ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1410/18 от 17.09.2018 Самарского областного суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 сентября 2018 года г. Самара

Самарский областной суд в составе:

Председательствующего судьи Родиной Т.А.

При секретаре Матвеевой О.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1410/2018 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Адонис» об оспаривании нормативного правового акта в части,

с участием прокурора Атяскиной О.А.,

представителя общества с ограниченной ответственностью «Адонис» ФИО1,

представителя Министерства имущественных отношений Самарской области ФИО2,

У с т а н о в и л :

общество с ограниченной ответственностью «Адонис» обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647, в части включения в него нежилого здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, со дня принятия.

Требование обосновано тем, что в названный Перечень включено принадлежащее административному истцу на праве собственности нежилое здание с административными помещениями и выставочным павильоном, не подпадающее под критерии, установленные статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку объект недвижимости представляет собой выставочный комплекс. Площадь административных (офисных) помещений, включая зал, конференц-зал, объект общественного питания, составляет менее 20 % от общей площади здания. Вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено указанное здание, «под административным зданием с административными помещениями и выставочным павильоном», не может быть однозначно определён к виду использования, установленного пунктами 4.1 и 4.2 приказа Минэкономразвития от 1 сентября 2014 года № 540, и не может свидетельствовать о размещении на нём офисных зданий делового, коммерческого, административного назначения. Включение указанного объекта недвижимости в Перечень незаконно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере, что влечет нарушение его прав.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО1 поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.

Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области ФИО2 возражала против удовлетворения заявленного требования, ссылаясь на то, что объект недвижимости включен в Перечень как объект административного, коммерческого, делового назначения, включающий в себя помещения офисного назначения, а также помещение общественного питания.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленное требование подлежит удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленное требование следует удовлетворить.

В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации /статьи 14, 372 НК РФ/.

Законом Самарской области «О налоге на имущество организаций на территории Самарской области» от 25 ноября 2003 года № 98-ГД налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В рамках переданных полномочий приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647 утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год /далее Перечень/.

В пункт указанного Перечня включено нежилое здание с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>.

Приказ Министерства издан в установленном порядке уполномоченным органом и опубликован в издании "Волжская коммуна", N 281(30176), 31.10.2017 (Приказ, приложение (пп. 1 - 90)), в газете "Волжская коммуна", N 283(30178), 01.11.2017 (Приложение (пп. 91 - 16435)), в газете "Волжская коммуна", N 285(30180), 02.11.2017 (Приложение (пп. 16436 - 20775)), в газете "Волжская коммуна", N 297(30192), 16.11.2017 (Приложение (пп. 20776 - 34378)).

В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;

4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Из материалов дела следует, что обществу с ограниченной ответственностью «Адонис» на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером: площадью 5 478,20 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>.

Указанное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером , имеющим разрешенное использование: под здание с административными зданиями и выставочным павильоном.

По сведениям технического учета спорный объект является зданием с административными помещениями и выставочным павильоном, в котором располагаются коридоры, лестничные клетки, санузлы, душевая, парная, котельная, щитовая, компрессорная, венткамера, серверная, гардероб, складские помещения, лифт, подсобные и вспомогательные помещения, касса, выставочный зал, сцена, кладовая,

К помещениям офисного назначения в указанном здании относятся кабинеты, которые составляют общую площадь 567,7 кв. м., залы 81, 5 и 76,6 кв. м, к помещениям общественного питания - основное помещение (столовая) площадью 230,3 кв. м, кухня площадью 33,9 кв. м., мойки площадью 9, 3 и 11,5 кв. м..

Вместе с тем, общая площадь вышеуказанных помещений по сведениям технического учета составляет 1010,80 кв. м, (18,45% от общей площади здания ).

Из акта осмотра, выполненного 15 мая 2018 года государственным казённым учреждением Самарской области «Региональный центр недвижимости», следует, что в нежилом здании располагаются офисы составляют 426, 4 кв. м, объект общественного питания – 230,3 кв. м, выставочный зал 3 519,2 кв. м, конференц-зал - 190,2 кв. м, централизованное приемное помещение- 33,2 кв. м, комната для приема пищи - 18,5 кв. м., архив - 2,4 кв. м., склады - 129,8 кв. м., мойки- 20,8 кв. м., санузлы - 111,3 кв. м, кухонный цех - 43,6 кв.м. помещение для размещения бытовых предметов - 9,8 кв. м., оружейная комната – 7,7 кв. м, коридоры, лестницы, тамбуры - 502,7 кв. м. технические помещения - 109, 5 кв. м., комната охраны - 19,4 кв. м., помещение для размещения офисной мебели- 33,6 кв. м., мастерская - 15,7 кв. м., раздевалка - 60,1 кв. м, касса - 4,6 кв. м.

Таким образом, исходя из сведений о фактическом использовании, отраженных в акте осмотра, площадь офисных помещений, в том числе конференц-зала, архива, а также помещений, предназначенных для общественного питания, включая кухонный цех, мойки, объект общественного питания, комнату для приема пищи, составляет 932,2 кв. м (17,01 % от общей площади здания).

Доводы административного ответчика о том, что в указанном здании проходят выставки-ярмарки, что подразумевает торговлю, не могут быть приняты судом во внимание.

В силу пункта 4 статьи 2 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28 декабря 2009 года № 381- ФЗ торговым объектом является здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.

В рассматриваемом случае доказательств тому, что в спорном объекте недвижимости имеется специально оснащенное оборудование, предназначенное для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения расчетов, административным ответчиком, на котором в силу закона лежит обязанность доказать обоснованность включения объекта в Перечень, суду не предоставлено.

Согласно договора аренды о 1 февраля 2018 года выставочный зал, занимающий площадь 2 463, 4 кв. м, передан в аренду Автономной некоммерческой организации по развитию межрегионального сотрудничества «<данные изъяты>» для организации и проведения торжественного приема.

Помещение площадью 550 кв. м предоставлено в аренду обществу с ограниченной ответственностью «Выставочная компания «<данные изъяты>» для проведения выставок ( договор аренды от 19 марта 2018 года).

Суду предоставлен график проведения выставок на 2018 год, из которого следует, что на 2018 год запланировано проведение в здании международных и межрегиональных выставок, выставок-ярмарок, выставок-шоу и выставок-форумов.

Выставочно-ярмарочная деятельность урегулирована Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 53103-2008 «Деятельность выставочно-ярмарочная. Термины и определения», утверждённым приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 декабря 2008 года № 512-ст.

Данным стандартом предусмотрено, что выставочно-ярмарочная деятельность – это предпринимательская деятельность сфере выставочных услуг, осуществляемая для содействия становлению и развитию отношений торгово-экономического, научно-технического и инвестиционного сотрудничества. На выставочно-ярмарочном мероприятии, проводимом в установленные сроки и с определённой периодичностью, демонстрируются и получают распространение товары, услуги и (или) информация. По цели проведения проводятся торговые либо просветительно-познавательные выставки, по территориальному признаку - выставки с международным участием. национальные, региональные, межрегиональные; по отраслевому признаку- многоотраслевые, специализированные. В процессе проведения выставочно-ярмарочных мероприятий оказывается большой спектр основных и вспомогательных услуг как ее участникам, так и посетителям. Выставочный комплекс - это специализированная территория с расположенными на ней зданиями и ( или) сооружениями, используемыми для проведения выставок-ярмарок. Выставочная площадь - площадь, постоянно или временно используемая для проведения выставочно-ярмарочных мероприятий.

Исходя из изложенного, помещения, используемые для организации выставочно-ярмарочной деятельности, не могут быть отнесены к торговым или административным объектам.

Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что нежилое здание с кадастровым номером не соответствует критериям офисных помещений, объектов торговли, общественного питания или бытового обслуживания, предусмотренным статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

В связи с этим требование административного истца о признании недействующими Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённого Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647, в части включения в него под пунктом нежилого здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, подлежит удовлетворению.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

С учетом ограниченного срока применения оспариваемой нормы (2018 год), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемой нормы недействующей со дня принятия.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р е ш и л :

Требование общества с ограниченной ответственностью «Адонис» удовлетворить.

Признать Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647, в части включения в него под пунктом нежилого здания с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, со дня принятия.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья: Т.А.Родина