ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-141/2022 от 18.03.2022 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Дело № 3а-141/2022

УИД 76OS0000-01-2022-000024-91

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ярославль 18 марта 2022 года

Ярославский областной суд в составе

председательствующего судьи Щегольковой Е.Ю.

при секретаре Амелиной Я.Г.

с участием прокурора Бекеневой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «АДС» о признании недействующим приказа Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 18.12.2019 года N 357-г/вс "Об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую потребителям обществом с ограниченной ответственностью "АДС" (городской округ город Ярославль), на 2020 - 2024 годы",

установил:

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) «АДС» является единой теплоснабжающей организацией в городском округе город Ярославль (ЕТО – 6), эксплуатирующей централизованную систему водоснабжения во Фрунзенском районе города Ярославля (в части поселка Дядьково, поселок Сокол, в том числе территории, ограниченной рекой Волгой, улицей Чернопрудной, улицей Проектируемой, проспектом Фрунзе).

ООО «АДС» осуществляет деятельность по производству и реализации горячей воды для целей предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, расположенных в зоне деятельности ЕТО – 6, коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

Приказом Департамента жилищно – коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 18 декабря 2019 года № 357-г/вс установлен тариф на горячую воду, поставляемую потребителям ООО «АДС» (городской округ город Ярославль) на 2020 – 2024 годы.

Приказ № 357-г/вс опубликован в издании «Документ – Регион» № 110-в 20 декабря 2019 года.

Указанным приказом, помимо прочего, утверждена производственная программа ООО «АДС» на 2020 – 2024 годы в сфере горячего водоснабжения (приложение 3).

Приказом Департамента жилищно – коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 20 декабря 2021 года № 379-ви в приказ Департамента жилищно – коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 18 декабря 2019 года № 357-г/вс внесены изменения, в том числе производственная программа ООО «АДС» в сфере горячего водоснабжения на 2020 – 2024 годы изложена в новой редакции (приложение 3).

Приказ № 379-ви опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 21 декабря 2021 года.

ООО «АДС» обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим приказ Департамента жилищно – коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 18 декабря 2019 года № 357-г/вс, в редакции приказа № 379-ви, в части установления объема тепловой энергии на подогрев воды на 2022 год (корректировка) в размере 32340 Гкал в разделе III «Планируемый объем подачи воды» приложения 3 «Производственная программа ООО "АДС" (городской округ город Ярославль) в сфере горячего водоснабжения на 2020 - 2024 годы" и возложить на административного ответчика обязанность принять заменяющий нормативный акт.

В обоснование требований административного иска административный истец ООО «АДС» указал, что величина утвержденного в составе производственной программы ООО «АДС» объема тепловой энергии на подогрев воды учитывается для расчета величины платы за горячую воду потребителями коммунальной услуги «горячее водоснабжение», что затрагивает права и законные интересы ООО «АДС».

При этом, расчет данной величины произведен регулирующим органом неверно, без учета положений пунктов 89, 90, 92, 92.1, 93 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 года N 406, пунктов 111, 113, 114 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом ФСТ России от 27.12.2013 года N 1746-э.

В судебном заседании представитель административного истца ООО «АДС» на основании доверенности Гималутдинов М.В. административный иск поддержал.

Представитель административного ответчика Департамента жилищно – коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области на основании доверенности Роздова Е.В. административный иск не признала, привела доводы о том, что оспариваемый нормативный акт принят в пределах компетенции органа государственной власти Ярославской области, с соблюдением порядка и процедуры его принятия. Расчет объема тепловой энергии на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению для ООО «АДС» на 2020 – 2024 годы принят регулирующим органом с учетом необходимого количества тепловой энергии и величины расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению до достижения температуры воды в 60 градусов С с учетом положений пункта 5.3.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 года N 170, СП 131.13330.2018 "СНиП 23-01-99* Строительная климатология, утвержденных приказом Минстроя России от 28.11.2018 N 763/пр, постановления мэрии города Ярославля от 19 августа 2002 года № 2609 "О нормативах и тарифах на коммунальные услуги в г. Ярославле" и законодательству, имеющему большую юридическую силу не противоречит. Расчет объема тепловой энергии, необходимый для нагрева 1 куб.метра холодной воды до температуры 60 С градусов произведен в соответствии с формулами 23.1 и 24 Приложения № 1 к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N 306.

Представителем административного ответчика приведены также доводы об отсутствии у административного истца права на оспаривание приказа № 357-г/вс, так как в целях расчета размера платы за горячее водоснабжение и при невступлении в действие утвержденного органом исполнительной власти Ярославской области норматива на подогрев холодной воды в целях оказания услуг горячего водоснабжения, следует применять данный норматив, установленный постановлением мэрии города Ярославля от 19 августа 2002 года № 2609 "О нормативах и тарифах на коммунальные услуги в г. Ярославле", а не на основании показателей производственной программы.

Судом в качестве свидетеля допрошены специалист Департамента жилищно – коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области ФИО1 и заместитель финансового директора ООО «АДС» ФИО2

Прокурором в судебном заседании дано заключение о наличии оснований для удовлетворения требований административного иска о признании недействующим приказа Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 18.12.2019 года N 357-г/вс "Об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую потребителям обществом с ограниченной ответственностью "АДС" (городской округ город Ярославль), на 2020 - 2024 годы" в оспариваемой административным истцом части и возложении на административного ответчика обязанности принять заменяющий нормативный акт.

Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы административного дела, суд полагает, что требования административного иска ООО «АДС» подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Административный истец является поставщиком коммунальной услуги по горячему водоснабжению для многоквартирных домов в зоне деятельности ЕТО – 6 (Фрунзенский район города Ярославля (в части поселка Дядьково, поселок Сокол, в том числе территории, ограниченной рекой Волгой, улицей Чернопрудной, улицей Проектируемой, проспектом Фрунзе).

В связи с оказанием указанных услуг административным истцом осуществляется начисление платы потребителям.

Для административного истца оспариваемым в настоящем административном деле приказом установлен двухкомпонентный тариф на горячую воду, состоящий из стоимости компонента на холодную воду и стоимости компонента на тепловую энергию, необходимую для подогрева воды.

Согласно пункту 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 года N 354, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23.1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды.

Согласно пункту 26 Приложения № 2 к указанным Правилам размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении определяется по формуле 23.1:, где: - объем потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенный по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении. При отсутствии приборов учета объем потребленной горячей воды определяется:

в жилом помещении - исходя из нормативов потребления горячей воды в жилом помещении и количества граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;

в нежилом помещении - из расчетного объема, определенного в соответствии с пунктом 43 Правил.

Постановлением Правительства Ярославской области от 31 октября 2016 года № 1135-п утверждены, помимо прочего, нормативы потребления коммунальных услуг по холодному, горячему водоснабжению и водоотведению в жилых помещениях.

Пунктом 3.2 указанного постановления определено применять нормативы с 1 января 2023 года.

В связи с этим поскольку на территории Ярославской области, за исключением территории городского округ город Рыбинска, утвержденный норматив потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению до 1 января 2022 года не применяется, административный истец, производит расчет показателя расхода тепловой энергии на производство 1 куб.метра воды как отношение расхода тепловой энергии на подогрев воды, принятый регулирующим органом при утверждении тарифа, к объему поставляемой воды, принятому в утвержденной для ООО «АДС» производственной программе.

Такой расчет подтвержден судебной практикой при разрешении споров, связанных с оплатой за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, поставленную ООО «АДС» потребителям.

Таким образом, приказ Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 18.12.2019 года N 357-г/вс "Об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую потребителям обществом с ограниченной ответственностью "АДС" (городской округ город Ярославль), на 2020 - 2024 годы", в том числе в части определения объема тепловой энергии на подогрев воды в размере 32 340 Гкал (пункт 2) в разделе III «Планируемый объем подачи воды» приложения 3 «Производственная программа общества с ограниченной ответственностью "АДС" (городской округ город Ярославль) в сфере горячего водоснабжения на 2020 - 2024 годы" применяется административным истцом для определения величины платы за услугу по горячему водоснабжению.

Доводы административного ответчика о необходимости для определения норматива на подогрев холодной воды в целях оказания услуг горячего водоснабжения, применять постановление мэрии города Ярославля от 19 августа 2002 года № 2609 "О нормативах и тарифах на коммунальные услуги в г. Ярославле" опровергаются фактическими обстоятельствами данного административного спора, так как административным истцом представлены доказательства определения расхода тепловой энергии на подогрев воды на основании производственной программы, утвержденной оспариваемым нормативным актом.

Приведенные основания заинтересованности ООО «АДС» в оспаривании нормативного акта, которым утверждена производственная программа Общества, подтверждены вступившими в законную силу решениями Ярославского областного суда от 23 марта 2021 года и от 24 декабря 2021 года.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что административный истец ООО «АДС» вправе оспаривать законность приказ Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 18.12.2019 года N 357-г/вс "Об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую потребителям обществом с ограниченной ответственностью "АДС" (городской округ город Ярославль), на 2020 - 2024 годы" в действующей редакции, в связи с чем административное дело подлежит разрешению по существу.

Статьей 5 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения; утверждение производственных программ и контроль за выполнением производственных программ, в том числе за достижением в результате реализации мероприятий производственных программ плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.

Согласно части 4 статьи 41 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» производственные программы утверждаются органами регулирования тарифов.

Согласно пункту 1.1 Положения о департаменте жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 20 декабря 2016 года № 1315-п (в редакции данного нормативного акта, действовавшей до 1 апреля 2022 года), Департамент жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области является органом исполнительной власти Ярославской области, осуществляющим функции по реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального комплекса, а также в сфере государственного регулирования цен (тарифов) и контроля за ценообразованием, регулированию деятельности гарантирующих поставщиков электрической энергии.

В соответствии с пунктом 5.11 указанного Положения для определения основных направлений деятельности департамента и принятия решений об утверждении цен (тарифов) и их предельных уровней директор департамента образует коллегиальный орган - правление департамента - общей численностью не более 9 человек. Заседание правления департамента считается правомочным, если на нем присутствуют более половины его членов, уполномоченных рассматривать соответствующие вопросы. Решение принимается большинством голосов членов правления департамента, присутствующих на заседании.

Согласно пунктам 4.1, 5.3.7 Положения по вопросам деятельности Департамента издаются нормативные акты в форме приказов.

Согласно статье 13 Закона Ярославской области «О правовых актах Ярославской области» на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) официально публикуются правовые акты, подлежащие официальному опубликованию в соответствии со статьей 12 настоящего Закона.

В газете "Документ-Регион" официально публикуются: 1) законы; 2) указы Губернатора Ярославской области, постановления Ярославской областной Думы, постановления Правительства Ярославской области и постановления Избирательной комиссии Ярославской области, носящие нормативный характер; 3) иные правовые акты, в том числе приказы органов исполнительной власти Ярославской области, при указании в них на необходимость их официального опубликования в газете "Документ-Регион".

Исходя из приведенных положений нормативных актов и установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что утверждение тарифов на водоснабжение и утверждение производственной программы относится к полномочиям субъекта Российской Федерации. В Ярославской области органом исполнительной власти, наделенным такими полномочиями, на момент издания оспариваемого приказа и внесения в него изменений являлся Департамент жилищно – коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области. Следовательно, оспариваемые в данном деле нормативные акты приняты в пределах полномочий органа исполнительной власти Ярославской области.

Судом установлено также, что приказ № 357-г/вс в первоначальной редакции, и в редакции приказа № 379-ви приняты на заседании правления Департамента, то есть процедура принятия нормативных актов соблюдена.

Требования к форме нормативных актов, их регистрации и опубликованию соблюдены.

Соблюдение процедуры принятия приказа № 357-г/вс установлено также вступившими в законную силу решениями Ярославского областного суда от 23 марта 2021 года и от 24 декабря 2021 года.

Проверяя оспариваемый нормативный акт на соответствие законодательству, имеющему большую юридическую силу, по существу осуществляемого им правового регулирования, суд приходит к следующему:

В соответствии со статьей 41 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» производственные программы разрабатываются, утверждаются и корректируются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

При разработке производственной программы учитываются:

1) результаты технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;

2) плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности;

3) решения органов местного самоуправления о прекращении горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и о переводе абонентов, подключенных (технологически присоединенных) к таким системам, на иные системы горячего водоснабжения.

Производственная программа, помимо прочего, должна содержать планируемый объем подачи воды (объем принимаемых сточных вод).

В соответствии с пунктами 8 – 10, 17 Правил разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 641, регулируемая организация (за исключением регулируемых организаций, владеющих централизованными системами водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем на основании концессионного соглашения, заключенного в текущем году) направляет проект производственной программы на утверждение в уполномоченный орган до 1 мая года, предшествующего году начала периода реализации производственной программы.

Уполномоченный орган в течение 30 дней со дня получения проекта производственной программы проверяет ее на соответствие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил.

В случае если проект производственной программы не соответствует требованиям, уполномоченный орган уведомляет об этом регулируемую организацию и возвращает ей проект производственной программы на доработку.

Регулируемая организация обязана в течение 10 дней с момента получения уведомления доработать проект производственной программы и представить его в уполномоченный орган на повторное рассмотрение.

Уполномоченный орган вправе привлекать к рассмотрению производственной программы в целях анализа ее обоснованности независимые организации.

В случае соответствия проекта производственной программы требованиям уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации проводит оценку доступности для абонентов тарифов регулируемой организации, рассчитанных с учетом экономически обоснованных расходов на реализацию производственной программы. Указанные тарифы считаются доступными для абонентов в случае, если их размер не повлечет превышения предельного индекса максимально возможного изменения тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, установленного на очередной период регулирования Федеральной антимонопольной службой в среднем по субъекту Российской Федерации, либо в случае, если решение об утверждении тарифов, приводящее к превышению указанного предельного индекса, согласовано с Федеральной антимонопольной службой в установленном порядке.

Корректировка производственной программы осуществляется регулируемой организацией в случае изменения условий реализации мероприятий производственной программы, ведущих к росту расходов на их реализацию, в том числе в случае изменения законодательства Российской Федерации, влияющего на условия реализации производственной программы.

Регулируемая организация представляет в уполномоченный орган проект измененной производственной программы (производственную программу в новой редакции), который должен содержать предложения о включении в производственную программу новых мероприятий, о переносе сроков реализации мероприятий производственной программы и об изменении стоимости этих мероприятий, а также материалы и документы, обосновывающие необходимость корректировки производственной программы.

Рассмотрение и утверждение уполномоченным органом предложений регулируемой организации о внесении изменений в производственную программу осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 8 - 11 настоящих Правил.

Судом установлено, что одновременно с подачей заявления об установлении тарифов на горячую воду 25 апреля 2019 года ООО «АДС» в регулирующий орган представило для утверждения производственную программу на 2020 – 2024 годы.

23 апреля 2021 года ООО «АДС» обратилось в регулирующий орган с заявлением о корректировке тарифа, также представив производственную программу на 2022 – 2024 годы.

В указанной производственной программе регулируемой организацией предложено в целях определения планируемого объема подачи воды установление объема воды в размере 530155 куб.метров, объема тепловой энергии на подогрев воды в размере 41320 Гкал.

Как следует из материалов дела и не оспаривается участниками данного административного спора, показатель объема тепловой энергии на подогрев воды определен административным истцом на основании показателей прибора учета тепловой энергии в многоквартирных домах, в которые административным истцом осуществляется поставка услуги по горячему водоснабжению.

Департаментом жилищно – коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, как регулирующим органом, указанный объем в оспариваемом нормативном акте определен в 32340 Гкал.

Как следует из материалов дела, административный ответчик, применяя Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 года N 170, и СП 131.13330.2018 "СНиП 23-01-99* Строительная климатология, утвержденные приказом Минстроя России от 28.11.2018 N 763/пр, и постановлением мэрии города Ярославля от 19 августа 2002 года № 2609 "О нормативах и тарифах на коммунальные услуги в г. Ярославле" стремился к определению величины объема тепловой энергии на подогрев воды с тем, чтобы температурный показатель поставленной горячей воды в точке водоразбора достигал показателя в 60С градусов.

В целях такого расчета административный ответчик применил формулы 23.1 и 24 Приложения № 1 к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N 306.

Суд полагает, что приведенные действия Департамента в рамках проверки и утверждения производственной программы ООО «АДС» не основаны на законодательстве в сфере водоснабжения, в том числе в сфере регулирования тарифов на водоснабжение и утверждения производственных программ.

Как следует из анализа пунктов 9 и 10 вышеприведенных Правил разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 641, к полномочиям регулирующего органа относится не только проверка соответствия требований к содержанию производственной программы, но и проверка ее обоснованности.

Согласно Правилам организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 года N 776, коммерческий учет холодной воды, горячей воды, тепловой энергии в составе горячей воды, сточных вод осуществляется с использованием приборов учета.

Согласно пункту 113 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом ФСТ России от 27.12.2013 N 1746-э, при утверждении двухкомпонентного тарифа на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения значение компонента на тепловую энергию при установленном одноставочном тарифе на тепловую энергию определяется по формуле: (48), где Qi - объем тепловой энергии, реализуемой абонентам в i-ом периоде регулирования в целях оказания услуги горячего водоснабжения в закрытой системе горячего водоснабжения, определяемый в соответствии с Приложением 1 к настоящим Методическим указаниям, тыс. Гкал.

Согласно пункту 8.6 Приложения 1 «Баланс водоснабжения» к указанным Методическим рекомендациям объем тепловой энергии, реализуемой абонентам в целях оказания услуги горячего водоснабжения определяется по приборам учета, либо (при их отсутствии) по нормативам.

Таким образом, нормативные акты, регулирующие ценообразование в сфере водоснабжения, определяют приоритетный способ определения расходов ресурсоснабжающей организации на подогрев воды с использованием приборов учета тепловой энергии.

Административным ответчиком Департаментом жилищно – коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области суду не представлено доказательств того, что представленные регулируемой организацией ООО «АДС» данные о расходах тепловой энергии на подогрев воды по показаниям приборов учета являются недостоверными.

Также административным ответчиком не представлено доказательств того, что приборы учета, или инженерное оборудование, используемое административным истцом в целях поставки горячего водоснабжения, в период снятия показаний работали в аварийном режиме, или в иных отклоняющихся от нормальных условиях.

Не представлено административным ответчиком иных доказательств, которые позволили ли бы установить необоснованность производственной программы административного истца в исследуемой части и давали бы основание для расчета расходов тепловой энергии на подогрев воды иным способом, нежели по показаниям приборов учета.

Из материалов дела следует, что расчет данных расходов произведен административным ответчиком по формулам 23.1 и 24 Приложения 1 к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, которые определяют порядок расчета норматива потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению или норматива потребления горячей воды в жилых помещениях (куб. м в месяц на 1 человека) и средней температуры холодной воды в сети водопровода при отсутствии достоверных данных об этом.

Суд полагает, что применение указанного нормативного акта в целях определения расходов ресурсоснабжающей организации на тепловую энергию в целях подогрева воды, является необоснованным.

Указанный нормативный акт принят в целях определения платы граждан за коммунальные услуги в соответствии со статьями 156 и 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и не регулирует правоотношения в сфере ценообразования для организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, а также в сфере утверждения производственных программ таких организаций.

Также суд полагает необоснованными и не соответствующими требованиям нормативных актов по вопросам утверждения производственных программ действия Департамента, направленные на приведение показателей объема воды и объема тепловой энергии на ее подогрев с тем, чтобы в точках водоразбора потребителей достигалась температура в 60 С градусов.

Таких положений нормативные акты, подлежащие применению при проверке обоснованности производственной программы не содержат.

Согласно статье 2 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» производственная программа организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение это программа текущей (операционной) деятельности такой организации по осуществлению горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, регулируемых видов деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения.

Согласно положениям статьи 41 указанного Федерального закона, Правилам разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 года N 641, производственная программа, помимо прочего, утверждается в целях определения финансовых потребностей регулируемой организации на ее выполнение.

В связи с этим, определение данных финансовых потребностей организации на выполнение производственной программы, в том числе определение объема тепловой энергии на подогрев воды, должны обеспечивать исполнение плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов водоснабжения ресурсоснабжающей организации.

Определяя порог значения температуры воды в точке водоразбора потребителя, как показатель надлежащего исполнения услуги по горячему водоснабжению, Департамент руководствовался постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 года N 170, и СП 131.13330.2018 "СНиП 23-01-99* Строительная климатология, утвержденные приказом Минстроя России от 28.11.2018 N 763/пр, и постановлением мэрии города Ярославля от 19 августа 2002 года № 2609 "О нормативах и тарифах на коммунальные услуги в г. Ярославле" и принимал данное значение в 60 С градусов.

Вместе с тем, органы местного самоуправления не наделены полномочиями по определению норматива температуры горячей воды, поставляемой потребителям. В связи с этим, оснований для определения норматива температуры в точках водоразбора потребителей на основании постановления мэрии города Ярославля от 19 августа 2002 года у Департамента не имелось.

Согласно пункту 5.3.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 года N 170, которое применялось Департаментом, температура воды, подаваемой к водоразборным точкам (кранам, смесителям), должна быть не менее 60 град. С в открытых системах горячего водоснабжения и не менее 50 град. С - в закрытых. Температура воды в системе горячего водоснабжения должна поддерживаться при помощи автоматического регулятора, установка которого в системе горячего водоснабжения обязательна. Температура воды на выходе из водоподогревателя системы горячего водоснабжения должна выбираться из условия обеспечения нормируемой температуры в водоразборных точках, но не более 75 град. С.

СП 131.13330.2018 "СНиП 23-01-99* Строительная климатология, утвержденный приказом Минстроя России от 28.11.2018 N 763/пр, положений о температуре воды в системе горячего водоснабжения не содержат. Кроме того, данный нормативный акт утратил силу с 25 июня 2021 года.

При этом, суд принимает во внимание, что Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354, в целях определения качества поставляемой услуги по горячему водоснабжению по температуре отсылает к законодательству о техническом регулировании, в частности к Санитарным нормам и правилам, при этом допуская отклонение от установленных в данных актах параметрах на 5 С градусов в ночные часы и на 3 С градуса в дневное время (пункт 5 приложения № 1 к указанным Правилам).

Согласно пункту 84 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, утвержденных постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 года N 3, температура горячей воды в местах водоразбора централизованной системы горячего водоснабжения должна быть не ниже плюс 60 °C и не выше плюс 75 °C.

Таким образом, в соответствии с вышеприведенным законодательством показатель в 60 С градусов является минимальным значением температуры горячей воды в точке водоразбора потребителей, максимальным значением является 75 С градусов. При этом, допускается отклонение данных параметров до 5С и до 3С градусов.

Обоснования применения для расчета показателя в 60 С градусов административный ответчик суду не представил.

В связи с этим, определение Департаментом величины объема тепловой энергии на подогрев воды с условием доведения поставляемой горячей воды потребителям до 60 С градусов в точке водоразбора не только не обосновано законодательством о ценообразовании в сфере водоснабжения и порядке утверждения производственных программ, но и противоречит законодательству, определяющему требования к качеству коммунальной услуги по горячему водоснабжению, которые применял регулирующий орган при проверке и утверждении производственной программы ООО «АДС».

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что определение величины объема тепловой энергии на подогрев воды на 2022 год в производственной программе ООО «АДС» в размере 32340 Гкал и утверждение производственной программы в данной части Департаментом жилищно – коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области имело место произвольно, не соответствует принципам тарифного регулирования об экономической обоснованности и обеспечения достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем водоснабжения регулируемой организации, и законодательству, имеющему большую юридическую силу, противоречит.

В связи с этим, суд приходит к выводу о признании недействующим приказа Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 18.12.2019 года N 357-г/вс "Об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую потребителям обществом с ограниченной ответственностью "АДС" (городской округ город Ярославль), на 2020 - 2024 годы" в части установления объема тепловой энергии на подогрев воды на 2022 год (корректировка) в размере 32340 Гкал в разделе III «Планируемый объем подачи воды» Производственной программы общества с ограниченной ответственностью "АДС" (городской округ город Ярославль) в сфере горячего водоснабжения на 2020 - 2024 годы (приложение 3).

Принимая во внимание разъяснения, содержащиеся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" (пункт 38) и учитывая, что оспариваемый в настоящем административном деле нормативный акт неоднократно применялся, он подлежит признанию недействующим в соответствующей части с момента вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должны содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.

С учетом положений статьи 13 Закона Ярославской области «О правовых актах Ярославской области», учитывая, что в приказе Департамента от 20 декабря 2021 года № 379-ви, которым внесены последние изменения в оспариваемый приказ, не указано на его опубликование в издании «Документ – Регион»,

настоящее решение подлежит опубликованию на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).

Требования административного истца о возложении на административного ответчика обязанности принять заменяющий нормативный акт суд также полагает подлежащими удовлетворению.

В соответствии с частью 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.

Как следует из разъяснений, приведенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" (пункт 37) следует иметь в виду, что, поскольку при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов полномочия судов ограничены проверкой законности соответствующих актов, данная правовая норма подлежит применению лишь в случаях, когда в нормативном правовом акте, имеющем большую юридическую силу, предусмотрена обязанность соответствующего органа, организации или лица принять нормативный правовой акт или соответствующие положения нормативного правового акта.

В настоящем административном деле обстоятельства, при которых суд вправе возложить на административного ответчика обязанность принять заменяющий нормативный акт, имеются.

В соответствии со статьями 5 и 41 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» производственные программы организаций, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, подлежат утверждению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

При этом, отсутствие утвержденной производственной программы создаст недостаточную правовую урегулированность правоотношений административного истца по определению его финансовых потребностей для поставки коммунального ресурса (горячей воды), а также правоотношений административного истца и неопределенного круга лиц – потребителей услуги по горячему водоснабжению по порядку определения размера платы за данные услуги.

В связи с этим, суд возлагает на Департамент обязанность принять заменяющий нормативный акт в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 175 – 181, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «АДС» удовлетворить.

Признать недействующим приказ Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 18.12.2019 года N 357-г/вс "Об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую потребителям обществом с ограниченной ответственностью "АДС" (городской округ город Ярославль), на 2020 - 2024 годы" в части установления объема тепловой энергии на подогрев воды на 2022 год (корректировка) в размере 32340 Гкал в разделе III «Планируемый объем подачи воды» Производственной программы общества с ограниченной ответственностью "АДС" (городской округ город Ярославль) в сфере горячего водоснабжения на 2020 - 2024 годы (приложение 3) с момента вступления решения суда в законную силу.

Возложить на Департамент жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области обязанность принять заменяющий нормативный правовой акт в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Опубликовать на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) сообщение о принятии настоящего решения судом в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором может быть принесено апелляционное представление в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Ярославского

областного суда Е.Ю. Щеголькова

Решение в окончательной форме изготовлено 1 апреля 2022 года