ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1417/2021 от 28.09.2021 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

к делу № 3а-1417/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 сентября 2021 года город Краснодар

Краснодарский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Цехомской Е.В.

при секретаре судебного заседания Ли И.В.

с участием прокурора Сидоровой Л.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Левиной Юлии Эрнестовны к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании недействующими нормативных правовых актов в части,

У С Т А Н О В И Л:

Левина Юлия Эрнестовна обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании недействующими в части Приказов Департамента имущественных отношений Краснодарского края:

- от 23 декабря 2016 года № 2745 в части утверждения пункта 29969 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год»,

- от 26 декабря 2017 года № 3008 в части утверждения пункта 27261 «Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год»,

- от 26 декабря 2018 года № 3043 в части утверждения пункта 30977 «Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год»,

- от 27 декабря 2019 года № 2837 в части утверждения пункта 30826 «Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год».

В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на то, что в Перечни в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включено недвижимое имущество наименование: многофункциональный комплекс, назначение: нежилое здание, общей площадью <...> кв.м, кадастровый номер <№...>, расположенное по адресу: <Адрес...>

Левина Ю.Э. является собственником вышеуказанного объекта недвижимого имущества. Административный истец указывает, что включение указанного объекта недвижимого имущества в перечень объектов недвижимого имущества противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 1.1 Закона Краснодарского края №620-К3 от 26 ноября 2003 года.

Включение данного объекта недвижимого имущества в перечень нарушает права и законные интересы административного истца, в сфере экономической деятельности, так как необоснованно возлагает обязанность по уплате налога на имущество физического лица в завышенном размере.

В судебном заседании представитель административного истца Левиной Ю.Э., действующий на основании доверенности, Зафиров С.В. на исковых требованиях настаивал, просил удовлетворить в полном объёме, указав, что ответчик неправомерно включил объект с кадастровым номером <№...> в оспариваемые Перечни, нарушив требования Налогового кодекса Российской Федерации.

Представитель административного ответчика Департамента имущественных отношений Краснодарского края по доверенности Ступак В.А. просила в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказать, пояснив, что оспариваемые приказы Департамента имущественных отношений Краснодарского края приняты в соответствии с нормами действующего законодательства, а спорный объект обоснованно включен в Перечни. В судебном заседании представитель уточнила, что для включения объекта недвижимости в оспариваемые перечни Департаментом использовано единственное основание - данные технического учета.

Прокурор Сидорова Л.Е. в судебном заседании в заключении указала, что административный иск не подлежит удовлетворению, поскольку основанием для включения объекта с кадастровым номером <№...> в оспариваемые Перечни выступили сведения, содержащиеся в документах технического учета (инвентаризации).

Технический план здания, выполненный по состоянию на 25 ноября 2016 года и представленный административным истцом в суд, не имеет правового значения для разрешения данного спора, так как был изготовлен для хозяйственной деятельности общества, на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию изменений не подавался.

Изучив доводы административного иска, отзыв, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора, суд считает административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Руководствуясь частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении настоящего административного дела, суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном иске, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме.

Проверяя полномочия Департамента имущественных отношений Краснодарского края (далее - ДИО КК) на принятие оспариваемых нормативных правовых актов (административным истцом данные полномочия не оспариваются), суд исходит из следующего.

23 декабря 2016 года принят приказ ДИО КК № 2745, которым утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, согласно приложению к данному приказу

26 декабря 2017 года принят приказ ДИО КК № 3008, которым утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2018 год, согласно приложению к данному приказу.

26 декабря 2018 года принят приказ ДИО КК № 3043, которым утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год, согласно приложению к данному приказу.

27 декабря 2019 года принят приказ ДИО КК № 2837, которым утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, согласно приложению к данному приказу.

В соответствии с пунктом «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.

Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Как указано в пункте 1 части 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Согласно части 1 статьи 2 Закона Краснодарского края от 29 апреля 2016 года № 3388-КЗ «О внесении изменений в закон Краснодарского края «О налоге на имущество организаций» уполномоченный орган исполнительной власти Краснодарского края в сфере имущественных и земельных отношений (17 ноября 2016 года № 3496-КЗ высший исполнительный орган государственной власти Краснодарского края) с учетом положений пунктов 3, 4 и 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 части 2 статьи 2 Закона Краснодарского края № 3496-КЗ уполномоченный орган исполнительной власти Краснодарского края в сфере имущественных и земельных отношений не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет в соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Как следует из пункта 3.52 Положения о Департаменте имущественных отношений Краснодарского края (далее Положение о ДИО КК), утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 23 апреля 2007 года № 345, Департамент в пределах своей компетенции осуществляет следующие функции: определяет не позднее первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций в соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет его в указанный срок в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю и размещает на своем официальном сайте или на официальном сайте администрации Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Таким образом, суд приходит к выводу, что административный ответчик по делу Департамент имущественных отношений Краснодарского края является в Краснодарском крае уполномоченным государственным органом, утверждающим перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Рассматривая вопрос о соблюдении процедуры принятия оспариваемых нормативных правовых актов, судом установлены следующие обстоятельства.

Оспариваемый Приказ от 23 декабря 2016 года № 2745 принят в соответствии с Положением о порядке определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденным приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 мая 2016 года № 752 и Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в целях определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества и об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденным приказом ДИО КК от 22 ноября 2016 года № 2444. Приказ Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 мая 2016 года № 752 утратил силу в связи с принятием приказа Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22 ноября 2016 года № 2444.

Оспариваемый Приказ от 26 декабря 2017 года № 3008 принят в соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 27 апреля 2017 года № 319 а также Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 июля 2017 года № 1548 «Об организации работы по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость».

Оспариваемый Приказ от 26 декабря 2018 года № 3043 принят в соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27 апреля 2017 года № 319, а также Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 июля 2017 года № 1548 «Об организации работы по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость».

Оспариваемый Приказ от 27 декабря 2019 года № 2837 принят в соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27 апреля 2017 года № 319, а также приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 июля 2017 года № 1548 «Об организации работы по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость».

Проекты Перечней на 2017, 2018, 2019 и 2020 годы были опубликованы на официальном сайте Департамента имущественных отношений Краснодарского края.

Таким образом, судом не установлено обстоятельств, свидетельствующих о нарушении порядка принятия оспариваемых приказов Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 23 декабря 2016 года № 2745, от 26 декабря 2017 года № 3008, от 26 декабря 2018 года № 3043 и от 27 декабря 2019 года № 2837.

Рассматривая вопрос соблюдения порядка публикации оспариваемых нормативных правовых актов, что не оспаривается административным истцом, суд исходит из следующего.

Согласно пункту 3 части 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с подпунктом «В» пункта 1 части 2 статьи Закона Краснодарского края № 3496-КЗ, уполномоченный орган исполнительной власти Краснодарского края в сфере имущественных и земельных отношений размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте администрации Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 7 июля 2011 года № 1041 «Об официальном сайте департамента имущественных отношений Краснодарского края в сети Интернет» утверждены Положение об официальном сайте Департамента имущественных отношений Краснодарского края (с изменениями на оспариваемый период); Регламент информационного наполнения официального сайта ДИО КК; Перечень информации о деятельности ДИО КК, размещаемой на официальном сайте Департамента имущественных отношений Краснодарского края. Согласно данному приказу и приложениям к ним, официальный сайт ДИО КК в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» расположен по адресу http://diok.ru.

Согласно представленным административным ответчиком документам, оспариваемые приказы опубликованы на вышеуказанном официальном сайте Департамента имущественных отношений Краснодарского края, который служит официальным источником публикаций нормативных правовых актов Департамента имущественных отношений Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

На основании выше изложенного, суд считает, что порядок публикации оспариваемых нормативно-правовых актов не нарушен.

Учитывая указанные обстоятельства, суд приходит к выводу, что оспариваемые приказы Департамента имущественных отношений Краснодарского края являются нормативными правовыми актами, изданными уполномоченным органом государственной власти, принятыми с соблюдением порядка принятия таких актов и опубликованными в установленном порядке.

Проверяя доводы административного истца о несоответствии оспариваемых нормативных правовых актов нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд установил следующее.

Федеральный законодатель, устанавливая особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимости, в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрел 4 вида недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в том числе административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1) и нежилые помещения (подпункт 2).

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ (в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона от 30 ноября 2016 года № 401-ФЗ) налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

С 1 января 2017 года Федеральным законом от 30 ноября 2016 года № 401-ФЗ статью 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации внесены изменения, согласно которым налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

- фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Таким образом, законодатель предусмотрел, что объект недвижимости может быть отнесен к объектам недвижимости в целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации при условии его соответствия любому из приведенных в части 4 указанной статьи критериев: вид разрешенного использования земельного участка; разрешенное использование или наименование помещений здания (строения, сооружения); фактическое использование здания (строения, сооружения).

Согласно пункту 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 статьи 378.2 НК РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В силу положений части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Как видно из материалов дела, Левиной Ю.Э. на праве собственности принадлежит недвижимое имущество, наименование: многофункциональный комплекс, назначение: нежилое здание, общей площадью <...> кв.м, кадастровый номер <№...>, расположенное по адресу: <Адрес...> что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 16 июля 2021 года за № КУВИ-002/2021-88572221.

В соответствии с пунктами 5, 6 Положения о порядке определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного приказом департамента от 26.05.2016 года № 752 «Об утверждении Положения о порядке определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», объект недвижимого имущества с кадастровым номером <№...> был включен в проект перечня на 2017 год в соответствии с пунктом 4 статьи 3782 НК РФ на основании сведений, содержащихся в техническом паспорте, который составлен по состоянию на 18 марта 2008 года и предусматривал размещение объектов бытового обслуживания и торговых объектов более 20% от общей площади.

Указанная позиция была изложена в судебном заседании представителем административного ответчика, действующим на основании доверенности, Ступак В.А.

Проект перечня на 2017 год был размещен 15 сентября 2016 года на официальном сайте департамента в разделе «Деятельность/Налогообложение от кадастровой стоимости/Перечень объектов недвижимого имущества.

В соответствии с пунктом 7 Положения о порядке определения перечня с даты размещения проекта перечня на официальном сайте департамента и до 15 октября 2016 года департаментом принимались заявления правообладателей об исключении принадлежащих им объектов недвижимого имущества из проекта перечня или о включении принадлежащих им объектов недвижимого имущества в проект перечня.

В установленный срок заявление об исключении из проекта перечня на 2017 год объекта недвижимого имущества с кадастровым номером <№...> не представлялось.

В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 2 Закона Краснодарского края № 3388-K3, статьей 2 Закона Краснодарского края № 3496-K3, пунктом 3.52 Положения о департаменте, пункта 9 Положения о порядке определения перечня объект включен в Перечень на 2017 год.

Перечень на 2017 год размещен на официальном сайте департамента и направлен в Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю письмом департамента от 26 декабря 2016 года № 52-38470/16-08-05.

Заявление об исключении объекта из Перечня на 2017 год не подано.

В соответствии с подпунктами 3,4 пункта 1 приказа департамента от 27 июля 2017 года № 1548 «Об организации работы по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 3782 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» объект недвижимого имущества с кадастровым номером <№...> был включен в проект перечня на 2018 год по тем же основаниям, что и в проект перечня на 2017 год.

Проект перечня на 2018 год был размещен 15 сентября 2017 года на официальном сайте департамента в разделе «Деятельность/Налогообложение от кадастровой стоимости/Перечень объектов недвижимого имущества.

В соответствии с пунктом 2 Приказа об организации работы по определению перечня с даты размещения проекта перечня на официальном сайте департамента и до 15 октября 2017 года департаментом принимались заявления правообладателей об исключении принадлежащих им объектов недвижимого имущества из проекта перечня или о включении принадлежащих им объектов недвижимого имущества в проект перечня.

В установленный срок заявление об исключении из проекта перечня на 2018 год объекта недвижимого имущества с кадастровым номером <№...> не представлялось.

В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 2 Закона Краснодарского края № 3496-K3, пунктом 3.52 Положения о департаменте, подпунктом 6 пункта 1 Приказа № 1548 объект включен в Перечень на 2018 год.

Перечень на 2018 год размещен на официальном сайте департамента и направлен в Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю письмом департамента от 27 декабря 2017 года № 52-47937/17-08-05.

В установленный срок заявление об исключении объекта из Перечня на 2018 год административным истцом не представлено.

В соответствии с подпунктом 3,4 пунктом 1 приказа департамента от 27.07.2017 года № 1548 «Об организации работы по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 3782 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» объект недвижимого имущества с кадастровым номером <№...> был включен в проект перечня на 2019 год по тем же основаниям, что и в проект перечня на 2018 год.

Проект перечня на 2019 год был размещен 14 сентября 2018 года на официальном сайте департамента в разделе «Деятельность/Налогообложение от кадастровой стоимости/Перечень объектов недвижимого имущества.

В соответствии с пунктом 2 Приказа об организации работы по определению перечня с даты размещения проекта перечня на официальном сайте департамента и до 15 октября 2018 года департаментом принимались заявления правообладателей об исключении принадлежащих им объектов недвижимого имущества из проекта перечня или о включении принадлежащих им объектов недвижимого имущества в проект перечня.

В установленный срок заявление об исключении из проекта перечня на 2019 год объекта недвижимого имущества с кадастровым номером <№...> не представлялось.

В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 2 Закона Краснодарского края № 3496-K3, пунктом 3.52 Положения о департаменте, подпунктом 6 пункта 1 Приказа № 1548 объект включен в Перечень на 2019 год.

Перечень на 2019 год размещен на официальном сайте департамента и направлен в Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю письмом департамента от 26 декабря 2018 года № 52-58203/18-08-05.

В соответствии с пунктом 2.1 Приказа № 1548 Левиной Ю.Э. в срок с 01 января 2019 года до 01 июня 2019 года не подано заявление об исключении объекта из Перечня на 2019 год.

Во исполнение подпунктов 3, 4 пункта 1 Приказа № 1548 объект включен в проект Перечня на 2020 год по тем же основаниям, что и в Перечень на 2019 год.

Проект перечня на 2020 год был размещен 13 сентября 2019 года на официальном сайте департамента в разделе «Деятельность/Налогообложение от кадастровой стоимости/Перечень объектов недвижимого имущества.

В соответствии с пунктом 2 Приказа об организации работы по определению перечня с даты размещения проекта перечня на официальном сайте департамента и до 15 октября 2019 года департаментом принимались заявления правообладателей об исключении принадлежащих им объектов недвижимого имущества из проекта перечня или о включении принадлежащих им объектов недвижимого имущества в проект перечня.

В установленный срок заявление об исключении из проекта перечня на 2020 год объекта недвижимого имущества с кадастровым номером <№...> не представлялось.

В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 2 Закона Краснодарского края № 3496-K3, пунктом 3.52 Положения о департаменте, подпунктом 6 пункта 1 Приказа № 1548 объект включен в Перечень на 2020 год.

Перечень на 2020 год размещен на официальном сайте департамента и направлен в Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю письмом департамента от 27 декабря 2019 года № 52-52705/19-08-05.

В соответствии с пунктом 2.1 Приказа № 1548 административным истцом не подано заявление об исключении объекта из Перечня на 2020 год.

Таким образом, спорный объект включен в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2017, 2018, 2019 и 2020 год исходя из сведений, содержащихся в техническом паспорте, составленном по состоянию на 18 марта 2008 года.

Суд, изучив материалы дела, приходит к выводу о том, что установленные по делу обстоятельства позволяли правомерно включить объект недвижимого имущества с кадастровым номером <№...> в Перечни на 2017, 2018, 2019 и 2020 год.

Согласно пунктам 14, 38, 110 – 112 «ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения», утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 августа 2013 года № 528-ст, торговым объектом является здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.

Под торговой площадью торгового предприятия понимается площадь торговых помещений торгового предприятия. Торговым помещением предприятия розничной торговли признается часть помещения розничного торгового предприятия, включающая торговый зал и помещения для оказания услуг. При этом к торговым помещениям не относится административно-бытовые помещения, а также помещения для приёмки, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не осуществляют обслуживание покупателей.

Торговый зал предприятия розничной торговли – это специально оборудованная основная часть торгового помещения предприятия розничной торговли, предназначенная для обслуживания покупателей. При этом часть торгового зала торгового предприятия (торгового объекта) может использоваться для создания необходимого торгового запаса (складирования запаса), предназначенного для обеспечения бесперебойной торговли.

Судом установлено, что нежилое помещение, с кадастровым номером <№...>, общей площадью <...> кв.м., расположенное по адресу: <Адрес...>, используется административным истцом в соответствии с его наименованием.

В соответствии с пунктом 3 Порядка, утвержденного приказом ДИО КК Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22 ноября 2016 года № 2444, в срок до 15 сентября года, предшествующего очередному налоговому периоду ( п. 2), вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется Департаментом в отношении в том числе отдельно стоящих зданий, соответствие которых назначению, предусмотренному подпунктом 2 пункта 1, подпунктами 3,4,4.1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, невозможно определить на основании сведений государственного кадастра недвижимости, и (или) кадастровых паспортов, и (или) документов технического учета (инвентаризации).

Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 27 апреля 2017 года № 319 пункт 4. Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется Уполномоченным органом в отношении отдельно стоящих зданий (строений, сооружений) и помещений, соответствие которых назначению, предусмотренному подпунктом 2 пункта 1, пунктами 3, 4, 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, невозможно определить на основании сведений о назначении, разрешенном использовании или наименовании помещений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, или документов технического учета (инвентаризации), а также в отношении объектов недвижимого имущества, выездное обследование которых проведено по поручению судебных органов или прокуратуры.(в ред. Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 08.10.2019 N 678).

Законодательно предусмотрена обязанность уполномоченного органа определять вид фактического использования в случае, если невозможно его установить на основании сведений о назначении, разрешенном использовании или наименовании помещений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, или документов технического учета (инвентаризации).

Вместе с тем, согласно техническому паспорту на объект недвижимого имущества с кадастровым номером <№...>, подготовленному Филиалом ГУП КК «Крайтехинвентаризация» по городу-курорту Анапа от 18 марта 2008 года, в здании расположены помещения с назначением (наименованием) «торговый зал» - более 20 % от общей площади здания, «мастерская», «трансформаторная», «сан. узел» и другие.

Доводы административного истца, изложенные в письменных возражениях представителя административного истца по доверенности Штомпель А.Н. о незаконности отнесения спорного объекта на основании сведений ЕГРН (ГКН), в том числе о виде разрешенного использования земельного участка суд полагает необоснованными, так как в судебном заседании представителем административного ответчика заявлено, что основанием для включения спорного объекта в оспариваемые перечни послужили только сведения, содержащиеся в документах технического учета.

Технический план объекта недвижимого имущества с кадастровым номером <№...>, подготовленный кадастровым инженером Пономаревой Н.И., работником организации СРО А СРО «ОКИ», от 25 ноября 2016 года и представленный административным истцом в материалы дела, по мнению суда не может служить актуальным документом технического учета, не смотря на то, что он содержит сведения, согласно которым в здании содержатся помещения с назначением «нежилое помещение», «сан. узел», «балкон», «лестничная площадка», что не предусматривает размещения в нем объектов, попадающих под действие статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Анализом указанного документа установлено, что он изготовлен в связи с изменением сведений о здании с кадастровым номером <...>, а именно исправлении ошибки в наименовании здания. Указанный технический план был представлен в материалы административного дела при рассмотрении административного иска Левиной Ю.Э. об оспаривании отказа органа кадастрового учета внести изменения в дополнительные сведения об объекте недвижимости, в том числе о наименовании объекта недвижимости.

Налоговый Кодекс РФ к документам, определяющим назначение объектов недвижимого имущества, относит документы технического учета (инвентаризации).

Пунктом 7 Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 № 921 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства» (далее - Положение о техническом учете), установлено, что по результатам технической инвентаризации на каждый объект капитального строительства оформляется технический паспорт, форма которого и состав включаемых в него сведений устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации.

Технический учет без осуществления технической инвентаризации осуществлялся в соответствии Положением о техническом учете на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, поэтажного плана объекта капитального строительства с указанием размеров и экспликации помещений и ситуационного плана размещения объекта капитального строительства в границах земельного участка, оформляемых в соответствии с установленными требованиями к подготовке графической части соответствующего раздела проектной документации на такой объект капитального строительства.

Положением о техническом учете предусмотрено осуществление технического учета и технической инвентаризации организациями (органами) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации.

Вышеуказанное Постановление Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 № 921, которым было утверждено Положение о техническом учете, признано утратившим силу Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 546 «О признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства».

В переходный период применения Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» применялся Порядок осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период применения Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 14.10.2011 № 577, согласно которому для государственного учета необходимы следующие документы: технический план объекта учета (при постановке на учет, учете изменений, за исключением государственного учета в связи с изменением указанных в подпунктах 6, 8 - 11, 13, 16 пункта 14 Порядка сведений); акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта учета (при снятии с учета такого объекта учета); копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом изменение назначения здания, помещения или сооружения, наименования сооружения (при государственном учете в связи с изменением указанных в подпунктах 10, 11, 13, 16 пункта 14 Порядка сведений о таком здании, помещении или сооружении), которым относятся разрешения на ввод в эксплуатацию, решения о переводе объектов в нежилые (жилые).

Вместе с тем, назначение помещений спорного здания, указанное в документе технического учета (инвентаризации), техническом паспорте от 18 марта 2008 года предусматривает размещение в нем объектов бытового обслуживания, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

При включении здания в Перечни административный ответчик правомерно руководствовался сведениями, содержащимися в техническом паспорте от 18 марта 2008 года, согласно которому в здании расположены помещения с назначением «торговый зал» - более 20 % от общей площади здания, «мастерская», «трансформаторная», «сан. узел» и другие.

Указанная норма содержится в законе и подлежит обязательному применению, в связи с чем, доводы представителя административного истца о намерении законодателя внесения изменений в налоговое законодательство в части исключения документов технического учета (инвентаризации), как основания включения объектов нежилого имущества в перечень объектов административно-делового назначения, суд расценивает как не основанные на законе.

Верховный Суд Российской Федерации в своем апелляционном определении от 15 мая 2019 года № 19-АПА19-6 указал, что с 1 января 2013 года для целей осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости проведение технической инвентаризации и изготовление технических паспортов таких объектов недвижимости не предусмотрено действующим законодательством.

Учитывая, что технический план, представленный административным истцом, принят по состоянию на 25 ноября 2016 года, был изготовлен и использовался в хозяйственной деятельности общества, на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию изменений в уполномоченный орган представлен не был, и использовался исключительно при обращении в Советский районный суд города Краснодара, с требованием внести изменения в наименование нежилого здания с кадастровым номером <№...>, он не может являться допустимым доказательством по делу, документом технического учета (инвентаризации) и не может подтверждать назначение объекта требованиям статьи 378.2 НК РФ.

Таким образом, суд считает, что сведения, содержащиеся в технической документации, позволяли административному ответчику включить спорное здание в обжалуемые Перечни.

Учитывая приведенные обстоятельства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что Департамент имущественных отношений Краснодарского края правомерно включил объект недвижимого имущества с кадастровым номером <№...> в Перечни на 2017, 2018, 2019 и 2020 год на основании информации, которая содержалась в технической документации, что отвечает требованиям, установленным законодателем в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации для отдельных объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

С учетом изложенного, суд считает административные исковые требования Левиной Ю.Э. не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 215-217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Левиной Юлии Эрнестовны к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании нормативных правовых актов недействующими в части - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Краснодарский краевой суд в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 08 октября 2021 года.

Судья Краснодарского

краевого суда Е.В. Цехомская