образования, а также муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования закреплены статьей 44 Федерального закона № 131-ФЗ.

Согласно положений данной статьи проект устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о его принятии с одновременным указанием порядка учета предложений по проекту а также порядка участия граждан в его обсуждении (часть 4), принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования (часть 5), подлежат государственной регистрации в территориальном органе уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований в порядке, установленном федеральным законом (часть 6), подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) (часть 8).

Проект оспариваемого решения был опубликован в газете «Омский муниципальный вестник» 21 декабря 2018 года № 31 (279), прошел публичные слушания, в ходе которых замечаний и предложений не поступало. За его принятие на заседании Совета от 27 марта 2019 года проголосовало 7 депутатов из 8 присутствующих (протокол № 1 от 27 марта 2019 года л.д. 74 оборот).

Решение Совета от 27 марта 2019 года № 14 зарегистрировано 19 апреля 2019 года, опубликовано 24 апреля 2019 года в газете «Омский муниципальный вестник» № 5.

Учитывая приведенные положения, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение Совета от 27 марта 2019 года № 14 «О внесении изменений и дополнений в Устав Андреевского сельского поселения Омского муниципального района Омской области» принято уполномоченным органом в пределах своей компетенции с соблюдением порядка его принятия и введения его в действие, что не оспаривается лицами, участвующими в деле.

В силу части 4 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному выше федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Частями 1, 2 статьи 36 указанного Федерального закона предусмотрено, что глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. В поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, глава муниципального образования избирается на сходе граждан и исполняет полномочия главы местной администрации.

В свою очередь, частью 2 статьи 3 Закона Омской области от 6 ноября 2014 года № 1674-ОЗ «Об отдельных вопросах реализации Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на территории Омской области» определено, что в соответствии с уставом муниципального образования Омской области глава муниципального образования Омской области, наделенного статусом городского, сельского поселения, избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования Омской области из своего состава, либо представительным органом муниципального образования Омской области из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Таким образом, законодательно определена возможность выбора одного из трех перечисленных выше способов избрания главы сельского поселения на территории Омской области.

Из анализа содержания Устава Андреевского сельского поселения следует, что внесенные оспариваемым нормативным правовым актом изменения в часть 3 статьи 27 Устава, определяющую способ избрания Главы Андреевского сельского поселения путем проведения муниципальных выборов на основе всеобщего равного и прямого права при тайном голосовании, противоречат части 5 статьи 9 Устава, которой определен способ избрания Главы Андреевского сельского поселения Советом Андреевского сельского поселения из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Следовательно, принятием оспариваемого решения Совета № 14 от 27 марта 2019 года создана правовая неопределенность в способе избрания Главы Андреевского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, что недопустимо в силу требований действующего законодательства и нарушает права и законные интересы административного истца как потенциального кандидата на должность Главы сельского поселения.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Поскольку при рассмотрении административного иска установлено противоречие оспариваемого решения части 5 статьи 9 Устава Андреевского сельского поселения суд приходит к выводу, что заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению.

Рассматривая вопрос о дате, с которой оспариваемое положение признается не действующим, суд исходит из того, что указанное положение не применялось. Данное обстоятельство влечет за собой признание нормативного правового акта не действующим с момента его принятия (пункт 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»).

С учетом положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ решение суда или сообщение о его принятии подлежит официальному опубликованию в официальном печатном издании Совета Андреевского сельского поселения Омского муниципального района Омской области в газете «Омский муниципальный вестник» в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

признать противоречащим федеральному законодательству и не действующим с момента его принятия решение Совета Андреевского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 27 марта 2019 года № 14 «О внесении изменений и дополнений в Устав Андреевского сельского поселения Омского муниципального района Омской области» в части внесения изменений в часть 3 статьи 27 Устава Андреевского сельского поселения Омского муниципального района Омской области.

Решение суда или сообщение о его принятии подлежит официальному опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Омский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Ершова Л.А.