ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
дело ...а -141/18
Верховный Суд Республики Северная Осетия - Алания в составе:
судьи Багаевой С.В.,
при секретаре Гуляровой Ж.С.,
с участием представителя административного истца ФИО1 – ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по РСО-Алания, Правительству РСО-Алания, Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по РСО-Алания, с привлечением в качестве заинтересованного лица АМС Ирафского района РСО-Алания, об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка
у с т а н о в и л :
06 марта 2018г. в Верховный Суд РСО-Алания поступило и принято к производству суда административное исковое заявление ФИО1, в котором административный истец просит:
- установить кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по адресу: ... кадастровым номером ... по состоянию на 01.01.2015г. в размере его рыночной стоимости – 389000 рублей.
В обоснование иска указано следующее.
Административный истец является собственником нежилого здания, общей площадью 258,5 кв.м, расположенного на земельном участке по адресу: ...
Согласно данным кадастровой службы кадастровая стоимость земельного участка составляет 4553952 руб. Согласно отчету .... рыночная стоимость земельного участка составляет 389 000 рублей.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 заявленные требования поддержал, уточнил иск и просил установить кадастровую стоимость спорного земельного участка, равную стоимости, определенной заключением судебной оценочной экспертизы - 421 000 рублей по состоянию на 01.01.2015г. Установление кадастровой стоимости спорного земельного участка равного его рыночной стоимости обусловлено оплатой административным истцом земельного налога, исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
Представители Правительства РСО-Алания, Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по РСО-Алания, Управления Росреестра по РСО-Алания, АМС Ирафского района РСО-Алания в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом, письменный отзыв на исковой заявление не представили.
Ранее в судебном заседании представитель Правительства РСО-Алания ФИО3 заявленные требования не признал.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьи 375, 390, 402 Налогового кодекса Российской Федерации, глава III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Для определения кадастровой стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости на основании решения исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления проводится государственная кадастровая оценка, результаты которой вносятся в государственный кадастр недвижимости (статья 24.12 Закона об оценочной деятельности).
Кадастровая стоимость также может быть определена в случаях, установленных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, либо установлена путем оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, содержащихся в государственном кадастре недвижимости (статья 3 Закона об оценочной деятельности).
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Постановлением Правительства РФ от 08 апреля 2000г. №316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель. В соответствии с указанными Правилами организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке.
Предусмотренный статьей 24.18 Закона №135-ФЗ судебный порядок рассмотрения споров по кадастровой стоимости направлен на преодоление неточностей ее определения посредством проверки соответствия кадастровой стоимости действительным показателям рыночной стоимости. Результатом такой проверки будет установление судом в соответствии со ст. 66 Земельного кодекса РФ рыночной стоимости земельного участка.
Порядок рассмотрения дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости определен главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Материалами дела установлено следующее.
Административному истцу на праве собственности принадлежит нежилое здание на земельном участке, расположенном по адресу: ... Право собственности подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 04.07.2013г., запись регистрации ...
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 20 декабря 2017г., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ... составляет 4553 952 руб. по состоянию на 01.01.2015г.
Из представленного суду налогового уведомления № ... от 12.10.2017г. на имя ФИО1 усматривается, что расчет земельного налога на земельный участок с кадастровым номером ... проведен исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
Административным истцом представлен отчет ...., из которого следует, что содержащаяся в кадастре недвижимости кадастровая стоимость земельного участка отличается от определенной оценщиком рыночной стоимости этого земельного участка и составляет 389 000 рублей по состоянию на 01.01.2015г.
Согласно п.19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», по делам о пересмотре кадастровой стоимости лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
Обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (часть 5 статьи 247 и часть 1 статьи 248 КАС РФ).
Если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Согласно пункту 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015г. №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении (статьи 77, 78 КАС РФ).
В рассматриваемом случае вопрос о реальной рыночной стоимости земельного участка касается обстоятельств, входящих в предмет доказывания по данному делу, и должен быть проверен судом, поэтому для более полного, объективного исследования обстоятельств административного дела и определения рыночной стоимости земельного участка судом по ходатайству представителя административного истца была назначена оценочная экспертиза, на разрешение которой поставлен вопрос: какова рыночная стоимость земельного участка с кадастровым ..., расположенного по адресу: ... по состоянию на 01.01.2015г.
Согласно заключению эксперта .... об оценке рыночной стоимости земельного участка рыночная стоимость объекта оценки по состоянию на 01.01.2015г. составляет 421 000 руб.
Таким образом, рыночная стоимость спорного земельного участка определена больше, чем в отчете, представленном административным истцом в суд с административным исковым заявлением.
Суд, решая вопрос о размере кадастровой стоимости земельного участка, исходит из оценки, данной экспертом ..., как более приближенной к той, которая изначально была определена в качестве кадастровой стоимости, с которой согласился и представитель административного истца и просил установить кадастровую стоимость в размере, определенной в заключении оценочной экспертизы
Согласно пп.1 п.6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
ФИО1, как пользователь земельного участка, на котором расположен объект недвижимого имущества, принадлежащего ему на праве собственности, как плательщик земельного налога, исчисляемого из кадастровой стоимости земельного участка, вправе оспорить в судебном порядке его кадастровую стоимость. Требования, заявленные административным истцом, подлежат удовлетворению, кадастровую стоимость следует установить согласно определенной экспертом действительной рыночной стоимости в размере 421 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Административное исковое заявление ФИО1 об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ..., площадью 4100 кв.м, расположенного по адресу: ... «в» в размере 421000 (четыреста двадцать одна тысяча) рублей по состоянию на 01.01.2015г.
Датой подачи ФИО1 заявления об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, считать дату обращения с административным иском в Верховный Суд Республики Северная Осетия – Алания – 06 марта 2018г.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья подпись С.В. Багаева
Судья С.В. Багаева