Дело № 3а-1426/2021 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Московская область Московский областной суд в составе: председательствующего судьи Елизаровой М.Ю. при ведении протокола помощником судьи Тарасовой И.В. рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании незаконным решения об отказе в пересчете кадастровой стоимости, установил: ФИО1 (далее административный истец) обратился в Московский областной суд с административным исковым заявлением о признании решения ГБУ Московской области Центр кадастровой оценки от 12.10.2021 об отказе в пересчете кадастровой стоимости объектов недвижимости незаконны, обязании произвести перерасчет. В обоснование заявленных требований указал, что на праве собственности ему принадлежит нежилое помещение, площадью 2874,6 кв. метров с кадастровым номером <данные изъяты> расположенное в здании производственно-коммерческого центра с кадастровым номером <данные изъяты>. Нежилое помещение площадью 220.9 кв. метров с кадастровым номером <данные изъяты> принадлежит ФИО2, помещение площадью 1397.5 кв. метров с кадастровым номером <данные изъяты> принадлежат на праве собственности ООО «Клин-Продукт». В рамках государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость здания определена в размере 87 318 730.00 рублей, помещения по состоянию на 20.04.2018 в размере 24 130 484.75 рублей. Данная стоимость определена исходя из назначения здания «магазин», содержащегося в ЕГРН. Вместе с тем, решением Клинского городского суда МО, вступившим в силу 23.07.2021г., установлена техническая ошибка в сведениях ЕГР относительно характеристик приведенного выше здания, в части его наименования и площади помещения. Правильным признано по состоянию на 2015 г. наименование здания как «производственно-коммерческий центр», площадью 4493 кв. метров, площадь нежилого помещения 2874.6 кв. метров. ФИО1 обратился с заявлением в ГБУ Московской области Центр кадастровой оценки для перерасчета кадастровой стоимости, однако решением от №875/2021 от 12.10.2021 в пересчете кадастровой стоимости объекта недвижимости, помещения с кадастровым номером <данные изъяты> и здания с кадастровым номером <данные изъяты> было отказано. Находит данное решение незаконным, просит его отменить. В судебном заседании представитель ФИО1 поддержала требования. Указала, что на момент обращения сведения ЕГРН содержали данные по объектам с учетом устранения ошибки принятым решением суда. Кроме того, копия решения Клинского суда была приложена при обращении. Представитель ГБУ Московской области Центр кадастровой оценки в судебном заседании указала, что при принятии оспариваемого решения руководствовались данным ЕГРН. Оснований для перерасчета не установили. Заинтересованные лица Министерство имущественных отношений Московской области, ООО «Клин Продукт», ФИО2 в суд не явились, извещены. Суд, выслушав сторон, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, приходит к следующему. В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Исходя из положений пункта 1 части 1 статьи 248, части 1 статьи 245 КАС РФ, статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее - Закон о государственной кадастровой оценке) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При этом под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости, включая оспаривание решений и действий (бездействия) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (пункт 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»). На территории Московской области Государственная кадастровая оценка проводится в соответствии с Федеральным законом о государственной кадастровой оценке и Методическими указаниями, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 12.05.2017 № 226 (далее - Методические указания). На основании Распоряжения Правительства Московской области от 29.11.2016 № 356-РП/44 создано государственное бюджетное учреждение Московской области «Центр кадастровой оценки». В соответствии с распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 30.11.2017 № 13ВР-1766 «О проведении государственной кадастровой оценки государственным бюджетным учреждением Московской области «Центр кадастровой оценки» в 2018 году проведена государственная кадастровая оценка в отношении всех видов объектов недвижимости, а также всех категорий земель, расположенных на территории Московской области, за исключением категорий земель лесного фонда. Судом установлено, что ФИО1 на праве собственности принадлежит нежилое помещение, площадью 2874,6 кв. метров с кадастровым номером <данные изъяты>. Указанное помещение расположено в здании с кадастровым номером <данные изъяты>. В здании также расположено нежилое помещение площадью 220.9 кв. метров с кадастровым номером <данные изъяты>, принадлежащее ФИО2 и помещение площадью 1397.5 кв. метров с кадастровым номером <данные изъяты>, принадлежащее на праве собственности ООО «Клин-Продукт». В рамках государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость здания определена в размере 87 318 730.00 рублей, помещения по состоянию на <данные изъяты> в размере 24 130 484.75 рублей. Указанная кадастровая стоимость рассчитана органом, по данным содержащимся в ЕГРН в отношении нежилого здания с назначением «магазин», площадью 2469.5 кв. метров. Вместе с тем, решением Клинского городского суда Московской области, вступившим в силу 23.07.2021г. сведения, содержащиеся об объекте в ЕГРН в части его наименования и площади помещения признаны технической ошибкой. Правильным признано по состоянию на август 2015 г. наименование здания как «производственно-коммерческий центр», площадью 4493 кв. метров, площадь нежилого помещения признана правильной 2874.6 кв. метров. 08.09.2021 года ФИО1 обратился с заявлением в ГБУ Московской области Центр кадастровой оценки об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости в части несоответствия сведений об объекте. В качестве оснований для перерасчета стоимости, представлено решение Клинского городского суда Московской области. 12.10.2021 года ГБУ Московской области «Центр кадастровой оценки» приято решение №875/2021 об отказе в пересчете кадастровой стоимости объекта недвижимости, помещения с кадастровым номером <данные изъяты> и здания с кадастровым номером <данные изъяты>. Основанием для отказа в удовлетворении заявления ГБУ указано на то, что по данным ЕГРН объект недвижимости – помещение учтено с площадью 2874.60 кв. метров, здание с площадью 2469.5 кв. метров, сведения об изменении характеристик объектов данные ЕГРН не содержат. Административным истцом заявлены требования об оспаривании решения бюджетного учреждения на основании части 1 статьи 21 Федерального Закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке". В соответствии с указанной нормой Федерального закона, регламентирующей порядок рассмотрения обращений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости (в редакции, действовавшей в юридически значимый период), бюджетные учреждения, осуществившие определение кадастровой стоимости, рассматривают обращения об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости. Ошибками, допущенными при определении кадастровой стоимости, являются: единичная техническая ошибка, системная техническая ошибка, единичная методологическая ошибка, системная методологическая ошибка (часть 2 статьи 21 Закона о государственной кадастровой оценке).Согласно части 3 статьи 21 Закона о государственной кадастровой оценке с обращением об исправлении технических и (или) методологических ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, в бюджетное учреждение вправе обратиться юридические лица и физические лица, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления. В силу положений частей 13, 22 данного Федерального закона по итогам рассмотрения обращения об исправлении технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, бюджетным учреждением могут быть приняты: решение о пересчете кадастровой стоимости в связи с наличием технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости; решение об отказе в пересчете кадастровой стоимости, если наличие технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, не выявлено. Решение бюджетного учреждения, принятое по итогам рассмотрения обращения об исправлении технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, может быть оспорено в суде. Судом установлено и следует из материалов дела, кадастровая стоимость нежилого помещения определена по состоянию на 1 января 2018 года в размере 101 642 608.00 рублей, здания в размере 87 318 730.00 рублей и утверждена распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области №15ВР-1633 на основании отчета об итогах государственной кадастровой оценки зданий, помещений, объектов незавершенного строительства, на территории Московской области по состоянию на 1 января 2018 года. Государственная кадастровая оценка рассматриваемого здания проводилась в 2018 году на основании Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» в соответствии с Методическими указаниями о государственной кадастровой оценке, утвержденными приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 мая 2017 года № 226. Настоящие методические указания о государственной кадастровой оценке определяют правила установления кадастровой стоимости объектов недвижимости: земельных участков и иных объектов недвижимости, в том числе объектов капитального строительства (ОКС) и предназначены для определения кадастровой стоимости бюджетным учреждением субъекта Российской Федерации, наделенного полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости. В соответствии с пунктом 2.2. Методических указаний для целей подготовки к проведению государственной кадастровой оценки уполномоченным в сфере проведения государственной кадастровой оценки органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) обеспечивается предоставление сведений Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), а также сведений, содержащихся в учетно-технической документации (далее - техническая документация (при наличии). Управлением Росреестра по Московской области в соответствии с частью 5 статьи 13 Закона о государственной кадастровой оценке и пунктом 2.2 Методических указаний сформированы и предоставлены сведения о характеристиках объектов недвижимости, содержащихся в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной оценке, на основании информации, единого государственного реестра недвижимости по состоянию на 1 января 2018 года. В пункте 5.1. Методических указаний в приложении №3 приведен примерный перечень ценообразующих факторов для целей установления кадастровой стоимости. Ценообразующие факторы должны быть представлены в унифицированном виде, например, расстояние - в км; площадь - в кв. метрах; материал стен - согласно классам конструктивных систем, приведенным для целей Указаний в приложении N 4 к Указаниям. При определении кадастровой стоимости нежилого здания оценщиком использованы сведения, предоставленные Росреестром по Московской области, относительно вида здания с кадастровым номером <данные изъяты> «магазин» и его площадью 2469.5 кв. метров. Вместе с тем, как установлено в ходе рассмотрения дела Клинским городским судом Московской области 17.06.2021г. принято решение, которым в сведениях, содержащихся в ЕРН об объекте недвижимости- здании с кадастровым номером <данные изъяты> в части наименования объекта указанного как «магазин, торговый центр» установлена наличие технической ошибки, указанные сведения исключены из реестра. Кроме того установлено наличие ошибочных данных содержащихся в реестре в части площади здания -2469.5 кв. метров. По состоянию на 10.08.2015г. правильным признано вид объекта – здание, наименование –производственно-коммерческий центр, площадь 4493 кв. метров. Описание объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> решение признано как нежилое помещение, площадью 2874.6 кв. метров. Данное решение вступило в законную силу 23.07.2021г. и исполнено Управлением Росреестра по Московской области. По данным ЕГРН на момент обращения ФИО1 с заявлением в ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» об исправлении ошибки при определении кадастровой стоимости содержались измененные сведения в соответствии с решением суда. Кроме того, копия судебного акта была представлена административным истцом ГБУ МО «Центр кадастровой оценки» при подаче заявления. Согласно части 2 статьи 21 Закона о кадастровой оценке, ошибками, допущенными при определении кадастровой стоимости, являются описка, опечатка, арифметическая ошибка или иная ошибка, повлиявшие на величину кадастровой стоимости одного или нескольких объектов недвижимости. Из указанной нормы следует, что для установления единичной методологической ошибки необходимо наличие следующих условий: нарушение должно влиять на величину кадастровой стоимости объекта недвижимости, определение кадастровой стоимости должно не соответствовать положениям Методических указаний, которые определяют правила установления кадастровой стоимости объектов недвижимости и предназначены для определения кадастровой стоимости бюджетным учреждением субъекта Российской Федерации, наделенным полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости. Указанные обстоятельства в ходе рассмотрения дела нашли свое подтверждение. Определенная кадастровая стоимость объектов недвижимости с применением характеристик об объекте, в частности ошибочных сведений о наименовании здания и его площади, безусловно, привело к искажению кадастровой стоимости, как самого объекта – здания, так и расположенного в нем помещения. Учитывая, что на момент принятия оспариваемого решения ГБУ МО Центр кадастровой оценки обладал сведениями, указывающими на наличие обстоятельств влияющих на кадастровую стоимость объектов, принятое решение ГБУ МО Центр кадастровой оценки №875/2021 от 12.10.2021 об отказе в пересчете стоимости не возможно признать законным. Возложить обязанность на ГБУ МО Центр кадастровой оценки произвести по состоянию на 01.01.2018 года перерасчет кадастровой стоимости здания с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты> исходя из площади 4493 кв. метров и вида назначения: здание «производственно-коммерческий центр» и помещения с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 2874.6 кв. метров. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, РЕШИЛ: административное исковое заявление ФИО3 удовлетворить. Признать решение ГБУ МО Центр кадастровой оценки №875/2021 от 12.10.2021 об отказе в пересчете кадастровой стоимости объекта недвижимости, помещения с кадастровым номером <данные изъяты> и здания с кадастровым номером <данные изъяты> незаконным. Обязать ГБУ МО Центр кадастровой оценки произвести по состоянию на 01.01.2018 года перерасчет кадастровой стоимости помещения с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 2874.6 кв. метров и здания с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты> исходя из площади 4493 кв. метров и вида назначения: здание «производственно-коммерческий центр». На решение может быть подана апелляционная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Решение суда в окончательной форме изготовлено 17.12.2021г. Судья М.Ю. Елизарова |