ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-142/2017 от 12.10.2017 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело N 3а-140/2017

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Г.Хабаровск 12 октября 2017 г.

Хабаровский краевой суд в составе председательствующего судьи Иском Е.П., при секретаре Диановой О.С., с участием прокурора Криковцовой Е.Г., представителя административного истца Акционерного общества «Лермонтовское» Горячева Д.В., представителя административного ответчика Правительства Хабаровского края Пак Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Акционерного общества «Лермонтовское» о признании недействующим подпункта 2 пункта 2.1 раздела 2 Порядка и условий предоставления субсидий сельскохозяйственным производителям Хабаровского края на возмещение части прямых понесенных затрат на приобретение сельскохозяйственной техники, утвержденного Постановлением Правительства Хабаровского края №382-пр от 26.10.2016г. (в ред. Постановления Правительства Хабаровского края от 16.05.2017г. №190-пр) с даты принятия нормативного акта

УСТАНОВИЛ:

26 октября 2016 года Правительством Хабаровского края принято Постановление №382-пр «Об утверждении порядка и условий предоставления субсидий сельскохозяйственным производителям Хабаровского края на возмещение части прямых понесенных затрат на приобретение сельскохозяйственной техники» (далее Постановление №382-пр).

Постановление №382-пр опубликовано на Официальном интернет-портал нормативных правовых актов Хабаровского края http://laws.khv.gov.ru, 27.10.2016.

Акционерное общество «Лермонтовское» обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании противоречащим законодательству и недействующим с даты принятия нормативного акта подпункта 2 пункта 2.1 раздела 2 Порядка и условий предоставления субсидий сельскохозяйственным производителям Хабаровского края на возмещение части прямых понесенных затрат на приобретение сельскохозяйственной техники как несоответствующего статье 78 Бюджетного кодекса РФ, Постановлению Правительства РФ от 06.09.2016 N 887 (ред. от 09.08.2017) "Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг", Постановлению Правительства Российской Федерации №717 от 14.07.2012г. «О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012-2013 годы» ( Приложение 11).

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что подпункт 2 пункта 2.1 раздела 2 Порядка и условий предоставления субсидий устанавливает условие предоставления субсидии - наличие чистой прибыли у сельскохозяйственного товаропроизводителя за год, предшествующий году подачи документов на предоставление субсидии, по данным отчетности о финансово-экономическом состоянии сельскохозяйственных товаропроизводителей агропромышленного комплекса по формам, установленным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации за год, предшествующий году подачи документов на предоставление субсидии.

14.11.2016г. на основании указанного Порядка и условий АО «Лермонтовское» обратилось в уполномоченный орган Министерство сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий Хабаровского края за предоставлением субсидии на возмещение части прямых понесенных затрат на приобретение сельскохозяйственной техники. 13.12.2016г. Министерство, рассмотрев вышеуказанное обращение, приняло решение об отказе в предоставлении Обществу субсидии, на том основании, что по результатам анализа отчетности финансово-экономического состояния за 2015 год у Общества отсутствует чистая прибыль, что не соответствует требованиям подпункта 2 пункта 2.1 раздела 2 Порядка и условий.

Требования оспариваемого нормативного правового акта противоречат вышеуказанным нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу, поскольку устанавливают не предусмотренные федеральным законодательством ограничения. Оспариваемое положение создает препятствие для допуска юридических лиц к процедуре отбора получателей субсидий, является формальным основанием для отказа в предоставлении субсидий.

В судебном заседании представитель административного истца Горячев Д.В., исковые требования поддержал по вышеизложенным основаниям, просил их удовлетворить. Суду пояснил, что оспариваемое условие носит дискриминационный характер и нарушает права Общества.

Представитель административного ответчика Правительства Хабаровского края Пак Ю.В. исковые требования не признала, пояснила что оспариваемое Постановление №331-пр принято Правительством края в пределах полномочий и с соблюдением порядка принятия данного акта.
Хабаровский край не участвовал в государственной программе развития сельского хозяйства, утвержденной Постановлением Правительства РФ от14.07.2012 №717. Субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям предоставляются из бюджета Хабаровского края и правила предоставления субсидий, предусмотренные указанной программой, к спорным правоотношениям не применяются. Предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям является правом уполномоченного органа Хабаровского края, осуществляется в рамках полномочий субъекта РФ по поддержке сельского хозяйства, что предполагает создание условий для реализации этого полномочия путем принятия соответствующих правовых актов. Оспариваемое положение не противоречит федеральному законодательству, не нарушает прав административного истца.

Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, выслушав прокурора, считающего заявленные требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

В силу п.1 и пп. 9 п. 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится в том числе решение вопросов поддержки сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами), разработки и реализации государственных программ (подпрограмм) субъекта Российской Федерации, содержащих мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства, и проектов в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

В силу п.2., п.3 ч.4 ст. 5, Федеральный закон от 29.12.2006 N 264-ФЗ (ред. от 01.07.2017) "О развитии сельского хозяйства" основными направлениями государственной аграрной политики является формирование и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие его инфраструктуры; государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции.

В силу ч.1 ст.6 указанного Федерального закона для реализации государственной аграрной политики могут применяться следующие меры: предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пп.2 п.2 Согласно ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;

В силу пп.2 п.3 указанной статьи Бюджетного Кодекса РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять цели, условия и порядок предоставления субсидий.

Из изложенного следует, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Правительством Хабаровского края в пределах полномочий с соблюдением порядка принятия нормативного акта.

Согласно подпункта 2 пункта 2.1 раздела 2 Порядка и условий предоставления субсидий сельскохозяйственным производителям Хабаровского края на возмещение части прямых понесенных затрат на приобретение сельскохозяйственной техники, утвержденных Постановлением №382-пр (далее Порядок и условия), одним из условий предоставления субсидии является наличие чистой прибыли у сельскохозяйственного товаропроизводителя за год, предшествующий году подачи документов на предоставление субсидии, по данным отчетности о финансово-экономическом состоянии сельскохозяйственных товаропроизводителей агропромышленного комплекса по формам, установленным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации за год, предшествующий году подачи документов на предоставление субсидии.

Оспаривая данное положение Порядка и условий, административный истец полагает, его противоречащим статье 78 Бюджетного кодекса РФ, Постановлению Правительства РФ от 06.09.2016 N 887 (ред. от 09.08.2017) "Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг", Постановлению Правительства Российской Федерации №717 от 14.07.2012г. «О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012-2013 годы» ( Приложение 11).

Суд полагает, что данные доводы административного истца являются необоснованными по следующим основаниям.

Статьей 78 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что порядок и условия предоставления субсидий устанавливаются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, в случае предоставления субсидии из бюджета РФ.

Указанной статьей не устанавливается и не ограничивается перечень условий предоставления субсидий.

Также п.3 указанной статьи Бюджетного Кодекса РФ предусмотрено, что нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лица, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 06.09.2016 N 887 определены общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.

В пп. «е» п.4 указанного Постановления установлено, что при определении условий и порядка предоставления субсидий указываются требования, которым должны соответствовать получатели субсидии на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения (либо принятие решения о предоставлении субсидии, если правовым актом, регулирующим предоставление субсидий в порядке возмещения затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не предусмотрено заключение соглашения), или на иную дату, определенную правовым актом:

у получателей субсидий должна отсутствовать

- неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов;

- просроченная задолженность по возврату в бюджет бюджетной системы Российской Федерации, из которого планируется предоставление субсидии в соответствии с правовым актом;

- получатели субсидий не должны являться иностранными юридическими лицами, а также российскими юридическими лицами, в уставном (складочном) капитале которых доля участия иностранных юридических лиц;

- получатели субсидий не должны получать средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, из которого планируется предоставление субсидии в соответствии с правовым актом, на основании иных нормативных правовых актов или муниципальных правовых актов на цели, указанные в подпункте "б" пункта 3 настоящего документа.

В соответствии с пп. «ж» п.4 могут устанавливаться иные требования, определенные правовым актом, которым должны соответствовать получатели субсидий на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения (либо принятие решения о предоставлении субсидии, если правовым актом, регулирующим предоставление субсидий в порядке возмещения затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не предусмотрено заключение соглашения), или на иную дату, определенную правовым актом.

Таким образом, приведенным правовым регулированием государственному органу субъекта Российской Федерации предоставлено право самостоятельно устанавливать дополнительные условия предоставления субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации.

Приложением 11, Постановления Правительства Российской Федерации №717 от 14.07.2012г. «О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012-2013 годы» установлены цели, условия и порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов агропромышленного комплекса (далее - объекты), а также на приобретение техники и оборудования на цели предоставления субсидий.

Оспариваемым Постановлением №382-пр устанавливаются Порядок и условия предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям Хабаровского края на возмещение части прямых понесенных затрат на приобретение сельскохозяйственной техники из бюджета Хабаровского края, в связи с чем оснований для проверки его на соответствие положениям Постановления Правительства Российской Федерации №717 от 14.07.2012г., которое устанавливает условия и порядок предоставления субсидий из федерального бюджета, не имеется.

Учитывая вышеизложенное, суд полагает, что доводы административного истца о несоответствии оспариваемого нормативного правового акта законодательству Российской Федерации не нашли своего подтверждения в судебном заседании.

Предоставление субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации, является компетенцией субъекта Российской Федерации, в связи с чем установление оспариваемого условия предоставления субсидии является правом Правительства Хабаровского края.

Доводы административного истца о дискриминационном характере оспариваемой нормы, создании препятствий для допуска юридических лиц к процедуре отбора получателей субсидий не имеют правового значения для разрешения настоящего спора, поскольку в силу п.8 ст.213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. В случае установления такого несоответствия, суд выясняет нарушены ли данным нормативным правым актом права, свободы и законные интересы административного истца. В судебном заседании не установлено, что оспариваемое Постановление №382-пр не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и нарушает права заявителя.

Оспариваемая норма, согласно которой одним из условий предоставления субсидии является наличие чистой прибыли, отвечает принципу эффективности использования бюджетных средств, не нарушает права административного истца, а определяет условия реализации этого права.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции Правительства Хабаровского края, федеральному закону, иным нормативным правовым актам не противоречит, в связи с чем, основания для удовлетворения требования административного истца отсутствуют.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации

РЕШИЛ:

Акционерному обществу «Лермонтовское» в удовлетворении требований о признании недействующим подпункта 2 пункта 2.1 раздела 2 Порядка и условий предоставления субсидий сельскохозяйственным производителям Хабаровского края на возмещение части прямых понесенных затрат на приобретение сельскохозяйственной техники, утвержденного Постановлением Правительства Хабаровского края №382-пр от 26.10.2016г. (в ред. Постановления Правительства Хабаровского края от 16.05.2017г. №190-пр) с даты принятия нормативного акта отказать.

Сообщение о принятии настоящего решения опубликовать в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края http:// http://laws.khv.gov.ru.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в административную коллегию Верховного Суда РФ через Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме

Решение в окончательной форме принято 17 октября 2017г.

Судья Хабаровского краевого суда Е.П.Иском