ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-140/2022 от 25.02.2022 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Дело № 3а-140/2022

УИД 76OS0000-01-2022-000023-94

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ярославль 25 февраля 2022 года

Ярославский областной суд в составе:

председательствующего судьи Щегольковой Е.Ю.,

при секретаре Амелиной Я.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шангина Андрея Сергеевича об оспаривании результатов государственной кадастровой оценки,

установил:

Шангин А.С. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит:

установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 3 791 кв.м с кадастровым номером , категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – под малоэтажные жилые дома в соответствии с проектом планировки территории, расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости 5 558 000 рублей;

установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 3 033 кв.м с кадастровым номером , категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – под малоэтажные жилые дома в соответствии с проектом планировки территории, расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости 4 447 000 рублей;

установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 3 637 кв.м с кадастровым номером , категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – под малоэтажные жилые дома в соответствии с проектом планировки территории, расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости 5 332 000 рублей;

установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 1 240 кв.м с кадастровым номером , категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – под малоэтажные жилые дома в соответствии с проектом планировки территории, расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости 1 818 000 рублей;

установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 3 022 кв.м с кадастровым номером , категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – под малоэтажные жилые дома в соответствии с проектом планировки территории, расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости 4 431 000 рублей;

установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 3 614 кв.м с кадастровым номером , категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – под малоэтажные жилые дома в соответствии с проектом планировки территории, расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости 5 298 000 рублей.

Заявление обосновано тем, что Шангин А.С. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами , , , , , и плательщиком земельного налога, в качестве налоговой базы для которого применяется кадастровая стоимость данных объектов.

Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером по состоянию на 1 января 2019 года утверждена Приказом Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 21.10.2019 года N 20-н и составила 13 903 037, 58 рубля; земельного участка с кадастровым номером – 11 121 980, 67 рубля; земельного участка с кадастровым номером – 13 335 387, 83 рубля; земельного участка с кадастровым номером – 4 545 914, 40 рубля; земельного участка с кадастровым номером – 11 078 319, 58 рубля; земельного участка с кадастровым номером – 13 247 442, 26 рубля.

Рыночная стоимость указанных объектов на дату определения кадастровой стоимости, определенная в Отчете об оценке, выполненном ООО «Яр - Оценка», составляет величину меньшую, чем их кадастровая стоимость.

В связи с этим, пользуясь правом, предоставленным статьей 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке», административный истец просит установить кадастровую стоимость указанных земельных участков в размере их рыночной стоимости.

В судебном заседании представитель административного истца Шангина А.С. на основании доверенности Анциферова О.И. административный иск поддержала.

Административный ответчик Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области своих представителей в судебное заседание не направил, в письменном отзыве на административный иск его не признал в связи с отсутствием в деле достоверных доказательств величины рыночной стоимости объектов недвижимости административного истца.

Заинтересованные лица ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра», Управление Росреестра по Ярославской области в письменном отзыве на административный иск оставили его разрешение на усмотрение суда.

Заинтересованные лица ГБУ Ярославской области «Центр кадастровой оценки, рекламы и торгов», администрация городского округа город Переславль – Залесский Ярославской области своих представителей в судебное заседание не направили, письменного отзыва на административный иск не представили суду.

Заслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы административного дела, суд полагает, что административное исковое заявление Шангина А.С. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 245, статье 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости помимо прочего, является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Аналогичные положения закреплены в статье 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке».

Судом установлено, что Шангин А.С. является собственником следующих объектов недвижимости:

земельного участка площадью 3 791 кв.м с кадастровым номером , категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – под малоэтажные жилые дома в соответствии с проектом планировки территории, расположенного по адресу: <адрес>;

земельного участка площадью 3 033 кв.м с кадастровым номером , категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – под малоэтажные жилые дома в соответствии с проектом планировки территории, расположенного по адресу: <адрес>;

земельного участка площадью 3 637 кв.м с кадастровым номером , категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – под малоэтажные жилые дома в соответствии с проектом планировки территории, расположенного по адресу: <адрес>;

земельного участка площадью 1 240 кв.м с кадастровым номером , категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – под малоэтажные жилые дома в соответствии с проектом планировки территории, расположенного по адресу: <адрес>;

земельного участка площадью 3 022 кв.м с кадастровым номером , категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – под малоэтажные жилые дома в соответствии с проектом планировки территории, расположенного по адресу: <адрес>;

земельного участка площадью 3 614 кв.м с кадастровым номером , категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – под малоэтажные жилые дома в соответствии с проектом планировки территории, расположенного по адресу: <адрес>.

В соответствии с частью 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), арендная плата, а также иная плата, предусмотренная настоящим Кодексом.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В силу пункта 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Согласно пункту 1 статьи 390, пункту 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В силу пункта 1 статьи 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Решением Переславль-Залесской городской Думы от 25.10.2018 года N 90 на территории городского округа город Переславль – Залесский Ярославской области установлен земельный налог, налоговые ставки земельного налога установлены в процентах от кадастровой стоимости земельных участков.

Таким образом, правоотношения административного истца по определению земельного налога являются публичными. Изменение размера земельного налога, в том числе его уменьшение, для административного истца возможно путем оспаривания кадастровой стоимости земельных участков.

В соответствии с частью 1 статьи 248 КАС РФ, частью 7 статьи 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.

Судом установлено, что земельные участки административного истца с кадастровыми номерами , , , , , вошли в Перечень объектов, подлежащих оценке на 1 января 2019 года – дату проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, расположенных на территории Ярославской области, результаты которой утверждены приказом Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 21.10.2019 года N 20-н.

Согласно приложению 2 к приказу Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 21.10.2019 N 20-н кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером составила 13 903 037, 58 рубля; объекта недвижимости с кадастровым номером – 11 121 980, 67 рубля; объекта недвижимости с кадастровым номером – 13 335 387, 83 рубля; объекта недвижимости с кадастровым номером – 4 545 914, 40 рубля; объекта недвижимости с кадастровым номером – 11 078 319, 58 рубля; объекта недвижимости с кадастровым номером – 13 247 442, 26 рубля.

Административным истцом представлен Отчет об оценке рыночной стоимости земельных участков, которым рыночная стоимость земельных участков установлена в следующем размере:

- в отношении земельного участка с кадастровым номером - 5 558 000 рублей;

- в отношении земельного участка с кадастровым номером - 4 447 000 рублей;

- в отношении земельного участка с кадастровым номером - 5 332 000 рублей;

- в отношении земельного участка с кадастровым номером - 1 818 000 рублей;

- в отношении земельного участка с кадастровым номером - 4 431 000 рублей;

- в отношении земельного участка с кадастровым номером - 5 298 000 рублей.

Исследование Отчета с учетом дополнительных письменных пояснений оценщика ФИО1 дает основания суду для вывода о том, что Отчет является достоверным доказательством рыночной стоимости объектов недвижимости административного истца.

Рыночная стоимость земельных участков рассчитана оценщиком сравнительным подходом методом сравнения продаж, в ходе которого оценщик подбирала объекты-аналоги с известными ценами их предложений; сравнивала их с объектами оценки по ценообразующим факторам (элементам сравнения), выявляла различия объектов по этим факторам и корректировала цену объектов – аналогов по выявленным различиям.

В соответствии с требованиями пунктов 11, 22 Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N 7)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014 года N 611, оценщиком произведен анализ рынка, по итогам которого отобраны объекты, наиболее сопоставимые с объектом оценки по основным ценообразующим характеристикам.

Процесс отбора аналогов в Отчете полно и подробно изложен.

В возражениях на Отчет административным ответчиком Департаментом имущественных и земельных отношений Ярославской области приведены доводы о том, что оценщик в качестве аналогов в окончательную «выборку» отобраны земельные участки по цене, соответствующей нижней границе ценового диапазона для земель индивидуальной жилой застройки в городе Переславле – Залесском Ярославской области; представлены сведения об отдельных предложениях аналогичных земельных участков, которые имелись в общедоступных источниках на дату оценки; приведены доводы о том, что в рамках рассмотрения иных административных дел об оспаривании результатов государственной кадастровой оценки земельных участков для индивидуального жилищного строительства, была установлена иная стоимость 1 кв.метра подобных объектов.

Суд не находит оснований согласиться с обоснованностью данных возражений.

В соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки Отчет содержит подробное описание исследования оценщиком рынка недвижимости земельных участков под жилую застройку в городском округе Переславль – Залесский Ярославской области.

В Отчете приведены выводы оценщика относительно существенных характеристик таких объектов, влияющих на их стоимость; подробно изложен процесс отбора аналогов; имеются обоснования отказа от использования иных выявленных объектов в расчетах.

В связи с этим, оснований не доверять выводам Отчета у суда не имеется. Утверждение Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области об отборе аналогов оценщиком, исходя из их минимальной стоимости, голословно, объективными доказательствами не подтверждено.

При этом, ссылка на наличие иных предложений в общедоступных источниках, а также на выводы судов в рамках рассмотрения иных административных дел, в подтверждение иной стоимости 1 кв.метра за земельные участки, расположенные в городе Переславле – Залесском Ярославской области и предназначенные для жилищного строительства, обоснованности выводов Отчета не опровергает, так как административным ответчиком не представлено доказательств того, что использование в расчетах тех объектов, на которые он указывает в возражениях, по итогам применения корректировок к ценам их предложений оказало бы существенное влияние на результат оценки.

При таких обстоятельствах доводы Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области являются несостоятельными.

Возражений относительно обоснованности Отчета в иной его части лицами, участвующими в деле, не заявлено.

Исследование представленного административным истцом Отчета в полном объеме указывает на его соответствие законодательству об оценочной деятельности. Процесс оценки изложен в Отчете последовательно, полно, подробно. Выводы оценщика логичны и проверяемы. Сомнений в достоверности определенной в Отчете величины рыночной стоимости объектов недвижимости административного истца у суда нет.

Доказательств иной величины рыночной стоимости объектов недвижимости административным ответчиком не представлено.

В связи с этим, рыночная стоимость объектов недвижимости административного истца подлежит установлению в размере, определенном Отчетом.

Таким образом, учитывая, что административный истец обладает правом заявления требований о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости в связи с установлением рыночной стоимости на дату, определения их кадастровой стоимости, а также принимая во внимание, что размер рыночной стоимости объектов недвижимости подтвержден достаточными и допустимыми доказательствами, суд полагает, что административное исковое заявление Шангина А.С. подлежит удовлетворению.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости является дата обращения Шангина А.С. с настоящим административным иском в суд – 17 января 2022 года.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление Шангина Андрея Сергеевича удовлетворить.

Установить по состоянию на 1 января 2019 года кадастровую стоимость земельного участка площадью 3 791 кв.м с кадастровым номером , категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – под малоэтажные жилые дома в соответствии с проектом планировки территории, расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости 5 558 000 (пять миллионов пятьсот пятьдесят восемь тысяч) рублей.

Установить по состоянию на 1 января 2019 года кадастровую стоимость земельного участка площадью 3 033 кв.м с кадастровым номером , категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – под малоэтажные жилые дома в соответствии с проектом планировки территории, расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости 4 447 000 (четыре миллиона четыреста сорок семь тысяч) рублей.

Установить по состоянию на 1 января 2019 года кадастровую стоимость земельного участка площадью 3 637 кв.м с кадастровым номером , категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – под малоэтажные жилые дома в соответствии с проектом планировки территории, расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости 5 332 000 (пять миллионов триста тридцать две тысячи) рублей.

Установить по состоянию на 1 января 2019 года кадастровую стоимость земельного участка площадью 1 240 кв.м с кадастровым номером , категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – под малоэтажные жилые дома в соответствии с проектом планировки территории, расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости 1 818 000 (один миллион восемьсот восемнадцать тысяч) рублей.

Установить по состоянию на 1 января 2019 года кадастровую стоимость земельного участка площадью 3 022 кв.м с кадастровым номером , категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – под малоэтажные жилые дома в соответствии с проектом планировки территории, расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости 4 431 000 (четыре миллиона четыреста тридцать одна тысяча) рублей.

Установить по состоянию на 1 января 2019 года кадастровую стоимость земельного участка площадью 3 614 кв.м с кадастровым номером , категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – под малоэтажные жилые дома в соответствии с проектом планировки территории, расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости 5 298 000 (пять миллионов двести девяносто восемь тысяч) рублей.

Дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости – 17 января 2022 года.

Решение является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Е.Ю. Щеголькова

Решение в окончательной форме изготовлено 14 марта 2022 года