ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-140/2022 от 07.07.2022 Калининградского областного суда (Калининградская область)

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Дело № 3а-140/2022

УИД 39ОS0000-01-2022-000117-58

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Калининградский областной суд в составе:

председательствующего судьи - Струковой А.А.

с участием прокурора - Чернышовой К.И.

при секретаре - Козловой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ГБУЗ «Детская областная больница Калининградской области» к Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования об оспаривании пункта 3.4.7 тарифного соглашения в системе обязательного медицинского страхования Калининградской области на 2022 год (в редакции от 31 января 2022 года),

У С Т А Н О В И Л:

30 декабря 2021 года заключено тарифное соглашение в системе обязательного медицинского страхования Калининградской области на 2022 год, которое вступило в силу 1 января 2022 года и действует по 31 декабря 2022 года.

Решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее – Комиссия) от 31 января 2022 года раздел II «Способы оплаты медицинской помощи», глава 3 «Способы оплаты медицинской помощи в стационарных условиях и в условиях дневного стационара на основе групп заболеваний, в том числе клинико-статистических групп (КСГ)» тарифного соглашения дополнен пунктом 3.4.7 следующего содержания:

«В случае предоставления пациентом или иной организацией лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, приобретенных за счет иных источников (льготное обеспечение, гуманитарная помощь и прочее), в качестве основного диагноза по МКБ-10 для формирования группы КСГ использовать код Z51 и Z51.8, группа st36.004».

Действие пункта 3.4.7 тарифного соглашения распространено на отношения с 1 января 2022 года.

Текст тарифного соглашения (в редакции от 30 декабря 2021 года) и выписка из протокола заседания Комиссии от 31 января 2022 года на официальном сайте Министерства здравоохранения Калининградской области не размещены.

ГБУЗ «Детская областная больница Калининградской области» обратилось в суд 29 апреля 2022 года с указанным административным иском, ссылаясь на то, что установленная пунктом 3.4.7 тарифного соглашения обязанность по использованию кодов Z51 (другие виды медицинской помощи) и Z51.8 (другие уточненные виды медицинской помощи) в качестве основного диагноза по МКБ-10 для целей оплаты медицинской помощи в условиях круглосуточного стационара исключительно по критерию приобретения лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения помимо средств фонда обязательного медицинского страхования независимо от наличия у пациента иного основного заболевания по МКБ-10, по поводу которого лечащим врачом предписано применение соответствующих лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, не соответствует положениям законодательства об охране здоровья граждан, в частности, нормам о медицинских показаниях для оказания специализированной медицинской помощи в стационарных условиях (статья 34 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приказ Минздрава России от 2 декабря 2014 года № 796н «Об утверждении Положения об организации оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи) и требованиям об оказании медицинской помощи в соответствии с установленными порядком и стандартами оказания медицинской помощи (которые не разработаны применительно к оказанию специализированной медицинской помощи детям при выявлении факторов, отнесенных МКБ-10 к рубрикам Z00-Z99 МКБ-10), а в случае искажения для целей формирования группы КСГ в документации медицинской организации основного клинического диагноза, по поводу которого пациенту оказана медицинская помощь в стационарных условиях, - также нормам законодательства о лицензировании медицинской деятельности.

Оспариваемая норма, как указывает административный истец, нарушает его право на осуществление деятельности по оказанию медицинской помощи в правовом поле, то есть в соответствии с требованиями законодательства в сфере охраны здоровья граждан.

По мнению административного истца, обеспечение баланса в системе финансирования медицинских организаций в случае приобретения лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения помимо средств фонда обязательного медицинского страхования подлежит обеспечению не путем указания в медицинской документации в качестве основного заболевания кодов Z51 и Z51.8 в отличие от установленного пациенту основного клинического диагноза, а посредством установления в тарифном соглашении механизма неоплаты не понесенных медицинской организацией расходов на приобретение лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, например, путем выделения подгруппы в составе КСГ и (или) установления понижающего коэффициента относительной затратоемкости, отличного от коэффициента относительной затратоемкости по КСГ, с учетом основного клинического диагноза и одновременно - фактического объема затрат медицинской организации.

В судебном заседании представители административного истца – Засоба Е.Р. и Сидорова Е.М. заявленные требования поддержали, изложив по существу спора аналогичные доводы.

Применительно к процедуре размещения тарифного соглашения и дополнений, изменений к нему на официальном сайте Министерства здравоохранения Калининградской области высказались о том, что в случае исполнения требований части 5 статьи 30 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» возникший спор не утратит свою актуальность.

Комиссия по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования считается извещенной надлежащим образом о времени и месте судебного заседания при том, что председатель Комиссии (министр здравоохранения Калининградской области) и секретарь Комиссии (начальник отдела мониторинга и экономического анализа реализации территориальной программы ОМС ТФОМС Калининградской области) извещены о времени и месте судебного заседания, а после направления судом 7 июня 2022 года в адрес министра здравоохранения Калининградской области извещения о необходимости оформления в соответствии со ст. 55 КАС РФ полномочий представителя Комиссии как коллегиального органа на заседании Комиссии (в том числе, на состоявшемся 29 июня 2022 года заседании) либо в ином порядке вопрос о направлении в суд представителя для участия в настоящем деле разрешен не был.

Поскольку административный ответчик считается извещенным о времени и месте судебного заседания, а явка представителя Комиссии не была признана обязательной, судом определено рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика в соответствии с частью 5 статьи 213 КАС РФ.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство здравоохранения Калининградской области, которое является уполномоченным органом исполнительной власти Калининградской области, обеспечивающим организацию обязательного медицинского страхования на территории Калининградской области в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (пункты 1, 9 Положения о Министерстве здравоохранения Калининградской области, утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 11 мая 2010 года № 311 (с последующими изменениями и дополнениями).

Кроме того, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Территориальной фонд обязательного медицинского страхования Калининградской области (далее – ТФОМС), который осуществляет управление средствами обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования и в целях обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 34 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», пункт 1 Типового положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 21 января 2011 года № 15н, пункты 1, 7 Положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования Калининградской области, утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 12 июля 2011 года № 532).

Представитель Министерства здравоохранения Калининградской области – Титов В.Н., представители ТФОМС - Новикова С.А. и Юшкевич И.В. заявили ходатайство о передаче дела по подсудности в Арбитражный суд Калининградской области, полагая оспариваемый в части правовой акт, равно как и тарифное соглашение в целом ненормативными правовыми актами, проверка законности которых ранее осуществлялась арбитражным судом.

Определением суда от 7 июля 2022 года в удовлетворении ходатайства о передаче настоящего дела по подсудности в арбитражный суд отказано.

Ходатайство о приостановлении производства по настоящему делу до вступления в законную силу данного определения участвующие в деле лица не заявили, судом разъяснено право изложить мнение о подсудности дела в частной жалобе на определение суда от 7 июля 2022 года и (или) в апелляционной жалобе на судебное решение.

Также представители Министерства здравоохранения и ТФОМС Калининградской области заявили ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве заинтересованных лиц каждого из членов Комиссии, проголосовавших на заседании Комиссии 31 января 2022 года за включение в тарифное соглашение на 2022 год пункта 3.4.7.

В удовлетворении такого ходатайства протокольным определением суда от 7 июля 2022 года отказано.

В силу части 1 статьи 47 КАС РФ под заинтересованным лицом понимается лицо, права и обязанности которого могут быть затронуты при разрешении административного дела.

Применительно к правовому статусу третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора (часть 1 статьи 51 АПК РФ), Конституционный Суд Российской Федерации в Определениях от 28 ноября 2019 года № 3144-О, от 28 декабря 2021 года № 2823-О сформулировал правовую позицию о том, что участие в судебном заседании заинтересованного лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - с учетом возможного в будущем спора между ним и стороной по делу - приобретает значение способа отстаивания своих прав и свобод.

Учитывая сходный правовой статус заинтересованного лица в административном судопроизводстве (часть 1 статьи 47 КАС РФ) и заинтересованного лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в арбитражном судопроизводстве (часть 1 статьи 51 АПК РФ), суд полагает указанный правовой подход имеющим актуальность также применительно к осуществлению административного судопроизводства.

Принимая во внимание, что оспариваемое в части тарифное соглашение принято постоянно действующим коллегиальным органом (Комиссией), а каждый из членов коллегиального органа непосредственно не наделен публичными полномочиями по принятию тарифного соглашения (пункт 19 Положения о деятельности комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 8 февраля 2019 года № 108н), а также учитывая недопустимость в будущем каких-либо споров между административным истцом и каждым из членов Комиссии по поводу голосования за включение в состав тарифного соглашения оспариваемого пункта 3.4.7, суд полагает, что права и обязанности каждого из членов коллегиального органа непосредственно не затрагиваются при разрешении настоящего дела.

По существу спора представители заинтересованных лиц пояснили, что ни тарифное соглашение от 30 декабря 2021 года, ни решение Комиссии от 31 января 2022 года о внесении изменений и дополнений в тарифное соглашение на официальном сайте Министерства здравоохранения Калининградской области не размещены ввиду отсутствия соответствующей обязанности при том, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в силу части 5 статьи 30 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» должен разместить на своем официальном сайте в сети «Интернет» только установленные тарифы на оплату медицинской помощи, а не тарифное соглашение в полном объеме с последующими изменениями и дополнениями.

Также указали, что в соответствии с пунктом 2.1 Требований к структуре и содержанию тарифного соглашения, утвержденных приказом Министерства здравоохранения РФ от 29 декабря 2020 года № 1397н, тарифное соглашение от 30 декабря 2021 года и дополнения к нему от 31 января 2022 года были направлены в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в заключении которого от 14 февраля 2022 года № 00-10-26-2-06/1181 не имеется замечаний относительно содержания пункта 3.4.7 тарифного соглашения.

Кроме того, заинтересованные лица обратили внимание на то, что спор о правильности кодирования детской областной больницей повода к госпитализации и, соответственно, о применении тарифа на оказание медицинской помощи возник в 2020 году в связи с указанием детской областной больницей в реестрах на оплату основного клинического диагноза по МКБ-10, отличного от Z51.8, в случаях однократного введения пациенту в условиях круглосуточного стационара лекарственного препарата, полученного за счет средств федерального бюджета.

Решением Арбитражного суда Калининградской области от 29 сентября 2021 года по делу № А21-1350/2021, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 апреля 2022 года, установлен факт обоснованного, направленного на исключение дисбаланса в системе финансирования медицинских организаций, применения кода МКБ-10 Z51.8, что соответствует КСГ st36.004 с коэффициентом затратоемкости 0,32 и управленческим коэффициентом 0,8, при формировании счета на оплату в целях возмещения за счет средств ОМС расходов, связанных только с плановым введением препарата, назначенного пациенту по поводу основного клинического заболевания с кодом по МКБ-10, отличным от Z51.8.

Как утверждают представители заинтересованных лиц, поскольку поводом для госпитализации явилось однократное введение лекарственного препарата, приобретенного за счет средств федерального бюджета, указание в реестре на оплату кода Z51.8 не влечет за собой искажения основного клинического диагноза пациента.

С учетом изложенного представители заинтересованных лиц полагали заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

Заслушав пояснения представителей административного истца и заинтересованных лиц, заключение прокурора о наличии оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований, выслушав судебные прения, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (часть 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»), которая наряду с другими вопросами устанавливает порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты (преамбула Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2021 года № 2505, далее – Федеральная программа).

В разделе IV Федеральной программы указано, что порядок формирования и структура тарифа на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

В силу пункта 1 статьи 3 названного Федерального закона обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.

На основании статьи 30 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования (часть 1); тарифы на оплату медицинской помощи, за исключением тарифов на оплату медицинской помощи, оказываемой в соответствии с пунктом 11 статьи 5 настоящего Федерального закона, устанавливаются тарифным соглашением, заключаемым между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, созданными в соответствии со статьей 76 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями), включенными в состав комиссии, создаваемой в субъекте Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 36 настоящего Федерального закона (часть 2).

Правила обязательного медицинского страхования утверждены приказом Минздрава России от 28 февраля 2019 года № 108н.

Модель финансового обеспечения медицинской помощи, оказанной в стационарных условиях и в условиях дневного стационара, основана на объединении заболеваний в клинико-статистические группы (КГС), применительно к каждой из которых Федеральной программой государственных гарантий, утвержденной постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2021 года № 2505, установлен коэффициент относительной затратоемкости, подлежащий учету при расчете тарифа на оказание медицинской помощи, в том числе специализированной медицинской помощи (пункт 184 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздрава России от 28 февраля 2019 года № 108н, раздел 2 Методических рекомендаций по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования (письмо Минздрава России от 4 февраля 2022 года № 11-7/И/2-1631).

ГБУЗ «Детская областная больница Калининградской области», являясь согласно статье 15 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» участником обязательного медицинского страхования, имеет право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и договоров на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (пункт 1 части 1 статьи 20 настоящего Федерального закона).

На основании выданной бессрочно лицензии № ЛО-39-01-002220 от 24 декабря 2019 года ГБУЗ «Детская областная больница Калининградской области» предоставлено право на осуществление медицинской деятельности, в том числе, оказание специализированной медицинской помощи в стационарных условиях по детской кардиологии, детской онкологии, детской урологии-андрологии, детской хирургии, детской эндокринологии и другим профилям.

Принимая во внимание, что предусмотренный оспариваемым пунктом 3.4.7 тарифного соглашения на 2022 год порядок кодирования заболевания в зависимости от источника средств для приобретения лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения оказывает непосредственное влияние на размер оплаты специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, ГБУЗ «Детская областная больница Калининградской области» является участником правоотношений, регулируемых оспариваемой нормой, в связи с чем на основании части 1 статьи 208 КАС РФ обладает законным правом на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением.

То обстоятельство, что аналогичная по содержанию норма ранее (с 1 октября 2021 года по 31 декабря 2021 года) содержалась в тарифном соглашении в системе обязательного медицинского страхования Калининградской области на 2021 год и не была в период ее применения (в том числе по истечении календарного срока действия тарифного соглашения на 2021 год) в установленном порядке оспорена административным истцом, само по себе не ограничивает ГБУЗ «Детская областная больница» в законном праве на подачу административного искового заявления об оспаривании пункта 3.4.7 тарифного соглашения 2022 года.

Приложением № 1 к Правилам обязательного медицинского страхования (приказ Минздрава России от 28 февраля 2019 года № 108н) утверждено Положение о деятельности комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования.

Положением предусмотрено, что Комиссия, помимо прочего, осуществляет рассмотрение тарифов и формирование тарифного соглашения в соответствии с требованиями к структуре и содержанию тарифного соглашения, установленных Федеральным фондом в соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона (пункт 4); персональный состав Комиссии утверждается правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации; изменения в состав Комиссии вносятся не реже одного раза в три года (пункт 15); решения комиссии считаются правомочными, если в заседании принимало участие более двух третей членов Комиссии; решение принимается простым большинством голосов от количества присутствующих на заседании членов Комиссии (пункт 19); решения Комиссии оформляются протоколом, который подписывается председательствующим и членами Комиссии и доводится до сведения территориального фонда, страховых медицинских организаций и медицинских организаций; решения, принимаемые Комиссией в соответствии с ее компетенцией, являются обязательными для всех участников обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации (пункт 20).

Постановлением Правительства Калининградской области от 25 января 2012 года № 25 «О комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Калининградской области» утвержден состав Комиссии в количестве 18 человек, включая министра здравоохранения Калининградской области (председатель Комиссии), заместителя председателя Правительства Калининградской области, заместителя министра здравоохранения Калининградской области, директора ТФОМС Калининградской области, начальника отдела мониторинга и экономического анализа реализации территориальной программы ОМС ТФОМС Калининградской области (секретарь Комиссии), главных врачей ряда медицинских учреждений, представителей страховых медицинских организаций, организаций профсоюзов, РОО «Врачебная палата Калининградской области».

Как следует из протокола заседания Комиссии от 31 января 2022 года, на заседании Комиссии присутствовало 15 членов комиссии, которые проголосовали за включение в раздел II «Способы оплаты медицинской помощи», главу 3 «Способы оплаты медицинской помощи в стационарных условиях и в условиях дневного стационара на основе групп заболеваний, в том числе клинико-статистических групп (КСГ)» тарифного соглашения на 2022 года пункта 3.4.7.

Таким образом, решение о дополнении тарифного соглашения пунктом 3.4.7 принято на правомочном заседании коллегиального органа.

На основании части 7 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

Пунктом 3 части 8 статьи 213 КАС РФ предусмотрено при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Частью 1 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определено, что здоровье - состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма (пункт 1); заболевание - возникающее в связи с воздействием патогенных факторов нарушение деятельности организма, работоспособности, способности адаптироваться к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды при одновременном изменении защитно-компенсаторных и защитно-приспособительных реакций и механизмов организма (пункт 16); состояние - изменения организма, возникающие в связи с воздействием патогенных и (или) физиологических факторов и требующие оказания медицинской помощи (пункт 17).

В целях реализации задач перехода Российской Федерации на принятую в международной практике статистическую систему и достижения статистической сопоставимости отечественной и зарубежной медицинской информации на основании приказа Минздрава России от 27 мая 1997 года № 170 осуществлен в Российской Федерации переход органов и учреждений здравоохранения с 1 января 1999 года на Международную статистическую классификацию болезней и проблем, связанных со здоровьем, 10 пересмотра (далее МКБ-10), принятую 43-й Всемирной Ассамблеей Здравоохранения (1989 год).

МКБ-10 содержит наименования заболеваний, групп заболеваний и соответствующие им коды с А.00 до W57.2.

Кроме того, в разделе 4 части II МКБ-10 даны основные определения и рекомендации по кодированию данных о заболеваемости, при этом указано, что эпизоды медицинской помощи или обращения в учреждения здравоохранения не ограничиваются лечением или обследованием по поводу текущей болезни или травмы.

Обращение может иметь также место когда лицо, в настоящее время не являющееся больным, нуждается или получает определенную медицинскую помощь или обслуживание; в классе ХХI (Факторы, влияющие на состояние здоровья и обращаемость в учреждения здравоохранения) представлен ряд рубрик (Z00 - Z99) для классификации этих обстоятельств.

Также отмечено, что, если случай медицинской помощи касался госпитализированного, кодировщику следует соблюдать осторожность относительно классифицирования основного состояния в Классах ХVIII (Симптомы, признаки и отклонения от нормы, выявленные при клинических и лабораторных исследованиях, не классифицируемые в других рубриках) и ХХI (Факторы, влияющие на состояние здоровья и обращаемость в учреждения здравоохранения). Если никакой более точный диагноз не установлен к концу госпитализации или если имело место поистине некодируемое течение болезни или травмы, в таких случаях приемлемы коды из вышеуказанных классов. Данные рубрики могут быть обычным порядком использованы для других случаев обращений в учреждения здравоохранения.

В Классе ХХI (Факторы, влияющие на состояние здоровья и обращаемость в учреждения здравоохранения) выделена группа Z51 (другие виды медицинской помощи), включающая в себя, помимо прочего, другие уточненные виды медицинской помощи (код Z51.8 по МКБ-10).

Из буквального содержания оспариваемого ГБУЗ «Детская областная больница Калининградской области» пункта 3.4.7 тарифного соглашения в системе обязательного медицинского страхования Калининградской области на 2022 год следует, что применительно к случаям оказания медицинской помощи в условиях круглосуточного стационара в случае использования лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, приобретенных за счет иных источников (то есть помимо средств фонда обязательного медицинского страхования и независимо от бюджетного либо внебюджетного источника средств), в качестве основного диагноза по МКБ-10 для формирования клинико-статической группы надлежит использовать код Z51 и Z51.8.

Суд полагает, что данная норма о кодировании основного диагноза по МКБ-10 как Z51 и Z51.8 для целей формирования группы КСГ исключительно по критерию источника оплаты лечебных препаратов и изделий медицинского назначения, использованных при оказании медицинской помощи в условиях круглосуточного стационара противоречит федеральному законодательству, обладающему большей юридической силой.

Так, Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2021 года № 2505, а также пунктом 5 Требований к структуре и содержанию тарифного соглашения, утвержденных приказом Минздрава России от 29 декабря 2020 года № 1397н предусмотрены следующие способы оплаты медицинской помощи, оказанной в стационарных условиях, в том числе для медицинской реабилитации в специализированных медицинских организациях (структурных подразделениях):

за случай госпитализации (законченный случай лечения) по поводу заболевания, включенного в соответствующую группу заболеваний (в том числе клинико-статистическую группу заболеваний);

за прерванный случай госпитализации в случаях, указанных в Программе.

В Методических рекомендациях по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования (письмо Минздрава России № 11-7/И/2-1619, ФФОМС № 00-10-26-2-06/750 2 февраля 2022 года) указано, что оплата медицинской помощи по КСГ - оплата медицинской помощи по тарифу, рассчитанному исходя из установленных: базовой ставки, коэффициента относительной затратоемкости и поправочных коэффициентов; при этом под коэффициентом относительной затратоемкости понимается устанавливаемый настоящими рекомендациями коэффициент, отражающий отношение стоимости конкретной КСГ к среднему объему финансового обеспечения медицинской помощи в расчете на одного пролеченного пациента (базовой ставке).

Аналогичные положения содержались в ранее действовавших (в том числе в период принятия оспариваемого правового акта) Методических рекомендациях по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования (письмо Минздрава России № 11-7/И/2-20691, ФФОМС N 00-10-26-2-04/11-51 от 30 декабря 2020 года).

Примерный перечень заболеваний, состояний (групп заболеваний, состояний), при которых оказывается специализированная медицинская помощь (за исключением высокотехнологичной медицинской помощи) в стационарных условиях и в условиях дневного стационара, приведен в приложении N 4 к Программе государственных гарантий, утвержденной постановлением правительства РФ от 28 декабря 2021 года № 2505).

Приложением № 4 к Программе государственных гарантий, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2021 года № 2505, состояния Z51 и Z51.8 включены в клинико-статическую группу (КСГ) st36.004 «Факторы, влияющие на состояние здоровья населения и обращения в учреждения здравоохранения» для оплаты специализированной медицинской помощи (за исключением высокотехнологичной медицинской помощи) в стационарных условиях и в условиях дневного стационара.

Согласно Приложению № 4 к Программе государственных гарантий применительно к КСГ st36.004 установлен коэффициент относительной затратоемкости 0,32, который, как видно из содержания Приложения № 4 в целом, является одним из минимальных коэффициентов относительной затратоемкости.

При этом в отношении ряда клинико-статистических групп, включающих заболевания, относящиеся к одному профилю медицинской помощи, установлены различные коэффициенты относительной затратоемкости в зависимости от вида медицинских услуг и (или) от уровня заболевания либо от установленных Минздравом России дополнительных критериев.

Например, для оплаты медицинской помощи детям в возрасте от 0 дней до 18 лет применительно к группе заболеваний st09 «Детская урология-андрология» в целом установлен коэффициент относительной затратоемкости – 1,15, при этом по КСГ st09.005 «Операции на почке и мочевыводящей системе» (уровень 1) - коэффициент относительной затратоемкости – 1,15; применительно к КСГ st09.006 «Операции на почке и мочевыводящей системе» (уровень 2) – коэффициент относительной затратоемкости – 1,22; применительно к КСГ st09.007 «Операции на почке и мочевыводящей системе» (уровень 3) – коэффициент относительной затратоемкости – 1,78; применительно к КСГ st09.008 «Операции на почке и мочевыводящей системе» (уровень 4) – коэффициент относительной затратоемкости – 2,23; применительно к КСГ st09.009 «Операции на почке и мочевыводящей системе» (уровень 5) – коэффициент относительной затратоемкости – 2,36; применительно к КСГ st09.010 «Операции на почке и мочевыводящей системе» (уровень 6) – коэффициент относительной затратоемкости – 4,28 в зависимости от объема медицинских услуг согласно Номенклатуре медицинских услуг, утвержденной приказом Минздрава России от 13.10.2017 N 804н.

Применительно к группе st10 «Детская хирургия» в целом установлен коэффициент относительной затратоемкости – 1,10, при этом по КСГ st10.001 «Детская хирургия» (уровень 1) - коэффициент относительной затратоемкости – 2,95; применительно к КСГ st10.002 «Детская хирургия» (уровень 2) – коэффициент относительной затратоемкости – 5,33 также в зависимости от объема медицинских услуг согласно Номенклатуре медицинских услуг, утвержденной приказом Минздрава России от 13.10.2017 N 804н, однако в отношении отдельных видов медицинских услуг предусмотрено для целей применения коэффициента 5,33 наличие упомянутых в Приложении № 4 обязательных дополнительных диагнозов.

Также приложением № 4 определено, что особенности отнесения случаев лечения к отдельным группам заболеваний и патологических состояний, а также описание иных классификационных критериев определяются Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Например, применительно к КСГ st19.090 - st19.093 «ЗНО лимфоидной и кроветворной тканей без специального противоопухолевого лечения» (уровни 1, 2, 3, 4) установлены коэффициенты относительной затратоемкости соответственно 0,43 (уровень 1); 1,37 (уровень 2); 2,85 (уровень 3); 4,87 (уровень 4) в зависимости не от объема медицинских услуг, а по дополнительному критерию длительности стационарного лечения.

Применительно к КСГ st36.012 «Злокачественные новообразования без специального противоопухолевого лечения» установлен коэффициент относительной затратоемкости – 0,50.

При этом согласно примечанию *** к приложению № 4 применительно к КСГ st19.090 - st19.093, st36.012 коэффициенты относительной затратоемкости установлены, в том числе, для случаев введения медицинской организацией лекарственных препаратов, предоставленных пациентом или иной организацией, действующей в интересах пациента из иных источников финансирования (за исключением лекарственных препаратов, приобретенных пациентом или его представителем за счет личных средств).

Одновременно в Приложении № 4 приведены коды сопоставимых по используемым методам диагностики и лечения пациентов заболеваний по МКБ-10 (коды С81-С96, D45-D47 для КСГ st19.090 - st19.093 и коды С00-С80, С97, D00-D09 для КСГ st36.012).

Отсюда следует, что Правительство Российской Федерации в рамках Федеральной программы государственных гарантий установило коэффициенты относительной затратоемкости применительно к определенным КСГ исходя из комплекса таких факторов как относимость группы заболеваний, состояний к одному профилю медицинской помощи, уровня заболеваний, сопоставимость методов диагностики и лечения пациентов, а также ресурсоемкости лечения.

При этом в качестве одного из основных подходов к оплате медицинской помощи по КСГ, как указано в Методических рекомендациях по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования, отражено, что Перечень групп заболеваний, состояний для оплаты специализированной медицинской помощи (за исключением высокотехнологичной медицинской помощи) в стационарных условиях и в условиях дневного стационара, включающий также коэффициенты относительной затратоемкости (далее - Перечень), установлен Приложением № 4 к Программе и не может быть изменен при установлении тарифов в субъектах Российской Федерации, за исключением случаев выделения подгрупп в составе КСГ.

В соответствии с Перечнем сформированы перечни КСГ, используемые для оплаты медицинской помощи в стационарных условиях и в условиях дневного стационара (приложения 8 и 9 к настоящим рекомендациям).

В приложении № 8 «Расшифровка клинико-статистических групп заболеваний для оплаты медицинской помощи, оказанной в стационарных условиях» для КСГ st36.004, в которую включены Федеральной программой государственных гарантий состояния с кодом по МКБ-10 Z.51 и Z51.8, установлен коэффициент относительной затратоемкости, а в качестве профиля медицинской помощи – «Прочее», то есть не относящееся к таким профилям медицинской помощи как детская хирургия, детская урология-андрология, детская эндокринология и т.д., применительно к КСГ которых установлены коэффициенты затратоемкости в значительно большем размере.

В Методических рекомендациях указано, что формирование КСГ осуществляется на основе совокупности следующих параметров, определяющих относительную затратоемкость лечения пациентов (классификационных критериев):

a. Диагноз (код по МКБ 10);

b. Хирургическая операция и (или) другая применяемая медицинская технология (код в соответствии с Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13 октября 2017 г. N 804н (далее - Номенклатура), а также, при необходимости, конкретизация медицинской услуги в зависимости от особенностей ее исполнения (иной классификационный критерий);

c. Схема лекарственной терапии;

d. Международное непатентованное наименование (далее - МНН) лекарственного препарата;

e. Возрастная категория пациента;

f. Сопутствующий диагноз и/или осложнения заболевания (код по Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, 10 пересмотра (далее - МКБ-10));

g. Оценка состояния пациента по шкалам: шкала оценки органной недостаточности у пациентов, находящихся на интенсивной терапии (Sequential Organ Failure Assessment, SOFA), шкала оценки органной недостаточности у пациентов детского возраста, находящихся на интенсивной терапии (Pediatric Sequential Organ Failure Assessment, pSOFA), шкала реабилитационной маршрутизации; индекс оценки тяжести и распространенности псориаза (Psoriasis Area Severity Index, PASI);

h. Длительность непрерывного проведения ресурсоемких медицинских услуг (искусственной вентиляции легких, видео-ЭЭГ-мониторинга);

i. Количество дней проведения лучевой терапии (фракций);

j. Пол;

k. Длительность лечения;

l. Этап лечения, в том числе этап проведения экстракорпорального оплодотворения, долечивание пациентов с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), посттрансплантационный период после пересадки костного мозга;

m. Показания к применению лекарственного препарата;

n. Объем послеоперационных грыж брюшной стенки;

o. Степень тяжести заболевания;

p. Сочетание нескольких классификационных критериев в рамках одного классификационного критерия (например, сочетание оценки состояния пациента по шкале реабилитационной маршрутизации с назначением ботулинического токсина).

Субъектом Российской Федерации должен быть обеспечен учет всех медицинских услуг и классификационных критериев, используемых в расшифровке групп. При наличии хирургических операций и (или) других применяемых медицинских технологий, являющихся классификационным критерием, отнесение случая лечения к конкретной КСГ осуществляется в соответствии с кодом Номенклатуры.

На основании пункта 143 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздрава России от 28 февраля 2019 года № 108н, оплате за счет средств обязательного медицинского страхования подлежит объем предоставления медицинской помощи, установленный в договоре на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию по способам оплаты медицинской помощи и тарифам на оплату медицинской помощи, определенным в тарифном соглашении, заключенном в соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона.

При оплате медицинской помощи за законченный случай, медицинскую услугу, вызов оплата медицинской помощи осуществляется на основании счета и реестра счета на оплату медицинской помощи, сформированного на каждый случай, медицинскую услугу, вызов и тарифа на оплату указанной медицинской помощи.

Пунктом 144 Правил обязательного медицинского страхования предусмотрено, что медицинская организация в соответствии с договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию формирует и направляет в территориальный фонд ежемесячно, не позднее пятого рабочего дня месяца, следующего за отчетным месяцем, счет на оплату медицинской помощи и реестр счета.

При этом в силу пункта 146 названных Правил счет на оплату медицинской помощи должен содержать следующие сведения, помимо прочего, сведения о виде медицинской помощи и стоимость оказанной медицинской помощи, а в соответствии с пунктом 147 Правил реестр счета должен содержать, в частности, вид оказанной медицинской помощи (код); основной диагноз по МКБ-10, объемы оказанной медицинской помощи; профиль оказанной медицинской помощи (код); стоимость оказанной медицинской помощи, а также тариф на оплату медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу (код и наименование примененного тарифа в соответствии с тарифным соглашением, в том числе о наименовании и номере клинико-статистической группы (при наличии).

Приказом Минздрава России от 13 октября 2017года № 804н утверждена Номенклатура медицинских услуг, перечень которых разделен на два раздела: "A" и "B", при этом раздел "A" включает медицинские услуги (от 001 до 999), представляющие собой определенные виды медицинских вмешательств, направленные на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющие самостоятельное законченное значение, а раздел "B" включает медицинские услуги, представляющие собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

Номенклатурой медицинских услуг также предусмотрена возможность отнесения к классу «Прочие» тех медицинских услуг, которые не могут быть классифицированы в соответствующем анатомо-функциональном подразделе.

В Методических рекомендациях также содержится положение о том, что при оплате медицинской помощи, оказываемой в стационарных условиях и в условиях дневного стационара, в составе КСГ в тарифном соглашении могут быть выделены подгруппы, в том числе с учетом иных классификационных критериев, устанавливаемых в субъекте Российской Федерации. При этом данный классификационный критерий должен быть в обязательном порядке включен в реестр счетов, формируемый медицинскими организациями и передаваемый в территориальный фонд обязательного медицинского страхования.

В частности, целесообразно выделение подгрупп в случае, если фактический объем затрат медицинских организаций при оказании медицинской помощи в отдельных случаях лечения, включенных в базовую КСГ, значительно отклоняется от установленной стоимости базовой КСГ.

При этом совокупность подгрупп в составе базовой КСГ должна включать в себя полный объем медицинской помощи, включенный в базовую КСГ в соответствии с Приложением N 4 к Программе. Исключение из модели КСГ отдельных диагнозов, медицинских услуг, дополнительных классификационных критериев или их сочетаний не допускается.

Из приведенных положений федерального законодательства следует, что баланс в системе обязательного медицинского страхования подлежит обеспечению посредством указания медицинской организацией в реестре счета на оплату медицинской помощи кода оказанной медицинской услуги и ее стоимости при одновременном указании основного диагноза по МКБ-10 и отнесении заболевания, состояния, по поводу которых была оказана медицинская услуга к определенной клинико-статистической группе (КСГ) исходя из комплекса классификационных критериев, предусмотренных федеральным законодательством, в том числе Методическими рекомендациями по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования.

При этом в необходимых случаях в тарифном соглашении могут быть выделены подгруппы КСГ с учетом дополнительного (по отношению к установленным федеральным законодательством) классификационного критерия, устанавливаемого в субъекте Российской Федерации с соблюдением правил, предусмотренных Приложением № 12 к Методическим рекомендациям по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования.

Таким образом, уполномоченные органы на территории субъекта Российской Федерации не наделены правом ограничивать ни в территориальной программе обязательного медицинского страхования, ни тем более в тарифном соглашении классификационные критерии отнесения заболевания, состояния, по поводу которого оказана подлежащая оплате за счет средств обязательного медицинского страхования медицинская помощь, в том числе не вправе установить источник оплаты лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, использованных при оказании медицинской помощи (услуги), в качестве единственного критерия отнесения заболевания, состояния к определенной КСГ.

Комиссия по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Калининградской области, установив в тарифном соглашении на 2022 год оспариваемую норму, допустила отступление от одного из основных принципов охраны здоровья, закрепленных в статье 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», а именно принципа доступности и качества медицинской помощи, обеспечиваемых согласно статьи 10 настоящего Закона применением порядков оказания медицинской помощи, клинических рекомендаций и стандартов медицинской помощи.

Делая такой вывод, суд исходит из того, что приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации утвержден порядок оказания медицинской помощи, в том числе специализированной медицинской помощи в условиях круглосуточного стационара, детям с различными заболеваниями (например, Порядок оказания медицинской помощи детям со стоматологическими заболеваниями, утвержденный приказом Минздрава России от 13 ноября 2012 года № 910н; Порядок оказания медицинской помощи детям по профилю "ревматология», утвержденный приказом Минздрава России от 25 октября 2012 года № 441н; Порядок оказания медицинской помощи по профилю "детская кардиология», утвержденный приказом Минздрава России от 25 октября 2012 года № 440н; Порядок оказания медицинской помощи населению по профилю "гематология", утвержденный приказом Минздрава России от 15 ноября 2012 года 3 930н; Порядок оказания медицинской помощи по профилю "детская хирургия", утвержденный приказом Минздрава России от 31 октября 2012 года № 562н и т.д.

При этом специальный порядок оказания медицинской помощи при состояниях по МКБ-10 Z.51 и Z.51.8 не установлен.

Кроме того, в отличие от утвержденных Минздравом России клинических рекомендаций, подлежащих применению при оказании медицинской помощи детям по поводу различных заболеваний (например, Клинические рекомендации «Сальмонеллез у детей», кодирование по Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (далее – МКБ): A02.0, A02.8, A02.9, Клинические рекомендации "Ботулизм у детей", кодирование по МКБ: A05.1; Клинические рекомендации "Саркомы мягких тканей", кодирование по МКБ: C22.4, C48.0, C49.0, C49.1, C49.2, C49.3, C49.4, C49.5, C49.6, C49.7, C49.8, C49.9, C76.3; Клинические рекомендации "Гепатобластома", кодирование по МКБ: C22.2; Клинические рекомендации "Повреждение связок коленного сустава", кодирование по МКБ: S83.7, S83.5, M23.5, M23.6 и т.д.), клинические рекомендации применительно к факторам, влияющим на состояние здоровья и обращения в учреждения здравоохранения (кодирование по МКБ: Z00-Z99) разработаны для взрослых и детей только при обращении по поводу нормальной беременности (кодирование по МКБ: Z32.1, Z33, Z34.0, Z34.8, Z35.0 - Z35.9, Z36.0, Z36.3).

Стандарты медицинской помощи (в том числе специализированной), подлежащие применению при оказании медицинской помощи детям, утверждены приказами Минздрава России применительно к ряду заболеваний (например, приказами Минздрава России от 9 ноября 2012 года №№ 808н-810н – стандарты медицинской помощи детям при холере легкой, средней, тяжелой степени, кодирование по МКБ: А00.1, А00.9; приказ Минздрава России от 9 ноября 2012 года № 807н - стандарт медицинской помощи детям при острых кишечных инфекциях и пищевых отравлениях средней тяжести, кодирование по МКБ: А04.9, А05.0, А05.2 и т.д.; приказ Минздрава России от 09.11.2012 N 706н – стандарт специализированной медицинской помощи при узелковом полиартериите и родственных состояниях, других некротизирующих васкулопатиях, других системных поражениях соединительной ткани, кодирование по МКБ: М30, М31, М35 и прочие).

Однако стандарты медицинской помощи применительно к факторам, влияющим на состояние здоровья детей и обращения в учреждения здравоохранения (кодирование по МКБ: Z00-Z99) утверждены только в отношении медицинской помощи взрослым, кодирование по МКБ-10: Z31.1 (приказ Минздрава России от 30 декабря 2012 года № 556н) и кодирование по МКБ: Z52.3 (приказ Минздрава России от 9 ноября 2012 года № 860н).

Стандарты медицинской помощи детям, в том числе специализированной медицинской помощи, применительно к факторам, влияющим на состояние здоровья детей и обращения в учреждения здравоохранения (кодирование по МКБ: Z00-Z99) отсутствуют.

Таким образом, включение в тарифное соглашение нормы, предписывающей кодировать основной диагноз по МКБ-10 как Z51 и Z51.8 для целей формирования группы КСГ исключительно по критерию источника оплаты лечебных препаратов и изделий медицинского назначения, использованных при оказании медицинской помощи в условиях круглосуточного стационара, независимо от клинических проявлений заболевания, состояния и профиля оказанной медицинской помощи, фактически создает условия, освобождающие медицинские организации от соблюдения порядков оказания медицинской помощи, клинических рекомендаций и стандартов медицинской помощи при оказании медицинской помощи пациентам, у которых диагностированы заболевания с кодом по МКБ-10, отличным от состояний с кодом Z51 и Z51.8.

Кроме того, оспариваемая норма порождает у медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь пациенту по поводу установленного заболевания с кодом по МКБ-10, отличным от состояний с кодом Z51 и Z51.8, состояние правовой неопределенности относительно сведений об основном диагнозе, подлежащих указанию в медицинской карте стационарного больного, являющейся в силу Методических рекомендаций по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования единицей объема медицинской помощи в рамках реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о несоответствии пункта 3.4.7 тарифного соглашения нормам законодательства, обладающим большей юридической силой.

Ссылки заинтересованных лиц на решение Арбитражного суда Калининградской области от 29 сентября 2021 года по делу № А21-1350/2021 не опровергают этих выводов при том, что предметом судебной проверки в рамках арбитражного судопроизводства оспариваемая норма не являлась, выводов о ее соответствии либо несоответствии федеральному законодательству в актах арбитражного суда не содержится.

То обстоятельство, что в заключении ФОМС от 14 февраля 2022 года № 00-10-26-2-06/1181 на тарифное соглашение от 30 декабря 2021 года и на дополнительное соглашение № 1 к тарифному соглашению от 31 января 2022 года при общем выводе о несоответствии тарифного соглашения базовой программе обязательного медицинского страхования не содержится критики пункта 3.4.7, не препятствует самостоятельной проверке судом законности оспариваемой нормы.

Помимо вышеизложенного, суд принимает во внимание следующее.

На основании части 5 статьи 30 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации размещают на своих официальных сайтах в сети «Интернет» установленные тарифы на оплату медицинской помощи в срок не позднее 14 календарных дней со дня их установления.

Однако данных о размещении выписки из протокола заседания Комиссии от 31 января 2022 года о внесении изменений в тарифное соглашение на 2022 год на официальном сайте Министерства здравоохранения Калининградской области не имеется.

Доводы Министерства здравоохранения и ТФОМС Калининградской области о том, что достаточным для информирования медицинских организаций и страховых медицинских организаций об условиях тарифного соглашения является его размещение на официальном сайте ТФОМС Калининградской области, не согласуются с требованиями части 5 статьи 30 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ о размещении установленных тарифов на оплату медицинской помощи на сайте уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которым ТФОМС не является.

Ссылки заинтересованных лиц на то, что тарифное соглашение, а также изменения и дополнения к тарифному соглашению подлежат размещению на официальном сайте Министерства здравоохранения Калининградской области лишь в части установленных тарифов на оплату медицинской помощи, не свидетельствуют о соблюдении установленного порядка опубликования оспариваемого правового акта.

Пункт 3.4.7 тарифного соглашения, устанавливая обязанность указания кода по МКБ-10 для формирования группы КСГ в случае предоставления пациентом или иной организацией лекарственных препаратов и изделий медицинского значения, приобретенных за счет иных источников (то есть помимо средств обязательного медицинского страхования), непосредственно связан с определением коэффициента затратоемкости и, соответственно, размера тарифа в таких случаях.

Таким образом, пункт 3.4.7 тарифного соглашения по сути содержит элемент тарифа и в этой связи подлежит размещению (в совокупности с иными нормами об установлении тарифа на оказание медицинской помещение) на официальном сайте Министерства здравоохранения Калининградской области.

Суд также обращает внимание на то обстоятельство, что норма, аналогичная по содержанию пункту 3.4.7 тарифного соглашения (в редакции от 31 января 2022 года) содержится в пункте 3.22 тарифного соглашения (в первоначальной редакции от 320 декабря 2021 года).

При этом пункт 3.22 включен в раздел III “Тарифы на оплату медицинской помощи», главу 3 «Тарифы в части медицинской помощи, оказываемой в стационарных условиях».

Данное обстоятельство позволяет сделать вывод об отсутствии необходимой для рассматриваемого случая техники определения нормативно-правовой регламентации, то есть об избыточном нормотворчестве.

Одновременно суд учитывает, что по смыслу пункта 2 части 1 статьи 194, части 1 статьи 214, части 7 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность только тех положений нормативного акта, которые оспариваются, то есть связан предметом административного иска.

С учетом приведенных процессуальных норм при наличии в тарифном соглашении от 30 декабря 2021 года и дополнениях к нему от 31 января 2022 года двух аналогичных по содержанию норм (пункты 3.4.7 и 3.22) суд признает тарифное соглашение не действующим и не подлежащим применению только в оспариваемой части, то есть только в части пункта 3.4.7 тарифного соглашения (в редакции от 31 января 2022 года).

Определяя дату, с которой пункт 3.4.7 тарифного соглашения от 30 декабря 2021 года (в редакции от 31 января 2022 года) не подлежит применению, суд исходит из того, что согласно протоколу заседания Комиссии от 31 января 2022 года пункту 3.4.7 придана обратная сила (с 1 января 2022 года), подлежащее применению с 1 января 2022 года тарифное соглашение (в первоначальной редакции) включало в себя аналогичный по содержанию пункт 3.22, содержание пункта 3.4.7 тарифного соглашения со дня его введения в действие (то есть с 1 января 2022 года) не соответствовало федеральному законодательству.

При таких обстоятельствах суд, удовлетворяя заявленные ГБУЗ «Детская областная больница Калининградской области» административные исковые требования, признает пункт 3.4.7 тарифного соглашения от 30 декабря 2021 года (в редакции от 31 января 2022 года) не действующим и не подлежащим применению со дня его введения в действие, то есть с 1 января 2022 года.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

Административный иск ГБУЗ «Детская областная больница Калининградской области» удовлетворить.

Признать не действующим и не подлежащим применению с 1 января 2022 года пункт 3.4.7 тарифного соглашения в системе обязательного медицинского страхования в Калининградской области на 2022 год (в редакции от 31 января 2022 года).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Калининградский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Решение в окончательной форме изготовлено 21 июля 2022 года.

Судья Калининградского

областного суда А.А. Струкова