ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-142/20 от 10.07.2020 Калининградского областного суда (Калининградская область)

Дело № 3а-142/2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Судья Калининградского областного суда Ткач Е.И.,

при секретаре Лемех М.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ОАО «Завод ЖБИ-2» к Правительству Калининградской области, управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

ОАО «Завод ЖБИ-2» обратилось в суд с вышеназванным административным иском указав, что общество является арендатором земельного участка площадью 31 542 кв.м с кадастровым номером 39:13:020021:119 расположенного по адресу: Калининградская область, Черняховский район, по направлению 100м на северо-запад от поселка Ново-Каменское, с категорией земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с разрешенным использованием – под размещение временных административно-бытового комплекса и вспомогательных площадок.

Постановлением Правительства Калининградской области от 22 ноября 2018 года № 704 утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 39:13:020021:119 по состоянию на 01 января 2018 года в размере 6 890 980,74 руб. Сведения о кадастровой стоимости внесены в ЕГРН 22 января 2019 года.

Не согласившись с установленной кадастровой стоимостью, общество обратилось к оценщику ФИО1, которым составлен Отчет об оценке № З-035-2019 от 23 сентября 2019 года и определена рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 39:13:020021:119 по состоянию на 01 января 2018 года в размере 2 896 000 рублей.

ОАО «Завод ЖБИ-2» просит установить кадастровую стоимость вышеуказанного земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2018 года в размере 2 896 000 рублей, поскольку размер арендных платежей исчисляется из кадастровой стоимости, тем самым нарушаются права общества как арендатора земельного участка.

В судебном заседании представитель административного истца ОАО «Завод ЖБИ-2» ФИО2 по доверенности заявленные требования поддержала и просила их удовлетворить.

Представители Правительства Калининградской области, управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Представитель администрация МО «Черняховский городской округ» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть заявленные требования в его отсутствие, Представил письменное пояснение, из которого следует, что против удовлетворения административного иска возражает, поскольку считает, что рыночная стоимость земельного участка является заниженной.

Представитель заинтересованного лица филиал ФГБУ «ФКП управления Росреестра по Калининградской области» в судебное заседание не явился, просил заявленные требования рассмотреть в его отсутствие.

Выслушав пояснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В соответствии с частью 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (ч. 5 ст. 65 ЗК РФ).

Согласно статье 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (ч. 1).

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (ч. 3 ст. 66 ЗК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Заявление об оспаривании может быть подано в комиссию или в суд со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения новой государственной кадастровой оценки или по итогам оспаривания кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, или в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона. (ч. 4 ст. 22).

Согласно части 1 статьи 24 названного Федерального закона к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов, устанавливается переходный период применения настоящего федерального закона с 1 января 2017 года до 1 января 2020 года.

В течение переходного периода государственная кадастровая оценка может проводиться в соответствии с настоящим Федеральным законом или в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» с учетом особенностей, предусмотренных федеральными законами (ч. 2 ст. 24).

Решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с настоящим Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (ч. 3 ст. 24).

Постановлением Правительства Калининградской области от 10 марта 2017 года № 90 «О дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценки» установлена дата перехода к проведению государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ - 1 апреля 2017 года.

Постановлением Правительства Калининградской области от 14 апреля 2017 № 190 «О проведении государственной кадастровой оценки на территории Калининградской области…» постановлено провести на территории Калининградской области кадастровую оценку категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения – в 2018 году.

В соответствии со статьей 66 ЗК РФ, статьей 15 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» Правительством Калининградской области принято постановление от 22 ноября 2018 года № 704 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Калининградской области».

Судом установлено, что ОАО «Завод ЖБИ-2» является арендатором земельного участка с кадастровым номером 39:13:020021:119 на основании договора аренды земельного участка № 11-м/2013 от 14 июня 2013 года (срок аренды до 31 декабря 2035 г.) (л.д.10-23).

Согласно данному договору и приложению к нему арендная плата земельного участка определяется из кадастровой стоимости.

Постановлением Правительства Калининградской области от 22 ноября 2018 года № 704 утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 39:13:020021:119 по состоянию на 01 января 2018 года в размере 6 890 980 руб. Сведения о кадастровой стоимости внесены в ЕГРН 22 января 2019 года. Дата начала применения кадастровой стоимости с 01 января 2019 года (л.д.24).

В подтверждение доводов об оспаривании утвержденной кадастровой стоимости спорного земельного участка Обществом представлен Отчет об оценке № З-035-2019 от 23 сентября 2019 года, подготовленный оценщиком <данные изъяты>, которым рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 39:13:020021:119 по состоянию на 01 января 2018 года определена в размере 2 896 000 рублей (л.д.26-56).

Оценщик <данные изъяты> имеет квалификационный аттестат в области оценочной деятельности по направлению «Оценка недвижимости», является членом Ассоциации СРОО «СВОД», деятельность застрахована в ООО «Абсолют Страхование».

Согласно статье 14 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», оценщик имеет право самостоятельно применять методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки.

Рыночная стоимость объекта оценки определена оценщиком в рамках сравнительного подхода методом сравнения продаж. Отказ от использования иных подходов и методов для оценки стоимости земельного участка оценщиком обоснован.

Для сравнения оценщиком отобраны три объекта сравнения (аналоги) – земельных участков, применены необходимые корректировки, в том числе корректировка на местоположение. Отказ от применения иных корректировок оценщиком обоснован. В Отчете присутствуют ссылки на источники используемой информации.

Изучив представленный административным истцом Отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка, суд приходит к выводу, что Отчет соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, Федеральным стандартам оценки, содержит необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости вышеназванного объекта недвижимости.

Представленные административным истцом доказательства свидетельствуют о том, что содержащаяся в Едином государственном реестре недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 39:13:020021:119, существенно отличается от определенной оценщиком рыночной стоимости этого же объекта недвижимости.

Анализируя обстоятельства дела, представленные доказательства, суд полагает подлежащим удовлетворению заявленный административный иск ОАО «Завод ЖБИ-2», поскольку несоответствие кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости влечет нарушение прав административного истца, являющегося арендатором земельного налога.

В соответствии с частью 5 статьи 247 КАС РФ стороны по административному делу обязаны доказать, те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.

Каких-либо доказательств, опровергающих правильность выводов, изложенных в Отчете об оценке, суду административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, равно как и доказательств в подтверждение того, что земельный участок с кадастровым номером 39:13:020021:119 по состоянию на 01 января 2018 года имел иную рыночную стоимость.

При вышеприведенных обстоятельствах, суд считает доказанным, что по состоянию на 01 января 2018 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 39:13:020021:119 составляет 2 896 000 рублей, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости.

В соответствии со статьей 24.20 Закона об оценочной деятельности в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Датой подачи ОАО «Завод ЖБИ-2» заявления об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 39:13:020021:119 равной его рыночной стоимости является дата обращения в комиссию – 26 сентября 2019 года.

Руководствуясь статьями 175-180, 248-249 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ОАО «Завод ЖБИ-2» удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 31 542 кв.м, с кадастровым номером 39:13:020021:119 расположенного по адресу: Калининградская область, Черняховский район, по направлению 100м на северо-запад от поселка Ново-Каменское по состоянию на 01 января 2018 года в размере рыночной стоимости 2 896 000 рублей.

Датой предъявления требований считать дату обращения в комиссию – 26 сентября 2019 года.

Решение суда об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости после его вступления в законную силу является основанием для ее внесения в качестве новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Калининградский областной суд в течение месяца с даты составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено 24 июля 2020 года.

Судья Е.И. Ткач