ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-141/2021 от 12.10.2021 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Дело № 3а-141/2021

УИД 75OS0000-01-2021-000222-88

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 октября 2021 года г. Чита

Забайкальский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Бурака М.Н.,

при секретаре судебного заседания Петровой В.А.,

с участием:

административного истца Коротченковой Т.Н., ее представителя Лебедевой Т.А.,

представителя административного ответчика Государственной службы по охране объектов культурного наследия Забайкальского края Нестеренко В.В.,

прокурора отдела прокуратуры Забайкальского края Выскубовой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Коротченковой Т. Н. о признании незаконным приказа Государственной службы по охране объектов культурного наследия Забайкальского края от 15 октября 2019 года № 2-НПА «Об утверждении границ и режима использования территорий объектов культурного наследия регионального значения, зон охраны объектов культурного наследия регионального значения и требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон»,

установил:

приказом Государственной службы по охране объектов культурного наследия Забайкальского края от 15 октября 2019 года № 2-НПА утверждены границы и режим использования территорий объектов культурного наследия регионального значения, зон охраны объектов культурного наследия регионального значения и требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон.

Указанный нормативный правовой акт опубликован на официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края (http://право.забайкальский край.рф) 15 октября 2019 года.

24 июня 2021 года Коротченкова Т.Н., посредством представителя по доверенности Переваловой М.Ю. обратилась в Забайкальский краевой суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, указывая, что оспариваемым приказом утверждены границы и режим использования объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой Саульского П.Ф.», расположенного по адресу: <адрес>. Часть принадлежащего административному истцу земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> попала в охранную зону объекта культурного наследия. Охранная зона установлена с нарушением установленного пунктом 5 статьи 35 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» срока. Согласно приложению № 5 к данному приказу на земельном участке разрешена только малоэтажная жилая застройка. В связи с чем, как полагает административный истец, земельный участок обесценился, это повлекло ограничение ее прав как собственника земельного участка.

На основании изложенного административный истец просит суд признать незаконным и отменить пункт 1 приказа Государственной службы по охране объектов культурного наследия Забайкальского края от 15 октября 2019 года № 2-НПА «Об утверждении границ и режима использования территорий объектов культурного наследия регионального значения, зон охраны объектов культурного наследия регионального значения и требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон», в части установления границ и режима использования территории объекта – «Дом жилой Саульского П.Ф.», расположенного по адресу: <адрес>

В ходе судебного разбирательства от представителя административного истца Переваловой М.Ю. поступило уточненное административное исковое заявление, в соответствии с которым административный истец просит суд признать незаконным и отменить приказ Государственной службы по охране объектов культурного наследия Забайкальского края от 15 октября 2019 года № 2-НПА «Об утверждении границ и режима использования территорий объектов культурного наследия регионального значения, зон охраны объектов культурного наследия регионального значения и требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон» в части установления границ и режима использования территории объекта – «Дом жилой Саульского П.Ф.», расположенного по адресу: <адрес>

В уточненном административном исковом заявлении представитель административного истца Перевалова М.Ю. также указала на то, что оспариваемый нормативный правовой акт ограничивает ее права как собственника использовать земельный участок по своему усмотрению, а именно возводить на нем здания более двух этажей. Кроме того, Распоряжением администрации городского округа «Город Чита» от 20 декабря 2019 года № 1828-р дом по <адрес> был признан аварийным и подлежащим сносу. Помимо прочего, экспертизы по установлению историко-культурной ценности объекта по <адрес>, не проводились, у объекта отсутствует паспорт объекта культурного наследия.

Определением суда от 24 августа 2021 года уточненное административное исковое заявление Коротченковой Т.Н. принято к производству суда.

В заявлении от 8 октября 2021 года административный истец Коротченкова Т.Н. дополнительно указала, что оспариваемый приказ издан административным ответчиком с превышением своих полномочий, поскольку Государственная служба по охране объектов культурного наследия Забайкальского края не является органом исполнительной власти Забайкальского края. В нарушение требований законодательства в ходе процедуры утверждения охранных зон объектов культурного наследия не был разработан и утвержден проект границ территории объектов культурного наследия; не было принято, согласовано с Министерством культуры Российской Федерации и утверждено решение о разработке объединенной охранной зоны объектов культурного наследия. Утвержденный оспариваемым приказом проект охранных зон объектов культурного наследия не содержит исследований и обоснований необходимости установления определенных в нем зон регулирования застройки. Полагает, что зоны регулирования застройки необоснованно определены без учета отсутствия на земельном участке административного истца исторической среды объекта культурного наследия, необходимости сохранения исторического ландшафта.

Представитель административного ответчика Государственной службы по охране объектов культурного наследия Забайкальского края Нестеренко В.В. представил отзыв на административное исковое заявление, в котором указал, что объект с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес> в соответствии с оспариваемым приказом, не подпадает в охранную зону, данный участок попадает в зону регулирования застройки и хозяйственной деятельности объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой Саульского П.Ф.», расположенного по адресу: <адрес> В соответствии с данной зоной административному истцу разрешается осуществлять капитальное строительство в рамках регламента. Кроме того, наложенные ограничения на земельный участок обоснованы и подтверждены тремя независимыми экспертами в области установления зон охраны, которые подписали акт историко-культурной экспертизы. Полагает, что факт несения убытков ограничением прав собственника ничем не подтвержден, поскольку приобретая земельный участок, административный истец уже имел установленное законодательством обременение на этот земельный участок. При этом, именно с принятием оспариваемого нормативного правового акта административный истец может реализовать свое право возводить жилые, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов и иных норм. Кроме того, считает, что административный истец нарушил срок обращения в суд с настоящим административным иском.

В письменных пояснениях от 20 августа 2021 года, 15 сентября 2021 года и 11 октября 2021 года представитель административного ответчика Государственной службы по охране объектов культурного наследия Забайкальского края Нестеренко В.В. указал, что объект культурного наследия регионального значения «Дом жилой Саульского П.Ф.», расположенный по адресу: <адрес> принят на государственную охрану решением Малого совета Читинской области Совета народных депутатов «Об объявлении объектов, находящихся на территории Читинской области и имеющих историческую, научную, художественную ценность, недвижимыми памятниками истории и культуры областного значения» от 4 марта 1993 года № 47. В связи с чем, исключение данного объекта из Единого государственного реестра объектов культурного наследия не относится к полномочиям административного ответчика. Проведение историко-культурной экспертизы с целью обоснования причин для исключения памятника архитектуры из Единого государственного реестра объектов культурного наследия противоречит пункту 2 статье 23 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» срока. Кроме того, приведенное административным истцом Распоряжение администрации городского округа «Город Чита» от 20 декабря 2019 года № 1828-р, в котором указано, что дом по ул. Хабаровская, д. 7, признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, не является законным, поскольку в соответствии с пунктом 13 статьи 18 Федерального закона № 73-ФЗ, снос объекта культурного наследия, включенного в реестр запрещен и может подлежать только реконструкции. Государственная служба по охране объектов культурного наследия Забайкальского края является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, приняла оспариваемый приказ в рамках предоставленных ей полномочий по утверждению границ зон охраны объектов культурного наследия регионального значения.

В судебном заседании административный истец Коротченкова Т.Н. и ее представитель Лебедева Т.А. заявленные административные исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и дополнениях к нему.

Представитель административного ответчика Государственной службы по охране объектов культурного наследия Забайкальского края Нестеренко В.В. с заявленными требованиями не согласился, приведя доводы, изложенные в письменных возражениях.

Заинтересованные лица Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю и филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Забайкальскому краю, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, не явились, в ранее представленных письменных отзывах поясняли, что по данным Единого государственного реестра недвижимости, земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> имеет вид разрешенного использования – Для размещения административных зданий. Земельный участок расположен в границах следующих зон с особыми условиями использования территорий: зона 75:00-6.248. Приаэродромная территория аэродрома гражданской авиации Чита (Кадала); зона 75:32-6.848. Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности (ЗРЗ-1); зона 75:32-6.850. Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности (ЗРЗ-2). Режимы использования и требования к осуществлению деятельности утверждены приказом Государственной службы по охране объектов культурного наследия Забайкальского края № 2-НПА от 15 октября 2019 года.

Выслушав пояснения участвующих лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Выскубовой С.А., полагавшей требования административного истца неподлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) административные дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации рассматриваются краевым судом в качестве суда первой инстанции.

Часть 1 статьи 208 КАС РФ наделяет правом обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим лиц, в отношении которых применен этот акт, а также лиц, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Как следует из материалов дела, Коротченковой Т.Н. с 22 сентября 2006 года принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером , площадью: 1666,69 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, расположенный по адресу: <адрес> (том 1, л.д. 132, 226-236).

Данный земельный участок согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, а так же в оспариваемом приказе, попадает в следующие зоны с особыми условиями использования территорий:

- зона с реестровым номером 75:00-6.248 – приаэродромная территория аэродрома гражданской авиации Чита (Кадала);

- зона с реестровым номером 75:32-6.848 – Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности (ЗРЗ-1) объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой Саульского П.Ф.», расположенного по адресу: <адрес> объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой», расположенного по адресу: <адрес>, объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой», расположенного по адресу: <адрес>

- зона с реестровым номером 75:32-6.850 – Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности (ЗРЗ-2) объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой Саульского П.Ф.», расположенного по адресу: <адрес>, объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой», расположенного по адресу: <адрес>, объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой», расположенного по адресу: <адрес>» (том 2 л.д. 176-177).

Сведения о зонах с реестровыми номерами 75:32-6.848 и 75:32-6.850 внесены в Единый государственный реестр недвижимости на основании приказа Государственной службы по охране объектов культурного наследия Забайкальского края от 15 октября 2019 года № 2-НПА «Об утверждении границ и режима использования территорий объектов культурного наследия регионального значения, зон охраны объектов культурного наследия регионального значения и требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон».

Специальным законом, регулирующим отношения в сфере государственной охраны памятников истории и культуры народов Российской Федерации, является Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» срока (далее также – Федеральный закон № 73-ФЗ).

В преамбуле данного Федерального закона закреплено, что в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

Объект культурного наследия регионального значения «Дом жилой Саульского П.Ф.», расположенный по адресу: <адрес>, принят на государственную охрану решением Малого совета Читинской области Совета народных депутатов от 4 марта 1993 года № 47 «Об объявлении объектов, находящихся на территории Читинской области и имеющих историческую, научную, художественную ценность, недвижимыми памятниками истории и культуры областного значения» (том 2 л.д. 96-98).

В силу положений пункта 3 статьи 64 Федерального закона № 73-ФЗ памятники истории и культуры местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с законодательными и иными правовыми актами СССР и РСФСР, отнесены к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в реестр, за исключением случаев отнесения указанных памятников истории и культуры к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями названного Федерального закона.

Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 13 ноября 2015 года № 17938-р объект культурного наследия регионального значения «Дом жилой Саульского П.Ф.», расположенный по адресу: <адрес>, зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации с присвоением ему регистрационного номера (том 2 л.д. 170)

Согласно актуальных сведений единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации объект «Дом жилой Саульского П.Ф.», расположенный по адресу: <адрес>, зарегистрирован в данном реестре за номером как памятник градостроительства и архитектуры регионального значения.

Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств и вышеприведенных положений пункта 3 статьи 64 Федерального закона № 73-ФЗ включенный в реестр объект: «Дом жилой Саульского П.Ф.», расположенный по адресу: <адрес>, находится под государственной охраной.

Решение об исключении спорного объекта из реестра в порядке, предусмотренном статьей 23 Федерального закона № 73-ФЗ, не принималось.

При этом исходя из предмета спора правовых оснований для проведения экспертизы в целях установления историко-культурной ценности объекта «Дом жилой Саульского П.Ф.», расположенного по адресу: <адрес>, в рамках настоящего дела суд не усматривает.

В соответствии с пунктом 1, подпунктами 2, 6 пункта 2 статьи 33 Федерального закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий. Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя проведение историко-культурной экспертизы, разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия.

В целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия (пункт 1 статьи 34 Федерального закона № 73-ФЗ).

Федеральным законом от 03 июля 2016 года № 361-ФЗ, Федеральный закон № 73-ФЗ дополнен статьей 34.1, предусматривающей установление защитных зон объекта культурного наследия, в связи с чем и во исполнение требований Федерального закона № 73-ФЗ, в соответствии с Положением о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2015 года № 972, в 2017 году был разработан проект зон охраны объектов культурного наследия «Дом жилой Саульского П.Ф.», расположенного по адресу <адрес>, «Дом жилой», расположенный по адресу <адрес>, «Дом жилой», расположенный по адресу <адрес> «а» (том 2 л.д. 183-230, том 3 л.д. 1-36).

Вышеуказанный проект зон охраны объектов культурного наследия прошел государственную историко-культурную экспертизу, по результатам которой 7 сентября 2018 года экспертной комиссией в составе экспертов Прокудина А.Н., Михайлова Б.Б., Красной Н.Н., составлено положительное заключение (том 2 л.д. 9-21).

В целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде и сопряженной с ним территории, приказом Государственной службы по охране объектов культурного наследия Забайкальского края от 15 октября 2019 года № 2-НПА «Об утверждении границ и режима использования территорий объектов культурного наследия регионального значения, зон охраны объектов культурного наследия регионального значения и требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон», утверждены границы и режим использования территории объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой Саульского П.Ф.», расположенного по адресу: <адрес>, «Дом жилой», расположенный по адресу: <адрес>, «Дом жилой», расположенный по адресу: <адрес> «а» (приложения , 2, 3), а также зоны охраны объектов культурного наследия и градостроительные регламенты в границах зон охраны объектов культурного наследия (приложения 4, 5).

В соответствии с данным приказом для зон регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗРЗ-1, ЗРЗ-2 режимы использования земель и градостроительные регламенты приведены в приложении № 4, в соответствии с которым установлены, в том числе оспариваемые административным истцом требования и ограничения.

Для зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗРЗ-1 установлены следующие требования и ограничения. Разрешается: сохранение существующего облика попавших в зону объектов до реконструкции; снос, замена существующих объектов (хозпостроек) на строения, представляющие собой объекты из типологического ряда историко-архитектурной среды; благоустройство территории, а также хозяйственная деятельность, необходимая для сохранения объекта культурного наследия в его историко-градостроительной среде, не нарушая условия восприятия объекта культурного наследия. Запрещается: изменение внешнего облика зданий, относящихся к тому же историческому периоду изменение внешнего облика зданий, относящихся к тому же историческому периоду, что и объекты культурного наследия (1900-1922 гг.) и попадающим в зону восприятия памятников с территорий общего пользования (здания, расположенные по адресам: <адрес>, и <адрес>, <адрес>) - увеличение их объемных характеристик, устройство входов на главных фасадах и крылец, изменение сочетания открытого сруба и резьбы, обшивка срубов; снос (демонтаж) зданий, относящихся к тому же историческому периоду, что и объекты культурного наследия (1900-1922 гг.) (здания, расположенные по адресам: <адрес>; <адрес> «а»; Чита, <адрес>). Указанный запрет не распространяется на случаи разборки отдельных строительных конструкций, аварийное состояние которых установлено в соответствии с требованиями действующих документов. Правообладатель земельного участка, на котором располагалось такое здание, формирующее уличный фронт, обязан осуществить его восстановление в части внешнего облика, воспринимаемого с открытых городских пространств, в случае полной или частичной утраты исторического здания, произошедшей, в том числе, в результате разборки отдельных строительных конструкций, аварийное состояние которых было установлено в соответствии с требованиями действующих документов или вызвано обстоятельствами чрезвычайного характера. Ограничения: реконструкция может осуществляться при условии обеспечения сохранности внешнего облика зданий, относящихся к тому же историческому периоду, что и объекты культурного наследия (1900-1922 гг.); ремонт лицевых фасадов зданий, строений должен предусматривать устранение диссонирующих элементов фасада, а именно, кондиционеров, антенн, рекламы и вывесок и других элементов, не согласованных с органами местного самоуправления и государственным органом, уполномоченным в области государственной охраны объектов культурного наследия; хозяйственная деятельность, не связанная с обеспечением сохранности объекта культурного наследия; размещение рекламы, вывесок, построек и объектов (автостоянок, временных построек, киосков, навесов и т. п.); проведение работ по озеленению, препятствующих визуальному восприятию объекта культурного наследия в его историко-градостроительной среде. Режим использования земель и земельных участков предусматривает основные виды разрешенного использования: малоэтажная жилая застройка; общественная застройка – размещение офисов, учреждений торговли, детских учреждений, учреждений культуры. Условно-разрешенные виды использования: общественная застройка – размещение учреждений бытового обслуживания. Вспомогательные виды разрешенного использования - размещение хозяйственных построек, элементов благоустройства, детских площадок.

Для зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗРЗ-2 разрешается: сохранение существующего облика попавших в зону объектов до реконструкции; снос, замена, капитальный ремонт и реконструкция существующих объектов (административное здание) с учетом допустимых градостроительными регламентами в границах ЗРЗ-2 параметров (размеры, пропорции, высотные отметки, масштабность, использование отдельных строительных материалов, применение цветовых решений); благоустройство территорий, а также хозяйственная деятельность, не ухудшающая условия сохранения и эксплуатации объекта культурного наследия в его историко-градостроительной среде и условия восприятия объектов культурного наследия. Запрещается: изменение исторических линий застройки в границах зоны; изменение сложившихся высотных отметок по фронту застройки в зоне восприятия объектов культурного наследия; посадка деревьев, препятствующих визуальному восприятию объектов культурного наследия. Ограничения: размещение рекламы, вывесок, построек и объектов (автостоянок, временных построек, киосков, навесов и т. п.); проведение работ по озеленению, препятствующих визуальному восприятию объектов культурного наследия в его историко-градостроительной среде. Режим использования земель и земельных участков предусматривает основные виды разрешенного использования: жилая застройка малой и средней этажности; общественная застройка – размещение офисов, учреждений торговли, детских учреждений, учреждений культуры. Условно-разрешенные виды использования: общественная застройка – размещение учреждений бытового обслуживания. Вспомогательные виды использования – размещение хозяйственных построек, элементов благоустройства, детских площадок, встроено-пристроенных подземных и полуподземных автостоянок. Также предусмотрены специальные требования, согласно которым разрешается: максимальная высота застройки (от высокой точки рельефа до карниза) по фронту застройки – 7 м; материал отделки фасадов – кирпич; цвет отделки фасадов – с учетом цветочного решения смежной застройки; конструкция кровли – скатная крыша; материал кровли – не регламентируется; цвет кровли – не регламентируется (том 2 л.д. 103-130).

Данный нормативный правовой акт опубликован на официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края (http://право.забайкальский край.рф) 15 октября 2019 года (том 2 л.д. 102).

Проверяя полномочия Государственной службы по охране объектов культурного наследия Забайкальского края по изданию оспариваемого нормативного правового акта, соблюдению порядка его принятия, формы и вида, порядка опубликования и вступления его в действие, суд приходит к выводу о соблюдении требований действующего на тот период законодательства.

Согласно пункту «д» части 1 статьи 72 и части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации охрана памятников истории и культуры находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В силу подпункта 15 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, выявленных объектов культурного наследия, а также осуществления регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия.

В соответствии с частями 5-8 статьи 9 Федерального закона № 73-ФЗ к полномочиям федеральных органов государственной власти в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности, государственная охрана объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации; организация и определение порядка деятельности федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия; установление общих принципов содержания объектов культурного наследия и установления границ территорий объектов культурного наследия и их зон охраны, проведения строительных, ремонтных и иных работ на территориях объектов культурного наследия и в зонах их охраны.

Согласно части 1 статьи 9.1 названого Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъекта Российской Федерации осуществление полномочий в отношении объектов культурного наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации) в части государственной охраны объектов культурного наследия федерального значения в соответствии со статьей 33 указанного Федерального закона.

В силу части 1, пункта 6 части 2 статьи 33 Федерального закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране, которая включает в себя, в том числе разработку, согласование и утверждение в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, проектов зон охраны объектов культурного наследия, а также согласование решений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о предоставлении земель и об изменении их правового режима.

Положениями статьи 34 этого же Федерального закона предусмотрено, что в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия (часть 1).

Решения об установлении, изменении зон охраны объектов культурного наследия, отнесенных к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия, принимаются, требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия на основании проектов зон охраны таких объектов культурного наследия с учетом представляемого соответствующим региональным органом охраны объектов культурного наследия в федеральный орган охраны объектов культурного наследия заключения. Решение о прекращении существования зон охраны указанных объектов культурного наследия принимается федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

Решения об установлении, изменении зон охраны объектов культурного наследия, в том числе объединенной зоны охраны объектов культурного наследия (за исключением зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), принимаются, требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения либо проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации. Решение о прекращении существования указанных зон охраны объектов культурного наследия принимается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Зоны охраны объекта культурного наследия прекращают существование без принятия решения о прекращении существования таких зон в случае исключения объекта культурного наследия из единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (часть 3).

Порядок разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, требования к режимам использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон установлен Положением о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2015 года № 972 (далее также – Положение № 972).

Согласно пункту 2 указанного Положения № 972 на территории, сопряженной с объектом культурного наследия, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в его исторической среде может быть установлена одна или несколько зон охраны: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

Решение о разработке проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия принимается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а в отношении объектов культурного наследия федерального значения, признанных особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации или включенных в Список всемирного наследия, - Министерством культуры Российской Федерации (пункт 5).

Разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия может также осуществляться по инициативе и за счет средств органов местного самоуправления, собственников или пользователей объектов культурного наследия, правообладателей земельных участков, расположенных в границах зон охраны объектов культурного наследия.

Разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия организуют Министерство культуры Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления (пункт 7).

На основании проекта зон охраны объекта культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения с учетом наличия положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы границы зон охраны соответствующего объекта культурного наследия, режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах данных зон утверждаются правовым актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен данный объект культурного наследия (пункт 15).

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона Забайкальского края от 18 декабря 2009 года № 310-ЗЗК «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Забайкальского края» в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

В целях одновременного обеспечения сохранности нескольких объектов культурного наследия в их исторической среде допускается установление для данных объектов культурного наследия единой охранной зоны объектов культурного наследия, единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности и единой зоны охраняемого природного ландшафта (часть 2).

Решения об установлении, изменении зон охраны объектов культурного наследия регионального значения принимаются, требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются краевым органом охраны объектов культурного наследия на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия регионального значения и положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы. Решение о прекращении существования указанных зон охраны объектов культурного наследия принимается краевым органом охраны объектов культурного наследия (часть 3).

В силу статьи 10.1 Закона Забайкальского края от 18 декабря 2009 года № 310-ЗЗК «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Забайкальского края» границы территории выявленных объектов культурного наследия утверждаются краевым органом охраны объектов культурного наследия на основании проектов границ территории выявленных объектов культурного наследия в порядке, установленном Правительством Забайкальского края.

В соответствии с пунктом 12.2., подпунктами 12.2.9, 12.2.9 (1)) Положения о Государственной службе по охране объектов культурного наследия Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 27 апреля 2017 года № 176 к полномочиям службы относится, на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, законов Забайкальского края, нормативных правовых актов Губернатора Забайкальского края и Правительства Забайкальского края самостоятельно принимать следующие нормативные правовые акты: о принятии решения об установлении, изменении зон охраны объектов культурного наследия федерального значения, в том числе объединенной зоны охраны объектов культурного наследия (за исключением зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия федерального значения либо объединенной зоны охраны объектов культурного наследия и положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы в отношении зон объектов культурного наследия регионального значения в порядке, установленном законом Забайкальского края; об утверждении требований к градостроительным регламентам в границах территорий зон охраны объектов культурного наследия федерального значения, в том числе объединенной зоны охраны объектов культурного наследия (за исключением зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения либо проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения в порядке, установленном Законом Забайкальского края.

Анализ приведенного федерального и регионального законодательства, а также представленных в материалы дела доказательств, включая подготовленный ООО Творческие архитектурно-проектные мастерские «Читаархпроект» проект зон охраны объектов культурного наследия «Дом жилой Саульского П.Ф., расположенный по адресу: <адрес>, «Дом жилой», расположенный по адресу: <адрес>, «Дом жилой», расположенный по адресу: <адрес> «а», акт государственной историко-культурной экспертизы проекта зон охраны, указывает на то, что оспариваемый региональный нормативный правовой акт принят уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в рамках осуществления полномочий, с соблюдением требований к форме и порядку принятия.

При этом довод административного истца о том, что Государственная служба по охране объектов культурного наследия Забайкальского края не вправе была принимать оспариваемый нормативный правовой акт, поскольку не является органом исполнительной власти Забайкальского края, подлежит отклонению как не основанный на материалах дела.

В соответствии со статьей 3 Закона Забайкальского края от 18 декабря 2009 года № 310-ЗЗК «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Забайкальского края» для реализации мер по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия, а также для осуществления регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия Правительство Забайкальского края создает исполнительный орган государственной власти Забайкальского края, уполномоченный в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия.

Согласно пункта 1 Положения о Государственной службе по охране объектов культурного наследия Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 27 апреля 2017 года № 176 Государственная служба по охране объектов культурного наследия Забайкальского края является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляющим функции по контролю и надзору и оказанию государственных услуг в пределах установленных полномочий, переданные Российской Федерацией полномочия, управление в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Забайкальского края.

Структура исполнительных органов государственной власти Забайкальского края утверждена Постановлением Губернатора Забайкальского края от 30 сентября 2016 года № 80.

Постановлением Губернатора Забайкальского края от 12 января 2017 года в структуру исполнительных органов государственной власти Забайкальского края внесены изменения, Государственная служба по охране объектов культурного наследия Забайкальского края включена в состав органов исполнительной власти Забайкальского края.

Решение об исключении Государственной службы по охране объектов культурного наследия Забайкальского края из структуры исполнительных органов государственной власти Забайкальского края принято Губернатором Забайкальского края 7 июля 2020 года (Постановление № 82), т.е. после принятия оспариваемого приказа № 2-НПА от 15 октября 2019года.

Довод административного истца о том, что в нарушение пункта 14 Положения № 972 проект объединенной зоны охраны объектов культурного наследия не был согласован с Министерством культуры Российской Федерации подлежит отклонению как основанный на ошибочном толковании норм права, поскольку нормы Положения № 972 не содержат требования об обязательном согласовании с Министерством культуры Российской Федерации проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия регионального значения.

В силу предписаний Федерального закона № 73-ФЗ, Положения № 972, при разграничении компетенции органов исполнительной власти федерального и регионального значения в сфере государственной охраны памятников истории и культуры народов Российской Федерации, законодательство исходит из категории историко-культурного значения объектов культурного наследия (федерального, регионального, местного значения) и возлагает на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязанность по согласованию проектов правовых актов, связанных с охраной объектов культурного наследия федерального значения.

Границы и режим использования территорий объектов культурного наследия федерального значения, объединенной зоны охраны объектов культурного наследия федерального значения, а также зоны их охраны, оспариваемым приказом не установлены.

Подлежит отклонению и довод административного истца о том, что не был разработан и утвержден проект границ территорий объектов культурного наследия, поскольку во втором томе проекта зон охраны объектов культурного наследия содержится как описание границ территорий объектов культурного наследия, так и их схематическое изображение с указанием их координат (раздел 3.1). Кроме того, из письма Министерства культуры Забайкальского края № 02-06-25/1497 от 31 марта 2017 года следует, что до начала работ по разработке проекта зон охраны объектов культурного наследия были разработаны проекты границ территорий объектов культурного наследия регионального значения: «Дом жилой Саульского П.Ф., расположенный по адресу: <адрес>, «Дом жилой», расположенный по адресу: <адрес>, «Дом жилой», расположенный по адресу: <адрес> (том 2 л.д. 219-220).

Довод административного истца о том, что она как собственник земельного участка не была уведомлена о принятом решении, не свидетельствует о нарушении процедуры принятия нормативного правового акта, поскольку оспариваемый приказ был опубликован для обозрения, каких-либо особых процедур, предусматривающих разъяснения населению положений принимаемого акта о границах зон охраны объектов культурного наследия, на момент принятия оспариваемого приказа не было установлено ни одним нормативным правовым актом.

Кроме того, в соответствии в пунктами 28, 29, 30 Положения о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2009 года № 569 для принятия в установленном порядке решения на основании заключения экспертизы заказчик (за исключением случаев, когда заказчиком является соответствующий орган охраны объектов культурного наследия) представляет в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия заключение экспертизы со всеми прилагаемыми документами и материалами на электронном носителе в формате переносимого документа (PDF). Орган охраны объектов культурного наследия в течение 45 рабочих дней со дня получения заключения экспертизы рассматривает его и прилагаемые к нему документы и материалы, предусмотренные пунктом 26 настоящего Положения. Орган охраны объектов культурного наследия в течение 5 рабочих дней со дня получения заключения экспертизы и в соответствии с подпунктом «а» пункта 26 настоящего Положения приложений к нему обязан их размещать на официальном сайте органов охраны объектов культурного наследия в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для общественного обсуждения. Орган охраны объектов культурного наследия рассматривает предложения, поступившие в течение 15 рабочих дней со дня размещения заключения экспертизы и в соответствии с подпунктом «а» пункта 26 настоящего Положения приложений к нему, на официальных сайтах органов охраны объектов культурного наследия в сети «Интернет» в электронной или письменной форме.

Орган охраны объектов культурного наследия, разместивший заключение экспертизы и в соответствии с подпунктом «а» пункта 26 настоящего Положения приложения к нему, в течение 10 рабочих дней со дня окончания общественного обсуждения на официальном сайте в сети «Интернет» размещает сводку предложений, поступивших во время общественного обсуждения заключения экспертизы, с указанием позиции органа охраны объектов культурного наследия.

Как следует из материалов дела и подтверждается сводкой предложений, поступивших в рамках общественного обсуждения заключения государственной историко-культурной экспертизы, предложения в рамках общественного обсуждения проекта нормативного правового акта отсутствовали (том 2 л.д. 131).

Довод о том, что ограничение права использования земельного участка не было зарегистрировано в Росреестре, так же опровергается материалами дела, так в письменных пояснениях Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю и филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Забайкальскому краю указано о том, что в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о земельном участке административного истца и согласно сведениям участок находится в двух зонах с особыми условиями использования территории.

При таких обстоятельствах оснований полагать процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, порядка опубликования и введения в действие нарушенными, суд не усматривает.

Оценив содержание нормативного правового акта, суд приходит к следующим выводам.

Из содержания статей 6, 33 - 39 Федерального закона № 73-ФЗ следует, что под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных в том числе на предотвращение разрушения объектов культурного наследия, причинения им вреда.

Установление в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории зон его охраны (охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, а также зона охраняемого природного ландшафта) относится к числу мероприятий по государственной охране объектов культурного наследия.

Необходимый состав зон охраны объектов культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия (часть 1 статьи 34 Федерального закона № 73-ФЗ).

В соответствии с пунктом 3 Положения № 972 разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия осуществляется физическими или юридическими лицами на основе материалов историко-архитектурных, историко-градостроительных и архивных исследований (далее - историко-культурные исследования), а также с использованием данных государственного кадастра недвижимости при их наличии.

Состав зон охраны объектов культурного наследия определяется проектом зон охраны объектов культурного наследия, разрабатываемым исходя из материалов историко-культурных исследований, в которых обосновывается необходимость разработки проекта зон охраны в отношении одного объекта культурного наследия либо проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия.

Материалы историко-культурных исследований формируются на основании следующих данных: историко-культурный опорный план населенного пункта, на территории которого находится объект культурного наследия либо группа объектов культурного наследия, или фрагмент указанного плана; сведения об объектах культурного наследия, выявленных объектах культурного наследия, установленных территориях и зонах охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории предполагаемого проектирования зон охраны, в отношении которой проведены историко-культурные исследования; материалы ранее разработанных проектов зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории населенного пункта, в отношении которого проведены историко-культурные исследования, либо на межселенных территориях в случае, если историко-культурные исследования проведены в отношении отдельно расположенного объекта культурного наследия; материалы ландшафтно-визуального анализа композиционных связей объекта (объектов) культурного наследия, окружающей застройки и ландшафтного окружения; иные материалы, необходимые для обоснования и разработки проекта зон охраны объектов культурного наследия (пункт 4).

Проект зон охраны объекта культурного наследия и проект объединенной зоны охраны объектов культурного наследия представляют собой документацию в текстовой форме и в виде карт (схем) границ, содержащую описание границ проектируемых зон и границ территорий объектов культурного наследия, расположенных в указанных зонах, проекты режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах данных зон.

Границами зон охраны объекта культурного наследия являются линии, обозначающие территорию, за пределами которой осуществление градостроительной, хозяйственной и иной деятельности не оказывает прямое или косвенное негативное воздействие на сохранность данного объекта культурного наследия в его исторической среде. Обозначение указанных линий, а также координат характерных точек границ зон охраны объекта культурного наследия на картах (схемах) должно позволять однозначно определить границы зон охраны объекта культурного наследия с нормативным значением точности, предусмотренным для ведения государственного кадастра недвижимости.

Границы зон охраны объекта культурного наследия могут не совпадать с границами территориальных зон и границами земельных участков (пункт 6).

Анализ содержания спариваемого приказа Государственной службы по охране объектов культурного наследия Забайкальского края от 15 октября 2019 года № 2-НПА с утвержденными приложениями на момент своего принятия полностью соответствует проекту зон охраны объектов культурного наследия как по количеству и составу зон охраны, так и по устанавливаемым для них режимам использования. Утвержденные границы зон охраны, приведенные в картах (схемах) границ оспариваемого приказа, соответствуют границам, нанесенным на схему границ территории и охранной зоны проекта.

Представленный в материалы дела проект зон охраны объектов культурного наследия разработан ООО Творческие архитектурно-проектные мастерские «Читаархпроект» (лицензия Министерства культуры Российской Федерации № МКРФ 00903 от 4 июля 2013 года).

Данный проект состоит из 2 томов: 1 том – Обоснование проекта зон охраны объектов культурного наследия, 2 том – Проект зон охраны объектов культурного наследия. Проект был разработан в 2017 году.

Том первый содержит в том числе сведения об объектах культурного наследия, установленных территориях и зонах охраны объектов культурного наследия, располагаемых на территории проектирования зон охраны; историческую записку и исторические данные по объектам культурного значения по материалам архивного фонда; анализ исторических проектных планов, границ участков и анализ современной ситуации; размещение объектов культурного наследия; градостроительную и архитектурную характеристику; визуальное восприятие и анализ композиционных связей объектов культурного наследия, окружающей застройки и ландшафтного окружения; выводы по исследуемым вопросам, а также фото и графические материалы.

Во втором томе приведены схемы размещения объектов культурного наследия, описание территории и зоны охраны объектов культурного наследия, объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, зон регулирования застройки и хозяйственной деятельности объектов культурного наследия, режимы использования зон охраны объектов культурного наследия, фотоматериалы.

Исследуемый проект зон охраны объектов культурного наследия «Дом жилой Саульского П.Ф.», расположенного по адресу: <адрес>, «Дом жилой», расположенного по адресу: <адрес>, «Дом жилой», расположенного по адресу: <адрес> «а» является результатом работы по проектированию зон охраны вышеуказанных объектов культурного наследия, выполнен в целях обеспечения их сохранности в своей исторической среде на сопряженных с ними территориях и содержит все необходимые материалы по его обоснованию, в том числе историко-архивные, библиографические исследования, исторические сведения, натурные исследования с историко-градостроительным, историко-архитектурным, ландшафтным анализом территории, предложения по границам и режимам использования территорий памятников, по границам, режимам использования земель и градостроительным регламентам зон охраны объектов культурного наследия, в связи с чем суд приходит к выводу о соответствии проекта требованиям Положения № 972, а предлагаемые в нем ограничения режима использования земель в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности соотносятся с пунктом 10 названного положения.

Обоснование проекта зон охраны объектов культурного наследия содержит исторические данные по объектам культурного значения, анализ исторических проектных планов и этапов освоения рассматриваемой территории, архитектурно-градостроительный анализ квартала, ландшафтно-визуальный анализ территории по ее современному состоянию.

Произведена фотофиксация восприятия объектов культурного наследия, их территорий и исторических панорам с большого числа точек, дающая представление о состоянии объектов и их окружения при их наблюдении в основных секторах обзора.

В проекте приведена типология предлагаемых зон охраны, отличающихся по содержанию режимов и регламентов, к которым относятся режимы и регламенты этих зон. Границы зон охраны объектов культурного наследия изображены схематично и содержится их подробное описание.

При этом доводы административного истца о том, что границы зон регулирования застройки и хозяйственной деятельности были установлены произвольным образом, без достаточной проработки вопроса формирования границ данной зоны и без соотнесения к определенному объекту культурного наследия, судом отклоняются как не основанные на материалах дела применительно к установленным судом обстоятельствам.

Из исследуемого проекта зон охраны следует, что предлагаемые проектом границы зон, основаны на комплексе исследований, которые проведены авторами проекта и подробно изложены в двух томах. Границы зон регулирования застройки и хозяйственной деятельности установлены в зависимости от сохранения исторической планировочной и объемно-пространственной структуры квартала, расположения традиционных точек визуального обозрения памятников, необходимости обеспечения регулирования высоты и габаритов новой застройки.

Заключение государственной историко-культурной экспертизы в отношении проекта зон охраны объектов культурного наследия содержит все необходимые сведения (дату начала и окончания проведения экспертизы, сведения об экспертах, указание на цели и объекты экспертизы, перечень документов, представленных для проведения экспертизы, исследовательскую часть, констатацию установленных сведений и фактов, обоснование выводов), предусмотренные пунктом 19 Положения о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2009 года № 569, а также однозначный вывод о соответствии проекта зон охраны требованиям государственной охраны объекта культурного наследия (том 2 л.д. 9-21).

Заключение оформлено в виде акта, подписано экспертами. Все эксперты соответствовали требованиям, установленным пунктами 7 и 9 Положения о государственной историко-культурной экспертизе, эксперты Прокудин А.Н. и Красная Н.Н. аттестованы приказом Министерства культуры Российской Федерации № 1380 от 16 августа 2017 года, а эксперт Михайлов Б.Б. аттестован приказом Министерства культуры Российской Федерации № 212 от 20 января 2016 года.

Акт государственной историко-культурной экспертизы соответствует принципам, закрепленным в статье 29 Федерального закона № 73-ФЗ. Из его содержания усматривается, что в процессе экспертизы экспертами проведено изучение материалов проекта зон охраны объектов культурного наследия. Состав и содержание представленной на рассмотрение научно-проектной документации отвечает требованиям законодательства об охране объектов культурного наследия. По мнению экспертов, проектные решения зон охраны в целом обеспечивают максимально возможные условия сохранения и восприятия объектов культурного наследия в сложившейся градостроительной среде (на фоне значительно преобразованной и фрагментарно утратившей целостность историко-градостроительной среды). Градостроительные регламенты предусматривают существенные ограничения характеристик и параметров объектов нового строительства по мере приближения участков строительства к объектам культурного наследия.

При изложенных обстоятельствах суд не усматривает оснований сомневаться в обоснованности и достоверности выводов экспертной комиссии, располагавшей необходимым и достаточным объемом материалов и документов, исследованных экспертами.

Довод административного истца о том, что оспариваемый приказ издан с нарушением предусмотренного пунктом 5 статьи 34 Федерального закона №73-ФЗ двухлетнего срока для установления зон охраны объектов культурного наследия со дня включения в реестр такого объекта культурного наследия, не влечет отмену оспариваемого нормативного правового акта, поскольку данный срок не является пресекательным. Кроме того, приказ № 2-НПА от 15 октября 2019 года принят не позднее двух лет с момента введения данной нормы Федеральным законом от 03 августа 2018 года № 342-ФЗ.

Наличие Распоряжения администрации городского округа «Город Чита» от 20 декабря 2019 года № 1828-р, которым утверждено решение межведомственной комиссии от <Дата> о выявлении оснований для признания многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу в связи с фактическим износом, не свидетельствует о незаконности оспариваемого приказа, поскольку данное обстоятельство в силу положений статьи 23 Федерального закона № 73-ФЗ не является самостоятельным основанием для исключения объекта культурного наследия из реестра без инициирования соответствующей процедуры.

Нельзя признать состоятельным довод административного истца о нарушении оспариваемым постановлением её прав как собственника по пользованию земельным участком, попавшим в зону регулирования застройки, поскольку граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами (пункт 1 статьи 43 названного Кодекса).

Между тем положения статьи 34 Федерального закона 73-ФЗ предусматривают ограничения для свободного усмотрения собственников при использовании принадлежащих им земельных участков, входящих в одну из зон охраны.

Следует также отметить, что с принятием оспариваемого приказа административный истец может реализовать предусмотренное пунктом 2 части 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Поскольку по изложенным выше мотивам приказ Государственной службы по охране объектов культурного наследия Забайкальского края от 15 октября 2019 года № 2-НПА не противоречит имеющим большую юридическую силу требованиям законодательства, а также не нарушает прав административного истца в указанных аспектах, в силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Коротченковой Т. Н. о признании незаконным приказа Государственной службы по охране объектов культурного наследия Забайкальского края от 15 октября 2019 года № 2-НПА «Об утверждении границ и режима использования территорий объектов культурного наследия регионального значения, зон охраны объектов культурного наследия регионального значения и требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон», отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы (представления) в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Забайкальский краевой суд.

Судья М.Н. Бурак

Решение в окончательной форме изготовлено 15 октября 2021 года