Дело № 3а-140/2022
42OS0000-01-2022-000131-38
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Кемерово 24 июня 2022 года
Кемеровский областной суд в составе председательствующего судьи Решетняка А.М.,
при секретаре Юргель Е.Е.,
с участием прокурора Фроловой Т.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Суворкина Виктора Александровича о признании недействующими в части
постановления РЭК Кемеровской области от 19.05.2017 № 67 «Об утверждении нормативов потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах, на территории Кемеровской области»,
постановления Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 30.05.2017 № 82 «Об утверждении нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Кемеровской области»,
УСТАНОВИЛ:
19 мая 2017 Региональной энергетической комиссией Кемеровской области (в настоящее время Региональная энергетическая комиссия Кузбасса) принято постановление № 67 «Об утверждении нормативов потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах, на территории Кемеровской области» (далее также Постановление № 67 от 19.05.2017) (том 1 л.д.42-44).
Пункт 1 приложения к указанному постановлению в целях содержания общего имущества на куб. метр в месяц на кв. метр общей площади установлены нормативы потребления холодной воды в размере 0, 0273, горячей воды в размере 0, 0273 и отведения сточных вод в размере 0, 0546 для многоквартирных домов с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением этажностью от 1 до 5.
Постановление опубликовано на сайте «Электронный бюллетень региональной энергетической комиссии Кемеровской области» (в настоящее время «Электронный бюллетень региональной энергетической комиссии Кузбасса) www.recko.ru 19 мая 2017 года (том 1 л.д.45).
30 мая 2017 года Региональной энергетической комиссией Кемеровской области принято постановление № 82 «Об утверждении нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Кемеровской области» (далее также Постановление № 82 от 30.05.2017) (том 1 л.д.38-40).
Пунктом 1 приложения к Постановлению Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 30.05.2017 № 82 «Об утверждении нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Кемеровской области» для многоквартирных домов, не оборудованных лифтами, электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения установлен норматив потребления в размере 0, 88 кВт ч в месяц на кв.м.
Постановление опубликовано на сайте «Электронный бюллетень региональной энергетической комиссии Кемеровской области» www.recko.ru 6 июня 2017 года (том 1 л.д.41).
Суворкин В.А. с учетом уточнения оснований заявленных требований обратился с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими с момента издания постановления Региональной энергетической комиссии Кузбасса № 67 от 19.05.2017 и № 82 от 30.05.2017 в приведенной выше части, по причине не соответствия их Постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме», Постановлению Правительства РФ от 26.12.2016 № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме», Жилищному кодексу Российской Федерации, и нарушению ими прав и интересов истца.
Административный истец считает, что применение оспариваемых нормативов привело к многократному превышению оплаты за содержание общего имущества над фактическим потреблением, поскольку нормативы приняты без дифференциации и привязки к конкретному муниципальному образованию, действуют более 3 лет, без учета изменения законодательства.
В отношении нормативов потребления воды и отведения сточных вод, считает нормативы принятыми без учета износа внутридомовых инженерных систем, вида систем теплоснабжения, оснащенности водоразборными устройствами и санитарно – технического оборудования.
В отношении нормативов потребления электрической энергии указывает на необоснованное добавление к площади подъездов площадей подвалов и чердаков, не учет количества и типов, потребляющего электрическую энергию оборудования и устройств, износ внутридомовых инженерных систем.
В судебном заседании представитель административного истца Поляков П.А., действующий на основании заявления представляемого лица, на заявленных требованиях с учетом уточнений, по основаниям изложенным в административном иске и письменных пояснениях, настоял (том 1 л.д.4-6, 76-79, том 2 л.д.161, 185-187).
Административным истцом Суворкиным В.А. в ходе судебного разбирательства даны пояснения.
Представитель административного ответчика РЭК Кузбасса (далее также РЭК КО, регулирующий орган) в судебное заседание не явился, комиссия извещена надлежащим образом. В суд представлен отзыв ответчика и дополнения к нему, в которых указано на необходимость отказа в удовлетворении заявленных требований (том 1 л.д.64-69, 100-102).
Выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, опросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессах Прокуратуры Кемеровской области Фроловой Т.Е., полагавшей требования административного истца подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
Отношения по оплате гражданами жилого помещения и коммунальных услуг регулируются положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), федеральными законами и федеральными нормативными правовыми актами, изданными в соответствии с ними. С учетом положений пункта 9 статьи 13 и пункта 10 части 1 статьи 14 ЖК РФ отношения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг могут регулироваться также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В соответствии с частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг и требования к их формированию определяются Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306 (далее Правила № 306).
Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 3 Правил № 306).
В соответствии с пунктом 3.66 Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 06.09.2013 № 371 «Об утверждении Положения о региональной энергетической комиссии Кемеровской области» действовавшего на момент принятия оспариваемых постановлений, Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области утверждает нормативы потребления коммунальных услуг в соответствии со статьей 157 ЖК РФ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Аналогичные положения закреплены в пункте 3.65 действующего с 19 марта 2020 года Положения о региональной энергетической комиссии Кузбасса, утвержденного постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 19.03.2020 № 142.
Таким образом, оспариваемые постановления приняты Региональной энергетической комиссией Кемеровской области в пределах предоставленных полномочий.
Проверив форму и вид, в которых РЭК Кемеровской области вправе принимать свои нормативные правовые акты, процедуру принятия оспариваемых нормативных правовых актов, правила введения их в действие, в том числе порядок опубликования, суд каких-либо нарушений в данной части не установил.
По процедуре и порядку принятия нормативные правовые акты административным истцом не оспариваются.
Пунктом 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 9.1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Судом установлено, что административный истец Суворкин В.А. является собственником жилого помещения по адресу: (том 1 л.д.11).
Согласно сведениям управляющей компании ООО «УК «ВМЕСТЕ» и представленным платежным документам, при расчете административному истцу размера платы за содержание жилого помещения в части оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме по адресу: г, используются нормативы потребления, установленные постановлениями № 67 от 19.05.2017 и № 82 от 30.05.2017 (том 1 л.д.96 – справка расчет, л.д.9, 93-94, том 2 л.д.164 – платежные документы).
Таким образом, оспариваемые административным истцом в части нормативные правовые акты, затрагивают его права как потребителя коммунальных услуг, несущего бремя финансовой нагрузки.
В соответствии с подпунктом подпунктом «л» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 (далее - Правила № 491), содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя и приобретение холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в таком доме при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность такого потребления, отведения.
В силу пункта 29 Правил № 491 расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая, в том числе оплату расходов на оплату холодной воды, горячей воды, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 4(1) Правил № 306 при определении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома: в отношении холодной и горячей воды - этажность, износ внутридомовых инженерных систем, вид системы теплоснабжения (открытая, закрытая), вид системы горячего водоснабжения, оснащенность в местах общего пользования водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием; в отношении электроэнергии - количество и типы потребляющих электроэнергию оборудования и устройств, износ внутридомовых инженерных систем.
Норматив потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме - количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальные услуги, предоставленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг, а также размера расходов потребителей в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан (пункт 29 Правил № 306).
Учитывая изложенное, возможность взимания платы за потребленные коммунальные ресурсы на содержание общего имущества в многоквартирном доме поставлена в зависимость, в том числе от конструктивных особенностей многоквартирного дома.
С 1 января 2017 г. согласно пунктам 13, 19 Правил № 306 нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются с применением расчетного метода с использованием формул согласно приложению № 1 «Формулы, используемые для определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме» к Правилам № 306.
Согласно положениям пункта 11 Правил № 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, указанные нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением №2 к данным правилам.
Пунктом 29 Правил № 306 установлено, что нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме по каждому виду коммунальных ресурсов включают нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, электрической энергии во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома), а также объем коммунальных ресурсов, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан.
Разрешая заявленные требования о признании недействующим в части Постановление № 67 от 19.05.2017, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из содержания Формы для установления нормативов потребления холодной (горячей) воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (таблица 2 приложения № 2 к Правилам № 306), при определении указанных нормативов также учитываются следующие конструктивные и технические параметры жилых помещений, их категории, дифференцированные: по этажности многоквартирных домов (от 1 до 5, от 6 до 9, от 10 до 16, более 16); по степени благоустройства многоквартирных домов: с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением; с централизованным холодным водоснабжением, водонагревателями, водоотведением; без водонагревателей с централизованным холодным водоснабжением и водоотведением, оборудованные раковинами, мойками и унитазами; с централизованным холодным водоснабжением без централизованного водоотведения.
Формула расчета норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, норматива потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению и норматива потребления горячей воды на общедомовые нужды (формула 26) приведена в пункте 27 приложения № 1 к Правилам № 306, в котором также содержится определение понятия общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Как следует из содержания экспертного заключения региональной энергетической комиссии Кемеровской области по утверждению нормативов потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах, на территории Кемеровской области от 12.05.2017 (далее – экспертное заключение по утверждению нормативов потребления воды и отведения сточных вод) (том 1 л.д.50-53), оспариваемый административным истцом норматив был рассчитан регулирующим органом, на основании представленных исходных данных по формуле 26.
При выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в отношении холодной и горячей воды, регулирующим органом в соответствии с пунктом 5 и подпунктами «а», «б» пункта 7(1) Правил № 306 взят куб. метр воды в месяц на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Для определения нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах на территории Кемеровской области РЭК в адрес управляющих организаций (по списку) был направлен запрос от 01.03.2017 № М—5-5/631-02 (том 1 л.д.179-180).
Из содержания данного запроса следует, что от вышеуказанных лиц, регулирующим органом информация истребовалась по форме, принятой для установления нормативов потребления холодной (горячей) воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (таблица 2 приложения № 2 к Правилам № 306) (том 1 л.д.179-180).
На основании полученных ответов (том 1 л.д.181-250, том 2 л.д.1-144), согласно экспертному заключению по утверждению нормативов потребления воды и отведения сточных вод, была составлена сводная таблица результатов расчета нормативов такого потребления в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах (Таблица 2), исходя из данных которой путем расчета по формуле 26 и были утверждены нормативы потребления воды и отведения сточных вод для многоквартирных домов с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением этажностью от 1 до 5 (страницы 5, 6 экспертного заключения по утверждению нормативов потребления воды и отведения сточных вод).Исходя из содержания направленного регулирующим органом запроса и представленных на него ответов, суд приходит к выводу о том, что сведения об износе внутридомовых инженерных систем и оснащенности мест общего пользования водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием при установлении норматива потребления воды и отведения сточных вод для многоквартирных домов с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением этажностью от 1 до 5 не запрашивались и не анализировались, то есть при определении указанного норматива потребления коммунальных ресурсов не учитывались.
Вышеуказанные обстоятельства, подтвердил допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля эксперт РЭК Кузбасса ФИО11., указавший также, что при расчете утвержденных нормативов на содержание общего имущества в части потребления горячей воды, холодной воды, и водоотведения, износ сетей и водоразборные краны не учитывались, поскольку при их применении в отсутствие какой – либо прописанной в законодательстве дифференциации и наличии в формуле постоянной величины в 0,09 - расход холодной (горячей) воды на общедомовые нужды (куб. м в месяц на 1 человека), рассчитать норматив невозможно.
Так, исходя из содержания формулы 26 Правил № 306, при расчете нормативов потребления по холодной и горячей воде на общедомовые нужды используется совокупность общих площадей помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах соответствующей категории и суммарная численность жителей, проживающих в многоквартирных домах, в отношении которых определяется норматив.
По смыслу положений пункта 11 Правил № 306 и пункта 27 приложения № 1 к названным правилам нормативы рассчитываются в отношении всех домов, к которым предполагается их применить в дальнейшем, и в расчете должны учитываться данные по всем этим домам; исключений, допускающих расчет нормативов исходя из данных лишь части домов, входящих в соответствующую группу, Правила № 306 не содержат.
Согласно Таблице 2 экспертного заключения, численность жителей, проживающих в многоквартирных домах с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением, этажностью от 1 до 5 составляет 768 491,1 человек, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах 2 530 505, 3 кв.м. (страница 5 экспертного заключения).
Вместе с тем представленный в административное дело запрос от 01.03.2017 № М—5-5/631-02, информации об адресатах его направления не содержит, при таких обстоятельствах, сделать вывод о его полном исполнении не представляется возможным.
Кроме того, в соответствии со статьями 1 и 2 Закона Кемеровской области от 17.12.2004 № 104-ОЗ «О статусе и границах муниципальных образований», на момент принятия оспариваемого в части нормативного правового акта, на территории Кемеровской области 16 городских округов и 17 муниципальных районов.
Согласно представленным ответам, только администрациями ряда муниципальных образований: Беловского городского округа, Беловского муниципального района, Березовского городского округа, Калтанского городского округа, Кемеровского городского округа, Крапивинского муниципального района, Междуреченского городского округа, Мысковского городского округа, Новокузнецкого муниципального района, Прокопьевского муниципального района, Таштагольского муниципального района, Топкинского муниципального района, Яйского муниципального района (том 1 л.д.207-209, 211, 214-215, 221-224, 238-239, том 2 л.д.3-5, 11-12, 93-94, 100-101, 110, 111-118, 142-143) были представлены запрашиваемые сведения.
Иная информация была представлена управляющими компаниями, ТСЖ и ТСН.
При таких обстоятельствах, в отсутствие предоставления административным ответчиком полного списка управляющих организаций действующих на территории муниципальных образований Кемеровской области на момент направления указанного запроса, суд лишен возможности оценить достаточность оцениваемых регулирующим органом при утверждении оспариваемых нормативов сведений.
При таких обстоятельствах, представленные административным ответчиком ответы от управляющих компаний, ТСЖ и ТСН, администраций ряда муниципальных образований, не свидетельствуют о получении сведений о полной численности проживающих в многоквартирных домах этажностью от 1 до 5 с централизованным холодным и горячим водоснабжением жителей и общей площади помещений, входящих в состав их общего имущества в полном объеме.
Таким образом, административным ответчиком доказательств того, что при определении оспариваемых нормативов учитывались сведения по всем многоквартирным домам, входящим в определенную категорию и их расчет произведен с применением исчерпывающих данных по всем муниципальным образованиям, не представлено, напротив, из представленных в судебное заседание документов, следует обратное.
Не учет всего количества многоквартирных домов определенной категории, не мог не повлиять на итоговую величину оспариваемых нормативов.
Само по себе наличие в формуле 26 постоянной величины в 0, 9 - расход холодной (горячей) воды на общедомовые нужды (куб. м в месяц на 1 человека) исходя из положений подпункта «а» пункта 4(1) Правил № 306 не свидетельствует об отсутствии необходимости учета сведений об износе внутридомовых инженерных систем и оснащенности мест общего пользования водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием.
Учитывая изложенное, установленные нормативы потребления воды и отведения сточных вод для многоквартирных домов с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением этажностью от 1 до 5, определены Региональной энергетической комиссией с нарушением требований Правил № 306, предусматривающих при их расчете учет всех домов, к которым предполагается их применить в дальнейшем, а также износ их внутридомовых инженерных систем и оснащенность в местах общего пользования водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием, в связи с чем, в оспариваемой части Постановление № 67 от 19.05.2017 противоречит нормам, имеющим большую юридическую силу, и подлежит признанию не действующим.
Доводы административного истца о признании недействующим в части Постановления № 82 от 30.05.2017, также заслуживают внимания.
Как усматривается из экспертного заключения региональной энергетической комиссии Кемеровской области по установлению нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Кемеровской области (далее - экспертное заключение по утверждению нормативов потребления электрической энергии) (том 1 л.д.46-49), оспариваемый административным истцом норматив был рассчитан регулирующим органом, на основании представленных исходных данных по формуле 34, содержащейся в пункте 37 Приложения № 1 к Правилам № 306.
При выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в отношении потребления электрической энергии, регулирующим органом в соответствии с пунктом 5 и подпунктом «в» пункта 7(1) Правил № 306 взят кВт·час в месяц на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Для определения нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах на территории Кемеровской области РЭК в адрес Муниципального предприятия г.Кемерово «Расчетно – информационный центр» был направлен запрос от 25.04.2017 № М-5-16/1257-02 (том 1 л.д.105).
Из содержания данного запроса следует, что у адресата регулирующим органом была запрошена следующая информация в отношении: адреса дома, количества этажей и подъездов, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, среднегодовому потреблению на ОДН, кВтч в месяц, по категориям многоквартирных домов с лифтом и без такового.
На основании полученного ответа (том 1 л.д.106-178), согласно экспертному заключению по утверждению нормативов потребления электрической энергии, был составлен расчет, в том числе общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах не оборудованных лифтами и электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, включающий усредненное количество этажей и подъездов - Таблица 2, исходя из данных которой и норм расхода электрической энергии на эксплуатационные нужды жилищного хозяйства местных советов народных депутатов, утвержденных приказом Минжилкомхоза РСФСР от 25.12.1989 № 283 путем расчета по формуле 34 в отношении указанной категории многоквартирных домов, и были утверждены нормативы потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Кемеровской области (страницы 4-7 экспертного заключения по утверждению нормативов потребления электрической энергии).
При этом оснований для исключения при расчете указанного норматива из общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, площадей чердаков и подвалов являющихся в соответствии со статьей 36 ЖК РФ общей долевой собственностью собственников многоквартирного дома не имелось.
Вопреки доводам административного истца, отсутствие на чердаках и в подвалах его многоквартирного дома оборудования, позволяющего потреблять электрическую энергию, не свидетельствует об исключении площади таких чердаков и подвалов из состава общей площади. Отсутствие осветительных приборов, равно как неиспользование указанных мест общего пользования не исключает техническую возможность использования чердаков и подвалов и установления в них освещения.
В соответствии с разъяснениями Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации относительно вопросов, возникающих при расчете размера платы за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества в многоквартирном дом от 11.04.2017 № 12368-А4/04, при определении норматива потребления коммунальных услуг по электроснабжению на общедомовые нужды многоквартирного дома учитываются общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяемая как суммарная площадь помещений, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 36 ЖК РФ, в том числе площадь подвалов и чердаков (том 1 л.д.103).
Исходя из содержания направленного регулирующим органом запроса и представленных на него ответов, сведения об износе внутридомовых инженерных систем при установлении норматива потребления электрической энергии для многоквартирных домов не оборудованных лифтами и электроотопительными и электронагревательными установками не запрашивались и не анализировались, то есть при определении указанного норматива потребления коммунальных ресурсов не учитывались.
Вышеуказанные обстоятельства, подтвердил допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля заместитель начальника технического отдела ООО «Агентство энергетических экспертиз» ФИО12., который также последовательно пояснил обстоятельства расчета норматива с учетом взятых для расчета осветительных приборов и указал, что при необходимом установлении нормативов для 4 категорий многоквартирных домов, взято было только 2 категории - многоквартирные дома с лифтами и без них, как охватывающие наибольшее количество домов. Эксперты, которые проводили анализ, пришли к выводу, что для расчета нормативов выборки по г. Кемерово будет достаточно.
Согласно пункту 43 Правил № 306 и пункту 37 приложения № 1 к названным правилам, определение нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с применением расчетного метода производится по формуле 34, в которой суммарное годовое потребление электрической энергии (кВт.ч) соответствующей группой оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирных домах, является делимым, а общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, - делителем.
Таким образом, исходя из содержания формулы 34, при расчете нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды используется совокупность общих площадей помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах соответствующей категории, и суммарное потребление электрической энергии оборудованием, относящимся к такому имуществу.
Тем самым, по смыслу положений пункта 11 Правил № 306 и пункта 37 приложения № 1 к названным правилам нормативы рассчитываются в отношении всех домов, к которым предполагается их применить в дальнейшем, и в расчете должны учитываться данные по всем этим домам; исключений, допускающих расчет нормативов исходя из данных лишь части домов, входящих в соответствующую группу, Правила № 306 не содержат. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, при определении норматива указанные дома не подлежат исключению из расчета, а нормативы потребления коммунальных ресурсов дифференцируются в соответствии с категориями домов.
Вместе с тем, исходные данные для расчета нормативов были запрошены только по одному муниципальному образованию - г.Кемерово, и согласно представленному ответу, в расчете учитывались данные всего по 1736 расположенным в нем многоквартирным домам без лифта, несмотря на имеющиеся данные о многоквартирных домах в иных муниципальных образованиях (в отношении которых запрашивались сведения с целью принятия Постановления № 67 от 19.05.2017), регулирующий орган при расчете нормативов необходимые сведения по этим домам не запросил. Какого – либо обоснования использования сведений по одному муниципальному образованию при расчете нормативов на территорию всего субъекта, экспертное заключение не содержит.
Тем самым, регулирующим органом при определении оспариваемых нормативов учитывались сведения не по всем многоквартирным домам, входящим в определенную категорию; расчет нормативов произведен не из всех данных многоквартирных домов муниципальных образований Кемеровской области, а лишь по одному; из расчета нормативов исключены многоквартирные дома: не оборудованные лифтами и оборудованные электроотопительными и (или) электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, в отопительный период; не оборудованные лифтами и оборудованные электроотопительными и (или) электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, вне отопительного периода; сведения об износе внутридомовых инженерных систем не учитывались.
Таким образом, устанавливая оспариваемые нормативы для населения в Кемеровской области в отношении многоквартирных домов, не оборудованных лифтами и электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения с применением расчетного метода, предполагающего учет сведений по всем многоквартирным домам данной категории, административный ответчик осуществил расчет лишь в отношении 1 736 многоквартирных домов, что противоречит формуле 34 Приложения № 1 Правил № 306, а также в нарушение указанных правил, произвел расчет только по двум типовым категориям многоквартирных домов, не учел сведения об износе внутридомовых инженерных систем.
Основания полагать, что изменение количества многоквартирных домов в расчетах без учета износа и всех типовых категорий многоквартирных домов предусмотренных формой Правил № 306 для установления нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества а таковых (таблица 10) существенно не повлияло на итоговую величину оспариваемых нормативов, отсутствуют.
При таких обстоятельствах, установленные нормативы потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, не оборудованном лифтами и электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, определены Региональной энергетической комиссией с нарушением требований Правил № 306, в связи с чем, Постановление № 82 от 19.05.2017 противоречит нормам, имеющим большую юридическую силу, и подлежит признанию не действующим в оспариваемой части.
Суд считает необходимым отметить, что действующим законодательством, при установлении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме не предусмотрена дифференциация на муниципальные образования внутри субъектов Российской Федерации.
С учетом положений статьи 215 КАС РФ и разъяснений, содержащихся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», поскольку оспариваемые в части постановления до принятия решения применялись гражданами и организациями жилищно-коммунального хозяйства при расчетах за оплату коммунальных услуг и на основании указанных нормативных правовых актов были реализованы права граждан и организаций, они подлежит признанию не действующими в оспариваемой части со дня вступления в силу настоящего решения.
Поскольку признание оспариваемых нормативных правовых актов недействующими в части влечет правовую неурегулированность правоотношений по начислению платы за потребление воды и отведение сточных вод для многоквартирных домов с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением этажностью от 1 до 5 и потребление электрической энергии, в многоквартирных домах не оборудованных лифтами и электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения для целей содержания общего имущества, которая может повлечь за собой нарушение прав и законных интересов ресурсоснабжающих организации и иных исполнителей коммунальных услуг, суд считает необходимым возложить на регулирующий орган обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный частично не действующим, в соответствии с положениями статьи 216 КАС РФ.
Руководствуясь ст. 175 - 179, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Суворкина Виктора Александровича удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу:
Пункт 1 приложения к Постановлению РЭК Кемеровской области от 19.05.2017 № 67 «Об утверждении нормативов потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах, на территории Кемеровской области» в части установления им нормативов потребления воды и отведения сточных вод для многоквартирных домов с централизованным холодным и горячим водоснабжением, водоотведением этажностью от 1 до 5;
Пункт 1 приложения к Постановлению Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 30.05.2017 № 82 «Об утверждении нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Кемеровской области».
Обязать Региональную энергетическую комиссию Кузбасса принять нормативный правовой акт, заменяющий названные выше постановления Региональной энергетической комиссии Кузбасса признанные не действующими в части, в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о данном решении опубликовать на сайте «Электронный бюллетень региональной энергетической комиссии Кузбасса» www.recko.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Кемеровский областной суд.
В окончательной форме решение изготовлено 8 июля 2022 года.
Председательствующий Решетняк А.М.