ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
по делу №
<дата>. <адрес>
Верховный Суд Республики Дагестан в составе:
судьи Верховного Суда Республики Дагестан Абдулхалимова М.М.,
с участием представителя административного истца ФИО1 по доверенности 3,
представителя административного ответчика Правительства Республики Дагестан по доверенности ФИО2,
прокурора Ибрагимовой А.М.,
при секретаре судебного заседания Омарове Г.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании нормативного правового акта,
установил:
постановлением Правительства Республики Дагестан от 18 апреля 2014 г. № 175 «Об утверждении региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 годы», официально опубликованным в издании «Дагестанская правда», № 120-126, 22.04.2014 г., утверждена Региональная программа по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 годы (далее - Программа), приложением к которой является перечень многоквартирных домов, общее имущество которых подлежит капитальному ремонту в рамках реализации Программы (далее – Перечень).
Согласно вышеуказанной Программе (в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от 23 декабря 2016 г. № 396) многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу <адрес>, был включен в Перечень(позиция №) с установлением следующих сроков и видов ремонтных работ: в плановый период <дата>. – работ по ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения (1), газоснабжения (2) и работ по ремонту крыши (8); в плановый период <дата>. – работ по утеплению и ремонту фасада (10); в плановый период <дата> – работ по ремонту внутридомовой инженерной системы водоснабжения (4); в плановый период <дата> – работ по ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения (1), газоснабжения (2), теплоснабжения (3), водоснабжения (4) и работ по ремонту крыши (8).
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 28 января 2020 г. № 10 «О внесении изменений в региональную программу по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 годы», опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации Республики Дагестан http://pravo.e-dag.ru, <дата> г., была осуществлена актуализация Программы, в утвержденной редакции которой в отношении вышеуказанного многоквартирного дома были установлены следующие сроки и виды ремонтных работ: в плановый период <дата>. - работ по ремонту крыши (8); в плановый период <дата>. - работ по ремонту внутридомовой инженерной системы электроснабжения (1); в плановый период <дата>. – работ по ремонту и утеплению фасада (10) №).
Постановлениями Правительства Республики Дагестан от 14 октября 2020 г. № 219 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Дагестан от 18 апреля 2014 г. № 175», от 30 апреля 2021 г. № 97 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Дагестан от 18 апреля 2014 г. № 175» и от 7 апреля 2022 г. № 80 «О внесении изменений в Региональную программу по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014 - 2040 годы», опубликованными на официальном интернет-портале правовой информации Республики Дагестан http://pravo.e-dag.ru, <дата>, <дата> и <дата> соответственно (номера опубликования№, № и №), Программа была изложена в редакциях, согласно каждой из которых многоквартирный жилой <адрес> г. Махачкалы был включен в Перечень (позиции № соответственно), с установлением следующихсроков и видов ремонтных работ: в плановый период <дата> – работ по ремонту крыши (8); в плановый период <дата>. – работ по ремонту внутридомовой инженерной системы газоснабжения (2) и работ по ремонту подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме (9); в плановый период <дата> – работ по ремонту внутридомовой инженерной системы электроснабжения (1); в плановый период <дата>. – работ по ремонту внутридомовых инженерных систем теплоснабжения (3), водоснабжения (4), водоотведения (5) и работ по утеплению и ремонту фасада (10).
ФИО1 в лице представителя по доверенности ФИО3, уточнив заявленные административные исковые требования, обратился в суд с административным иском о признании недействующим пункта № Перечня (в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от <дата>№) в части: переноса работ по ремонту внутридомовой инженерной системы электроснабжения (1) из планового периода <дата> на плановый период <дата> переноса работ по ремонту внутридомовой инженерной системы газоснабжения (2) из планового периода <дата> гг. на плановый период <дата>.; переноса работ по ремонту крыши, в том числе переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю (8) из планового периода <дата>. на плановый период <дата>.; переноса работ по утеплению и ремонту фасада из планового периода <дата>. на плановый период <дата>.; исключения работ по ремонту внутридомовой инженерной системы водоснабжения (4) из планового периода <дата>.; исключения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения (1), газоснабжения (2) и работ по ремонту крыши, в том числе переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю (8) из планового периода <дата>.
В обоснование заявленных требований в административном исковом заявлении и заявлении об уточнении административного иска указано, что перенос сроков планируемых ремонтных работ в многоквартирном доме и сокращение их перечня, в нарушение требований части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, осуществлены при отсутствии соответствующего решения общего собрания собственников помещений данного многоквартирного дома, что нарушает права и законные интересы административного истца как собственника жилого помещения в указанном многоквартирном доме.
В ходе судебного разбирательства к участию в административном деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан, Государственная жилищная инспекция Республики Дагестан, Дагестанский некоммерческий фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, администрация городского округа «город Махачкала» и ООО «ЕвроДом».
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 по доверенности 3 заявленные уточненные административные исковые требования поддержал и просил их удовлетворить по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Правительства Республики Дагестан по доверенности ФИО2 в судебном заседании заявленные административные исковые требования не признал и просил в их удовлетворении отказать, показав, что произошедший перенос сроков ремонта и сокращение перечня ремонтных работ в многоквартирном <адрес> был обусловлен изменением сроков проведения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, работ по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений в других многоквартирных домах, включенных в Перечень. В этой связи решение общего собрания собственников помещений в спорном многоквартирном доме на изменение сроков ремонтных работ и сокращение их перечня, в соответствии с пунктом 5 части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, не требовалось.
Административный истец ФИО1, представители заинтересованных лиц Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан, Государственной жилищной инспекции РД, Дагестанского некоммерческого фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, администрации городского округа «город Махачкала» и ООО «ЕвроДом», извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, в связи с чем, в соответствии с частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное дело рассмотрено в их отсутствие.
Заслушав объяснения представителей административного истца и административного ответчика, заключение прокурора, полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.
Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям (части 1 и 3 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В развитие приведенных положений федерального законодательства принят Закон Республики Дагестан от 9 июля 2013 года № 57 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан».
В соответствии с частью 1 статьи 13 вышеуказанного закона очередность и плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, включенном в региональную программу, определяются уполномоченным органом по каждому виду услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с настоящей статьей.
Очередность и плановый период осуществления каждого вида услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме определяются в соответствии с нормативно-технической документацией в области строительной деятельности, с учетом предложений собственников помещений в многоквартирном доме, исходя из продолжительности эффективной эксплуатации конструктивных элементов многоквартирного дома, которая исчисляется с даты ввода многоквартирного дома в эксплуатацию, а также с учетом последней даты осуществления соответствующего вида услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (части 2 и 3).
Определение очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах исходя из вышеуказанных, установленных статьей 13 Закона Республики Дагестан от 9 июля 2013 года № 57 критериев, предусмотрено также паспортом Региональной программы по проведению капитального ремонта имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на <дата>
Как усматривается из материалов административного дела, административный истец ФИО1 является собственником квартиры, расположенной в многоквартирном жилом <адрес> в <адрес><адрес> (выписка из ЕГРН о правах на объект недвижимости от <дата>№; письмо Управления архитектуры и градостроительства г. Махачкалы от 25.05.2022 г. № 51.07/4701/22).
В результате изменений, внесенных в Программу постановлением Правительства Республики Дагестан от <дата>№, произошло сокращение объема ранее запланированных Программой (в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от <дата>№) ремонтных работ и увеличение срока их проведения, в том числе, оспариваемые административным истцом по настоящему административному делу: перенос работ по ремонту внутридомовой инженерной системы электроснабжения (1) из планового периода <дата> на плановый период <дата>.; перенос работ по ремонту внутридомовой инженерной системы газоснабжения (2) из планового периода <дата> на плановый период <дата> перенос работ по ремонту крыши, в том числе переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю (8) из планового периода <дата> на плановый период <дата>.; перенос работ по утеплению и ремонту фасада из планового периода <дата> на плановый период <дата>.; исключение работ по ремонту внутридомовой инженерной системы водоснабжения (4) из планового периода <дата> исключение работ по ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения (1), газоснабжения (2) и работ по ремонту крыши, в том числе переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю (8) из планового периода <дата>. (столбцы 9, 10, 12, 13, 14, 15 и 16 строки 2592).
Рассмотрев материалы административного дела, суд приходит к выводу о том, что вышеуказанные оспариваемые административным истцом сокращение перечня ремонтных работ и изменение сроков их проведения в многоквартирном жилом доме <адрес> произведено произвольно, в отсутствие правовых и фактических оснований для принятия такого решения.
По общему правилу, установленному частью 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений. Исключения из данного правила определены в приведенной норме, их перечень носит исчерпывающий характер, не подлежащий расширительному толкованию.
Аналогичное правовое регулирование содержится в части 8 статьи 15 Закона Республики Дагестан от <дата>№ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан».
При этом, как установлено судом, решение о переносе установленных в Программе (в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от <дата>№) сроков капитального ремонта общим собранием собственников помещений многоквартирного дома не принималось, доказательств этого административным ответчиком и заинтересованными лицами суду не представлено.
Предусмотренных частью 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации обстоятельств, которые могли послужить основанием для принятия такого постановления в отсутствие решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, по делу не установлено.
Доводы представителя Правительства Республики Дагестан в судебном заседании о том, что перенос сроков капитального ремонта многоквартирного <адрес> произведен в отсутствие решения общего собрания собственников помещений дома по основанию, предусмотренному пунктом 5 части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, суд находит необоснованными.
В соответствии с пунктом 5 части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме без решения общего собрания собственников помещений дома, может быть произведено, если внесение в региональную программу капитального ремонта изменений обусловлено изменением сроков проведения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений.
Между тем, из постановления Правительства Республики Дагестан от от <дата>№ «О внесении изменений в Региональную программу по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на <дата> и паспорта Программы не усматривается, что внесенные в нее изменения в части переносов сроков капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов и сокращение перечня планируемых ремонтных работ обусловлены изменением сроков проведения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений, приоритетный характер таких ремонтных работ в соответствии с частью 3.1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации Программой не закреплен.
В этой связи вышеуказанный довод о том, что в принятии общим собранием собственников помещений многоквартирного <адрес> решения о переносе на более поздние сроков капитального ремонта дома не было необходимости в связи с переносом на более ранние сроков ремонта внутридомовых инженерных систем газоснабжения и лифтового оборудования в других многоквартирных домах на территории Республики Дагестан, не может быть признан обоснованным.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что оспариваемые ФИО1 положения Программы (в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от 7 апреля 2022 г. № 80) противоречат части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с чем нарушают права административного истца на проведение ранее запланированных Программой (в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от 23 декабря 2016 г. № 396) ремонтных работ в запланированные сроки, и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежат признанию недействующими с даты их принятия.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Дагестан
решил:
административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить.
Признать недействующими со дня принятия столбцы 9, 10, 12, 13, 14, 15 и 16 строки 2592 подраздела «город Махачкала» Перечня многоквартирных домов, общее имущество которых подлежит капитальному ремонту в рамках реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 годы - приложения к Региональной программе по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Дагестан от 18 апреля 2014 г. № 175, в редакции с изменениями постановления Правительства Республики Дагестан от 7 апреля 2022 г. № 80, в части:
- переноса работ по ремонту внутридомовой инженерной системы электроснабжения (1) из планового периода <дата> на плановый период <дата>
- переноса работ по ремонту внутридомовой инженерной системы газоснабжения (2) из планового периода <дата>. на плановый период <дата>
- переноса работ по ремонту крыши, в том числе переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю (8) из планового периода <дата> на плановый период <дата>
- переноса работ по утеплению и ремонту фасада из планового периода <дата>. на плановый период <дата>
- исключения работ по ремонту внутридомовой инженерной системы водоснабжения (4) из планового периода <дата>
- исключения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения (1), газоснабжения (2) и работ по ремонту крыши, в том числе переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю (8) из планового периода <дата>
многоквартирного дома, расположенного по адресу <адрес>, ошибочно включенного в Перечень под адресом <адрес>.
Возложить на Правительство Республики Дагестан обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанные судом недействующими части оспариваемого по настоящему делу нормативного правового акта.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в издании «Дагестанская правда».
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы, представление в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда принято <дата>
Судья Верховного Суда
Республики Дагестан М.М. Абдулхалимов