ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-142/18 от 06.12.2018 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Дело № 3а-142/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

6 декабря 2018 года г. Чита

Забайкальский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Васильевой Т.И.,

при секретаре Соломиной О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мишустиной М.С. об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере, равном их рыночной стоимости,

установил:

1 ноября 2018 года Мишустина М.С. в лице представителя по доверенности Казановой О.С. обратилась в Забайкальский краевой суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости:

земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для складирования строительных материалов, расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на 1 января 2014 года в размере, равном его рыночной стоимости, – <данные изъяты> рублей;

земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для складирования материалов и оборудования, расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на 1 января 2014 года в размере, равном его рыночной стоимости, – <данные изъяты> рублей;

земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для обслуживания и использования объектов недвижимости производственного назначения (склады, гаражи, насосная станция, проходная, котельная, АЗС), расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на 1 января 2014 года в размере, равном его рыночной стоимости, – <данные изъяты> рублей.

В обоснование требований представитель административного истца указала, что на названных земельных участках, находящихся в собственности Российской Федерации, расположены принадлежащие Мишустиной М.С. на праве собственности сооружение – автозаправочная станция с кадастровым номером расположенное по адресу: <адрес> здание – насосная со скважиной с кадастровым номером расположенное по адресу: <адрес>; здание – контора с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, в связи с чем, административный истец имеет права на их выкуп. Выкупная цена земельных участков в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 марта 2015 года № 279 «Об утверждении Правил определения цены земельного участка, находящегося в федеральной собственности, при заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов» подлежит определению в размере их кадастровой стоимости.

Кадастровая стоимость земельных участков на 1 января 2014 года определена в размере <данные изъяты> рублей, <данные изъяты> рублей, <данные изъяты> рублей соответственно, что существенно превышает их рыночную стоимость, определенную в отчетах об определении рыночной стоимости недвижимого имущества от 29 октября 2018 года, от 30 октября 2018 года, от 26 октября 2018 года. Данное обстоятельство нарушает права Мишустиной М.С., поскольку ведет к необоснованному увеличению выкупной цены земельных участков.

В судебное заседание административный истец Мишустина М.С., ее представитель Казанова О.С. не явились, представили письменное ходатайство о рассмотрении дела без их участия.

Административные ответчики Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю, заинтересованные лица Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае, Администрация городского округа «Город Чита», извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили.

Заинтересованное лицо ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Забайкальскому краю, извещенное о времени и месте рассмотрения дела, просило о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, суд полагает требования подлежащими удовлетворению на основании нижеследующего.

Пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса РФ установлено исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду гражданами, юридическими лицами, являющимися собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом.

При заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности (подпункт 1 пункт 2 статьи 39.4 Земельного кодекса РФ).

В соответствии с пунктом 2 Правил определения цены земельного участка, находящегося в федеральной собственности, при заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 марта 2015 года № 279, цена земельного участка определяется в размере его кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 названных Правил.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Исходя из пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 316 от 08 апреля 2000 года, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.

Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, Земельный кодекс Российской Федерации допускает определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из рыночной стоимости.

Порядок проведения государственной кадастровой оценки регламентирован Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности).

Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности (статья 3 указанного закона).

Статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц в суде или комиссии, при этом для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости.

Таким образом, лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности вправе обратиться с заявлением в суд об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной, поскольку величина кадастровой стоимости определяет размер выкупной цены указанного земельного участка.

По смыслу положений части 5 статьи 247, части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) обязанность доказывания наличия оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости лежит на административном истце.

Как следует из материалов дела, в собственности Российской Федерации находится земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для складирования строительных материалов, расположенный по адресу: <адрес> (выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 23 октября 2018 года – т. 1 л.д. 14-15).

Сведения об участке внесены в государственный реестр недвижимости 04 сентября 2006 года.

Приказом Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от 10 декабря 2014 года № 6/нпа «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов, расположенных на территории Забайкальского края» кадастровая стоимость указанного земельного участка утверждена по состоянию на 1 января 2014 года в размере <данные изъяты> рублей.

Сведения о данном размере кадастровой стоимости 3 января 2015 года внесены в государственный кадастр недвижимости, что удостоверяется кадастровой справкой о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 19 октября 2018 года; на момент рассмотрения дела установленная кадастровая стоимость является действующей.

На названном земельном участке расположено принадлежащее Мишустиной М.С. на праве собственности сооружение – автозаправочная станция с кадастровым номером (выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 22 октября 2018 года – т. 1 л.д. 16).

Земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для складирования материалов и оборудования, расположенный по адресу: <адрес>, находится в собственности Российской Федерации (выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 23 октября 2018 года – т. 1 л.д. 18-19).

Сведения об участке внесены в государственный реестр недвижимости 04 сентября 2006 года.

Приказом Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от 10 декабря 2014 года № 6/нпа «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов, расположенных на территории Забайкальского края» кадастровая стоимость указанного земельного участка утверждена по состоянию на 1 января 2014 года в размере <данные изъяты> рублей.

Сведения о данном размере кадастровой стоимости 3 января 2015 года внесены в государственный кадастр недвижимости, что удостоверяется кадастровой справкой о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 19 октября 2018 года; на момент рассмотрения дела установленная кадастровая стоимость является действующей.

На названном земельном участке расположено принадлежащее Мишустиной М.С. на праве собственности здание – насосная со скважиной с кадастровым номером (выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 22 октября 2018 года – т. 1 л.д. 20).

Земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для обслуживания и использования объектов недвижимости производственного назначения (склады, гаражи, насосная станция, проходная, котельная, АЗС), расположенный по адресу: <адрес>, находится в собственности Российской Федерации (выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 28 сентября 2018 года – т. 1 л.д. 22-23).

Сведения об участке внесены в государственный реестр недвижимости 04 сентября 2006 года.

Приказом Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от 10 декабря 2014 года № 6/нпа «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов, расположенных на территории Забайкальского края» кадастровая стоимость указанного земельного участка утверждена по состоянию на 1 января 2014 года в размере <данные изъяты> рублей.

Сведения о данном размере кадастровой стоимости 3 января 2015 года внесены в государственный кадастр недвижимости, что удостоверяется кадастровой справкой о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 27 сентября 2018 года; на момент рассмотрения дела установленная кадастровая стоимость является действующей.

На названном земельном участке расположено принадлежащее Мишустиной М.С. на праве собственности здание – контора с кадастровым номером (выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 1 октября 2018 года – т. 1 л.д. 24).

В подтверждение того, что кадастровая стоимость земельных участков превышает их рыночную стоимость, в материалы дела представлены отчеты об определении рыночной стоимости недвижимого имущества от 29 октября 2018 года, от 30 октября 2018 года, от 26 октября 2018 года, составленные оценщиком Денисовым П.И., являющимся членом Общероссийской Общественной организации «Российское общество оценщиков» (регистрационный от 24 октября 2017 года), ответственность оценщика при осуществлении оценочной деятельности застрахована: состраховщики – СПАО «Ингосстрах», ОАО «АльфаСтрахование» период действия договора – с 1 июля 2017 года по 31 декабря 2018 года (страховой полис от 7 апреля 2017 года), квалификационный аттестат от 29 марта 2018 года.

В отчетах приведена подробная информация о количественных и качественных характеристиках объектов оценки, изложены результаты проведенного анализа рынка оцениваемых земельных участков, в частности, проанализирована система факторов, оказывающих влияние на спрос, предложение и цены сопоставимых объектов недвижимости.

В соответствии со статьей 14 Закона об оценочной деятельности при проведении оценки оценщик имеет право самостоятельно применять методы оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки.

Отказываясь от применения затратного подхода, оценщик указал на то, что земля являясь неисчерпаемым ресурсом, не имеет восстановительной стоимости, исключается применение принципов воссоздания или замены; отсутствует информация о ценах сделок и предложений с едиными объектами недвижимости, аналогичными объекту недвижимости, включающему в себя оцениваемый земельный участок.

Основанием для отказа от применения доходного подхода к оценке рыночной стоимости земельного участка послужила недостаточность информации, возможной к использованию в качестве сопоставимой для выделения чистого операционного дохода, создаваемого улучшениями земельного участка, из чистого операционного дохода единого объекта недвижимости.

В качестве наиболее приемлемого для оценки рыночной стоимости объекта недвижимости оценщиком избран метод сравнения продаж в рамках сравнительного подхода, представляющего собой согласно положениям пункта 12 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки» (ФСО № 1), утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 297, совокупность методов оценки, основанных на получении стоимости объекта оценки путем сравнения оцениваемого объекта с объектами-аналогами. При этом под объектом-аналогом понимается объект, сходный объекту оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость (пункт 10 ФСО № 1).

При реализации указанного подхода к оценке выбраны по три объекта-аналога, определена совокупность характеристик, влияющих на стоимость объектов сравнения, по каждому из которых выполнена корректировка значения единицы сравнения либо обосновано отсутствие корректировки.

На основании примененной методики рыночная стоимость объектов оценки с учетом допущений и ограничений по состоянию на 1 января 2014 года определена: земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для складирования строительных материалов, расположенного по адресу: <адрес>, – в размере <данные изъяты> рублей;

земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для складирования материалов и оборудования, расположенного по адресу: <адрес>, - в размере <данные изъяты> рублей;

земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для обслуживания и использования объектов недвижимости производственного назначения (склады, гаражи, насосная станция, проходная, котельная, АЗС), расположенного по адресу: <адрес>, - в размере <данные изъяты> рублей.

В ходе рассмотрения настоящего административного дела каких-либо возражений от участвующих относительно содержания отчетов об определении рыночной стоимости недвижимого имущества от 29 октября 2018 года, от 30 октября 2018 года, от 26 октября 2018 года в качестве доказательств заявленной величины рыночной стоимости объектов недвижимости не поступило. Данных о том, что рыночная стоимость названных объектов является иной, нежели отражено в отчетах, суду не представлено. О назначении и проведении судебной оценочной экспертизы участники судебного процесса не просили.

При таком положении, оценив отчеты об определении рыночной стоимости недвижимого имущества по правилам, установленным в статье 84 КАС РФ, суд полагает, что кадастровая стоимость подлежит установлению по состоянию на 1 января 2014 года в отношении земельного участка с кадастровым номером в размере, равном его рыночной стоимости, - <данные изъяты> рублей; земельного участка с кадастровым номером в размере, равном его рыночной стоимости, - <данные изъяты> рублей земельного участка с кадастровым номером в размере, равном его рыночной стоимости, - <данные изъяты> рублей.

Таким образом, требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере, равном их рыночной стоимости, подлежат удовлетворению.

В силу статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Забайкальскому краю с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости Мишустина М.С. не обращалась.

На основании изложенного, рыночная стоимость объекта недвижимости подлежит внесению в Единый государственный реестр недвижимости в качестве кадастровой стоимости и подлежит использованию на период с 1 января 2018 года до вступления в силу нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.

При решении вопроса о распределении судебных расходов, суд учитывает разъяснения, содержащиеся в Постановлении Конституционного Суда РФ от 11 июля 2017 года № 20-П, Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», и полагает возможным в связи с удовлетворением требований административного истца при наличии существенной разницы в стоимости объекта взыскать с административного ответчика – Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, как органа, утвердившего оспариваемый результат оценки кадастровой стоимости земельного участка, сумму уплаченной при подаче административного искового заявления государственной пошлины в размере 900 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Мишустиной М.С. об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере, равном их рыночной стоимости, удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для складирования строительных материалов, расположенного по адресу: <адрес>, в размере, равном его рыночной стоимости: <данные изъяты> рублей, по состоянию на 1 января 2014 года на период с 1 января 2018 года до вступления в силу нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для складирования материалов и оборудования, расположенного по адресу: <адрес>, в размере, равном его рыночной стоимости: <данные изъяты> рублей, по состоянию на 1 января 2014 года на период с 1 января 2018 года до вступления в силу нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для обслуживания и использования объектов недвижимости производственного назначения (склады, гаражи, насосная станция, проходная, котельная, АЗС), расположенного по адресу: <адрес>, в размере, равном его рыночной стоимости: <данные изъяты> рублей, по состоянию на 1 января 2014 года на период с 1 января 2018 года до вступления в силу нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости считать поданным 1 ноября 2018 года.

Решение является основанием для внесения сведений о новой кадастровой стоимости земельных участков органом регистрации прав в Единый государственный реестр недвижимости.

Взыскать с Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края в пользу Мишустиной М.С. расходы на уплату государственной пошлины в размере 900 (девятьсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Забайкальского краевого суда.

Судья (подпись) Т.И. Васильева

Решение изготовлено 06.12.2018.

Решение в законную силу не вступило.

Подлинник решения подшит в материалах административного дела № 3а-142/2018, находящегося в производстве Забайкальского краевого суда.