к делу № 3а-1426/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«20» ноября 2019 года город Краснодар
Краснодарский краевой суд в составе:
председательствующего судьи: Бендюк А.К.
при помощнике судьи: Покусаевой А.Ю.
с участием:
- представителя административного истца < Ф.И.О. >1 А.А., действующего на основании доверенности, < Ф.И.О. >6
- прокурора: Руденко М.В.
- представителя Департамента имущественных отношений Краснодарского края, действующего на основании доверенности, < Ф.И.О. >5
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению < Ф.И.О. >1 к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании нормативного правового акта недействующим в части,
У С Т А Н О В И Л:
< Ф.И.О. >1 обратилась в суд с административным иском к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании недействующим Приказа Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 декабря 2018 года <...> в части утверждения пунктов 742, 743,744,745,746,747 «Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год.
В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на то, что в Перечень в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включено недвижимое имущество:
- нежилое здание, наименование: торговый центр, площадью 1473,7 кв.м., кадастровый <...>, расположенное по адресу: <...>
- нежилое здание, наименование: данные отсутствуют, площадью 403 кв.м., кадастровый <...>, расположенное по адресу: <...>
- нежилое здание, наименование: данные отсутствуют, площадью 6 кв.м., кадастровый <...>, расположенное по адресу: <...>
- нежилое здание, наименование: данные отсутствуют, площадью 848,1 кв.м., кадастровый <...>, расположенное по адресу: <...>
- нежилое здание, наименование: данные отсутствуют, площадью 475,8 кв.м., кадастровый <...>, расположенное по адресу: <...>
- нежилое здание, наименование: данные отсутствуют, площадью 373,8 кв.м., кадастровый <...>, расположенное по адресу: <...>
< Ф.И.О. >1 является собственником вышеуказанных объектов недвижимого имущества. Административный истец указывает, что включение указанных объектов недвижимого имущества в перечень объектов недвижимого имущества противоречит требованиям статьи 378.2 НК РФ, статьи 1.1 Закона Краснодарского края «О внесении изменений в закон Краснодарского края «О налоге на имущество организаций» <...>-К3 от <...>
Включение данных объектов недвижимого имущества в перечень нарушает права и законные интересы < Ф.И.О. >1 в сфере экономической деятельности, так как необоснованно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
В судебном заседании представитель административного истца на основании доверенности < Ф.И.О. >6 поддержал заявленные требования.
Представитель административного ответчика Департамента имущественных отношений Краснодарского края на основании доверенности < Ф.И.О. >5 просил в удовлетворении административного искового заявления отказать.
Представитель заинтересованного лица администрации Краснодарского края в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания был извещен надлежащим образом.
Прокурор < Ф.И.О. >4 в судебном заседании в заключении указала, что административный иск не подлежит удовлетворению, поскольку установлено, что спорные объекты недвижимого имущества подпадают под нормы, установленные действующим законодательством необходимые для включения в перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется, как кадастровая стоимость.
Изучив доводы административного иска и отзыва на него, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства и материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора, суд считает административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Руководствуясь частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении настоящего административного дела, суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном иске, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ в полном объеме.
Проверяя полномочия ДИО КК на принятие оспариваемых нормативных правовых актов (административным истцом данные полномочия не оспариваются), суд исходит из следующего.
<...> принят приказ ДИО КК <...>, которым утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год, согласно приложению к данному приказу.
В соответствии с пунктом «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.
Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Как указано в пункте 1 части 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Согласно ч.1 статьи 2 Закона Краснодарского края от <...><...>-КЗ «О внесении изменений в закон Краснодарского края «О налоге на имущество организаций» (далее Закон КК <...>-КЗ), высший исполнительный орган государственной власти Краснодарского края с учетом положений пунктов 3, 4 и 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 части 2 статьи Закон Краснодарского края <...>-КЗ, уполномоченный орган исполнительной власти Краснодарского края в сфере имущественных и земельных отношений не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций: определяет в соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Как следует из пункта 3.52 Положения о Департаменте имущественных отношений Краснодарского края (далее Положение о ДИО КК), утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от <...><...>, Департамент в пределах своей компетенции осуществляет следующие функции: определяет не позднее первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций в соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет его в указанный срок в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю и размещает на своем официальном сайте или на официальном сайте администрации Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Таким образом, суд приходит к выводу, что административный ответчик по делу Департамент имущественных отношений Краснодарского края является в Краснодарском крае уполномоченным государственным органом, утверждающим перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Рассматривая вопрос о соблюдении процедуры принятия оспариваемых нормативных правовых актов, судом установлены следующие обстоятельства.
Оспариваемый Приказ от <...><...> принят в соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от <...><...>, а также Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от <...><...> «Об организации работы по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость».
Таким образом, судом не установлено обстоятельств, свидетельствующих о нарушении порядка принятия приказа Департамента имущественных отношений Краснодарского края от <...><...>.
Рассматривая вопрос соблюдения порядка публикации оспариваемого нормативного правового акта, что не оспаривается административным истцом, суд исходит из следующего.
Согласно пункту 3 части 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с подпунктом «в» пункта 1 части 2 статьи Закон Краснодарского края <...>-КЗ, уполномоченный орган исполнительной власти Краснодарского края в сфере имущественных и земельных отношений размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте администрации Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от <...><...> «Об официальном сайте департамента имущественных отношений Краснодарского края в сети Интернет» утверждены Положение об официальном сайте Департамента имущественных отношений Краснодарского края; Регламент информационного наполнения официального сайта ДИО КК; Перечень информации о деятельности ДИО КК, размещаемой на официальном сайте Департамента имущественных отношений Краснодарского края. Согласно данному приказу и приложениям к ним, официальный сайт Департамента имущественных отношений Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» расположен по адресу http://diok.ru.
Согласно представленным административным ответчиком документам, оспариваемые приказы опубликованы на вышеуказанном официальном сайте Департамента имущественных отношений Краснодарского края, который служит официальным источником публикаций нормативных правовых актов Департамента имущественных отношений Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
С учетом вышеизложенного, суд считает, что порядок публикации оспариваемых нормативно-правовых актов не нарушен.
Учитывая указанные обстоятельства, суд приходит к выводу, что оспариваемые приказы Департамента имущественных отношений Краснодарского края являются нормативными правовыми актами, изданными уполномоченным органом государственной власти, принятыми с соблюдением порядка принятия таких актов и опубликованными в установленном порядке.
Проверяя доводы административного истца о несоответствии оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушении его прав, суд установил следующие обстоятельства.
Согласно части 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Таким образом, законодатель предусмотрел, что объект недвижимости может быть отнесен к объектам недвижимости в целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации при условии его соответствия любому из приведенных в части 3 указанной статьи критериев: вид разрешенного использования земельного участка; разрешенное использование или наименование помещений здания (строения, сооружения); фактическое использование здания (строения, сооружения).
Согласно пункту 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3,4,5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Судом установлено, что < Ф.И.О. >1 на праве собственности принадлежит недвижимое имущество:
- нежилое здание, наименование: торговый центр, площадью 1473,7 кв.м., кадастровый <...>, расположенное по адресу: <...>
- нежилое здание, наименование: данные отсутствуют, площадью 403 кв.м., кадастровый <...>, расположенное по адресу: <...>
- нежилое здание, наименование: данные отсутствуют, площадью 6 кв.м., кадастровый <...>, расположенное по адресу: <...>
- нежилое здание, наименование: данные отсутствуют, площадью 848,1 кв.м., кадастровый <...>, расположенное по адресу: <...>
- нежилое здание, наименование: данные отсутствуют, площадью 475,8 кв.м., кадастровый <...>, расположенное по адресу: <...>
- нежилое здание, наименование: данные отсутствуют, площадью 373,8 кв.м., кадастровый <...>, расположенное по адресу: <...>
Согласно техническому паспорту (экспликация к поэтажному плану здания (строения), по состоянию на <...> объект недвижимости с кадастровым номером <...> состоит из санузлов, торговых залов, подсобных и нежилых помещений, кабинетов, является торговым центром. Торговые залы занимают более 20% площади объекта.
Аналогичные сведения содержатся в техническом паспорте по состоянию на <...>, копия которого представлена представителем административного ответчика в судебном заседании.
Согласно выписке из ЕГРН по состоянию на <...> данный объект недвижимости также является торговым центром.
Согласно техническому паспорту (экспликация к поэтажному плану здания (строения), по состоянию на <...> объект недвижимости с кадастровым номером <...> состоит из нежилых помещений, является нежилым зданием.
Согласно техническому паспорту (экспликация к поэтажному плану здания (строения), по состоянию на <...> объект недвижимости с кадастровым номером <...> состоит из нежилых помещений, является нежилым зданием.
Согласно техническому паспорту (экспликация к поэтажному плану здания (строения), по состоянию на <...> объект недвижимости с кадастровым номером <...> состоит из нежилых помещений, является нежилым зданием.
Согласно техническому паспорту (экспликация к поэтажному плану здания (строения), по состоянию на <...> объект недвижимости с кадастровым номером <...> состоит из подвалов, нежилых помещений, коридора, является нежилым зданием.
Согласно выпискам из ЕГРН по состоянию на <...> данные объекты недвижимости также являются нежилыми зданиями.
Согласно выпискам из ЕГРН разрешенное использование земельных участков, на котором расположены данные объекты – «торговый центр», «для размещения объектов торговли».
Кроме того, п. 4 Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от <...> N 319 (ред. от <...>) "Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений" установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется Уполномоченным органом в отношении отдельно стоящих зданий (строений, сооружений) и помещений, соответствие которых назначению, предусмотренному подпунктом 2 пункта 1, пунктами 3, 4, 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, невозможно определить на основании сведений о назначении, разрешенном использовании или наименовании помещений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, или документов технического учета (инвентаризации).
В судебном заседании представителем административного ответчика представлено письмо администрации муниципального образования <...>, содержащее сведения о фактическом использовании объектов недвижимого имущества, от <...><...>, согласно которому фактическое использование спорных объектов недвижимого имущества – торговые центры, выставки товаров.
Принимая во внимание вышеприведенные обстоятельства, учитывая назначение объектов недвижимости в документах технического учета (инвентаризации), виды разрешенного использования земельных участков, указанные в выписке из ЕГРН, суд приходит к выводу о том, что в соответствии с критериями, установленными частями 3,5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, объекты отвечают признакам объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база могла быть определена исходя из кадастровой стоимости, в связи с чем подлежит включению в Перечень на 2019 год.
Таким образом, фактические обстоятельства дела свидетельствуют о том, что принадлежащие административному истцу объекты недвижимости с кадастровыми номерами <...> используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Учитывая приведенные обстоятельства в их совокупности, суд приходит к выводу, что Департамент имущественных отношений Краснодарского края включил спорные объекты в Перечень с соблюдением требований Налогового кодекса и Порядка, объекты отвечают требованиям, установленным законодателем в ст. 378.2 Налогового кодекса для отдельных объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
С учетом изложенного суд считает, что административные исковые требования < Ф.И.О. >1 не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180, 215-217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административных исковых требований < Ф.И.О. >1 к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании недействующим Приказа Департамента имущественных отношений Краснодарского края от <...><...> в части утверждения пунктов 742, 743, 744, 745, 746, 747 «Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, отказать.
Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено <...>.
Судья: А.К. Бендюк
к делу № 3а-1426/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(резолютивная часть)
«20» ноября 2019 года город Краснодар
Краснодарский краевой суд в составе:
председательствующего судьи: Бендюк А.К.
при помощнике судьи: Покусаевой А.Ю.
с участием:
- представителя административного истца < Ф.И.О. >1 А.А., действующего на основании доверенности, < Ф.И.О. >6
- прокурора: Руденко М.В.
- представителя Департамента имущественных отношений Краснодарского края, действующего на основании доверенности, < Ф.И.О. >5
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению < Ф.И.О. >1 к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании нормативного правового акта недействующим в части.
Руководствуясь статьями 175-180, 215-217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административных исковых требований < Ф.И.О. >1 к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании недействующим Приказа Департамента имущественных отношений Краснодарского края от <...><...> в части утверждения пунктов 742, 743, 744, 745, 746, 747 «Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, отказать.
Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Судья: А.К. Бендюк