Дело № 3а-141/16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Приморский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Римского Я.А.,
при секретаре Петровой Е.В.,
с участием прокурора Нишоновой Ф.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бурим М.Ю. к Муниципальному комитету Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района Приморского края, заинтересованное лицо администрация Ярославского городского поселения о признании не действующими пункты 2 и 3 Решения муниципального комитета Ярославского городского поселения от 21 мая 2015 года № 278 «О внесении изменений в Решение муниципального комитета Ярославского городского поселения от 26 февраля 2015 года № 260 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, а также правила, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящихся в собственности Ярославского городского поселения и предоставленные в аренду без торгов» и об утверждении корректирующих коэффициентов, применяемых в расчёте размера арендой платы за пользование земельными участками, находящимся в собственности Ярославского городского поселения» со дня его принятия,
у с т а н о в и л:
Бурим М.Ю. обратилась в Хорольский районный суд Приморского края с административным исковым заявлением о признании не действующими пункты 2 и 3 Решения муниципального комитета Ярославского городского поселения от 21 мая 2015 года № 278 «О внесении изменений в Решение муниципального комитета Ярославского городского поселения от 26 февраля 2015 года № 260 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, а также правила, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Ярославского городского поселения и предоставленные в аренду без торгов» и об утверждении корректирующих коэффициентов, применяемых в расчёте размера арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в собственности Ярославского городского поселения» (далее – Решение от 21 мая 2015 года № 278) со дня его принятия. В обоснование заявленных требований указала, что на основании постановления администрации Хорольского муниципального района от 17 ноября 2009 года № 393 «О предоставлении в аренду Бурим М.Ю. земельного участка» ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Хорольского муниципального района и Бурим М.Ю. был заключён договор аренды № земельного участка для производственных нужд, из земель промышленности площадью ... кв.м., кадастровый номер ..., находящийся примерно в <адрес>. Срок аренды был установлен с ... по .... Согласно пункту 3.1. договора размер арендной платы в год составляет - ... рублей. 23 августа 2011 года Решением муниципального комитета Ярославского городского поселения № 52 утверждена Методика расчёта размера арендной платы за пользование земельными участками на территории Ярославского городского поселения, а также величина корректирующего коэффициента в размере - 1,2, для земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок. Решением от 21 мая 2015 года № 278 внесены изменения в Порядок определения размера арендной платы, утверждённый Решением муниципального комитета Ярославского городского поселения от 26 февраля 2015 года № 260. Пунктом 2 данного Решения утверждены прилагаемые величины корректирующих коэффициентов, применяемых в расчёте размера арендной платы за пользование земельными участками, находящимся в собственности Ярославского городского поселения. Кроме того пунктом 3 признаны утратившим силу пункты 1 и 2 Решения муниципального комитета от 23 августа 2011 года № 52 «Об утверждении Методики расчёта размера арендной платы за пользование земельными участками на территории Ярославского городского поселения». В результате принятия указанного решения годовой размер арендной платы составил сумму - ... рублей ... копеек. Считает, что оспариваемое Решение принято незаконно, без обосновывающих расчётов и в нарушение вышестоящих нормативно-правовых актов, кроме того противоречит основным принципам определения арендной платы, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (далее - Постановление Правительства РФ от 16 июля 2009 года № 582). Просит признать не действующими пункты 2 и 3 Решения от 21 мая 2015 года № 278 со дня его принятия, поскольку оспариваемое решение нарушает права административного истца на осуществление предпринимательской деятельности и получении прибыли, в связи с изменением Величины корректирующего коэффициента, применяемого в расчёте размера арендной платы за использование земельного участка.
Определением Хорольского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ, настоящее административное дело передано на рассмотрение в Приморский краевой суд с учётом подсудности, определённой статьёй 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В ходе рассмотрения административного дела по существу в Приморском краевом суде, административный истец Бурим М.Ю. дополнила основания заявленных требований, указав, что по вопросам, касающимся государственной и муниципальной собственности проводится антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов, проект Решения от 21 мая 2015 года № 278 обязательную антикоррупционную экспертизу не проходил. Кроме того, данное решение противоречит всем пунктам статьи 6, пункту 5 статьи 11 Федерального закона № 209 от 24 июля 2009 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», поскольку необоснованное увеличение корректирующего коэффициента, влечёт не только уменьшение доли производимых Бурим М.Ю. товаров, ухудшение условий для развития, но и предполагает сокращение рабочих мест.
Административный истец Бурим М.Ю., в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения административного дела была извещена надлежащим образом. Согласно имеющейся телефонограмме, просила рассмотреть административное дело в её отсутствие.
В судебном заседании представитель Бурим М.Ю. – адвокат ... заявленные требования поддержал в полном объёме по основаниям и доводам, изложенным в административном исковом заявлении, заявлении о дополнении к административному исковому заявлению. По существу пояснил, что муниципальный нормативный акт в отсутствие антикоррупционной экспертизы является незаконным. Повышающий корректирующий коэффициент, оспариваемый административным истцом, напрямую влияет на размер арендной платы, в связи с чем необходимо экономическое обоснование при его утверждении. Полномочия Муниципального комитета Ярославского городского поселения по принятию оспариваемого решения, а также размер ставки земельного налога Бурим М.Ю., не оспаривается.
Представитель Муниципального комитета Ярославского городского поселения – ФИО8 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, представила письменные возражения. По существу указала, что указанные административным истцом факты никак не подпадают под действие коррупциогенных факторов, установленных законом. Напротив административный истец пытается узаконить коррупциогенные факторы, путём предоставления выгоды при получения имущества в аренду вопреки законным интересам общества и муниципалитета, в нарушение принципа запрета необоснованных предпочтений, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582. Оспариваемое решение 10 июня 2015 года было направлено в Правовой департамент Приморского края, каких-либо замечаний по указанному решению от департамента в адрес администрации Ярославского городского поселения не поступало. Размер определённой, на основании указанного решения, арендной платы за земельный участок более чем в два раза налог за землю не превышает. Решение от 21 мая 2015 года № 278 принято в соответствии с частью 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ). Корректирующие коэффициенты утверждены по предложению главы администрации Ярославского городского поселения. Экономическое обоснование корректирующего коэффициента не проводилось.
Представитель заинтересованного лица администрации Ярославского городского поселения в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения административного дела был извещён надлежащим образом, суду представил заявление, в котором просил рассмотреть административное дело в его отсутствие, в удовлетворении заявленных требованиях отказать, в представленных ранее возражениях указал, что с 1 марта 2015 года арендная плата определяется на основании постановления администрации Приморского края от 11 марта 2015 года № 75-па, которым утверждён Порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также постановления Администрации Приморского края от 30 декабря 2011 года № 347-па «О результатах государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Приморского края». В целях выполнения вышеуказанных норм Решением от 21 мая 2015 года № 278 был утверждён Порядок определения размера арендной платы и установлены коэффициенты определения размера арендной платы. Данное решение опубликовано в газете «Газета Горизонт» 6 июня 2015 года. Органом местного самоуправления полномочия по принятию нормативно-правового акта, установленные законом не превышались.
Выслушав представителя административного истца – адвоката ... представителя муниципального комитета Ярославского городского поселения – ... исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Нишоновой Ф.А., полагавшей, что административное исковое заявление Бурим М.Ю. подлежит удовлетворению, кроме того необходимо признать недействительным пункт 4 указанного решения, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта, суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются.
В соответствии со статьёй 35 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ, пункту 1 части 1 статьи 17 Устава Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района муниципальный комитет Ярославского городского поселения является представительным органом муниципального образования, в полномочия которого входит принятие решения по вопросу определения порядка управления распоряжения имуществом.
Как установлено в суде и подтверждается материалами дела на основании постановления администрации Хорольского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ... «О предоставлении в аренду Бурим М.Ю. земельного участка» ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Хорольского муниципального района и Бурим М.Ю. был заключён договор аренды № земельного участка для производственных нужд, из земель промышленности площадью ... кв.м., кадастровый номер ..., находящийся примерно в <адрес> Срок аренды установлен с ... по ....
Решением муниципального комитета Ярославского городского поселения Хорольского муниципального района от 23 августа 2011 года № 52 «Об утверждении Методики расчёта размера арендной платы за пользование земельными участками на территории Ярославского городского поселения», а именно пунктом 1 утверждена Методика расчёта размера арендной платы за пользование земельными участками на территории Ярославского городского поселения, пунктом 2 определена величина корректирующего коэффициента 1,2 для земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
Решением муниципального комитета Ярославского городского поселения от 26 февраля 2015 года № 260 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, а также правила, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Ярославского городского поселения и предоставленные в аренду без торгов» утверждён Порядок определения размера арендной платы, а также правила, условия и сроки внесения арендной платы за земельный участок, находящийся в собственности Ярославского городского поселения и предоставленные в аренду без торгов.
Решением от 21 мая 2015 года № 278 внесены изменения в Порядок определения размера арендной платы, а также правила, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Ярославского городского поселения и предоставленные в аренду без торгов.
Пунктом 2 данного решения утверждены прилагаемые величины корректирующих коэффициентов, применяемых в расчёте размера арендной платы за пользование земельными участками, находящимся в собственности Ярославского городского поселения, согласно которым величина корректирующего коэффициента с учётом вида разрешённого использования земельного участка: размещение производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок составляет 1,6. Кроме того пунктом 3 признаны утратившими силу пункты 1 и 2 Решения муниципального комитета от 23 августа 2011 года № 52 «Об утверждении Методики расчёта размера арендной платы за пользование земельными участками на территории Ярославского городского поселения».
Решение от 21 мая 2015 года № 278 опубликовано в газете «Газета Горизонт», № 22 (460) от 6 июня 2015 года.
Таким образом, Решение от 21 мая 2015 года № 278 принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, опубликовано в установленном законом порядке и по этим основаниям не обжалуется.
В силу статей 3, 4 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» № 172-ФЗ от 17 июля 2009 года прокуроры в ходе осуществления своих полномочий проводят антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов органов, организаций, их должностных лиц по вопросам, касающимся государственной и муниципальной собственности. Выявленные в нормативных правовых актах коррупциогенные факторы отражаются в требовании прокурора об изменении нормативного правового акта или в обращении прокурора в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
Что касается отсутствия антикоррупционной экспертизы проекта Решения от 21 мая 2015 года № 278, то доводы административного истца Бурим М.Ю., о её необходимости основаны на законодательстве. Вместе с тем, отсутствие такой экспертизы не является основанием для признания нормативного правового акта не действующим, так как не свидетельствует о существенном нарушении процедуры принятия акта, тем более, что наличие каких-либо коррупциогенных факторов в данном случае не усматривается.
В обоснование заявленных требований, Бурим М.Ю. ссылается на то, что после принятия оспариваемого решения значительно увеличился размер арендной платы за указанный земельный участок, что подтверждается приложением к дополнительному соглашению № 1 к договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № 57, согласно которому размер годовой арендной платы составил – ... рублей ... копеек. Данный факт, свидетельствует о том, что оспариваемым постановлением затрагиваются права и законные интересы административного истца.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 4 статьи 22 Земельного кодекса РФ размер арендной платы определяется договором аренды.
Как следует из подпункта 2 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Приморского края, предоставленные в аренду без проведения торгов, утверждён Постановлением Администрации Приморского края от 11 марта 2015 года № 75-па «О Порядке определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Приморского края, предоставленных в аренду без проведения торгов», которое действует в редакции Постановления Администрации Приморского края от 11 августа 2016 года № 376-па.
Согласно пункту 4 указанного Порядка размер арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, рассчитывается по формуле:
А = К x Сап, где:
А - размер арендной платы за использование земельного участка, рублей в год;
К - кадастровая стоимость передаваемого в аренду земельного участка, определяемая в соответствии с земельным законодательством российской Федерации;
Сап - ставка арендной платы за использование земельного участка;
Ставка арендной платы за использование земельного участка устанавливается равной ставке, принятой для земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Согласно пункту 1.1. Решения от 21 мая 2015 года № 278 размер арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ярославского городского поселения, рассчитывается по формуле:
А = К x Сап, где:
А - размер арендной платы за использование земельного участка в год, рублей;
К - кадастровая стоимость передаваемого в аренду земельного участка;
Сап - ставка арендной платы за использование земельного участка, %;
Ставка арендной платы за использование земельного участка (Сап ) рассчитывается по формуле:
Сап = Сзн x Ккор, где:
Сзн – ставка земельного налога, %;
Ккор – корректирующий коэффициент.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно указанному постановлению, арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из принципа экономической обоснованности, принципа предсказуемости расчёта размера арендной платы, принципа предельно допустимой простоты расчёта арендной платы, принципа недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, принципа учёта необходимости поддержки социально значимых видов деятельности и принципа запрета необоснованных предпочтений.
Вместе с тем в суде установлено и не отрицалось представителем административного ответчика в судебном заседании экономическое обоснование в соответствии с анализом и оценкой экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельного участка, утверждённых, пунктом 2 Решения от 21 мая 2015 года № 278, Величин корректирующих коэффициентов, применяемых при расчёте размера арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в собственности Ярославского городского поселения отсутствует. Это обстоятельство свидетельствуют о произвольном определении административным ответчиком спорного корректирующего коэффициента, несоблюдении при принятии оспариваемого решения представительным органом местного самоуправления принципа экономической обоснованности.
Утверждение муниципальным комитетом Ярославского городского поселения оспариваемой величины корректирующего коэффициента в размере 1,6, повлекшее увеличение арендной платы, без соблюдения принципа экономической обоснованности при определении её размера, свидетельствует о нарушении представительным органом положений Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582, имеющего большую юридическую силу.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ суд удовлетворяет заявленные требования, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признаётся не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определённой судом даты.
Как следует из разъяснений, содержащиеся в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», согласно которому если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Сообщение о принятии решения по делу должно быть опубликовано в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт.
Решение от 21 мая 2015 года № 278, пунктом 1.1 которого были внесены изменения в Порядок определения размера арендной платы, а также правила, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Ярославского городского поселения и предоставленные в аренду без торгов, утверждённые Решением муниципального комитета Ярославского городского поселения от 26 февраля 2015 года № 260 и определена формула для расчёта размера арендной платы, было принято во исполнение постановления Администрации Приморского края от 11 марта 2015 года № 75-па «О Порядке определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Приморского края, предоставленных в аренду без проведения торгов».
Таким образом, органом местного самоуправления обоснованно приняты пункты 3, 4 Решения от 21 мая 2015 года № 278, которыми признаны утратившими силу пункт 1 и пункт 2 Решения Муниципального комитета от 23 августа 2011 года № 52 «Об утверждении Методики расчёта размера арендной платы за пользование земельными участками на территории Ярославского городского поселения», а также признано утратившим силу Решение муниципального комитета от 18 ноября 2011 года № 70 «О внесении изменений в решение муниципального комитета от 23 августа 2011 года № 52 «Об утверждении Методики расчёта размера арендной платы за пользование земельными участками на территории Ярославского городского поселения». Оснований для признания не действующими пунктов 3, 4 Решения от 21 мая 2015 года № 278 не имеется. Кроме того, непосредственно административный истец по существу не оспаривает формулу расчёта размера арендной платы и наличие в ней коорректирующего коэффициента, указывая лишь на несогласие с размером данного корректирующего коэффициента.
руководствуясь статьями 175, 178, 179, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление Бурим М.Ю. удовлетворить частично.
Признать не действующим со дня вступления в законную силу решения суда пункт 2 Решения муниципального комитета Ярославского городского поселения от 21 мая 2015 года № 278 «О внесении изменений в Решение муниципального комитета Ярославского городского поселения от 26 февраля 2015 года № 260 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, а также правила, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящихся в собственности Ярославского городского поселения и предоставленные в аренду без торгов» и об утверждении корректирующих коэффициентов, применяемых в расчёте размера арендой платы за пользование земельными участками, находящимся в собственности Ярославского городского поселения».
В остальной части в удовлетворении административного искового заявления отказать.
Обязать муниципальный комитет Ярославского городского поселения опубликовать сообщение о решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу в официальном печатном издании «Газета Горизонт».
На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Приморский краевой суд.
Судья Я.А. Римский