ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-141/2021 от 22.04.2021 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Дело № 3а-141/2021

УИД 21OS0000-01-2021-000040-44

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 апреля 2021 года г. Чебоксары

Верховный Суд Чувашской Республики под председательством судьи ЛенковскогоС.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Андрияновой Т.А.,

с участием представителей административного истца ФИО1 – ФИО2,

административного ответчика Бюджетного учреждения Чувашской Республики «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Кабинету Министров Чувашской Республики, Министерству экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики, Бюджетному учреждению Чувашской Республики «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости и установлении кадастровой стоимости трех объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости,

установил:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения и установлении кадастровой стоимости трех объектов недвижимости, равной их рыночной стоимости, а именно:

– здания с кадастровым номером площадью 843,1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> (далее объект №1) в размере 9018 000 (девять миллионов восемнадцать тысяч) рублей;

- здания с кадастровым номером площадью 1 318 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> (объект №2) в размере 14281 000 (четырнадцать миллионов двести восемьдесят одна тысяча) рублей;

- здания с кадастровым номером площадью 642,6 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> ( объект №3) в размере 7572 000 ( семь миллионов пятьсот семьдесят две тысячи) рублей.

Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником указанных объектов, кадастровая стоимость которых установлена на 01.01.2018 года в размере 15644275,75 рублей; 28437625, 59 рублей и 13822497, 38 рублей соответственно. При этом согласно отчету №20-079-1 от 19.10.2020 года, выполненным оценщиком ООО «........» рыночная стоимость указанных объектов составляет: 9018 000 рублей; 14281000 рублей; 7572000 рублей.

Определенная по состоянию на 1 января 2018 года и утвержденная постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 ноября 2018 года № 457, кадастровая стоимость указанных объектов значительно превышает действительную их рыночную стоимость, а поэтому просит установить кадастровую стоимость указанных объектов недвижимости, равной их рыночной стоимости.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 – ФИО2 административный иск поддержал; представители административных ответчиков Кабинета Министров Чувашской Республики и Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики явку своих представителей в судебном заседании не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, письменный отзыв не представили.

Представитель административного ответчика Бюджетного учреждения «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений ФИО3 возражала против иска по основаниям, указанным в письменном отзыве.

Заинтересованное лицо – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике явку представителя в судебном заседании не обеспечила, о времени и месте рассмотрения дела извещена, надлежащим образом, просила рассмотреть без участия представителя.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения и выступления участников судебного разбирательства, суд считает, что административный иск подлежит удовлетворению.

Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», вступившим в силу с 1 января 2017 года.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 6 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» государственная кадастровая оценка включает в себя следующие процедуры: 1) принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; 2) определение кадастровой стоимости и составление отчета об итогах государственной кадастровой оценки; 3) утверждение результатов определения кадастровой стоимости.

В силу части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Из материалов дела следует, что ФИО1 является собственником трех объектов недвижимости: здания с кадастровым номером площадью 843,1 кв.м; здания с кадастровым номером площадью 1 318 кв.м.; здания с кадастровым номером площадью 642,6 кв.м. Указанные объекты находятся в <адрес>. Кадастровая стоимость указанных объектов установлена на 01.01.2018 года в размере 15644275,75 рублей; 28437625, 59 рублей и 13822497, 38 рублей.

Согласно отчету №20-079-1 от 19.10.2020 года, выполненным оценщиком ООО «........» рыночная стоимость указанных объектов составляет: 9018 000 рублей; 14281000 рублей; 7572000 рублей.

В соответствии со статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Согласно статье 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

На основании пункта 1 статьи 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 указанной статьи.

Принимая во внимание, что ФИО1 является собственниками указанных выше объектов недвижимости, размер налога на имущество физических лиц зависит от кадастровой стоимости данных объектов недвижимости, то результаты кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости затрагивают права и обязанности административных истцов, в связи с чем он имеет право на обращение в суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 декабря 2016 года № 512 установлено, что проведение государственной кадастровой оценки в соответствии с Федеральным законом «О государственной кадастровой оценке» на территории Чувашской Республики осуществляется с 1 января 2017 года.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» кадастровая стоимость - стоимость объекта недвижимости, определенная в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке или в соответствии со статьей 16, 20, 21 или 22 настоящего Федерального закона.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 ноября 2018 года № 457 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Чувашской Республики» утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Чувашской Республики, выполненной по состоянию на 1 января 2018 года, результаты оценки внесены в кадастр недвижимости 1 января 2019 года, дата начала применения кадастровой стоимости - 01.01.2019.

Согласно сведениям из выписок из Единого государственного реестра недвижимости от 6 августа 2020 года:

- № КУВИ -002/2020-11479675 кадастровая стоимость здания с кадастровым номером по состоянию на 1 января 2018 года составляет 15664275 рублей 75 копеек. Дата утверждения кадастровой стоимости, внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости и начала её применения 01.01.2019. Реквизиты акта об утверждении кадастровой стоимости 457 14.11.2018;

- № КУВИ -002/2020-11482085 кадастровая стоимость здания с кадастровым номером по состоянию на 1 января 2018 года составляет 28437 625 рублей 59 копеек. Дата утверждения кадастровой стоимости, внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости и начала её применения 01.01.2019. Реквизиты акта об утверждении кадастровой стоимости 457 14.11.2018;

- № КУВИ -002/2020-11481410 кадастровая стоимость здания с кадастровым номером по состоянию на 1 января 2018 года составляет 13822 497 рублей 38 копеек. Дата утверждения кадастровой стоимости, внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости и начала её применения 01.01.2019. Реквизиты акта об утверждении кадастровой стоимости 457 14.11.2018.

В соответствии с частью 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.

Исходя из части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и разъяснений, изложенных в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» обязанность доказывания величины рыночной стоимости объекта недвижимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, возложена на административного истца.

В обоснование своих требований административным истцом представлен составленный оценщиком ООО «........» отчет, согласно которого рыночная стоимость указанных объектов составляет: 9018 000 рублей; 14281000 рублей; 7572000 рублей.

Административный ответчик БУ ЧР «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики не согласился с результатами оценки, представил письменный отзыв, согласно которого представленный отчет не соответствует требованиям Федерального закона Российской Федерации от 29.07.1998 г. №135 –ФЗ « Об оценочной деятельности в Российской Федерации, требованиям Федеральных стандартов оценки, что повлияло на установленную рыночную стоимость объектов.

В судебном заседании представителем указанного ответчика не заявлено ходатайство о проведении оценочной экспертизы.

Представленный отчет суд признает в качестве доказательства по данному административному делу и устанавливает кадастровую стоимость объектов недвижимости с учетом сведений, изложенных в нем, поскольку отчет выполнен независимым оценщиком, обладающим необходимыми специальными знаниями и правом на проведение подобного рода оценок, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов недвижимости. Оценка производилась в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральными стандартами оценки. В нем проанализированы необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объектов оценки, приведена информация по всем ценообразующим факторам, использовавшимся при определении стоимости, также приведено обоснование методов оценки. В ней проведен анализ рынка, анализ внешних факторов, влияющих на стоимость объектов оценки, дано их описание. В целях получения объективного результата итоговой величины рыночной стоимости спорных объектов недвижимости оценщик использовал сравнительный подход. Отчет основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объектов недвижимости. При этом методики исследования, объем и этапы проведения оценки, выполнение расчетов, согласование полученных результатов соответствуют требованиям федеральных стандартов оценки.

Представленный отзыв, при отсутствии ходатайства о назначении экспертизы, не препятствуют суду установить кадастровую стоимость указанных объектов, согласно отчету.

При этом, суд не находит оснований для назначения судебной оценочной экспертизы по собственной инициативе, поскольку проведение экспертизы придется оплатить за счет бюджетных средств, что в условиях экономического спада и ухудшения финансового состояния в государстве, является недопустимым.

Сведения, изложенные в отчете не вызывают сомнений в их достоверности, отчет являются надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объектов недвижимости, определенную по состоянию на дату определения их кадастровой стоимости.

Проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд удовлетворяет иск.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» орган регистрации прав в течение двадцати рабочих дней со дня получения сведений о кадастровой стоимости, но не позднее 1 января года, следующего за годом определения кадастровой стоимости, определенной в результате проведения государственной кадастровой оценки или в порядке, предусмотренном статьей 16, 19, 20, 21 или 22 настоящего Федерального закона, осуществляет внесение в Единый государственный реестр недвижимости таких сведений, в том числе о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.

Согласно части 4 статьи 18 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» в случае изменения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января года, в котором в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Из материалов дела следует, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости подано в суд 12 марта 2021 года, сведения об оспариваемой кадастровой стоимости объекта недвижимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 1 января 2019 года.

Таким образом, настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости.

В соответствии со статьей 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу расходы.

В административном иске не ставится вопрос о взыскании судебных расходов, понесенных истцами при подаче иска и рассмотрении административного дела в суде.

Представитель административного истца в судебном заседании не заявлял о взыскании с ответчика размера уплаченной госпошлины, денежных средств, потраченных на оплату проведения отчетов и юридических услуг представителя.

Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление ФИО1 об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости и установлении кадастровой стоимости трех объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объектов недвижимости по состоянию на 01.01.2018 в размере равной их рыночной стоимости:

– здания с кадастровым номером , площадью 843,1 кв.м. расположенного по адресу: <адрес> - 9018 000 ( девять миллионов восемнадцать тысяч) рублей;

- здания с кадастровым номером площадью 1 318 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> – 14281 000 ( четырнадцать миллионов двести восемьдесят одна тысяча) рублей;

- здания с кадастровым номером площадью 642,6 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> – 7572 000 ( семь миллионов пятьсот семьдесят две тысячи) рублей;

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 12 марта 2021 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции (г. Нижний Новгород) в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда через Верховный Суд Чувашской Республики.

Судья

Мотивированное решение принято 22 апреля 2021 года.

Решение06.05.2021