ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-141/2022 от 20.05.2022 Калининградского областного суда (Калининградская область)

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Дело № 3а-141/2022

УИД 39OS0000-01-2022-000084-60

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Калининградский областной суд в составе:

председательствующего судьи – Струковой А.А.

при помощнике судьи – Лосиковой С.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО «Амета» к Правительству Калининградской области, Управлению Росреестра по Калининградской области об оспаривании результатов определения архивной кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером

У С Т А Н О В И Л:

ООО «Амета» посредством ГАС «Правосудие» обратилось в суд 1 апреля 2022 года с административным иском к Правительству Калининградской области, Управлению Росреестра по Калининградской области, ссылаясь на то, что с 25 октября 2018 года административному истцу на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером площадью 460,6 кв.м, местоположение: <адрес>

Кадастровая стоимость указанного нежилого помещения установлена по состоянию на 25 октября 2018 года (дата постановки объекта на кадастровый учет) в размере 20 419 632,41 руб.

Постановлением Правительства Калининградской области от 24 ноября 2021 года № 754 установлена дата перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости на территории Калининградской области – 1 декабря 2021 года.

Полагая, что к отношениям по пересмотру кадастровой стоимости применимы положения статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ от 3 июля 2016 года, ООО «Амета» обратилось 28 декабря 2021 года в ГБУ Калининградской области «Центр кадастровой оценки и мониторинга недвижимости» с заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта равной его рыночной стоимости по состоянию на 22 декабря 2021 года, представив, помимо прочего, отчет об оценке от 22 декабря 2021 года № 3924/21 оценщика ООО «Респект» Ивановой А.В. о рыночной стоимости объекта по состоянию на 22 декабря 2021 года – 6 828 000 руб.

Решением бюджетного учреждения от 27 января 2022 года № ОРС-39/2022/000066 в удовлетворении заявления ООО «Амета» об установлении кадастровой стоимости объекта в размере его рыночной стоимости по состоянию на 22 декабря 2021 года отказано.

Указывая, что представленный отчет об оценке соответствует федеральным стандартам оценки, ООО «Амета» просило признать незаконным решение бюджетного учреждения от 27 января 2022 года № ОРС-39/2022/000066 и установить кадастровую стоимость объекта в размере его рыночной стоимости по состоянию на 22 декабря 2021 года – 6 828 000 руб.

Определением от 5 апреля 2022 года административное исковое заявление оставлено без движения, установлен срок до 5 мая 2022 года для устранения перечисленных в определении недостатков.

Во исполнение данного определения ООО «Амета» 4 мая 2022 года подало уточненное административное исковое заявление, в котором сослалось на то, что отношения по пересмотру кадастровой стоимости, установленной по состоянию на 25 октября 2018 года с применением удельных показателей кадастровой стоимости, утвержденных постановлением Правительства Калининградской области от 23 декабря 2016 года № 625 в порядке, определенном Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, регулируются статьей 24.19 Федерального закона № 135-ФЗ.

В этой связи ООО «Амета» обратилось 21 апреля 2022 года с заявлением в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Калининградской области о пересмотре кадастровой стоимости, установленной по состоянию на 25 октября 2018 года, представив, в частности, отчет об оценке от 20 апреля 2022 года № 934/22 оценщика ООО «Респект» Ивановой А.В., согласно которому кадастровая стоимости оцениваемого объекта по состоянию на 25 октября 2018 года составляет 6 383 000 руб.

Такое заявление Управлением Росреестра по Калининградской области было перенаправлено в ГБУ Калининградской области «Центр кадастровой оценки и мониторинга недвижимости», которым 11 мая 2022 года оставлено без рассмотрения согласно части 7 статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ и разъяснено право обращения с заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта в размере его рыночной стоимости в порядке статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ.

Таким образом, ООО «Амета» приняло возможные меры к соблюдению обязательного досудебного порядка урегулирования спора, установленного статьей 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ, а заявление ООО «Амета» о пересмотре кадастровой стоимости по состоянию на 25 октября 2018 года не разрешено по существу по не зависящим от заявителя обстоятельствам.

Настаивая на том, что существенным превышением установленной архивной кадастровой стоимости по отношению к рыночной стоимости объекта нарушены права ООО «Амета» в сфере налогообложения, административный истец просит на основании статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером в размере 6 383 000 руб. по состоянию на 25 октября 2018 года.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация городского округа «Город Калининград» и ФГБУ «ФКП Росреестра».

В судебном заседании представитель административного истца – Скорнякова И.А административные исковые требования поддержала, изложив в их обоснование аналогичные доводы.

Представитель Управления Росреестра по Калининградской области – Перцев Е.М., поддержав направленный посредством ГАС «Правосудие» письменный отзыв на административное исковое заявление, не возражал против установления кадастровой стоимости нежилого помещения равной его рыночной стоимости, оставив вопрос о размере рыночной стоимости объекта на усмотрение суда, а также обратил внимание на то, что 6 февраля 2022 года в ЕГРН внесены сведения о кадастровой стоимости указанного нежилого помещения в размере 34 133 817,77 руб., установленной по состоянию на 1 января 2021 года постановлением Правительства Калининградской области от 24 ноября 2021 года № 753 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости всех видов объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Калининградской области, по состоянию на 1 января 2021 года».

Представитель Правительства Калининградской области, а также представители заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, ходатайств об отложении судебного заседания или о приобщении доказательств иной величины рыночной стоимости оцениваемого объекта, не представили.

В соответствии с ч. 4 ст. 247 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав пояснения представителей ООО «Амета» и Управления Росреестра по Калининградской области, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (п. 2 ч. 1 ст. 248 КАС РФ, ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Согласно выписке из ЕГРН о характеристиках объекта недвижимости нежилое помещение с кадастровым номером поставлено на государственный кадастровый учет 25 октября 2018 года и принадлежит ООО «Амета» на праве собственности с 25 октября 2018 года (л.д. 13-14).

Постановлением Правительства Калининградской области от 23 декабря 2016 года № 625 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости жилого и нежилого фондов (за исключением земельных участков), расположенных на территории Калининградской области…» по состоянию на 1 января 2016 года.

Поскольку нежилое помещение с кадастровым номером поставлено на кадастровый учет 25 октября 2018 года, его кадастровая стоимость определена на эту дату в соответствии со ст. 24.19 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», устанавливающей порядок определения кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости.

В пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что установленный абзацем первым статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления предварительный порядок обращения в Комиссию является досудебным порядком урегулирования спора. В связи с этим к заявлению об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости должны прилагаться документы, подтверждающие его соблюдение.

О соблюдении досудебного порядка свидетельствует решение Комиссии об отказе в удовлетворении заявления о пересмотре кадастровой стоимости либо документы, подтверждающие факт обращения в Комиссию и нерассмотрения ею заявления в установленный законом срок.

Как следует из материалов дела, заявление ООО «Амета» от 21 апреля 2022 года об установлении архивной кадастровой стоимости объекта с кадастровым номером равной его рыночной стоимости, адресованное в Комиссию, не было рассмотрено по тем основаниям, что с 1 декабря 2021 года рассмотрение заявлений о пересмотре кадастровой стоимости объектов по основанию установления их рыночной стоимости отнесено к компетенции бюджетного учреждения.

Таким образом, требования статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ об обязательном досудебном порядке урегулирования спора, установленном для юридических лиц, не исполнены по обстоятельствам, не зависящим от заявителя.

Постановлением Правительства Калининградской области от 24 ноября 2021 года № 754 установлена дата перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости на территории Калининградской области – 1 декабря 2021 года.

Суд считает, что прекращение с 1 декабря 2021 года рассмотрения Комиссией заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, установленной по состоянию на 1 января 2016 года либо с применением удельных показателей кадастровой стоимости на эту дату, по основанию установления рыночной стоимости является неправомерным по следующим основаниям.

С 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

На основании части 7 статьи 24 названного Федерального закона № 237-ФЗ государственная кадастровая оценка, проведение которой начато до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, и оспаривание результатов такой государственной кадастровой оценки проводятся в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Принимая во внимание, что проведение государственной кадастровой оценки объектов недвижимого имущества (за исключением земельных участков) на территории Калининградской области начато до 1 января 2017 года, оспаривание результатов соответствующей кадастровой стоимости осуществляется по правилам, установленным статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Кроме того, статьей 24 Федерального закона № 237-ФЗ установлено, что к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов, устанавливается переходный период применения настоящего Федерального закона с 1 января 2017 года до 1 января 2020 года (часть 1); в течение переходного периода государственная кадастровая оценка может проводиться в соответствии с настоящим Федеральным законом или в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с учетом особенностей, предусмотренных федеральными законами (часть 2).

Таким образом, после вступления в силу Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» государственная кадастровая оценка в период с 1 января 2017 года по 1 января 2020 года по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации могла быть проведена как в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", так и в порядке, определенном Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

При этом согласно части 5 статьи 24 Федерального закона № 237-ФЗ государственная кадастровая оценка, проведение которой начато в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", должна быть завершена до 1 января 2020 года.

После 1 января 2020 года государственная кадастровая оценка подлежит проведению исключительно в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Федеральный закон № 237-ФЗ введена статья 22.1, определившая порядок установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости.

В этой части Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ вступил в силу 11 августа 2020 года.

Статьей 22.1 названного закона определено, что кадастровая стоимость может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости (часть 1); заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (часть 7); заявление об установлении рыночной стоимости возвращается без рассмотрения в случае, если такое заявление подано по истечении шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (пункт 2 части 8); бюджетное учреждение вправе принять следующие решения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости: 1) об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, указанной в отчете об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости; 2) об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (часть 11).

При этом в силу прямого указания закона – части 15 этой же статьи – в суд может быть оспорено решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

Одновременно в части 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ закреплено, что до 1 января 2023 года устанавливается переходный период применения статей 22 и 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" с учетом следующих особенностей:

1) в течение переходного периода высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости;

2) в течение переходного периода до дня, указанного в решении (в случае отсутствия принятого решения - до завершения переходного периода), в субъекте Российской Федерации:

а) не применяются положения статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке";

3) с даты, указанной в решении, в субъекте Российской Федерации:

а) применяются положения статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости;

б) не применяются положения статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке";

в) рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" не осуществляется.

Из совокупного анализа приведенных положений статьи 24 Федерального закона № 237-ФЗ и части 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ следует, что в порядке, определенном Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" могут быть оспорены только те результаты определения кадастровой стоимости, которые установлены после вступления в силу Федерального закона № 237-ФЗ, то есть после 1 января 2017 года, при том, что обратная сила Федеральному закону № 237-ФЗ законодателем не придана.

В то же время, результаты определения кадастровой стоимости, которые установлены по правилам Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в срок до 1 января 2017 года, могут быть оспорены исключительно в соответствии с процедурой, регламентированной статьей 24.18 этого Федерального закона.

При этом указание в пункте «в» части 3 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ о недопустимости рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" после 1 января 2023 года либо после даты, указанной в решении уполномоченного органа субъекта Российской Федерации о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ имеет отношение только к тем случаям, когда в период с 1 января 2017 года по 1 января 2020 года кадастровая оценка была проведена на основании соответствующего решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по правилам, установленным Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

Таким образом, после 1 декабря 2021 года в порядке, определенном статьей 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ, подлежат рассмотрению поданные после 1 декабря 2021 года заявления о пересмотре кадастровой стоимости, установленной после 1 декабря 2017 года.

Статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установлен порядок определения кадастровой стоимости, в частности, вновь учтенных объектов недвижимости.

При этом абзацем первым названной статьи установлено, что при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Приказом Минэкономразвития России от 24 сентября 2018 года № 514 утвержден Порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости.

Пунктом 5 Порядка предусмотрено, что для определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в соответствии с настоящим Порядком используются средние и минимальные значения удельных показателей кадастровой стоимости объектов недвижимости, утвержденных в соответствии со статьей 24.17 Закона об оценочной деятельности.

Соответствующие удельные показатели кадастровой стоимости объектов недвижимости, помимо результатов определения кадастровой стоимости конкретных объектов недвижимости, также утверждены постановлением Правительства Калининградской области от 23 декабря 2016 года № 625.

Принимая во внимание, что оспариваемая кадастровая стоимость (по состоянию на 25 октября 2018 года) была установлена исходя из удельных показателей кадастровой стоимости, утвержденных до 1 января 2017 года, спорные правоотношения регулируются статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ.

Таким образом, к правоотношениям, возникшим по поводу установления до 1 января 2017 года кадастровой стоимости объектов, положения статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ не применимы.

Отсюда следует, что в период времени с 1 декабря 2021 года до даты внесения в ЕГРН сведений об актуальной кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков), утвержденной постановлением Правительства Калининградской области от 24 ноября 2021 года № 753 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости всех видов объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Калининградской области, по состоянию на 1 января 2021 года», правообладателям соответствующих объектов должны были быть созданы надлежащие условия для подачи заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, установленной по состоянию на 1 января 2016 года либо с применением удельных показателей кадастровой стоимости на эту дату, в том числе для юридических лиц – возможность обращения в Комиссию с заявлением о пересмотре соответствующей кадастровой стоимости по основанию установления рыночной стоимости.

Принимая во внимание, что данные требования закона нарушены органом, наделенным публичными полномочиями, вследствие прекращения рассмотрения с 1 декабря 2021 года заявлений о пересмотре кадастровой стоимости объектов, установленной до 1 января 2017 года по правилам Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, уточненное административное исковое заявление ООО «Амета» подлежит рассмотрению по существу.

Оспариваемая кадастровая стоимость объекта, являющаяся на день рассмотрения дела архивной, сохраняет свое правовое значение для административного истца, который, в частности, в силу статьи 78 НК РФ вправе поставить вопрос о зачете либо возврате сумм излишне уплаченного налога на имущество организаций.

В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Принимая во внимание, что оспариваемая кадастровая стоимость объекта сохраняет свою актуальность для административного истца, доводы административного истца о существенном несоответствии между установленной кадастровой стоимостью объекта и его рыночной стоимостью подлежат судебной проверке.

В обоснование своих требований административный истец представил отчёт об оценке от 20 апреля 2022 года № 934/22 оценщика ООО «Респект» Ивановой А.В., согласно которому рыночная стоимость названного объекта по состоянию на 25 октября 2018 года составляет 6 383 000 руб.

Как видно из отчета об оценке, рыночная стоимость объекта определена в рамках сравнительного подхода в размере 6 385 018 руб. и доходного подхода в размере 6 381 463 руб. с последующим согласованием результатов оценки.

Отказ от применения затратного подхода обоснован оценщиком.

При проведении оценки сравнительным подходом оценщиком в качестве объектов-аналогов отобрано 3 встроенных помещения свободного назначения, расположенные в спальных районах высотной застройки в городе Калининграде на улицах Горького, Зеленой и на улице Шиллера, предложенные к продаже в 2018 году до даты оценки нежилого помещения с кадастровым номером , то есть сопоставимые по ценообразующим факторам с оцениваемым объектом.

Оценщиком проведены корректировки на торг, местоположение, на красную линию, этажность, поскольку объекты-аналоги № 1 и № 2 расположены в цокольном этаже, а объект-аналог № 3 находится на первом и цокольном этажах, на состояние, на площадь и тип объекта.

Размер всех корректировок определен в соответствии со Справочником оценщика недвижимости под ред. Л.А. Лейфера, 2018 год.

Отказ от проведения иных корректировок мотивирован оценщиком.

В рамках доходного подхода оценщик определил арендопригодную площадь оцениваемого здания с применением коридорного коэффициента (0,9) на основании методик ВОМА, после чего произвел расчет потенциального валового дохода от передачи помещения в аренду с учетом ценовой информации и сведениях об индивидуальных характеристиках 5 отобранных оценщиком объектов-аналогов, а также действительного валового годового дохода исходя из рассчитанного потенциального валового дохода с учетом коэффициента от недозагрузки (19,8%) за вычетом операционных расходов в размере 17,9% согласно Справочнику оценщика недвижимости-2018 под ред. Л.А. Лейфера.

Изложенные в отчете об оценке сведения об оцениваемом объекте и объектах-аналогах проверяемы и достоверны.

Объективных данных о недостоверности выводов оценщика в деле не имеется.

Оценщик Иванова А.В. отвечает требованиям законодательства об оценочной деятельности, имеет опыт работы в сфере оценочной деятельности свыше 10 лет, является действительным членом ассоциации «Русское общество оценщиков», вправе осуществлять оценочную деятельность по направлению "Оценка недвижимости", гражданская ответственность оценщика при осуществлении оценочной деятельности застрахована в установленном порядке.

Таким образом, оснований для признания данного отчета об оценке недопустимым доказательством не имеется.

В ходе производства по административному делу, в том числе в определении от 5 мая 2022 года о принятии административного искового заявления к производству и судебных извещениях от 6 мая 2022 года, было разъяснено административным ответчикам и заинтересованным лицам право заявить ходатайство о назначении судебной экспертизы либо представить доказательства иной величины рыночной стоимости объекта.

Однако участвующие в деле лица соответствующим правом не воспользовались.

Таким образом, представленные административным истцом доказательства не опровергнуты ответчиками и заинтересованными лицами и свидетельствуют о том, что оспариваемая архивная кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером существенно превышает его рыночную стоимость, чем нарушены права и законные интересы административного истца в сфере налогообложения.

При таких обстоятельствах суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 248-249 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление ООО «Амета», поданное в суд 1 апреля 2022 года, - удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером площадью 460,6 кв.м, местоположение: <адрес>, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 25 октября 2018 года – 6 383 000 руб.

Настоящее решение после его вступления в законную силу является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта, установленной в размере его рыночной стоимости по состоянию на 25 октября 2018 года, в качестве новой кадастровой стоимости объекта, подлежащей применению для целей налогообложения с 25 октября 2018 года по 31 декабря 2021 года включительно.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Калининградский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Решение в окончательной форме изготовлено 3 июня 2022 года.

Судья Калининградского

областного суда А.А. Струкова