ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1424/2022 от 13.09.2022 Самарского областного суда (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Самара

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Клюева С.Б.,

при секретаре Абсалямовой В.Н.,

с участием прокурора Борисовой М.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1424/2022 по административному иску ФИО1 к Думе городского округа Самара об оспаривании нормативных правовых актов в части,

установил:

ФИО1 обратился в Самарский областной суд с административным иском к Думе городского округа Самара, в котором, с учетом уточнения требований, просит признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу:

- Генеральный план городского округа Самара, утвержденный решением Дyмы городского округа Самара от 20 марта 2008 года № 539 в редакции решения Думы городского округа от 07.02.2012 № 181, в части установления на схеме № 5 «Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры» красных линий в границах земельного участка с кадастровым номером по адресу ;

- Правила застройки и землепользования, утвержденные постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 года № 61 в редакции решения Думы городского округа Самара от 29 декабря 2020 года № 45, в части нахождения земельного участка c кадастровым земельного участка c кадастровым номером по адресу: в двух территориальных зонах: застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4) и зоне парков, бульваров, набережных (Р-2).

В обоснование требований указано, что в собственности административного истца находится земельный участок площадью 712 кв. с кадастровым номером , граница которого состоит из 6 контуров. Из распоряжения Департамента градостроительства городского округа Самара от 30.12.2021 № РД-2073 «Об отказе в заключении соглашения o перераспределении земельных участков» административному истцу стало известно o том, что земельный участок c кадастровым номером площадью 712 кв.м. c видом разрешенного использования - «занимаемый жилым домом c приусадебным участком» расположен в двух территориальных зонах: Ж-4 – зона застройки многоэтажными жилыми домами, и P-2 – зона парков, бульваров, набережных. Кроме того, из данного распоряжения также следует, что земельный участок расположен в границах красных линий. Аналогичная информация содержится также в Градостроительном плане земельного участка № РФ-63-3-01-0-00-2022-0007.

B соответствии разделом 3 «Документы территориального планирования муниципального образования» выписки из Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара от 28.02.2022 № Д05-01-01/1621-0-2 на № 2 б/н от 21.02.2022, земельный участок расположен на территории Планируемые территории многоэтажного строительства и на Планируемые парки, скверы, бульвары и набережные. Часть земельного участка находится в зоне красных линий согласно решению Думы городского округа Самара от 05.12.2019 № 477. Из раздела 5 «Градостроительное планирование» названной выписки из ИСОГД следует что по Карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 № 61 в соответствии c решением Думы городского округа Самара от 29.21.2020 № 45 земельный участок частично находится в зоне Ж-4 – Зона застройки многоэтажными жилыми домами и часть в зоне Р-2. Зона парков, бульваров, набережных. Кроме того, на часть земельного участка установлены требования ст. 13 Правил застройки и землепользования, утвержденные постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 № 61 в соответствии c Решением Думы городского округа Самара от 29.12.2020 № 45. При обработке представленных кадастровому инженеру документов, последним оформлено заключение кадастрового инженера, из которого следует, что действительно многоконтурный земельный участок c кадастровым номером расположен в двух территориальных зонах Ж-4 и Р-2. Расположение земельного участка одновременно в двух территориальных зонах противоречит требованиям части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации РФ и части 2 статьи 85 3К РФ.

Полагает, что отнесение Правилами застройки и землепользования в г. Самаре принадлежащих ему земельных участков к двум территориальным зонам, установление красных линий нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку лишает возможности реализовать надлежащим образом свои права на земельный участок с кадастровым номером .

В судебном заседании представитель административного истца ФИО2, действующий на основании доверенности от 20.06.2022, поддержал уточненные административные требования по основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика Думы городского округа Самара ФИО3, действующий на основании доверенности от 28.09.2021, возражал против удовлетворения административного иска, пояснив, что оснований для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим в части не имеется, поскольку он принят уполномоченным органом в пределах компетенции, в установленной форме и с соблюдением процедуры принятия, соответствует нормам законодательства, имеющего большую юридическую силу. Считает, что нахождение земельного участка в двух территориальных зонах обусловлено его созданием в данных границах путем слияния двух земельных участков, принадлежавших административному истцу после принятия оспариваемого нормативного правового акта, при этом указанное обстоятельство само по себе не создает препятствий в его использовании, в связи с чем права административного истца не нарушаются оспариваемым нормативным правовым актом.

Представители заинтересованных лиц Департамента градостроительства городского округа Самара, главы городского округа Самара, администрации городского округа Самары в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

От заинтересованного лица Департамента градостроительства городского округа Самара поступили письменные пояснения о том, что Решением Думы городского округа от 29.04.2022 № 182 «О внесении изменения в Решение Думы городского округа Самара от 20 марта 2008 года № 539 «Об утверждении Генерального плана городского округа Самара», Генеральный план городского округа Самара приведен в соответствие с нормами Градостроительного кодекса РФ. Утвержденные решением Думы городского округа Самара от 29.04.2022 № 182 Приложения к Генеральному плану городского округа Самара, в том числе Приложение № 4 «Карта планируемого размещения объектов местного значения в области обеспечения объектами транспортной инфраструктуры» не содержат сведения о красных линиях, обозначающих границы территорий общего пользования, которые ранее были отображены на схеме № 5 «Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры Генерального плана городского округа Самара, утвержденного решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 № 539, в редакции Решения Думы городского округа Самара от 07.02.2012 № 181. Оспариваемый нормативный правовой акт изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.

От представителя заинтересованного лица Главы городского округа Самара поступили письменные возражения о том, что согласно выпискам из ИСОГД г.о. Самара, представленным Департаментом, земельный участок c кадастровым номером 63:01:0634002:352 площадью 389 кв.м был расположен в двух территориальных зонах Ж-4, Р-2 в соответствии с Решением Думы городского округа Самара от 29.12.2020 № 45 «О внесении изменений в Постановление Самарской Городской Думы от 26.04.2021 № 61 «Об утверждении Правил застройки и землепользования в городе Самаре». Часть земельного участка располагалась в границах красных линий. Земельный с кадастровым номером 63:01:0634002:332 площадью 323 кв.м был расположен в территориальной зоне Ж-4 в соответствии с Решением Думы городского округа Самара от 29.12.2020 № 45 «О внесении изменений в Постановление Самарской Городской Думы от 26.04.2021 № 61 «Об утверждении Правил застройки и землепользования в городе Самаре». Часть земельного участка также располагалась в границах красных линий. Земельный участок с кадастровым номером , образованный в результате объединения земельных участков 63:01:0634002:352, 63:01:0634002:332 и расположен в двух территориальных зонах Ж-4, Р-2. Часть земельного участка расположена в границах красных линий Генерального плана городского округа Самара, утвержденного решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 № 539. Спорный земельный участок находится в функциональной зоне «природных ландшафтов».

В соответствии со ст.ст. 150, 213 КАС РФ, суд полагает возможным рассматривать дело в отсутствие неявившихся лиц.

Определением Самарского областного суда от 13.09.2022 производство по настоящему административному делу в части требования ФИО1 к Думе городского округа Самара о признании недействующим Генерального плана городского округа Самара, утвержденного Решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 № 539 в редакции решения Думы г.о. Самара от 7 февраля 2012 года № 181 в части установления на Схеме № 5 «Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры» красных линий в границах земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: прекращено.

Выслушав объяснения представителей сторон, заключение прокурора, полагавшего административный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, проверив оспариваемые положения нормативного правового акта на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.

Согласно частям 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Кодексу.

Частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно пункту 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункту 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32 ГрК РФ, утверждение правил землепользования и застройки, генерального плана относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительный орган местного самоуправления городского округа принимает муниципальные правовые акты.

Муниципальное образование город Самара является городским округом с внутригородским делением (статья 1 Закона Самарской области от 30 марта 2015 года № 23-ГД «Об осуществлении местного самоуправления на территории городского округа Самара Самарской области»).

Положениями пунктов 2, 14 части 1 статьи 6 Закона Самарской области от 11.03.2005 г. № 94-ГД «О земле» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся: установление правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований в Самарской области; иные полномочия, предоставленные им федеральным законодательством, законодательством Самарской области, уставами муниципальных образований в Самарской области и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно пункта «а» части 1 статьи 22, пункта 26 части 1 статьи 7 Устава городского округа Самара, утвержденного решением Думы городского округа Самара от 10.07.2006 г. № 294, Дума городского округа Самара является представительным органом городского округа, ей принадлежит право от лица всего населения городского округа принимать решения по вопросам своего ведения, к её полномочиям относится, в частности, утверждение генерального плана городского округа и правил землепользования и застройки.

Постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 г. № 61 утверждены Правила застройки и землепользования в городе Самаре, которые официально опубликованы в издании «Самарская неделя» от 16 июня 2001 года N 24.

Оспариваемые Правила застройки и землепользования приняты уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции с соблюдением формы принятия муниципальных нормативных правовых актов, порядка принятия и утверждения, а также официального опубликования, по процедуре их принятия не оспариваются.

Правила землепользования и застройки являются документов градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).

Составной частью Правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ), содержащая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 ГрК РФ).

При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований (пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ). Данная норма корреспондирует общему правилу, установленному частью 3 статьи 9 ГрК РФ, об обязательности документов территориального планирования для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования.

В соответствии с требованиями части 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ, должен быть соблюден принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану.

Территориальные зоны конкретизируют положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам, в соответствии с нормами статей 1, 34, 35 ГрК РФ, пункта 3.1.5 Инструкции о порядке, разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя России от 29.10.2002 года N 150.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 ГрК РФ, внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется при их несоответствии генеральному плану муниципального образования.

В соответствии с частью 12 статьи 9 ГрК РФ, утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон. Правовой режим определяется градостроительными регламентами, которые включаются в правила землепользования и застройки.

В силу части 4 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации физические и юридические лица вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке.

Из материалов дела следует, что ФИО1 на праве собственности принадлежали земельные участки с кадастровыми номерами , , расположенные по адресу:

В результате объединения земельных участков образован земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу:

Земельный участок с кадастровым номером поставлен на государственный кадастровый учет 02.11.2021 с видом разрешенного использования: занимаемый жилым домом с приусадебным участком.

Согласно сведениям из информационной системы градостроительной деятельности городского округа Самары земельный участок с кадастровым номером по карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре частично располагается в двух территориальных зонах: в зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4) и в зоне парков, бульваров, набережных (Р-2).

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.

Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

Согласно части 2 статьи 36 ГрК РФ градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон; требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.

В соответствии с частью 4 статьи 30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.

Расположение земельного участка с кадастровым номером по карте правового зонирования действующих Правил застройки и землепользования в городе Самаре в двух территориальных зонах: зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4) и зоне парков, бульваров, набережных (Р-2) противоречит требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы административного истца на использование земельного участка в соответствии с его назначением, а также приводит к правовой неопределенности режима этого земельного участка.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт в части установления двух территориальных зон в границах вышеуказанного земельного участка противоречат пункту 2 статьи 85 ЗК РФ, части 4 статьи 30 ГрК РФ, части 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ.

В связи с этим следует признать недействующими со дня вступления в законную силу решения суда Правила застройки и землепользования в городе Самаре в части установления в отношении земельного участка с кадастровым номером двух территориальных зон: зоны застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4) и зоны парков, бульваров, набережных (Р-2).

Доводы административного ответчика об отсутствии нарушения прав административного истца установлением в отношении земельного участка двух территориальных зон являются необоснованными, поскольку данное обстоятельство в рамках действующего правового регулирования означает сохранение неопределенности правового режима земельного участка, что ограничивает право административного истца на использование принадлежащего ему на праве собственности земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования.

Доводы представителя административного ответчика о том, что нахождение земельного участка в двух территориальных зонах, обусловлено его созданием в данных границах путем слиянием двух земельных участков, ранее принадлежавших административному истцу, после принятия оспариваемого нормативного правового акта, не могут быть приняты во внимание, поскольку в ходе рассмотрении дела установлено, что земельный участок c кадастровым номером , площадью 389 кв.м на момент слияния его с земельным участком с кадастровым номером площадью 323 кв.м уже был расположен в двух территориальных зонах Ж-4 и Р-2.

Таким образом, учитывая, что территориальное зонирование указанного земельного участка не отвечает требованиям принадлежности его только к одной территориальной зоне, суд приходит к выводу, что Правила застройки и землепользования в оспариваемой части приняты с нарушением действующего законодательства, противоречат Генеральному плану городского округа Самара и ограничивают право административного истца на использование участка по назначению, ввиду неопределенности его правового режима.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что административные требования ФИО1 в части признания недействующими Правил застройки и землепользования, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 года № 61 в редакции решения Думы городского округа Самара от 29 декабря 2020 года № 45, в части нахождения земельного участка c кадастровым земельного участка c кадастровым номером по адресу: в двух территориальных зонах: зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4) и зоне парков, бульваров, набережных (Р-2) обоснованы и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», суд полагает, что нормативный акт подлежит признанию не действующими в оспариваемой части со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208 - 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р е ш и л :

Требования ФИО1 удовлетворить.

Признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу Правила застройки и землепользования в городе Самара, утвержденные постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 № 61 в редакции решения Думы городского округа Самара от 29.12.2020 № 45, в части отнесения земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: , к двум территориальным зонам – зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-4) и зоне парков, бульваров, набережных (Р-2).

Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании «Самарская газета» в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Самарского областного суда Клюев С.Б.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 26.09.2022