ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-141/2016 от 28.06.2016 Тамбовского областного суда (Тамбовская область)

Дело № 3а-141/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 июня 2016 года город Тамбов

Тамбовский областной суд

В составе председательствующего судьи Гурулевой Т.Е.,

при секретаре Орловой А.Д.,

с участием адвоката Кудриной Е.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Иванова ФИО7 к Управлению Росреестра по Тамбовской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Тамбовской области, администрации Тамбовской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,

УСТАНОВИЛ:

Иванов В.А. 31.12.2015 г., согласно почтовому штемпелю на описи вложения от 31.12.2015 г., обратился в Тамбовский областной суд с административным иском к Управлению Росреестра по Тамбовской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Тамбовской области, администрации Тамбовской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, указав в обоснование своих требований следующее.

Иванову В.А. на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами:

- ***, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: предназначенный для размещения гаражей и автостоянок, площадью *** кв. м, расположенный по адресу: ***,

- ***, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, площадью *** кв. м, расположенный по адресу: ***,

- ***, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, площадью *** кв. м, расположенный по адресу: ***,

- ***, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, площадью *** кв. м, расположенный по адресу: ***,

- ***, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: под производственное строение предприятия транспорта литер Д, площадью *** кв. м, расположенный по адресу: ***,

- ***, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: жилые дома квартирного типа от 9 и более этажей, площадью *** кв. м, расположенный по адресу: ***,

- ***, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: жилые дома квартирного типа от 9 и более этажей, площадью *** кв. м, расположенный по адресу: ***.

В отношении земельных участков с кадастровыми номерами: ***, ***, ***, ***, *** по состоянию на 01 января 2014 года была установлена кадастровая стоимость, с которой административный истец не согласен, полагает ее размер завышенным, нарушающим его права как плательщика земельного налога.

Государственная кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами *** и ***определена актом ФГБУ «ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Тамбовской области от 22 декабря 2014 года по состоянию на 22 декабря 2014 года и составляет: земельного участка с кадастровым номером *** - *** руб.; земельного участка с кадастровым номером ***- *** руб.

В административном исковом заявлении Иванов В.А. просит установить кадастровую стоимость принадлежащих ему земельных участков с кадастровыми номерами: ***, ***, ***, ***, *** равной их рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2014 г., земельных участков с кадастровыми номерами *** и ***по состоянию на 22.12.2014 г. в размере, определенном независимым оценщиком.

Определением суда от 1 марта 2016 г., вынесенным в протокольной форме, изменено процессуальное положение Управления Росреестра по Тамбовской области с заинтересованного лица на административного ответчика.

В судебном заседании адвокат Кудрина Е.Л. административные исковые требования уточнила, просила установить кадастровую стоимость принадлежащих Иванову В.А. земельных участков равной их рыночной стоимости в размере, определенном в заключении судебного эксперта. Административные исковые требования с учетом уточнения поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о дате и времени судебного заседания должным образом.

С учетом положений ч.4 ст.247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.

В своих письменных отзывах административные ответчики Управление Росреестра по Тамбовской области и филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тамбовской области, не оспаривая право административного истца на предъявление настоящего административного иска и определенные оценщиком размеры рыночной стоимости земельных участков, указали о том, что не осуществляли государственную кадастровую оценку, в связи с чем, считают себя ненадлежащими ответчиками по делу и возражают против предъявленных к ним требованиям по процессуальным основаниям.

Выслушав объяснения представителя административного истца и исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» юридическое лицо вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты его права и обязанности.

Из материалов дела следует, что Иванову В.А. по состоянию на 01 января 2015 на праве собственности принадлежали земельные участки:

- ***, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: предназначенный для размещения гаражей и автостоянок, площадью *** кв. м, расположенный по адресу: ***,

- ***, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, площадью *** кв. м, расположенный по адресу: ***,

- ***, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, площадью *** кв. м, расположенный по адресу: ***,

- ***, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, площадью *** кв. м, расположенный по адресу: ***,

- ***, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: под производственное строение предприятия транспорта литер Д, площадью *** кв. м, расположенный по адресу: ***,

- ***, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: жилые дома квартирного типа от 9 и более этажей, площадью *** кв. м, расположенный по адресу: ***,

- ***, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: жилые дома квартирного типа от 9 и более этажей, площадью *** кв. м, расположенный по адресу: ***.

Земельные участки с кадастровыми номерами *** и *** решением собственника от 28 апреля 2015 года были перераспределены с образованием новых участков с кадастровыми номерами *** и *** вследствие чего сняты с кадастрового учета.

Земельные участки с кадастровыми номерами *** и *** решением собственника от 28 апреля 2015 года были объединены с образованием нового земельного участка с кадастровым номером ***, вследствие чего сняты с регистрационного учета.

Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

В соответствии со ст.390 Налогового кодекса РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

В 2015 году указанные в административном исковом заявлении земельные участки находились в собственности административного истца. В соответствии со ст.397 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате земельного налога за 2015 год у административного истца возникает в 2016 году, налог подлежит уплате до 01 декабря 2016 года, и до настоящего момента срок уплаты земельного налога за 2015 год не истек.

Следовательно, административный истец вправе оспаривать кадастровую стоимость всех указанных в административном иске земельных участков.

В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ).

На основании части 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (статья 24.15 вышеназванного Закона).

Государственная кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2014 года утверждена постановлением администрации Тамбовской области от 28.11.2014 года № 1498 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области» с кадастровыми номерами:

- *** - *** рублей 60 копеек,

- ****** рублей 20 копеек,

- ****** рублей 30 копеек,

- ****** рублей 60 копеек,

- ****** рублей 70 копеек.

Государственная кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами *** и ***определена актом ФГБУ «ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Тамбовской области от 22 декабря 2014 года по состоянию на 22 декабря 2014 года и составляет: земельного участка с кадастровым номером *** - *** руб.; земельного участка с кадастровым номером ***- *** руб.

Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются копиями свидетельств о государственной регистрации права, кадастровыми справками, никем не оспариваются.

В обоснование своих доводов о завышении установленной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** административный истец представил отчет об определении рыночной стоимости имущества № 01/15 от 09 сентября 2015 г., составленный оценщиком Кудриным О.Э. – членом НП СРО «Международная палата оценщиков», согласно которому рыночная стоимость названного земельного участка по состоянию на 01 января 2014 года составляет *** руб.

В обоснование своих доводов о завышении установленной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** административный истец представил отчет об определении рыночной стоимости имущества № 02/15 от 09 сентября 2015 г., составленный оценщиком Кудриным О.Э. – членом НП СРО «Международная палата оценщиков», согласно которому рыночная стоимость названного земельного участка по состоянию на 01 января 2014 года составляет *** руб.

В обоснование своих доводов о завышении установленной кадастровой стоимости земельных участков с кадастровым номером *** и *** административный истец представил отчет об определении рыночной стоимости имущества № 05/15 от 20 октября 2015 г., составленный оценщиком Кудриным О.Э. – членом НП СРО «Международная палата оценщиков», согласно которому рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 22 декабря 2014 года составляет: земельного участка с кадастровым номером ****** руб., земельного участка с кадастровым номером ****** руб.

В обоснование своих доводов о завышении установленной кадастровой стоимости земельных участков с кадастровым номером *** и *** административный истец представил отчет об определении рыночной стоимости имущества № 06/15 от 25 октября 2015 г., составленный оценщиком Кудриным О.Э. – членом НП СРО «Международная палата оценщиков», согласно которому рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 01 января 2014 года составляет: земельного участка с кадастровым номером ****** руб., земельного участка с кадастровым номером ****** руб.

В обоснование своих доводов о завышении установленной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** административный истец представил отчет об определении рыночной стоимости имущества № 08/15 от 01 декабря 2015 г., составленный оценщиком Кудриным О.Э. – членом НП СРО «Международная палата оценщиков», согласно которому рыночная стоимость названного земельного участка по состоянию на 01 января 2014 года составляет *** руб.

Все вышеуказанные отчеты получили положительное экспертное заключение НП СРО «Международная палата оценщиков».

В связи с наличием недостатков отчетов по ходатайству административного истца определением суда от 05 мая 2016 года по делу была назначена судебная экспертиза.

Согласно заключению эксперта АНКО «Тамбовский центр судебных экспертиз» Тарасова С.В. под номером 794/50 от 10.06.2016 года, вышеуказанные отчеты об оценке земельных участков, составленные оценщиком Кудриным О.Э. – членом НП СРО «Международная палата оценщиков», не соответствуют требования законодательства РФ об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности соответствует. При этом судебный эксперт определил рыночную стоимость земельных участков административного истца, которая составляет

- земельного участка с кадастровым номером *** по состоянию на 01 января 2014 года- *** руб.,

- земельного участка с кадастровым номером *** по состоянию на 01 января 2014 года – *** руб.,

- земельного участка с кадастровым номером *** по состоянию на 01 января 2014 года - *** руб.,

- земельного участка с кадастровым номером *** по состоянию на 01 января 2014 года – *** руб.,

- земельного участка с кадастровым номером *** по состоянию на 01 января 2014 года – *** руб.,

- земельного участка с кадастровым номером *** по состоянию на 22 декабря 2014 года – *** руб.,

- земельного участка с кадастровым номером *** по состоянию на 22 декабря 2014 г. – *** руб.

Оснований не доверять представленному заключению экспертизы у суда не имеется, поскольку оно является допустимым по делу доказательством, эксперт, являющийся специалистом в области оценочной деятельности и имеющий длительный стаж оценочной и экспертной работы, предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.

При проведении экспертизы эксперт руководствовался, в том числе нормами действующего законодательства, в том числе Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и федеральных стандартов оценки.

Экспертное заключение содержит всю необходимую информацию, идентифицирующую объекты оценки, их количественные и качественные характеристики.

В экспертном заключении имеются ссылки на источники информации, используемой при проведении оценки, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки.

Экспертом при определении рыночной стоимости земельных участков применялся сравнительный подход, метод сравнения продаж, аналогичные подходу и методу, применяемых оценщиком при составлении отчета.

При этом экспертом учтены выявленные при составлении оценщиком отчета нарушения и подобраны объекты-аналоги, основные характеристики которых (местоположение, цена, имущественные права и правовой режим земельного участка) подтверждены и которые сопоставимы с объектами оценки.

По основным ценообразующим параметрам для объектов-аналогов произведены корректировки, учитывающие характер и степень отличия каждого аналога от объекта оценки, в экспертном заключении имеются описание и расчет корректировок.

Выводы эксперта содержат информацию, необходимую для выяснения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Возражений и допустимых доказательств, опровергающих выводы эксперта, суду не представлено. Правом ходатайствовать о назначении дополнительной или повторной судебной экспертизы участвующие в деле лица не воспользовались.

В пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что суд на основании имеющихся в деле доказательств, вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.

К числу таких доказательств в силу положений главы 6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации относится и заключение судебной экспертизы по делу.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что обоснованность требований административного истца, уточнившего размер рыночной стоимости каждого из участков, который просит установить в качестве кадастровой стоимости согласно заключению эксперта, нашла подтверждение в ходе судебного разбирательства, административный иск подлежит удовлетворению.

Доводы Управления Росреестра по Тамбовской области и филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тамбовской области о том, что они являются ненадлежащими ответчиками по делу, поскольку не имеют никакого отношения к государственной кадастровой оценке земельных участков административного истца, несостоятельны и противоречат положениям ст.24.11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»; п. 1 и п. 5 Положения о Росреестре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 г. № 457; п. 1, п. 7 Положения об Управлении Росреестра по Тамбовской области, утвержденного Приказом Росреестра от 28.10.2009 г. № 327; Приказов Росреестра от 11.03.2010 г. № П/93, от 12.05.2015 г. № П/210; п.1, п.12 Устава ФГБУ «ФКП Росреестра», утвержденного приказом Росреестра от 01.09.2011 г. № П/331; подп.11 п.2 ст.7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», согласно которым названные государственные органы осуществляют функции по государственной кадастровой оценке, а соответственно в силу части 4 статьи 38 и части 2 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются надлежащими административными ответчиками по настоящему административному делу наряду с Администрацией Тамбовской области.

Согласно частям первой, второй, третьей, пятой, шестой статьи 24.20 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета.

В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Как следует из материалов дела, административное исковое заявление было направлено в суд 31 декабря 2015 года.

Таким образом, следует определить период действия установленной кадастровой стоимости земельного участка с 1 января 2015 года до внесения в государственный кадастр недвижимости результатов очередной кадастровой оценки.

В силу статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Учитывая то обстоятельство, что разрешение настоящего дела представляет собой форму реализации административным истцом права на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается административными ответчиками, судебные расходы относятся на административного истца и взысканию с административных ответчиков не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 249 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Иванова ФИО8, направленное в Тамбовский областной суд 31 декабря 2015 г., удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: земельный участок, предназначенный для размещения гаражей и автостоянок, площадью *** кв. м, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2014 г. в размере *** руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, площадью *** кв. м, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2014 года в размере *** руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, площадью *** кв. м, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2014 года в размере *** руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, площадью *** кв. м, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2014 года в размере *** руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: под производственное строение предприятия транспорта литер Д, площадью *** кв. м, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2014 года в размере *** руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: жилые дома квартирного типа от 9 и более этажей, площадью *** кв. м, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 22 декабря 2014 года в размере *** руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка ***, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: жилые дома квартирного типа от 9 и более этажей, площадью *** кв. м, расположенный по адресу: ***, равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 22 декабря 2014 года в размере *** руб.

Период действия установленной кадастровой стоимости земельного участка определить с 01 января 2015 года до внесения в государственный кадастр недвижимости результатов очередной кадастровой оценки.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тамбовского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: Т.Е.Гурулева

Решение суда в окончательной форме составлено 30 июня 2016 года.

Судья: Т.Е.Гурулева